Правовой статус несовершеннолетних в российском законодательстве
(Рябов Е. Н.) ("Юридический мир", 2009, N 2) Текст документаПРАВОВОЙ СТАТУС НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Е. Н. РЯБОВ
Правовой статус несовершеннолетних является весьма важным предметом изучения в российской правовой науке. Изучая данную тему, автор отметил, что в нашей стране не сразу, но пришло понимание детства как особой стадии в развитии личности, а соответственно возникла необходимость в особых подходах к человеку, находящемуся в этой стадии развития, в том числе и в то время, когда этот человек совершает проступки, наносящие вред другим людям или обществу.
Legal status of minors is a very important subject for study in Russian legal science. The author notes that childhood as a special stage in development of personality was recognized (although not immediately) in our country and consequently there emerged necessity of specific approaches to a person being in the stage of development including the period when such a person commits offences which cause harm to other people or society <*>. -------------------------------- <*> Ryabov E. N. Legal status of minors in the russian legislation.
В теории государства и права общепризнанным является понимание правового статуса личности как юридически закрепленного положения человека в обществе, совокупности его прав, свобод и обязанностей, установленных законодательством и гарантированных государством. При этом помимо общего правового статуса выделяют специальный и индивидуальный статус. Специальный - это статус лица, принадлежащего к определенной категории граждан. По сравнению с общим правовым статусом специальный правовой статус включает в себя как ограничения, так и преимущества и льготы в зависимости от служебного и иного положения лица. Таким специальным статусом обладают и несовершеннолетние, поскольку существуют определенные изъятия из общего статуса человека, предоставление определенных преимуществ, льгот и ограничений, связанных с особым положением этой категории лиц в российском обществе. В нашей стране не сразу, но пришло понимание детства как особой стадии в развитии личности, а соответственно возникла необходимость в особых подходах к человеку, находящемуся в этой стадии развития, в том числе и в то время, когда этот человек совершает проступки, наносящие вред другим людям или обществу. При этом государство в лице его правоохранительных органов интересуют лишь внешние проявления такой деятельности, а вопросы внутреннего обоснования, мотивов поведения ребенка или подростка отходят на второй план. Но именно внутреннее содержание проступков несовершеннолетнего и отделяет радикально его от взрослого. При этом каждая отрасль законодательства по-особому рассматривает и закрепляет статус несовершеннолетнего, устанавливая специфические, присущие только этой отрасли изъятия из общего правового статуса. Если взять виды дееспособности, предусмотренные гражданским законодательством, то с момента рождения до 6-летнего возраста ребенок признается недееспособным. В младенчестве, как отмечает Э. Эриксон, если ребенок получает должный уход и удовлетворяются его базовые потребности в безопасности, тепле, пище, контакте, формируется такое фундаментальное образование, как базовое доверие/недоверие к миру <1>. -------------------------------- <1> См.: Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996. С. 15.
Малолетние с 6 до 14 лет (ст. 28 ГК РФ) считаются частично дееспособными и вправе самостоятельно совершать: мелкие бытовые сделки; сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения или государственной регистрации; сделки по распоряжению средствами, предоставленными законными представителями (родителями, опекунами, попечителями) или с согласия последнего третьим лицом для определенной цели или для свободного распоряжения; малолетний вправе самостоятельно принимать имущество в дар или соглашаться на заключение другой сделки, направленной к его выгоде. Например, он может получить право пользоваться чужим имуществом, безвозмездно обучаться иностранному языку, профессии. Малолетний, достигший 6-летнего возраста, вправе самостоятельно распоряжаться средствами, предоставленными ему для определенной цели или свободного распоряжения законным представителем. Самостоятельное распоряжение малолетним предоставленными ему средствами ограничено сделками, не требующими нотариального удостоверения или государственной регистрации. Все другие сделки, совершаемые малолетними до 14 лет, ничтожны (ст. 172 ГК) и не порождают для них правовых последствий. Однако в соответствии со ст. 172 ГК заключенная малолетним сделка может быть в его интересах признана судом действительной, если она совершена к его выгоде. Признание сделки действительной возможно только по требованию его законного представителя. В психологическом плане этот период является одним из самых опасных, поскольку происходит перестройка организма и всех сфер жизни ребенка - внешности, физиологии, влечений, интеллекта, интересов, стремлений, отношений с другими людьми, самооценки и пр. Как отмечал известный российский ученый, основатель педологии - комплексной науки о ребенке Л. С. Выготский, "значительная часть детей, переживающих критические периоды развития, обнаруживает трудновоспитуемость. Дети как бы выпадают из системы педагогического воздействия, которая еще совсем недавно обеспечивала нормальный ход воспитания и обучения. В школьном возрасте в критические периоды у детей обнаруживается падение успеваемости, ослабление интереса к школьным занятиям и общее снижение работоспособности. В критические возрасты развитие ребенка часто сопровождается более или менее острыми конфликтами с окружающими. Внутренняя жизнь ребенка порой связана с болезненными и мучительными переживаниями, с внутренними конфликтами... В переломные моменты развития ребенок становится относительно трудновоспитуемым вследствие того, что изменение педагогической системы, применяемой к ребенку, не поспевает за быстрыми изменениями его личности" <2>. -------------------------------- <2> Выготский Л. С. Проблема возраста // Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. М., 1984. С. 250, 252 - 253.
Именно на этот период чаще всего и приходятся вспышки девиантного поведения подростка, за которые он должен отвечать зачастую уже по "взрослой шкале". Причины преступного поведения подростков в современном понимании не ограничиваются социально-экономическими факторами, значительная роль отводится психологической специфике возрастного развития. Подтверждением этому являются положения международных стандартов в области уголовной политики в отношении несовершеннолетних, которые рекомендуют учитывать, что "поступки молодых людей или поведение, которое не соответствует общим социальным нормам и ценностям, во многих случаях связаны с процессом взросления и роста и что, как правило, по мере взросления поведение большинства индивидов самопроизвольно изменяется" <3>. -------------------------------- <3> Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские принципы), Резолюция 45/112 Генеральной Ассамблеи от 14 декабря 1990 г., п. 5 (e).
В доктрине российского права несовершеннолетним признается человек, не достигший определенного возраста, с достижением которого закон связывает его полную дееспособность, т. е. реализацию в полном объеме субъективных прав и юридических обязанностей. В соответствии со ст. 60 Конституции Российской Федерации "гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет". При этом необходимо отметить, что разнообразие жизни диктует необходимость для законодателя определять возраст зрелости субъектов конкретных правоотношений по-разному. Так, например, в гражданском праве существует понятие "эмансипация". Эмансипация является основанием для признания несовершеннолетнего, достигшего 16 лет, полностью дееспособным. Для этого необходимо, чтобы несовершеннолетний имел самостоятельный доход на основе постоянной работы по трудовому договору (контракту) или предпринимательской деятельности. Необходимы согласие родителей или иных законных представителей на эмансипацию и решение органа опеки и попечительства, а если согласия родителей нет, то решение суда. Эмансипация может быть объявлена только на основе заявления самого несовершеннолетнего. Целью эмансипации является освобождение несовершеннолетнего от необходимости каждый раз получать от законных представителей согласие на заключение сделок. Согласно п. 16 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 6/8 "при рассмотрении гражданского дела, одной из сторон в котором является несовершеннолетний, объявленный в соответствии со статьей 27 ГК эмансипированным, необходимо учитывать, что такой несовершеннолетний обладает в полном объеме гражданскими правами и несет обязанности (в том числе самостоятельно отвечает по обязательствам, возникшим вследствие причинения им вреда), за исключением тех прав и обязанностей, для приобретения которых федеральным законом установлен возрастной ценз (например, статья 13 Федерального закона "Об оружии" <4>, статья 22 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" <5>)" <6>. -------------------------------- <4> Федеральный закон "Об оружии" от 13 декабря 1996 г. // СЗ РФ. 1996. N 51. Ст. 5681; 2007. N 32. Ст. 4121; 2008. N 10 (ч. 1). Ст. 900. <5> Федеральный закон от 28 марта 1998 г. "О воинской обязанности и военной службе" // СЗ РФ. установление строго формализованной возрастной границы уголовной ответственности имеет важное общепредупредительное значение, является одним из выражений регулирующей функции права и служит гарантией против субъективизма и произвола <9>. Определение возраста уголовной ответственности - это проблема не сколько социально-психологическая, столько уголовно-политическая. Так, по мнению Д. З. Зиядовой, границы уголовной ответственности - 14 лет (нижняя), 18 лет (верхняя) - носят в определенной степени условный характер, хотя и связаны с требованиями возрастной психологии и уголовной политики. Она полагает, что необходимо учитывать и то, что до достижения возраста уголовной ответственности несовершеннолетние совершают значительно большее (в 6 - 8 раз) число общественно опасных действий, аналогичных по объективной стороне различного вида преступлениям. Поэтому, учитывая данное обстоятельство, Д. З. Зиядова предлагает снижение нижней возрастной границы уголовной ответственности до 12 лет за совершение некоторых преступлений, указанных в ч. 2 ст. 20 УК РФ <10>. -------------------------------- <9> См.: Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный). 7-е изд., перераб. и доп. / Отв. ред. В. М. Лебедев. Юрайт-Издат, 2007. <10> Зиядова Д. З. Некоторые правовые аспекты предупреждения преступности несовершеннолетних // Вопросы ювенальной юстиции. 2006. N 3.
Однако, на наш взгляд, с этим предложением в настоящее время согласиться нельзя. Действительно, темпы интеллектуального и физического развития несовершеннолетних с каждым поколением ускоряются. Сейчас дети и подростки знают и умеют гораздо больше, чем их сверстники двадцать или пятьдесят лет назад. Однако это отнюдь не свидетельствует о том, что необходимо снижать возраст наступления уголовной ответственности. Более высокий интеллектуальный уровень подростков обязывает государство и общество искать такие меры воздействия, которые позволят бороться с общественно опасными действиями без применения уголовного наказания, путем воспитательных мер и убеждения. Ведь чем более действенной окажется степень профилактической и воспитательной работы, тем выше может быть установлен возраст уголовной ответственности. В заключение можно отметить, что разобщенность российского законодательства, регулирующего правовой статус несовершеннолетних, оказывает негативное влияние на уровень и степень их правовой защищенности, ответственности. Назрела настоятельная необходимость в установлении общих для всех отраслей права базовых основ законодательного регулирования статуса несовершеннолетних и преодоления отраслевой разобщенности в праве в тех ситуациях, когда предметом правового регулирования становятся правоотношения с участием детей и подростков.
------------------------------------------------------------------
Название документа