К вопросу о понятии использования транспортного средства в договоре обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств

(Спасибов М. Г., Шевчук С. С.) ("Транспортное право", 2009, N 1) Текст документа

К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА В ДОГОВОРЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВЛАДЕЛЬЦЕВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

М. Г. СПАСИБОВ, С. С. ШЕВЧУК

Спасибов М. Г., аспирант кафедры гражданско-правовых дисциплин Северо-Кавказского государственного технического университета, г. Ставрополь.

Шевчук С. С., заведующий кафедрой гражданско-правовых дисциплин СевКавГТУ, доктор юридических наук.

Вопрос об использовании транспортного средства является спорным, так как в Федеральном законе "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Закон) дается следующее определение: "Использование транспортного средства - эксплуатация транспортного средства, связанная с его движением в пределах дорог (дорожном движении), а также на прилегающих к ним и предназначенных для движения транспортных средств территориях (во дворах, в жилых массивах, на стоянках транспортных средств, заправочных станциях и других территориях). Эксплуатация оборудования, установленного на транспортном средстве и непосредственно не связанного с участием транспортного средства в дорожном движении, не является использованием транспортного средства" <1>. -------------------------------- <1> Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" // Собрание законодательства РФ. 2002. N 18. Ст. 1720.

Таким образом, Закон определяет, что использование транспортного средства - это только эксплуатация, связанная с его движением в пределах дорог (дорожном движении), а также на прилегающих к ним и предназначенных для движения транспортных средств территориях (во дворах, в жилых массивах, на стоянках транспортных средств, заправочных станциях и других территориях). Таким образом, возникает вопрос: а можно ли считать использованием остановку и стоянку транспортного средства? В Законе четко прописано: эксплуатация транспортного средства, связанная с его движением в пределах дорог (дорожном движении), а также на прилегающих территориях. Но ведь мы используем автомобиль не только когда движемся. Что делать со временем, когда мы останавливаемся на светофоре, ставим автомобиль на стоянку, сажаем или высаживаем пассажиров и т. д.? Неужели законодатель сознательно строго определил понятие "использование транспортного средства" только как его движение в пределах дорог и исключил из него остановку и стоянку транспортного средства? Следовательно, возникает логичный вопрос: будет ли считаться страховым случаем, если авария произойдет в один из этих промежутков времени? Так, например, В. С. Ермаков говорит о том, что "(1) когда автомобиль стоит, перемещение не осуществляется, (2) поскольку перемещение не осуществляется, не происходит движения транспортного средства, (3) поскольку движение транспортного средства не происходит, не происходит его использование, (4) поскольку использование транспортного средства не происходит, причинение вреда стоящим транспортным средством не является страховым случаем. Страховым случаем по ОСАГО является причинение вреда движущимся транспортным средством, а не стоящим на месте" <2>. Таким образом, данный автор придерживается строго формального толкования нормы Закона и рассматривает использование транспортного средства только как его движение, оставляя за рамками остановку, стоянку, посадку и высадку пассажиров. -------------------------------- <2> Ермаков В. С. Страховой случай по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств // Подготовлен для системы "КонсультантПлюс", 2006.

Иную позицию занимает С. В. Дедиков. Он полагает, что "законодателю не следовало ограничивать понятие использования транспортного средства лишь эксплуатацией, связанной с его движением, а целесообразно было бы указать на эксплуатацию в условиях дорожного движения, охватив, таким образом, и остановки автомашин" <3>. -------------------------------- <3> Дедиков С. В. Обязательное страхование автогражданской ответственности: вопросы и ответы. Выпуск 1. М.: Волтерс Клувер, 2004.

В свою очередь, мы считаем, что норма Закона об использовании транспортного средства подлежит расширительному толкованию. По нашему мнению, с одной стороны, законодатель дал очень узкий перечень использования транспортного средства, а с другой - "использование транспортного средства" определяется как его эксплуатация в дорожном движении. Следовательно, законодатель специально отсылает к определению дорожного движения, содержащегося в п. 1.2 Правил дорожного движения РФ: "Под дорожным движением понимается совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог". Считаем, что в данном определении законодатель значительно расширяет понятие "использование транспортного средства". Здесь мы видим, что под использованием понимается не только движение транспортного средства, а совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог. По нашему мнению, под этой совокупностью отношений законодатель подразумевает не только движение автомобиля, но и его остановку и стоянку на проезжей полосе и обочинах, посадку и высадку пассажиров, отношения между водителями, пассажирами и пешеходами и т. д., то есть все, что может быть связано с эксплуатацией автомобиля и извлечением его полезных свойств. Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что использование транспортного средства в договоре ОСАГО необходимо рассматривать не только как его движение, но и как совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог, которая может включать в себя остановку, стоянку, высадку и посадку пассажиров, а также иные отношения, возникающие в процессе дорожного движения. Необходимо отметить, что не считается использованием транспорта работа на установленном на нем оборудовании, если это не связано с движением транспортного средства. Так, вред, причиненный потерпевшему в результате работы крана, установленного на автомобиле, обязательным страхованием не покрывается. В этом случае владелец источника повышенной опасности, к числу которых относятся любые механизмы, будет возмещать потерпевшему вред в соответствии с нормами гражданского законодательства (гл. 59 ГК РФ <4>). -------------------------------- <4> См.: Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1996. N 5. Ст. 410.

------------------------------------------------------------------

Название документа