К вопросу о государственном регулировании таксомоторных перевозок
(Федин Д. В.) ("Транспортное право", 2009, N 1) Текст документаК ВОПРОСУ О ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ТАКСОМОТОРНЫХ ПЕРЕВОЗОК
Д. В. ФЕДИН
Федин Д. В., соискатель Российского государственного университета управления.
Государственное регулирование рынка таксомоторных перевозок в России неоднократно претерпевало значительные изменения. Развитие рыночных отношений в России привело к разрушению существовавшей прежде системы управления таксомоторным транспортом. Несмотря на то что этот процесс был естественным, первоначальный эффект был отрицательным - резко возросло количество дорожно-транспортных происшествий и их тяжесть, снизились объемы перевозок и парка подвижного состава и т. д. В значительной степени это было обусловлено тем, что взамен существовавшей системы управления таксомоторным транспортом не была создана эквивалентная система государственного управления и регулирования данного вида деятельности, адаптированная к условиям рыночного хозяйствования. Предприятия и организации, осуществляющие таксомоторные перевозки, остались один на один с рыночной стихией. В процессе приватизации и демонополизации образовалось большое количество частных перевозчиков и малых автотранспортных предприятий, которые возглавили не подготовленные для этих целей руководители, что привело к снижению качества предоставления услуг таксомоторных перевозок. Вместе с тем опыт развитых зарубежных стран показывает, что рыночные отношения в экономике ни в коей мере не исключают, а, наоборот, предполагают создание развитой и эффективной системы многостороннего государственного регулирования таксомоторной деятельности. Опыт реформ, прошедших в нашей стране, также показал, что развитие цивилизованного рынка таксомоторных перевозок самостоятельно, без помощи государства, невозможно. Необходимость государственного регулирования рынка таксомоторных перевозок определяется и рядом факторов <1>: -------------------------------- <1> См.: Ганченко К. А. Механизм государственного регулирования транспортной деятельности предприятий, находящихся в государственный собственности // Обзорная информация в серии "Автотранспортные перевозки". Выпуск 2. М.: Информавтотранс, 1999.
- любая транспортная система, в том числе и рынок таксомоторных перевозок, нуждается в фундаментальных правилах в интересах общественной безопасности (дорожного движения и экологической); - автотранспортный комплекс отличается высокой плотностью конкурентной среды, что приводит к активному стремлению предпринимателя сократить затраты на перевозки, уменьшить среднюю заработную плату и текущие затраты. Для того чтобы избежать возможных негативных последствий высокого уровня конкуренции, необходимо целесообразно регулировать деятельность в области таксомоторных перевозок; - единство международного транспортного пространства вызывает необходимость принятия и выполнения государственных соглашений. Необходимо наличие действенной системы контроля за соблюдением ограничений; - таксомоторный транспорт является частью автомобильного транспорта, который, в свою очередь, является частью инфраструктуры национальной экономики и одновременно стимулятором ее развития. Вследствие этого возникает необходимость контроля в связи со структурными изменениями, происходящими в индустрии такси; - необходимостью регулирования уровня тарифов; - необходимостью выполнения социальных заказов и др. На основе перечисленных факторов можно заключить, что государственное регулирование рынка таксомоторных перевозок является необходимостью. Одним из первых мероприятий Министерства транспорта Российской Федерации по формированию системы регулирования транспортной деятельности в условиях перехода к рынку стало создание Российской транспортной инспекции (далее - РТИ). На органы РТИ возлагались обязанности проводить лицензирование транспортной деятельности и сервисных услуг, контроль выполнения законодательных актов и требований, налагаемых выданными лицензиями, а также осуществлять целый ряд иных функций, связанных с обеспечением нормального функционирования рынка транспортных услуг <2>. -------------------------------- <2> См.: Положение о Российской транспортной инспекции Министерства транспорта Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. N 515).
Регулирование рынка транспортных услуг предполагает сочетание экономических и административных методов воздействия на работу транспорта, осуществления регулирования как в долгосрочной перспективе, так и в режиме оперативных воздействий. Несмотря на обоснованность вышеизложенных доводов, в настоящее время в России на федеральном и региональном уровнях отсутствует целостное правовое регулирование вопросов таксомоторных перевозок. В нем содержатся лишь фрагментарные и не полностью соответствующие друг другу положения, которые не дают возможности участникам таксомоторных перевозок действовать в четком правовом поле и тем самым создают возможности для некачественного оказания такого рода услуг и частичной криминализации этой сферы деятельности. К нерешенным вопросам в данной области следует также отнести отсутствие законодательно закрепленных терминов, которые могли бы быть использованы для регламентации данного вида деятельности. Безусловно, нужно кардинально решать эту проблему. Представляется возможным принять федеральный закон о такси, вновь ввести лицензирование, передавать полномочия по регулированию таксомоторных перевозок на региональный уровень. Дело в том, что государство посредством своих органов может контролировать исполнение лицензионных требований. В свое время контроль был возложен на транспортную инспекцию, органы государственной инспекции безопасности дорожного движения. В случае нарушения лицензионных требований к перевозчикам применялись различного рода санкции, предусмотренные законодательством. В 2004 г. Постановлением Правительства Москвы была утверждена Концепция городского Закона "О такси в городе Москве" <3>. Но поскольку этот документ строился с учетом лицензионных требований, его пришлось кардинально перерабатывать. -------------------------------- <3> См.: Постановление Правительства Москвы от 28 сентября 2004 г. N 667-ПП "О Концепции Закона города Москвы "О такси в городе Москве".
В настоящее время в городской Думе рассматривается проект Закона "О такси в городе Москве". Настоящий Закон призван регулировать отношения, возникающие у перевозчиков и служб заказа такси, связанные с организацией транспортного обслуживания населения в сфере таксомоторных перевозок в городе Москве в целях создания условий для обеспечения качества и безопасности таксомоторных перевозок. Таким образом, законопроект построен на двух основных принципах: качество и безопасность услуг такси. В проекте сформулированы основные понятия, регламентирующие перевозочную деятельность. При этом под городским таксомоторным транспортом (такси) подразумеваются легковые автомобили, предназначенные для осуществления перевозок пассажиров и их багажа по маршрутам, предложенным пассажирами, с применением электронного таксометра, с соблюдением установленных федеральным законодательством правил ведения кассовых операций, с размещением информации о тарифах в салоне автомобиля, вид городского транспорта. Также определено понятие таксомоторных перевозок, тарифа, перевозчика, уполномоченного органа, реестра и др. К новациям можно отнести систему ведения реестра перевозчиков и служб заказа такси "Московское городское такси". Такой реестр создается с целью хранения и обновления информации о перевозчиках и службах заказа такси и обеспечения оперативного доступа к ней. Наличие реестра поможет ведению мониторинга состояния и развития таксомоторных перевозок, выявлению тенденций их развития, а также анализу эффективности государственной поддержки перевозчиков и служб заказа такси. Включение в реестр и размещение в нем сведений о перевозчиках и службах заказа такси будет производиться по их инициативе в заявительном порядке на безвозмездной основе. Так, любой предприниматель может заниматься таксомоторными перевозками, если он зарегистрировался и платит налоги. Однако законопроектом предусматривается, что перевозчики, включенные в реестр, смогут допускать к управлению такси только лиц, имеющих водительский стаж не менее трех лет, знающих русский язык и умеющих ориентироваться в столице. Помимо этого, такси должно быть оборудовано электронным таксометром. На такси должны быть отличительные признаки: специальные цветографические обозначения в виде "шашечного пояса", надписи "такси" на русском языке, световой прибор, расположенный на крыше, специальный знак "Московское городское такси". Для перевозок должны использоваться автомобили с левосторонним расположением руля, по выбросам вредных веществ соответствующие экологическому классу 2 (Евро-2) и выше и с количеством мест не более 8, исключая место водителя. Документом предусматривается предоставление права внеочередной посадки в такси пассажирам с малолетними детьми, беременным женщинам, участникам Великой Отечественной войны и инвалидам. Ко второму чтению проекта Закона поступило 90 поправок. В частности, предложено включать в реестр такси сведения о государственной регистрации перевозчика и информацию о его тарифах. А также появилось уточнение: - трехлетний водительский стаж должен быть обязательно подтвержден; - водительские права должны включать соответствующую категорию; - знание водителем такси города Москвы и русского языка должно быть аттестовано. Компании, которые готовы выполнять предъявляемые им требования, получают право на поддержку в следующих формах: - предоставление льгот по уплате налогов, направляемых в бюджет города Москвы; - установление льгот по арендной плате за землю, иные объекты недвижимости, находящиеся в государственной собственности города Москвы; - предоставление права пользования городскими стоянками такси на безвозмездной основе; - информационная поддержка. Иными словами, государство будет всячески поддерживать такие компании, информируя горожан, что они более качественные, более профессиональные и более безопасные. С другой стороны, постепенно вытеснять нелегальных перевозчиков экономическими методами. Проектом Закона предусматривается, что организация транспортного обслуживания населения в сфере таксомоторных перевозок осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти города, который совместно с территориальными органами исполнительной власти и ассоциациями перевозчиков определяет потребность в объектах городских стоянок такси и принимает решение об их создании и условиях эксплуатации. В проекте документа четко указано, что устанавливать отличительные знаки такси - "шашечный пояс" на борту, надпись "такси", фонарь на крыше, таксометры - имеют право только автомобили городского таксомоторного транспорта. Человек, который решил воспользоваться услугами такси, должен четко знать, кто его везет, какая компания, кто водитель. Должен быть тариф, чтобы пассажир четко представлял, сколько стоит проезд. Согласно законопроекту размещение не включенными в реестр юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, а также физическими лицами на своих автомобилях специального знака "Московское городское такси" влечет наложение административного штрафа на физических лиц от 10 до 25 минимальных размеров оплаты (МРОТ), на юридических лиц - от 100 до 500 МРОТ. Протоколы по делам об административных правонарушениях будут составляться должностными лицами уполномоченного органа, а дела об административных правонарушениях будут рассматриваться административными комиссиями префектур административных округов. Документом определен порядок размещения городских стоянок такси. Предусматривается, что они будут двух видов: - притротуарные (нерегулируемые); - регулируемые, оборудованные диспетчерскими пунктами, средствами связи, ограждениями и специальными средствами контроля въезда. Городские стоянки такси будут оснащаться соответствующими дорожными знаками "Место стоянки легковых такси", разметкой и обозначаться специальным знаком "Московское городское такси". Одновременно готовятся поправки в федеральное законодательство, связанные с возвращением лицензий и ужесточением государственного регулирования таксомоторных перевозок. Таким образом, принятие Закона города Москвы "О такси в городе Москве" позволит: - создать равновесие между государственным контролем и саморегулированием на основе сочетания административных и рыночных механизмов регулирования таксомоторных перевозок; - установить особенности различных видов таксомоторных перевозок, общие требования к организации таксомоторных перевозок, порядок допуска перевозчиков к осуществлению деятельности в сфере таксомоторных перевозок, общие требования к ним; - улучшить качество и обеспечить единые нормы безопасности в сфере таксомоторных перевозок; - установить единство системы регулирования деятельности таксомоторных перевозок в городе Москве, порядок осуществления контроля и надзора в сфере таксомоторных перевозок; - обеспечить приоритет в развитии таксомоторного транспорта как альтернативы использованию личного транспорта для поездок по городу, с целью снижения транспортной загрузки магистралей; - обеспечить доступность услуги для граждан с ограниченной подвижностью; - снизить уровень незаконного занятия предпринимательской деятельностью в сфере таксомоторных перевозок, что повлечет за собой увеличение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней; - привлечь инвестиции для развития таксомоторных перевозок; обеспечить сферу таксомоторных перевозок квалифицированными кадрами; - улучшить экологическую обстановку в городе Москве. Разрабатываемый проект Закона даст возможность установить дополнительные требования к водителям и операторам таксомоторных перевозок, такие как: - требования к профессиональным качествам водителей (стаж не менее трех лет, знание Москвы); - требования к транспортному средству (техническое состояние, оборудование, электронный таксометр, средства связи и навигации, внешний вид, срок эксплуатации); - экологические требования к автомобилям-такси; - требования к безопасности (регулярный медицинский осмотр, сезонные покрышки, ремни безопасности и т. д.); - требования к информированию пассажира (фирменное наименование перевозчика, юридический адрес, телефон, тариф за проезд, визитная карточка водителя, телефоны органов государственной власти, уполномоченных осуществлять контроль за качеством и безопасностью услуг); - требования к регистрации автомобиля-такси (желтые государственные номерные знаки в соответствии с приказом МВД и соответствующим ГОСТом). Государственная политика и государственное регулирование рынка таксомоторных перевозок осуществляются через определенные органы исполнительной власти.
------------------------------------------------------------------
Название документа