Нормативно-правовая база электронной торговли в России

(Гаврилов Н. К.) ("Право и политика", 2009, N 1) Текст документа

НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛИ В РОССИИ

Н. К. ГАВРИЛОВ

Гаврилов Николай Константинович - аспирант кафедры административного, финансового и коммерческого права Российского государственного торгово-экономического университета.

В настоящее время происходит процесс развития законодательства в сфере электронной торговли и электронного документооборота, что является весьма важным фактором для дальнейшего формирования законодательства в области инфокоммуникационных технологий. Большая роль в правовом регулировании отношений в области использования электронных документов и цифровой подписи отводится соглашению сторон, благодаря которому, например, могут решаться вопросы применения и использования, определяться технология, используемая для создания цифровой подписи.

Ключевые слова: информационные технологии, цифровая подпись, законодательство, реформа, электронные документы, электронная торговля.

С точки зрения права электронная торговля - это прежде всего обмен электронными документами и сообщениями. В нашей стране формирование правовой базы, регулирующей применение электронных документов, начало происходить в середине 70-х годов прошлого века. Производились внедрение электронного документооборота в министерствах и ведомствах, однако широкого применения в гражданском обороте такие правоотношения в то время не нашли <1>. -------------------------------- <1> См.: Косовец А. А. Правовой режим электронного документа // Вестник МГУ. Серия 11. Право. 1997. N 5. С. 50.

Предпосылки для формирования правовых основ электронной коммерции возникли в связи с бурным развитием сети Интернет в середине 90-х годов. Однако правовых условий для развития электронного бизнеса в тот период в нашей стране не было создано. Как отмечает Я. А Карев, "Российская Федерация упустила возможность получить значительные преимущества от устойчивого и здорового рынка электронной торговли: рост объемов экспорта товаров и услуг, рабочие места для квалифицированной рабочей силы, доступ к инвестиционному капиталу, а также увеличение налоговых поступлений от применения электронных платежей" <2>. -------------------------------- <2> Карев Я. А. Электронные документы и сообщения в коммерческом обороте: правовое регулирование. М.: Статут, 2006. С. 85.

Применение электронного документооборота в те годы было востребовано лишь в банковской сфере. Электронные платежные документы, использовались некоторыми крупными банками и их объединениями. Получили развитие такие программные средства, как "клиент - банк", с помощью которых создавались эти электронные документы, заверяющиеся цифровой подписью. Передача платежных документов производилась через закрытые банковские информационные системы, а также сеть Интернет. Необходимо отметить, что вопрос об использовании в качестве доказательств в судебном процессе документов на машинных носителях впервые в отечественном законодательстве нашел отражение в процессуальном праве еще в советский период в связи с принятием 29 июня 1979 г. инструктивных указаний Госарбитража СССР N И-1-4 "Об использовании в качестве доказательств документов, представленных с помощью электронно-вычислительной техники". Согласно данным инструктивным указаниям "стороны по арбитражным делам в обоснование своих требований и возражений вправе представлять арбитражам документы, подготовленные с помощью электронно-вычислительной техники. Эти документы, поскольку они содержат данные об обстоятельствах, имеющих значение для дела, должны приниматься органами арбитража на общих основаниях в качестве письменных доказательств" <3>. -------------------------------- <3> Пункт 1 инструктивных указаний Госарбитража СССР N И-1-4 от 29.06.1979 "Об использовании в качестве доказательств документов, представленных с помощью электронно-вычислительной техники" // Сборник инструктивных указаний Государственного арбитража СССР. 1983.

Данный документ впервые в отечественном праве признал за документами, подготовленными с помощью электронно-вычислительной техники, доказательственную силу. Далее последовало Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 1 декабря 1983 г. N 10 (в ред. Постановления Пленума Верховного Суда СССР от 3 апреля 1987 г. N 3 <4>) "О применении процессуального законодательства при рассмотрении гражданских дел в суде первой инстанции" <5>. Пунктом 9 Постановления установлено, что в случае необходимости судом могут быть приняты в качестве письменных доказательств документы, полученные с помощью электронно-вычислительной техники. Оба указанных Постановления в данный момент утратили силу. -------------------------------- <4> Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 03.04.1987 N 3 "О строгом соблюдении процессуального законодательства при осуществлении правосудия по гражданским делам" // Бюллетень Верховного Суда СССР. N 3. 1987. <5> Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 1 декабря 1983 г. N 10 (в ред. Постановления Пленума Верховного Суда СССР от 3 апреля 1987 г. N 3) "О применении процессуального законодательства при рассмотрении гражданских дел в суде первой инстанции" // Документ опубликован не был. СПС "КонсультантПлюс".

К документам нового периода можно отнести письмо от 19 августа 1994 г. N С1-7/ОП-587, в котором Высший Арбитражный Суд Российской Федерации (далее - ВАС РФ) подтвердил право российских предпринимателей представлять в арбитражный суд по спору, который вытекает из договора, доказательства, заверенные цифровой подписью <6>. -------------------------------- <6> Об отдельных рекомендациях, принятых на совещаниях по судебно-арбитражной практике: письмо Высшего Арбитражного Суда РФ от 19.08.94 N С1-7/ОП-587 // Вестник ВАС РФ. 1994. N 11.

В этом же письме ВАС РФ указал, что при возникновении спора о наличии документов, подписанных электронной цифровой подписью, необходимо предъявить выписку из договора, в которой указывается процедура согласования таких разногласий. При отсутствии такой процедуры и оспаривании наличия документа, подписанного электронной цифровой подписью, арбитражный суд вправе не принимать в качестве доказательства такой документ, на который ссылается одна из сторон. В 1995 году ВАС РФ, разъясняя положения Закона "Об информации, информатизации и защите информации", также отметил, что документ, подписанный электронной цифровой подписью, может признаваться в качестве доказательства по делу, рассматриваемому арбитражным судом <7>. -------------------------------- <7> О Федеральном законе: письмо Высшего Арбитражного Суда РФ от 07.06.95 N С1-7/ОЗ-316 // Вестник ВАС РФ. 1995. N 9.

В наше время эти вопросы регулируются Федеральным законом "Об электронной цифровой подписи" <8> (далее - Закон "Об ЭЦП"), Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации (далее - ГПК РФ) <9> и Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации (далее - АПК РФ) <10>. Рассматриваемое же письмо ВАС от 19 августа 1994 г. N С1-7/ОП-587 уже утратило силу. -------------------------------- <8> Федеральный закон от 10.01.2002 N 1-ФЗ (в ред. от 08.11.2007) "Об электронной цифровой подписи" // Российская газета. N 6. 12.01.2002 (принят ГД ФС РФ 13.12.2001). <9> См.: п. 1 ст. 71 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации от 14.11.2002. <10> См.: п. 3 ст. 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации от 24.07.2002.

Проблемы правового регулирования отношений, складывающихся в глобальной компьютерной сети Интернет, начали обсуждаться в России еще в декабре 1996 года. Тогда прошли парламентские слушания "Россия и Интернет: выбор будущего". Решение данной проблемы было оставлено на более поздний срок. Как отмечает Я. А. Карев, "складывалась парадоксальная ситуация, когда при достаточном развитии в России сети Интернет не было ни одного закона, непосредственно регулирующего эту сферу" <11>. При разрешении проблемных ситуаций российской юридической практике приходилось применять наиболее подходящие положения действующего законодательства и давать их расширенное толкование. Конечно же, это не могло обеспечить защиту прав и законных интересов участников электронной торговли в полной мере. -------------------------------- <11> Карев Я. А. Электронная торговля: реалии и перспективы правового регулирования (аналитический обзор) / Я. А. Карев, Л. Н. Томилова // Вопросы совершенствования законодательства и правоприменительной деятельности: Сборник научных трудов. ЧелГУ, 2002. Вып. 2. С. 119.

К слову сказать, и сегодня использование информационных систем для обмена электронными документами все еще нуждается в правовой регламентации, хотя некоторые подвижки к этому уже законодателем сделаны. В мае 2000 года в Государственной Думе прошли парламентские слушания под названием: "Правовые условия использования информационных технологий в торговле". Свои доклады представили представители Министерства торговли Российской Федерации, Министерства по связи и информатизации Российской Федерации, депутаты Государственной Думы, а также ученые специалисты в области информационных технологий. Тогда было подчеркнуто, что "одним из главных сдерживающих факторов на пути массового использования в России новых информационных технологий в торговле является недостаточно оформленная для этого правовая база использования электронных документов, применяемых для заключения сделок и оформления юридических документов" <12>. -------------------------------- <12> См.: Рекомендации парламентских слушаний Государственной Думы Российской Федерации "Правовые условия использования информационных технологий в торговле" от 22.05.2000 / Рабочая группа по электронной коммерции Экспертно-координационного совета при Комитете по экономической политике и предпринимательству Государственной Думы Российской Федерации // http://www. rfc. ru/duma.

В настоящее время в Российской Федерации действует целый ряд нормативных актов, содержащих нормы, относящиеся к предмету исследования настоящей работы. Важнейшими из них являются: Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" <13>, содержащий ряд важных для электронного торгового оборота положений, а также закладывающий основы для электронного документооборота; Закон "О защите прав потребителей" <14>, регулирующий продажу товаров дистанционным способом; Федеральный закон "О связи" <15>, закрепивший правовую основу деятельности в области связи, в том числе электрической, к которой относится, в частности, обмен информации между вычислительными машинами; Федеральный закон "О рекламе" <16>, регулирующий рекламу товаров при дистанционном способе их продажи; Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" <17>, регулирующий использование официальных интернет-сайтов о порядке размещения заказов путем проведения конкурсов, аукционов, запроса котировок. -------------------------------- <13> Федеральный закон от 27 июля 2006 г. "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" // Российская газета. N 165. 29.07.2006. <14> Закон от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" // Российская газета. N 8. 16.01.1996. <15> Федеральный закон от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" // Российская газета. N 135. 10.07.2003. <16> Федеральный закон от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе" // Российская газета. N 51. 15.03.2006. <17> Федеральный закон от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" // Российская газета. N 163. 28.07.2005.

Однако можно с уверенностью сказать, что сейчас существует лишь один федеральный закон, непосредственно регулирующий вопросы применения электронных документов в договорных отношениях, - это уже упомянутый Закон "Об ЭЦП", который закрепляет правовые условия для использования электронной цифровой подписи в процессах обмена электронными документами, при соблюдении которых электронная цифровая подпись признается юридически равнозначной собственноручной подписи в документе на бумажном носителе <18>. -------------------------------- <18> Ст. 4 Федерального закона от 10 января 2002 года N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи".

Следует согласиться с мнением Е. Л. Паперно, что "данный акт, ставший первым шагом на пути специальной регламентации отношений электронной торговли, нельзя признать концептуально удачным. Закрепив наиболее жесткую модель регламентации использования цифровых подписей - модель инфраструктуры открытого ключа, Закон помимо прочего осложнил взаимодействие в данной сфере со странами Европейского союза, где применение электронных подписей более упрощено" <19>. -------------------------------- <19> Паперно Е. Л. Правовое регулирование электронной торговли в России, Германии и США: Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук: 12.00.03. М., 2006. С. 52.

Рассмотрим некоторые положения Закона. До принятия настоящего Закона "Об ЭЦП" правовой базой для применения цифровой подписи являлись п. 2 ст. 160, ст. 434 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). Статья 434 ГК РФ предоставляет сторонам возможность заключать договоры путем телетайпной, телефонной, электронной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору. А пункт 2 ст. 160 ГК говорит, что использование ЭЦП при заключении сделок допускается в случаях и в порядке, которые предусмотрены законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Работа над проектом Закона "Об ЭЦП" в России началась еще в 1997 г. Все началось с обсуждения думским бюджетным комитетом общего подхода к законодательству об электронной коммерции и электронном документообороте. Финансовые структуры (в т. ч. коммерческие банки), уже использующие в своей деятельности аналоги собственноручной подписи, высказывали наибольшую заинтересованность в принятии новых законов. В итоге было принято решение о создании законодательной базы для электронного документооборота, в том числе о принятии Закона об электронной подписи. В подготовке проекта Закона независимо друг от друга участвовали пять думских комитетов, каждый из которых представил собственный вариант законопроекта. Существовали также и другие проекты, подготовленные отдельными депутатами, а также вариант, предложенный Правительством РФ. При разработке проектов Федерального закона использовались следующие документы: принятая Европейским союзом Директива "Об общих условиях использования электронных подписей" (Directive on a Community Framework for electronic signatures. Officical Journal Г013. 19.01.2000. P. 0012 - 0020), послужившая важным шагом на пути гармонизации европейского законодательства об электронной цифровой подписи; Модельный закон "Об электронной цифровой подписи", принятый Межпарламентской Ассамблеей стран - участниц СНГ, Модельный закон Комиссии ООН по международному торговому праву ЮНСИТРАЛ (UNCITRAL - United Nations Commission on International Trade Law) "Об электронной торговле", разработанный в 1996 г. и рекомендованный ООН в качестве базового документа для национальных законодательств; принятые ООН в 1997 г., разработанные ЮНСИТРАЛ Единообразные правила по электронной подписи (Draft Uniform Rules on Electronic Signatures A/CN.9/WG. IV/WP.84. Official Records of the General Assembly, Fifty-fifth Session, Supplement N 17 (A/55/17). Paras. 224 - 255) <20>. -------------------------------- <20> См.: Ильиных Е. В., Козлова М. Н. Комментарий к Федеральному закону от 10 января 2002 г. N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи" (постатейный). Юридический дом "Юстицинформ", 2005.

Произведем сравнительный анализ основных положений Закона "Об ЭЦП" и типовых законов ЮНСИТРАЛ, что позволит нам выделить ряд существенных различий между ними. Основным различием является то, что типовые законы ЮНСИТРАЛ основываются на принципе технологической нейтральности, а Закон "Об ЭЦП" предполагает использование такого вида электронной подписи, как ЭЦП с системой закрытого и открытого ключей, подразумевая обязательное участие в рассматриваемых правоотношениях центров регистрации открытого ключа подписи, о которых в законах ЮНСИТРАЛ даже не упоминается. Различия состоят и в сертификации средств ЭЦП. Типовые законы ЮНСИТРАЛ не предусматривают сертификации средств электронной подписи и обязательность ее проверки с участием третьего лица, а Закон "Об ЭЦП", наоборот, устанавливает необходимость сертификации средств ЭЦП, что подтверждается сертификатом, выдаваемым центром сертификации. Из европейских государств по пути жесткого регулирования ЭЦП, основанного на открытых и закрытых ключах, пошла Германия. Однако после принятия Директивы ЕС об электронных подписях германское электронное законодательство претерпело изменения, что привело положения германского законодательства в соответствие с общеевропейскими правилами, закрепляющими принцип технологической нейтральности технологии электронных подписей. Принятие Закона "Об ЭЦП" было необходимым, но не достаточным условием для ускорения развития в России электронных технологий с применением электронной цифровой подписи и электронной торговли. Практика применения ЭЦП показала, что Закон не отвечает на все вопросы, возникающие в связи с применением электронной цифровой подписи. Сразу после вступления в силу данный правовой акт начал подвергаться критике со стороны экономистов, юристов, а также правоприменителей <21>. Закон содержал не вполне удачные формулировки и не только не ускорил, а, скорее, затормозил те процессы, которые регламентирует. -------------------------------- <21> См., например: Материалы V региональной межвузовской конференции "Вузовская наука: из настоящего в будущее" от 30 апреля 2004 г. В 2 т. Том 1. Кисловодск: Изд-во филиала Северо-Кавказского ГТУ в г. Кисловодске, 2004. С. 92.

Выделим принципы, на которых основывается Закон "Об ЭЦП". 1. Цифровая подпись не может быть дискриминирована по сравнению с собственноручной подписью только по тому основанию, что она имеет электронную форму. При соблюдении всех указанных в Законе требований, предъявляемых к электронной подписи, она порождает те же правовые последствия, что и собственноручная подпись. Презюмируется равенство доказательственной силы электронной и собственноручной подписей при судебных разбирательствах. 2. Могут использоваться только сертифицированные средства электронной цифровой подписи, таким образом осуществляется государственный контроль за обращением продуктов и услуг, связанных с технологией ЭЦП. 3. Устанавливаются требования, предъявляемые как к самой электронной цифровой подписи, так и к удостоверяющим центрам. 4. Технология асимметричной криптографии получила правовое признание и используется при формировании электронной цифровой подписи. 5. Обширная сфера применения электронной цифровой подписи. Цифровая подпись может использоваться субъектами публичных отношений и в частноправовой сфере для подписания договоров и для идентификации отправителя. 6. Признание иностранного сертификата ключа подписи, что способствует международной электронной коммерции. Закон "Об ЭЦП" состоит из 5 глав и 21 статьи. В первой главе "Общие положения" определяется цель и сфера правового регулирования Закона, указывается правовая база в области использования электронной цифровой подписи, а также раскрываются основные понятия, которые используются в Законе. Во второй главе "Условия использования электронной цифровой подписи" закреплены условия признания равнозначности электронной цифровой подписи и собственноручной подписи, условия использования средств электронной цифровой подписи, содержание и порядок хранения сертификата ключа подписи. Глава III носит название "Удостоверяющие центры". Она регламентирует статус и деятельность организаций, обеспечивающих функционирование технологии ЭЦП, определяет принципы взаимодействия между удостоверяющим центром и уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, перечисляет основные права и обязанности удостоверяющих центров и владельцев сертификатов ключа, а также указывает основания для приостановления, аннулирования сертификата ключа подписи, последствия прекращения деятельности удостоверяющего центра. В четвертой главе "Особенности использования электронной цифровой подписи" предусмотрены особенности использования цифровой подписи в сфере государственного управления, в корпоративных информационных системах, а также условия признания иностранных сертификатов электронной цифровой подписи. Также указываются случаи, когда электронная цифровая подпись может замещать не только собственноручную подпись, но и печать. В пятой главе устанавливаются заключительные и переходные положения, связанные с введением в действие Закона "Об ЭЦП". В данный момент принято уже достаточно большое количество подзаконных актов, регламентирующих вопросы применения цифровой подписи. Как мы уже отметили выше, технологии электронной цифровой подписи использовались задолго до принятия комментируемого Федерального закона. В частности, еще Приказом Банка России от 21 сентября 1993 г. N 02-159 был введен в действие государственный стандарт "Подпись цифровая электронная" <22> (в настоящее время этот Приказ утратил силу, вместо него действует Приказ Банка России от 31 января 1995 г. N 02-13, вводящий в действие новые стандарты в сфере применения электронной цифровой подписи <23>). -------------------------------- <22> Приказ ЦБ РФ от 21.09.1993 N 02-159 "О вводе в действие стандарта Центрального банка Российской Федерации "Подпись цифровая электронная" // Документ опубликован не был. См. в СПС "КонсультантПлюс". <23> См.: Приказ ЦБ РФ от 31.01.1995 N 02-13 "О вводе в действие в системе Центрального банка Российской Федерации государственных стандартов Российской Федерации" // Документ опубликован не был. См. в СПС "КонсультантПлюс".

Между тем в последнее время появляются новые нормативные акты, так или иначе связанные или затрагивающие сферу действия Закона "Об ЭЦП". Особое место занимают документы, подготовленные Банком России и Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг (далее - ФКЦБ), например письмо Банка России от 03.02.2004 N 16-Т "О Рекомендациях по информационному содержанию и организации WEB-сайтов кредитных организаций в сети Интернет", в котором содержатся Рекомендации по информационному содержанию и организации WEB-сайтов кредитных организаций в сети Интернет. В пункте 3.8 данных Рекомендаций указывается, что "электронный документооборот между кредитными организациями и клиентами через операционный WEB-сайт целесообразно осуществлять с использованием средств аутентификации электронных сообщений (в том числе средств электронной цифровой подписи)" <24>. Под аутентификацией электронного сообщения в данном случае понимается процесс контроля целостности и подтверждения подлинности электронного сообщения. -------------------------------- <24> Письмо ЦБ РФ от 03.02.2004 N 16-Т "О Рекомендациях по информационному содержанию и организации WEB-сайтов кредитных организаций в сети Интернет" // Вестник Банка России. 11.02.2004. N 11.

До вступления в силу Приказа Федеральной службы по финансовым рынкам (далее - ФСФР) РФ от 16.03.2005 N 05-5/пз-н <25> действовало Положение о раскрытии информации об аффилированных лицах открытых акционерных обществ, утв. Постановлением ФКЦБ России от 1 апреля 2003 г. N 03-19/пс, в котором предусматривалась возможность представления информации об аффилированных лицах открытых акционерных обществ посредством документов в форме электронного документооборота, подписанных электронной цифровой подписью, при этом "дублирования" передаваемых документов на бумажном и магнитном носителях не требовалось <26>. -------------------------------- <25> Приказ ФСФР РФ от 16.03.2005 N 05-5/пз-н (в ред. от 10.10.2006) "Об утверждении Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг" (зарегистрировано в Минюсте РФ 26.04.2005 N 6550) // СПС "КонсультантПлюс". <26> См.: Постановление ФКЦБ РФ от 01.04.2003 N 03-19/пс "О раскрытии информации об аффилированных лицах открытых акционерных обществ" (зарегистрировано в Минюсте РФ 05.05.2003 N 4483) // Российская газета. N 91. 15.05.2003.

Приказом ФСФР от 1 сентября 2004 г. N 04-442/пз-н "О предоставлении в Федеральную службу по финансовым рынкам электронных документов с электронной цифровой подписью" <27> утверждено Положение о предоставлении в Федеральную службу по финансовым рынкам электронных документов с электронной цифровой подписью, в котором указывается, что "электронные документы, предоставляемые в Федеральную службу, должны быть подписаны электронной цифровой подписью. Сертификат ключа подписи выдается удостоверяющим центром, определяемым Федеральной службой. Отношения между Федеральной службой и удостоверяющим центром регулируются соответствующим соглашением" <28>. -------------------------------- <27> Приказ ФСФР РФ от 01.09.2004 N 04-442/пз-н "О предоставлении в Федеральную службу по финансовым рынкам электронных документов с электронной цифровой подписью" (зарегистрировано в Минюсте РФ 19.10.2004 N 6069) // Российская газета. N 236. 26.10.2004. <28> Пункт 4 указ. Положения.

Приказом Министерства по налогам и сборам (далее - МНС) России от 2 апреля 2002 г. N БГ-3-32/169 <29> был утвержден Порядок представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, который определяет общие принципы организации информационного обмена при использовании системы безбумажной технологии. Согласно вышеуказанному Порядку формы налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде, представленные в соответствии с требованиями законодательства, являются оригиналами, имеют юридическую силу, подлежат хранению в архиве юридически значимых документов и могут использоваться в качестве доказательств в суде, а также при рассмотрении споров в досудебном порядке. Представление налоговой отчетности в электронном виде должно осуществляться через специализированного оператора связи, оказывающего услуги налогоплательщику, и при этом налогоплательщик не обязан представлять отчетность в налоговый орган на бумажном носителе. -------------------------------- <29> Приказ МНС РФ от 02.04.2002 N БГ-3-32/169 "Об утверждении Порядка представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи" (зарегистрировано в Минюсте РФ 16.05.2002 N 3437) // Российская газета. N 89. 22.05.2002.

Постановлением Пенсионного фонда России от 26 января 2001 г. N 15 "О введении в системе Пенсионного фонда Российской Федерации криптографической защиты информации и электронной цифровой подписи" установлено, что для обеспечения защиты информации, предоставляемой в электронной форме в системе электронного документооборота Пенсионного фонда Российской Федерации, необходимо использовать средства криптографической защиты информации и электронной цифровой подписи "Верба-O/OW" <30>. Данным Постановлением был утвержден Регламент регистрации и подключения юридических и физических лиц к системе электронного документооборота Пенсионного фонда РФ. -------------------------------- <30> См.: пункт 1 Постановления Правления ПФ РФ от 26.01.2001 N 15 "О введении в системе Пенсионного фонда Российской Федерации криптографической защиты информации и электронной цифровой подписи" // Документ опубликован не был. См. в СПС "КонсультантПлюс".

Необходимо упомянуть также о следующих государственных стандартах, относящихся к рассматриваемому вопросу: 1) ГОСТ 6.10.4-84 "Придание юридической силы документам на машинном носителе и машинограмме, создаваемым средствами вычислительной техники", определивший требования к составу и содержанию реквизитов, придающих юридическую силу документам на машинных носителях, информации, создаваемым средствами вычислительной техники, а также порядок внесения изменений в указанные документы <31>. -------------------------------- <31> См.: Придание юридической силы документам на машинном носителе и машинограмме, создаваемым средствами вычислительной техники. Основные положения. ГОСТ 6.10.4-84 (утв. Постановлением Госстандарта СССР от 09.10.1984 N 3549) // Документ опубликован не был. См. в СПС "КонсультантПлюс".

Пункт 2.1 данного правового акта указывает следующие обязательные реквизиты, которые должен содержать документ на машинном носителе или машинограмма: 1) наименование организации - создателя документа; 2) местонахождение организации - создателя документа или почтовый адрес; 3) наименование документа; 4) дату изготовления документа; 5) код лица, ответственного за правильность изготовления документа на машинном носителе или машинограммы, или, как правило, код лица, утвердившего документ; 2) ГОСТ 28147-89 "Системы обработки информации. Защита криптографическая. Алгоритмы криптографического преобразования"; 3) ГОСТ Р 34.10-94 "Информационная технология. Криптографическая защита информации. Процедуры выработки и проверки электронной цифровой подписи на базе асимметричного криптографического алгоритма"; 4) ГОСТ Р 34.11-94 "Информационная технология. Криптографическая защита информации, функция кэширования" <32>. Данный Стандарт определяет алгоритм и процедуру вычисления хэш-функции для любой последовательности двоичных символов, которые применяются в криптографических методах обработки и защиты информации, в том числе для реализации процедур электронной цифровой подписи при передаче, обработке и хранении информации в автоматизированных системах. Данный документ признан национальным стандартом со дня вступления в силу Федерального закона "О техническом регулировании" от 27.12.2002 N 184-ФЗ <33>. -------------------------------- <32> Информационная технология. Криптографическая защита информации. Функция хэширования. ГОСТ Р 34.11-94 (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 23.05.1994 N 154). М.: Издательство стандартов, 1994. <33> См.: Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ (в ред. от 01.12.2007) "О техническом регулировании" (принят ГД ФС РФ 15.12.2002) // СПС "КонсультантПлюс".

Со дня вступления в силу Закона "Об ЭЦП" можно отметить следующие изменения в отечественном законодательстве. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 г. N 95-ФЗ допускает в качестве письменных доказательств представление документов, подписанных электронной цифровой подписью. Правительство РФ своими Постановлениями утвердило Положение о Федеральном агентстве по информационным технологиям <34>, Положение о Федеральной службе по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия <35>, которые регулируют порядок взаимоотношений между федеральными органами исполнительной власти и участниками информационной системы. -------------------------------- <34> Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 N 319 "Об утверждении Положения о Федеральном агентстве по информационным технологиям" // Российская газета. N 142. 06.07.2004. <35> Постановление Правительства РФ от 06.06.2007 N 354 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия" // Российская газета. N 124. 14.06.2007.

Кроме того, были приняты законы либо внесены соответствующие изменения в законодательство субъектов Российской Федерации: Закон г. Москвы от 24 октября 2001 г. N 52 "Об информационных ресурсах и информатизации города Москвы" <36>; -------------------------------- <36> Закон г. Москвы от 24.10.2001 N 52 (в ред. от 28.12.2005) "Об информационных ресурсах и информатизации города Москвы" // Вестник Мэра и Правительства Москвы. 01.02.2006. N 7.

Закон Московской области от 12 марта 1998 г. N 9/98-ОЗ "Об информации и информатизации в Московской области" <37>; -------------------------------- <37> Закон Московской области от 12.03.1998 N 9/98-ОЗ (с изм. от 11.02.2001) "Об информации и информатизации в Московской области" (принят решением Мособлдумы от 25.02.1998 N 4/8) // СПС "КонсультантПлюс".

Областной закон Ленинградской области от 22 сентября 1998 г. N 33-ОЗ "О государственных информационных ресурсах Ленинградской области" <38>; -------------------------------- <38> Областной закон Ленинградской области от 22.09.98 N 33-оз (в ред. от 12.07.2006) "О государственных информационных ресурсах Ленинградской области" (принят ЗС ЛО 22.09.1998) // СПС "КонсультантПлюс".

Закон Республики Башкортостан от 22 апреля 1997 г. N 89-З "Об участии Республики Башкортостан в международном информационном обмене"; Закон Калининградской области от 11 февраля 2002 г. N 115 "О государственных информационных ресурсах Калининградской области" и другие. Перейдем к рассмотрению нового Закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", отметим те изменения, которые он внес в правовую систему России, проанализируем наиболее важные положения данного нормативно-правового акта и сравним его с предшественником. До 2006 года в России действовал Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации" <39> (далее - Закон "Об информации..." от 1995 г.), который регулировал отношения, возникающие при формировании и использовании информационных ресурсов на основе создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения и предоставления потребителю документированной информации; создании и использовании информационных технологий и средств их обеспечения; защите информации, прав субъектов, участвующих в информационных процессах и информатизации. -------------------------------- <39> Федеральный закон от 20.02.1995 N 24-ФЗ (в ред. от 10.01.2003) "Об информации, информатизации и защите информации" (принят ГД ФС РФ 25.01.1995) // Российская газета. N 39. 22.02.1995.

27 июля 2006 г. был принят Федеральный закон N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Закон "Об информации..."), который регулирует отношения при осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, при применении информационных технологий, а также при обеспечении защиты информации, за исключением отношений в области охраны результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации. Принятие нового Закона "Об информации..." было обусловлено необходимостью унификации принципов и правил взаимодействия в сфере информационных теологий, устранения в ней ряда пробелов и приближения законодательства России к международной практике регулирования информационных отношений. Проект Закона "Об информации..." разрабатывался в соответствии с п. 22 Плана законопроектной деятельности Правительства РФ на 2005 г., утвержденного распоряжением Правительства РФ от 6 апреля 2005 г. N 335-р <40>. Стала очевидной необходимость корректировки прежних законов, и в первую очередь базового Закона "Об информации..." от 1995 г. -------------------------------- <40> Распоряжение Правительства РФ от 06.04.2005 N 355-р об утверждении Плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2005 год // Собрание законодательства РФ. 11.04.2005. N 15. Ст. 1378.

Среди причин разработки проекта нового Закона можно выделить следующие: 1) несоответствие положений действовавшего Закона современным реалиям использования информационных технологий; 2) концептуальные дефекты, противоречивость и несогласованность основных положений и норм действующего Закона; 3) необходимость устранения пробелов в праве, которые были связаны с передачей информации как объекта гражданских прав и отсутствием регулирования общественных отношений в области использования инфокоммуникационных технологий. В названии нового Закона "Об информации..." было использовано понятие "информационные технологии", что следует признать целесообразным и приоритетным по сравнению с применением понятия "информатизация", используемого в старом Законе. Центральное место рассматриваемого Закона в системе информационного законодательства России определяет его приоритетную роль в вопросах регулирования информационных отношений и позволит обеспечить единообразное, системное и обоснованное регулирование информационной сферы, а также создать правовую основу для реализации государственных задач, связанных с построением в нашей стране информационного общества и обеспечением вхождения страны в мировое информационное пространство <41>. -------------------------------- <41> См.: Королев А. Н., Плешакова О. В. Комментарий к Федеральному закону "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (постатейный). Юстицинформ, 2007.

Статья первая данного Закона указывает, что сфера его действия распространяется на отношения, возникающие при: 1) осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации; 2) применении информационных технологий; 3) обеспечении защиты информации. Первая область отношений определена Конституцией РФ, где закреплено право каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом <42>. -------------------------------- <42> Часть 4 ст. 29 Конституции Российской Федерации.

Вторая область отношений, которые регулирует Закон "Об информации...", ограничивается применением информационных технологий. Согласно определению Закона, под информационными технологиями понимаются процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов <43>. -------------------------------- <43> См.: ст. 2 Закона "Об информации...".

Область государственного регулирования Закона в сфере применения информационных технологий включает следующие отношения: поиск информации; сбор информации; хранение информации; обработка информации; получение информации; передача информации; предоставление информации (получение и передача); распространение информации (получение и передача); производство информации; развитие информационных систем (совокупности информации в базах данных и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств); создание условий для эффективного использования информационно-телекоммуникационных сетей. Третья область отношений, регулируемых данным Законом, - обеспечение защиты информации. Обеспечение такой защиты включает принятие правовых, организационных и технических мер, направленных на: обеспечение защиты информации от неправомерного доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения, а также от иных неправомерных действий в отношении такой информации; соблюдение конфиденциальности информации ограниченного доступа; реализацию права на доступ к информации. Сфера действия Закона "Об информации..." не распространяется на отношения, возникающие при правовой охране результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации. Такие отношения регулирует четвертая часть Гражданского кодекса РФ, вступившая в силу с 1 января 2008 года и заменившая собой следующие правовые акты: Закон РФ от 9 июля 1993 г. N 5351-1 "Об авторском праве и смежных правах", Патентный закон РФ от 23 сентября 1992 г. N 3517-1, Закон РФ от 23 сентября 1992 г. N 3520-1 "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров", Закон РФ от 23 сентября 1992 г. N 3523-1 "О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных", Закон РФ от 23 сентября 1992 г. N 3526-1 "О правовой охране топологий интегральных микросхем", Закон РФ от 6 августа 1993 г. N 5605-1 "О селекционных достижениях" <44>. -------------------------------- <44> Федеральный закон от 18.12.2006 N 231-ФЗ (в ред. от 24.07.2007) "О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 24.11.2006) // Российская газета. N 289. 22.12.2006; Российская газета. N 163. 28.07.2007.

Центральным в Законе "Об информации..." является понятие "информация". В ранее действовавшем Законе "Об информации..." от 1995 г. под информацией понимались сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их предоставления. В новом Законе определение информации представлено в более общем виде: "Информацией являются любые сведения (сообщения, данные) независимо от формы их предоставления" <45>. -------------------------------- <45> Пункт 1 ст. 2 Закона "Об информации...".

Вводится новое для российского законодательства определение понятия "информационные технологии", под которыми понимаются процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы их осуществления. В Законе получил закрепление такой термин, как "информационно-телекоммуникационная сеть", под которой понимается технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи" под понятием "линии связи" понимаются линии передачи, физические цепи и линейно-кабельные сооружения связи <46>. -------------------------------- <46> Пункт 7 ст. 2 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ (в ред. от 24.07.2007) "О связи" (принят ГД ФС РФ 18.06.2003) // В данном виде документ опубликован не был. Российская газета. N 135. 10.07.2003.

Изменениям подверглись и определения субъектов правоотношений в сфере информации. Что касается принадлежности информации отдельным лицам, то они стали именоваться "обладателями" информации, а не ее "собственниками", "владельцами" или "пользователями". Данный подход упростил понимание структуры субъектов права на информацию. "Все они, независимо от прав на информацию (абсолютных, по образу вещных, или относительных/обязательственных), являются ее обладателями. Обладателями информации, как и ранее, могут быть любые субъекты гражданского права: граждане (физические лица), юридические лица, РФ, субъекты РФ и муниципальные образования" <47>. -------------------------------- <47> Хохлов Е. Комментарий к новому Закону об информации // Корпоративный юрист. 2007. N 1.

Закон "Об информации..." ввел особый субъект правоотношений в сфере информации - оператора информационной системы. Это лицо, осуществляющее деятельность по эксплуатации информационной системы, в том числе по обработке информации, содержащейся в базах данных. Е. Хохлов считает, что под определение информационной системы подпадает даже сайт в сети Интернет, который вполне может считаться базой данных, также указывая на то, что в качестве операторов информационных систем следует рассматривать компании, оказывающие не только услуги по хостингу, но также и услуги по наполнению сайтов <48>. -------------------------------- <48> Хохлов Е. Указ. соч.

В текст Закона "Об информации..." не были включены некоторые понятия, использовавшиеся в его предшественнике: "информатизация", "информационные процессы", "информационные ресурсы", "персональные данные", "средства обеспечения информационных автоматизированных систем". В своем Комментарии к Закону "Об информации..." А. Н. Королев и О. В. Плешакова отмечают, что разработчики данного Федерального закона, исключая из текста понятие "информатизация", исходили из того, что оно в принципе имеет право на существование, но ему не место в юридических текстах, т. к. в него можно вкладывать различное содержание. По мнению разработчиков Закона, использовать его в тексте прежнего Федерального закона, тем более в его названии, было не самой удачной работающей идеей. Также разработчики нового Федерального закона ссылаются на отсутствие данного термина в зарубежном законодательстве <49>. -------------------------------- <49> См.: Королев А. Н., Плешакова О. В. Комментарий к Федеральному закону "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (постатейный). Юстицинформ, 2007.

Мы считаем, что отсутствие в новом Законе "Об информации..." терминов "информатизация" и "информационные ресурсы" является недостатком, т. к. данные определения уже широко используются в действующих нормативно-правовых актах и прочно вошли в правоприменительную практику. Важными, на наш взгляд, являются положения статей 11 и 15 Закона "Об информации...". Статья 11 имеет название "Документирование информации". Под документированной информацией понимается зафиксированная на материальном носителе путем документирования информация с реквизитами, позволяющими определить ее или в установленных законодательством РФ случаях ее материальный носитель. Порядок документирования информации в федеральных органах исполнительной власти устанавливается Правительством РФ. В соответствии с Типовым регламентом взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, утвержденным Постановлением Правительства РФ 19 января 2005 г. N 30 (в ред. от 11 ноября 2005 г.), делопроизводство в федеральных органах исполнительной власти организуется в соответствии с типовой инструкцией по делопроизводству в федеральном органе исполнительной власти, утверждаемой Министерством культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации. Федеральные органы исполнительной власти издают инструкции по делопроизводству, согласованные с Федеральным архивным агентством <50>. -------------------------------- <50> Раздел 11 Типового регламента взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19 января 2005 г. N 30 (в ред. от 15.10.2007) // Российская газета. N 12. 25.01.2005.

Типовая инструкция по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти, утвержденная Приказом Минкультуры России от 8 ноября 2005 г. N 536, определяет общие требования к функционированию служб документационного обеспечения управления, документированию управленческой деятельности и организации работы с документами в федеральных органах исполнительной власти <51>. -------------------------------- <51> См.: Приказ Минкультуры РФ от 08.11.2005 N 536 "О Типовой инструкции по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти" (зарегистрировано в Минюсте РФ 27.01.2006 N 7418) // Российская газета. N 24. 07.02.2006.

Часть 3 статьи 11 Закона "Об информации..." презюмирует равенство электронного документа и документа, подписанного собственноручной подписью, при этом под электронным документом понимается электронное сообщение, подписанное электронной цифровой подписью. Далее указывается, что "в целях заключения гражданско-правовых договоров или оформления иных правоотношений, в которых участвуют лица, обменивающиеся электронными сообщениями, обмен электронными сообщениями, каждое из которых подписано электронной цифровой подписью или иным аналогом собственноручной подписи отправителя такого сообщения... рассматривается как обмен документами" <52>. -------------------------------- <52> Пункт 4 статьи 11 Закона "Об информации...".

Данное положение является, на наш взгляд, очень важным, так как закладывает основы для электронного документооборота в России, особенно в отсутствие Федерального закона "Об электронном документе". Статья 15 Закона "Об информации..." "Использование информационно-телекоммуникационных сетей" устанавливает условия использования информационно-телекоммуникационных сетей на территории России. Под информационно-телекоммуникационной сетью понимается технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники. Отношения, связанные с созданием и эксплуатацией всех сетей связи и сооружений связи, использованием радиочастотного спектра, оказанием услуг электросвязи и почтовой связи на территории Российской Федерации и на находящихся под ее юрисдикцией территориях, регулирует Федеральный закон от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи" (в ред. от 29.12.2006). Здесь же предусматривается возможность установления в федеральном законодательстве России обязательной идентификации личности, организаций, использующих информационно-телекоммуникационную сеть при осуществлении предпринимательской деятельности, "при этом получатель электронного сообщения, находящийся на территории Российской Федерации, вправе провести проверку, позволяющую установить отправителя электронного сообщения, а в установленных федеральными законами или соглашением сторон случаях обязан провести такую проверку" <53>. Реализацию данного положения можно увидеть в проверке подлинности сертификата ключа электронной цифровой подписи. -------------------------------- <53> Пункт 4 статьи 15 Закона "Об информации...".

Как указывает В. Н. Лопатин, сравнительно-правовой анализ положений Закона "Об информации..." позволяет сделать вывод о наличии в нем большого числа правовых коллизий <54>. -------------------------------- <54> См.: Лопатин В. Н. Область применения Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и защите информации" // Информационное право. 2006. N 4.

Так, например, в одном случае указываются получение информации, передача информации и распространение информации как самостоятельные информационные процессы (статьи 1 и 12 Закона), в другом - распространение и предоставление информации раскрываются через получение и передачу такой информации (ст. 2 Закона). В статье 2 Закона доступ к информации раскрывается через получение и использование информации, статья 8 определяет доступ к информации как ее поиск и получение, а использование информации согласно статьям 6 и 7 уже включает в себя и ее распространение. Также В. Н. Лопатин указывает на то, что "данный Федеральный закон в ряде случаев по своему содержанию избыточен по отношению к заявленной в первой статье Закона области регулируемых отношений" <55>. -------------------------------- <55> Лопатин В. Н. Указ. соч.

Решением данных коллизий займется правоприменительная практика, а также последующие изменения в Законе. Переходим к анализу положений Закона "О защите прав потребителей". 21 декабря 2004 года в него Законом N 171-ФЗ была введена статья 26.1 "Дистанционный способ продажи товара" <56>. -------------------------------- <56> См.: Федеральный закон от 21.12.2004 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" и о признании утратившим силу пункта 28 статьи 1 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" (принят ГД ФС РФ 26.11.2004) // Российская газета. N 289. 29.12.2004.

Как отмечает Я. Е. Парций, "характеризуя новую для Закона норму, следует сразу отметить, что в ней не идет речь о новом виде договора, а регулируются только отдельные условия реализации договора розничной купли-продажи, охватываемые понятием "способ продажи". Такой способ продажи ранее специально не регулировался, хотя и упоминался в пункте 4 статьи 4 Закона "О защите прав потребителей" и в общих положениях о купле-продаже Гражданского кодекса РФ. Особенности дистанционного способа продажи: 1) товар продается без непосредственного ознакомления покупателя с ним или его образцом; 2) специальный состав информации, которая должна быть предоставлена продавцом потребителю до заключения договора. При дистанционном способе продажи товара применяются общие правила заключения договоров, установленные гл. 28 ГК РФ, в том числе по вопросам оферты и акцепта. Договор розничной купли-продажи дистанционным способом является реальным договором и должен считаться заключенным с момента передачи товара покупателю. Однако данное правило не применяется к договору, который считается заключенным с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара. Это обстоятельство имеет важное значение для определения момента возникновения прав и обязательств сторон по договору. Документами, подтверждающими факт покупки товара у данного продавца и условия покупки, могут быть письменный договор, товарный чек, квитанция и другие подобные документы. Хотя при отсутствии таких документов покупатель имеет право ссылаться на другие доказательства для подтверждения упомянутых фактов. 27 сентября 2007 г. в соответствии с Законом "О защите прав потребителей" Правительство Российской Федерации утвердило Правила продажи товаров дистанционным способом <57>. -------------------------------- <57> Постановление Правительства РФ от 27.09.2007 N 612 "Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом" // Российская газета. N 219. 03.10.2007.

Согласно данным Правилам, под продажей товаров дистанционным способом понимается продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках или посредством средств связи или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора. При анализе положений данных Правил можно выделить следующие обязанности продавца: 1) предложить покупателю услуги по доставке товаров; 2) сообщить покупателю о необходимости использования квалифицированных специалистов по подключению, наладке и пуску в эксплуатацию технически сложных товаров, которые по техническим требованиям не могут быть пущены в эксплуатацию без участия соответствующих специалистов; 3) до заключения договора предоставить покупателю информацию об основных потребительских свойствах товара и месте нахождения продавца, о месте изготовления товара, наименовании продавца, о цене и об условиях приобретения товара, о его доставке, сроке службы, сроке годности и гарантийном сроке, о порядке оплаты товара, а также о сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора; 4) в момент доставки товара довести до сведения покупателя в письменной форме информацию, перечень которой содержится в пункте 9 Правил продажи товаров дистанционным способом; 5) предоставить покупателю информацию о том, что товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток; 6) заключить договор с любым лицом, выразившим намерение приобрести товар, предложенный в его описании, обращенном к неопределенному кругу лиц; 7) информировать покупателя о сроке, в течение которого действует предложение о продаже товара дистанционным способом; 8) обеспечивать конфиденциальность персональных данных о покупателе; 9) при отказе покупателя от товара возвратить ему сумму, уплаченную в соответствии с договором, за исключением расходов продавца на доставку; 10) передать товар покупателю в порядке и сроки, которые установлены в договоре; 11) передать покупателю товар, качество которого соответствует договору и информации, предоставленной покупателю при заключении договора. В Правилах также определяются условия доставки товара и условия отказа покупателя от товара. Важным положением Правил является запрет на продажу алкогольной продукции дистанционным способом, а также товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством Российской Федерации. Следует иметь в виду, что данные ограничения также распространяются в целом и на продажу табачной продукции, поскольку регулирование деятельности по их розничной продаже осуществляется Федеральным законом от 10.07.2001 N 87-ФЗ "Об ограничении курения табака" <58>. -------------------------------- <58> Федеральный закон от 10.07.2001 N 87-ФЗ (в ред. от 08.11.2007) "Об ограничении курения табака" (принят ГД ФС РФ 21.06.2001) // Российская газета. N 133. 14.07.2001.

Также следует учитывать, что Правила продажи товаров дистанционным способом не применяются к продаже товаров с использованием автоматов и в отношении выполнения работ (услуг), не связанных с продажей товаров дистанционным способом. Как мы видим, в настоящее время происходит процесс развития законодательства в сфере электронной торговли и электронного документооборота, что является весьма важным фактором для дальнейшего формирования законодательства в области инфокоммуникационных технологий. Отметим, что большая роль в правовом регулировании отношений в области использования электронных документов и цифровой подписи отводится соглашению сторон, благодаря которому, например, могут решаться вопросы применения и использования, определяться технология, используемая для создания цифровой подписи. Работа по совершенствованию законодательной базы в данной сфере не завершена, и предстоит принять еще не один нормативно-правовой акт, регулирующий правоотношения в области электронной коммерции, электронного документооборота и использования электронных подписей. Необходимо ориентироваться на опыт ведущих стран и на типовое международное законодательство. Необходимо признание юридической силы не только за электронно-цифровыми подписями, но и за другими аналогами собственноручной подписи.

------------------------------------------------------------------

Название документа