О функциях гражданско-правового регулирования

(Рыбаков В. А.) ("Гражданское право", 2009, N 1) Текст документа

О ФУНКЦИЯХ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

В. А. РЫБАКОВ

Рыбаков В. А., профессор кафедры гражданского права и процесса Рязанского государственного университета им. С. А. Есенина, доктор юридических наук, профессор.

Сформулировано понятие "гражданско-правовые функции". Автор различает регулирующую функцию права и функции правового регулирования. Воспитательная функция правового регулирования рассматривается как самостоятельная функция гражданского права <*>. -------------------------------- <*> Ключевые слова: "функции права", "правовые функции", "гражданско-правовые функции".

The article gives definition of the concept "civil-law functions". The author delimitates the regulative function of the law from the functions of legal regulation. The pedagogic function of legal regulation is considered as an independent function of civil law <**>. -------------------------------- <**> Rybakov V. A. On the functions of civil-law regulation.

Одной из актуальных современных проблем науки гражданского права является исследование функций гражданско-правового регулирования, позволяющих наиболее полно раскрыть социальную ценность гражданского права, а также механизм обеспечения надлежащего осуществления прав и исполнения обязанностей субъектами гражданского права. В цивилистической литературе достаточно глубоко исследованы функции ряда основополагающих институтов, например договора <1> и ответственности <2>. Не обойдены определенным вниманием основные функции гражданского права <3>, хотя в учебниках они нередко не находят отражения, несмотря на свою значимость <4>. -------------------------------- <1> См.: Меркулов В. В. Гражданско-правовой договор в механизме регулирования товарно-денежных отношений. Рязань, 1994; Корецкий А. Д. Теоретико-правовые основы учения о договоре. СПб., 2001; Танага А. Н. Принцип свободы договора в гражданском праве России. СПб., 2003. <2> См.: Хохлов В. А. Ответственность за нарушение договора по гражданскому праву. Тольятти, 1997; Басин Ю. Г. Избранные труды по гражданскому праву. СПб., 2003. С. 380 - 426; Тархов В. А. Ответственность по советскому гражданскому праву // Избранные труды. М., 2008. С. 35 - 227. <3> См.: Яковлев В. Ф. Экономика. Право. Суд. М., 2003. С. 42 - 44. <4> См., например: Гражданское право: Учеб.: В 3 т. Т. 1. 6-е изд., перераб. и доп. / Отв. ред. А. П. Сергеев и Ю. К. Толстой. М., 2004; Гражданское право: Часть первая: Учебник для вузов / Под ред. В. П. Камышанского, Н. М. Коршунова, В. И. Иванова. М., 2007.

Между тем время требует их дальнейшего исследования на отраслевом уровне, причем без излишней теоретизации, чтобы открыть путь к непосредственному применению знаний о функциях к решению практических задач, в том числе по формированию гражданско-правовой активности граждан. Функциональный анализ гражданского права позволяет уяснить его социальное назначение и роль в совершенствовании управления общественными процессами в современных условиях развития рыночной экономики и формирования правового государства. Понятие "функции права" наиболее полно разработано в общетеоретической и отраслевых правовых науках. Функции характеризуют назначение права для общественных отношений, но их суть и методологическая ценность состоят в том, что они представляют собой правовое воздействие на общественные отношения в определенных направлениях. Т. Н. Радько отмечает, что функция права - это такое направление его воздействия на общественные отношения, потребность в осуществлении которого порождает необходимость существования права как социального явления. В этом смысле можно сказать, что функция характеризует направление необходимого воздействия права, т. е. такого, без которого общество на данном этапе развития обойтись не может (регулирование, охрана, закрепление определенного вида общественных отношений) <5>. -------------------------------- <5> См.: Теория государства и права: Учебник / Под ред. В. Я. Кикотя, В. В. Лазарева. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2008. С. 295.

Данное определение требует конкретизации применительно к отраслевым функциям с учетом специфики социального назначения каждой отрасли права. Применительно к гражданскому праву следует исходить из двух обстоятельств. Во-первых, из предмета регулирования, обусловливающего особенности функций гражданского права и его социально-экономическое назначение по признанию, осуществлению и защите потребностей, прав и интересов в сфере имущественных и некоторых неимущественных отношений всех его участников <6>. Что характерно, последние самостоятельно организуют свою деятельность с целью достижения указанных результатов. Поэтому особенность регулятивной функции гражданского права состоит в предоставлении субъектам возможностей их самоорганизации и саморегулирования <7>. -------------------------------- <6> См.: Яковлев В. Ф. Экономика. Право. Суд. М., 2003. С. 43; Калмыков Ю. Х. О значении общих положений гражданского законодательства // Избранное: Труды. Статьи. Выступление. М., 1998. С. 261 - 273. ------------------------------------------------------------------ КонсультантПлюс: примечание. Учебник "Гражданское право: В 4 т. Том 1: Общая часть" (под ред. Е. А. Суханова) включен в информационный банк согласно публикации - Волтерс Клувер, 2008 (издание третье, переработанное и дополненное). ------------------------------------------------------------------ <7> См.: Гражданское право: В 4 т. Т. 1. Общая часть: Учебник / Отв. ред. проф. Е. А. Суханов. М., 2004. С. 48.

Специфика социального назначения гражданского права обусловлена, во-вторых, задачами, стоящими перед государством, и, следовательно, функциями государства. В целом же социальное назначение гражданского права точно подметил Ф. Энгельс, считая, что его роль, в сущности, "сводится к тому, что... санкционирует существующие при данных обстоятельствах нормальные, экономические отношения между отдельными людьми" <8>. -------------------------------- <8> Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 21. С. 509 - 510.

Таким образом, можно сделать вывод, что гражданско-правовые функции - это обусловленное товарно-денежной формой и задачами государства воздействие гражданско-правовых норм на имущественные отношения и связанные с ними личные неимущественные отношения в определенных направлениях. Общепризнано деление функций права на регулятивные и охранительные <9>. Однако трудно согласиться с предлагаемым делением, потому что "правовая охрана в значительной мере заключается именно в надлежащем правовом регулировании, а регулятивная функция не может быть осуществлена без охраны" <10>. Не согласна с указанной классификацией и С. Т. Максименко, считающая неудачным название функции регулятивной (регулирующей). Она предлагает назвать эту функцию права функцией организации и преобразования общественных отношений, поскольку наименование функции "регулятивная" ничего не добавляет к понятию правового регулирования, а лишь вносит путаницу. По ее справедливому мнению, выделение регулирующей функции права смешивает понятие всего правового регулирования с отдельными его направлениями - функциями права. Поэтому логично утверждать, что регулирование общественных отношений как общесоциальная функция права конкретно выражается в функции организации и преобразования общественных отношений, функции охраны общественных отношений и воспитательной функции <11>. -------------------------------- <9> См., например: Рассказов Л. П. Теория государства и права: Учебник для вузов. 2-е изд. М., 2009. С. 224 - 226. <10> Тархов В. А. Избранные труды. М.: ИГ "Юрист", 2008. С. 342. <11> См.: Максименко С. Т. Функции советского гражданского права // Актуальные вопросы советской юридической науки. Саратов, 1973. Часть 2. С. 6 - 7.

Небезынтересна позиция Сергея Сергеевича Алексеева, считающего, что регулятивные функции - направления правового воздействия, нацеленные на то, чтобы обеспечить надлежащую нормальную организацию господствующих общественных отношений, их статику и динамику, их функционирование в соответствии с требованиями объективных законов общественного развития. Не случайно поэтому регулятивные функции можно именовать функциями организации <12>. -------------------------------- <12> См.: Алексеев С. С. Общая теория права: Учеб. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2008. С. 132.

Нет спора, право является регулятором общественных отношений, и в этом смысле все функции его регулятивные, т. е. правовое воздействие на общественные отношения происходит только в рамках правового регулирования. Поэтому нецелесообразно разграничивать в принципиальном плане понятия "воздействие" и "регулирование". Мы убеждены, что воздействие как функция невозможно без правового регулирования. Между тем А. Я. Рыженков разграничивает их по следующему критерию: если регулирование происходит с помощью установления юридических прав и обязанностей, то воздействие права на общественные отношения не исчерпывается этой формой, оно охватывает также общее стимулирующее и мотивационное влияние (посредством правосознания, правотворчества, законности и т. д.). Далее отмечается, что функции и регулируют общественные отношения, и оказывают общее воздействие на них. Такое понимание активности функций права открывает перспективу для решения ряда вопросов, в частности улучшается возможность "четко отграничить собственно юридические функции права от иных его функций, сущность которых заключается в воздействии (но не регулировании) на общественные отношения (например, от воспитательной функции права)" <13>. -------------------------------- <13> Рыженков А. Я. Компенсационная функция советского гражданского права. Саратов, 1983. С. 10 - 11.

Аналогично, хотя несколько по-другому, к обсуждаемой проблеме подходил А. М. Витченко, утверждая, что "воздействие" по смыслу - более широкое понятие, чем "регулирование". Оно включает в себя как "регулирование с помощью определенного правила поведения, так и другие средства и формы влияния на общественные отношения, например воспитательное воздействие" <14>. Такой подход дал ему основание заключить, что регулирование следует рассматривать в двойном аспекте: как собственно регулирование и как воздействие в процессе регулирования. Поскольку "нормы права влияют на поступки людей через посредство их воли и сознания, необходимо рассматривать регулирующую роль первоначально как нормативное воздействие вне правовых отношений, а затем и как регулирование в правовом отношении" <15>. -------------------------------- <14> Витченко А. М. Механизм правового регулирования социалистических общественных отношений, его понятие и структура // Вопросы теории государства и права. Саратов, 1968. Вып. 1. С. 68. <15> Там же. С. 70.

Подобную позицию можно встретить и в современной литературе. Так, Т. Н. Радько приходит к выводу, что существование различных форм правового воздействия позволяет более четко проводить различие между собственно юридическим воздействием права (правовое регулирование) и неюридическим (информационное и ориентационное). Понятие "функция права" охватывает обе названные формы воздействия <16>. -------------------------------- <16> См.: Теория государства и права: Учебник / Под ред. В. Я. Кикотя, В. В. Лазарева. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2008. С. 294.

Однако возникает вопрос: как и каким образом представить себе те побудительные стороны правовых явлений, которые, прежде чем регулировать, сначала побуждают субъекта к определенному действию, а потом уже это действие регулируют? Считаем очевидным, что, с одной стороны, стимулирующее и мотивационное влияние права вне конкретного правоотношения нереально ввиду отсутствия соответствующего механизма, например субъективного права. Разве праву кроме собственно юридических функций присущи и неправовые функции? Вряд ли. Воздействие права на общественные отношения как раз и исчерпывается правовой формой в рамках правового регулирования. С другой стороны, в этих же рамках возможно повышение психологической эффективности права как действенного средства саморегуляции личности и важного стимула ее саморазвития <17>. -------------------------------- <17> См.: Жинкин С. А. Взаимодействие права и личности в контексте обеспечения эффективности правовых норм // Правоведение. 2008. N 3. С. 189 - 192.

Таким образом, нормативное воздействие невозможно вне правоотношений. В юридической литературе немало авторов вполне обоснованно не проводят различия между категориями "регулирование" и "воздействие". Вот почему, на наш взгляд, целесообразно применять понятие "функция правового регулирования". Оно корректно и логично по внутреннему содержанию: функция органично связана с правовым регулированием, а последнее несет функциональную нагрузку, характеризуя право в динамике. Не случайно В. Г. Смирнов отождествляет функции права и правового регулирования, так как в нем проявляются в совокупности предмет, задачи и метод регулирования <18>. -------------------------------- <18> См.: Смирнов В. Г. Функции советского уголовного права. Л., 1965. С. 9.

Тем не менее указанного отождествления желательно избегать, пользуясь понятием "регулирующая функция права". Это понятие соответствует общесоциальному назначению права и характеризует его в статике в качестве исходной посылки функционирования правового механизма, а также в качестве носителя функций правового регулирования. В дальнейшем мы будем различать категории "регулирующая функция права" и "функции правового регулирования", хотя они имеют единую гносеологическую основу. С удовлетворением можно отметить, что в современных учебниках обоснованно выделяются основные функции гражданского права как непосредственно выражающие основные направления его регулирующей роли, особенности его предмета, метода регулирования и его основные начала <19>. -------------------------------- <19> См.: Алексеев С. С., Гонгало Б. М., Мурзин Д. В. и др. Гражданское право: Учеб. 2-е изд., перераб. и доп. М.-Екатеринбург: Институт частного права, 2009. С. 22.

Итак, следует различать организационно-преобразовательную, охранительную и воспитательную функции правового регулирования, в том числе и гражданско-правового регулирования, с учетом специфических (цивилистических) аспектов. Например, в охранительной функции гражданско-правового регулирования можно выделить компенсационный, или восстановительный, аспект, выражающийся в том, что гражданское право защищает интересы лиц в основном за счет восстановления первоначального положения путем возмещения причиненного имущественного вреда. А. Я. Рыженков выделяет три основные собственно юридические функции гражданского права - организационную, охраны, компенсационную. По его мнению, компенсационная функция не имеет направленности на осуществление регулятивной и охранительной функций права, ей принадлежит иное, относительно самостоятельное назначение <20>. Полагаем, вряд ли. Более убедительны и обоснованны выводы авторов, согласно которым компенсация является одним из аспектов охранительной функции гражданского права и должна включаться в сферу действия функции, направленной на охрану общественных отношений. Функция охраны имеет две формы проявления - защиту и ответственность. Последняя состоит в активном воздействии на нарушителя путем ущемления его имущественных прав и интересов <21>. -------------------------------- <20> См.: Рыженков А. Я. Компенсационная функция советского гражданского права. С. 45. <21> См.: Максименко С. Т. Функции советского гражданского права. С. 8; Илларионова Т. И. Механизм действия гражданско-правовых охранительных мер. Свердловск, 1980. С. 11.

Учитывая актуальность, отдельно остановимся на воспитательной функции гражданско-правового регулирования. Виктор Алексеевич Тархов отмечает, что существование воспитательной функции гражданского права бесспорно. Одна из основных его задач, определяющая его устойчивую жизненность, заключается в том, чтобы "показать участникам общественных отношений, как надо действовать. Эта задача достигается воспитанием надлежащего поведения, становящегося незыблемым. Такое воспитание не может быть чуждо гражданскому праву, регулирующему, как правило, активное поведение, а не только воздержание от правонарушений" <22>. В целом анализ воспитательной функции позволяет выяснить механизм превращения гражданско-правовых норм в правомерное и социально активное поведение граждан. -------------------------------- <22> Тархов В. А. Избранные труды. С. 343.

Стало очевидным, что право управляет общественными процессами путем не только организации и преобразования общественных отношений, но также их охраны. Важнейшим направлением воздействия права на общественные отношения является воспитание. Серьезная постановка вопроса о воспитательной функции правового регулирования позволяет выяснить механизм (условия, средства и приемы) распространения и утверждения в сознании людей правил поведения. В настоящее время наличие воспитательной функции права признают многие авторы, хотя они далеко не однозначно трактуют особенности способа воздействия и формы реализации данной функции. Так, А. Я. Рыженков считает, что воспитательная функция права не обладает собственно юридической функцией и ее сущность заключается в общем стимулирующем воздействии (но не регулировании) на общественные отношения. Функция воспитания "неоднопорядковая другим функциям права (функции регулирования, функции охраны), она является по отношению к последним сопутствующим фактором, а не определяющим, не специфически правовым" <23>. -------------------------------- <23> Рыженков А. Я. Компенсационная функция советского гражданского права. С. 11, 47 - 48.

Другие авторы, признавая воспитательное воздействие права в качестве самостоятельной функции, в то же время полагают, что воспитательное воздействие права происходит в результате осуществления как регулятивной, так и охранительной функции <24>. Иными авторами предупредительно-воспитательная задача рассматривается лишь как аспект охранительной функции <25>. Имеются попытки разграничить по объему воспитательную функцию права и правового регулирования. Утверждается, что воспитательная функция права - это воспитание правом, которое уже в силу факта своего существования способно оказывать воспитательное влияние на членов общества. Что касается воспитательной функции правового регулирования, то она реализуется посредством не только норм права, но и всей системы правовых явлений: нормативных и индивидуальных актов, законности и правопорядка, субъективных прав и обязанностей. Причем исследование воспитательной функции правового регулирования "может быть осуществлено в соответствии со стадиями этого процесса. В частности, серьезное воспитательное значение имеют процесс правотворчества, приобретение субъективных прав, возникновение обязанностей, их реализация. Особо важную роль играет процесс властного применения правовых норм, деятельность правоприменительных органов государства и органов общественных организаций" <26>. -------------------------------- <24> См., например: Макаревич Н. С. О содержании воспитательной функции социалистического права // Вопросы теории государства и права. Саратов, 1971. Вып. 2. С. 193 - 198. ------------------------------------------------------------------ КонсультантПлюс: примечание. Учебник "Гражданское право: В 4 т. Том 1: Общая часть" (под ред. Е. А. Суханова) включен в информационный банк согласно публикации - Волтерс Клувер, 2008 (издание третье, переработанное и дополненное). ------------------------------------------------------------------ <25> См.: Гражданское право: В 4 т. Т. 1. Общая часть: Учебник / Отв. ред. проф. Е. А. Суханов. М., 2004. С. 49. <26> Реутов В. П. О разграничении функций права и правового регулирования // Правоведение. 1974. N 5. С. 24 - 25.

Наконец, небезынтересно мнение Т. Н. Радько, полагающего, что воспитательная функция права представляет самостоятельное направление его воздействия на волю, мысли и чувства людей, осуществляемое независимо от наличия организованных форм воспитательного процесса <27>. -------------------------------- <27> Радько Т. Н. Теоретические и методологические проблемы функций социалистического права. М., 1978. С. 32.

Из приведенных суждений можно сделать вывод о том, что сам факт издания правового акта оказывает непосредственное воздействие на сознание и поведение граждан, призывает их к правомерной и созидательной деятельности. Получается, что правовые требования действуют на сознание, интересы и поведение субъектов как бы автоматически. Подобная позиция вольно или невольно принижает значение правовоспитательной деятельности. Между тем сейчас объективно возрастающая воспитательная роль права не может быть достаточно эффективной, если не будет подкрепляться целенаправленной воспитательной работой. Право как регулятор общественных отношений действует через и при помощи правосознания. С другой стороны, правосознание отражает регулирующую силу норм права, их общеобязательность. Чем лучше граждане знают правовые нормы, тем лучше они соблюдаются и исполняются. В конечном счете "в зависимости от уровня общественного и индивидуального правосознания и его соотношения с объективным правом соблюдение и применение правовых норм осуществляются более или менее успешно" <28>. -------------------------------- <28> Тархов В. А. Избранные труды. С. 265 - 266.

Итак, право не действует на сознание людей самим фактом своего существования. В целом нормативным актам несвойственна роль пропаганды. Такова концептуальная позиция В. А. Тархова, справедливо и обоснованно отмечающего, что основная задача права заключается в обеспечении определенного поведения людей. Что касается его воспитательной роли, то она осуществляется путем регулирования общественных отношений <29>. На данное обстоятельство обращают внимание и другие авторы. Однако трудно согласиться с теми, кто считает воспитательную функцию права шире и объемнее функции регулирования общественных отношений. Причем последняя, по их мнению, воздействует только на волевую деятельность человека, а воспитательная функция права оказывает воздействие также и на его мысли и чувства <30>. Подобная постановка вопроса вряд ли правомерна и корректна. Воспитательная функция права не может быть объемнее самого права, регулирующего общественные отношения. Реализация воспитательной функции возможна лишь в рамках правового регулирования. -------------------------------- <29> См.: Тархов В. А. Там же. <30> См., например: Фарбер И. Е. Воспитательная функция советского права // Государство и коммунизм. М., 1962. С. 122.

Другое дело, что наряду с правом воспитательную функцию осуществляют и другие части надстройки. Например, правовое регулирование отношений собственности обеспечивает воспитание граждан в духе уважения к праву собственности, его правомерного осуществления и охраны. Однако за пределами права такое же воспитательное воздействие, но со специфическими формами и методами оказывают нормы морали, политика, искусство, литература, общественные науки. Зачем же всю воспитательную миссию и нагрузку возлагать только на право? Его основная и сущностная роль - регулировать общественные отношения и сугубо в этих пределах заниматься воспитанием своих субъектов. Как же прав Б. С. Эбзеев в своем утверждении, что право не является универсальным средством решения всех социальных проблем, стоящих перед обществом. Оно охватывает своим воздействием не всю массу общественных отношений, а лишь ту ее часть, которая в зависимости от объективных условий социальной жизни нуждается в юридической регламентации <31>. -------------------------------- <31> См.: Эбзеев Б. С. Конституционные основы свободы личности в СССР. Саратов, 1982. С. 96; Он же: Конституция. Правовое государство. Конституционный суд. М., 1997. С. 11 - 69.

Главное свойство правовых норм - их обязательность. Этим их содержание принципиально отличается от содержания, например, правовых памятников или иностранных нормативных актов, воспринимаемых гражданином только литературно. Действие права, в том числе воспитательного характера, может происходить только в определенных правовых отношениях, а не иначе. Здесь следует помнить, что право является лишь одним из элементов общечеловеческой культуры. На это обстоятельство обращал внимание Иосиф Алексеевич Покровский, исследуя исторические корни гражданского права <32>. -------------------------------- <32> См.: Покровский И. А. Основные проблемы гражданского права. М., 1998. С. 49 - 59.

Таким образом, нормы гражданского права оказывают вполне конкретное воспитательное воздействие на сознание и поведение граждан в возникающих гражданско-правовых отношениях, в рамках осуществления воспитательной функции гражданско-правового регулирования. Причем одновременно необходима воспитательная деятельность по повышению правосознания и формированию гражданско-правовой активности. Не умаляя воспитательных возможностей других отраслей права, надо отметить основное преимущество гражданского права в более эффективном воспитательном воздействии на своих субъектов. Оно состоит в наличии достаточно мощного механизма стимулирования гражданско-правовой активности, обеспечивающего формирование и удовлетворение жизненно важных потребностей граждан. Этот механизм позволяет связать поведение людей с их материальными потребностями и интересами, создавая режим наибольшего благоприятствования для воспитательного воздействия на сознание и волю субъектов, для формирования высокого правосознания и гражданско-правовой активности. Завершая статью, можно сделать еще один важный вывод. Анализ воспитательной функции гражданско-правового регулирования и воспитательного потенциала предмета, метода и принципов гражданского права позволяет вполне определенно отметить, что данная отрасль права обладает достаточно высокой степенью саморегуляции, предоставляя субъектам право самим организовать и управлять своим активным поведением при осуществлении прав и исполнении обязанностей. Поэтому мы обосновываем необходимость рассмотрения процесса формирования гражданско-правовой активности как самоуправляемого и самоорганизуемого процесса в соответствии с целью и методами гражданско-правового регулирования. В то же время нельзя игнорировать роль правового воспитания как субъективного фактора формирования гражданско-правовой активности.

------------------------------------------------------------------

Название документа