Акционерная собственность государства на примере субъекта РФ

(Короткова О. И.) ("Юридический мир", 2009, N 2) Текст документа

АКЦИОНЕРНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ ГОСУДАРСТВА НА ПРИМЕРЕ СУБЪЕКТА РФ

О. И. КОРОТКОВА

Короткова О. И., начальник отдела правового и методического обеспечения Управления государственного имущества Департамента имущественной, промышленной и информационной политики Орловской области, кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры гражданского права и гражданского процесса юридического факультета Орловского государственного университета.

Статья освещает акционерные общества как организационно-правовую форму приватизированных предприятий в России, в капитале которых государство сохраняет определенную долю своего участия в виде пакетов акций. На примере субъекта РФ - Орловской области рассмотрена история развития приватизации, нормативных правовых актов данной сферы. Очерчены основные цели, задачи управления государственными долями (пакетами акций) в акционерных обществах. Предложены корректировки федерального законодательства, регулирующего данные правоотношения.

The article is devoted to the joint-stock company as an organizing legal form of privatized enterprises in Russia in the capital of which the state reserves the certain share of its participation by means of share holding. The history of the privatization development and of the normative legal acts of this sphere is considered on the example of the subject of the Russian Federation - Orel Region. The main goals and purposes of administrating the state share holding in joint-stock companies are outlined. The correction of the federal legislature regulating these legal relations is suggested <*>. -------------------------------- <*> Korotkova O. I. Joint-stock state property on the exzample of the subject of the Russian Federation.

В соответствии с Гражданским кодексом РФ акционерным обществом признается общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций; участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций. Акционерные общества - это основная организационно-правовая форма приватизированных предприятий в России, в капитале которых государство сохраняет определенную долю своего участия в виде пакетов акций. Такие предприятия принято относить к категории смешанной формы собственности. В конце XIX в. происходят радикальные преобразования отношений собственности, закладываются предпосылки для развития рыночной экономики, расширения конкуренции, ликвидации монополизма государства в производстве, торговле, сфере услуг. Ключевое место в этом процессе отведено приватизации государственных и муниципальных предприятий. Успех приватизации, ее темпы и качество в значительной мере зависят от эффективности механизма правового регулирования отношений по приобретению гражданами и юридическими лицами объектов приватизации. Всего за период с 1991 по 1994 г. было принято более 150 законодательных и иных нормативных актов, регулирующих отношения по приватизации. В период массовой приватизации с 1991 по 1994 г. в субъекте РФ - Орловской области было приватизировано 817 предприятий. В результате приватизации в составе государственной собственности Орловской области появились пакеты акций различных акционерных обществ. Так, акции субъекта РФ сконцентрировались в различных отраслях промышленности, в строительстве, в сельском хозяйстве, в финансово-кредитной сфере, в иных отраслях экономики. Процентное соотношение АО с долей области в различных отраслях экономики Орловской области представлено на рисунке.

Иные отрасли экономики 33%

Сельское хозяйство 31%

Промышленность 26%

Строительство 7%

Финансы и кредит 3%

Функционирование предприятий смешанной формы собственности в экономике области требует выработки такой модели управления областными долями в акционерных обществах, которая отвечала бы интересам субъекта РФ. Основными целями управления государственными долями (пакетами акций) в акционерных обществах являются: - увеличение неналоговых доходов соответствующего бюджета; - выполнение акционерными обществами общегосударственных, общерегиональных задач; - стимулирование развития производства и привлечение инвестиций; - оптимизация управленческих затрат; - структурные преобразования в экономике. Цивилистами выделены три модели управления государственными долями собственности в акционерных обществах: - американская модель (передача государственных пакетов акций в контрактное управление частным управляющим компаниям); - итальянская модель (характерно создание многоотраслевых государственных холдинговых компаний); - смешанная модель (в разных странах она имеет свои особенности: в Великобритании используется система контрактов частных компаний на управление государственным имуществом, приватизация сопровождалась выпуском специальных акций, которые остались в собственности государства, ограничивавших права вновь созданных акционерных обществ; в Германии широко используется форма холдингов со смешанным участием частного капитала и государства; во Франции используется форма холдингов со смешанным участием частного капитала; в России процесс становления системы не закончен). Государство управляет принадлежащими ему акциями: - через институт своих представителей; - через институт доверительных управляющих; - через специализированное учреждение - фонд имущества. Так, на территории субъекта РФ - Орловской области первоначально обязанности представителей государства в органах управления акционерных обществ были закреплены Постановлением Главы администрации Орловской области от 23 мая 1997 г. N 269 "Об обязанностях представителей в органах управления акционерных обществ". Постановлением Главы администрации области от 16 декабря 1999 г. N 547 "О представителях Орловской области в органах управления открытых акционерных обществ, акции (доли, вклады) которых закреплены в государственной собственности Орловской области" был закреплен порядок деятельности представителей Орловской области в органах управления и контроля АО. Нормативным правовым актом были утверждены: - положение о порядке назначения и деятельности представителей в органах управления и ревизионных комиссиях открытых акционерных обществ; - примерный договор на представление интересов в органах управления открытых акционерных обществ; - форма отчета о деятельности представителя в органах управления открытого акционерного общества. Назначение представителей в органах управления обществ осуществлялось Постановлением Главы администрации Орловской области, позднее - Коллегией администрации области по представлению органа исполнительной государственной власти специальной компетенции в сфере управления имуществом. Представители субъекта РФ в органах управления акционерных обществ два раза в год представляют в управление госимущества и отраслевое управление, по представлению которых они назначены, отчет о своей деятельности по установленной форме. Позднее Постановлением Главы администрации области от 12 февраля 2002 г. N 58 в данное Постановление были внесены отдельные изменения. Балансовая комиссия по конкурсному отбору претендентов на замещение должностей управляющих (представителей государства) в акционерных обществах, созданная и действующая в соответствии с Постановлением Главы администрации Орловской области от 28 августа 2001 г. N 397 "О создании, реорганизации, ликвидации государственных унитарных предприятий и учреждений Орловской области и об участии области в акционерных обществах", осуществляет: - конкурсный отбор претендентов на замещение вакантных должностей представителей государства (управляющих) в акционерных обществах, акции которых находятся в государственной собственности; - рассмотрение размеров должностных окладов представителей государства в акционерных обществах, акции которых находятся в государственной собственности Орловской области. Позднее в целях усиления государственного влияния на финансово-экономическую деятельность акционерных обществ, регулирования инвестиционных потоков, обеспечения их целевого и эффективного использования Постановлением Коллегия администрации Орловской области от 22 августа 2002 г. N 131 "О порядке назначения и деятельности представителей Орловской области в органах управления и в ревизионных комиссиях открытых акционерных обществ, акции которых находятся в областной собственности, а также в отношении которых принято решение об использовании специального права на участие Орловской области в управлении ими ("золотой акции")" в ранее принятое Положение о порядке назначения и деятельности представителей, примерный договор на представление интересов области и форму отчета о деятельности представителя области были внесены необходимые изменения. В соответствии с представленными полномочиями управление госимущества, осуществляя права акционера в отношении акций АО, находящихся в собственности Орловской области, в установленные Федеральным законом от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" сроки вносит предложения в повестки дня годовых общих собраний акционеров и подает заявки на включение кандидатами в советы директоров АО и ревизионные комиссии представителей Орловской области. Управление также осуществляет действенный контроль за соблюдением порядка подготовки и проведения годовых общих собраний АО, за включением в повестку дня годовых собраний вопроса о начислении и выплате дивидендов по итогам работы. В ходе подготовки к проведению заседаний советов директоров и общих собраний АО в установленные данным Постановлением сроки представители направляют в управление необходимые материалы и свои предложения по голосованию. Управление, рассмотрев полученные материалы, на основании мнения областных отраслевых управлений (комитетов), направляет представителю письменные указания по голосованию по вопросам повестки дня заседания совета директоров или общего собрания акционеров АО. В целях обеспечения своевременного поступления дивидендов в областной бюджет до АО, имеющих областную долю, доводится порядок и реквизиты перечисления, ежемесячно осуществляется контроль за надлежащим перечислением дивидендов. В связи с принятием Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 120-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об акционерных обществах" руководящими органам АО с участием области по указанию управления госимущества своевременно были приведены учредительные документы АО в соответствие с данным Федеральным законом. За последние несколько лет регулярно принимается решение о выплате дивидендов на годовых общих собраниях таких акционерных обществ, как ОАО "Орловский хлебокомбинат", ОАО "Всероссийский банк развития регионов". Следует отметить, что ряд АО, стабильно получающих прибыль, принимают решение о невыплате дивидендов. Между тем если бы на годовых общих собраниях данных АО принималось решение о выплате дивидендов, то это позволило бы значительно увеличить размер неналоговых доходов областного бюджета в виде дивидендов. Еще одним примером позитивной работы представителей области в акционерных обществах служит количество АО, принимающих решение о перечислении дивидендов в областной бюджет. Таким образом, при относительно постоянном количестве АО с долей области и количеством АО с долей области, имевших прибыль по результатам года, имеется стабильная тенденция к росту числа АО, принявших решение о перечислении дивидендов в областной бюджет. Нельзя не отметить динамичные изменения в размере совокупной номинальной стоимости областных пакетов акций АО, произошедшие за последние два года. Практически произошло удвоение стоимости пакетов акций АО, находящихся в государственной собственности Орловской области. Данный факт роста обусловлен тем, что в результате интеграционных процессов и структурной перестройки сельскохозяйственной отрасли Орловской области акции акционерных обществ с долей муниципальных самообразований Орловской области сельскохозяйственной отрасли так называемые муниципальные агрохолдинги были внесены в уставные капиталы уже существующих АО сельскохозяйственной отрасли с областной долей в уставном капитале. Учитывая количество хозяйственных обществ, в которых Орловская область является участником (акционером), их значимость для экономики Орловской области, отраслевую специфику данных организаций и ряд иных факторов, систему управления АО с долей области посредством института представителей, возможно признать эффективной выработанную политику губернатора Орловской области Е. С. Строева в становлении и развитии акционерных обществ на территории субъекта РФ - Орловской области. Актуальными задачами управления собственностью исследователи считают уточнение структуры, состава государственной собственности, формализацию целей, задач, принципов, определение критериев эффективного управления, разработку подходов к решению конкретных экономических задач, определение эффективных направлений развития экономики. Таким образом, необходимо отметить, что в регулировании рассматриваемых правоотношений на федеральном уровне необходимо законодательно определить: - механизмы оценки профессиональных качеств представителей, их квалификации и подготовки с учетом специфики конкретного объекта управления; - вознаграждение и возмещение затрат на управление доверительным управляющим или управляющим компаниям в зависимости от достижения определенных финансовых результатов деятельности организации и за счет прибыли организации; - основания для применения мер ответственности за неэффективность управления; - систему отбора, подготовки и оценки управляющих, разработки способов достижения государственных целей, а также отчетность управляющих, контроль за ними, обоснованные подходы к определению их полномочий; - порядок получения, систематизации и обобщения информации о состоянии дел в хозяйственных товариществах и обществах, в которых участвует государство; - порядок передачи акций, принадлежащих государству, в доверительное управление; - предусмотреть конкурсную процедуру привлечения доверительных управляющих, определить необходимость подготовки участниками конкурсов предложений о наилучшем способе достижения этой цели, а также порядок отчетности, контроля, основания для применения мер ответственности в отношении доверительного управляющего.

------------------------------------------------------------------

Название документа