Понизьте тариф!

(Храпова О.)

("ЭЖ-Юрист", 2009, N 9)

Текст документа

ПОНИЗЬТЕ ТАРИФ!

О. ХРАПОВА

Ольга Храпова, руководитель юридической службы ООО "Сервис-нафта", аспирантка Института государства и права РАН.

Я зарегистрировал ООО "Юридическая консультация "Ваше право". Арендовал помещение, провел отопление и подал заявление на поставку газа. Поставщик газа установил в договоре условие о применении повышающего коэффициента за перерасход газа. Согласно пункту 17 Постановления Правительства РФ от 05.02.98 N 162 "Об утверждении Правил поставки газа в РФ" такие правила не применяются к населению и коммунально-бытовым потребителям. В нормативных документах не могу найти понятия "коммунально-бытовой потребитель". Мне говорят, что моя организация не подпадает под это понятие, поскольку оказывает юридические услуги. Однако я потребляю газ на коммунально-бытовые нужды, отопление офиса. Собираюсь передавать спор на рассмотрение суда. Как доказать, что я коммунально-бытовой потребитель?

Р. Антонюк, г. Москва

Российское законодательство действительно не дает определение понятию "коммунально-бытовой потребитель", хотя активно им оперирует. Поэтому четкого и однозначного алгоритма доказывания того факта, что юридическое лицо относится к категории коммунально-бытовых потребителей газа, нет. Тем не менее исходя из сложившейся судебной практики, а также обычаев делового оборота можно выделить некоторые основные моменты.

Так, Федеральный закон от 31.03.99 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" дает определение понятия "потребитель газа", под которым понимается юридическое или физическое лицо (абонент, субабонент газоснабжающей организации), приобретающее газ поставщика и использующее его в качестве топлива или сырья.

Определение понятий "коммунально-бытовой потребитель" приведено в стандарте организации "Газораспределение. Термины и определения. СТО Газпром РД 2.5-141-2005", утвержденном распоряжением ОАО "Газпром" от 03.02.2005 N 18. Согласно п. 3.2.18 указанного руководящего документа коммунально-бытовыми признаются те потребители, которые используют газ для коммунально-бытовых нужд (приготовление пищи, подогрев воды для отопления и горячего водоснабжения, производство технического пара).

Вместе с тем вопрос о том, будут ли суды руководствоваться данным документом при квалификации потребителя в качестве коммунально-бытового, является на сегодняшний день дискуссионным.

Постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 N 549 утверждены Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, которые в п. 3 оперируют понятием "абонент" и указывают, что в качестве последнего может выступать в том числе и юридическое лицо (управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный и иной специализированный кооператив), приобретающее газ в качестве коммунального ресурса для предоставления гражданам коммунальной услуги по газоснабжению.

Анализ судебной практики показывает, что в настоящее время сложилась устойчивая тенденция к сужению круга субъектов, относимых к категории коммунально-бытовых потребителей, по сравнению с тем кругом субъектов, который можно было бы определить исходя из критериев, приведенных в РД 2.5-141-2005.

Доказывая возможность отнесения указанной в вопросе организации к категории коммунально-бытовых потребителей газа, представляется целесообразным обратить внимание на следующее.

Цель приобретения и использования газа является важнейшим критерием для определения статуса потребителя. Показательно Постановление ФАС СКО от 13.01.2009 N Ф08-7935/2008, в котором суд признал истца - коммерческую организацию, использующую поставляемый газ для отопления производственных и административных помещений, не подпадающих под льготный режим. Суд, в частности, указал, что "понятие "коммунально-бытовой потребитель", как и "коммунально-бытовые нужды", законодателем не определено, поэтому для отнесения конкретного покупателя газа к категории "коммунально-бытовой потребитель" (коммунально-бытовые нужды) должна быть известна цель приобретения им газа. Отопление производственных помещений общества, используемых в предпринимательской деятельности, не относится к коммунально-бытовым нуждам...".

Этот вопрос был предметом рассмотрения Высшего Арбитражного Суда РФ, который указал, что "израсходованный организацией газ сверх договорных объемов направлен на выработку и бесперебойное обеспечение тепловой энергией объектов коммунально-бытовой сферы (медицинских учреждений, больниц, роддома, детского образовательного учреждения). Таким образом, судебные инстанции, установив в качестве цели приобретения ответчиком транспортируемого газа обеспечение населения и объектов коммунально-бытовой сферы теплом и горячей водой, сделали вывод о возможности отнесения ответчика к числу коммунально-бытовых потребителей" (Определение от 06.06.2008 N 5708/08 "Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации").

Важно доказать тот факт, что услуги, оказываемые указанной в вопросе организацией, относятся к коммунально-бытовой или социальной сфере. В данном аспекте представляется небезынтересным Постановление ФАС ЗСО от 24.02.2005 N Ф04-568/2005(8718-А46-12).

Отметим, что исходя из ст. 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т. п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами. Как уже упоминалось ранее, в рассматриваемом случае указанные тарифы определены п. 17 Правил поставки газа в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 05.02.98 N 162, который носит императивный характер.

Следовательно, основанием для возможности применения поставщиком газа к покупателю повышающего коэффициента является совокупность следующих фактов: перерасход покупателем газа и отсутствие предварительного согласования перерасхода газа с поставщиком. При отсутствии хотя бы одного из них, например при наличии соглашения сторон о согласовании дополнительного объема газа, правовых оснований для требования оплаты газа по повышенным тарифам не имеется, что в полной мере корреспондирует с судебной практикой, в частности с Постановлением ФАС СКО от 02.08.2007 N Ф08-4485/2007.

------------------------------------------------------------------

Название документа