Комментарий к федеральному закону от 6 февраля 2012 года n 4-фз "о внесении изменения в статью 29 гражданского процессуального кодекса российской федерации"

Материал подготовлен с использованием правовых актов

по состоянию на 20 февраля 2012 года

А.П. РЫЖАКОВ

Рыжаков Александр Петрович, кандидат юридических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ, ветеран труда, профессор кафедры уголовно-правовых дисциплин Тульского филиала НОУ ВПО "Международный юридический институт", а по совместительству профессор кафедры правовых дисциплин Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого, член редакционных коллегий научно-практических журналов "Правовой аспект" и "Юрисконсульт в строительстве", член дистанционного организационного комитета Международных научных и научно-практических конференций, член Международной ассоциации содействия правосудию, автор более 1220 публикаций, в том числе 158 книг на бумажном носителе и 16 CD-rom дисков по уголовному, гражданскому и арбитражному процессу, он же автор учебников по дисциплинам "Правоохранительные органы" для высших, а по уголовному процессу для высших и средних юридических учебных заведений, постатейных комментариев к старым и новым УПК РФ (РСФСР), АПК РФ и ГПК РФ (РСФСР). Общий объем публикаций превысил 8355 авторских листов.

Подсудность по выбору лица в гражданском процессе определена прежде всего правилами, закрепленными в ст. 29 ГПК РФ. Федеральным законом от 6 февраля 2012 года N 4-ФЗ "О внесении изменения в статью 29 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации" [4] внесены изменения в редакцию ч. 8 названной статьи закона. Теперь в суд по месту нахождения судна ответчика или порта приписки судна могут предъявляться не только иски о возмещении убытков, причиненных столкновением судов, взыскании вознаграждения за оказание помощи и спасание на море, но и иски о взыскании "заработной платы и других сумм, причитающихся членам экипажа судна за работу на борту судна, расходов на репатриацию и взносов на социальное страхование".

Указанные "новые" признаки подсудности данной категории дел и ранее применялась в гражданском процессе. Важным элементам рассматриваемого правового института было посвящено ныне действующее Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20 ноября 2003 года N 18 "О подсудности дел, вытекающих из морских требований". Следуя логике закрепленных в нем разъяснений, последовательно отметить следующее. У судов общей юрисдикции вопросы о подсудности дел, вытекающих из морских требований, о выплате заработной платы и других сумм, причитающихся членам экипажа судна за работу на борту судна, в том числе расходов на репатриацию и взносов по социальному страхованию, а также о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина на суше или на воде в связи с эксплуатацией судна, возникали и ранее.

В этой связи Пленум Верховного Суда РФ разъяснял, что согласно п. 4 ст. 1 Международной конвенции об унификации некоторых правил, касающихся ареста морских судов, от 10 мая 1952 года <1>, к которой присоединилась Российская Федерация (Федеральный закон от 6 января 1999 г. N 13-ФЗ "О присоединении Российской Федерации к Международной конвенции об унификации некоторых правил, касающихся ареста морских судов" [3]), под "лицом, имеющим требование", понимается лицо, которое заявляет о наличии морского требования в его пользу.

<1> Далее - Конвенция 1952 г.

В названной Конвенции к морским требованиям, в частности, относятся требования, возникающие в связи с причинением вреда жизни или здоровью лица судном или в связи с его эксплуатацией (подп. "b" п. 1 ст. 1), а также о взыскании заработной платы, причитающейся капитану, лицам командного состава или другим членам экипажа (подп. "m" п. 1 ст. 1).

В соответствии со ст. 389 Кодекса торгового мореплавания РФ <2> требование о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью гражданина на суше либо на воде в прямой связи с эксплуатацией судна, а также о выплате заработной платы и других сумм, причитающихся капитану судна и другим членам экипажа судна за их работу на борту судна, в том числе расходов на репатриацию и уплачиваемых от имени капитана судна и других членов экипажа взносов по социальному страхованию, является морским требованием.

<2> Далее - КТМ РФ.

По этим морским требованиям может быть наложен арест на морское судно в стране его нахождения путем задержания, осуществляемого в порядке судебного производства, для обеспечения морского требования (п. 2 ст. 1 Конвенции 1952 г., ст. 388 КТМ РФ).

В соответствии с ч. 1 ст. 7 Конвенции 1952 г. суды страны, в которой был наложен арест, компетентны рассматривать дело по существу, если закон страны, в которой арест был наложен, предоставляет судам такую компетенцию или если требование возникло в стране, в которой был наложен арест.

В силу п. п. 2 и 4 ч. 3 ст. 402 ГПК РФ суды Российской Федерации вправе рассматривать дела с участием иностранных лиц в случае, если ответчик имеет имущество, находящееся на территории Российской Федерации, а также дела о возмещении вреда, причиненного увечьем, иным повреждением здоровья или смертью кормильца, если вред причинен на территории Российской Федерации или если истец имеет место жительства в Российской Федерации. При этом подсудность таких дел в соответствии с ч. 1 ст. 402 ГПК РФ определяется по правилам главы 3 ГПК РФ, поскольку главой 44 ГПК РФ, регламентирующей подсудность дел с участием иностранных лиц судам в Российской Федерации, не предусмотрено иное.

Исходя из этого, в настоящее время суды Российской Федерации вправе разрешать по существу названные выше дела по спорам, вытекающим из морских требований, также и по месту нахождения на территории Российской Федерации судна, зарегистрированного в реестре судов иностранного государства и плавающего под Государственным флагом Российской Федерации; судна, зарегистрированного в Государственном судовом реестре или судовой книге и временно переведенного под государственный флаг иностранного государства с правом пользования и владения иностранным фрахтователем; судна, имеющего национальность иностранного государства и плавающего под государственным флагом данного государства [2].

В настоящее же время по меньшей мере часть такого рода морских требований (иски о взыскании заработной платы и других сумм, причитающихся членам экипажа судна за работу на борту судна, расходов на репатриацию и взносов на социальное страхование) могут быть предъявлены также по месту порта приписки судна, если, конечно, это место находится на территории Российской Федерации. Мы же полагаем, что законодателю последовательно было позволить предъявление всех перечисленных в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 20 ноября 2003 года N 18 морских требований по месту приписки судна в Российской Федерации.

Пока же по месту нахождения судна ответчика или порта приписки судна могут быть предъявлены лишь те иски, о которых идет речь в действующей редакции ч. 8 ст. 29 ГПК РФ. Одной из разновидностей таковых является иск о взыскании сумм, причитающихся членам экипажа судна за работу на борту судна. В этой связи важно знать, кто именно отнесен законодательством к членам экипажа судна. Согласно п. 1.2.21 СанПиН 2.5.2-703-98 экипаж судна - это лица, внесенные в судовой штат, обеспечивающие управление, движение, живучесть и безопасность эксплуатации судна, включая персонал, обслуживающий как личный состав судна, так и пассажиров. Членами экипажа являются как его командный состав: администрация судна - капитан (командир) и его помощники (штурманы), судовые механики (электромеханики), медработники, директор ресторана (на пассажирских судах), так и рядовой состав: члены экипажа, не входящие в состав администрации судна, - матросы, мотористы, электрики, радисты, повара, проводники, официанты, буфетчики. Пассажиры членами экипажа судна не являются.

А теперь несколько слов о понятиях "место нахождения судна" и "порт приписки судна".

Под местом нахождения судна в рассматриваемом нами случае следует понимать его нахождение в морском торговом, рыбном и специализированном портах, расположенных в Российской Федерации [2].

Согласно п. 8 приложения N 4 Санитарных правил для морских и речных портов СССР, утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 2 июня 1989 года N 4962-89, порт - это транспортное предприятие на водных путях, имеющее в своем составе одно или несколько причалов с прилегающей территорией и акваторией. Причем речной порт - это комплекс сооружений, расположенных на земельном участке и акватории внутренних водных путей, обустроенных и оборудованных в целях обслуживания пассажиров и судов, погрузки, выгрузки, приема, хранения и выдачи грузов, взаимодействия с другими видами транспорта. Порт (причал), в котором хотя бы одно из юридических лиц или один из индивидуальных предпринимателей осуществляет в силу закона или на основании лицензии деятельность, связанную с перевозками внутренним водным транспортом, по обращению любого физического или юридического лица, является портом или причалом общего пользования (ст. 3 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ).

Аналогичное определение дано понятию морского порта. В соответствии с ч. 1 ст. 9 Кодекса торгового мореплавания РФ под морским портом понимается совокупность объектов инфраструктуры морского порта, расположенных на специально отведенных территории и акватории и предназначенных для обслуживания судов, используемых в целях торгового мореплавания, комплексного обслуживания судов рыбопромыслового флота, обслуживания пассажиров, осуществления операций с грузами, в том числе для их перевалки, и других услуг, обычно оказываемых в морском порту, а также взаимодействия с другими видами транспорта.

Исходя из содержания п. 1.2 Временных правил регистрации судов в морских рыбных портах <3> портом приписки судна является порт, в котором судно зарегистрировано в Государственном судовом реестре или судовой книге порта. Соответственно и сведения о наименовании и адресе порта регистрации или места приписки морского судна либо судна внутреннего плавания могут быть взяты истцом из Государственного судового реестра РФ, судовой книги, реестра строящихся судов и соответственно подтверждаться выпиской из данного или какого-либо иного документа.

<3> По аналогии с толкованием ранее действовавших гражданских процессуальных норм [1]. Далее для краткости - Временные правила регистрации судов.

Согласно ст. 3 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ судном именуется самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях судоходства, в том числе судно смешанного (река - море) плавания, паром, дноуглубительный и дноочистительный снаряды, плавучий кран и другие технические сооружения подобного рода.

Приписанными к порту Российской Федерации могут быть суда, находящиеся в собственности: Российского государства; субъектов Российской Федерации; муниципальных образований России; граждан Российской Федерации; а также юридических лиц, зарегистрированных на территории России в соответствии с законодательством Российской Федерации. Они и подлежат внесению в Государственный судовой реестр или в судовую книгу (п. 1.2 Временных правил регистрации судов в морских рыбных портах).

Не относятся к категории таких судов шлюпки и иные плавучие средства, которые являются принадлежностями судов, вписанные в свидетельство на оборудование и снабжение судна-носителя (ч. 2 п. 1.3 Временных правил регистрации судов в морских рыбных портах). Они являются частью приписанного к порту основного судна.

Итак, в настоящее время в суд по месту нахождения судна ответчика или порта приписки судна могут предъявляться иски о "взыскании заработной платы и других сумм, причитающихся членам экипажа судна за работу на борту судна, расходов на репатриацию и взносов на социальное страхование", где, согласно ч. 1 ст. 129 Трудового кодекса РФ, заработная плата - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

По месту нахождения судна ответчика или порта приписки судна могут предъявляться иски о взыскании как заработной платы, так и любых других сумм, причитающихся членам экипажа судна за работу на борту судна, расходов на репатриацию и (или) взносов на социальное страхование. Причем исковое заявление может включать в себя требование о взыскании всех перечисленных сумм, нескольких из них или же одного из указанных в приведенном перечне вида вознаграждения (расходов, взносов и т.п.).

Список использованной литературы

1. Временные правила регистрации судов в морских рыбных портах, утвержденные Приказом Роскомрыболовства от 4 апреля 1996 года N 62.

2. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20 ноября 2003 года N 18 "О подсудности дел, вытекающих из морских требований" // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2004. N 1; СПС "КонсультантПлюс". 2004.

3. Собр. законодательства РФ. 1999. N 2. Ст. 240.

4. Собр. законодательства РФ. 2012. N 7. Ст. 784.