Защита прав несовершеннолетних в арбитражном судопроизводстве
(Гурулев Д.)
("Законность", 2009, N 2)
Текст документа
ЗАЩИТА ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В АРБИТРАЖНОМ
СУДОПРОИЗВОДСТВЕ
Д. ГУРУЛЕВ
Гурулев Д., заместитель прокурора Тамбовской области.
Жизнь и здоровье детей должны находиться под особой защитой государства и постоянно быть в поле зрения прокуроров. Право на охрану здоровья закреплено в ст. 41 Основного Закона страны.
Анализ состояния законности и эффективности прокурорского реагирования диктует необходимость активно использовать полномочия по подготовке и направлению в арбитражный суд заявлений о привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сфере защиты прав несовершеннолетних.
В ходе проверок выявлены факты продаж товаров для детей, представляющих для них реальную угрозу. Подобные случаи требуют прокурорского вмешательства не только в отношении уполномоченных контролирующих органов, но и в отношении лиц, непосредственно нарушающих закон. Прокуроры в Тамбовской области наработали положительную арбитражную правоприменительную практику. Возбуждено несколько административных производств по ч. 2 ст. 19.19 КоАП. Внимание прокуроров было обращено на актуальную проблему обязательной сертификации детской продукции (игрушки, детская одежда, обувь).
Частью 2 ст. 19.19 КоАП предусмотрена административная ответственность в виде штрафа и конфискации предметов административного правонарушения за нарушение правил обязательной сертификации, за исключением случаев, предусмотренных ст. 13.6, ч. ч. 2 и 4 ст. 13.12, ч. 2 ст. 14.4, ч. 2 ст. 14.16, ст. ст. 20.4, 20.14 КоАП, т. е. за реализацию сертифицированной продукции, не отвечающей требованиям нормативных документов, на соответствие которым она сертифицирована, либо реализацию сертифицированной продукции без сертификата соответствия (декларации о соответствии), или без знака соответствия, или без указания в сопроводительной технической документации сведений о сертификации или в нормативных документах, которым должна соответствовать указанная продукция, либо недоведение этих сведений до потребителя (покупателя, заказчика), а равно представление недостоверных результатов испытаний продукции либо необоснованную выдачу сертификата соответствия (декларации о соответствии) на продукцию, подлежащую обязательной сертификации.
К примеру, в ходе проверки, направленной на выявление возможных нарушений хозяйствующими субъектами законодательства об обязательной сертификации детских товаров, установлен факт реализации индивидуальным предпринимателем детских игрушек - кукол "Jing Pin" производства КНР. Проверка документов на реализованный товар показала, что сертификата соответствия на эти детские игрушки в магазине нет.
Законодательными актами РФ обеспечивается защита прав потребителей на безопасность товаров и предоставляемых услуг. В частности, в ст. ст. 469, 470, 474, 475 ГК предусматриваются общие положения о качестве товара.
Согласно Постановлению Госстандарта России от 30 июля 2002 г. в Номенклатуру продукции, в отношении которой законодательными актами РФ предусмотрена обязательная сертификация, включены игрушки, в том числе детские (ГОСТ 25779-90 ("Игрушки. Общие требования безопасности и контроля").
Из ст. 2 ФЗ от 27 декабря 2002 г. "О техническом регулировании" следует, что сертификация продукции представляет собой форму осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.
Пунктами 1.1, 1.8 утвержденных Постановлением Госстандарта России от 10 мая 2000 г. Правил по проведению сертификации в Российской Федерации определено, что подтверждение соответствия - это процедура, результатом которой является документальное свидетельство (сертификат соответствия или декларация о соответствии), удостоверяющее, что продукция соответствует установленным требованиям, а сертификат соответствия - это документ, выданный по правилам системы сертификации, удостоверяющий, что должным образом идентифицированная продукция соответствует установленным требованиям.
В соответствии с п. 2 ст. 456 ГК продавец обязан одновременно с передачей вещи передать покупателю ее принадлежности, а также относящиеся к ней документы (технический паспорт, сертификат качества, инструкцию по эксплуатации и т. п.), предусмотренные законом, иными правовыми актами или договором.
В развитие этой нормы ГК в п. 4 ст. 7 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. "О защите прав потребителей" предусмотрено, что, если на товары законом установлены обязательные требования, обеспечивающие их безопасность для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, соответствие товаров таким требованиям подлежит обязательному подтверждению.
Не допускается продажа товара без информации об обязательном подтверждении его соответствия указанным требованиям безопасности.
Частью 2 ст. 19.19 КоАП предусмотрена административная ответственность за нарушение правил обязательной сертификации, т. е. за реализацию продукции без сертификата соответствия.
Детские игрушки изъяты в ходе надзорного мероприятия как предмет административного правонарушения.
Таким образом, в действиях предпринимателя есть состав правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 19.19 КоАП. По этому факту прокурор района в соответствии с п. 2 ст. 22 Закона о прокуратуре в августе 2008 г. в отношении нарушителя возбудил дело об административном правонарушении. Заявление и материал проверки направлены в Арбитражный суд Тамбовской области. Его решением от 2 сентября 2008 г. виновное лицо привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 1000 руб. с конфискацией предметов правонарушения. Решение суда вступило в законную силу.
Другой пример. В ходе совместной с органами внутренних дел проверки установлено, что индивидуальный предприниматель осуществляет торговлю детской одеждой и игрушками. На витринах и вешалках с целью реализации были размещены различные товары для детей, т. е. фактически был предложен товар для обзора и дальнейшего приобретения покупателями. Среди предложенных к продаже товаров были детские игрушки производства Китайской Народной Республики, а также детская одежда: школьная форма, трикотажные майки, футболки, пижамы, платья и пр.
Проверка показала, что среди указанных товаров есть игрушки и одежда, на которых нет знаков сертификации, необходимых документов. Результаты проверки были зафиксированы, указанные товары изъяты, упакованы и опечатаны как предметы административного правонарушения.
В соответствии с Перечнем товаров, подлежащих обязательной сертификации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г., товары для детей - игрушки, одежда - подлежат обязательной сертификации.
Сертификация игрушек, как было указано, проводится на соответствие требованиям ГОСТА 25779-90 "Игрушки. Общие требования безопасности и методы контроля".
Порядок проведения сертификации определен ФЗ от 27 декабря 2002 г. "О техническом регулировании". Согласно ст. 2 Закона сертификация продукции представляет собой форму осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.
Правила по проведению сертификации в РФ, утвержденные Постановлением Госстандарта России от 10 мая 2000 г. N 26, в п. 3.8 предусматривают, что изготовители (продавцы, исполнители) продукции при проведении обязательной сертификации в числе прочего маркируют сертифицированную продукцию знаком соответствия.
Согласно п. 4.6 Правил знак соответствия наносят как на сопроводительную техническую документацию, поступающую к потребителю при реализации, так и непосредственно на продукцию (тару, упаковку).
В соответствии с п. 1.10 Правил знак соответствия - зарегистрированный в установленном порядке знак, который по правилам, установленным в системе сертификации, подтверждает соответствие маркированной им продукции установленным требованиям.
Знак соответствия - форма доведения до потребителя и других заинтересованных сторон информации о проведенном обязательном подтверждении соответствия путем сертификации либо принятия декларации о соответствии продукции, маркированной этим знаком.
Согласно п. 4.3 Постановления Госстандарта России от 25 июля 1996 г., которым утверждены Правила применения знака соответствия при обязательной сертификации, применением знака соответствия по прямому назначению считается маркирование им непосредственно продукции и (или) ее упаковки (тары), сопроводительной технической документации, поступающей к потребителю при реализации.
Как следует из материалов проверки, индивидуальный предприниматель предложил к реализации игрушки и детскую одежду, на которых не было знаков сертификации: куклы в прозрачном рюкзаке, футболки и юбки для девочек, пластмассовые игрушки, машины в прозрачной упаковке.
Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 19.19 КоАП, в рассматриваемом случае составляет допущение к реализации сертифицируемого товара без сертификата соответствия и без знака соответствия.
Решением арбитражного суда виновное лицо привлечено к административной ответственности и назначено наказание в виде штрафа в размере 1000 руб. с конфискацией предметов правонарушения. Решение суда вступило в законную силу.
В целях дальнейшего совершенствования работы, полного и эффективного решения органами прокуратуры задач в арбитражном судопроизводстве в сфере защиты прав несовершеннолетних прокуратура области провела оперативное совещание, по итогам которого, в целях профилактики указанных правонарушений, горрайпрокурорам предложено принять в пределах своей компетенции исчерпывающие меры, направленные на полное, своевременное использование полномочий на подготовку и предъявление в арбитражный суд заявлений о привлечении виновных лиц к административной ответственности.
Достижение позитивных результатов во многом обусловлено правильными ориентирами в организации работы, выборе методов и средств прокурорского реагирования, надлежащим планированием и проведением актуальных проверок, в ходе которых выявляются нарушения, требующие защиты прав несовершеннолетних в арбитражном судопроизводстве.
В заключение необходимо отметить, что подобная практика прокурорского реагирования - действенная профилактика возможных неблагоприятных последствий для жизни и здоровья детей.
------------------------------------------------------------------
Название документа