Эволюция текущих платежей в отношениях по банкротству

(Новоселов А.)

("Корпоративный юрист", 2009, N 4)

Текст документа

ЭВОЛЮЦИЯ ТЕКУЩИХ ПЛАТЕЖЕЙ В ОТНОШЕНИЯХ ПО БАНКРОТСТВУ

А. НОВОСЕЛОВ

Новоселов Андрей, судья Федерального арбитражного суда Московского округа.

Законодательство Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) исходит из факта существования денежных обязательств, требования из которых подлежат удовлетворению вне очереди в период проведения процедур, введенных в отношении должника в соответствии с Законом о банкротстве и применяемых в деле о банкротстве. Подход к определению видов денежных обязательств, требования из которых подлежат удовлетворению вне очереди (текущих обязательств, текущих платежей), изменяется вместе с законодательством о банкротстве.

Сами понятия "текущие обязательства", "текущие платежи" применительно к банкротству введены в их современном значении Федеральным законом от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (в дальнейшем - Закон о банкротстве 2002 г.). Рассмотрение положений Закона Российской Федерации от 19 ноября 1992 г. "О несостоятельности (банкротстве) предприятий" не имеет практического смысла.

Согласно п. 1 ст. 106 Федерального закона от 8 января 1998 г. N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве 1998 г.), вне очереди покрываются судебные расходы, расходы, связанные с выплатой вознаграждения арбитражным управляющим, текущие коммунальные и эксплуатационные платежи должника, а также удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам должника, возникшим в ходе наблюдения, внешнего управления и конкурсного производства. В п. 3 ст. 105 Закона о банкротстве 1998 г. было указано, что с основного счета должника оплачиваются: расходы, связанные с выплатой вознаграждения конкурсному управляющему; текущие коммунальные и эксплуатационные платежи должника; расходы, связанные с публикацией сообщения и сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, а также с уведомлением кредиторов должника; иные расходы, связанные с осуществлением конкурсного производства.

Вместе с тем вопрос о правовом положении и очередности удовлетворения требований по денежным обязательствам, возникшим до принятия заявления о признании должника банкротом, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства, в Законе о банкротстве 1998 г. отражения не нашел. Эта проблема была разрешена судебной практикой. Так, в п. 21 приложения к информационному письму Президиума ВАС Российской Федерации от 14 июня 2001 г. N 64 "О некоторых вопросах применения в судебной практике Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" разъяснено, что требования по денежным обязательствам и обязательным платежам, срок исполнения которых наступил после введения внешнего управления, удовлетворяются в период внешнего управления в общем порядке с соблюдением очередности, установленной статьей 855 ГК РФ и федеральными законами.

Под влиянием сложившейся судебной практики в Законе о банкротстве 2002 г. появилась ст. 5 "Текущие платежи", согласно п. 1 которой в целях настоящего Федерального закона под текущими платежами понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом, а также денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства.

К таким соответствующим процедурам банкротства следует отнести наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление. В силу п. 1 ст. 126 Закона о банкротстве 2002 г. с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства срок исполнения возникших до открытия конкурсного производства денежных обязательств и уплаты обязательных платежей должника считается наступившим.

К текущим обязательствам, погашаемым вне очереди за счет конкурсной массы, п. 1 ст. 134 Закона о банкротстве 2002 г. относит судебные расходы должника, в том числе:

- расходы на опубликование сообщений, предусмотренных статьями 28 и 54 настоящего Федерального закона;

- расходы, связанные с выплатой вознаграждения арбитражному управляющему, реестродержателю;

- текущие коммунальные и эксплуатационные платежи, необходимые для осуществления деятельности должника;

- требования кредиторов, возникшие в период после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и до признания должника банкротом, а также требования кредиторов по денежным обязательствам, возникшие в ходе конкурсного производства, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом;

- задолженность по заработной плате, возникшую после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом, и по оплате труда работников должника, начисленную за период конкурсного производства;

- иные расходы, связанные с проведением конкурсного производства.

В случае, если прекращение деятельности организации должника или ее структурных подразделений может повлечь за собой техногенные и (или) экологические катастрофы либо гибель людей, вне очереди также погашаются расходы на проведение мероприятий по недопущению возникновения указанных последствий.

Таким образом, Закон о банкротстве 2002 г. выделил две группы текущих платежей в деле о банкротстве и в процедурах банкротства:

1) денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом;

2) денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие до принятия заявления о признании должника банкротом, но срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства.

Особое положение текущих платежей и кредиторов по текущим платежам в деле о банкротстве и в процедуре банкротства определено в п. 2 ст. 5 Закона о банкротстве 2002 г., согласно которому требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов, а сами эти кредиторы при проведении соответствующих процедур банкротства не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве. Соответственно, кредиторы по текущим платежам не имеют права на подачу заявления о признании должника банкротом (ст. 11 Закона о банкротстве 2002 г.), на участие в собрании кредиторов с правом голоса (ст. 12 Закона о банкротстве 2002 г.) и, соответственно, не могут участвовать в избрании комитета кредиторов или лично участвовать в принятии решений, отнесенных Законом к компетенции собрания кредиторов должника (комитета кредиторов), в том числе - о введении процедур банкротства.

Общим для текущих платежей является также то, что они погашаются вне очереди, то есть даже до удовлетворения требований кредиторов первой очереди.

Вместе с тем разделение текущих платежей на два вида в зависимости от времени возникновения обязательств имело глубокий смысл, поскольку от времени возникновения обязательства должника по уплате денежных средств кредитору или уполномоченному органу зависели правовое положение такого платежа и очередность удовлетворения требований кредитора в деле о банкротстве и в процедурах банкротства, а следовательно, объем прав кредитора.

Денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие до принятия заявления о признании должника банкротом, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства, являлись текущими платежами только в той процедуре банкротства, в которой наступил срок их исполнения. С даты введения следующей процедуры банкротства должника они переставали быть текущими и становились конкурсными требованиями, соответственно, кредиторы по текущим требованиям и обязательным платежам переходили в разряд конкурсных кредиторов.

Таким образом, после введения процедуры банкротства, следующей за той, в период которой наступил срок исполнения денежного обязательства или уплаты обязательного платежа, возникших до принятия заявления о признании должника банкротом, требования могли быть предъявлены только в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве, и кредиторы по таким требованиям приобрели права конкурсных кредиторов. Например, если срок платежа по договору, заключенному до принятия заявления о признании должника банкротом, наступил после введения наблюдения в отношении должника, то в данной процедуре такое требование является текущим. Кредитор вправе обратиться в суд, арбитражный суд с иском о взыскании денежной суммы с должника. Однако кредитор по такому денежному требованию в стадии наблюдения не является конкурсным кредитором и не вправе участвовать в собраниях кредиторов с правом голоса и, соответственно, в принятии решения о введении последующих процедур банкротства в отношении должника.

После введения любой следующей процедуры банкротства требования по обязательству, возникшему до принятия заявления о признании должника банкротом, срок исполнения по которому наступил в период наблюдения, переходили в разряд конкурсных требований. Такое требование могло быть заявлено должнику только в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве 2002 г. После включения его в реестр требований кредиторов должника кредитор по такому требованию становился конкурсным кредитором.

Необходимо отметить, что приведенные положения следовало применять с учетом определений понятий денежного обязательства, обязательных платежей, кредиторов, конкурсных кредиторов, уполномоченных органов, содержащихся в ст. 2 Закона о банкротстве 2002 г.

Платежи по обязательствам, возникшим после принятия заявления о признании должника банкротом, относятся к текущим платежам независимо от изменения процедуры банкротства.

С учетом изложенного неправильное определение вида текущего платежа могло повлечь существенное и часто неисправимое нарушение прав и законных интересов как кредиторов по текущим обязательствам, так и конкурсных кредиторов, на защиту интересов которых направлен Закон о банкротстве 2002 г.

В силу п. 3 ст. 134 Закона о банкротстве 2002 г. очередность удовлетворения требований кредиторов по текущим денежным обязательствам должника, указанным в п. 1 ст. 134, определяется в соответствии со ст. 855 ГК РФ.

Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 296-ФЗ в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" 2002 г. были внесены существенные изменения, которые коснулись и норм, регулирующих отношения по текущим обязательствам должника.

В редакции названного Федерального закона п. 1 ст. 5 Закона о банкротстве выглядит следующим образом: "В целях настоящего Федерального закона под текущими платежами понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом. Возникшие после возбуждения производства по делу о банкротстве требования кредиторов об оплате поставленных товаров, оказанных услуг и выполненных работ являются текущими".

В свою очередь, п. 1 ст. 134 Закона о банкротстве 2002 г., в редакции Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 296-ФЗ, приобрел следующий вид: "Вне очереди за счет конкурсной массы погашаются требования кредиторов по текущим платежам преимущественно перед кредиторами, требования которых возникли до принятия заявления о признании должника банкротом. В случае если прекращение деятельности организации должника или ее структурных подразделений может повлечь за собой техногенные и (или) экологические катастрофы либо гибель людей, вне очереди также погашаются расходы на проведение мероприятий по недопущению возникновения указанных последствий".

Таким образом, изменения, внесенные в ст. 5 и 134 Закона о банкротстве 2002 г. Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 296-ФЗ, четко определяют текущие обязательства, текущие платежи в деле о банкротстве, устанавливая главным критерием отнесения денежных обязательств и обязательных платежей к текущим платежам момент возникновения обязательства, из которого возникло требование. Под текущими платежами понимаются только денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом.

Подобный подход к определению текущих платежей облегчит кредиторам должника, в отношении которого возбуждено дело о банкротстве, возможность правильно определить свои права и, соответственно, порядок своих действий: либо подавать заявление о включении требований в реестр требований кредиторов должника, либо обращаться в суд с исковым заявлением в общем порядке и в таком же порядке требовать исполнения решения суда.

Арбитражному суду после указанных изменений Закона о банкротстве 2002 г. будет проще определить статус кредитора, обращающегося с заявлением о включении требования в реестр требований кредиторов должника, как конкурсного кредитора или кредитора по текущим обязательствам. Изменения также позволят пресечь злоупотребления со стороны кредиторов, которые стали проявляться в настоящее время.

В заключение хотелось бы сказать, что внесенные Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 296-ФЗ изменения в Закон о банкротстве 2002 г., касающиеся текущих платежей, повысили правовую защищенность кредиторов по текущим платежам в деле о банкротстве.

Согласно п. 4 ст. 5 Федерального закона 2002 г. "О несостоятельности (банкротстве)" (в редакции Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 296-ФЗ), кредиторы по текущим платежам вправе обжаловать действия или бездействие арбитражного управляющего в арбитражном суде, рассматривающем дело о банкротстве, если такие действия или бездействие нарушают их права и законные интересы.

В свою очередь, в п. 2 ст. 35 Федерального закона 2002 г. "О несостоятельности (банкротстве)" включено указание о том, что в арбитражном процессе по делу о банкротстве вправе участвовать кредиторы по текущим платежам при рассмотрении вопросов, связанных с нарушением их прав.

------------------------------------------------------------------

Название документа