Лизинг как метод государственной поддержки развития сельского хозяйства России

(Синельник Ю. В.)

("Общество и право", 2009, N 1)

Текст документа

ЛИЗИНГ КАК МЕТОД ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ РАЗВИТИЯ

СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИИ

Ю. В. СИНЕЛЬНИК

Синельник Юлия Владимировна, соискатель кафедры экономического, земельного и плодородного права Ставропольского государственного университета.

Статья посвящена исследованию договора финансовой аренды (лизинга) как метода государственного регулирования сельского хозяйства РФ. Автор анализирует эффективность лизинга в сфере сельского хозяйства с использованием средств федерального и регионального бюджета.

В связи с тем что сельскохозяйственное производство находится в прямой зависимости от климатических, природных условий, что зачастую приводит к сложному финансовому положению сельскохозяйственных товаропроизводителей, одним из основных направлений аграрной политики на современном этапе является государственная поддержка как метод государственного регулирования сельского хозяйства в России. Исходя из специфики сельскохозяйственного производства сельскохозяйственные товаропроизводители не обладают достаточным количеством свободных оборотных средств для приобретения сельскохозяйственной техники, оборудования, племенного скота. Данные статьи расходов являются наиболее затратными. Одним из средств обеспечения субъектов аграрного производства, а также методом государственной поддержки и финансового оздоровления сельскохозяйственных товаропроизводителей выступает договор лизинга, который в настоящее время приобретает большую популярность. В развитии сельского хозяйства рассматриваемый договор играет двоякую роль.

С одной стороны, это гражданско-правовой договор, общие положения о котором закреплены в Гражданском кодексе РФ. Согласно ст. 665 ГК РФ, финансовая аренда (лизинг) является договором, по которому арендодатель обязуется приобрести в собственность указанное арендатором имущество у определенного продавца и предоставить арендатору это имущество за плату во временное владение и пользование для предпринимательских целей. Субъектами рассматриваемого договора могут быть как физические, так и юридические лица. С другой стороны, финансовая аренда представляет собой один из методов государственной поддержки развития сельского хозяйства в тех случаях, когда одной из сторон этого договора (в качестве арендодателя) выступает государство.

Так, государство в качестве акционера на льготных условиях осуществляет финансирование из федерального бюджета такого хозяйствующего субъекта, как ОАО "Росагролизинг", в целях обеспечения сельскохозяйственных товаропроизводителей техникой, оборудованием, племенным скотом. Главная цель работы ОАО "Росагролизинг" - реализация политики государственной поддержки субъектов сельскохозяйственного производства на основе новой национальной системы аграрного лизинга как наиболее юридически защищенной формы инвестиций на федеральном и региональном уровнях. Как закреплено в уставе общества, основным видом деятельности являются инвестиции по приобретению имущества и передаче его на основании лизинга сельскохозяйственным товаропроизводителям. "Росагролизинг" является государственной компанией, которая осуществляет предоставление субъектам сельскохозяйственного производства необходимой техники, оборудования и племенного скота. О значимости для государства деятельности ОАО "Росагролизинг" свидетельствует тот факт, что председателем совета директоров в нем является министр сельского хозяйства РФ.

В. В. Путиным была положительно отмечена деятельность данной государственной агропромышленной лизинговой компании по реализации приоритетного национального проекта "Развитие АПК". Именно через ОАО "Росагролизинг" осуществляется сельскохозяйственная финансовая аренда с использованием средств из федерального бюджета. Ежегодно Правительство РФ издает распоряжения о выделении из федерального бюджета в уставный капитал ОАО "Росагролизинг" денежных средств по разделу "Сельское хозяйство и рыболовство".

С 2008 г. эта организация наделена обязанностями исполнителя Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков продовольствия на 2008 - 2012 гг. в части обеспечения субъектов Российской Федерации племенным скотом, животноводческой продукцией и сельскохозяйственной техникой. Именно для реализации данной поставленной задачи предусматривается увеличение в 2008 - 2009 гг. уставного капитала ОАО "Росагролизинг" на 8 млрд. рублей и 4 млрд. рублей соответственно. ОАО "Росагролизинг" заключает договоры лизинга на выгодных для сельскохозяйственных товаропроизводителей условиях. Так, финансовая аренда как средство государственной поддержки выгоднее кредита на 2,2%, к тому же авансовый платеж при кредите составляет 20%, при лизинге - 7%.

Именно благодаря увеличению уставного капитала общества, установлению льготной ставки авансового платежа, а также снижению ставки за использование средств уставного капитала и продлению срока лизинга увеличивается количество поставок по системе федерального лизинга племенного скота, техники и оборудования для животноводства. Согласно официальным данным, с 2002 по 2008 гг. ОАО "Росагролизинг" приобретено и предоставлено сельскохозяйственным товаропроизводителям более 36 тысяч единиц техники. Посредством сельскохозяйственного лизинга обеспечена поставка более 200 тысяч голов племенной продукции. Реализация основных направлений Государственной программы деятельностью ОАО "Росагролизинг" позволит повысить техническую оснащенность сельскохозяйственного производства, тем самым увеличив производительность отраслей агропромышленного комплекса и качество производимой продукции, и, как следствие, обеспечить экономическую стабильность и конкурентоспособность сельскохозяйственных товаропроизводителей.

В целях повышения эффективности лизинговой деятельности как средства государственной поддержки развития агропромышленного комплекса и сельского хозяйства в том числе российский законодатель совершенствует нормативно-правовую базу, регламентирующую рассматриваемую сферу отношений. При этом учитываются особенности сельскохозяйственного производства, специфика отдельных отраслей сельского хозяйства, а также опыт работы субъектов аграрных правоотношений в данной области. Так, в целях усиления государственного регулирования сельскохозяйственного производства, эффективности использования средств федерального бюджета, повышения материально-технической оснащенности отраслей агропромышленного комплекса и развития отечественного сельскохозяйственного машиностроения, а также совершенствования обеспечения предприятий и организаций сельского хозяйства племенным скотом были приняты: Постановление Правительства РФ от 27 апреля 1999 г. N 467 "О мерах по государственной поддержке лизинга сельскохозяйственной техники и оборудования"; Постановление Правительства РФ от 26 февраля 1999 г. N 228 "О лизинге машиностроительной продукции в агропромышленном комплексе Российской Федерации с использованием средств федерального бюджета"; Постановление Правительства РФ от 22 мая 2001 г. N 404 "О совершенствовании лизинговой деятельности в агропромышленном комплексе" и др.

Подводя итог, можно говорить о том, что развитие лизинга как метода государственного регулирования агропромышленного комплекса в целом, а также сельского хозяйства как отрасли АПК приобретает особую актуальность, что объясняется следующим: а) лизинг с экономической точки зрения выгоднее для сельскохозяйственных товаропроизводителей, чем кредитование или другие методы государственной поддержки (кредитная ставка, авансовые платежи ниже); б) упрощенная процедура приобретения необходимого оборудования или иного имущества по средством финансовой аренды, нежели иными способами; в) финансовая помощь субъектам сельскохозяйственного производства носит реальный характер, так как арендодатель покупает и передает в пользование необходимое арендатору (сельскохозяйственному товаропроизводителю) имущество (например, машиностроительную продукцию, племенной скот) за полную стоимость, а тот, в свою очередь, выплачивает определенные, оговоренные в договоре платежи, при этом пользуясь приобретенным имуществом; г) ввиду того, что арендатор указывает конкретное имущество (сельскохозяйственную технику или оборудование), которое арендодатель обязуется приобрести, сводится к минимуму нецелевое использование денежных средств. Контроль за целевым использованием выделенных средств осуществляет соответствующий орган исполнительной власти как на федеральном, так и на региональном уровнях; д) возможность реального осуществления контроля и надзора органами государственной власти за расходованием выделенных бюджетных средств.

------------------------------------------------------------------

Название документа