Совершенствование законодательства о банкротстве

(Юридическая фирма "Гольцблат БЛП", Корпоративная практика / Слияния и поглощения) (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2009) Текст документа

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О БАНКРОТСТВЕ

(Юридическая фирма "Гольцблат БЛП", Корпоративная практика / Слияния и поглощения)

Информационное сообщение N 8

Материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 10 марта 2009 года

Юридическая фирма "Гольцблат БЛП" сообщает, что приняты и вступили в силу значительные изменения в Федеральный закон от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Федеральный закон) <1>. -------------------------------- <1> Изменения внесены Федеральным законом от 30 декабря 2008 года N 296-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и Федеральным законом от 30 декабря 2008 года N 306-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием порядка обращения взыскания на заложенное имущество".

Принципиальной переработке подверглись положения Федерального закона, касающиеся статуса, прав и обязанностей, порядка деятельности и ответственности арбитражных управляющих. Общий смысл заключается в усилении регламентации деятельности арбитражных управляющих их саморегулируемыми организациями (СРО), более 50 процентов которых могут теперь создать национальное объединение СРО. СРО предоставлено право определять требования к кандидатам в арбитражные управляющие на основе обязательного перечня таких требований, которые организации могут дополнять и ужесточать. Вместе с тем с 1 января 2010 года отменяется обязательность регистрации арбитражных управляющих в качестве индивидуальных предпринимателей, поскольку их деятельность более не характеризуется как предпринимательская, а определяется как профессиональная деятельность, осуществляемая в форме частной практики. Этим ясно подчеркивается, что задачей арбитражного управляющего в рамках банкротства является не извлечение прибыли, а максимальное удовлетворение требований кредиторов, в интересах которых и возбуждается дело о банкротстве. В этой связи собранию кредиторов предоставлено право материального стимулирования арбитражного управляющего в форме увеличения фиксированного размера его вознаграждения (теперь состоящего из твердой денежной суммы и процента от величины балансовой стоимости активов должника) и даже назначения ему дополнительного вознаграждения, выплачиваемого за счет средств кредиторов, принявших соответствующее решение. В части порядка назначения и отстранения арбитражного управляющего произошел принципиальный возврат к тому, что конкретную кандидатуру вправе предложить заявитель по делу о банкротстве, а в дальнейшем - собрание кредиторов (как это было в прежних Законах о банкротстве 1992 г. и 1998 г.). Отстранение же арбитражного управляющего от исполнения обязанностей отныне носит окончательный характер. Даже в случае отмены вышестоящим арбитражным судом определения об отстранении арбитражного управляющего он не подлежит восстановлению в рамках той же процедуры, применяемой в конкретном деле о банкротстве. Более строгими стали требования к предельному размеру и порядку осуществления расходов на проведение процедур банкротства. Отсутствие средств для их финансирования или их исчерпание могут стать, на наш взгляд, основаниями для прекращения производства по делу о банкротстве. Весьма значимы коррективы, внесенные в отношении возникновения права на подачу уполномоченным органом заявления о возбуждении дела о банкротстве. Для подтверждения требований в целях возбуждения дела отныне достаточно решения налогового или таможенного органа о взыскании задолженности за счет денежных средств, а не за счет имущества должника, как это было ранее. Таким образом, упрочено преимущественное положение уполномоченных органов, которым для обращения в арбитражный суд с заявлением о возбуждении дела о банкротстве нет необходимости, в отличие от конкурсных кредиторов, дожидаться судебного решения, подтверждающего обоснованность требований к должнику. В отношении кредиторов по денежным обязательствам также сделаны определенные послабления, поскольку им предоставлено право ходатайствовать о возбуждении дела о банкротстве сразу после вступления в законную силу решения суда о взыскании с должника денежных средств. Напомним, что ранее право подачи заявления было обусловлено истечением 30-дневного срока со дня направления исполнительного листа в службу судебных приставов. Из Федерального закона исключена норма о пониженном (30%) кворуме для проведения повторного собрания кредиторов. Установлен пресекательный срок для обжалования решений собрания кредиторов (6 месяцев с момента принятия решения). Значительные изменения произошли в составе и очередности удовлетворения требований кредиторов. Во-первых, установлена специальная очередность удовлетворения требований кредиторов по текущим платежам, среди которых первое место отведено расходам на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве. Во-вторых, из состава текущих платежей исключены требования кредиторов по обязательствам, возникшим до даты введения процедуры банкротства, срок исполнения которых наступил уже после этой даты. Такие требования стали "очередными". Это, на наш взгляд, будет эффективно препятствовать заключению должниками договоров с контрагентами задним числом с датой исполнения обязательств по договорам в период процедуры банкротства и обеспечению таким образом этим лицам преимущественного права на удовлетворение требований. В-третьих, изменен порядок удовлетворения требований кредиторов за счет имущества, являющегося предметом залога. В отношении процедуры конкурсного производства мы отметили бы следующие аспекты. Значительно переработаны и дополнены нормы, регламентирующие порядок продажи имущества должника. Самым заметным новшеством стало введение электронной формы торгов, которая призвана сделать процедуру торгов дистанционно достижимой и максимально прозрачной. Во-вторых, в целом положительно урегулирован являвшийся на практике спорным вопрос о возможности продолжения должником своей хозяйственной деятельности в рамках конкурсного производства. Наконец, при завершении конкурсного производства расширены возможности участников дела о банкротстве на обжалование итогового определения арбитражного суда. В ближайшем будущем все сведения о банкротствах, подлежащие обязательному опубликованию, будут сведены в единый федеральный реестр сведений о банкротстве. Нормативные акты для формирования такого реестра должны быть приняты в 2009 году.

Название документа