Субъекты профессиональной аудиторской деятельности
(Аганина Р. Н.) ("Право и политика", 2009, N 2) Текст документаСУБЪЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Р. Н. АГАНИНА
Аганина Рената Надимовна - аспирантка кафедры предпринимательского (хозяйственного) права Московской государственной юридической академии.
В статье рассматривается актуальный вопрос отмены лицензирования аудиторской деятельности и переход к саморегулированию. Рассматривается вопрос правового регулирования субъектов профессиональной аудиторской деятельности.
Ключевые слова: юриспруденция, право, аудит, оценка, субъект, саморегулирование, членство, лицензирование, качество, услуга.
С принятием Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 119-ФЗ (в ред. от 03.11.2006) "Об аудиторской деятельности" <1> начался новый этап развития аудиторской деятельности в России. Закон подтвердил окончательное становление системы российского аудита и создал перспективы дальнейшего развития нормативно-правового регулирования в сфере аудита. -------------------------------- <1> СЗ РФ. 2001. N 33. Ст. 3422.
За прошедшие 15 лет можно выделить следующие положительные тенденции развития рынка аудиторских услуг в России: 1. Расширена организационная структура управления аудиторской деятельностью. 2. Наблюдается рост доли сопутствующих аудиту услуг, повышение их качества. 3. Получила дальнейшее развитие система контроля качества аудиторских услуг в рамках профессиональных аудиторских объединений. 4. Улучшилось качество профессиональной подготовки аудиторов. Однако актуальным остался вопрос дальнейшего совершенствования нормативно-правового регулирования аудиторской деятельности. В Указе Президента от 23 июля 2003 г. N 824 "О мерах по проведению административной реформы в 2003 - 2004 годах" <2> в качестве одного из приоритетных направлений административной реформы было названо развитие системы саморегулируемых организаций в области экономики. -------------------------------- <2> СЗ РФ. 2003. N 30. Ст. 3046.
Следует отметить, что одним из важных шагов в этом направлении было принятие Федерального закона от 01.12.2007 N 315-ФЗ (в ред. от 22.07.2008) "О саморегулируемых организациях" <3>, которым установлены правовые основы для деятельности саморегулируемых организаций (в дальнейшем - СРО). Закон содержит определение и квалифицирующие признаки саморегулируемой организации, устанавливает порядок ее создания и деятельности, порядок взаимоотношений между саморегулируемой организацией и ее членами, а также между саморегулируемой организацией и органами государственной власти. -------------------------------- <3> СЗ РФ. 2007. N 49. Ст. 6076.
В рамках административной реформы на заседаниях Правительства РФ (Протокол от 09.10.2003 N 37 и Протокол от 13.01.2005 N 1 (разд. 1)) признано целесообразным прекращение выполнения Минфином России потенциально избыточных функций регулирования в области аудиторской деятельности и передача этих функций саморегулируемым аудиторским объединениям. Основной целью создания саморегулируемых аудиторских объединений должно являться усиление контроля за качеством аудиторских услуг. Аудиторское сообщество отмену лицензирования и перевод своей сферы на саморегулирование в целом поддерживает. Как отмечают специалисты, Минфин не в силах обеспечить регулирование и контроль работы всех аудиторских организаций, тогда как саморегулируемые аудиторские организации могут это сделать. 31 декабря 2008 г. Президент РФ подписал Закон "Об аудиторской деятельности" N 307-ФЗ от 30.12.2008 <4> (далее - Закон об аудиторской деятельности), согласно которому с 1 января 2010 г. лицензирование заменяется обязательным членством аудиторских организаций и аудиторов в саморегулируемых организациях. -------------------------------- <4> Российская газета. N 267. 31.12.2008.
Министр экономического развития РФ Э. Набиуллина отмечает, что "сегодня относительно полноценно реализована модель саморегулирования и отмены лицензирования пока только в двух видах деятельности: деятельность арбитражных управляющих и оценочная деятельность, где установлено обязательное участие в саморегулируемой организации взамен лицензированию" <5>. Полагаем, что на примере оценочной деятельности, в рамках которой уже функционирует саморегулирование, можно посмотреть, какие подводные камни таит в себе реформа, и спрогнозировать, что ждет аудиторское сообщество после отмены лицензирования. -------------------------------- <5> Набиуллина Э. Проблемы перехода: Государство будет контролировать не бизнес, а саморегулируемые организации // Аудит. 2008. N 5. С. 4.
С 1 июля 2006 г. из числа субъектов оценочной деятельности исключены юридические лица, теперь оценщиком признается только физическое лицо, имеющее соответствующее образование, вступившее в ту или иную саморегулируемую организацию оценщиков и застраховавшее свою гражданскую ответственность. ФЗ от 29.07.1998 N 135-ФЗ (ред. от 30.06.2008) "Об оценочной деятельности в РФ" <6> (далее - Закон об оценочной деятельности) позволяет привлекать к ответственности перед кредиторами конкретного оценщика - физическое лицо. И если раньше оценщики - юридические лица лишались лицензии в судебном порядке, это не являлось препятствием к созданию нового юридического лица с прежним составом участников. Как показывает практика, существует много так называемых "фирм-однодневок", чистые активы которых меньше размера уставного капитала. На сегодняшний день исключение оценщика - физического лица из членов саморегулируемой организации как мера дисциплинарного воздействия фактически пресекает ведение соответствующей профессиональной деятельности. Сейчас оценщик-гражданин становится непосредственно материально ответственным за результаты своей деятельности (возмещает убытки, не покрытые страховщиком), что должно как минимум привести к повышению качества проводимых оценок. Также следует отметить, что регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей остается одной из самых сложных и "непрозрачных" административных процедур. Закон об оценочной деятельности не предусматривает регистрации оценщика в качестве индивидуального предпринимателя, предъявляя лишь требования к наличию соответствующего образования, обязательного членства в саморегулируемой организации и застрахованной ответственности, что значительно упрощает доступ к профессии. -------------------------------- <6> СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3813.
В ст. 4 Закона об оценочной деятельности предусмотрено, что оценщик может осуществлять оценочную деятельность самостоятельно, занимаясь частной практикой, а также на основании трудового договора между оценщиком и юридическим лицом, которое соответствует определенным условиям. Данные условия определены ст. 15.1 Закона, где говорится о том, что юридическое лицо, которое намерено заключить с заказчиком договор на проведение оценки, обязано: - иметь в штате не менее двух лиц, соответствующих требованиям настоящего Закона; - обеспечивать сохранность документов, получаемых от заказчика и третьих лиц в ходе проведения оценки; - сообщать заказчику о невозможности своего участия в проведении оценки вследствие возникновения обстоятельств, препятствующих проведению объективной оценки; - представлять по требованию заказчика договор обязательного страхования ответственности оценщика; - обеспечить саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, для проведения контроля за осуществлением им оценочной деятельности доступ к документам и материалам, на основании которых проводилась оценка, за исключением информации, составляющей коммерческую тайну юридического лица или заказчика, либо иной конфиденциальной информации; - в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, предоставлять копии хранящихся отчетов или содержащуюся в них информацию правоохранительным, судебным, иным уполномоченным государственным органам по их требованию. Таким образом, деятельность оценщика становится "прозрачной" для СРО оценщиков, судебных, правоохранительных и других государственных органов, разрешающих конфликтные ситуации на этом рынке услуг. Ст. 20 ФЗ от 26.10.2002 N 127-ФЗ (в ред. от 30.12.2008) "О несостоятельности (банкротстве)" <7> предусматривает в качестве арбитражного управляющего гражданина РФ, являющегося членом одной из саморегулируемых организаций арбитражных управляющих. -------------------------------- <7> СЗ РФ. 28.10.2002. N 43. Ст. 4190.
Полагаем, что подобные меры по изменению субъектного состава могут быть введены и по отношению к аудиторам. Необходимо унифицировать решение однотипных вопросов в сфере как оценочной деятельности, так и аудиторской. Действительно, поправки ко второму чтению текста Закона "Об аудиторской деятельности" по аналогии с оценочной деятельностью предусматривали в качестве субъекта аудиторской деятельности физическое лицо, являющееся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов, застраховавшее свою ответственность и уплатившее взнос в компенсационный фонд саморегулируемой организации аудиторов. Однако исключение из числа субъектов аудиторской деятельности юридических лиц вызвало бурные дискуссии. Большая часть аудиторского сообщества негативно отнеслась к такой новации, полагая, что изменение субъектного состава приведет не к повышению качества оказываемых аудиторских услуг, а, наоборот, спровоцирует дезорганизацию аудиторского рынка. Специалисты полагают, что только юридические лица способны выполнять большие объемы работ на должном уровне, а физическое лицо в силу ограниченности ресурсов не сможет обеспечить широкий спектр услуг и должный их уровень. ФЗ от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" предусматривает в качестве субъектов аудиторской деятельности как физических, так и юридических лиц. Закон об аудиторской деятельности 2001 г. предусматривал проведение обязательного аудита только аудиторскими организациями. Согласно действующему Закону об аудиторской деятельности 2008 г. обязательный аудит может проводиться как аудиторскими организациями, так и индивидуальными аудиторами. Вопрос о проведении обязательного аудита индивидуальными аудиторами требует тщательного рассмотрения. На наш взгляд, возможно внедрение следующего механизма: обязательный аудит будут проводить как минимум два индивидуальных аудитора, к которым будут предъявляться повышенные требования, в частности в отношении стажа деятельности, который может быть увеличен. В настоящее время нет однозначного мнения по вопросу о правомерности установления обязательного членства в саморегулируемой организации как одного из необходимых условий для осуществления аудиторской деятельности. Сегодня существуют саморегулируемые организации, обязательное членство в которых позволяет осуществлять такие виды профессиональной деятельности, как арбитражное управление, нотариальная, оценочная деятельность. Существует мнение ряда экспертов, считающих, что члены таких саморегулируемых организаций попадают в полную зависимость от них, поскольку последние наделены полномочиями, позволяющими проводить против своих членов меры дисциплинарной ответственности, такие, как исключение из объединения, что впоследствии лишает их права осуществлять свою профессиональную деятельность. Л. И. Булгакова в своем исследовании указывает на то, что обязательное членство в саморегулируемых аудиторских организациях вообще не согласуется с основополагающим принципом осуществления участниками гражданско-правовых отношений своих субъективных прав своей волей и в своем интересе, а также с принципами свободы договора и добровольности при создании юридических лиц (п. 1 и 2 ст. 1, п. 1 ст. 9, ст. 18, ст. 421 ГК РФ). Положение об обязательном членство в саморегулируемых объединениях, являющееся одним из условий занятия предпринимательской деятельностью, противоречит ч. 2 ст. 30 Конституции РФ: никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем. Кроме того, в ч. 1 ст. 34 Конституции РФ указано, что каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности <8>. -------------------------------- <8> Булгакова Л. И. Аудит в России: механизм правового регулирования. М.: 2005. С. 146.
Для прояснения ситуации необходимо обратиться к позиции Конституционного Суда РФ по вопросам обязательного членства в СРО по таким видам деятельности, как нотариальная и деятельность арбитражных управляющих. Конституционный Суд указывает на неприемлемость принципа добровольности для членства в таких объединениях, как нотариальные палаты. В своем Постановлении от 19.05.1998 N 15-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений ст. 2, 12, 17, 24 и 34 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате" <9> Конституционный Суд РФ пришел к выводу, что нотариальные палаты имеют публично-правовое предназначение, которое проявляется в осуществлении контроля за исполнением нотариусами, занимающимися частной практикой, своих профессиональных обязанностей. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, Конституция Российской Федерации не запрещает государству передавать полномочия исполнительных органов власти негосударственным организациям, участвующим в выполнении отдельных функций публичной власти. По смыслу ее статей 78 (части 2 и 3) и 132 (часть 2) такая передача возможна при условии, что это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам. Именно в силу публичного предназначения нотариальных палат для их организации оказался неприемлем принцип добровольности, характерный для членства в других объединениях, которые создаются исключительно на основе общности интересов граждан (статья 30 Конституции Российской Федерации, статья 117 ГК Российской Федерации, статья 3 Федерального закона "Об общественных объединениях"). -------------------------------- <9> Российская газета. N 101. 1998.
Постановление Конституционного Суда от 19.12.2005 N 12-П "По делу о проверке конституционности абзаца восьмого п. 1 ст. 20 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" в связи с жалобой гражданина А. Г. Меженцева" <10> подтвердило законность обязательного членства в саморегулируемой организации арбитражных управляющих. -------------------------------- <10> Российская газета. N 293. 2005.
Конституционный Суд постановил следующее: "В силу того, что на саморегулируемые организации арбитражных управляющих возложены публично-правовые функции, в их деятельности неприемлем вытекающий из статьи 30 Конституции Российской Федерации принцип добровольности, характерный для объединений, которые создаются гражданами исключительно на основе общности интересов". Аудиторская деятельность имеет важное значение для формирования достоверной информации о финансово-экономическом положении отдельных хозяйствующих субъектов и развития экономики страны в целом. В связи с чем данная деятельность так же, как оценочная, взамен лицензированию требует контроля со стороны СРО, основанного на обязательном членстве. Таким образом, проанализировав Постановления Конституционного Суда РФ, можно сделать вывод о правомерности требования обязательного членства в саморегулируемой аудиторской организации как условия для доступа на рынок. Следует отметить, что законопроект в п. 1 ст. 3 и п. 1 ст. 4 предъявляет обязательное требование к членству аудиторов и аудиторских организаций в одной из саморегулируемых аудиторских организаций. С учетом публичной значимости определенных видов деятельности, непременное членство в саморегулируемой организации является неотъемлемым условием обеспечения качества оказываемых данными субъектами услуг. Дискуссионным является вопрос о минимальном количестве членов саморегулируемой организации аудиторов и о количестве самих саморегулируемых организаций. При большом количестве саморегулируемых аудиторских организаций, по мнению ряда специалистов, существует вероятность того, что они из-за опасения потерять старых членов и привлечь новых будут предлагать более удобные условия членства, ослабляя контроль за качеством. С другой стороны, ограниченное число саморегулируемых аудиторских организаций может создать ситуацию, когда аудиторские организации и индивидуальные аудиторы будут вынуждены соглашаться на невыгодные для себя условия членства, поскольку у них не будет возможности выбирать саморегулируемую аудиторскую организацию в силу небольшого числа последних. Представители международных консалтинговых компаний, входящих в "большую четверку" (PricewaterhouseCoopers, Ernst & Young, Deloitte & Touche. KMPG) выступают за небольшое количество саморегулируемых организаций аудиторов на российском рынке. Саморегулируемых организаций должно быть как можно меньше: в каждой свои стандарты, унификация которых была бы для рынка более благоприятна. Представители российского аудиторского сообщества с этим не согласны, аргументируя это тем, что международные компании являются наиболее сильными участниками рынка и малое количество саморегулируемых аудиторских организаций позволит им еще больше укрепить свои позиции и лоббировать собственные интересы. Статья 17 Закона об аудиторской деятельности предусматривает объединение в качестве членов не менее 700 физических лиц или не менее 500 коммерческих организаций, соответствующих требованиям к членству соответственно физических лиц и юридических лиц в СРО. Эксперты оценивают такое требование к количественному составу, как компромиссное: при минимальной численности в 700 аудиторов на рынке будет от 6 до 9 саморегулируемых организаций, а на сегодняшний день сформировалось как раз 6 - 7 профессиональных объединений аудиторов, готовых получить статус саморегулируемых аудиторских организаций. Указ Президента РФ от 15.05.2008 N 797 "О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности" <11> предусматривает замену лицензирования обязательным страхованием ответственности или предоставлением финансовых гарантий. Однако для аудиторов наиболее эффективной формой замены лицензирования является обязательное членство в СРО с обязательным страхованием ответственности (как и у оценщиков). В связи с чем Закон об аудиторской деятельности должен предусматривать размер страховой суммы. Именно в рамках саморегулирования возможна организация постоянного повышения квалификации аудиторов и контроль за повышением качества оказываемых ими услуг. Таким образом, ответственность саморегулируемой организации за каждого из своих членов и материальная заинтересованность аудиторского сообщества в качестве выполняемой работы каждым из ее членов будет являться стимулом для повышения квалификации аудитора и качества оказываемых услуг. Страхование без обязательного членства в СРО, в свою очередь, подходит для тех сфер предпринимательской деятельности, где нет такой необходимости в постоянном повышении квалификации специалистов. На наш взгляд, замена лицензирования обязательным членством в саморегулируемой аудиторской организации в сочетании с ответственностью СРО аудиторов за своих членов через механизм компенсационного фонда является наиболее эффективной. Действительно, жесткие требования к членству в саморегулируемой аудиторской организации, материальная заинтересованность каждого члена саморегулируемой аудиторской организации в повышении качества оказываемых услуг в сочетании с ответственностью СРО аудиторов за своих членов через механизм компенсационного фонда - все эти факторы должны содействовать развитию аудита. -------------------------------- <11> СЗ РФ. 2008. N 20. Ст. 2293.
Членство в саморегулируемой организации является условием доступа на рынок, поэтому к лицу, вступающему в такую организацию, в силу закона должны предъявляться требования, обеспечивающие появление на рынке аудиторских услуг профессионалов. Закон об аудиторской деятельности в ст. 18 предусматривает следующие требования к членству аудиторов в саморегулируемой организации: 1) наличие квалификационного аттестата аудитора; 2) безупречная деловая (профессиональная) репутация; 3) уплата взносов в саморегулируемую организацию аудиторов в размерах и порядке, которые устанавливаются ею; 4) уплата взносов в компенсационный фонд (компенсационные фонды) саморегулируемой организации аудиторов. 2. Требованиями к членству аудиторских организаций в саморегулируемой организации аудиторов являются следующие требования: 1) коммерческая организация может быть создана в любой организационно-правовой форме, за исключением открытого акционерного общества, государственного или муниципального унитарного предприятия; 2) численность аудиторов, являющихся работниками коммерческой организации на основании трудовых договоров, должна быть не менее трех; 3) доля уставного (складочного) капитала коммерческой организации, принадлежащая аудиторам и (или) аудиторским организациям, должна быть не менее 51 процента; 4) численность аудиторов в коллегиальном исполнительном органе коммерческой организации должна быть не менее 50 процентов состава такого исполнительного органа. Лицо, являющееся единоличным исполнительным органом коммерческой организации, а также индивидуальный предприниматель (управляющий), которому по договору переданы полномочия исполнительного органа коммерческой организации, должны быть аудиторами. В случае, если полномочия исполнительного органа коммерческой организации переданы по договору другой коммерческой организации, последняя должна быть аудиторской организацией; 5) безупречная деловая репутация; 6) наличие и соблюдение правил осуществления внутреннего контроля качества работы; 7) уплата взносов в саморегулируемую организацию аудиторов в размерах и порядке, которые устанавливаются ею; 8) уплата взносов в компенсационный фонд (компенсационные фонды) саморегулируемой организации аудиторов. Для вступления в члены саморегулируемой организации аудиторов в качестве аудитора физическое лицо подает в саморегулируемую организацию аудиторов заявление с указанием фамилии, имени, отчества, реквизитов документа, удостоверяющего личность, адреса места жительства (регистрации), а также представляет следующие документы: 1) квалификационный аттестат аудитора; 2) письменные рекомендации, подтверждающие безупречную деловую (профессиональную) репутацию физического лица, не менее трех аудиторов, сведения о которых включены в реестр аудиторов и аудиторских организаций не менее чем за три года до дня дачи рекомендаций; 3) справку об отсутствии неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики, а также за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления; 4) документ, подтверждающий внесение записи об индивидуальном предпринимателе в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, - для физического лица, являющегося индивидуальным предпринимателем; 5) иные документы, предусмотренные правилами приема физических лиц в члены саморегулируемой организации аудиторов. Для вступления в члены саморегулируемой организации аудиторов в качестве аудиторской организации коммерческая организация подает в саморегулируемую организацию аудиторов заявление о вступлении, а также представляет следующие документы: 1) учредительные документы; 2) документ, подтверждающий внесение записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц; 3) список аудиторов, являющихся работниками коммерческой организации на основании трудовых договоров, с приложенными к нему выписками из реестра аудиторов и аудиторских организаций, подтверждающими, что включенные в список лица являются аудиторами; 4) список членов коллегиального исполнительного органа коммерческой организации с указанием тех из них, кто является аудитором, либо выписка из реестра аудиторов и аудиторских организаций, подтверждающая, что индивидуальный предприниматель (управляющий), которому по договору переданы полномочия исполнительного органа коммерческой организации, является аудитором, либо выписка из реестра аудиторов и аудиторских организаций, подтверждающая, что другая коммерческая организация, которой переданы по договору полномочия исполнительного органа коммерческой организации, является аудиторской организацией; 5) список учредителей (участников) коммерческой организации, являющихся аудиторами и аудиторскими организациями, с приложенными к нему выписками из реестра аудиторов и аудиторских организаций, подтверждающими, что включенные в список лица являются аудиторами и аудиторскими организациями, а также документами, подтверждающими размеры долей указанных лиц в уставном (складочном) капитале коммерческой организации; 6) письменные рекомендации, подтверждающие безупречную деловую репутацию коммерческой организации, не менее трех аудиторов, сведения о которых включены в реестр аудиторов и аудиторских организаций не менее чем за три года до дня дачи рекомендаций и которые не являются учредителями (участниками) данной коммерческой организации, не входят в состав ее органов управления и не состоят в трудовых отношениях с ней; 7) один экземпляр утвержденных правил осуществления внутреннего контроля качества работы; 8) иные документы, предусмотренные правилами приема коммерческих организаций в члены саморегулируемой организации аудиторов. Ряд положений Закона об аудиторской деятельности, на наш взгляд, являются небесспорными. В частности, в положениях Закона (пункт 14 статьи 17, пункт 10 части 2 статьи 21) говорится об обязательности формирования саморегулируемой организацией "компенсационного фонда (компенсационных фондов) саморегулируемой организации аудиторов". Поскольку согласно части 14 статьи 17 Закона об аудиторской деятельности формирование компенсационного фонда (компенсационных фондов) саморегулируемой организации аудиторов осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О саморегулируемых организациях", необходимо отметить, что данный Федеральный закон предусматривает необходимость формирования саморегулируемой организацией только одного, а не нескольких компенсационных фондов. На наш взгляд, требование к аудитору о предоставлении справки об отсутствии неснятой или непогашенной судимости за тяжкие и особо тяжкие преступления не является оправданным. Подобное требование предусмотрено в отношении арбитражных управляющих. Так, ст. 20 ФЗ от 26.10.2002 N 127-ФЗ (в ред. от 03.12.2008) "О несостоятельности (банкротстве)" <12> предусматривает в качестве одного из требований к арбитражному управляющему наличие справки об отсутствии судимости в сфере экономики, а также за преступления средней тяжести и особо тяжкие преступления. Однако это объясняется спецификой деятельности арбитражных управляющих, сопряженной с грузом психологической напряженности. -------------------------------- <12> СЗ РФ. 28.10.2002. N 43. Ст. 4190.
На наш взгляд, указанные жесткие требования к членству в саморегулируемой аудиторской организации несколько ограничат доступ к профессии, но тем самым повысят качество аудиторских услуг. В соответствии с действующим Законом "Об аудиторской деятельности" прохождение обучения на получение квалификационного аттестата аудитора не является обязательным условием. На наш взгляд, в целях повышения качества оказываемых аудиторских услуг необходимо предусмотреть обязательное прохождение обучения с получением сертификата о прослушанных во время обучения дисциплинах и часах. С момента государственной регистрации СРО как некоммерческой организации возникает ее правосубъектность, а с момента внесения сведений о некоммерческой организации в государственный реестр саморегулируемых организаций правосубъектность приобретает исключительный характер. Долго не принимались нормативно-правовые акты в части избрания или назначения федерального уполномоченного органа, на который будут возложены функции создания и ведения реестра саморегулируемых аудиторских организаций. Это как раз необходимый элемент для запуска механизма саморегулирования. Полагаем, что функции создания и ведения реестра саморегулируемых аудиторских организаций могут быть возложена на Министерство финансов РФ. Таким образом, к настоящему времени условия для укрепления роли саморегулируемых аудиторских организаций в целом сложились, хотя ряд вопросов остается открытым и требующим тщательного анализа. Передача саморегулируемым аудиторским организациям ряда функций, относившихся к государственному регулированию, позволит обеспечить единые условия и требования к своим членам, повысить качество аудиторской деятельности. Как показывает опыт других видов деятельности, чтобы отработать механизм саморегулирования, требуется время, серьезная и конструктивная работа представителей профессионального сообщества и государства.
------------------------------------------------------------------
Название документа