Проблемы передачи выморочного имущества в собственность субъектов Российской Федерации и муниципальных образований

(Чеботарева А. А., Жукова А. С.)

("Государственная власть и местное самоуправление", 2009, N 3)

Текст документа

ПРОБЛЕМЫ ПЕРЕДАЧИ ВЫМОРОЧНОГО ИМУЩЕСТВА В СОБСТВЕННОСТЬ

СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

А. А. ЧЕБОТАРЕВА, А. С. ЖУКОВА

Чеботарева А. А., Читинский государственный университет, Юридический институт, заведующая кафедрой гражданского права и гражданского процесса, кандидат юридических наук.

Жукова А. С., студентка 5-го курса ЮИ ЧитГУ.

Категория наследственных дел является одной из самых распространенных в судебной и адвокатской практике. Это связано с тем, что Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) существенно расширил круг наследников, оставляя при этом государство в числе участников наследственных правоотношений. Вследствие этого граждане широко пользуются предоставленными им наследственными правами, прибегая в том числе к судебной защите этих прав.

В связи с увеличением круга наследников государство утратило ведущую роль основного приобретателя имущества наследодателя, принадлежавшую ему на протяжении длительного времени.

Статья 1151 ГК РФ "Наследование выморочного имущества" является единственной статьей, прямо предусматривающей право государства получать имущество умерших лиц. Согласно вышеуказанной статье, в случае если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования (ст. 1117 ГК РФ), либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (ст. 1158 ГК РФ), имущество считается выморочным. В п. 2 ст. 1151 ГК РФ содержится норма, устанавливающая, что выморочное имущество в порядке наследования по закону переходит в собственность Российской Федерации. Российская Федерация как наследник по закону несет ответственность по долгам наследодателя в пределах перешедшего к ней наследственного имущества (ст. 1175 ГК РФ). За счет выморочного имущества и в пределах его стоимости подлежат возмещению необходимые расходы, вызванные предсмертной болезнью наследодателя, расходы на оплату места погребения наследодателя, расходы на охрану наследства и управления им (п. 1 ст. 1174 ГК РФ). Требования о возмещении этих расходов могут быть предъявлены и к Российской Федерации, которая возмещает их до уплаты долгов кредиторам наследодателя (ч. 2 ст. 1174 ГК РФ).

Свидетельство о праве на наследство выдается на имя Российской Федерации по месту открытия наследства нотариусом или иным должностным лицом, уполномоченным в соответствии с законом совершать этот акт в общем порядке (ст. 1162 ГК РФ). Все это позволяет говорить, что к Российской Федерации как к наследнику по закону и к выморочному имуществу как к разновидности наследственного имущества применяются общие правила наследственного права. С другой стороны, в отличие от других наследников по закону "для приобретения выморочного имущества принятие наследства не требуется". Вследствие этого к Российской Федерации в связи с наследованием выморочного имущества не могут применяться правила о сроке на принятие наследства (ст. 1154 ГК РФ), а также нормы, предусматривающие принятие наследства после истечения установленного срока (ч. 1 и 3 ст. 1155 ГК РФ).

Наследники по закону (за исключением Российской Федерации), не подавшие по месту открытия наследства в установленные сроки по тем или иным основаниям заявления о принятии наследства либо о выдаче свидетельства о праве на наследство (либо подавшие, но получившие отказ в выдаче свидетельства), но фактически принявшие какое-либо имущество из наследственной массы, считаются принявшими наследство (имеет место презумпция наследства). Бесспорно, что, не прибегая к обращению в суд с исковым заявлением о признании права собственности в порядке наследования по закону, доказать факт принятия наследства, а точнее - подтвердить его и защитить свои наследственные права, обеспечив возможность последующего надлежащего оформления своих прав на перешедшее наследственное имущество, не представляется возможным. Мотивацией для обращения в суд, как правило, служит невозможность без свидетельства о праве на наследство оформить правоподтверждающие документы на полученное имущество (поставить на учет в органах ГИБДД полученное автотранспортное средство и т. д.) [Кароян А. Г. Актуальные проблемы истории, теории и практики наследственного права // Наследственное право. 2008. С. 4].

Подобные иски получили распространение не только вследствие расширения круга наследников ГК РФ, но и вследствие существующих пробелов регламентации следующих вопросов: процедуры приобретения выморочного имущества; какой именно государственный орган должен принимать выморочное имущество в свое владение, оплачивать долги наследодателя, участвовать в отношениях с лицами, претендующими на то же имущество в порядке наследования.

Из вышесказанного следует, что возможность практического применения презумпции принятия наследства гражданами является одной из отличительных черт наследственного статуса (по закону) гражданина от наследственного статуса государства в отношении выморочного имущества: если бы Российская Федерация даже и совершила действия, которые в соответствии с законом свидетельствуют о фактическом принятии наследства, такие действия не порождали бы последствия, предусмотренные п. 2 ст. 1153 ГК РФ.

Еще одно отличие Российской Федерации как наследника выморочного имущества от иных категорий наследников связано с отказом от наследства. ГК РФ наделяет наследников правом отказаться от наследства в пользу других лиц, однако государство отказаться от принятия выморочного имущества не может, что прямо предусмотрено законом.

Особое положение Российской Федерации в гражданском обороте предопределяет и особый порядок получения выморочного имущества. Становясь федеральной собственностью, выморочное имущество поступает в государственную казну Российской Федерации. В п. 3 ст. 1151 ГК РФ предусмотрено издание федерального закона о порядке наследования и учета выморочного имущества, а также о порядке его передачи в собственность субъектов Российской Федерации или собственность муниципальных образований. Однако в настоящее время такой закон еще не принят. В результате это приводит к ряду немаловажных проблем. В качестве примера можно привести случаи с наследованием "выморочных" квартир. Формально такая жилплощадь становится федеральной собственностью, и, пока не принят соответствующий закон, пользоваться таким жильем либо совершать с ним какую-либо сделку - противозаконно. В действительности квартиры без наследников продолжают пустовать и в собственность (в том числе федеральную) не оформляются. В связи с этим все расходы по их содержанию (оплата счетов за коммунальные услуги и т. д.) производятся за счет соответствующего города, однако права распоряжаться такими квартирами городская администрация не имеет.

Порядок наследования выморочного имущества в целом определен в части третьей ГК РФ, однако в ее нормах не решен вопрос о том, какие именно органы вправе или обязаны участвовать в наследственном правоотношении от имени Российской Федерации. Так, в п. 1 ст. 125 ГК РФ установлено, что от имени Российской Федерации в гражданских правоотношениях участвуют органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

------------------------------------------------------------------

КонсультантПлюс: примечание.

Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части третьей (постатейный) (под ред. Н. И. Марышевой, К. Б. Ярошенко) включен в информационный банк согласно публикации - КОНТРАКТ, ИНФРА-М, 2004.

------------------------------------------------------------------

Федеральным органом исполнительной власти, управомоченным принимать выморочное имущество, включая земельные участки в уставном (складочном) капитале коммерческих организаций, осуществлять учет федерального имущества и его передачу в государственную собственность субъектов РФ и муниципальную собственность, является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом [Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части 3 / Под ред. Н. И. Марышевой, К. Б. Ярошенко. М.: ИНФРА-М, 2006].

Несмотря на попытку регламентировать один из насущных вопросов, сопутствующих наследованию выморочного имущества, - порядок наследования и передачи выморочного имущества в собственность муниципальных образований, множества иных аспектов изменения ст. 1151 ГК РФ не затронули: если жилые помещения передаются в муниципальную собственность, в том числе и из тех соображений, что "Федерация должна заниматься государственными делами", возникает закономерный вопрос: зачем Федерации оставшееся множество движимого имущества, уже находившегося в эксплуатации у наследодателя и соответственно утратившего определенную потребительскую и стоимостную ценность? Каким образом будет разрешен вопрос наследования нескольких жилых помещений, расположенных в разных муниципальных образованиях? Каково при определении собственника выморочного имущества соотношение норм, дифференцирующих недвижимость, исходя из культурной ценности и требований действующей ч. 2 ст. 1152 ГК РФ?

Таким образом, основной проблемой наследования выморочного имущества является отсутствие закона, определяющего порядок его наследования, учета и передачи в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальных образований. На основании изложенного думается, что в законе, издание которого предусмотрено в ст. 1151 ГК РФ, было бы целесообразно четко определить, какие именно органы вправе и обязаны участвовать в наследственном правоотношении от имени Российской Федерации, в частности получать свидетельства о праве на наследство и выступать от ее имени в судебных делах о наследовании; должен быть урегулирован учет выморочного имущества, решены вопросы его приобретения. До настоящего же времени отсутствие должного законодательного урегулирования поставленных вопросов вызывает немало практических проблем. Наличие этих и других вопросов наследования государством выморочного имущества свидетельствует об объективной необходимости совершенствования законодательства.

------------------------------------------------------------------

Название документа