Территории инновационного развития как составная часть российской инновационной системы (правовой анализ)

(Шишкова Т. Н.) ("Юридический мир", 2009, N 2) Текст документа

ТЕРРИТОРИИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ РОССИЙСКОЙ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ (ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ)

Т. Н. ШИШКОВА

Шишкова Т. Н., старший инженер административного отдела Белгородского отделения N 8592 Сбербанка России.

Одним из важнейших направлений формирования российской инновационной системы является инновационное развитие территорий субъектов Российской Федерации. Для развития и поддержки территорий инновационного развития необходимо создание соответствующей инфраструктуры, которая осуществляла бы финансовую, информационную, консалтинговую, маркетинговую поддержку инновационных проектов. В настоящей статье обосновывается необходимость создания территорий инновационного развития, изложены задачи территорий инновационного развития, отражены механизмы поддержки формирования территорий инновационного развития. Также внесены предложения о разработке Федерального закона "Об инновационных правоотношениях в Российской Федерации".

One of the major directions of formation of the Russian innovative system is innovative development of territories of subjects of the Russian Federation... For development and support of territories of innovative development creation of a corresponding infrastructure which would carry out financial, information, consulting, marketing support of innovative projects is necessary. In the present article necessity creation of territories of innovative development is proved, problems of territories of innovative development are stated, mechanisms of support of formation of territories of innovative development are reflected. Also offers on working out the federal law "About innovative legal relationship in the Russian Federation" are made <*>. -------------------------------- <*> Shishkova T. N. Territories of innovative development as a component of the russian innovative system (the legal analysis).

На сегодняшний день в современной экономике добиться ощутимого и заметно быстрого успеха в социально-экономическом развитии территории можно, как правило, лишь путем обеспечения высокой рыночной конкурентоспособности территориальной экономики на основе ее существенной инновационной, структурной и технологической перестройки. Территориям, у которых имеется высокий научно-технический, инновационный, образовательный и производственный потенциал, отводится особая роль в создании российской инновационной системы. В настоящей статье мы рассмотрим понятие территорий инновационного развития, которые обеспечивают свою жизнедеятельность за счет основного преимущества - наличия научно-технического, образовательного и промышленного потенциала, позволяющего выпускать конкурентоспособную высокотехнологичную продукцию и занять соответствующие ниши как на внутреннем, так и на внешнем рынках. По-другому территорию инновационного развития можно определить как территорию, которая находится в границах одного или нескольких муниципальных образований, в которой основу экономической деятельности составляют создание и реализация конкурентоспособной наукоемкой продукции, а также оказание услуг по ее созданию. При этом необходимо обратить внимание на то, что существующие в настоящее время подходы к инновационным процессам уже не ограничиваются только научно-технической сферой. В развитых странах достаточно длительное время инновационные технологии играют значительную роль и в решении социальных проблем, и в образовании, и в обеспечении духовных потребностей населения. Выбор тех или иных инновационных механизмов развития территории, мер государственной поддержки в основном определяется спецификой деятельности хозяйственного комплекса. Всего можно выделить пять типов территорий, развитие которых могло бы осуществляться преимущественно за счет инновационной деятельности: - муниципальные образования с градообразующим научно-производственным и образовательным комплексом - наукограды; - обособленные территории с высокой концентрацией научно-технологического потенциала, не являющиеся муниципальными образованиями; - муниципальные образования, на территории которых расположены крупнейшие памятники истории и культуры, музеи, сохранение которых играет важнейшую роль для изучения российской и мировой истории, воспитания подрастающего поколения, - культурно-рекреационные территории; - научные парки - территории, развивающиеся за счет привлечения малых наукоемких фирм (в российской практике аналогов не имеется, из зарубежных наиболее известен научный парк "София-Антиполис", Франция) <1>. -------------------------------- <1> Леонтьев Л. И. О формах и методах стимулирования инновационной деятельности. М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2001. С. 41.

Следует обратить внимание, что территориями инновационного развития также являются многие крупные города, в составе экономического комплекса которых в достаточно большом объеме имеется современный как производственный, так и связанный с ним научный потенциал. Основной целью формирования территории инновационного развития является не только технологическое развитие, но и социально-экономическое развитие территории, которое основывается на результатах инновационной деятельности. Для успешного социально-экономического развития необходимы в первую очередь следующие условия: - увеличение налоговых поступлений в бюджет территории; - повышение занятости и доходов населения территории; - повышение в составе населения территории доли лиц, занимающихся более квалифицированным трудом и получающих соответственно более высокие доходы <2>. -------------------------------- <2> Шудегов В. Е. Развитие инновационно-инвестиционной деятельности в Российской Федерации. Аналитический сборник. Издание Совета Федерации, 2005. С. 28.

Вместе с тем в современной экономике добиться подобного заметного и относительно быстрого успеха в социально-экономическом развитии территории можно, как правило, лишь путем обеспечения высокой рыночной конкурентоспособности производственного сектора территориальной экономики на основе его существенной инновационной, структурной и технологической перестройки. На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что важнейшей и первоначальной задачей формирования территории инновационного развития является создание адекватного возможностям и потребностям территории научно-производственного комплекса, обладающего рыночной конкурентоспособностью и возможностями дальнейшего саморазвития. Для обеспечения соответствующей поддержки инновационных процессов необходимо создание такой инфраструктуры, которая осуществляла бы финансовую, информационную, консалтинговую, маркетинговую и другие виды поддержки инновационных проектов. Совокупность научно-технологических кластеров и инновационной инфраструктуры создает условия для развития территории, на которой они размещены. Формирование территории инновационного развития представляет собой сложный и долгосрочный процесс, в течение которого должна реализовываться политика государственных и местных органов власти, ясно выраженная в нормативных правовых документах. Эта политика должна определять стратегию формирования территории инновационного развития, стимулировать участие частного (в том числе иностранного) капитала в развитии территории и создавать условия такого стимулирования, определять обязательства государственных и местных органов власти по участию в инновационном развитии территории <3>. -------------------------------- <3> Иванов В. В. Инновации в регионе // Инновации. 2002. N 10. С. 30.

Государственная поддержка территорий инновационного развития представляет собой комплекс мероприятий, способствующих развитию конкретной территории, которые будут реализовываться на федеральном и региональном уровнях. В существующих на сегодняшний день условиях государственная поддержка территорий инновационного развития может включать прямое финансирование из бюджетов различных уровней. Важнейшим механизмом поддержки формирования территории инновационного развития со стороны государственных и местных органов власти является развитие инфраструктуры территории. К сфере ответственности государства при этом относится создание и развитие транспортной инфраструктуры национального значения (магистральные железные и автомобильные дороги, крупные морские порты и аэропорты), а также предоставление территории возможности выхода на магистральные (в том числе глобальные) телекоммуникационные системы связи и информационного обмена. Задачей же местных органов власти является создание и развитие транспортной инфраструктуры территории (местные автомобильные дороги, речные порты, местные аэропорты), территориальной инфраструктуры телекоммуникаций, развитие социального сектора инфраструктуры (жилье, сфера обслуживания), привлечение на территорию или стимулирование создания и развития на территории сервисных организаций (производственных, финансовых, информационных и др.). Программа инновационного развития территории должна включать в себя два принципиально необходимых блока - стратегию инновационного развития территории и перечень проектов (мероприятий) программы. Стратегия инновационного развития должна, в свою очередь, иметь следующее примерное содержание: - четкое определение территории, на интенсивное инновационное развитие которой направлена программа; - характеристика территории, здесь, по нашему мнению, должны указываться сведения о географическом положении, климатических особенностях, демографическом состоянии, природных ресурсах, социально-экономическом комплексе, научном потенциале и иная значимая информация; - характеристика и оценка конкурентных преимуществ территории (ее экономического комплекса) и перспективных рынков сбыта; - собственно стратегия развития территории, опирающаяся на имеющийся научно-производственный и ресурсный потенциал, на реальные конкурентные преимущества территории и ориентированная на освоение перспективных рынков. По нашему мнению, из стратегии инновационного развития территории должно быть видно, как ориентируется программа на перестройку научно-производственного комплекса территории в направлении освоения технологических укладов более высоких, чем существующие. Перечень же проектов или мероприятий программы должен в полной мере соответствовать указанной стратегии и отражать конкретные пути ее реализации <4>. -------------------------------- <4> Волынкина М. В. Инновационное законодательство России. М.: Аспект, 2005. С. 54.

В настоящее время во многих странах мира формирование национальных (государственных) инновационных систем, которые в основном направлены на построение постиндустриального общества, заканчивается. Решающую роль в управлении этим процессом взяло на себя государство, которое, с одной стороны, устанавливает правила функционирования национальной инновационной системы, а с другой - обеспечивает необходимую ресурсную поддержку, включая финансирование. Формирование российской инновационной системы в дальнейшем должно обеспечивать не только становление экономики, но и способствовать участию России в качестве равноправного партнера в мировом инновационном процессе. Несмотря на то что до настоящего времени инновационная деятельность еще не стала основой экономического развития страны, за последнее десятилетие созданы реальные предпосылки к переходу на инновационный путь развития. Исходя из изложенного, можно сделать вывод о том, что в России опыт формирования территорий инновационного развития в условиях рыночной экономики относительно невелик, но все же он уже сейчас полезен, поскольку позволяет выявить проблемы и допущенные ошибки. Состояние территорий с высоким научно-техническим потенциалом, существующая нормативно-правовая база, ее правоприменительная практика, анализ эффективности мер государственной поддержки показывают возможность развития территорий за счет активизации инновационной деятельности. В то же время инновационное развитие территорий требует решения ряда проблем, к которым, в частности, относится отсутствие на федеральном уровне Закона "Об инновационных правоотношениях в Российской Федерации". Данный Закон, по нашему мнению, должен содержать: - четкое разграничение предметов ведения и полномочий федеральных, региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления относительно инновационной деятельности и ее ресурсного обеспечения; - в нем должны быть четко оговорены правила создания территорий инновационного развития и приведены уточнения относительно действующей нормативно-правовой базы развития наукоградов; - в тексте данного Закона должен быть предусмотрен в бюджетной классификации специальный раздел для финансирования инновационной деятельности и программ для стимулирования инновационного развития территорий.

Название документа