Договор поставки товара от производителя в торговые сети: баланс интересов сторон

(Зинковский М. А.) ("Налоги" (газета), 2009, N 9) Текст документа

ДОГОВОР ПОСТАВКИ ТОВАРА ОТ ПРОИЗВОДИТЕЛЯ В ТОРГОВЫЕ СЕТИ: БАЛАНС ИНТЕРЕСОВ СТОРОН

М. А. ЗИНКОВСКИЙ

Зинковский М. А., начальник юридического отдела ООО "Белторг-Инвест".

Создав пачку чая, пакет молока или бутылку минеральной воды, производитель товара сталкивается с вопросом: кому все это продать? Можно продавать по собственным торговым домам, магазинам, можно продавать оптовым и/или розничным торговым точкам, можно реализовывать продукцию на внешнеэкономические рынки и т. п. Одним из крупных покупателей у производителя товара являются торговые сети. Это обусловлено понятными причинами. Торговая сеть имеет современный менеджмент, складскую логистику (когда, например, большие объемы товара находятся в самом здании магазина и легкодоступны для механического погрузчика), значительные торговые площади, достаточное количество кассовых стоек и т. д. Упомянутые преимущества позволяют торговым сетям занимать лидирующие позиции в секторе сбыта товара конечному потребителю и, как следствие, - быть перспективным партнером для производителя товара. В настоящей статье мы постараемся рассмотреть особенности договора поставки товара от производителя в торговые сети с точки зрения баланса интересов сторон. Наука гражданского права уделяла достаточное внимание исследованию особенностей договора поставки, что находит свое отражение в диссертациях, научных статьях, главах учебников и других работах, число коих велико, поэтому целесообразно отметить лишь некоторые из них: Р. Н. Адельшин <1>, В. А. Белов <2>, Л. Б. Гальперин <3>, И. С. Гуревич <4>, Л. Б. Гудовичева <5>, А. М. Гаврилова <6>, С. Н. Каверинская <7>, Е. П. Кучер <8>, А. В. Скворцов <9>, Р. О. Халфина <10>, В. Ф. Яковлева <11>, А. В. Яровой <12> и многие другие. -------------------------------- <1> Адельшин Р. Н. Договор поставки с участием органов внутренних дел по законодательству России и Казахстана: Дис. ... к. ю.н. Казань, 2002. 180 с. <2> Белов В. А. Гражданское право: Общая и Особенная части: Учебник. М.: АО "Центр ЮрИнфоР", 2003. С. 197 - 202. <3> Гальперин Л. Б. Долгосрочные договоры на организацию поставок товаров // Правоведение. 1976. N 4. С. 36 - 44. <4> Гуревич И. С. Расчетные правоотношения по договору поставки // Правоведение. 1962. N 3. С. 36 - 47. <5> Гудовичева Л. Б. Правовое регулирование очередности поставок продукции: Дис. ... к. ю.н. Свердловск, 1985. 183 с. <6> Гаврилова А. М. Договор поставки в условиях рыночной экономики: Дис. ... к. ю.н. Саратов, 2001. 201 с. <7> Каверинская С. Н. Договор поставки алкогольной продукции: Дис. ... к. ю.н. М., 2006. 204 с. <8> Кучер Е. П. Договор поставки как институт гражданского права России: Дис. ... к. ю.н. М., 2007. 124 с. <9> Скворцов А. В. Функции ответственности по договору поставки: Дис. ... к. ю.н. М., 2003. 218 с. <10> Халфина Р. О. Положения о поставках и правовое регулирование хозяйственных связей // Правоведение. 1961. N 3. С. 46 - 55. <11> Яковлева В. Ф. О кооперированных поставках в промышленности // Правоведение. 1959. N 2. С. 33 - 43. <12> Яровой А. В. Поставка товаров для государственных нужд: Дис. ... к. ю.н. Екатеринбург, 2005. 202 с.

По общему правилу договор поставки является консенсуальным, возмездным, взаимным <13>. В соответствии со ст. 506 ГК РФ по договору поставки поставщик - продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием. Очевидно, что такой договор заключается исключительно между субъектами предпринимательской деятельности, является одним из самых распространенных в гражданском обороте. -------------------------------- <13> См., например: Гражданское право: Учебник: В 3 т. Т. 2. 4-е изд., перераб. и доп. / Е. Ю. Валявина, И. В. Елисеев и др.; Отв. ред. А. П. Сергеев, Ю. К. Толстой. М.: ТК Велби; Изд-во "Проспект", 2007. С. 62 (автор главы - И. В. Елисеев) и другие работы.

На наш взгляд, баланс интересов сторон по такому договору будет проявляться в следующих особенностях самого договора поставки: Особенность первая. Договор поставки заключается между производителем товара и торговой сетью без участия посреднических структур. Посреднические сделки совершаются, когда, например, товар получают торговые сети от оптовых баз или официальных дилеров, что очень распространено. Производителю товара выгоднее работать без посредников, так как последние могут существенно снизить цену товара. Особенность вторая. Возможность указания в таком договоре условия об аренде торговой полки, на которой будет располагаться товар производителя. Стороны оговаривают точные размеры и количество торговых полок, а также цену аренды. Например, полка торговая размером 2 метра в длину и 50 сантиметров в ширину. Такое условие в конструкции договора поставки встречается нечасто, относится, как правило, к тем товарам, ассортимент которых на рынке велик и их есть чем заменить, однако такое условие вполне логично: если нужны, к примеру, три полки, то зачем занимать десять. Особенность третья. Привязка цены товара к объему выборки (поставки) товара. Цена на товар - явление рыночное и, во всяком случае, договорное. Производителю товара не выгодны малые объемы поставок, в противном случае нужно создавать собственную систему сбыта, как розничного, так и оптового; говоря о торговых сетях, следует понимать, что это покупатели именно оптовые (в масштабах всей сети, конечно). Градация "опт - розница" отражается в договоре исходя из вида товара, его цены, комплектности, условий хранения и количества. Получается следующая схема: чем больше сеть покупает, тем выгоднее для нее ценовые условия со стороны производителя, и чем больше производитель продаст - тем больше заработает. Особенность четвертая. Условия о размещении рекламы и рекламных стендов и вывесок. Предполагается, что любой товар имеет свою этикетку, фирменный знак, рекламную историю и т. д. Договор поставки в таком случае будет содержать условия о размещении рекламных вывесок и плакатов, баннеров, стоек и т. п. Заходя в супермаркет, можно видеть, что отдельные товары не лежат на полке "хаотично-беспорядочно", а напротив, аккуратно сложены в форме пирамиды или стенда с обязательными атрибутами рекламы. Такое договорное условие направлено на привлечение клиента и увеличение числа продаж товара. Особенность пятая. Одной из сторон по договору будет являться торговая сеть. Торговая сеть может быть как самостоятельным субъектом - предприниматель, юридическое лицо, так и сложно структурированной организацией (также встречаются дочерние/зависимые общества, коммерческие группы, компании с иностранными инвестициями и т. д.) Особенность шестая. Специфика доставки товара, транспортная логистика, тара и упаковка, порядок приемки продукции по качеству и количеству. Говоря о доставке товара в торговые сети, заметим, что договор поставки в подавляющем большинстве случаев предполагает обязанность доставки силами поставщика. Если поставщик такими силами не обладает, то привлекаются транспортные компании. Транспортная логистика складывается из ежечасного, ежедневного, еженедельного и ежемесячного графика. График может носить как письменный характер (спецификация - приложение к договору поставки, акт и т. п.), так и может быть устным соглашением (оператор и/или менеджер по телефону уточняет количество товара, время, место доставки и т. п.). Вполне очевидно, что детальная разбивка графика доставки товара необходима, это объясняется тем, что торговая сеть ежедневно принимает большое количество разных товаров и задержка в поставке может сдвинуть по времени других поставщиков (хотя некоторые торговые сети допускают перенесение доставки товара на последующие дни без применения штрафных санкций к поставщику) <14>. -------------------------------- <14> См. также по этому вопросу: Международные правила толкования торговых терминов "ИНКОТЕРМС" // Сборник международных договоров и других документов, применяемых при заключении и использовании внешнеэкономических контрактов. М.: Торгово-промышленная палата СССР В/О "Внешэкономсервис", 1991. С. 37 - 71; Международные правила толкования торговых терминов "ИНКОТЕРМС 2000".

Наряду с вышеуказанными особенностями договор поставки содержит условия о таре и упаковке, которые будут соответствовать различным правилам и ГОСТам, также указывается способ пакетирования, паллетирования и стационарного хранения продукции. Порядок приемки продукции по качеству и количеству весьма разнообразен, но, как правило, стороны руководствуются либо действующим ГК РФ, либо двумя актами: 1) Инструкцией о порядке приемки продукции производственно-технического назначения товаров народного потребления по качеству, утвержденной Постановлением Госарбитража СССР от 25 апреля 1966 г. N П-7 <15>; 2) Инструкцией о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству, утвержденной Постановлением Госарбитража СССР от 15 июня 1965 г. N П-6 <16>. Два последних акта применяются, если на то есть указание в договоре поставки. -------------------------------- <15> Инструкция о порядке приемки продукции производственно-технического назначения товаров народного потребления по качеству, утвержденная Постановлением Госарбитража СССР от 25 апреля 1966 г. N П-7 // Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств СССР. 1975. N 2 (важно, что данный акт применяется только в случае, если на то есть ссылка в договоре поставки). <16> Инструкция о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству, утвержденная Постановлением Госарбитража СССР от 15 июня 1965 г. N П-6 // Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств СССР. 1975. N 2 (важно, что данный акт применяется только в случае, если на то есть ссылка в договоре поставки); см. также: Постановление Пленума ВАС РФ от 22 октября 1997 г. N 18 "О некоторых вопросах, связанных с применением положений Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре поставки" // Вестник ВАС РФ. 1998. N 3.

Особенность седьмая. Входящие бонусы, ретробонусы и т. п. Порой для того, чтобы заключить договор поставки с той или иной торговой сетью, необходимо последней предоставить различного рода встречные предоставления. Что понимать под бонусами, ретробонусами и т. п.? Бонус - это какая-либо "плата" за заключение договора поставки, при этом понятие "плата" необязательно относится к деньгам, это могут быть дополнительные бесплатные упаковки товара, предоставление рассрочки платежа, альтернативных форм оплаты товара и т. п. Система бонусов применяется зачастую к малоизвестным в торговом обороте товарам или к тем товарам, продажи которых малы, так как выгоднее продавать известные бренды. Баланс интересов сторон договора поставки в данном случае прост: торговая сеть не может торговать в убыток неизвестным или "непродаваемым" товаром - производитель товара должен предпринять все меры для доведения информации о товаре до конечного потребителя посредством рекламы. Особенность восьмая. Рейтинг покупательной способности товара. Такой документ составляется либо помесячно, либо за полугодие, отражает динамику продаж отдельных позиций товаров и показывает, насколько выгодны продажи. Также рейтинги составляются для сезонных товаров (например, минеральная вода в зимнее время года продается меньше, чем летом, и т. д.) и товаров с низким покупательским спросом (причин тому множество: новый товар на рынке, дорогой товар, заменимый товар и т. д.). Касательно договора поставки товара рейтинг покупательной способности может носить информативный характер, может быть отражен в договоре, может иметь вид дополнительного соглашения к договору или спецификации (приложение к договору). Особенность девятая. Ответственность сторон по договору поставки строится по общим правилам гражданско-правовой ответственности, предусмотренной ГК РФ. В самом договоре применяются в основном разновидности неустоек (одним из интересных условий о пенях является обязанность покупателя - торговой сети в случае невыполнения выборки определенного объема товара в срок возвратить уплаченный или предоставленный поставщиком-производителем бонус, но не стоит забывать о принципе соразмерности последствий нарушения обязательства, закрепленном в ст. 333 ГК РФ, что существенно охладит пыл тяжущихся сторон). Баланс интересов сторон по договору поставки товара от производителя в торговые сети проявляется прежде всего в согласовании всех существенных условий договора. Торговая сеть является одним из наиболее выгодных контрагентов для производителя товара, как и последний для торговой сети. Надеемся, что статья будет полезна для тех, кто интересуется практикой заключения договора поставки.

------------------------------------------------------------------

Название документа