Обзор нового законодательства

(Хаустов Д. В.) ("Экологическое право", 2009, N 1) Текст документа

ОБЗОР НОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА <1>

Д. В. ХАУСТОВ

Хаустов Д. В., ассистент кафедры экологического и земельного права юридического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, кандидат юридических наук.

Федеральный закон от 25 ноября 2008 г. N 221-ФЗ "О внесении изменений в статьи 26.3 и 26.11 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" <2>

Документом дополнены полномочия органов государственной власти субъектов РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ. В частности, к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета), отнесено содержание, развитие и организация эксплуатации речных портов, на территориях которых расположено имущество, находящееся в собственности субъекта РФ. Установлено также, что в собственности субъектов РФ может находиться имущество, расположенное на территориях речных портов, необходимое для их содержания, развития и организации их эксплуатации.

Федеральный закон от 25 ноября 2008 г. N 222-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием организации местного самоуправления" <3>

В законодательные акты, регулирующие организацию местного самоуправления, внесены изменения, касающиеся порядка создания новых муниципальных образований. Документом предусмотрено, в частности, что законы субъектов РФ, устанавливающие и изменяющие границы поселений, должны содержать перечень населенных пунктов, входящих в состав территорий этих поселений. Законами субъектов РФ должны устанавливаться также численность и срок полномочий депутатов представительного органа первого созыва вновь образованного муниципального образования, а также порядок избрания, полномочия и срок полномочий первого главы данного муниципального образования в случае отсутствия инициативы граждан о проведении референдума по указанным вопросам. Подробно регламентированы процедуры выборов в органы местного самоуправления вновь образованного муниципального образования и определен порядок перехода полномочий от ранее действовавших органов к новым органам местного самоуправления.

Федеральный закон от 3 декабря 2008 г. N 246-ФЗ "О внесении изменений в статьи 5 и 6 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и статью 50 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" <4>

Документ направлен на устранение неопределенности в вопросе отнесения некоторых автомобильных дорог местного значения к собственности либо поселений, либо муниципальных районов. Данный Закон относит автомобильные дороги местного значения, находящиеся вне границ населенных пунктов поселения в границах муниципального района, но не соединяющие между собой населенные пункты, к собственности муниципального района.

Постановление Правительства РФ от 10 сентября 2008 г. N 657 "О ведении федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов" <5>

Документом введено в действие во исполнение ст. 43.1 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" Положение о ведении федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов. Целями ведения регистра являются учет и систематизация муниципальных нормативных правовых актов, реализация права граждан на получение достоверной информации о муниципальных нормативных правовых актах. Установлено, что уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по ведению и методическому обеспечению регистра является Министерство юстиции РФ. Предоставление гражданам и организациям сведений, содержащихся в регистре, будет осуществляться через единый сайт государственных услуг в сети Интернет (портал государственных услуг). Постановление вступает в силу с 1 января 2009 г.

Постановление Правительства РФ от 8 декабря 2008 г. N 924 "О порядке заключения и вступления в силу соглашений между федеральными органами исполнительной власти и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации о передаче ими друг другу осуществления части своих полномочий" <6>

Документом определен порядок заключения соглашений о передаче полномочий между федеральными и региональными органами исполнительной власти. Утвержденные данным документом Правила определяют процедуру заключения указанных соглашений, установив, в частности, срок согласования проекта соглашения (2 недели, с возможностью продления на 1 месяц), орган, в который сторона-инициатор обращается в случае несогласования проекта в указанный срок (Правительственная комиссия по проведению административной реформы), обязанность направления проекта указанной Комиссией, в случае соответствующего обращения высшего должностного лица субъекта РФ, в Правительство РФ для принятия окончательного решения. Установлено, что соглашения утверждаются распоряжением Правительства РФ. Правилами установлены также особенности заключения соглашений о передаче полномочий в отношении объектов капитального строительства, находящихся в федеральной собственности.

Определение Верховного Суда РФ от 19 августа 2008 г. N КАС08-414 <7>

Верховный Суд РФ указал, что нормативный правовой акт, признанный противоречащим федеральному закону, не подлежит применению с момента вступления решения суда в силу. Кассационная коллегия Верховного Суда РФ оставила без изменения решение Верховного Суда РФ, которым была признана недействующей с даты вступления решения в законную силу правовая норма, в соответствии с которой при рассмотрении патентных споров экземпляр заявления об обжаловании патентных прав и уведомление о принятии заявления к рассмотрению направляются только одному из обладателей исключительного права, без уведомления других обладателей (абзац 3 п. 3.1 Правил подачи возражений и заявлений и их рассмотрения в Палате по патентным спорам, утвержденных Приказом Роспатента от 22 апреля 2003 г. N 56, в соответствующей части). Кассационная коллегия отказала в просьбе изменить это решение и признать недействующей указанную правовую норму со дня вступления нормативного правового акта в законную силу. При этом Кассационная коллегия обосновала свое определение правовой позицией Конституционного Суда РФ, выраженной в Постановлении от 11 апреля 2000 г. N 6-П. Этим Постановлением установлено, что решение суда общей юрисдикции, которым нормативный правовой акт признан противоречащим федеральному закону, по своей природе не является подтверждением лишения такого акта юридической силы с момента издания, а означает лишь признание его недействующим и, следовательно, с момента вступления решения суда в силу не подлежащим применению.

Федеральный закон от 3 декабря 2008 г. N 244-ФЗ "О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и о внесении изменения в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" <8>

Документом определено право собственности на земельные участки, находящиеся в границах курортов федерального значения. В частности, из федеральной собственности в собственность субъектов РФ либо собственность поселений, муниципальных районов или городских округов подлежат передаче находящиеся в границах курортов федерального значения земельные участки: 1) которые заняты зданиями, строениями и сооружениями, находящимися в собственности субъектов РФ или соответственно муниципальных образований; 2) которые предоставлены органам государственной власти субъектов РФ (органам местного самоуправления) либо созданным ими казенным предприятиям, государственным (муниципальным) унитарным предприятиям или некоммерческим организациям; 3) предусматриваются федеральными законами (в отношении муниципальных земельных участков - законами субъектов РФ). Из федеральной собственности в собственность муниципальных районов или городских округов подлежат передаче и иные земельные участки, находящиеся в границах курортов федерального значения, за некоторыми исключениями. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника имущества, обязан принять решение о передаче из федеральной собственности в собственность субъекта РФ или в муниципальную собственность указанных земельных участков в двухмесячный срок с даты поступления соответствующего предложения органа государственной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления. С учетом указанных признаков определено право федеральной собственности, собственности субъектов РФ либо муниципальной собственности на земельные участки, находящиеся в границах курортов федерального значения, право федеральной собственности на которые не было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним до дня вступления в силу данного Федерального закона.

Федеральный закон от 3 декабря 2008 г. N 247-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" <9>

В КоАП РФ включены дополнительные составы административных правонарушений в области сельского хозяйства, ветеринарии и мелиорации земель. В частности, административная ответственность установлена за нарушение правил борьбы с карантинными и особо опасными болезнями животных, за сокрытие сведений о внезапном падеже или об одновременных массовых заболеваниях животных, совершенные в период осуществления ограничительных мероприятий (карантина), а также за невыполнение законных требований лиц, уполномоченных на осуществление государственного ветеринарного надзора, о проведении противоэпизоотических и других мероприятий.

Федеральный закон от 3 декабря 2008 г. N 250-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" <10>

В Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" внесены изменения, уточняющие его нормы, а также дополняющие его новыми нормами, устанавливающими, в частности, понятие и порядок производства рыбной и иной продукции из водных биоресурсов, понятие и порядок использования прилова водных биоресурсов, дополняющими перечень случаев, при которых осуществляется принудительное прекращение права на добычу водных биоресурсов (невыполнение определенных таможенных правил, а также требований к техническим средствам контроля), уточняющими порядок осуществления рыболовства в научно-исследовательских и контрольных целях, устанавливающими порядок досрочного расторжения, а также изменения договоров о закреплении долей квот добычи, договоров о предоставлении рыбопромыслового участка и договоров пользования водными биоресурсами и т. д. Вышеуказанный Федеральный закон дополнен также новой главой, включающей в себя статьи, регулирующие, в частности, действие актов законодательства СССР по вопросам рыболовства, а также разрешающие иные коллизии между правовыми нормами, регулирующими рыболовство, установленными в разное время.

Федеральный закон от 8 ноября 2008 г. N 196-ФЗ "О внесении изменения в статью 12 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" <11>

Изменениями уточнен перечень объектов, в районах которых запрещено захоронение отходов производства и потребления. В соответствии с изменениями, внесенными в пункт 5 статьи 12 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", запрещено захоронение отходов, кроме иных ранее установленных мест, в границах населенных пунктов (в ранее действовавшей редакции - на территориях городских и других поселений).

Федеральный закон от 8 ноября 2008 г. N 202-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об экологической экспертизе" <12>

Документом уточнены основания отказа в государственной регистрации заявления о проведении общественной экологической экспертизы. Согласно уточнениям, одним из оснований для отказа в регистрации заявления будет являться непредставление документа, подтверждающего регистрацию общественного объединения в качестве юридического лица (ранее - несоответствие порядка государственной регистрации общественной организации (объединения) установленному порядку). Кроме того, терминология Закона приведена в соответствие с Законом "О банках и банковской деятельности" - в тексте документа слова "банковские организации" заменены на "кредитные организации".

Постановление Правительства РФ от 15 сентября 2008 г. N 689 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации об организации продажи приватизируемого федерального имущества" <13>

Федеральное агентство по управлению государственным имуществом данным документом определено федеральным органом исполнительной власти, организующим продажу приватизируемого федерального имущества. Федеральное агентство по управлению государственным имуществом определено (вместо ликвидированного Российского фонда федерального имущества) организатором продажи приватизируемого федерального имущества. Документом внесены изменения в акты Правительства РФ, устанавливающие, в частности, порядок проведения конкурса по продаже государственного или муниципального имущества, порядок продажи государственного или муниципального имущества на аукционе, порядок продажи находящихся в государственной или муниципальной собственности акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе.

Постановление Правительства РФ от 16 сентября 2008 г. N 697 "Об утверждении Положения о принятии решения о прекращении права пользования участком недр федерального значения для разведки и добычи полезных ископаемых в случае осуществления геологического изучения недр по совмещенной лицензии" <14>

Документ устанавливает порядок принятия решения о прекращении права пользования участком недр федерального значения, предоставленным в пользование по совмещенной лицензии. Согласно утвержденному Положению разведка и добыча полезных ископаемых на участке недр федерального значения, предоставленном в пользование по совмещенной лицензии (лицензии на право пользования участком недр для геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых), могут осуществляться на основании решения Правительства РФ только после завершения геологического изучения недр на данном участке недр. Если в процессе геологического изучения будет открыто месторождение полезных ископаемых, отвечающее требованиям, установленным частью третьей статьи 2.1 Закона РФ от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах" (в частности, содержащее уран, алмазы, никель, тантал, установленные запасы нефти, газа, коренного золота, меди), Правительством РФ может быть принято решение о прекращении права пользования участком недр при возникновении угрозы обороне страны и безопасности государства. На основании заключения государственной экспертизы о промышленной значимости запасов полезных ископаемых месторождение может быть поставлено на государственный учет. Для рассмотрения возможности осуществления разведки и добычи полезных ископаемых на этом участке пользователь такого участка должен подать в Роснедра соответствующую заявку. В Положении определен перечень документов, прилагаемых к заявке пользователя, установлен порядок их рассмотрения и согласования с Минобороны РФ и ФСБ РФ.

Постановление Правительства РФ от 25 сентября 2008 г. N 713 "О признании утратившим силу Постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 873" <15>

Документом признано утратившим силу Положение о возмещении расходов государства на поиски и оценку полезных ископаемых при предоставлении права пользования участком недр в целях разведки и добычи полезных ископаемых в случае установления факта открытия месторождения полезных ископаемых пользователем недр, проводившим работы по геологическому изучению участка недр за счет собственных (в том числе привлеченных) средств. Документ принят в связи с тем, что Федеральным законом от 18 июля 2008 г. N 120-ФЗ из Закона РФ "О недрах" исключены положения, предусматривавшие обязанность пользователя недр при определенных условиях возмещать расходы государства на поиск и оценку полезных ископаемых на участке недр, предоставленном в пользование для разведки и добычи полезных ископаемых, в порядке, установленном Правительством РФ.

Постановление Правительства РФ от 25 сентября 2008 г. N 716 "О должностных лицах Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и ее территориальных органов, осуществляющих федеральный государственный экологический контроль (федеральных государственных инспекторах в области охраны окружающей среды)" <16>

Рассматриваемым актом утвержден Перечень должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и ее территориальных органов, осуществляющих федеральный государственный экологический контроль. В Перечень включены, в частности, руководитель Росприроднадзора, его заместители, начальники управлений, заместители начальников управлений, начальники отделов и их заместители, ведающие вопросами организации и осуществления федерального государственного экологического контроля. Предусмотрено, что должностные лица, осуществляющие федеральный государственный экологический контроль (федеральные государственные инспекторы в области охраны окружающей среды), являются одновременно по должности государственными инспекторами РФ по охране природы. Признано утратившим силу Постановление Правительства РФ от 17 июля 1995 г. N 718 "О должностных лицах Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды и его территориальных органов, осуществляющих государственный экологический контроль".

Постановление Правительства РФ от 6 октября 2008 г. N 743 "Об утверждении Правил установления рыбоохранных зон" <17>

Документ принят во исполнение ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов". В соответствии с утвержденными Правилами рыбоохранные зоны и их границы устанавливаются Федеральным агентством по рыболовству. Ширина рыбоохранной зоны рек и ручьев устанавливается от их истока до устья и составляет для рек и ручьев протяженностью: до 10 км - 50 метров; от 10 до 50 км - 100 метров; от 50 км и более - 200 метров. Рыбоохранные зоны для рек, ручьев или их частей, помещенных в закрытые коллекторы, не устанавливаются. Предусмотрено, что Федеральное агентство по рыболовству, в частности, рассматривает предложения территориальных органов об установлении рыбоохранных зон водных объектов рыбохозяйственного значения и принимает решение об их установлении.

Постановление Правительства РФ от 22 октября 2008 г. N 775 "Об оформлении, выдаче, регистрации, приостановлении действия и аннулировании разрешений на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, а также о внесении в них изменений" <18>

Данным актом регламентирована процедура выдачи разрешений на добычу (вылов) водных биоресурсов. Установлено, что выдача разрешений российским пользователям, намеревающимся осуществлять добычу (вылов) водных биоресурсов в районах действия Конвенции о сохранении морских живых ресурсов Антарктики от 20 мая 1980 г. и Международной конвенции о сохранении атлантических тунцов от 14 мая 1966 г., а также иностранным пользователям производится Федеральным агентством по рыболовству (Росрыболовством), во всех других случаях - территориальными органами Росрыболовства. Указанными Правилами установлены также, в частности, перечень документов, прилагаемых к заявлению о выдаче разрешения, срок рассмотрения заявления (15 рабочих дней), содержание разрешения, процедуры приостановления его действия и аннулирования. Одновременно признано утратившим силу Постановление Правительства РФ от 12 февраля 2001 г. N 102 "Об утверждении Правил регистрации лицензий (разрешений) на промысел водных биологических ресурсов в исключительной экономической зоне Российской Федерации, выданных российским и иностранным юридическим лицам и гражданам".

Постановление Правительства РФ от 7 ноября 2008 г. N 822 "Об утверждении Правил представления проектной документации объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий, для проведения государственной экспертизы и государственной экологической экспертизы" <19>

Документом определен порядок представления проектной документации отдельных видов строительных объектов на государственную экспертизу и государственную экологическую экспертизу. Установлен порядок представления проектной документации объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий федерального, регионального и местного значения, для проведения государственной экспертизы проектной документации и государственной экологической экспертизы проектной документации. Правилами, в частности, определены органы, в которые должна представляться проектная документация, - это Минрегион РФ либо, в отношении объектов на землях особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, органы исполнительной власти субъектов РФ, а также Минобороны РФ, ФСО РФ и ФСБ РФ (в отношении объектов, подведомственных этим органам). Определены также органы, проводящие экологическую и градостроительную экспертизы, - это соответственно Ростехнадзор и государственное учреждение, подведомственное Минрегиону РФ, а также органы исполнительной власти субъектов РФ и подведомственные им государственные учреждения.

Постановление Правительства РФ от 7 ноября 2008 г. N 823 "О порядке официального опубликования перечня участков недр федерального значения в официальном издании Российской Федерации" <20>

Установлено, что перечень участков недр федерального значения подлежит официальному опубликованию Федеральным агентством по недропользованию в "Российской газете". В публикации должны содержаться сведения о местоположении и наименовании участка недр, а также о виде полезного ископаемого, содержащегося в соответствующем участке недр.

Постановление Правительства РФ от 7 ноября 2008 г. N 833 "О внесении изменений в Правила утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения" <21>

Внесены изменения в порядок утверждения нормативов потерь полезных ископаемых, применяемых при налогообложении налогом на добычу полезных ископаемых. В соответствии с изменениями, внесенными в Правила утверждения нормативов потерь полезных ископаемых (Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2001 г. N 921), установлено, что нормативы потерь твердых полезных ископаемых (кроме общераспространенных) утверждаются Федеральным агентством по недропользованию без согласования с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, как это было установлено ранее. Нормативы потерь общераспространенных полезных ископаемых утверждаются органами государственной власти субъектов РФ. Нормативы потерь углеводородного сырья утверждаются Министерством энергетики РФ по согласованию с Федеральным агентством по недропользованию (ранее - Министерством промышленности и энергетики РФ по согласованию с Министерством природных ресурсов РФ и Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору). Документом уточнен также порядок расчета нормативов потерь углеводородного сырья.

Постановление Правительства РФ от 10 ноября 2008 г. N 843 "Об утверждении Положения о государственном контроле в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания" <22>

Данным документом утверждено Положение, устанавливающее порядок осуществления государственного контроля в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира. Согласно утвержденному Положению государственный контроль осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ. В Положении приведен перечень должностных лиц Росприроднадзора, осуществляющих государственный контроль, определены права, реализуемые ими в процессе государственного контроля, установлены обязанности юридических и физических лиц, в отношении которых проводятся мероприятия по государственному контролю. В частности, установлено, что должностные лица уполномоченных органов имеют право проверять разрешения органов внутренних дел на хранение и ношение огнестрельного оружия, привлекать к административной ответственности, производить досмотр вещей и личный досмотр задержанных лиц, проверку оружия и других орудий добывания объектов животного мира, применять физическую силу и служебное оружие. Положение не распространяется на отношения по государственному контролю в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов.

Постановление Правительства РФ от 26 ноября 2008 г. N 887 "Об утверждении Правил распределения квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов для осуществления рыболовства в научно-исследовательских и контрольных целях, в учебных и культурно-просветительских целях, а также в целях рыбоводства, воспроизводства и акклиматизации водных биологических ресурсов" <23>

Документом определен порядок распределения квот добычи (вылова) водных биоресурсов для осуществления рыболовства в научно-исследовательских и контрольных, в учебных и культурно-просветительских целях, а также в целях рыбоводства, воспроизводства и акклиматизации водных биоресурсов. Установлено, что распределение квот ежегодно осуществляется Федеральным агентством по рыболовству на основании заявок, программ выполнения работ при осуществлении рыболовства в научно-исследовательских и контрольных целях и рыболовства в целях рыбоводства, воспроизводства и акклиматизации водных биоресурсов, а также планов работ при осуществлении рыболовства в учебных и культурно-просветительских целях, представляемых пользователями (гражданами и юридическими лицами) в установленном порядке в Агентство для принятия решения о предоставлении водных биоресурсов в пользование. Одновременно признаны утратившими силу отдельные акты Правительства РФ, в частности касающиеся распределения научных квот, квот добычи (вылова) водных биоресурсов для осуществления рыболовства в целях рыбоводства, воспроизводства и акклиматизации тихоокеанских лососей, квот добычи (вылова) тихоокеанских лососей для осуществления рыболовства в учебных и культурно-просветительских целях.

Постановление Правительства РФ от 27 ноября 2008 г. N 897 "Об утверждении Положения о рассмотрении заявок на получение права пользования недрами при установлении факта открытия месторождения полезных ископаемых на участке недр федерального значения или на участке недр, который отнесен к участкам недр федерального значения в результате открытия месторождения полезных ископаемых пользователем недр, проводившим работы по геологическому изучению недр такого участка за счет собственных средств для разведки и добычи полезных ископаемых открытого месторождения" <24>

Документом определен порядок рассмотрения заявок на получение права пользования недрами при установлении факта открытия месторождения полезных ископаемых на участке недр федерального значения. Утвержденное Положение определяет порядок рассмотрения заявок на получение права пользования недрами при установлении факта открытия месторождения полезных ископаемых на участке недр федерального значения или на участке недр, который отнесен к участкам недр федерального значения в результате открытия месторождения полезных ископаемых пользователем недр, проводившим работы по геологическому изучению недр такого участка за счет собственных средств для разведки и добычи полезных ископаемых открытого месторождения, за исключением проведения таких работ в соответствии с государственным контрактом, а также порядок принятия решения об отказе в предоставлении права пользования участком недр для разведки и добычи полезных ископаемых юридическому лицу с участием иностранных инвесторов или иностранному инвестору при возникновении угрозы обороне страны и безопасности государства. В частности, установлено, что заявка на предоставление права пользования участком недр подается в Роснедра; определен перечень прилагаемых к ней документов.

Название документа