Корпорации в России и зарубежных правопорядках: понятие и сущность (государственные корпорации в современной России на примере Государственной корпорации "Росатом")
(Грищенко А. И., Моралес К.) ("Энергетическое право", 2009, N 1) Текст документаКОРПОРАЦИИ В РОССИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ ПРАВОПОРЯДКАХ: ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ (ГОСУДАРСТВЕННЫЕ КОРПОРАЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ НА ПРИМЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОРПОРАЦИИ "РОСАТОМ")
А. И. ГРИЩЕНКО, К. МОРАЛЕС
Грищенко А. И., первый заместитель главного редактора журнала "Энергетическое право", кандидат юридических наук.
Моралес К., студентка 4-го курса юридического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, специализация "Предпринимательское право".
Создание государственных корпораций в последние годы превратилось в фирменный знак российской экономической политики. Словосочетание "государственная корпорация", помимо строго юридического значения, принятого в российском законодательстве, несет в себе иной смысл - "корпорация, которой владеет государство". Часто встречающаяся в публикациях ссылка на большое число государственных корпораций, существующих в зарубежных странах, справедлива только в том случае, если понимать под "государственными корпорациями" именно акционерные общества, 100% акций которых принадлежит государству. Создание государственных корпораций стало предметом активного обсуждения в России в последнее время. По этому поводу проводились слушания в Государственной Думе и Совете Федерации Федерального Собрания РФ. Государственная корпорация является одной из организационно-правовых форм некоммерческой организации. Такая форма появилась в результате внесения в 1999 г. поправки в Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" <1>. В соответствии с п. 1 ст. 50 Гражданского кодекса РФ <2> некоммерческие организации - это юридические лица, не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющие полученную прибыль между участниками. Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям (п. 3 ст. 50 ГК РФ). Государственной корпорацией на основании ст. 7.1 ФЗ "О некоммерческих организациях" признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Государственная корпорация создается на основании федерального закона. -------------------------------- <1> Собрание законодательства РФ. <2> Там же.
Насколько создаваемые в России государственные корпорации, например Государственная корпорация "Росатом", вписываются в рамки правового регулирования Гражданского кодекса РФ и вообще в российскую правовую систему? Для лучшего понимания самого понятия "корпорация" необходимо обратиться к историческому развитию данного института, его доктринальному толкованию на ранних и современных этапах развития в России и за рубежом. Слово "корпорация" происходит от позднелатинского "corporatio" - общество, союз, группа лиц, объединенная общностью профессиональных или сословных интересов. Если искать корни понимания сути корпорации в источниках римского права, то, как отмечает В. М. Хвостов, в этом случае термин "корпорация" в большей степени происходит от латинского "corpus habere" и соответствует правам юридической личности. Такие права признавались за частными союзами в Римской империи уже в императорский период (начиная со 160-х годов н. э.). При этом следует отметить, что окончательного признания гражданско-правовых союзов как субъектов права в Риме так и не произошло <3>. -------------------------------- <3> Хвостов В. М. Система римского права. М., 1996. С. 114.
Большой вклад в развитие представлений о корпорациях внес германский ученый-правовед О. Гирке. Во второй половине XIX в. он предложил свою концепцию о "союзных лицах (личностях)", различая среди них государство, корпорации и институты. Под "союзной личностью" понималась способность человеческого союза как единого целого, отличного от суммы связанных индивидов, быть субъектом прав и обязанностей. Под корпорацией (как разновидностью союзного лица) О. Гирке понимал реальное собирательное лицо, которое есть общение, носители которого суть связанные между собой индивиды <4>. -------------------------------- <4> Суворов Н. С. О юридических лицах по римскому праву. М., 2000. С. 97 - 98.
В конце XIX в. другой немецкий правовед Бернатцик выделял особенность, присущую только корпорациям. Этой особенностью являлась общая цель, которую ставили перед собой участники корпорации, она признается законом обязательной, что означает отрешение отдельных индивидов от этой цели. Цель начинает собственную жизнь, если она нашла волю, которая будет ее постоянно осуществлять. Таким образом, цель создания и деятельности корпорации осуществлялась не только ради целей отдельных участников, но даже вопреки им <5>. -------------------------------- <5> Могилевский С. Д., Самойлов И. А. Корпорации в России. Правовой статус и основы деятельности. М.: Изд-во "Дело", 2007. С. 13.
Объединяя точки зрения этих двух немецких правоведов, И. С. Шиткина определяет корпорацию как союзную волевую личность <6>. Союзная личность означает фактор членства, а волевая - наличие собственной воли, которая противопоставляется другим корпорациям или участникам данной корпорации. -------------------------------- <6> Корпоративное право / Под ред. д. ю.н. И. С. Шиткиной. М.: Волтерс Клувер, 2008. С. 4.
Федеральное законодательство США содержит Модельный закон о корпорациях, однако детальная регламентация корпораций лежит на уровне штатов. Например, Нью-Йорк и Делавэр - штаты, содержащие наибольшее количество норм о корпорациях и предоставляющие наиболее льготный режим для их создания. Несмотря на это, ни один закон штата не содержит легального определения корпорации. Множество дефиниций тем не менее есть в экономической и юридической литературе. Например, "корпорация - это особая форма организации бизнеса, регулируемая специальным законодательством". В судебной практике США также нет четкого определения корпорации, но, например, в решении Верховного суда США по делу "The Trustees of Dartmouth College vs. Woodward", относящемуся к началу XIX в., под ней понимается некое искусственное образование, существующее только с точки зрения закона (получается, что понятие корпорации соответствует теории фикции юридического лица). В США понятием "корпорация" охватывается самый широкий круг юридических лиц <7>. В зависимости от преследуемых целей корпорации могут быть публичными (public), полупубличными (quasi-public), предпринимательскими (private, business of profit-making) и непредпринимательскими (non-profit): -------------------------------- <7> Подробнее о видах корпораций, создаваемых по праву США, см.: Henn Harry G., Alexander John, Law of Corporations. West, 1983; Маккери Джозеф, Вермулен Эрик. Исследование внекорпоративных форм ведения бизнеса. М., 2007, С. 36 - 40; Бернам У. Правовая система США. М., 2006. С. 909 - 925.
1) публичные корпорации - это государственные и муниципальные органы; 2) полупубличные корпорации - это корпорации, служащие общим нуждам населения (корпорации в области снабжения населения газом, водой, электричеством, железнодорожные корпорации); 3) предпринимательские корпорации - это корпорации, действующие с целью получения прибыли. Фактически предпринимательские корпорации представляют собой коммерческие организации в форме акционерных обществ. Среди предпринимательских корпораций судебной практикой США легализованы открытые и закрытые корпорации (подобие ОАО и ЗАО в РФ). Чертами любой американской предпринимательской корпорации являются, во-первых, ограниченная ответственность участников корпорации по ее долгам; во-вторых, свободное отчуждение акций участниками корпорации (исключением являются закрытые корпорации); в-третьих, наличие централизованного управления, когда управленческие функции выполняют обособленные от участников корпорации органы; в-четвертых, "вечное существование" корпорации, что означает ее независимость от состава участников корпорации <8>. -------------------------------- <8> См.: Сыродоева О. Н. Акционерное право США и России (сравнительный анализ). М., 1996. С. 21.
Особенности статуса закрытой корпорации заключаются в том, что в них ограничена численность акционеров, запрещена публичная подписка на акции и ограничена свобода передачи акций; 4) непредпринимательские корпорации - это корпорации, которые не преследуют цели получения прибыли (религиозные организации, школы, благотворительные фонды). Как мы видим, в США понятием "корпорация" охватываются практически все виды юридических лиц. Известный американский юрист У. Э. Батлер, рассматривая понятие корпорации в США, признает, что в России нет концепции, идентичной понятию "американская корпорация" <9>. Корпорации экономически доминируют в американской экономике, во многом предопределяя как ее структуру, так и механизм и параметры развития <10>. Деятельность американских корпораций призвана способствовать увеличению всеобщего богатства и оптимизации производства, служить интересам общества в целом <11>. -------------------------------- <9> Батлер У. Э., Гаши-Батлер М. Е. Корпорации и ценные бумаги по праву России и США. М.: Зерцало, 1997. С. 15. <10> Карманова Т. Е. Корпорация как рыночный институт: Автореф. на соиск. уч. степ. к. э.н. М.: РГБ, 2003. С. 17. <11> Parkinson J. Corporate Power and Responsibility. Oxford, 1993. См.: Пахомова Н. Н. Социальное значение корпораций // Законодательство. 2004. N 11.
Правоведы Англии корпорацией называют само юридическое лицо, поскольку все они делятся на единоличные корпорации (corporation sole - монарх, епископ Кентерберийский, отдельные должностные лица государства, например министр почт, солиситор казначейства и пр.) и объединения лиц или ассоциированные компании (corporation aggregate). Необходимо отметить, что в Англии существует доктрина личной обособленности (separate personality), из которой следует, что корпорация (компания) имеет свою юридическую личность, независимую от членов корпорации (corporate body). Из этого, как утверждает О. А. Макарова, вытекают следующие черты компании: во-первых, ограниченная ответственность участников по обязательствам компании; во-вторых, централизованное управление, осуществляемое лицами, отличными от членов компании; в-третьих, перманентность деятельности компании независимо от выбытия ее членов <12>. Наиболее важным прецедентом в данном отношении явилось решение суда по делу "Salomon vs Salomon and Co. Ltd", вынесенное в 1897 г. <13>. -------------------------------- <12> Макарова О. А. Корпоративное право. М., 2005. <13> См.: Петровичева Ю. В. Акционерное законодательство Англии и России: Сравнительно-правовой анализ. М., 2002. С. 4.
Несмотря на различные подходы к понятию корпорации, ни в Англии, ни в США, согласно законодательству, товарищества как организационно-правовая форма осуществления предпринимательской деятельности не относятся к числу корпораций. Не во всех странах континентальной системы права термин "корпорация" имеет законодательное закрепление. Например, во Франции в законодательстве такой термин вообще не закреплен, а для характеристики предпринимательской корпорации используется термин "торговое товарищество". Специальный закон о торговых товариществах был принят там в 1966 г. В Германии термин "корпорация" чаще всего является обозначением юридического лица, которое представляет собой объединение с отчетливо выраженной самостоятельностью по отношению к своим участникам. Корпорациями в чистом виде являются акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью, их правовой статус определяется специальными законами - Законом об акционерных обществах 1965 г. и Законом об обществах с ограниченной ответственностью 1892 г., несмотря на это, единого понимания корпорации в Германии нет. Некоторые немецкие исследователи к корпорациям относят ферейн (verein), который регулируется Германским гражданским уложением 1896 г. Ферейн - это союз (общество, объединение, корпорация) лиц, образованный на длительный срок для осуществления общей цели. Эти союзы могут быть либо хозяйственными (преследующими цели извлечения прибыли), либо нехозяйственными (преследующими культурные, научные и подобные им цели). Вместе с тем в немецкой литературе многие авторы пишут о раздробленности регулирования этой формы юридического лица и об отсутствии единого подхода в его понимании <14>. -------------------------------- <14> См.: Василевская Л. Ю. Учение о вещных сделках по германскому праву. М., 2004. С. 107.
Детальный анализ различных зарубежных правопорядков демонстрирует нам различное понимание корпорации в странах континентального и англосаксонского права. Е. П. Губин и П. Г. Лахно считают, что "при наличии определенных исторических особенностей и традиций правового регулирования во всех правовых системах "корпорация" рассматривается как искусственная правовая конструкция, обладающая особенностями, отличающими ее от других форм предпринимательской деятельности" <15>. По их мнению, понятие корпорации в странах континентального права значительно шире, чем в Великобритании и США. -------------------------------- <15> Предпринимательское право Российской Федерации / Под ред. Е. П. Губина, П. Г. Лахно. М.: Юристъ, 2005. С. 187.
Также авторы отмечают, что в российской правовой доктрине к юридическим лицам корпоративного типа относятся коммерческие организации, для достижения уставных целей которых необходимо соединение усилий нескольких участников, чей уставный (складочный) капитал поделен на определенные доли. Российское регулирование корпораций вобрало в себя исследования и понятия дореволюционных правоведов, нормативные правовые акты первых лет советской власти и законы стран континентальной и англосаксонской системы права. По законодательству дореволюционной России под термином "корпорация" понималась целая группа юридических лиц. Так, одной из классификаций юридических лиц России XIX в. являлось деление юридических лиц на соединение лиц (корпорации) и на учреждения (институты) (так считали Н. С. Суворов, Г. Ф. Шершеневич, Д. И. Мейер, Е. Н. Трубецкой). Родоначальницей деления юридических лиц на корпорации и учреждения является Германия. Н. С. Суворов: "Корпорацию принято определять как такое юридическое лицо, которое имеет своим субстратом союз физических лиц и за волю которого принимается соединенная воля всех членов корпорации. А напротив, институт (учреждение) определяется как такое юридическое лицо, субстратом которого служит имущество и за волю которого принимается воля учредителя, выраженная в учредительном акте" <16>. -------------------------------- <16> Суворов Н. С. О юридических лицах по римскому праву. М., 2000. С. 97 - 98.
Очевидно, что российские ученые-правоведы, так же как и их германские коллеги, использовали термин "корпорация" как родовое понятие для группы юридических лиц. При этом внутри этой группы ясно выделялись два вида корпораций: публичная и частная. Г. Ф. Шершеневич: "Соединения лиц могут быть публичными, например дворянское общество, или же частными, например акционерное товарищество" <17>. -------------------------------- <17> Шершеневич Г. Ф. Учебник русского гражданского права. С. 92.
В советский период вопросам деятельности юридических лиц, и в частности корпорациям, уделялось достаточно много внимания. При этом правовое регулирование сталкивалось с такими проблемами, как многоукладность экономики, интенсивность развития товарного оборота, сочетание методов централизованного планового регулирования, администрирования и деятельности, строящейся на договорной основе. Юридические лица приобретали права в соответствии со ст. ст. 13 и 14 ГК РСФСР 1922 г., а с организационной точки зрения опять-таки делились на корпорации и учреждения. Концепция корпоративного права подверглась критике в литературе уже с самого начала ее распространения, так как признание корпорацией той или иной хозяйственной организации означало обособление ее в автономную единицу, что было неприемлемым для существовавших тогда хозяйственных принципов. Как отмечает С. Д. Могилевский, первые опыты применения понятия "корпорация" в правовых актах начала 90-х годов XX столетия были связаны с действием Закона РСФСР от 25 декабря 1990 г. "О предприятиях и предпринимательской деятельности", в гл. 2 "Организационно-правовые формы предприятий" которого была предусмотрена такая самостоятельная организационно-правовая форма юридического лица, как объединение предприятий. В соответствии со ст. 13 указанного Закона предприятиям разрешалось объединяться в союзы, ассоциации, концерны, межотраслевые, региональные и другие объединения. Поскольку в Законе не использовался термин "корпорация", а перечень разновидностей объединения предприятий является открытым, корпорация как разновидность этой организационно-правовой формы имела право на существование, относясь к тем другим объединениям, о которых шла речь в Законе <18>. -------------------------------- <18> Могилевский С. Д., Самойлов И. А. Указ. соч. С. 20.
В 1994 г. вводится в действие глава 4 ГК РФ, где в ст. 121 определяются всего две формы объединения юридических лиц: ассоциация и союз. С этого момента корпорация не считается формой объединения юридических лиц. В 1999 г., как уже отмечалось выше, согласно ФЗ "О внесении изменений и дополнений в ФЗ "О некоммерческих организациях" перечень организационно-правовых форм некоммерческих организаций был дополнен еще одной формой - государственной корпорацией. Статус государственной корпорации раньше имело Агентство по реструктуризации кредитных организаций (далее - АРКО), созданное в соответствии с ФЗ от 25 июня 1999 г. "О реструктуризации кредитных организаций". Необходимо отметить, что изначально норма ст. 7.1 ФЗ "О некоммерческих организациях" была рассчитана только на регуляцию деятельности АРКО. Это свидетельствует о том, что институт государственных корпораций не предполагал дальнейшего развития, а лишь отвечал необходимости "подстроиться" под созданную структуру. АРКО было призвано непосредственно участвовать в разработке и реализации программ реструктуризации кредитных организаций, осуществляя самостоятельно и (или) совместно с Банком России, заинтересованными федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления мероприятия, направленные на их финансовое оздоровление, реорганизацию либо в необходимых случаях ликвидацию в установленном законодательством порядке, обеспечивая при этом защиту интересов кредиторов и вкладчиков. Деятельность Агентства была направлена на практическую реализацию государственной политики по реструктуризации банковской системы Российской Федерации. Это обусловливало основные цели его деятельности - способствовать преодолению кризиса российской банковской системы, восстановлению ее способности в полной мере обеспечивать выполнение своих базовых функций - осуществление платежей и расчетов, предоставление кредитов субъектам экономики, аккумуляция и обеспечение сохранности денежных средств юридических лиц и населения. Основные положения программы деятельности АРКО от 2 марта 1999 г. предусматривали выполнение Агентством следующих задач: 1) участие в разработке и реализации федеральных и межгосударственных программ, предусматривающих мероприятия по реструктуризации банковской системы и финансовому оздоровлению кредитных организаций; 2) осуществление мероприятий по реструктуризации кредитных организаций; 3) создание и обеспечение функционирования рыночного саморегулируемого механизма смены неэффективных собственников в проблемных кредитных организациях; 4) участие в формировании рынка активов кредитных организаций и активов их должников. Источниками финансирования деятельности Агентства являлись уставный капитал и фонды Агентства, средства бюджетов различных уровней, кредиты Банка России, средства международных финансовых организаций, прибыль Агентства и другие источники. Представители Правительства РФ и Банка России входили в состав совета директоров АРКО и определяли приоритетные направления его деятельности. 14 сентября 2004 г. Агентство по реструктуризации кредитных организаций было ликвидировано в связи с "выполнением всех поставленных перед ним задач". В настоящий момент его заменило Агентство по страхованию вкладов, создание которого предусмотрено ст. 14 ФЗ от 23 декабря 2003 г. "О страховании вкладов физических лиц в банках РФ". Содержание ст. 7.1 Федерального закона "О некоммерческих организациях" позволяет выделить особенности современной государственной корпорации: 1) единственным учредителем государственной корпорации может быть только государство; 2) членство в государственной корпорации исключено, так как это может нанести ущерб государству (в результате конфликта интересов) и затруднить достижение заявленных целей; 3) цели, для достижения которых создается государственная корпорация, не направлены на удовлетворение потребностей отдельных граждан или юридических лиц, а носят более масштабный характер - выполнение социальных или управленческих функций в интересах общества в целом или отдельной отрасли народного хозяйства; 4) существует особый порядок учреждения государственной корпорации - только на основании федерального закона. Таким образом, государственная корпорация не может быть создана ни Постановлением Правительства РФ, ни распорядительным документом органа отраслевого, ведомственного или регионального управления; 5) имущество корпорации формируется за счет имущественных взносов Российской Федерации и является собственностью государственной корпорации; 6) Российская Федерация не отвечает по обязательствам корпорации, а корпорация не отвечает по обязательствам Российской Федерации, если законом, предусматривающим создание государственной корпорации, не предусмотрено иное; 7) государственная корпорация вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствующую этим целям. Прибыль корпорации, полученная в результате ее деятельности, направляется исключительно на достижение целей, установленных федеральным законом о соответствующей корпорации; 8) государственная корпорация обязана ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества в соответствии с законом, предусматривающим ее создание; 9) для создания государственной корпорации не требуется учредительных документов, предусмотренных ст. 52 ГК РФ (устав и учредительный договор). По мнению Т. Е. Кармановой, для реализации экономических преимуществ корпорации по обеспечению собственной конкурентоспособности становится необходимым активное государственное воздействие. Именно государство призвано, и только оно может создать условия, в которых интересы частного капитала и общественные интересы по возможности гармонизированы. Эти условия формируются прямым воздействием на экономику государства, стоящего на защите интересов национального общественного капитала и обеспечивающего условия для нормального накопления капитала внутри страны <19>. -------------------------------- <19> Карманова Т. Е. Корпорация как рыночный институт: Автореф. на соиск. уч. степ. к. э.н. М.: РГБ, 2003. С. 20.
Всего в РФ в настоящее время существуют семь государственных корпораций: Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", речь о которой пойдет ниже, Государственная корпорация "Ростехнологии", Государственная корпорация нанотехнологий, Государственная корпорация "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)", Государственная корпорация - Агентство по страхованию вкладов, Государственная корпорация - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, Государственная корпорация по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта (Олимпстрой). Все эти государственные корпорации созданы на основании отдельных федеральных законов <20>. -------------------------------- <20> ФЗ от 1 декабря 2007 г. N 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", ФЗ от 23 ноября 2007 г. N 270-ФЗ "О Государственной корпорации "Ростехнологии", ФЗ от 19 июля 2007 г. N 139-ФЗ "О Российской корпорации нанотехнологий", ФЗ от 17 мая 2007 г. N 82-ФЗ "О банке развития", ФЗ от 23 декабря 2003 г. N 177-ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации", ФЗ от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", ФЗ от 30 октября 2007 г. N 238-ФЗ "О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта".
Как отмечает начальник Правового департамента, член правления государственной корпорации "Ростехнологии" В. В. Кудашкин, бурный рост числа госкорпораций (созданных в основном в 2007 г.) обусловлен поиском оптимальной модели представления интересов государства в различных сферах социальной и экономической действительности, необходимостью снятия излишнего бюрократического администрирования, исключения малоэффективного, зачастую противоречивого законодательства, регулирующего деятельность юридических лиц различных организационно-правовых форм, являющихся объективным тормозом решения важных для государства задач, обеспечения его инновационного развития <21>. -------------------------------- <21> http://www. yurhelp. ru/news359.php; Мифы и реальность госкорпораций // Газета "ЭЖ-Юрист".
Ряд правительственных чиновников и политиков высказались за создание государственных корпораций в сфере рыболовства, жилищного строительства, дорожного строительства, лекарственного обеспечения, станкостроения. В законе, предусматривающем создание государственной корпорации, должны определяться наименование государственной корпорации, цели ее деятельности, место ее нахождения, порядок управления ее деятельностью (в том числе органы управления государственной корпорации и порядок их формирования, порядок назначения должностных лиц государственной корпорации и их освобождения), порядок реорганизации и ликвидации государственной корпорации и порядок использования имущества государственной корпорации в случае ее ликвидации. Контроль за деятельностью государственной корпорации осуществляется Правительством РФ на основе ежегодного представления корпорацией годового отчета, аудиторского заключения по ведению бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности, а также заключения ревизионной комиссии по результатам проверки финансовой (бухгалтерской) отчетности и иных документов корпорации. Любые другие федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления не вправе вмешиваться в деятельность государственных корпораций. Руководитель государственной корпорации назначается Президентом РФ, что еще раз подчеркивает особую значимость данного института. Государственная корпорация благодаря своим особенностям отличается и от государственных унитарных предприятий: она выведена из-под контроля ряда государственных органов, и собственность государственной корпорации не является государственной собственностью. Контроль за собственностью государственной корпорации выведен из-под надзора Счетной палаты. Более того, на государственные корпорации не распространяются положения Федерального закона от 26 октября 2002 г. "О несостоятельности (банкротстве)". Некоторые авторы высказываются за создание единого специального федерального закона о государственных корпорациях. Это вызвано тем, что в современных условиях создание государственных корпораций приобрело массовый характер. Необходимость в отдельном акте обосновывается также тем, что государственные корпорации распоряжаются большими суммами средств, предоставленных из бюджета, а также средствами Инвестиционного фонда для реализации инвестиционных проектов, осуществляемых на принципах государственно-частного партнерства (ст. 179.2 БК РФ) <22>. -------------------------------- <22> Андреев В. К. О совершенствовании гражданского и предпринимательского законодательства // Предпринимательское право. 2008. N 3. С. 3.
Изучив понятие и сущность государственной корпорации в Российской Федерации, можно констатировать, что понимание корпорации российским законодателем самым существенным образом отличается от трактовки этого термина в современной научной доктрине. Так, например, Т. В. Кашанина определяла корпорацию как коллективное объединение, организацию, признанную юридическим лицом, основанную на объединенных капиталах (добровольных взносах) и осуществляющую какую-либо социально полезную деятельность. К корпорациям автор относила все хозяйственные товарищества (полные и коммандитные), все хозяйственные общества (акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью и общества с дополнительной ответственностью), производственные и потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации (объединения), фонды, автономные некоммерческие организации, некоммерческие партнерства, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы) <23>. -------------------------------- <23> Кашанина Т. В. Корпоративное право. Право хозяйственных товариществ и обществ. М., 1999. С. 138.
Необходимо отметить, что в более поздней работе Т. В. Кашанина относит к корпорациям только хозяйственные общества и понимает под корпорацией организацию, признанную юридическим лицом, в которой собственность отделена от управления, основанную на объединенных капиталах (добровольных взносах) для осуществления какой-либо социально полезной деятельности <24>. -------------------------------- <24> Кашанина Т. В. Корпоративное (внутрифирменное) право. М.: Норма, 2003. С. 34.
П. В. Степанов понимает под корпорацией организацию, которая основана на принципе членства (участия) с присущей ей системой органов управления, включающей волеобразующие органы (орган), из которых высшим является общее собрание участников, и волеизъявляющий орган, т. е. исполнительный орган юридического лица. Однако полные и коммандитные товарищества не являются корпорациями, ибо их органами выступают сами товарищи, а представляют собой форму, переходную от простого товарищества к корпорации <25>. -------------------------------- <25> Степанов П. В. Корпоративные отношения в коммерческих организациях как составная часть предмета гражданского права: Дис. на соиск. учен. ст. к. ю.н. М., 1999. С. 8 - 9, 18 - 21.
Н. В. Козлова к корпорациям относит все виды хозяйственных товариществ и обществ, кооперативы, общественные и религиозные организации, некоммерческие партнерства, объединения юридических лиц и другие юридические лица, основанные на корпоративных началах (принципах членства, участия) <26>. -------------------------------- <26> Козлова Н. В. Понятие и сущность юридического лица. Очерк истории и теории. М., 2003. С. 213.
О. А. Макарова считает понятие корпорации собирательным и понимает под ним предпринимательские объединения капитала, имеющие различные организационно-правовые формы. "В узком смысле под корпорацией понимаются такие формы предпринимательского объединения капитала, как акционерное общество и его модификации" <27>. -------------------------------- <27> Макарова О. А. Корпоративное право. М., 2005.
Н. Н. Пахомова, рассматривая социальные функции корпораций, приравнивала корпорации к финансово-промышленным группам и акционерным обществам <28>. -------------------------------- <28> Пахомова Н. Н. Социальное значение корпораций // Законодательство. 2004. N 11.
Тщательное исследование российского законодательства позволяет прийти к обоснованному выводу, что понятие корпорации нельзя трактовать широко и отнести к ним можно фактически только хозяйственные общества. К примеру, фонды и автономные некоммерческие организации, являясь некоммерческими организациями, не имеющими членства, не могут быть корпорациями. Для выполнения социально полезной функции корпорации необходим сложный аппарат управления, тогда справедливо вызывает сомнение отнесение к корпорациям хозяйственных товариществ, которые приобретают гражданские права и принимают на себя гражданские обязанности не через свои органы, а через своих участников (ст. ст. 69 - 86 ГК РФ). Отсутствие органов управления в хозяйственных товариществах, следовательно, не позволяет относить их к корпорациям. Унитарные предприятия не являются организациями на членстве и также не являются собственниками имущества, переданного им учредителями (ст. ст. 113 - 115 ГК РФ). Производственные кооперативы, являясь, как правило, объединением только граждан, которые личным трудом должны участвовать в его деятельности, не имеют договорной основы такого объединения (ст. ст. 107 - 112) <29>. -------------------------------- <29> Могилевский С. Д., Самойлов И. А. Указ. соч. С. 30.
Выделяя характерные черты корпорации, С. Д. Могилевский формирует понятие корпорации: "Корпорация - это: 1) юридическое лицо, в отношении которого его участники имеют обязательственные права; 2) коммерческая организация, преследующая извлечение прибыли в качестве одной основной цели своей деятельности; 3) коммерческая организация с разделенным на доли учредителей (участников) уставным капиталом; 4) юридическое лицо, в котором имущество, созданное за счет вкладов учредителей (участников), а также произведенное и приобретенное им в процессе деятельности, принадлежит ему на праве собственности; 5) объединение лиц (участников) на договорной основе или наличие в качестве учредителя (участника) одного лица, которые не отвечают по его обязательствам, а несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов (акций); 6) организация с четкой организационной структурой, включающей структуру органов ее управления, высшим органом которой является общее собрание ее участников (членов)" <30>. -------------------------------- <30> Могилевский С. Д., Самойлов И. А. Указ. соч. С. 29 - 30.
Исходя из перечисленных признаков, соглашаясь с С. Д. Могилевским, можно заключить, что корпорациями в Российской Федерации являются только акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью и общества с дополнительной ответственностью. Следовательно, данное понятие корпорации расходится с официальным использованием данного термина в Федеральном законе "О некоммерческих организациях". Подробнее остановимся на одной из важнейших российских государственных корпораций - "Росатом". В 2003 г. Президент России своим Указом от 23 июля 2003 г. "О мерах по проведению административной реформы в 2003 - 2004 годах" <31> определил в качестве одного из приоритетных направлений административной реформы (п. 1) "организационное разделение функций, касающихся регулирования экономической деятельности, надзора и контроля <32>, управления государственным имуществом и предоставления государственными организациями услуг гражданам и юридическим лицам". -------------------------------- <31> Собрание законодательства РФ. 2003. <32> Нас интересует вопрос о контроле за деятельностью государственных корпораций со стороны учредителя, который является ключевым при анализе их реального правового статуса и стимулов, влияющих на их предпринимательскую деятельность.
Федеральным законом о Государственной корпорации "Росатом" устанавливается разрыв с принципом разделения таких функций. Данный Федеральный закон возлагает на государственную корпорацию кроме хозяйственных функций следующие властные функции: - корпорация является государственным компетентным органом по ядерной и радиационной безопасности при перевозках ядерных материалов, радиоактивных веществ и изделий из них, центральным государственным органом и пунктом связи, наделенным полномочиями от имени Российской Федерации и в соответствии с Конвенцией о физической защите ядерного материала, и национальным компетентным органом по выполнению обязательств Российской Федерации в области обеспечения физической защиты ядерного материала в Международном агентстве по атомной энергии и других международных организациях (п. 4 ст. 6); - корпорация обеспечивает контроль за обращением ядерных материалов (п. 10 ст. 7); - корпорация выдает свидетельства на право ведения работ в области использования атомной энергии работникам организаций корпорации, осуществляющих такую деятельность (п. 19 ст. 7); - корпорация принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации решение о признании организации пригодной эксплуатировать ядерную установку, радиационный источник или пункт хранения и осуществлять деятельность по размещению, проектированию, сооружению, эксплуатации и выводу из эксплуатации ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения, а также деятельность по обращению с ядерными материалами и радиоактивными веществами (п. 20 ст. 7). Кроме указанного выше Госкорпорация "Росатом" наделяется полномочиями по нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности. Нормативно-правовые акты госкорпорации "Росатом" являются обязательными для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления муниципальных образований, юридических и физических лиц. В соответствии с п. 1 ст. 14 вышеуказанного Федерального закона на корпорацию возложены обязанности федерального органа исполнительной власти в области использования атомной энергии по участию в международном сотрудничестве. Вышеизложенное указывает, что создание Госкорпорации "Росатом" означает отказ от принципов административной реформы, провозглашенных Президентом РФ <33>. -------------------------------- <33> Андреев В. К., Грищенко А. И. Правовое регулирование в области использования атомной энергии // Энергетическое право России и Германии. Сравнительно-правовой анализ. Глава 4. М., 2009.
Можно сделать вывод, что в России в качестве государственной корпорации создается организационно-экономическая и правовая структура, не имеющая аналогов в национальном законодательстве. На определенное имущество корпорации, перечень которого устанавливается Правительством РФ, не может быть обращено взыскание. Итак, Госкорпорация "Росатом" характеризуется не только как юридическое лицо, но и как уполномоченный орган управления использованием атомной энергии, наделенный полномочиями от имени Российской Федерации осуществлять государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, а также нормативно-правовое регулирование в области использования атомной энергии. Таким образом, Госкорпорация "Росатом" выступает в форме хозяйственного органа, сочетающего в себе как деятельность, приносящую доходы (п. 8 ст. 3 ФЗ), так и управленческо-предпринимательские полномочия (ст. 7 ФЗ) <34>. Более того, согласно ст. 2 анализируемого Закона учреждения, которые созданы госкорпорацией или переданы ей по перечню, утвержденному Правительством РФ, а также открытые акционерные общества, акции которых находятся в собственности корпорации, находятся в частной собственности корпорации. -------------------------------- <34> Андреев В. К., Грищенко А. И. Указ. соч.
Госкорпорация "Росатом" представляет собой довольно сложную структуру. Корпорация, являясь некоммерческой организацией, имеет учреждения, которые созданы самой корпорацией или переданы Правительством РФ от ныне упраздненного Федерального агентства по атомной энергии, а также открытые акционерные общества, которые созданы в соответствии с законодательством и акции которых находятся в собственности корпорации. Другими словами, Госкорпорация "Росатом" состоит из учреждений и акционерных обществ. Имуществом корпорации и организацией ее деятельности распоряжается прежде всего Президент РФ, который утверждает перечень открытых акционерных обществ, которые находятся в федеральной собственности и акции которых переданы корпорации в качестве имущественного взноса Российской Федерации. Президент РФ также утверждает перечень федеральных государственных унитарных предприятий, в отношении которых корпорация осуществляет от имени Российской Федерации полномочия собственника имущества. Правительство РФ утверждает перечень федерального имущества, которое не закреплено на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за федеральными государственными унитарными предприятиями или федеральными государственными унитарными предприятиями или федеральными государственными учреждениями и права собственника которого от имени Российской Федерации осуществляет корпорация. Правительство РФ также утверждает для госкорпорации государственный оборонный заказ. Имущество госкорпорации, как известно, является ее собственностью. Оно формируется за счет имущественных взносов Российской Федерации, доходов, получаемых от деятельности корпорации, субсидий федерального бюджета, средств специальных резервных фондов корпорации, добровольных отчислений и пожертвований, а также имущества, полученного по иным основаниям. Правительство РФ утверждает перечень имущества госкорпорации, совершение сделок с которым подлежит согласованию с Правительством РФ, и перечень имущества, на которое не может быть обращено взыскание. Органами управления госкорпорации являются наблюдательный совет корпорации, генеральный директор корпорации и правление. В состав наблюдательного совета, который является высшим органом управления, входят девять членов, в том числе восемь - представители Президента РФ и Правительства РФ, а также генеральный директор. Среди тридцати пяти видов деятельности, обозначенных в ст. 15 ФЗ о Госкорпорации "Росатом", главными являются производство, передача, распределение и реализация электрической и тепловой энергии, поставка продукции, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, проведение фундаментальных исследований, научно-исследовательских, опытно-конструкторских и проектно-изыскательских работ в установленной сфере деятельности. Таким образом, можно смело утверждать, что госкорпорация и ее организации осуществляют предпринимательскую деятельность, регламентированную ГК РФ. Госкорпорация "Росатом" в целом и ее учреждения и открытые акционерные общества, входящие в ее состав, представляют собой сложно структурированный научно-производственный организм, в котором научно-производственные функции и операции по их управлению и координации соединяются в одно целое. Есть достаточные основания для утверждения, что описанная структура представляет собой единый научно-производственный комплекс, осуществляющий предпринимательскую деятельность. Таким образом, впервые в отечественной истории Государственная корпорация "Росатом", созданная в организационно-правовой форме юридического лица, выступает уполномоченным органом управления атомной энергией, наделенным полномочиями от имени Российской Федерации осуществлять государственное управление использованием атомной энергии, государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, а также нормативно-правовое регулирование в области использования атомной энергии. Закрепленная ФЗ о Госкорпорации "Росатом" структура производства, использования и утилизации отходов ядерной энергии ставит перед юридической наукой ряд трудноразрешимых проблем. Во-первых, как государственная корпорация как частное юридическое лицо может заниматься нормативным правовым регулированием в области использования ядерной энергии? Во-вторых, каким образом можно наделять частную компанию государственными полномочиями от имени Российской Федерации осуществлять государственное управление использованием атомной энергией? Пункт 3 ст. 125 ГК РФ в данном случае вовсе не применим. В нем говорится о выступлении юридических лиц от имени Российской Федерации по специальному поручению по выполнению каких-то отдельных, разовых действий, а не постоянно выполняемых государственных функций. В-третьих, что же собой представляет Госкорпорация "Росатом" как частное юридическое лицо, которому на праве собственности принадлежат государственные учреждения и открытые акционерные общества, созданные Российской Федерацией и акции которых находятся в собственности корпорации? Перечень подобных вопросов можно расширить <35>. -------------------------------- <35> Андреев В. К., Грищенко А. И. Указ. соч.
Госкорпорация "Росатом" - новая организационно-экономическая, предпринимательская структура, реализация деятельности которой на практике требует новых подходов в правовом регулировании предпринимательской деятельности, когда одними рыночными рычагами обойтись невозможно <36>. -------------------------------- <36> Андреев В. К., Грищенко А. И. Указ. соч.
Рассмотрев на примере Государственной корпорации "Росатом" структуру, нормативное регулирование и полномочия такого образования, как государственная корпорация, можно прийти к выводу, что на данном этапе развития российского законодательства государственные корпорации не имеют достаточной нормативной базы и, следовательно, их правовая природа требует дальнейшего исследования и закрепления. Президентский совет по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства подготовил проект Концепции развития законодательства о юридических лицах, в котором излагается идея упразднить госкорпорации <37>. -------------------------------- <37> www. privlaw. ru
Идея упразднить организационно-правовую форму госкорпорации основана на том, что такой формы, по сути, не существует и каждая госкорпорация имеет свои специфические черты. По мнению А. Маковского, "Соединение в госкорпорации функций коммерческой организации и органа государственной власти в конечном итоге приведет к тому, что имущественная ответственность за результаты их хозяйственной деятельности может быть возложена на государство" <38>. -------------------------------- <38> http://www. kommersant. ru/doc. aspx? DocsID=1140290
Разработчики концепции предлагают преобразование госкорпораций сделать постепенным. А в качестве первого шага разработчики концепции предлагают установить законодательный запрет на создание новых госкорпораций.
------------------------------------------------------------------
Название документа