Об изменениях в российском законодательстве о рекламе

(Еременко В. И.) ("Адвокат", 2009, N 1) Текст документа

ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ О РЕКЛАМЕ

В. И. ЕРЕМЕНКО

Начальник отдела права Евразийского патентного ведомства доктор юридических наук В. И. Еременко систематизирует изменения, внесенные в Федеральный закон о рекламе начиная с декабря 2006 г. по октябрь 2008 г.

Принятый сравнительно недавно Федеральный закон от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ <1> "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) уже претерпел многократные изменения и дополнения, что объективно отражает качество работы российского законодателя и отсутствие стабильности законодательства в указанной сфере. Как известно, Закон о рекламе от 13 марта 2006 г. пришел на смену одноименному Закону от 18 июля 1995 г. -------------------------------- <1> См.: Еременко В. И. Новое российское законодательство о рекламе // Адвокат. 2006. N 5. С. 58 - 72.

Первое изменение Закона о рекламе произошло в декабре 2006 г. Оно было связано с принятием Федерального закона от 18 декабря 2006 г. N 231-ФЗ "О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации" <2>. -------------------------------- <2> СЗ РФ. 2006. N 52 (ч. I). Ст. 5497.

Это изменение относится к п. 11 ст. 5 Закона о рекламе и заключается в том, что в целом определенная часть изменений в законодательстве Российской Федерации (не только рекламном) связана с заменой ссылок на специальные законы в области интеллектуальной собственности (Патентный закон, Закон об авторском праве и смежных правах и др.) ссылками на гражданское законодательство, последовавшей параллельно с отменой всех специальных законов в указанной сфере. В новой редакции п. 11 ст. 5 Закона о рекламе ссылка на законодательство об авторском праве и смежных правах заменена ссылкой на гражданское законодательство. Наиболее многочисленные изменения в Закон о рекламе внесены в 2007 г. Первые из таких изменений последовали после принятия Федерального закона от 9 февраля 2007 г. N 18-ФЗ "О внесении изменений в статьи 29 и 38 Федерального закона "О рекламе" <3>. -------------------------------- <3> СЗ РФ. 2007. N 7. Ст. 839.

Статья 29 Закона о рекламе посвящена рекламе ценных бумаг. Она содержит требования, которым должна соответствовать такая реклама, а также перечни видов рекламы, которые не допускаются, и сведения, которые не должна содержать реклама ценных бумаг. Так, не допускается, в частности, реклама имущественных прав, не удостоверенных ценными бумагами, под видом рекламы ценных бумаг; реклама эмиссионных ценных бумаг до осуществления регистрации их проспекта, за исключением случая, если в соответствии с федеральным законом для публичного размещения или публичного обращения эмиссионных ценных бумаг осуществление регистрации их проспекта не требуется. Указанная статья Закона о рекламе дополнена ч. 8, согласно которой не допускается реклама биржевых облигаций до даты допуска их фондовой биржей к торгам в процессе размещения биржевых операций. Изменение ст. 38 Закона о рекламе взаимосвязано с дополнением ст. 29 ч. 8. Так, в ч. 7 ст. 38 говорится, что рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных различными пунктами и частями отдельных статей Закона о рекламе. Перечень частей (1, 3, 4 и 6) относительно ст. 29 дополнен, как указано выше, ч. 8, и поэтому этот перечень в настоящее время выглядит следующим образом: "частями 1, 3, 4, 6 и 8". В связи с принятием Федерального закона от 12 апреля 2007 г. N 48-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления требований к указанию стоимостных показателей" <4> ст. 5 Закона о рекламе дополнена частью 7.1, согласно которой в рекламе товаров и иных объектов рекламирования стоимостные показатели должны быть указаны в рублях, в случае необходимости дополнительно могут быть указаны в иностранной валюте. -------------------------------- <4> СЗ РФ. 2007. N 16. Ст. 1828.

Более существенные изменения и дополнения внесены в Закон о рекламе в связи с принятием Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 193-ФЗ "О внесении изменений в статьи 19 и 33 Федерального закона "О рекламе" <5>. В целом изменения ст. 19 Закона о рекламе вызваны необходимостью введения ограничения так называемого доминирующего присутствия отдельных крупных компаний на рынке наружной рекламы. Предполагается, что места под наружную рекламу будут выдаваться на основании торгов (аукционов или конкурсов) с целью развития конкуренции, исключения нерыночных факторов и пополнения доходов местных бюджетов. -------------------------------- <5> СЗ РФ. 2007. N 30. Ст. 3807.

В статье 19 Закона о рекламе регламентированы особенности наружной рекламы с установкой рекламных конструкций, т. е. с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения. Указанная статья регулирует широкий круг вопросов, в том числе вопросы заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, выдачи разрешений на их установку, срока действия таких разрешений, оснований признания таких разрешений недействительными. В части 1 ст. 19 говорится, что распространение наружной рекламы осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем. Указанная часть дополнена положением, в котором раскрыто понятие владельца рекламной конструкции (физического или юридического лица): собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования. Часть 2 ст. 19, в которой предписано, что рекламная конструкция должна использоваться исключительно в целях распространения рекламы, дополнена словами "социальной рекламы". Такое же дополнение предусмотрено и в случае изменения п. 4 ч. 18 ст. 19, согласно которому органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа решение об аннулировании разрешения на установку рекламной конструкции принимается, в случае если она используется не в целях распространения рекламы, социальной рекламы. Согласно ч. 5 ст. 19 установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляется ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором. Указанная норма дополнена следующими положениями. Договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции заключается на срок пять лет, за исключением договора на установку и эксплуатацию временной рекламной конструкции, который может быть заключен на срок не более чем 12 месяцев. По окончании срока действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции обязательства сторон по договору прекращаются. Заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции осуществляется в соответствии с нормами настоящего Закона о рекламе и гражданского законодательства. Кроме того, ст. 19 Закона о рекламе дополнена новыми частями 5.1 - 5.7, в которых раскрыты особенности заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности. В таких случаях заключение указанных выше договоров осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом форма проведения торгов (аукцион или конкурс) устанавливается органами государственной власти или представительными органами муниципальных образований (ч. 5.1). Согласно ч. 5.2 участником торгов не вправе быть лицо, занимающее преимущественное положение в сфере распространения наружной рекламы на момент подачи заявки на участие в торгах. Если по результатам проведения торгов лицо приобретает преимущественное положение, данные результаты являются недействительными. В соответствии с ч. 5.3 для целей настоящей статьи под преимущественным положением лица на территории муниципального района или городского округа, территориях городов федерального значения (Москвы и Санкт-Петербурга) признается положение лица, при котором его доля в этой сфере на указанных территориях превышает 35% (за исключением случаев, если на территории муниципального района или городского округа установлено не более 10 рекламных конструкций). При этом доля лица в сфере распространения наружной рекламы определяется как отношение общей площади информационных полей рекламных конструкций, разрешения на установку которых выданы лицу и его аффилированным лицам на соответствующей территории, к общей площади информационных полей всех рекламных конструкций, разрешения на установку которых выданы на этой территории. Под информационным полем понимается часть рекламной конструкции, предназначенная для распространения рекламы. При определении общей площади информационных полей рекламных конструкций, разрешения на установку которых выданы одному лицу, должны учитываться также площади информационных полей временных рекламных конструкций, каковыми признаются рекламные конструкции, срок размещения которых обусловлен их функциональным назначением и местом установки (строительные сетки, ограждения строительных площадок, мест торговли и иных подобных мест, другие аналогичные технические средства) и составляет не более 12 месяцев (ч. 5.4). В части 5.5 предписано, что для участия в торгах (аукционе или конкурсе) лицо обязано предоставить соответственно в орган государственной власти, орган местного самоуправления информацию об общей площади информационных полей рекламных конструкций, разрешения на установку которых выданы этому лицу и его аффилированным лицам на соответствующей территории. В части 5.6 предусмотрена норма о том, что аукцион или конкурс на заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, которое находится в государственной или муниципальной собственности и на котором на основании договора между соответственно органом государственной власти, органом местного самоуправления и владельцем рекламной конструкции установлена рекламная конструкция, проводится по истечении срока действия указанного договора <6>. -------------------------------- <6> Следует отметить, что в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 193-ФЗ заключенные до дня вступления в силу данного Закона договоры на установку и эксплуатацию рекламной конструкции признаются действующими, но не более чем в течение пяти лет со дня его вступления в силу, а разрешения на установку рекламных конструкций, выданные до дня его вступления в силу, могут быть аннулированы только в случаях и по основаниям, которые действовали на момент выдачи разрешения.

В соответствии с ч. 5.7 в случае, если к участию в аукционе или конкурсе допущен один участник, аукцион или конкурс признается несостоявшимся. Однако далее указано, что при соблюдении требований, установленных ч. ч. 5.2 - 5.5 рассматриваемой статьи, договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции заключается с лицом, которое являлось единственным участником аукциона или конкурса. По сути, указанная норма дезавуирует норму о том, что аукцион или конкурс признается несостоявшимся, если к участию в нем допущен один участник, поскольку требования, предусмотренные в ч. ч. 5.2 - 5.5, обращены ко всем участникам торгов независимо от их количества. В ранее действовавшей редакции ч. 6 ст. ст. 19 было предписано, что, если недвижимое имущество, к которому присоединяется рекламная конструкция, закреплено собственником за другим лицом на праве хозяйственного ведения, праве оперативного управления или ином вещном праве, договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции заключается лицом, обладающим правом хозяйственного ведения, правом оперативного управления или иным вещным правом на такое недвижимое имущество. В результате внесенного изменения правомочие лица, обладающего правом хозяйственного ведения, правом оперативного управления или иным вещным правом на заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, обусловлено наличием согласия собственника недвижимого имущества и с соблюдением требований, установленных ч. ч. 5.1 - 5.5 ст. 19. Согласно ч. 9 ст. 19 Закона о рекламе установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в ч. ч. 5 - 7 ст. 19 владельца недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территории которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции. В результате внесенных изменений указанная статья дополнена ч. ч. 9.1 - 9.3 следующего содержания. Согласно ч. 9.1 разрешение на установку рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе независимо от формы собственности недвижимого имущества выдается лицу, не занимающему преимущественного положения в сфере распространения наружной рекламы в соответствии с ч. ч. 5.3 и 5.4 настоящей статьи. Важно отметить, что разрешения, выданные органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа с нарушением требований ч. ч. 5.1, 5.2, 5.5 - 5.7 и 9.1, подлежат аннулированию на основании предписания антимонопольного органа. На лицо, которому выдано разрешение на установку рекламной конструкции, возлагается обязанность уведомлять орган местного самоуправления, выдавший такое разрешение, обо всех фактах возникновения у третьих лиц прав в отношении этой рекламной конструкции (сдача рекламной конструкции в аренду, внесение рекламной конструкции в качестве вклада по договору простого товарищества, заключение договора доверительного управления, иные факты). В части 15 ст. 19 Закона о рекламе изложен исчерпывающий перечень оснований, по которым должно быть принято решение об отказе в выдаче разрешения на установку рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа. Указанный перечень дополнен п. 6, согласно которому таким основанием является нарушение требований, установленных ч. ч. 5.1 - 5.7 и 9.1 названной статьи. В ранее действовавшей ч. 17 ст. 19 Закона о рекламе предписывалось, что разрешение выдается органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа сроком на пять лет. В соответствии с новой редакцией указанной части слова "сроком на пять лет" заменены словами "на каждую рекламную конструкцию на срок действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции". Кроме того, ч. 17 дополнена положением, согласно которому в разрешении указывается владелец рекламной конструкции, собственник земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, тип рекламной конструкции, площадь ее информационного поля, место установки рекламной конструкции, срок действия разрешения, орган, выдавший разрешение, номер и дата его выдачи, иные сведения. В части 18 ст. 19 Закона о рекламе установлен исчерпывающий перечень сроков и условий принятия органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа решения об аннулировании разрешения. Указанный перечень дополнен новыми п. п. 5 и 6 следующего содержания: - в случае если разрешение выдано лицу, заключившему договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции с нарушением требований, установленных ч. ч. 5.1 - 5.7 ст. 19, либо результаты аукциона или конкурса признаны недействительными в соответствии с законодательством Российской Федерации; - в случае нарушения требований, установленных ч. ч. 9.1 и 9.3 ст. 19. Частью 20 ст. 19 Закона о рекламе определен исчерпывающий перечень случаев признания разрешения недействительным в судебном порядке. Указанный перечень дополнен новым п. 6, согласно которому разрешение может быть признано недействительным в судебном порядке в случае возникновения преимущественного положения в соответствии с ч. ч. 5.3 и 5.4 ст. 19 по иску антимонопольного органа. В соответствии с ранее действовавшей редакцией ч. 21 ст. 19 Закона о рекламе в случае аннулирования разрешения или признания его недействительным владелец рекламной конструкции либо собственник или иной законный владелец соответствующего недвижимого имущества, к которому такая конструкция присоединена, обязан осуществить демонтаж рекламной конструкции в течение месяца. В новой редакции указанной части данная обязанность собственника или владельца рекламной конструкции дополнена обязанностью удалить информацию, размещенную на такой рекламной конструкции, в течение трех дней. Кроме того, ст. 19 Закона о рекламе дополнена ч. 22.1, согласно которой при невыполнении обязанности по удалению размещенной на рекламной конструкции информации в случае аннулирования разрешения или признания его недействительным собственник или иной законный владелец недвижимого имущества, к которому была присоединена рекламная конструкция, осуществляет удаление этой информации за свой счет. При этом по требованию собственника или иного владельца такого недвижимого имущества владелец рекламной конструкции обязан возместить ему разумные расходы, понесенные в связи с удалением этой информации. Изменение ч. 2 ст. 33 Закона о рекламе взаимосвязано с указанными выше изменениями ст. 19 данного Закона. В ст. 33 определены полномочия антимонопольного органа на осуществление государственного контроля в сфере рекламы. Указанные полномочия расширены в результате принятия положения о том, что антимонопольный орган вправе выдавать органам местного самоуправления муниципального района или органам местного самоуправления городского округа обязательные для исполнения предписания об аннулировании разрешения на установку рекламной конструкции. В связи с принятием Федерального закона от 1 декабря 2007 г. "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <7> (далее - Закон об организации XXII Олимпийских игр) ст. 40 Закона о рекламе ("Регулирование отношений в сфере рекламы со дня вступления в силу настоящего Федерального закона") дополнена ч. 3, согласно которой особенности размещения (распространения) рекламы в период проведения XXII Олимпийских и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в городе Сочи определяются Законом об организации XXII Олимпийских зимних игр. -------------------------------- <7> СЗ РФ. 2007. N 49. Ст. 6071.

Особенности размещения (распространения) рекламы в период проведения Олимпийских и Паралимпийских игр определены в ст. 6 указанного Закона. Так, в период проведения Олимпийских и Паралимпийских игр размещение (распространение) наружной рекламы на олимпийских объектах, рекламы внутри олимпийских объектов, в местах проведения спортивных мероприятий и соответствующих церемоний и на расстоянии ближе чем 1000 метров от таких объектов и мест, а также в воздушном пространстве над ними допускается только при условии заключения соответствующего договора с Международным олимпийским комитетом или уполномоченной им организацией. В указанный период размещение рекламы на спортивной одежде, аксессуарах (экипировке) и спортивном оборудовании, используемых спортсменами и иными участниками Олимпийских и Паралимпийских игр, допускается только в случаях и на условиях, предусмотренных Олимпийской хартией. Реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о причастности рекламодателя к играм, в том числе в качестве спонсора, а также об одобрении Международным олимпийским комитетом, Международным паралимпийским комитетом, Олимпийским комитетом России, Паралимпийским комитетом России, Оргкомитетом "Сочи-2014" потребительских свойств рекламируемых товаров (работ, услуг), признается недостоверной. Кроме того, согласно ст. 8 Закона об организации XXII Олимпийских игр, признается недобросовестной конкуренцией и влечет наступление последствий, предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации: - продажа, обмен или иное введение в оборот товара, если при этом незаконно использовались олимпийская символика и (или) паралимпийская символика; - введение в заблуждение, в том числе создание ложного представления о причастности производителя товара, рекламодателя к Олимпийским играм и (или) Паралимпийским играм, в том числе в качестве спонсора. Статья 27 Закона о рекламе регулирует рекламу основанных на риске игр, пари. Федеральным законом от 13 мая 2008 г. N 70-ФЗ <8> в указанную статью внесены изменения, основные из которых заключаются в следующем. -------------------------------- <8> СЗ РФ. 2008. N 20. Ст. 2255.

Во-первых, в п. 3 ч. 2, в котором предусмотрена одна из сфер, где допускается реклама, слова "игорных заведений и (или) лиц, участвующих в таких играх, пари" заменены следующими словами: "организатора азартных игр и (или) участников таких игр, находящихся в границах игорных зон, созданных в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведении азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр). Во-вторых, ч. 3 ст. 27 Закона о рекламе изложена в новой редакции, согласно которой требования ч. ч. 1 и 2 указанной статьи (что не должна содержать реклама; в каких сферах она допускается) применяются соответственно к рекламе организатора азартных игр, рекламе сопутствующих азартным играм услуг и рекламе игорного заведения, в том числе к рекламе мест осуществления деятельности по оказанию сопутствующим азартным играм услуг. При этом требования п. 8 ч. 1 (реклама не должна использовать образы людей и животных) и п. п. 1 и 2 ч. 2 (реклама допускается только: в теле - и радиопрограммах с 22 до 7 часов местного времени; в зданиях, строениях, сооружениях, в которых проводятся такие игры, пари, за исключением объектов транспортной инфраструктуры) настоящей статьи не применяются к рекламе азартных игр, рекламе сопутствующих азартным играм услуг, рекламе игорного заведения, в том числе рекламе мест осуществления деятельности по оказанию сопутствующих азартным играм услуг, и рекламе азартных игр, распространяемой исключительно среди лиц, находящихся в границах игорных зон, созданных в соответствии с указанными в п. 3 ч. 2 ст. 27 Федеральным законом. Таким образом, указанные выше изменения ст. 27 Закона о рекламе иллюстрируют те послабления, которые предусмотрены в сфере рекламы игорного бизнеса Законом о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр в рамках его применения. Определенные изменения внесены в ст. 18 Закона о рекламе в результате принятия Федерального закона от 27 октября 2008 г. N 179-ФЗ <9>, связанные с прекращением регулирования такого способа рекламы, как реклама, размещаемая на почтовых отправлениях. Так, в наименовании указанной статьи исключены слова "и размещаемая на почтовых отправлениях". Эта статья в настоящее время относится только к рекламе, распространяемой по сетям электросвязи. Подтверждением этому служит также исключение из этой статьи ранее действовавшей ч. 5, в которой при определенных условиях размещение рекламы на почтовых отправлениях допускалось. -------------------------------- <9> СЗ РФ. 2008. N 44. Ст. 4985.

------------------------------------------------------------------

Название документа