Лизинг как инструмент обновления основных фондов

(Сидорова В., Байкова Т.) ("Юрист", 2009, N 2) Текст документа

ЛИЗИНГ КАК ИНСТРУМЕНТ ОБНОВЛЕНИЯ ОСНОВНЫХ ФОНДОВ

В. СИДОРОВА, Т. БАЙКОВА

Сидорова В., доцент кафедры гражданского и трудового права СПбГУП, кандидат юридических наук.

Байкова Т., заместитель исполнительного директора НП "Правовое бюро "ФЭЛИКС" по экономическим вопросам, кандидат юридических наук (г. Санкт-Петербург).

Неблагоприятное состояние основных фондов промышленных предприятий реального сектора экономики (морально устаревшее оборудование, низкая эффективность его использования, недостаточное обеспечение запасными частями, дефицит оборотных средств и т. д.) приводит к необходимости развития и использования лизинга. В работе рассматриваются проблемы и преимущества использования экономико-правового инструмента лизинга для обновления основных фондов отечественных промышленных предприятий.

Adverse status of fixed assets of industrial plants of real sector of economy (morally outdated equipment, low effectiveness of its use, insufficient supply of spare parts, scarcity of working capital and etc.) leads to necessity of development and use of finance lease. The work analyses advantages and disadvantages of use of economic-law instrument of finance lease for replacement of fixed assets of industrial plants <*>. -------------------------------- <*> Sidorova V., Bajkova T. Finance Lease as an Instrument of Replacement of Fixed Assets.

Необходимость развития лизинга в России становится особенно очевидной в период наступившего экономического кризиса и обусловлена прежде всего неблагоприятным состоянием основных фондов промышленных предприятий реального сектора экономики. У нас значительна доля морально устаревшего оборудования, низка эффективность его использования, нет обеспеченности запасными частями и т. д. Большинство промышленных предприятий, особенно крупных, испытывают постоянный дефицит оборотных средств. Очень остро стоит вопрос инвестиций в эти предприятия. Правительством уже принято множество решений по финансовой поддержке банковского сектора, сформирован список крупнейших предприятий, заслуживающих "особого внимания". Но, к сожалению, внедрению и государственной поддержке лизинга в правительственных решениях по-прежнему не уделяется необходимого внимания. В России, конечно, существует законодательная база для совершения лизинговых операций банками. Но лишь немногие банки принимают участие в лизинговом процессе, поскольку им экономически невыгодно "замораживать" свои средства, вкладывая их в лизинг. Поэтому масштабы лизинговых операций несоизмеримы ни с имеющимися потенциальными возможностями банков, ни с потенциальными потребностями предприятий. Отрицательно отражаются на развитии лизинга и недоработки самого Закона. Достаточно обратить внимание на правовую норму абз. 4 п. 1 ст. 4 Закона, согласно которой продавец может одновременно выступать в качестве лизингополучателя в пределах одного лизингового правоотношения. С позиций формального права данная правовая норма отличается рядом недостатков, к числу которых, в частности, относятся следующие: - прежде всего, юридически некорректна формулировка "в пределах одного лизингового правоотношения", поскольку лизинговое правоотношение является сложным, комплексным правоотношением, в состав которого входит ряд самостоятельных правоотношений или гражданско-правовых (коммерческих) договоров, включая договоры лизинга, купли-продажи, оказания сервисных услуг и др.; - далее, рассматриваемая правовая норма вступает в серьезные противоречия с положениями ст. 670 ГК, закрепляющими ответственность продавца по договору лизинга. Согласно ч. 2 п. 1 ст. 670 ГК в отношениях с продавцом арендатор (лизингополучатель) и арендодатель (лизингодатель) выступают как солидарные кредиторы, которые вправе предъявить к должнику (продавцу) солидарные требования. Норма абз. 4 п. 1 ст. 4 Закона исключает возможность привлечения продавца (лизингополучателя) к ответственности за неисполнение обязательств по договору купли-продажи; - в предложенной законодателем конструкции лизингополучатель является субъектом договора лизинга, которому во владение и пользование передается имущество, приобретенное лизингодателем в собственность у продавца по договору купли-продажи. Продавец является третьим лицом по отношению к сторонам договора лизинга; - продавец является субъектом договора купли-продажи, заключенного лизингодателем в пользу третьего лица (лизингополучателя). По данному договору продавец (должник) обязан перед лизингодателем (кредитором) выполнить обязательство по передаче товара (предмета или объекта лизинга) лизингополучателю (третьему лицу). Согласно п. 2 ст. 10 Закона при осуществлении лизинга лизингополучатель (продавец, кредитор в договоре купли-продажи) вправе предъявить непосредственно продавцу (должнику в договоре купли-продажи) предмета лизинга требования к качеству и комплектности, срокам исполнения обязанности передать товар и другие требования, установленные законодательством и договором купли-продажи, заключенным между продавцом (лизингополучателем) и лизингодателем. Однако в соответствии с п. 1 ст. 4 Закона при исполнении договора купли-продажи, заключенного между продавцом и лизингодателем, в обязательстве по передаче товара третьему лицу продавец (должник) и лизингополучатель (кредитор) совпадают в одном лице. Согласно ст. 413 ГК РФ гражданско-правовое (коммерческое) "обязательство прекращается совпадением должника и кредитора в одном лице"; - продавец, исполняя договор купли-продажи, обязан передать лизингодателю (покупателю) имущество в собственность, т. е. к покупателю переходят все три правомочия собственника - правомочия владения, пользования и распоряжения. Продавцу (лизингополучателю) от лизингодателя переходят два правомочия - правомочие владения и пользования. При этом продавец, передавая правомочия собственника, является субъектом не только договора купли-продажи, но и субъектом договора лизинга (лизингополучателем), что противоречит общеправовым нормам. Представляется, что такая правовая конструкция не выдерживает критики. Более того, наличие данной нормы в Законе позволяет недобросовестным участникам гражданско-правового (коммерческого) оборота злоупотреблять правом. Однако сегодня особую актуальность приобретает то обстоятельство, что правовая норма абз. 4 п. 1 ст. 4 Закона в кризисных условиях может с успехом применяться в реальном секторе экономики при поддержке и под контролем государства. В экономическом обороте применение рассмотренной правовой конструкции возможно в случаях, когда, например, завод - изготовитель производственного оборудования (средства производства) заключает договор лизинга с инвестором на приобретение в собственное владение и пользование изготовленного им оборудования. В этих случаях правовая норма абз. 4 п. 1 ст. 4 Закона о лизинге может быть весьма полезной, однако ее использование представляется возможным исключительно при соблюдении ряда специально урегулированных условий, а именно: - лизинг прежде всего необходимо использовать в рамках срочных специальных целевых государственных программ (с определением приоритетов), направленных на решение проблемы обновления основных фондов крупных промышленных предприятий, а также предприятий, входящих в одну корпорацию, которые сами в состоянии изготовить для себя эту продукцию; - для обеспечения целевого использования бюджетных средств, подлежащих выделению в рамках специальных государственных программ, в ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)" необходимо внести норму, согласно которой денежные средства, получаемые от продажи продукции в системе лизингового правоотношения, должны резервироваться на специальном счете для дальнейших расчетов с лизингодателем; - необходимо предусмотреть статью расходов в бюджете для целевого финансирования лизинговых компаний. Стимулирование и поддержку лизинговой деятельности необходимо проводить в первую очередь на государственном уровне посредством комплекса мер по созданию благоприятного экономического климата для развития инвестиционной деятельности. Для хозяйствования в условиях сегодняшней России необходимость и роль развития внутреннего лизинга при активном участии в нем государства и банковских структур имеет большое стратегическое и практическое значение. Разностороннее и эффективное воздействие лизинга на экономику предопределяется тем, что он одновременно выступает в качестве: - условия и результата развития рынка; - фактора ускоренной инновационной деятельности; - весомого параметра совершенствования государственной финансовой системы, особенно укрепления ее собственной валюты и повышения доверия к ней; - мощного средства подъема производства и стимула взаимовыгодного партнерства, в том числе международного.

------------------------------------------------------------------

Название документа