Понятие и правовое регулирование аффилированных лиц по законодательству Российской Федерации

(Раевская Т. С.) ("Право и политика", 2009, N 1) Текст документа

ПОНЯТИЕ И ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ АФФИЛИРОВАННЫХ ЛИЦ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Т. С. РАЕВСКАЯ

Раевская Татьяна Сергеевна - главный юрисконсульт отдела корпоративной работы Юридического управления коммерческого банка "Транспортный инвестиционный банк" (КБ "Трансинвестбанк" (ООО)).

Как отмечает автор статьи, хотя понятие "аффилированные лица" содержится в антимонопольном законодательстве, данный институт, по сути, является одной из форм выражения отношений зависимости между участниками гражданского оборота, специфика которого является предметом рассмотрения в данной статье. В частности, будет рассмотрено понятие "аффилированные лица", его соотношение с понятием "группа лиц", "заинтересованное лицо" и порядок раскрытия информации об аффилированных лицах.

Ключевые слова: аффилированные лица, гражданский оборот, группа лиц, заинтересованное лицо, антимонопольное законодательство.

Одним из традиционных признаков, характеризующих юридическое лицо, является признак самостоятельности, и только формально самостоятельная организация может быть признана законодателем в качестве юридического лица. Однако в ряде случаев законодатель устанавливает нормы, согласно которым одно формально самостоятельное юридическое лицо приобретает право или получает возможность формировать волю иных формально самостоятельных юридических лиц, фактически зависимых от него по тем или иным основаниям <1>. Возможность одного субъекта так или иначе формировать волю другого является предметом регулирования различных отраслей законодательства. -------------------------------- <1> Ломакин Д. В. Самостоятельность дочерних и зависимых обществ // [Электронный ресурс]. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы "ГАРАНТ Платформа F 1 ЭКСПЕРТ".

Экономическая зависимость в общегражданском законодательстве регулируется путем определения правового статуса основного и дочернего, преобладающего и зависимого обществ, положения о которых содержатся в Гражданском кодексе Российской Федерации <2>, Федеральном законе "Об акционерных обществах" от 26.12.1995 N 208-ФЗ <3> и Федеральном законе "Об обществах с ограниченной ответственностью" <4> от 08.02.1998 N 14-ФЗ. -------------------------------- <2> Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ: принят ГД ФС РФ 21 окт. 1994 г., в ред. ФЗ от 22 июля 2008 г. N 141-ФЗ // Российская газета. N 158. 2008. 25 июля, с изм., внесенными ФЗ от 24 июля 2008 г. N 161-ФЗ // Российская газета. N 160. 2008. 30 июля. <3> Об акционерных обществах: Федеральный закон от 26 дек. 1995 г. N 208-ФЗ: принят ГД ФС РФ 24 ноября 1995 г., в ред. ФЗ от 29 апреля 2008 г. N 58-ФЗ // Российская газета. N 96. 2008. 7 мая, с изм., внесенными ФЗ от 13 окт. 2008 г. N 173-ФЗ // Российская газета. N 214. 2008. 14 окт., с изм., внесенными ФЗ от 27 окт. 2008 г. N 175-ФЗ // Российская газета. N 224. 2008. 28 окт. <4> Об обществах с ограниченной ответственностью: Федеральный закон от 8 февр. 1998 г. N 14-ФЗ: принят ГД ФС РФ 14 января 1998 г., в ред. ФЗ от 29 апреля 2008 г. N 58-ФЗ // Российская газета. N 96. 2008. 7 мая, с изм., внесенными ФЗ от 27 окт. 2008 г. N 175-ФЗ // Российская газета. N 224. 2008. 28 окт.

Вместе с тем в ФЗ "Об акционерных обществах" и ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" наряду с определением понятий дочернего и зависимого обществ используется понятие "аффилированные лица". Понятийное определение аффилированных лиц содержится в Законе РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" от 22.03.1991 N 948-1 <5>, которое впервые было закреплено Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" от 06.05.1998 N 70-ФЗ <6>. -------------------------------- <5> О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках: Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-1, в ред. ФЗ от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ // Российская газета. N 162. 2006. 27 июля. <6> О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках": Федеральный закон от 6 мая 1998 г. N 70-ФЗ: принят ГД ФС РФ 8 апреля 1998 г., в ред. ФЗ от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ // Российская газета. N 162. 2006. 27 июля.

Необходимо отметить, что данный Закон утратил силу, за исключением положений статьи 4, в которой дается определение понятия "аффилированные лица", в связи с вступлением в силу Федерального закона "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ <7>. Понятие "аффилированные лица" не применяется в тексте ФЗ "О защите конкуренции", потому что данная правовая категория применяется для других целей корпоративного права и ее отсутствие в тексте данного Закона вполне оправданно с юридико-технической точки зрения. -------------------------------- <7> О защите конкуренции: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ: принят ГД ФС РФ 08.07.2006, в ред. ФЗ от 8 ноября 2008 г. N 195-ФЗ // Российская газета. N 232. 2008. 11 ноября.

Несмотря на то, что понятие "аффилированные лица" содержится в антимонопольном законодательстве, данный институт, по сути, является одной из форм выражения отношений зависимости между участниками гражданского оборота, специфика которого является предметом рассмотрения в данной статье. В частности, будет рассмотрено понятие "аффилированные лица", его соотношение с понятием "группа лиц", "заинтересованное лицо" и порядок раскрытия информации об аффилированных лицах. Термин "аффилированное лицо" (affiliated person) заимствован из англо-американской практики, где он имеет несколько иное значение, нежели в российском законодательстве <8>. Так, в соответствии с Black's Law Dictionary под термином affiliate понимается отношение близкой связи между компаниями, но под аффилированной компанией здесь понимается компания, пять и более процентов голосующих акций которой принадлежит другой компании <9>. -------------------------------- <8> Эбзеев Б. Б. Законодательство Российской Федерации об аффилированных лицах: становление, основные понятия и проблемы применения // Государство и право. 2000. N 5. С. 41. <9> Black's Law Dictionary. St. Paul, 1990. P. 58.

Таким образом, речь в данном случае идет о подконтрольной компании, в то время как в российском праве, как будет видно из представленного далее определения, под аффилированными лицами понимаются не зависимые, а, наоборот, довлеющие лица, то есть лица, способные оказывать влияние на деятельность зависящих от них субъектов предпринимательской деятельности. В российском законодательстве термин "аффилированные лица" впервые появился в Положении об инвестиционных фондах, утвержденном Указом Президента РФ от 07.10.1992 N 1186 "О мерах по организации рынка ценных бумаг в процессе приватизации государственных и муниципальных предприятий" <10>, пункт 4 которого давал следующее определение: -------------------------------- <10> О мерах по организации рынка ценных бумаг в процессе приватизации государственных и муниципальных предприятий: Указ Президента РФ от 7 окт. 1992 г. N 1186 // Российская газета. N 15. 1992. 16 октября. Утратил силу с 29 ноября 2004 года в связи с изданием Указа Президента РФ от 29 ноября 2004 г. N 1480 // Собрание законодательства РФ. 2004. 6 декабря. N 49. Ст. 4887.

аффилированная группа инвестиционного фонда - инвестиционный фонд, управляющий инвестиционного фонда, а также все аффилированные лица данного инвестиционного фонда и его управляющего; аффилированное лицо физического или юридического лица (акционерного общества, товарищества, государственного предприятия) - его управляющий, директора и должностные лица, учредители, а также акционеры, которым принадлежит 25 и более процентов его акций, или предприятие, в котором этому лицу принадлежит 25 и более процентов голосующих акций. В число аффилированных лиц управляющего входят все инвестиционные фонды, заключившие с ним договор об управлении инвестиционным фондом. Исходя из смысла пункта 4 Положения об инвестиционных фондах, можно сделать вывод, что данное определение должно было применяться лишь в целях самого Положения, но де-факто являлось основным определением и для всех принятых впоследствии нормативных актов, использующих конструкцию "аффилированные лица" <11>. -------------------------------- <11> Бурковский Д. Е. Понятия аффилированных лиц и схожих с ними категорий в российском законодательстве: Сб. науч. раб. Выпуск 1 / Под ред. С. Д. Могилевского. М.: Дело, 2004. С. 66.

Так, пункт 1 ст. 93 ФЗ от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" указывал, что "лицо признается аффилированным в соответствии с требованиями антимонопольного законодательства Российской Федерации" <12>. Вместе с тем на момент принятия данного Закона соответствующие нормы в антимонопольном законодательстве отсутствовали и практика шла по пути использования определения, закрепленного в Указе Президента от 07.10.1992 N 1186. -------------------------------- <12> Федеральным законом от 7 авг. 2001 г. N 120-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в ФЗ "Об акционерных обществах" слово "антимонопольного" было исключено.

А ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", используя конструкцию "аффилированные лица" при разрешении вопросов заинтересованности в совершении обществом сделки, вообще не указывает на порядок признания лица аффилированным. Термин "аффилированные лица" использовался в нормативных актах, как на уровне федеральных законов, так и на уровне подзаконных актов, регулирующих деятельность участников рынка ценных бумаг, холдинговых компаний и инвестиционных фондов <13>. И в некоторых из них делались попытки дать определение круга аффилированных лиц. -------------------------------- <13> См., напр.: Об утверждении Положения о лицензировании деятельности инвестиционных фондов: Постановление ФКЦБ РФ от 20 мая 1998 г. N 10 // Вестник ФКЦБ России. 1998. 2 июня. N 3. Утратило силу в связи с изданием Приказа ФСФР РФ от 25 июля 2006 г. N 06-83/пз-н // Вестник ФСФР России. 2006. 31 августа. N 8; Об опционном свидетельстве, его применении и утверждении Стандартов эмиссии опционных свидетельств и их проспектов эмиссии: Постановление ФКЦБ РФ от 9 янв. 1997 г. N 1 // Вестник ФКЦБ России. 1997. 30 января. N 1. Утратило силу в связи с изданием Постановления ФКЦБ РФ от 13 авг. 2003 г. N 03-35/пс // Вестник ФКЦБ России. 2003. N 8; О Методических рекомендациях по составлению планов санации кредитными организациями: письмо ЦБ РФ от 30.04.1997 N 443 // Вестник Банка России. 1997. 14 мая. N 28. Утратило силу в связи с изданием указания ЦБ РФ от 11.11.2005 N 1631-У // Вестник Банка России. 2005. 21 дек. N 68.

Так, п. 8 Указа Президента РФ от 23.02.1998 N 193 "О дальнейшем развитии деятельности инвестиционных фондов" <14> расширял и дополнял определение, содержащееся в Указе Президента РФ "О мерах по организации рынка ценных бумаг в процессе приватизации государственных и муниципальных предприятий": -------------------------------- <14> О дальнейшем развитии деятельности инвестиционных фондов: Указ Президента РФ от 23 февр. 1998 г. N 193 // СЗ РФ. 1998. 2 марта. N 9. Ст. 1097. Утратил силу в связи с изданием Указа Президента РФ от 6 июня 2002 г. N 562 // Российская газета. N 104. 2002. 11 июня.

аффилированным лицом юридического лица признается лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа, член коллегиального исполнительного органа, член Совета директоров, иное должностное лицо этого юридического лица, а также участник, которому принадлежит 25 и более процентов уставного капитала этого юридического лица, либо коммерческая организация, в которой этому юридическому лицу принадлежит 25 и более процентов уставного капитала; аффилированным лицом физического лица признаются его родители, дети и супруг (супруга), а также коммерческая организация, в которой этому физическому лицу и (или) его родителям, детям и супругу (супруге) принадлежит 25 и более процентов уставного капитала. Однако действие определения понятия аффилированных лиц также ограничивалось лишь целями самого Указа Президента "О дальнейшем развитии деятельности инвестиционных фондов". Наличие большого количества нормативных актов, свободно оперирующих термином "аффилированные лица" без расшифровки его содержимого, либо ссылки на источник такой расшифровки привело к необходимости закрепления на законодательном уровне официального определения аффилированности <15>. -------------------------------- <15> Бурковский Д. Е. Указ. соч. С. 68.

Итак, согласно статье 4 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" аффилированными лицами признаются физические и юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность. Далее указывается перечень юридических и физических лиц, которые признаются аффилированными лицами юридического или физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность. Аффилированными лицами юридического лица являются: - член его совета директоров (наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления, член его коллегиального исполнительного органа, а также лицо, осуществляющее полномочия его единоличного исполнительного органа; - лица, принадлежащие к той группе лиц, к которой принадлежит данное юридическое лицо; - лица, которые имеют право распоряжаться более чем 20 процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции либо составляющие уставный или складочный капитал вклады, доли данного юридического лица; - юридическое лицо, в котором данное юридическое лицо имеет право распоряжаться более чем 20 процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции либо составляющие уставный или складочный капитал вклады, доли данного юридического лица; - если юридическое лицо является участником финансово-промышленной группы, к его аффилированным лицам также относятся члены советов директоров (наблюдательных советов) или иных коллегиальных органов управления, коллегиальных исполнительных органов участников финансово-промышленной группы, а также лица, осуществляющие полномочия единоличных исполнительных органов участников финансово-промышленной группы. Следует отметить, что Федеральный закон "О финансово-промышленных группах" утратил силу <16>, однако данное основание признания лица аффилированным осталось в Законе РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". -------------------------------- <16> О признании утратившим силу Федерального закона "О финансово-промышленных группах": Федеральный закон от 22 июня 2007 г. N 115-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2007. 25 июня. N 26. Ст. 3088.

Аффилированными лицами физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность, являются: лица, принадлежащие к той группе лиц, к которой принадлежит данное физическое лицо; юридическое лицо, в котором данное физическое лицо имеет право распоряжаться более чем 20 процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции либо составляющие уставный или складочный капитал вклады, доли данного юридического лица. Проанализировав основания отнесения физических и (или) юридических лиц к аффилированным лицам физического и (или) юридического лица, можно сделать вывод, что применительно к аффилированности закреплен принцип взаимоаффилированности - если лицо является аффилированным лицом другого лица, то это другое лицо также является аффилированным для первого лица. Хотя из общего принципа имеются исключения <17>. Например, член совета директоров юридического лица является аффилированным лицом данного юридического лица, но юридическое лицо является аффилированным лицом члена совета директоров только в случае, если член совета директоров занимается предпринимательской деятельностью. -------------------------------- <17> Варламова А. Н. Группа лиц и аффилированные лица: общее и особенное // [Электронный ресурс]. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы "ГАРАНТ Платформа F 1 ЭКСПЕРТ".

Необходимым признаком аффилированного лица является наличие отношений зависимости между юридическим или физическим лицом и аффилированным лицом этого юридического или физического лица. Данная зависимость может иметь место: а) в случае принадлежности юридическому или физическому лицу определенной части уставного капитала юридического лица, обусловливающей участие в органе управления с правом голоса; б) в случае, когда физическое лицо в силу своей должности (например, член совета директоров, генеральный директор общества), а юридическое лицо в силу своего статуса (например, управляющей организации) имеют право давать обязательные для исполнения обществом указания и (или) имеют возможность иным образом определять его действия; в) в случае наличия определенных семейных связей между физическими лицами <18>. -------------------------------- <18> Комментарий к Федеральному закону "Об акционерных обществах" в новой редакции (постатейный) / Под ред. М. Ю. Тихомирова. 2007. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы "КонсультантПлюс".

По мнению ряда авторов, понятие аффилированности предполагает наличие отношений не столько имущественной, сколько управленческой и личной зависимости между субъектами, предполагающей ту или иную степень воздействия на деятельность органов управления юридического лица и на юридическое лицо как субъект предпринимательской деятельности. Имущественная зависимость, которая в этом случае тоже неизбежна, как правило, является все же следствием, а не условием наличия управленческой зависимости <19>. -------------------------------- <19> Там же.

Для установления отношений аффилированности на основании имущественного фактора необязательно осуществлять приобретение долей участия в уставных (складочных) капиталах юридических лиц, становясь их участником (членом). Право распоряжения голосами может возникнуть и у доверительного управляющего в силу заключения договора доверительного управления акциями. Также к договорам, на основании которых может возникнуть право распоряжения голосами, приходящимися на акции (вклады, доли), можно отнести договоры поручения и договоры простого товарищества. При буквальном толковании нормы статьи 4 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" можно сделать вывод, что понятие аффилированного лица подразумевает, что оно должно являться "контролирующим" лицом по отношению к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность. Вместе с тем, определяя виды отношений аффилированности, законодатель характеризует в качестве аффилированных лиц общества и тех субъектов, на деятельность которых само общество способно оказывать влияние. Так, из содержания статьи 4 следует, что аффилированным лицом общества является юридическое лицо, в котором данное общество имеет право распоряжаться более чем 20 процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции либо составляющие уставный или складочный капитал вклады, доли данного юридического лица. Исходя из изложенного, можно сделать вывод, что порядок признания отношений аффилированности прямо не определен действующим законодательством, поэтому суды при решении вопроса о признании тех или иных субъектов права аффилированными лицами должны исходить, по мнению Д. В. Ломакина <20>, из обстоятельств конкретного дела <21>. -------------------------------- <20> Очерки теории акционерного права и практики применения акционерного законодательства. М.: Статут, 2005. Очерк 3: Акционерные общества - самостоятельные субъекты права как участники отношений зависимости / Д. В. Ломакин. С. 85. <21> Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 30 авг. 1999 г. N Ф04/1730-200/А67-99 // [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы "КонсультантПлюс".

Кроме этого, статьей 4 определено лишь понятие "аффилированное лицо физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность". Однако в Законе отсутствует понятие "аффилированное лицо физического лица, не осуществляющего предпринимательскую деятельность". Исключая аффилированность физических лиц, не осуществляющих предпринимательской деятельности, Закон вступает в противоречие с собственными положениями о принадлежности к аффилированным лицам всех участников группы лиц, в том числе физических лиц, не осуществляющих предпринимательской деятельности. В связи с наличием данного противоречия вопрос признания того или иного лица аффилированным отдается на усмотрение судам. Так, Постановлением ФАС Московского округа от 26.04.2006, 19.04.2006 N КГ-А41/3073-06 по делу N А41-К1-21068/05 <22> дело о признании недействительным решения внеочередного общего собрания акционеров закрытого акционерного общества об одобрении сделки по передаче дочернему обществу части имущества передано на новое рассмотрение, так как суд апелляционной инстанции не мотивировал должным образом свой вывод об аффилированности лиц, являющихся участниками дочернего общества. -------------------------------- <22> Постановление ФАС Московского округа от 26 апреля 2006 г., 19 апреля 2006 г. N КГ-А41/3073-06 // [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы "КонсультантПлюс".

В частности, в своем Постановлении ФАС Московского округа указал: "...статья 4 Закона "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" закрепляет два перечня аффилированных лиц: аффилированные лица юридического лица и аффилированные лица физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность. Суд не раскрыл аффилированность заинтересованного лица, как того требует норма статьи 4 Закона. Суду следовало установить аффилированность физического лица либо по отношению к юридическому лицу с указанием группы аффилированных лиц юридического лица, к которой данное лицо относится, либо установить аффилированность данного физического лица по отношению к другому физическому лицу, имея в виду, что в данной статье аффилированность устанавливается по отношению к физическому лицу, занимающемуся предпринимательской деятельностью". При новом рассмотрении дела Десятый арбитражный апелляционный суд Постановлением от 5 июля 2006 г. N 10АП-1589/06-ГК <23> оставил без изменения решение Арбитражного суда Московской области от 09.11.2005 по делу N А41-К1-21068/05 <24> об отказе в удовлетворении исковых требований о признании недействительным решения общего собрания акционеров. Постановлением ФАС Московского округа от 05.10.2006, 10.10.2006 N КГ-А41/9607-06-П <25> решение Арбитражного суда Московской области от 09.11.2005 по делу N А41-К1-21068/05 было оставлено без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения. -------------------------------- <23> Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 5 июля 2006 г. N 10АП-1589/06-ГК // [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы "КонсультантПлюс". <24> Решение Арбитражного суда Московской области от 9 ноября 2005 г. по делу N А41-К1-21068/05 // [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы "КонсультантПлюс". <25> Постановление ФАС Московского округа от 5 окт. 2006 г., 10 окт. 2006 г. N КГ-А41/9607-06-П // [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы "КонсультантПлюс".

В Постановлении было отмечено "...не могут быть признаны аффилированными лицами по отношению друг к другу физические лица, не занимающиеся предпринимательской деятельностью". Также было установлено, что данные физические лица не образуют единого хозяйствующего субъекта, в качестве какового антимонопольным законодательством рассматривается группа лиц. Или, например, в Постановлении ФАС Центрального округа от 01.08.2005 по делу N А09-10890/04-19 <26> указано, что "действующее законодательство в отношении физического лица применяет понятие "аффилированное лицо" только в случае, если указанное физическое лицо имеет статус предпринимателя". -------------------------------- <26> Постановление ФАС Центрального округа от 1 авг. 2005 г. по делу N А09-10890/04-19 // [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы "КонсультантПлюс".

Между тем некоторые суды считают, что аффилированные лица есть и у физического лица, не осуществляющего предпринимательской деятельности, мотивируя это тем, что физические лица "являются аффилированными между собой, поскольку составляют со стороной сделки одну группу лиц" <27>. -------------------------------- <27> Бойко Т. Использование понятия "группа лиц" при определении понятия "аффилированные лица" // [Электронный ресурс]. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы "ГАРАНТ Платформа F 1 ЭКСПЕРТ"; Постановление ФАС Уральского округа от 24 авг. 2006 г. по делу N Ф09-7271/06-С5 // [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы "КонсультантПлюс".

Таким образом, толкование понятия "аффилированное лицо" является весьма сложным и казуистичным. С целью исключения противоречий в судебном толковании понятия "аффилированное лицо" необходимо принятие Федерального закона об аффилированных лицах, четко определяющего понятие и признаки аффилированного лица <28>. -------------------------------- <28> Лемешов В. В. (судья Арбитражного суда Вологодской области). Некоторые проблемы толкования понятия "аффилированное лицо" в арбитражной практике // [Электронный ресурс]; Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 2005. N 12. URL: http://www. vologda. arbitr. ru/index? tid=633200023&nd=458200269 (дата обращения: 07.11.2008).

Потребность принятия самостоятельного закона об аффилированных лицах, не относящихся непосредственно к антимонопольному регулированию, была также высказана И. В. Редькиным <29>. Объясняется это спецификой регулирования отношений между аффилированными лицами и закреплением понятия аффилированного лица в антимонопольном законодательстве, хотя его использование осуществляется в таких правовых институтах, как корпоративное право, рынок ценных бумаг, и др. А в указанных правовых институтах использование термина "аффилированное лицо" не преследует своей целью регулирование антимонопольных (конкурентных) отношений. Такой же позиции придерживается и А. Н. Варламова <30>. -------------------------------- <29> Редькин И. В. Аффилированные лица по законодательству РФ: правовое регулирование, теория и практика // Юридический мир. 1998. N 11-12. С. 35. <30> Варламова А. Н. Указ. соч.

Следует отметить, что в 1998 - 2000 гг. была предпринята попытка принятия ФЗ "Об аффилированных лицах". Так, Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1998 г. N 785 <31> была утверждена Государственная программа защиты прав инвесторов на 1998 - 1999 годы, пп. 6 пункта 3.2 которой предусматривал разработку проекта Федерального закона об аффилированных лицах с установлением различных мер ответственности юридических и физических лиц, осуществляющих контроль за деятельностью юридического лица, нарушающего права инвесторов. -------------------------------- <31> Государственная программа защиты прав инвесторов на 1998 - 1999 годы: утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1998 г. N 785 // Российская газета. N 162. 1998. 25 августа.

Проект Федерального закона "Об аффилированных лицах", предметом которого являлось определение понятия аффилированных лиц, установление обязанности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по учету и представлению информации о своих аффилированных лицах, установление требований к сделкам с аффилированными лицами или с их участием, определение прав участников (учредителей) юридических лиц на получение информации об аффилированных лицах юридических лиц, участниками (учредителями) которых они являются <32>, был принят Государственной Думой РФ 11 февраля 2000 г. лишь в первом чтении. -------------------------------- <32> Агентство консультаций и деловой информации "Экономика и жизнь" // [Электронный ресурс]. URL: http://www. akdi. ru/GD/proekt/082462GD. SHTM.

Принятие ФЗ "Об аффилированных лицах" позволило бы более точно применять положения об аффилированных лицах. А пока для определения оснований аффилированности лиц правоприменителям необходимо руководствоваться антимонопольным законодательством. Из статьи 4 Закона следует, что для определения перечня аффилированных лиц используется понятие группы лиц: "аффилированными лицами юридического лица являются лица, принадлежащие к той группе лиц, к которой принадлежит данное юридическое лицо". Сказанное относится и к аффилированным лицам физического лица, занимающегося предпринимательской деятельностью. Помимо группы лиц, как было указано выше, в Законе названы и иные взаимосвязи, при которых речь идет об аффилированных лицах. Это те же взаимосвязи, которые объединяют лиц в группу - владение акциями (долями), участие в органах управления. Таким образом, для объединения лиц в группу и признания лиц аффилированными частично использованы одинаковые критерии. Отличия этих двух понятий, по мнению А. Н. Варламовой, базируются на качественных и количественных критериях <33>. Например, для образования группы лиц необходимо наличие более чем 50% от общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) другого юридического лица, а для установления наличия случаев аффилированности данный критерий равен 20% голосов. -------------------------------- <33> Варламова А. Н. Указ. соч.

Если в качестве примера рассматривать формирование органов управления, то только физическое лицо, осуществляющее полномочия единоличного исполнительного органа юридического лица, образует с ним группу лиц, тогда как аффилированными лицами юридического лица признаются не только физическое лицо, осуществляющее полномочия единоличного исполнительного органа, но и члены совета директоров, члены коллегиального исполнительного органа. Кроме этого, различия этих двух понятий проявляются при сравнении их сфер применения и целей, для которых они используются. Понятие "группа лиц" применяется исключительно в антимонопольном законодательстве и может рассматриваться как совокупность хозяйствующих субъектов, действующих на определенном товарном рынке в едином экономическом интересе. Также в обобщенном виде "группу лиц" можно трактовать как единственное лицо (или нескольких лиц), в силу особых связей с хозяйствующим субъектом (имущественных, родственных и иных) способное влиять на деятельность хозяйственного субъекта или заинтересованное в результатах его деятельности <34>. -------------------------------- <34> Королев А. Н., Плешакова О. В. Комментарий к Федеральному закону "О защите конкуренции" (постатейный). 2007. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы "КонсультантПлюс".

Понятие "аффилированные лица" применяется прежде всего в корпоративном законодательстве, недаром данное понятие не закреплено в ФЗ "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ. Категория "аффилированные лица" используется в следующих институтах корпоративного права <35>: 1) при определении лиц, заинтересованных в совершении хозяйственным обществом сделки; 2) при определении независимых директоров, имеющих право принимать решение о совершении открытым акционерным обществом с числом акционеров более тысячи сделки, в совершении которой имеется заинтересованность; 3) при определении перечня лиц, информация о которых предоставляется участниками хозяйственного общества этому обществу; 4) при установлении перечня лиц, информация о которых раскрывается акционерным обществом; 5) при определении лиц, обязанных в соответствии с главой XI.1 ФЗ "Об акционерных обществах" соблюдать определенный порядок приобретения более 30 процентов акций открытого акционерного общества. -------------------------------- <35> Шиткина И. С. Правовое регулирование корпоративным и антимонопольным законодательством экономической зависимости хозяйствующих субъектов // Хозяйство и право. 2006. N 11. С. 45.

Таким образом, с одной стороны, в законодательстве закреплен критерий определения понятия "аффилированные лица" через понятие "группа лиц", а с другой стороны, данные понятия относятся к двум совершенным самостоятельным отраслям законодательства, каждая из которых имеет свой собственный предмет и метод регулирования. Смешение этих двух понятий не только противоречит принципам разделения законодательства на отрасли, но и порождает многочисленные проблемы на практике. В частности, как справедливо отмечает Т. Бойко <36>, при определении понятия "аффилированные лица" через понятие "группа лиц" возникает проблема включения в список аффилированных лиц не обоснованно большого числа физических и юридических лиц, в ряде случаев совершенно неспособных влиять на деятельность того лица, с кем они являются аффилированными. -------------------------------- <36> Бойко Т. Указ. соч.

Что касается вопроса раскрытия информации об аффилированных лицах, то на сегодняшний день нет единого нормативно-правового акта, устанавливающего общие требования по учету и раскрытию такой информации, а также ответственность за нарушение указанных требований. Тем не менее соответствующие правовые нормы содержатся в отраслевых законодательных актах. Согласно п. 2 и 3 статьи 93 ФЗ "Об акционерных обществах" аффилированные лица общества обязаны в письменной форме уведомить общество о принадлежащих им акциях общества с указанием их количества и категорий (типов) не позднее 10 дней с даты приобретения акций. В случае, если в результате непредставления по вине аффилированного лица указанной информации или несвоевременного ее представления обществу причинен имущественный ущерб, аффилированное лицо несет перед обществом ответственность в размере причиненного ущерба. Возмещение убытков в этом случае будет производиться на основании норм статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации. Пункт 4 статьи 93 устанавливает обязанность самого акционерного общества вести учет его аффилированных лиц и представлять отчетность о них в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. Статья 89 устанавливает обязанность акционерного общества хранить списки аффилированных лиц. Для акционерных обществ порядок раскрытия информации установлен Положением о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденным Приказом ФСФР от 10.10.2006 N 06-117/пз-н <37>. Следует отметить, что действие данного Положения распространяется на всех эмитентов, в том числе иностранных, включая международные финансовые организации, размещение и (или) обращение ценных бумаг которых осуществляется в Российской Федерации, но не распространяется на Центральный банк Российской Федерации, а также на эмитентов государственных и муниципальных ценных бумаг. -------------------------------- <37> Об утверждении Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг: Приказ ФСФР от 10 окт. 2006 г. N 06-117/пз-н, в ред. Приказа ФСФР РФ от 30 авг. 2007 г. N 07-93/пз-н // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2007. 15 окт. N 42.

Кроме этого, для акционерных обществ, за исключением кредитных организаций, Положением по бухгалтерскому учету "Информация о связанных сторонах" (ПБУ 11/2008) <38> установлен отдельный порядок раскрытия информации об аффилированных лицах в бухгалтерской отчетности. -------------------------------- <38> Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Информация о связанных сторонах" (ПБУ 11/2008): Приказ Минфина РФ от 29.04.2008 N 48н // Российская газета. N 119. 2008. 4 июня.

Ведение учета и представление информации об аффилированных лицах кредитной организации регулируется Положением о порядке ведения учета и представления информации об аффилированных лицах кредитных организаций N 307-П от 20.07.2007 <39>. -------------------------------- <39> О порядке ведения учета и представления информации об аффилированных лицах кредитных организаций: Положение от 20 июля 2007 г. N 307-П // Вестник Банка России. 2007. 10 сент. N 52.

Что касается обществ с ограниченной ответственностью, то статьей 50 одноименного Закона предусмотрено, что общество обязано хранить списки своих аффилированных лиц. Таким образом, можно предположить, что обязанность представления списков аффилированных лиц обществом с ограниченной ответственностью может быть возложена на кредитную организацию, созданную в данной организационно-правовой форме, в порядке, предусмотренном Положением N 307-П от 20.07.2007. Следует также упомянуть об обязанности заинтересованных лиц доводить до сведения общества информацию о юридических лицах, в которых они владеют самостоятельно или совместно со своим аффилированным лицом (лицами) 20 или более процентами голосующих акций (долей, паев) (п. 2 ст. 45 ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", ст. 82 ФЗ "Об акционерных обществах"). Информация об аффилированных лицах общества является необходимой, в частности, для соблюдения требований законодательства в части установленного порядка заключения сделок с аффилированными лицами. Так, согласно требованиям ст. 84.1 Федерального закона "Об акционерных обществах" лица, которые совместно со своими аффилированными лицами имеют намерение приобрести более 30% акций акционерного общества, вправе направить в общество письменное уведомление о намерении приобрести указанные акции (добровольное предложение), а после приобретения - обязаны предложить акционерам продать акции данного общества (обязательное предложение, ст. 84.2). К числу таких сделок также относятся сделки с заинтересованностью, специальный порядок совершения которых установлен ст. 45 ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" и ст. 81 и 83 ФЗ "Об акционерных обществах" соответственно. На практике часто возникает вопрос о соотношении терминов "заинтересованные лица" и "аффилированные лица". Понятие "заинтересованность" означает заинтересованность конкретного лица в определении условий сделки, выборе контрагента и т. п., обусловленную его личным материальным или иным интересом, не совпадающим с интересами большинства акционеров (участников) и (или) общества в целом <40>. -------------------------------- <40> Тихомиров М. Ю. Указ. соч.

Следует отметить, что правильнее было бы именовать лиц, "заинтересованных в совершении обществом сделки", лицами, "у которых может возникнуть конфликт интересов при совершении обществом сделки" <41>. Таким образом, цель института сделок с заинтересованностью заключается в нахождении баланса таких интересов и создании механизма защиты прав акционеров (участников). Так, А. В. Габов отмечает, что выявление и преодоление конфликта интересов, а в случае невозможности преодоления - обеспечение экономической эффективности совершаемой сделки и есть главная экономическая цель специального нормирования сделок, в совершении которых имеется заинтересованность <42>. -------------------------------- <41> Шиткина И. С. Указ. соч. С. 50. <42> Цит. по: Габов А. В. Проблемы применения категории "обычная хозяйственная деятельность" при регулировании сделок, в совершении которых имеется заинтересованность. В кн.: Цивилистические записки. Межвузовский сборник научных трудов. М., 2005. С. 285.

Перечень лиц и основания признания их заинтересованными содержатся в статье 45 ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" и в статье 81 ФЗ "Об акционерных обществах", причем ФЗ "Об акционерных обществах" содержит более широкий перечень лиц и оснований признания лиц заинтересованными. Так, согласно ст. 81 ФЗ "Об акционерных обществах" заинтересованными в совершении обществом сделки признаются следующие лица: член совета директоров (наблюдательного совета) общества, лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа общества, в том числе управляющая организация или управляющий, член коллегиального исполнительного органа общества или акционер общества, имеющий совместно с его аффилированными лицами 20 и более процентов голосующих акций общества, а также лицо, имеющее право давать обществу обязательные для него указания. При этом вышеперечисленные лица будут признаны заинтересованными в совершении обществом сделки, если они, их супруги, родители, дети, полнородные и неполнородные братья и сестры, усыновители и усыновленные и (или) их аффилированные лица: 1) являются стороной, выгодоприобретателем, посредником или представителем в сделке; 2) владеют (каждый в отдельности или в совокупности) 20 и более процентами акций (долей, паев) юридического лица, являющегося стороной, выгодоприобретателем, посредником или представителем в сделке; 3) занимают должности в органах управления юридического лица, являющегося стороной, выгодоприобретателем, посредником или представителем в сделке, а также должности в органах управления управляющей организации такого юридического лица; 4) в иных случаях, определенных уставом общества. Таким образом, можно заметить, что понятие аффилированных лиц значительно уже, чем понятие лиц, имеющих заинтересованность в совершении обществом сделки. В свою очередь, аффилированность юридических лиц является прямой причиной для возникновения заинтересованности в сделке, совершаемой акционерным обществом <43>. -------------------------------- <43> Овчаренко М. Аффилированных лиц законный интерес. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы "КонсультантПлюс".

Если различать данные понятия по моменту возникновения правовых последствий, то, как отмечает И. С. Шиткина <44>, лица, заинтересованные в совершении обществом сделки, определяются для каждой конкретной сделки, а если хозяйственное общество не заключает сделку, то таковых лиц вообще не возникает. А для общества и аффилированных лиц правовые последствия возникают уже с момента признания их таковыми, поэтому в отличие от заинтересованности аффилированность - связь более устойчивая, существующая у хозяйственного общества более или менее постоянно, независимо от факта совершения той или иной сделки. -------------------------------- <44> Шиткина И. С. Указ. соч. С. 51.

В отличие от ситуации с аффилированными лицами заинтересованные лица в большей мере заинтересованы в предоставлении о себе информации обществу, поскольку сделка, совершенная с их участием в случае, если она была проведена в обход установленных процедур согласования с органами управления общества, может быть признана недействительной на основании искового требования общества или акционера. Представляется, что отсутствие требований о необходимости раскрытия информации о заинтересованных лицах и совершаемых ими сделках общественности является законодательным пробелом. Лица, права которых могут быть нарушены в результате сделок общества с заинтересованными лицами, в большинстве случаев не смогут получить достоверную информацию о перечне заинтересованных лиц общества и сделках с их участием. Все это существенным образом снижает действенность контроля за сделками с участием заинтересованных лиц и уменьшает результативность мер по защите прав инвесторов <45>. -------------------------------- <45> Абрамов А. Е. Информация о владельцах ценных бумаг: конфиденциальность и прозрачность // Вестник НАУФОР. 2001. N 3(47). URL: //www. aea/data/article32.php (дата обращения: 12.11.2008).

На основании изложенного можно сделать вывод, что в связи с применением в российском законодательстве принципа взаимной аффилированности в отношении юридических лиц и существованием неразрешенной проблемы наличия аффилированных лиц у физического лица, не осуществляющего предпринимательской деятельности, критерии определения которых важны, например, для установления наличия заинтересованности лица в совершении обществом сделки, представляется целесообразным внести соответствующие изменения в определение понятия "аффилированные лица". С учетом изложенного в настоящей статье автором предлагается следующее определение понятия "аффилированные лица": "Аффилированными лицами признаются физические и (или) юридические лица, способные оказывать влияние на предпринимательскую и иную экономическую деятельность друг друга, физические лица, осуществляющие и (или) не осуществляющие предпринимательскую деятельность, и (или) юридические лица, способные оказывать влияние на физическое лицо, не осуществляющее предпринимательскую деятельность, а также физические лица, не осуществляющие предпринимательскую деятельность, способные оказывать влияние на деятельность физических лиц, осуществляющих и (или) не осуществляющих предпринимательскую деятельность, и (или) юридических лиц". Несмотря на то, что в настоящее время понятие "аффилированные лица" закреплено в Законе РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", его сущность и назначение всегда были и остаются не антимонопольными, а корпоративными. Для исключения противоречий, возникающих при применении термина "аффилированные лица", представляется целесообразным принятие Федерального закона об аффилированных лицах, четко определяющего понятие и признаки аффилированного лица с максимально возможным учетом всех предполагаемых вариантов взаимосвязи физических и (или) юридических лиц, способных оказывать влияние на предпринимательскую и иную экономическую деятельность друг друга, а также с учетом взаимосвязей между физическими и (или) юридическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, и физическими лицами, не осуществляющими такой деятельности. До принятия Закона об аффилированных лицах при определении данного понятия следует руководствоваться статьей 4 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", а также рядом статей ФЗ "Об акционерных обществах" и ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", учитывающих аффилированных лиц таких обществ, тем более что существующая в настоящий момент судебная практика также опирается на эти понятия <46>. -------------------------------- <46> Коряковцев В. Г. Постатейный комментарий к Федеральному закону "Об акционерных обществах". Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы "КонсультантПлюс".

Список литературы:

1. Бойко Т. Использование понятия "группа лиц" при определении понятия "аффилированные лица" // Корпоративный юрист. 2008. N 2. 2. Бурковский Д. Е. Понятия аффилированных лиц и схожих с ними категорий в российском законодательстве: Сб. науч. раб. Выпуск 1 / Под ред. С. Д. Могилевского. М.: Дело, 2004. 3. Варламова А. Н. Группа лиц и аффилированные лица: Общее и особенное // Законодательство. 2007. N 12. 4. Габов А. В. Проблемы применения категории "обычная хозяйственная деятельность" при регулировании сделок, в совершении которых имеется заинтересованность. В кн.: Цивилистические записки. Межвузовский сборник научных трудов. М., 2005. 5. Григораш И. В. Зависимые юридические лица в гражданском праве: Опыт сравнительно-правового исследования. М.: Волтерс Клувер, 2007. 6. Денискова О. В. Новая группа лиц в российском законодательстве // Законы России: опыт, анализ, практика. 2007. N 6. 7. Ломакин Д. В. Самостоятельность дочерних и зависимых обществ // Законодательство. 2002. N 5. 8. Очерки теории акционерного права и практики применения акционерного законодательства. М.: Статут, 2005. Очерк 3: Акционерные общества - самостоятельные субъекты права как участники отношений зависимости / Д. В. Ломакин. 9. Мурзин Д., Прохоренко В. Сделки с заинтересованностью и конфликт интересов: перспективы развития // Корпоративный юрист. 2006. N 8. 10. Овчаренко М. Аффилированных лиц законный интерес // Бизнес-адвокат. 1999. N 4. 11. Правовой режим группы лиц // [Электронный ресурс]. URL: http://www. economy. gov. ru/wps/wcm/connect/economylib/mert/resources/cfe7e500478e8791a19ea3f0ea49e4fa/pravovoi_redgim_gruppy_litc. doc. 12. Редькин И. В. Аффилированные лица по законодательству РФ: правовое регулирование, теория и практика // Юридический мир. 1998. N 11 - 12. 13. Фадеев Ю. Л. Взаимозависимые и аффилированные лица // [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы "КонсультантПлюс". 14. Шиткина И. С. Холдинги: Правовое регулирование и корпоративное управление. М.: Волтерс Клувер, 2006. 15. Шиткина И. С. Правовое регулирование корпоративным и антимонопольным законодательством экономической зависимости хозяйствующих субъектов // Хозяйство и право. 2006. N 11. 16. Эбзеев Б. Б. Законодательство Российской Федерации об аффилированных лицах: становление, основные понятия и проблемы применения // Государство и право. 2000. N 5. 17. Юрченко Ж. С. К вопросу о соотношении понятий аффилированности и заинтересованности в контексте Федерального закона "Об акционерных обществах" // [Электронный ресурс]. URL: http://www. e-library. lt/resursai/Uzsienio%20leidiniai/SGU/uaj/2005-0304/uajO5O3_17.pdf.

------------------------------------------------------------------

Название документа