Права на имущество Банка России

(Игнатьева С. В.) ("Адвокат", 2009, N 2) Текст документа

ПРАВА НА ИМУЩЕСТВО БАНКА РОССИИ

С. В. ИГНАТЬЕВА

Игнатьева С. В., юрист.

Один из наиболее проблемных вопросов положения Банка России заключен в определении правового статуса его имущества. Для понимания сути вопроса следует обратиться к истории приобретения имущества Банком России. Верховный Совет РСФСР 13 июля 1990 г. принял Постановление N 92-1 "О Государственном банке РСФСР и банках на территории республики", согласно которому Российский республиканский банк Госбанка СССР, Российский республиканский банк Промстройбанка СССР и другие специализированные банки были объявлены собственностью РСФСР. Позже Постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 16 августа 1990 г. N 146-1 "О мерах по выполнению Постановления Верховного Совета РСФСР от 13 июля 1990 г. "О Государственном банке РСФСР и банках на территории республики" имущество было передано по состоянию на 1 июля 1990 г. на баланс и в оперативное управление Государственного банка РСФСР и его управлений. При этом Законом РСФСР от 2 декабря 1990 г. "О Центральном банке РСФСР (Банке России)" было установлено, что Центральный банк находится в собственности РСФСР. Признанный ныне недействительным Устав Центрального банка РСФСР, утвержденный Постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 24 июня 1991 г. N 1483-1, предусматривал, что имущество Банка России принадлежит ему на праве полного хозяйственного ведения. Постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 24 июня 1991 г. N 1484-1 "О полномочиях Центрального банка РСФСР (Банка России) по управлению имуществом, переданным на его баланс в соответствии с Постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 16 августа 1990 г. N 146-1" <1> на Банк России были возложены функции по управлению указанным имуществом и установлено, что имущество Банка России без его согласия не подлежит разгосударствлению, приватизации, а также выкупу в случае сдачи в аренду. -------------------------------- <1> См.: Постановление Президиума ВАС РФ от 19 января 1999 г. N 4401/98: www. inpravo. ru/prinorg/orgb154/page14.php.

Действующий Федеральный закон от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" в последней редакции <2> (далее - Закон о Банке России) наделяет Банк России статусом юридического лица, что предполагает обладание им имущественной обособленностью. -------------------------------- <2> СЗ РФ. 2002. N 28. Ст. 2790.

На основании ст. 48 ГК РФ Банк России должен обладать имуществом на одном из следующих вещных прав: собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении. Однако ст. 2 Закона о Банке России предусмотрено, что уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью, при этом вещное право Банка России на его имущество не определено. Это противоречит статусу Банка России как юридического лица и самостоятельного субъекта права. Между тем указанная статья Закона о Банке России предусматривает, что Банк России осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению своим имуществом в соответствии с целями и в порядке, которые установлены названным Законом. Таким образом, с одной стороны, имущество Банка России является федеральной собственностью, с другой стороны, полномочия по владению, пользованию и распоряжению указанным имуществом, составляющие согласно ст. 209 ГК РФ содержание права собственности, принадлежат Банку России. При этом на основании ст. 2 Закона о Банке России они ограничены целями деятельности Банка России и установленным этим Законом порядком, что согласно ст. ст. 3, 4 Закона позволяет говорить об осуществлении Банком России указанных полномочий не в своих, а в публичных и государственных интересах. В этой связи Г. А. Тосунян и А. Ю. Викулин утверждают, что Банк России обладает лишь правом титульного владения на уставный капитал и иное имущество Банка России. Основанием возникновения (приобретения) указанного права они считают правопорождающий юридический факт - Закон о Банке России <3>. Действительно, титульное владение - это владение вещью, основанное на каком-либо праве (правовом основании или титуле), вытекающем из соответствующего юридического факта <4>. -------------------------------- <3> Тосунян Г. А., Викулин А. Ю. Постатейный комментарий к Федеральному закону от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". М., 2003. С. 15. <4> Суханов Е. Приобретение и прекращение права собственности // Хозяйство и право. 1998. N 6. С. 3.

Между тем обладание имуществом на праве титульного владения без конкретного определения одного из вещных прав, указанных в ст. 48 ГК РФ, не является достаточным для приобретения организацией статуса юридического лица, а Банк России является юридическим лицом, что легально определено Законом о Банке России. Обособленность имущества Банка России от государственного имущества подчеркивает также предусмотренное ст. 2 Закона о Банке России исключение взаимной ответственности Банка России и государства по обязательствам друг друга. Однако ст. 2 действующего Закона о Банке России, в отличие от Закона о Банке России в прошлой редакции, допускает изъятие и обременение обязательствами имущества Банка России без его согласия в случаях, предусмотренных федеральным законом. Более того, согласно точке зрения В. К. Андреева, необходимость принятия парламентом специального закона об изъятии своего же имущества является излишней <5>. -------------------------------- <5> Андреев В. К. Право государственной собственности в России. М., 2004. С. 84.

Между тем изъятие имущества Банка России в неограниченном порядке препятствует достижению целей деятельности Банка России, установленных ст. 75 Конституции РФ. Описанная выше неопределенность правового статуса имущества Банка России породила следующую ситуацию. Межрегиональное хранилище Банка России обратилось в Управление Федеральной регистрационной службы по Свердловской области (далее - ФРС по Свердловской области) с просьбой о государственной регистрации права собственности в отношении нескольких рядом стоящих зданий, с указанием Банка России в качестве правообладателя. Государственная регистрация была произведена с указанием того, что правообладателем является Российская Федерация. При этом о Банке России как фактическом собственнике данных объектов недвижимого имущества не было сказано ни слова ни в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП), ни в свидетельствах о государственной регистрации права. При рассмотрении спора о правообладателе данного имущества суд пришел к выводу, что согласно ч. ч. 1 и 2 ст. 212 ГК РФ, ст. 2 Закона о Банке России в отношении имущества Банка России субъектом права собственности (правообладателем) выступает Российская Федерация, что и должно быть указано в документах о государственной регистрации права. ФРС по Свердловской области предложила Банку России обозначить его в свидетельствах о государственной регистрации права и ЕГРП не при описании правообладателя, а при описании объекта недвижимого имущества в графе "наименование" (например, "отдельно стоящее здание Центрального банка Российской Федерации") <6>. Однако указанное предложение не является выходом из сложившейся ситуации. -------------------------------- <6> См.: Качанов Р. Е. Бесправие Банка России как следствие неурегулированности его статуса: www. edu-zone. net/show/81793.php.

Исследуя данный вопрос, А. Курбатов пишет: очевидным является лишь то, что Банк России владеет имуществом на особом вещном праве, которое фиксирует статику имущественных отношений и определяет имущественный статус Банка России. При этом автор отмечает, что указанное право призвано оформить имущественную базу Банка России для самостоятельного участия в государственных, межгосударственных, гражданских и иных правоотношениях как юридического лица - несобственника, что невозможно в обычном имущественном обороте в гражданско-правовом понимании этого термина <7>. Таким образом, ни практическое, ни теоретическое исследование вопроса о праве Банка России на его находящееся в федеральной государственной собственности имущество не привело к определению указанного права в рамках действующего законодательства Российской Федерации. -------------------------------- <7> Курбатов А. Комментарий к Федеральному закону "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" // Хозяйство и право. 2001. N 12. С. 23.

В связи с этим следует еще раз обратиться к ст. 48 ГК РФ, которая допускает обладание юридическим лицом имуществом на одном из следующих вещных прав: собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления. Существует мнение, что юридические лица, основанные на праве хозяйственного ведения и оперативного управления, следует рассматривать как элемент переходного периода, чуждый рыночным условиям хозяйствования. В то же время и точка зрения о том, что имущество Банка России принадлежит ему на праве хозяйственного ведения, и точка зрения о том, что имущество Банка России принадлежит ему на праве оперативного управления, находят своих сторонников. Право хозяйственного ведения и оперативного управления, согласно ст. 216 ГК РФ, являются ограниченными вещными правами, производными от права государственной собственности. Включая в свое содержание триаду правомочий собственника, указанные права не противостоят праву собственности и не ограничивают его. Однако реальные возможности по осуществлению правомочий обладателями названных вещных прав в значительной степени зависят от воли собственника и от прямого указания закона. Подход о принадлежности Банку России имущества на праве хозяйственного ведения основывается на его относительной близости с правом полного хозяйственного ведения, которое являлось легальным имущественным правом Банка России согласно ст. 4 ныне не действующего Устава Банка России. Но согласно ст. ст. 294, 296 ГК РФ, ст. 2 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" <8> в действующей редакции субъектами права хозяйственного ведения могут быть только государственные и муниципальные унитарные предприятия, к числу которых Банк России не относится. Кроме того, обладателю права хозяйственного ведения принадлежат правомочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом, предоставленным ему собственником этого имущества, в объеме правомочий, установленных законом - ст. ст. 294, 295 ГК РФ. Закон допускает, что отдельные вопросы реализации этих правомочий могут быть урегулированы и специальным договором между собственником имущества и юридическим лицом - обладателем имущества, например относительно размера перечисляемой предприятием собственнику части полученной прибыли, однако предусмотренный законом объем правомочий обладателя права хозяйственного ведения имуществом не может быть изменен. -------------------------------- <8> СЗ РФ. 2002. N 48. Ст. 4746.

Согласно ст. 2 Закона о Банке России государство наделило Банк России имущественными правами по владению, пользованию и распоряжению уставным капиталом и иным его имуществом, находящимся в федеральной собственности, в соответствии с целями и в порядке, которые установлены названным Законом. Объем указанных полномочий не конкретизирован, следовательно, исходя из целей деятельности Банка России он может выходить за пределы полномочий, установленных ст. ст. 294, 295 ГК РФ для права хозяйственного ведения. Таким образом, объем полномочий Банка России в отношении его находящегося в федеральной собственности имущества шире, чем это допустимо законом - ст. ст. 294, 295 ГК РФ для права хозяйственного ведения, что наряду с отсутствием у Банка России статуса государственного или муниципального унитарного предприятия не позволяет считать имущество Банка России принадлежащим последнему на праве хозяйственного ведения. Согласно ст. 296 ГК РФ субъектами права оперативного управления могут быть унитарные казенные предприятия и учреждения. Если в связи с этим предположить, что имущество принадлежит Банку России на праве оперативного управления, то Банк России следует считать учреждением, так как его компетенция не позволяет отнести Банк России к коммерческим организациям, которыми являются унитарные предприятия. Кроме того, п. 1 ст. 298 ГК РФ предусмотрены достаточно жесткие ограничения по распоряжению учреждением имуществом, принадлежащим ему на праве оперативного управления. Учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним движимым и недвижимым имуществом собственника и тем имуществом, которое приобретено им за счет средств, выделенных ему по смете, даже с согласия последнего. Если же возникает такая необходимость, то учреждение вправе попросить собственника имущества о том, чтобы он сам (от своего имени) произвел отчуждение принадлежащего ему имущества. Более того, обладатель права оперативного управления имуществом обязан учитывать и выполнять задания собственника закрепленного за ним имущества. Имущество излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению может быть изъято собственником по своему усмотрению и передано иным субъектам. Как уже говорилось, указанные полномочия собственника недопустимы в отношении имущества Банка России, поскольку будут препятствовать выполнению Банком России целей деятельности и функций, установленных ст. 75 Конституции РФ, ст. ст. 3, 4 Закона о Банке России. Для того чтобы избежать не имеющего экономической целесообразности контроля государства за использованием имущества Банка России, считать указанное имущество принадлежащим Банку России на праве оперативного управления не представляется возможным. Вместе с тем, если считать государство собственником имущества Банка России, вне зависимости от того, принадлежит ли оно Банку России на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, то кредиторы могут обратить на указанное имущество взыскание по долгам государства. Примером являются решения иностранных судов, рассмотревших и отклонивших иски фирмы NOGA, основываясь на особом конституционном и имущественном статусе Банка России, о чем конкретно указано в текстах решений <9>. -------------------------------- <9> См.: Происхождение центральных (эмиссионных) банков и их сущность: www. ido. edu. ru/development/lectures/204/P7.php.

Сказанное подчеркивает вывод о недопустимости отнесения Банка России к субъектам права хозяйственного ведения или оперативного управления в отношении его имущества. Как считает Я. М. Макарова, имущество, переданное Банку России, является его собственностью <10>. Ее точка зрения основана на том, что согласно ст. 2 Закона о Банке России он осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом и золотовалютными резервами Банка России. Согласно ст. ст. 9, 10, 209 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц. -------------------------------- <10> Макарова Я. М. Проблемы правового положения Центрального банка Российской Федерации как юридического лица. М., 2001. С. 7.

Однако, как уже говорилось, полномочия Банка России по владению, пользованию и распоряжению его имуществом ограничены целями и порядком, установленными Законом о Банке России. Кроме того, ст. 2 Закона допускает изъятие и обременение обязательствами имущества Банка России без его согласия, если это предусмотрено федеральными законами. При рассмотрении Банка России как собственника имущества указанное положение противоречит п. 3 ст. 35 Конституции РФ, согласно которому никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. Отметим следующее: ст. 2 Закона о Банке России допускает возложение на Банк России ответственности по долгам государства на основании федеральных законов. Но если руководствоваться принципом равенства субъектов гражданских правоотношений, предусмотренным ст. 56 ГК РФ, а именно принципом ответственности юридического лица принадлежащим ему имуществом по своим обязательствам, а не по обязательствам третьих лиц, в том числе государства, можно сделать вывод, что возложение на Банк России ответственности по долгам государства на основании федеральных законов существенно нарушает права юридического лица - Банка России как субъекта гражданских правоотношений. Таким образом, при обладании Банком России в отношении его имущества правами в объеме, предусмотренном действующим законодательством, данное имущество не является частной собственностью юридического лица - Банка России. С одной стороны, проведенный анализ позволяет прийти к выводу, что ни одно из предусмотренных ст. 48 ГК РФ вещных прав, позволяющих обособить имущество юридического лица, не является приемлемым для Банка России. С другой стороны, Пленум ВАС РФ подчеркнул, что предприятие не может быть признано юридическим лицом без наличия у него обособленного имущества <11>. -------------------------------- <11> См.: Вестник ВАС РФ. 1993. N 10. С. 55.

Несмотря на то что рассмотрение вопроса о значении признака имущественной обособленности для придания субъекту права статуса юридического лица находится за рамками настоящей статьи, следует отметить, что существуют юридические лица, например паевые инвестиционные фонды, которые часто располагаются в арендованном здании, а их денежные средства ограничиваются средствами клиентов на банковских счетах. В Концепции развития корпоративного законодательства на период до 2008 г. <12> отмечается, что уставный капитал выполняет фиктивную роль и фактически утратил свое значение обязательного признака юридического лица. -------------------------------- <12> Концепция развития корпоративного законодательства на период до 2008 г.: http://www. bumprom. ru/im/files/123_fname. doc.

По мнению В. К. Андреева, юридическое лицо - Банк России, в отличие от собственника, осуществляет лишь полномочия, а не права в отношении своего имущества <13>. -------------------------------- <13> См.: Андреев В. К. Право государственной собственности в России. М., 2004. С. 84.

Подход о наличии у субъекта права статуса юридического лица без обладания последним имуществом на одном из указанных в ст. 48 ГК РФ вещных прав позволяет совместить статус юридического лица - Банка России и статус его имущества как находящегося в федеральной государственной собственности. Действующее законодательство не содержит легального определения содержания государственной собственности, отличного от общего содержания права собственности, предусмотренного ст. 209 ГК РФ. Некоторые ученые отмечают это как недостаток правового регулирования института права собственности. Как пишет И. В. Ершова, существует масса нерешенных теоретических проблем при определении понятия государственного имущества, статуса государства-собственника, основ управления государственным имуществом, принципов и методов правового регулирования использования государственного имущества <14>. -------------------------------- <14> Ершова И. В. Правовой режим государственного имущества в хозяйственном обороте: теоретические основы и пути совершенствования: Автореф. дис. ... докт. юрид. наук. М., 2001. С. 3.

Фактически государство, сочетая в себе качества субъекта права собственности и субъекта политической власти, в отличие от других субъектов права собственности имеет возможность определять, каким содержанием будут наполнены его правомочия собственности, в каком порядке, в каких правовых формах они будут осуществляться. Государство осуществляет владение, пользование и распоряжение собственностью "своей властью", в чем проявляется волевой аспект его деятельности. При этом содержательная часть права собственности государства, касающаяся осуществления правомочий "в своем интересе", приобретает специфическую окраску. В отличие от иных носителей права собственности государство обязано владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом лишь в интересах общества, т. е. в публичных интересах. В этой связи пределы свободы собственника-государства ограничены объективными публичными потребностями и целями, ради достижения которых и существует право государственной собственности и само государство. В данном контексте следует отметить правомерность ограничения прав Банка России на его имущество целями деятельности последнего. Являясь частью государственного имущества, государственная собственность, согласно ст. 214 ГК РФ, пребывает в двух состояниях. Одна ее часть закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, которые, как было сказано выше, не являются приемлемыми для Банка России. Другая часть государственной собственности представляет собой государственную казну. По утверждению Е. А. Суханова, Государственную казну РФ составляют средства федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов (пенсионного, социального страхования и др.), а также средства ЦБ РФ, золотой запас, алмазный и валютный фонды Российской Федерации <15>. В свою очередь, Я. М. Макарова также отмечает, что имущество Банка России включено в понятие "казна" <16>. Действительно, при системном толковании ст. ст. 48, 214, 294, 296 ГК РФ в действующей редакции можно прийти к следующему выводу: имущество Банка России включено в состав государственной казны, так как оно не закреплено за Банком России на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. -------------------------------- <15> Суханов Е. А.: www. cyclopedia. ru/106/202/2697656.php>КАЗНА. <16> Макарова Я. М. Указ. соч. С. 23.

Однако если принять точку зрения о том, что имущество Банка России является частью казны, то на него можно обратить взыскание по долгам государства. Более того, включение в состав казны, собственником которой является государство, имущества юридических лиц противоречит стабильности хозяйственного оборота и построению прозрачной рыночной экономики, характеризующейся функционированием юридических лиц, являющихся исключительно собственниками своего имущества. Помимо указания на то, что имущество Банка России находится в федеральной государственной собственности, ст. 2 Закона о Банке России предусматривает, что Банк России осуществляет свои расходы за счет собственных доходов. Его доходы формируются в результате осуществления им банковских операций и сделок, предусмотренных ст. ст. 46, 48 Закона о Банке России. В связи с этим следует обратить внимание на то, что ст. 214 ГК РФ исключает из государственной казны имущество, закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями лишь на начальном этапе их создания. В дальнейшем, при осуществлении хозяйственной деятельности, эти субъекты приобретают иное имущество - доходы, прибыль, которые также становятся собственностью юридического лица. При буквальном толковании нормы ст. 214 ГК РФ получается, что имущество, приобретенное такими субъектами в процессе хозяйственной деятельности, а не закрепленное за ними государством на начальном этапе, является частью государственной казны. Аналогично можно считать доходы, в том числе прибыль Банка России, частью казны и базой для имущественной ответственности государства по своим обязательствам. Следует согласиться со сторонниками подхода об исключении из государственной казны, помимо имущества, закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями первоначально, также и той части имущества указанных организаций, которая приобретается ими в процессе осуществления какой-либо деятельности, и внести соответствующие дополнения в ст. 214 ГК РФ. Таким образом, ни имущество Банка России, ни полученные в результате его деятельности доходы и прибыль с практической точки зрения включать в состав государственной казны нельзя. С правовой точки зрения препятствием для включения в состав государственной казны не только имущества Банка России, но и полученных в результате его деятельности доходов и прибыли выступает его статус юридического лица, при условии, что казна является целостным объектом и не включает в себя в качестве долей имущество юридических лиц. Примером тому могут быть некоторые органы государственной власти, обладающие статусом юридического лица. При этом отсутствие возможности считать Банк России государственным предприятием или учреждением, имущество которых, согласно ст. 214 ГК РФ, не включено в состав государственной казны по приведенным выше причинам, выводит имущество Банка России за пределы государственного имущества, очерченные указанной статьей ГК РФ. Однако легальный статус имущества Банка России как федерального государственного имущества не позволяет считать его частной собственностью Банка России. Между тем нет препятствий для того, чтобы перечень субъектов, обладающих государственным имуществом, не включенным в государственную казну, расширить и наряду с государственными предприятиями и учреждениями включить в него юридических лиц, выполняющих публичные функции. Исходя из этого предлагаю внести дополнения в абзац второй п. 4 ст. 214 ГК РФ и после слов "государственным предприятиям и учреждениям" включить слова "и иным юридическим лицам", что позволит считать имущество Банка России находящимся в федеральной государственной собственности, но не являющимся казной. Следует отметить, что внесение этих дополнений согласуется с предложенными выше изменениями в ст. 214 ГК РФ, касающимися доходов и прибыли государственных предприятий, учреждений и Банка России. Согласно п. 1 ст. 126 ГК РФ Российская Федерация отвечает по своим обязательствам принадлежащим ей на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое передано в хозяйственное ведение или оперативное управление, а также имущества, которое может находиться только в государственной собственности. Как утверждает И. В. Ершова, Государственная казна РФ, средства бюджета РФ, имущество Центрального банка, золотой запас, валютный фонд могут находиться исключительно в государственной собственности и, следовательно, должны быть включены в перечень имущества не подлежащего приватизации <17>. В литературе такое имущество считается относящимся к публичной форме собственности <18>. Осуществление права публичной собственности В. Ф. Яковлев отметил среди важных сфер взаимодействия публично-правового и частноправового регулирования в гражданском праве <19>. -------------------------------- <17> Ершова И. В. Указ. соч. С. 17. <18> См.: Степанов С. А. Недвижимое имущество в гражданском праве. М., 2004. С. 75. <19> Яковлев В. Ф. Россия: экономика, гражданское право (вопросы теории и практики). М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2000. С. 175.

Вся исключительная собственность является достоянием народа и призвана обеспечить публичные интересы. В связи с этим следует легально выделить публичную форму собственности и абзац первый п. 1 ст. 126 ГК РФ после слов "только в" дополнить словом "публичной". Имущество Банка России необходимо отнести к публичной государственной форме собственности и распространить на него предусмотренный ст. 126 ГК РФ иммунитет для обращения взыскания, в том числе по долгам государства. Внесение указанного дополнения согласуется с тем, что имущество и прибыль Банка России не принадлежат ему на праве полного хозяйственного ведения и оперативного управления, но являются государственной собственностью, не включенной в казну. При этом остается нерешенным вопрос о порядке реализации права публичной государственной формы собственности Банка России. Существует точка зрения, что право доверительного управления имуществом, право концессии (пользования) на предоставленное по соответствующему договору имущество, право аренды (лизинга) относятся к числу ограниченных вещных прав <20>. Вместе с тем существует подход, согласно которому вещные права хозяйственного ведения и оперативного управления содержат элементы административных отношений, основанных на власти и подчинении двух субъектов. -------------------------------- <20> Ахметьянова З. А. Правовой статус имущества юридических лиц: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1998. С. 16 - 17.

Несмотря на то что дискуссия о смешении вещных абсолютных и обязательственных относительных прав имеет место в гражданском праве, по моему мнению, право в отношении вещи между двумя субъектами, возникшее из договора или законодательного акта, может быть только обязательственным относительным. Так как согласно ст. 2 Закона о Банке России собственником имущества Банка России является государство, а полномочия Банка России в отношении указанного имущества определены законом, то право Банка России на его государственное имущество вещным считать нельзя. Исследуя этот вопрос, И. В. Ершова пишет, что право государственной собственности - это не просто сумма правомочий владения, пользования, распоряжения, а совокупность многочисленных действий, чаще всего управленческого характера, которые поглощаются тремя правомочиями. Называя управление связующим звеном, с помощью которого происходит реализация государством собственнических правомочий, она предлагает представить механизм соотношения понятий "собственность" и "управление" следующим образом: "государство - собственность - управление" и дополнить классическую триаду правомочий собственника полномочием управления <21>. -------------------------------- <21> Ершова И. В. Указ. соч. С. 7.

Наличие у государства прав собственника есть статичная, базисная основа его деятельности, которая может быть осуществлена только через деятельность органов или юридических лиц, которым государство делегирует свои функции по управлению имуществом. На основании п. "д" ст. 71, п. "г" ст. 114 Конституции РФ в ведении Российской Федерации находятся федеральная государственная собственность и управление ею, осуществление управления возложено на Правительство РФ. При этом управление может осуществляться Правительством РФ непосредственно или через уполномоченный им орган. Указанный порядок не препятствует государству передать соответствующее имущество Банку России и возложить на него функции по целевому управлению с правами владения, пользования, распоряжения находящимся в публичной государственной федеральной форме собственности имуществом. Перечень конкретных полномочий Банка России в отношении данного имущества целесообразно оговорить в договоре, заключенном между государством в лице уполномоченного органа и Банком России, либо в законодательном правовом акте.

Название документа