О размере трудовой пенсии гражданскому персоналу российских воинских формирований, дислоцированных за пределами Российской Федерации

(Стешин А. Ю.) ("Право в Вооруженных Силах", 2009, N 4) Текст документа

О РАЗМЕРЕ ТРУДОВОЙ ПЕНСИИ ГРАЖДАНСКОМУ ПЕРСОНАЛУ РОССИЙСКИХ ВОИНСКИХ ФОРМИРОВАНИЙ, ДИСЛОЦИРОВАННЫХ ЗА ПРЕДЕЛАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

А. Ю. СТЕШИН

Стешин А. Ю., кандидат юридических наук, подполковник юстиции.

Как показывает практика, пробелы и противоречия действующего отечественного законодательства зачастую порождают для правоприменителей целый пласт проблем, не имеющих однозначного разрешения. Это в полной мере относится и к той проблеме, о которой пойдет речь в настоящей статье. При этом отметим, что автор не намерен ограничиваться банальной констатацией сути имеющихся законодательных противоречий, а попытается также проанализировать существующие взгляды на этот счет, дав им соответствующую оценку. Итак, предлагаем рассмотреть проблему определения размеров трудовых пенсий по старости при их назначении лицам, работавшим на должностях гражданского персонала российских воинских формирований, дислоцированных за пределами Российской Федерации. В соответствии с п. 2 ст. 5 и п. 1 ст. 6 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Закон о трудовых пенсиях) трудовая пенсия по старости состоит из базовой, страховой и накопительной частей, порядок финансирования которых определен Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон о пенсионном страховании). Согласно п. 3 ст. 9 Закона о пенсионном страховании финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм единого социального налога (взноса), зачисляемых в федеральный бюджет, а финансирование выплаты страховой и накопительной частей трудовой пенсии - за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации. При этом финансирование выплаты накопительной части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица. При определении права на трудовую пенсию в соответствии со ст. 2 Закона о трудовых пенсиях обязательно учитывается страховой стаж, т. е. суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которой уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж. В таком случае факт уплаты страховых взносов на застрахованное лицо приобретает весьма важное значение. Для реализации указанного механизма застрахованное лицо, которым являются гражданин Российской Федерации, а также иностранный гражданин или лицо без гражданства, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, обязано встать на персонифицированный учет в Пенсионном фонде Российской Федерации. Подтверждением постановки на данный учет является выдача застрахованному лицу страхового свидетельства с индивидуальным номером, который в соответствии со ст. 7 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" является страховым номером индивидуального лицевого счета застрахованного лица для перечисления работодателем страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. При этом, как следует из абз. 5 ч. 1 ст. 7 Закона о пенсионном страховании, лица, работающие за пределами Российской Федерации, относятся к категории застрахованных лиц только в случае уплаты страховых взносов в соответствии со ст. 29 указанного Закона, т. е. путем добровольного вступления в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации. Размер указанных взносов носит фиксированный характер - не менее 150 руб. в месяц, из которых 100 руб. направляются на финансирование страховой части трудовой пенсии, а 50 руб. - на финансирование накопительной части трудовой пенсии (ст. 28 Закона о пенсионном страховании). В связи с этим вполне понятна логика законодателя, устанавливающего для граждан Российской Федерации, работающих за границей, право добровольно вступать в отношения обязательного пенсионного страхования путем уплаты данными лицами за себя страховых взносов в виде фиксированного платежа в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации. Очевидно, что предъявлять к иностранному работодателю, находящемуся за пределами Российской Федерации, требования об уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации за работающих у него российских граждан просто нелепо, да и невозможно. Вот почему в таком случае вся забота о размере своей будущей пенсии целиком и полностью ложится на плечи самого лица - гражданина Российской Федерации, работающего за границей. Однако возникает закономерный вопрос о том, должен ли применяться механизм по добровольному вступлению в отношения по обязательному пенсионному страхованию и в том случае, если работодателем является российская организация, например воинская часть, дислоцированная по условиям межгосударственного соглашения в иностранном государстве? Должны ли в таком случае лица гражданского персонала этой воинской части, являющиеся гражданами Российской Федерации, добровольно из собственных средств производить указанные выше выплаты за себя в Пенсионный фонд Российской Федерации? Ведь если на данную воинскую часть распространяется юрисдикция Российской Федерации, то должностные лица этой воинской части просто обязаны соблюдать нормы российского законодательства, в том числе и пенсионного. Таким образом, если следовать здравой логике, бремя уплаты вышеуказанных страховых взносов за работающих в этой воинской части граждан Российской Федерации - прямая обязанность воинской части. Вот тут-то и возникают проблемы. Бывает так, что воинская часть, находящаяся за пределами Российской Федерации, не обладает статусом юридического лица, осуществляя свою деятельность как подразделение соответствующего федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба. При этом Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрена постановка на учет в налоговых органах подразделений юридического лица, находящихся за пределами территории Российской Федерации. В связи с этим подобные воинские части не осуществляют платеж в федеральный бюджет Российской Федерации единого социального налога, из сумм которого должна финансироваться базовая часть трудовых пенсий работающих граждан. Одним из выходов из данной сложной ситуации могло бы стать установление для таких воинских частей в международном соглашении об их статусе специальной обязанности по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации за работающих в этих частях лиц гражданского персонала. Однако, к сожалению, по непонятным причинам практика не идет по этому пути, а в ряде действующих подобных соглашений такой обязанности не предусмотрено, и они не затрагивают вопросы формирования расчетного пенсионного капитала и пенсионных накоплений лиц, работающих за пределами Российской Федерации <1>. Отчасти это объясняется тем, что многие из названных международных договоров были заключены задолго до того, как произошли существенные изменения в пенсионном законодательстве Российской Федерации. Вместе с тем в этой ситуации совсем непонятна инертность соответствующих компетентных лиц, вовсе не озабоченных тем, чтобы как можно скорее внести необходимые изменения в существующие международные соглашения. -------------------------------- <1> См., напр., Договор между Российской Федерацией и Республикой Армения о статусе Пограничных войск Российской Федерации, находящихся на территории Республики Армения, и условиях их функционирования.

В связи с вышесказанным некоторые правоприменители полагают, что положение п. 2 ст. 10 Закона о трудовых пенсиях противоречит Конституции Российской Федерации. Данное положение устанавливает, что периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в ч. 1 ст. 3 названного Закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии со ст. 29 Закона о пенсионном страховании. При этом позиция о неконституционности вышеуказанных нормативных предписаний объясняется тем, что она создает препятствия для реализации пенсионных прав застрахованных лиц (граждан Российской Федерации), работавших по трудовому договору в государственных органах и учреждениях Российской Федерации, размещенных в соответствии с международным договором на территории иностранного государства, что влечет ряд негативных последствий для указанных лиц: - во-первых, возникает дифференциация условий для реализации права на получение трудовой пенсии в зависимости от места исполнения трудовых обязательств застрахованным лицом (на территории Российской Федерации или за ее пределами), что не соответствует ст. 19 и ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации; - во-вторых, страховщик в лице вышеуказанных воинских частей при неуплате страховых взносов (например, как было отмечено, в случае непостановки на налоговый учет в налоговых органах Российской Федерации) тем самым возлагает на застрахованное лицо обязанность по их перечислению в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации за себя, что не соответствует ч. 1 и ч. 2 ст. 39 Конституции Российской Федерации; - в-третьих, вследствие неуплаты страхователем (работодателем) страховых взносов за определенные периоды трудовой деятельности застрахованных лиц эти периоды не включаются в их страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию, что влечет снижение размера страховой части трудовой пенсии, которое, в свою очередь, не соответствует всем вышеуказанным нормам Конституции Российской Федерации. Кроме того, при обосновании вышеприведенной позиции правоприменители руководствуются Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 10 июля 2007 г. N 9-П "По делу о проверке конституционности п. 1 ст. 10 и п. 2 ст. 13 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и абзаца третьего пункта 7 Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, в связи с запросами Верховного Суда Российской Федерации и Учалинского районного суда Республики Башкортостан и жалобами граждан А. В. Докукина, А. С. Муратова и Т. В. Шестаковой" (далее - Постановление N 9-П 2007 г.). Постановлением N 9-П 2007 г. Конституционный Суд Российской Федерации признал п. 1 ст. 10 Закона о трудовых пенсиях и абз. 3 п. 7 Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее ст. 19 (ч. ч. 1 и 2), ст. 39 (ч. ч. 1 и 2), ст. 45 (ч. 1) и ст. 55 (ч. 3), в той мере, в какой содержащиеся в них нормативные положения во взаимосвязи с иными законодательными предписаниями, регламентирующими условия назначения и размеры трудовых пенсий, - при отсутствии в действующем регулировании достаточных гарантий беспрепятственной реализации пенсионных прав застрахованных лиц, работавших по трудовому договору и выполнивших предусмотренные законом условия для приобретения права на трудовую пенсию, на случай неуплаты или неполной уплаты страхователем (работодателем) страховых взносов за определенные периоды трудовой деятельности этих лиц - позволяют не включать такие периоды в их страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию, и снижать при назначении (перерасчете) трудовой пенсии размер ее страховой части. В связи с вышесказанным существует мнение, что п. п. 1 и 2 ст. 10 Закона о трудовых пенсиях взаимосвязаны между собой, поскольку регулируют порядок исчисления страхового стажа в системном единстве с иными законодательными предписаниями, регламентирующими условия назначения и размеры трудовых пенсий. Следовательно, изложенные Конституционным Судом Российской Федерации в своем Постановлении N 9-П 2007 г. доводы в равной степени должны распространяться и на положения п. 2 ст. 10 Закона о трудовых пенсиях в действующей редакции. Однако автор настоящей статьи не вполне разделяет вышеприведенную точку зрения о необходимости признания п. 2 ст. 10 Закона о трудовых пенсиях не соответствующим Конституции Российской Федерации по аналогии с п. 1 этой же статьи указанного Закона. Действительно, при всей кажущейся взаимосвязи между собой п. п. 1 и 2 ст. 10 Закона о трудовых пенсиях все-таки регулируют различные общественные отношения. Так, п. 1 ст. 10 Закона о трудовых пенсиях по смыслу, придаваемому ему в Постановлении N 9-П 2007 г., фактически возлагает обязанность по уплате страховых взносов за застрахованных лиц в Пенсионный фонд Российской Федерации на страхователей (работодателей), находящихся на территории Российской Федерации. При этом данная обязанность в случае неисполнения должна обеспечиваться, по мнению Конституционного Суда Российской Федерации, путем установления в законодательстве соответствующего механизма ответственности, а до этого момента - государством в порядке исполнения за страхователя обязанности по перечислению Пенсионному фонду Российской Федерации необходимых средств в пользу тех застрахованных лиц, которым назначается трудовая пенсия (производится ее перерасчет), за счет средств федерального бюджета. Возложить такую же обязанность на иностранного работодателя просто нереально, вот почему механизм уплаты страховых взносов за лиц, работающих за пределами Российской Федерации, либо носит добровольный характер со стороны самих указанных лиц, либо устанавливается на основании международного соглашения. В связи с этим полагаем, что положений, не соответствующих Конституции Российской Федерации, п. 2 ст. 10 Закона о трудовых пенсиях не содержит. Признание указанной нормы неконституционной только лишь в том случае, когда обязанность по уплате страховых взносов возлагается на воинские части (иные организации) Российской Федерации, находящиеся за рубежом, еще более усложнит и без того весьма сложную практику применения действующего пенсионного законодательства России. Но в таком случае что делать застрахованным лицам, работающим в российских организациях, находящихся за границей, в случае неуплаты этими организациями (по разным причинам) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации? Пожалуй, для того, чтобы обеспечить достойный размер своей будущей трудовой пенсии, указанным лицам пока остается только один путь - обращаться в суд в порядке, предусмотренном Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, с требованиями к таким воинским частям о возложении на них обязанностей по перечислению в Пенсионный фонд Российской Федерации названных страховых взносов.

------------------------------------------------------------------

Название документа