Правовое заключение на документы о прекращении выплат иждивенцу лица, умершего от профессионального заболевания
(Миронов В. И.)
("Трудовое право", 2009, N 2)
Текст документа
ПРАВОВОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ НА ДОКУМЕНТЫ О ПРЕКРАЩЕНИИ ВЫПЛАТ
ИЖДИВЕНЦУ ЛИЦА, УМЕРШЕГО ОТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЗАБОЛЕВАНИЯ
В. И. МИРОНОВ
Миронов В. И., доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой гражданского процесса и социальных отраслей права РГУ нефти и газа имени И. М. Губкина, член НЭПС и Научно-консультативного совета при Генеральной прокуратуре РФ.
Смерть застрахованного от профессионального заболевания влечет возникновение права на получение страховых выплат его иждивенцами и в том случае, когда застрахованный получал данные выплаты до смерти от профессионального заболевания.
В Конституционный Суд Российской Федерации обратилась Журба Л. Н., которая получала страховые выплаты после смерти мужа от профессионального заболевания. Заместитель директора филиала N 5 г. Находки Главного управления Приморского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации 25 января 2008 г. уведомил заявительницу о прекращении ежемесячных страховых выплат. Судебные органы требования о незаконности прекращения страховых выплат оставили без удовлетворения. Заявительница оспаривает конституционность ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", которая применена в качестве основания для отказа в удовлетворении ее требований о незаконности прекращения страховых выплат.
В связи с изложенным судья Конституционного Суда Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор Маврин С. П. обратился в НЭПС на предмет подготовки заключения по поставленной заявительницей проблеме, а также по вопросу о возможности получения ежемесячной страховой выплаты иждивенцами застрахованного лица, получавшего страховые выплаты до смерти от профессионального заболевания.
В соответствии с ч. 2 ст. 74 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" Конституционный Суд Российской Федерации оценивает как буквальный смысл оспариваемой нормы, так и смысл, который ей придается правоприменительной практикой. Правоприменители в рассматриваемом случае полагают, что оспариваемая норма не позволяет выплачивать страховые выплаты после смерти от профессионального заболевания застрахованного, получавшего страховые выплаты.
В ч. 2 ст. 7 Федерального закона N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее по тексту - Федеральный закон) право на получение страховых выплат гарантировано в случае смерти застрахованного в результате наступления страхового случая. В ст. 3 Федерального закона страховой случай определен и как профессиональное заболевание, наличие которого влечет обязательства страховщика осуществлять обеспечение по страхованию. Тогда как в этой же норме объектом страхования данного вида указаны утрата профессиональной трудоспособности либо смерть застрахованного вследствие профессионального заболевания. Следовательно, правовым последствием страхового случая может стать утрата профессиональной трудоспособности, что влечет получение страховых выплат самим застрахованным, либо смерть застрахованного, в результате которой право на получение страховых выплат возникает у его иждивенцев. Данные правовые последствия могут возникать в результате одного страхового случая, что и произошло в рассматриваемой ситуации. Таким образом, объектом обязательного социального страхования в данном случае выступают два вида интересов: 1) имущественные интересы застрахованного при утрате профессиональной трудоспособности; 2) имущественные интересы иждивенцев после смерти застрахованного от профессионального заболевания. Таким образом, для назначения страховых выплат застрахованному либо его иждивенцам используются различные виды объектов страхования. После смерти застрахованного в качестве объекта страхования выступают имущественные интересы его иждивенцев. Следовательно, ст. 3 и ч. 2 ст. 7 Федерального закона допускают после смерти застрахованного использование в качестве объекта страхования имущественных интересов иждивенцев застрахованного, умершего от профессионального заболевания. Изменение объекта страхования от страхового случая влечет возникновение права на получение страховых выплат у иждивенцев застрахованного, умершего от профессионального заболевания. Сказанное позволяет сделать вывод о том, что правоприменители при рассмотрении настоящего гражданского дела допустили смешение понятий страхового случая и его последствий в виде изменения объекта страхования при определении вида страховых выплат. Хотя очевидно, что вид страховой выплаты непосредственно зависит от объекта страхования, который применяется для ее определения.
Фактически правоприменители при прекращении страховых выплат заявительнице использовали в качестве основания наличие промежутка времени между страховым случаем и его последствием в виде смерти от профессионального заболевания. Такое основание для прекращения выплат в Федеральном законе отсутствует. Применение этого основания для ограничения конституционного права на социальное обеспечение в форме страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний вступает в противоречие со ст. ст. 2, 7 (ч. ч. 1 и 2), 18, 19 (ч. ч. 1 и 2), 39 (ч. ч. 1 и 2), 55 (ч. 3) Конституции Российской Федерации. Применив данное основание, правоприменители фактически дополнили Федеральный закон новым обстоятельством, наличие которого приводит к ограничению права на социальное обеспечение. Данные действия вступают в противоречие со ст. 10 Конституции Российской Федерации.
Назначение пенсии не может рассматриваться как законное основание для лишения страховых выплат, поскольку назначение пенсии и назначение страховых выплат имеют различные основания. Зачет пенсий при назначении страховых выплат действующее законодательство не предусматривает.
В качестве основания для прекращения страховых выплат правоприменители указали и ст. 383 ГК РФ. Однако данная норма призвана регламентировать отношения, входящие в предмет гражданского права, в основу которого положены частные начала. Тогда как возникшие отношения входят в предмет права на социальное обеспечение, в основе своей имеющего публичные начала. Поэтому применение данной нормы для ограничения конституционного права на социальное обеспечение также вступает в противоречие с перечисленными конституционными требованиями.
Нельзя не заметить, что данное гражданское дело рассмотрено в порядке искового производства. Тогда как заявительница ставит вопрос о незаконности решения структурного подразделения государственного Фонда социального страхования Российской Федерации, что предполагает разрешение требования по правилам публично-правового производства, которые определены в ст. ст. 254 - 258 ГПК РФ. Отсутствие в Федеральном законе оснований для прекращения страховых выплат заявительнице не позволяло признать соответствующим требованиям законодательства решение о прекращении страховых выплат после смерти застрахованного, получавшего страховые выплаты. Изменение вида гражданского судопроизводства также привело к нарушению конституционного права заявительницы на получение страховых выплат после смерти мужа вследствие профессионального заболевания.
Таким образом, смысл, придаваемый оспариваемой заявительницей норме в практике ее применения, вступает в противоречие с перечисленными конституционными требованиями. В связи с этим, полагаю, толкование данной нормы может быть дано с учетом требований Конституции Российской Федерации, что позволит защитить права граждан на получение страховых выплат после смерти от страхового случая застрахованного, получавшего страховые выплаты.
Название документа
Вопрос: Имеет ли право военнослужащий выписать ВПД на ребенка до окончания вуза (возраст - 22 года, обучается в образовательном учреждении по очной форме обучения) и использовать их в течение трех месяцев со дня выдачи?
("Право в Вооруженных Силах", 2009, N 2)
Текст документа
Вопрос: Имеет ли право военнослужащий выписать ВПД на ребенка до окончания вуза (возраст - 22 года, обучается в образовательном учреждении по очной форме обучения) и использовать их в течение трех месяцев со дня выдачи?
Ответ: Согласно ст. 20 Федерального закона "О статусе военнослужащих" члены семьи военнослужащего - гражданина Российской Федерации, проходящего военную службу по контракту, указанные в абз. 6 - 10 п. 5 ст. 2 данного Закона, имеют право на основаниях, установленных для военнослужащих, на проезд на безвозмездной основе:
- от места жительства к месту военной службы военнослужащего в связи с его переводом на новое место военной службы;
- один раз в год - к месту использования отпуска и обратно (за исключением членов семей военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в соединениях и воинских частях постоянной готовности на должностях, подлежащих комплектованию солдатами, матросами, сержантами и старшинами, и поступивших на военную службу по контракту после 1 января 2004 г.);
- на лечение в лечебные учреждения по заключению военно-врачебной комиссии и обратно;
- при увольнении военнослужащего - гражданина Российской Федерации с военной службы, а также в случае гибели (смерти) военнослужащего - гражданина Российской Федерации - к избранному месту жительства.
В соответствии с п. 5 ст. 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих" к членам семей военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, на которых распространяются указанные социальные гарантии, компенсации, если иное не установлено названным Федеральным законом, другими федеральными законами, относятся, в частности, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения.
В соответствии с п. 26 Руководства по оформлению, использованию, хранению и обращению с воинскими перевозочными документами в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного Приказом министра обороны Российской Федерации от 6 июня 2001 г. N 200, воинские перевозочные документы действительны в течение трех месяцев со дня выдачи.
При этом Вам следует учитывать, что реализовать право на проезд (в том числе с использованием ВПД) возможно лишь до завершения ребенком обучения в вузе, так как после окончания обучения он не будет относиться к членам семьи военнослужащего и соответственно лишится права на бесплатный проезд.
Р. А.Закиров
Адъюнкт Военного университета,
старший лейтенант юстиции
Название документа
Вопрос: Мэрия Тольятти выделила 2-комнатную служебную квартиру на период работы в военкомате. Выслуга - 26 лет. 15 ноября я увольняюсь. Обратился в КЭЧ за справкой и получил отказ, так как статус общежития снят и с очереди на расширение жилой площади жилищная комиссия меня исключила, мотивируя тем, что имею площадь более 12 кв. м на человека. Жилье не приватизировано, в ордере написано "на период работы в военкомате".
("Право в Вооруженных Силах", 2009, N 2)
Текст документа
Вопрос: Мэрия Тольятти выделила 2-комнатную служебную квартиру на период работы в военкомате, семья - 4 человека. Выслуга - 26 лет. 15 ноября я увольняюсь. Обратился в КЭЧ за справкой и получил отказ, так как статус общежития снят и с очереди на расширение жилой площади жилищная комиссия меня исключила, мотивируя тем, что имею площадь более 12 кв. м на человека, а общая площадь - 54 кв. м. Жилье не приватизировано, в ордере написано "на период работы в военкомате".
Ответ: Так как Ваше письмо не содержит конкретного вопроса, будет дан общий ответ.
Для того чтобы иметь право на получение жилого помещения, Вы должны быть признаны нуждающимся в жилых помещениях и поставлены на учет. Как следует из Вашего письма, Вы были сняты с учета. Основания для снятия с учета нуждающихся приведены в ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации. По-видимому, Вас сняли с учета в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма.
В соответствии со ст. 11 Жилищного кодекса Российской Федерации защита нарушенных жилищных прав осуществляется судом. Вам следует оспорить решение жилищной комиссии о Вашем снятии с учета нуждающихся в суде. При этом шансы на положительный исход дела у Вас есть, если Вы докажете, что Ваша квартира не имеет статуса предоставляемой по договору социального найма (например, является служебной).
Р. А.Закиров
Адъюнкт Военного университета,
старший лейтенант юстиции
Название документа
Вопрос: Разъясните, пожалуйста, несколько вопросов по ипотечной системе обеспечения военнослужащих. Где можно узнать свой банковский лицевой счет? Получают ли денежную компенсацию взамен ипотеки военнослужащие, уволенные по необходимости опеки за близким родственником? Какие банки работают с Министерством обороны Российской Федерации по ипотечной программе?
("Право в Вооруженных Силах", 2009, N 2)
Текст документа
Вопрос: Здравствуйте! Разъясните, пожалуйста, несколько вопросов по ипотечной системе обеспечения военнослужащих. Где можно узнать свой банковский лицевой счет? Получают ли денежную компенсацию взамен ипотеки военнослужащие, уволенные по необходимости опеки за близким родственником? Какие банки работают с Министерством обороны Российской Федерации по ипотечной программе?
Ответ: Информацию о состоянии Вашего именного накопительного счета Вы можете получить в порядке, установленном Приказом министра обороны Российской Федерации "Об утверждении Порядка предоставления участникам накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации информации о состоянии их именных накопительных счетов" от 16 июня 2006 г. N 225.
Управление по реализации жилищных программ Министерства обороны Российской Федерации, выполняющее функции по ведению реестра участников накопительно-ипотечной системы (далее - регистрирующий орган), ежегодно до 31 марта получает от федерального государственного учреждения (ФГУ) "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих" сведения о состоянии именных накопительных счетов участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (далее - участники) и до 15 апреля направляет их в виды Вооруженных Сил Российской Федерации, военные округа, рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации, главные и центральные управления Министерства обороны Российской Федерации (далее - органы военного управления).
Командиры (начальники) воинских частей (организаций Вооруженных Сил Российской Федерации), в которых хранятся первые экземпляры личных дел военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, ежегодно до 15 апреля направляют в органы военного управления обращения о предоставлении информации о состоянии именных накопительных счетов участников.
Органы военного управления при получении указанных в п. 2 вышеназванного Порядка обращений в 30-дневный срок:
- уточняют сведения о состоянии именных накопительных счетов участников в регистрирующем органе;
- уточненные сведения о состоянии именных накопительных счетов участников направляют через комиссии органов военного управления в воинские части (организации Вооруженных Сил Российской Федерации).
Командиры воинских частей (организаций Вооруженных Сил Российской Федерации) в 10-дневный срок, но не позднее 15 июня текущего года, информируют участников о состоянии их именных накопительных счетов.
Иную интересующую Вас информацию Вы можете получить, напрямую обратившись в Управление по реализации жилищных программ Министерства обороны Российской Федерации и ФГУ "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих".
В соответствии со ст. 10 Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" основанием возникновения права на использование накоплений, учтенных на именном накопительном счете участника, является, в частности, увольнение военнослужащего, общая продолжительность военной службы которого составляет 10 лет и более, по семейным обстоятельствам, предусмотренным законодательством Российской Федерации о воинской обязанности и военной службе, а для членов семей участников накопительно-ипотечной системы - исключение участников из списков личного состава воинской части в связи с их гибелью или смертью, признанием их в установленном законом порядке безвестно отсутствующими или объявлением их умершими, кроме случая, когда член семьи участника накопительно-ипотечной системы принял на себя его обязательства по ипотечному кредиту (займу).
При этом в соответствии с подп. "в" п. 3 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ под увольнением по семейным обстоятельствам подразумевается увольнение:
- в связи с невозможностью проживания члена семьи военнослужащего по медицинским показаниям в местности, в которой военнослужащий проходит военную службу, и при отсутствии возможности перевода военнослужащего к новому месту военной службы, благоприятному для проживания указанного члена семьи;
- в связи с изменением места военной службы мужа-военнослужащего (жены-военнослужащей), связанным с необходимостью переезда семьи в другую местность;
- в связи с необходимостью постоянного ухода за отцом, матерью, женой, мужем, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем, нуждающимися по состоянию здоровья в соответствии с заключением федерального учреждения медико-социальной экспертизы по их месту жительства в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре), при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан;
- в связи с необходимостью ухода за ребенком, не достигшим возраста 18 лет, которого военнослужащий воспитывает без матери (отца);
- в связи с необходимостью осуществления обязанностей опекуна или попечителя несовершеннолетнего родного брата или несовершеннолетней родной сестры при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан.
Таким образом, если Вы относитесь к участникам накопительно-ипотечной системы, общая продолжительность военной службы которых составляет от 10 до 20 лет, и увольняетесь по семейным обстоятельствам, перечисленным выше, то имеете право на выплату денежных средств с учетом накоплений для жилищного обеспечения, учтенных на Вашем именном накопительном счете участника накопительно-ипотечной системы и дополняющих их до расчетного размера средств, которые Вы могли бы накопить в период от даты предоставления таких средств до даты, когда общая продолжительность Вашей военной службы могла бы составить 20 лет.
Советуем Вам также ознакомиться со следующей литературой по данному вопросу: Кудашкин А. В. Как должна действовать накопительно-ипотечная система жилищного обеспечения военнослужащих (целевой жилищный заем) // Право в Вооруженных Силах. 2004. N 12; Кудашкин А. В. Накопительно-ипотечная система: новая перспектива жилищного обеспечения военнослужащих // Право в Вооруженных Силах. 2004. N 11; Чаленко А. Ю. Накопительно-ипотечная система как форма жилищного обеспечения военнослужащих // "Российский военно-правовой сборник: Актуальные вопросы жилищного обеспечения военнослужащих", 2005. N 4. Серия "Право в Вооруженных Силах - консультант". "За права военнослужащих", 2005.
Р. А.Закиров
Адъюнкт Военного университета,
старший лейтенант юстиции
Название документа
Вопрос: Если военнослужащий по контракту изъявил желание провести основной отпуск за пределами Российской Федерации (например, в Турции или Европе), возможно ли осуществить эту поездку по ВПД? Возможно ли выписать ВПД для выезда (вылета) в другую страну?
("Право в Вооруженных Силах", 2009, N 2)
Текст документа
Вопрос: Если военнослужащий по контракту изъявил желание провести основной отпуск за пределами Российской Федерации (например, в Турции или Европе), возможно ли осуществить эту поездку по ВПД? Возможно ли выписать ВПД для выезда (вылета) в другую страну?
Ответ: В Руководстве по оформлению, использованию, хранению и обращению с воинскими перевозочными документами в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденном Приказом министра обороны Российской Федерации от 6 июня 2001 г. N 200 (далее - Руководство), и других нормативных правовых актах, касающихся проезда по ВПД, нет ограничений относительно расстояния или места осуществления поездки.
В соответствии с п. 2 Руководства воинские перевозочные документы выдаются военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей (близким родственникам), имеющим на это право, на проезд и перевоз личного имущества железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом общего пользования.
Согласно п. 3 Руководства требования (формы 1) могут выдаваться для проезда к месту использования отпуска и обратно по маршруту, отличающемуся от кратчайшего. При этом разница в стоимости проезда оплачивается военнослужащими и членами их семей в кассу воинской части как восстановление кассового расхода с последующим перечислением денежных средств распорядителю бюджетных средств, который в централизованном порядке производит расчеты с транспортными организациями.
В соответствии с п. 82 Руководства оформление воинских проездных документов, проезд, расчеты по неиспользованным или частично использованным воинским проездным документам производятся в соответствии с правилами перевозок пассажиров, действующими на соответствующих видах транспорта.
Таким образом, "выписать" ВПД для поездки в другую страну (за границу) возможно, для этого нет никаких ограничений. Однако на практике авиакомпании не принимают ВПД для оплаты перелета в страны дальнего зарубежья (не СНГ). Кроме того, ВСК-ТУР также не работает с ВПД. Реально придется приобрести через ВСК-ТУР путевку, в которую входит стоимость перелета, с последующей компенсацией оплаты проезда.
Р. А.Закиров
Адъюнкт Военного университета,
старший лейтенант юстиции
Название документа