Обзор нового законодательства

(Хаустов Д. В.) ("Экологическое право", 2008, N 6) Текст документа

ОБЗОР НОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА <1>

Д. В. ХАУСТОВ

Хаустов Д. В., ассистент кафедры экологического и земельного права юридического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, кандидат юридических наук.

Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 138-ФЗ "О внесении изменений в статьи 38 и 39 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" <2>

Изменения касаются порядка рассмотрения споров, в которых одной из сторон является арбитражный суд. Документом установлено, что иск по спору, в котором одной из сторон является арбитражный суд, предъявляется в Арбитражный суд Московской области, за исключением случая, если одной из сторон в споре является арбитражный суд, расположенный на территории Московского судебного округа. В последнем случае иск предъявляется в Арбитражный суд Тверской области. Также регламентирован порядок вынесения и обжалования определения о передаче дела на рассмотрение другого арбитражного суда.

Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 147-ФЗ "О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации" и статью 23 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации" <3>

Документом ограничена компетенция мировых судей по рассмотрению некоторых категорий гражданских дел. В силу внесенных изменений мировому судье теперь подсудны в том числе дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества при цене иска, не превышающей ста тысяч рублей (ранее - о разделе между супругами совместно нажитого имущества независимо от цены иска), а также дела по имущественным спорам, за исключением дел о наследовании имущества и дел, возникающих из отношений по созданию и использованию результатов интеллектуальной деятельности, при цене иска, не превышающей ста тысяч рублей (ранее - дела по имущественным спорам при цене иска, не превышающей пятисот минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на день подачи заявления). Кроме того, из компетенции мирового судьи исключены дела, возникающие из трудовых отношений.

Указ Президента РФ от 25 августа 2008 г. N 1250 "О внесении изменений в Положение о Государственно-правовом управлении Президента Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 28 мая 2004 г. N 699, и в Положение об Управлении Президента Российской Федерации по кадровым вопросам и государственным наградам, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 25 июня 2004 г. N 799" <4>

Данным Указом уточнены функции Государственно-правового управления Президента РФ и функции Управления Президента РФ по кадровым вопросам и государственным наградам. Установлено, что Государственно-правовое управление Президента РФ осуществляет не только подготовку проектов указов, распоряжений и поручений Президента РФ, а также проектов распоряжений Администрации Президента РФ, но и согласование проектов указанных актов. Указом также установлено, что проекты указов и распоряжений Президента РФ, подготавливаемые Управлением Президента РФ по кадровым вопросам и государственным наградам, должны согласовываться с Государственно-правовым управлением Президента РФ.

Распоряжение Администрации Президента РФ N 943, Аппарата Правительства РФ N 788 от 16 июля 2008 г. <5>

Документом дан новый Перечень полных и сокращенных наименований федеральных органов исполнительной власти. Подразделениям Администрации Президента РФ и Аппарата Правительства РФ поручено при подготовке проектов указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ и иных официальных документов использовать полные наименования федеральных органов исполнительной власти. Сокращенные наименования используются только при подготовке проектов распоряжений Президента РФ, распоряжений Правительства РФ, протоколов заседаний и совещаний, служебных писем, документов справочного характера и приложений (нетекстовых) к указам Президента РФ и постановлениям Правительства РФ, а также при подготовке проектов актов Президента РФ и Правительства РФ об утверждении положений о федеральных органах исполнительной власти. Признано утратившим силу распоряжение Администрации Президента РФ г. N 1576, Аппарата Правительства РФ г. N 954 от 21 декабря 2007 г.

Федеральный закон от 24 июня 2008 г. N 93-ФЗ "О внесении изменения в статью 64 Федерального закона "Об охране окружающей среды" <6>

Данным Федеральным законом уточнен перечень субъектов, наделенных полномочиями по осуществлению контроля в области охраны окружающей среды. Ранее было установлено, что в России осуществляется государственный, производственный, муниципальный и общественный экологический контроль. Из этого положения теперь исключено упоминание муниципального экологического контроля в связи с ранее внесенными в этот Федеральный закон, а также в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" изменениями, предусматривающими исключение из полномочий органов местного самоуправления муниципального экологического контроля.

Федеральный закон от 30 июня 2008 г. N 108-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" <7>

Изменения, внесенные в Федеральный закон "О концессионных соглашениях", касаются, в частности, уточнения состава недвижимого имущества, являющегося объектом концессионного соглашения, а также круга лиц, которые могут выступать от имени концедента. Отдельными поправками конкретизируются права сторон концессионного соглашения. Документом расширен перечень существенных условий концессионного соглашения. В частности, включены условия о порядке внесения изменений в концессионное соглашение и порядке возмещения расходов сторон в случае его досрочного прекращения, уплаты неустойки за нарушение сторонами обязательств. Урегулированы вопросы, связанные с предоставлением концессионеру земельного участка, лесного участка, водного объекта и участка недр. Значительно изменен порядок заключения концессионного соглашения. Одновременно внесены изменения в отдельные законодательные акты, в частности: в Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", Налоговый кодекс РФ.

Федеральный закон от 14 июля 2008 г. N 118-ФЗ "О внесении изменений в Водный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" <8>

Документом терминология ряда федеральных законов приведена в соответствие с водным законодательством, законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии и законодательством о рыболовстве (например, термин "водоем" заменен на "водный объект", слова "забор воды" заменены на "изъятие водных ресурсов" и т. д.). Есть и изменения, которые внесены непосредственно в Водный кодекс РФ. Так, введена новая статья 7.1, регламентирующая порядок осуществления водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водных объектов; в новой редакции изложена статья 40 Кодекса в целях приведения ее в соответствие с Федеральным законом от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".

Федеральный закон от 18 июля 2008 г. N 120-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О континентальном шельфе Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" <9>

Изменениями установлено, что участки континентального шельфа Российской Федерации будут предоставляться в пользование без проведения конкурсов и аукционов. Данные участки должны включаться в утверждаемый Правительством РФ перечень участков недр федерального значения, которые предоставляются в пользование без проведения конкурсов и аукционов. В этот перечень включаются также предоставляемые для разведки и добычи полезных ископаемых или для геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, осуществляемых по совмещенной лицензии, участки недр федерального значения, расположенные на территории РФ и простирающиеся на ее континентальный шельф, и участки недр федерального значения, содержащие газ. Правительство РФ должно также, в частности, утвердить порядок рассмотрения заявок на получение права пользования недрами, предоставляемыми без проведения конкурсов и аукционов, а также предоставляемыми для некоторых иных целей, кроме добычи полезных ископаемых, в частности для захоронения радиоактивных, токсичных и иных опасных отходов.

Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 141-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования земельных отношений" <10>

Земельный кодекс РФ дополнен главой "Земельные участки". Установлены понятие земельного участка, порядок образования, раздела, выдела и перераспределения земельных участков. Документом также установлены особенности государственной регистрации прав на земельные участки, образуемые при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, и порядок государственной регистрации прекращения права собственности на земельный участок вследствие отказа от права собственности на него.

Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 143-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" <11>

В соответствии с внесенными изменениями лица, которым предоставлены лесные участки, не вправе препятствовать доступу граждан на эти участки, а также осуществлению заготовки и сбору находящихся на них пищевых и недревесных лесных ресурсов. В Лесной кодекс РФ внесены изменения, направленные, в частности: на соблюдение прав граждан на свободное и бесплатное пребывание в лесах; на установление механизма реализации древесины, полученной при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда; на закрепление возможности предоставления в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, дороги, трубопроводы и другие линейные объекты; на уточнение правового режима резервных лесов.

Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 145-ФЗ "О внесении изменений в статью 260 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" <12>

Изменениями в Уголовный кодекс и Кодекс РФ об административных правонарушениях усилена ответственность за незаконную рубку лесных насаждений. В частности, согласно изменениям, внесенным в часть первую статьи 260 Уголовного кодекса РФ, незаконная рубка, а равно повреждение роста лесных насаждений, если эти деяния совершены в значительном размере, наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей (ранее - до сорока тысяч рублей), либо обязательными работами на срок от ста до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок от шести месяцев до двух лет (ранее - до одного года), либо лишением свободы на срок до одного года (ранее - арестом на срок до трех месяцев). В случае совершения данного преступления в особо крупном размере либо организованной группой лиц сумма штрафа составит от пятисот тысяч до одного миллиона рублей (сейчас - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей) либо лишением свободы на срок от трех до шести лет (сейчас - на срок до трех лет) с лишением права занимать определенные должности на срок до трех лет. Также согласно изменениям, внесенным в статью 8.28 Кодекса РФ об административных правонарушениях, усилена ответственность за незаконную рубку, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан.

Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 148-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" <13>

Документ дополняет Градостроительный кодекс РФ нормами, регулирующими вопросы создания и деятельности саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования и строительства. Основными целями саморегулируемых организаций определены: предупреждение причинения вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, объектам культурного наследия народов Российской Федерации вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и выполняются членами саморегулируемых организаций; повышение качества выполнения инженерных изысканий, осуществления архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства. В этих целях, в частности, саморегулируемые организации наделены полномочием выдавать свидетельства о допуске к видам работ по инженерным изысканиям, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <14>

Данным Федеральным законом урегулированы отношения, возникающие в связи с отчуждением из государственной собственности субъектов РФ либо муниципальной собственности недвижимого имущества, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства. В Законе рассмотрены особенности отчуждения арендуемого имущества, условия предоставления и порядок реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, определены последствия несоблюдения требований к порядку совершения сделок по возмездному отчуждению государственного или муниципального имущества. Действие Закона не распространяется, в частности, на отношения, возникающие при приватизации имущественных комплексов государственных или муниципальных унитарных предприятий; на недвижимое имущество, принадлежащее государственным или муниципальным учреждениям на праве оперативного управления; на недвижимое имущество, которое ограничено в обороте.

Федеральный закон от 24 июля 2008 г. N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства" <15>

Данным Законом установлены особенности создания и правового положения Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства. Установлено, что одной из основных задач Фонда является оказание содействия развитию рынка земельных участков, предоставляемых для жилищного строительства, для решения которой Фонд, в частности, должен проводить аукционы по продаже земельных участков, переданных в собственность Фонда в качестве имущественного взноса Российской Федерации, иных объектов недвижимого имущества одновременно с земельными участками, а также аукционы по продаже прав на заключение договоров аренды таких земельных участков. Закон содержит и иные нормы, регулирующие отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами по вопросам использования земельных участков, предназначенных для жилищного строительства, а также использования иных объектов недвижимого имущества в целях содействия жилищному строительству.

Федеральный закон от 24 июля 2008 г. N 162-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и статью 14 Федерального закона "Об экологической экспертизе" <16>

Документом уточнен порядок проведения государственной экспертизы проектной документации олимпийских объектов, порядок резервирования земель и изъятия земельных участков в целях строительства этих объектов. В частности, установлены сроки проведения государственной экологической экспертизы проектной документации олимпийских объектов, строительство, реконструкцию или капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, государственной экспертизы проектной документации указанных олимпийских объектов и результатов инженерных изысканий, выполняемых для подготовки документации (не более двух месяцев), установлена возможность проведения государственной экспертизы проектной документации до получения заключения государственной экологической экспертизы проектной документации. Предусмотрено, что перечень находящихся в федеральной собственности земельных участков и иных объектов недвижимого имущества, предоставляемых гражданам и юридическим лицам взамен изымаемых земельных участков и расположенных на них иных объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов или развития территорий, прилегающих к олимпийским объектам, формируется по предложению Администрации Краснодарского края, которое направляется в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на распоряжение федеральным имуществом, и утверждается Правительством РФ. Кроме этого, определено, в частности, что финансирование кадастровых работ в отношении земельных участков, изымаемых в целях размещения олимпийских объектов федерального значения, осуществляет Государственная корпорация по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта.

Постановление Правительства РФ от 28 июня 2008 г. N 484 "О порядке разработки и утверждения нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения" <17>

Правительством РФ определен порядок разработки и утверждения нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения. Документом предусмотрено, что нормативы качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах указанных водных объектов, разрабатывает и утверждает Росрыболовство по согласованию с Минприроды РФ.

Постановление Правительства РФ от 30 июня 2008 г. N 486 "О доставке водных биологических ресурсов, добытых (выловленных) в районах промысла за пределами внутренних морских вод Российской Федерации, территориального моря Российской Федерации, исключительной экономической зоны Российской Федерации и континентального шельфа Российской Федерации, а также в Азовском и Каспийском морях, и продуктов их переработки" <18>

В соответствии с данным документом водные биоресурсы, добытые за пределами внутренних морских вод РФ, подлежат доставке на таможенную территорию РФ или в находящиеся за ее пределами российские рыбоперерабатывающие организации. С целью реализации Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" Правительством РФ установлен порядок доставки с 1 января 2009 г. водных биологических ресурсов, добытых (выловленных) российскими рыбопромысловыми судами в Баренцевом, Балтийском, Черном морях за пределами внутренних морских вод РФ, территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ, а также в Азовском и Каспийском морях, и продуктов их переработки.

Постановление Правительства РФ от 15 июля 2008 г. N 534 "О Совете по развитию лесного комплекса при Правительстве Российской Федерации" <19>

Документом установлено, что разработку предложений, связанных с реализацией государственной политики в области развития лесного хозяйства и лесопромышленного комплекса, будет осуществлять Совет по развитию лесного комплекса при Правительстве РФ. Основными задачами Совета являются рассмотрение и подготовка предложений по привлечению инвестиций в развитие лесного комплекса, анализ состояния перспектив его развития, разработка мер, направленных на ускорение модернизации лесного хозяйства. Председателем Совета является первый заместитель Председателя Правительства РФ. Совет информирует заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и организации о принятых решениях.

Постановление Правительства РФ от 15 июля 2008 г. N 536 "О Правительственной комиссии по вопросам развития рыбохозяйственного комплекса" <20>

Правительство РФ установило, что координация деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ в области развития рыбохозяйственного комплекса должна быть возложена на Правительственную комиссию. В соответствии с утвержденным Положением к ведению Комиссии отнесены вопросы: инновационного развития рыбохозяйственного комплекса; обеспечения безопасности мореплавания в районах промысла водных биологических ресурсов; строительства и модернизации рыбопромыслового флота; развития рынка рыбной продукции; научного и кадрового обеспечения рыбохозяйственного комплекса. Состав Комиссии должен утверждаться Правительством РФ.

Распоряжение Правительства РФ от 21 июля 2008 г. N 1029-р "Об утверждении примерной формы договора, на основании которого осуществляется переход права на добычу (вылов) водных биоресурсов от одного лица к другому лицу" <21>

Документом утверждена примерная форма договора передачи права на добычу (вылов) водных биоресурсов от одного лица к другому в соответствии с требованиями Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов".

Постановление Правительства РФ от 22 июля 2008 г. N 561 "О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд" <22>

Документом утверждено Положение о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, в котором определены органы, принимающие решение о резервировании земель; документы, в соответствии с которыми принимается решение о резервировании земель (документы территориального планирования, решения об утверждении границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения, государственные программы геологического изучения и использования недр); содержание решения о резервировании земель (в т. ч. сроки резервирования, предельная продолжительность которых установлена Земельным кодексом РФ). Установлен также порядок утверждения границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства федерального значения, осуществляемого до утверждения в порядке, установленном Градостроительным кодексом РФ, документов территориального планирования.

Постановление Правительства РФ от 28 июля 2008 г. N 569 "Об утверждении Правил согласования размещения хозяйственных и иных объектов, а также внедрения новых технологических процессов, влияющих на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания" <23>

Данным документом Росрыболовству поручено осуществлять согласование размещения хозяйственных объектов, а также внедрения новых технологических процессов, влияющих на состояние водных биоресурсов. Согласование осуществляется Росрыболовством в случае размещения хозяйственных объектов на территории двух и более субъектов РФ, во внутренних морских водах, в территориальном море РФ, на континентальном шельфе РФ, в исключительной экономической зоне РФ, а также в Азовском и Каспийском морях. Территориальные органы Федерального агентства по рыболовству осуществляют согласование в случае размещения данных объектов на территории одного субъекта РФ.

Постановление Правительства РФ от 28 июля 2008 г. N 577 "О согласовании перечня видов водных биологических ресурсов, отнесенных к объектам рыболовства" <24>

Установлен новый порядок согласования перечня видов водных биоресурсов, отнесенных к объектам рыболовства. Теперь Федеральное агентство по рыболовству не только разрабатывает указанный перечень, но и утверждает его после согласования с Минприроды РФ (ранее данный перечень утверждался Минсельхозом РФ).

Постановление Правительства РФ от 4 августа 2008 г. N 582 "О внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 400" <25>

Документом сокращено количество заместителей Руководителя Федеральной службы по надзору в сфере природопользования. Вместо установленных ранее четырех заместителей теперь допускается только три.

Постановление Правительства РФ от 12 августа 2008 г. N 601 "О государственном рыбохозяйственном реестре" <26>

Документом регламентирован порядок ведения государственного рыбохозяйственного реестра, который представляет собой систематизированный свод документированной информации о водных биологических ресурсах, об их использовании и сохранении и находится в федеральной собственности. В реестр вносится информация, в частности: о количественных, качественных и экономических характеристиках водных биологических ресурсов; о рыбохозяйственных бассейнах и водных объектах рыбохозяйственного назначения; о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, осуществляющих рыболовство, а также об используемых ими судах и орудиях добычи. Ведение реестра осуществляется Федеральным агентством по рыболовству. В реестр вносится документированная информация, получаемая Росрыболовством самостоятельно, предоставляемая добровольно юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а также предоставляемая в обязательном порядке на безвозмездной основе органами исполнительной власти.

Постановление Правительства РФ от 12 августа 2008 г. N 602 "Об утверждении Правил проведения аукционов по продаже промышленных квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов и долей в общем объеме квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов для осуществления промышленного рыболовства" <27>

Установлено, что продажа промышленных квот добычи водных биоресурсов и долей в общем объеме квот будет осуществляться на открытых аукционах в соответствии с данными Правилами, которыми установлено, что на аукцион выставляются квоты и доли для осуществления промышленного рыболовства, в частности, в случае: прекращения права на добычу водных биоресурсов при отказе пользователя от права на их добычу; принудительного прекращения права на добычу, если она в течение 2 лет подряд осуществляется в объеме менее 50 процентов квот; принудительного прекращения права на добычу в случае 2 или более раз в течение календарного года нарушения правил рыболовства, в результате чего биоресурсам был причинен крупный ущерб. Также Правилами определен порядок подачи и рассмотрения заявок на продажу передаваемой квоты или доли, подачи заявок на участие в аукционе, установлены требования к заявителям (покупателям), регламентирован порядок проведения аукциона и оформления его результатов.

Постановление Правительства РФ от 12 августа 2008 г. N 603 "Об утверждении Правил образования рыбохозяйственных заповедных зон" <28>

Документом регламентирован порядок установления рыбохозяйственных заповедных зон. Данные зоны могут устанавливаться во внутренних водах РФ, территориальном море РФ, на континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ. Размер, границы и необходимость установления рыбохозяйственных заповедных зон определяются с учетом ценности и состава биоресурсов, их рыбопромыслового значения. Критерии и порядок подготовки биологических оснований устанавливаются Федеральным агентством по рыболовству. Информация об образовании рыбохозяйственной заповедной зоны, ее границах и особенностях режима хозяйственной и иной деятельности публикуется в официальном печатном издании Росрыболовства и на официальном сайте в сети Интернет.

Постановление Правительства РФ от 12 августа 2008 г. N 604 "Об утверждении Правил распределения квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов для Российской Федерации в районах действия международных договоров Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов" <29>

Документом определен порядок распределения между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями квот вылова водных биоресурсов для РФ в районах действия международных договоров в области рыболовства. Установлено, что квоты распределяются между заявителями путем закрепления за ними на 10 лет долей квот добычи водных биоресурсов. Заявитель, претендующий на закрепление за ним доли, должен представить в Федеральное агентство по рыболовству с 15 августа по 30 сентября расчетного года заявку по установленной форме. К заявке необходимо приложить пакет документов, в том числе подтверждающих имущественные права заявителя на собственные или арендованные суда, использовавшиеся для промысла водных биоресурсов в течение 4 лет, предшествующих расчетному году, и на момент подачи заявки зарегистрированные в установленном порядке, а также свидетельство о годности судна к плаванию. На основании заключенных договоров о закреплении долей Росрыболовство ежегодно, до 30 декабря, распределяет квоты добычи между заявителями, но не ранее даты их утверждения.

Постановление Правительства РФ от 12 августа 2008 г. N 605 "Об утверждении Правил распределения квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов для осуществления промышленного рыболовства (за исключением прибрежного рыболовства) на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации" <30>

Документом определен порядок распределения между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями квот вылова водных биоресурсов для осуществления промышленного рыболовства на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ. Установлено, что квоты распределяются между заявителями путем закрепления за ними на 10 лет долей квот добычи водных биоресурсов. Заявитель, претендующий на закрепление за ним доли, должен представить в Федеральное агентство по рыболовству с 15 августа по 30 сентября расчетного года заявку по утвержденной форме. К заявке необходимо приложить установленный пакет документов, в том числе копии документов, подтверждающих имущественные права заявителя на собственные или арендованные суда, использовавшиеся для промысла водных биоресурсов в течение 4 лет, предшествующих расчетному году, и на момент подачи заявки, зарегистрированные в установленном порядке, а также свидетельство о годности судна к плаванию. На основании заключенных договоров о закреплении долей Росрыболовство ежегодно, до 30 декабря, распределяет промышленные квоты между заявителями, но не ранее даты их утверждения.

Постановление Правительства РФ от 12 августа 2008 г. N 606 "О Федеральной целевой программе "Повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса в 2009 - 2013 годах" <31>

Документом утверждена Федеральная целевая программа, основными задачами которой являются увеличение ресурсной базы рыболовства, повышение эффективности добычи водных биоресурсов и увеличение производства пищевой рыбной продукции. В рамках Федеральной целевой программы "Повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса в 2009 - 2013 годах" планируется выделение средств федерального бюджета на конкретные мероприятия по строительству и реконструкции объектов воспроизводства водных биоресурсов, строительству и модернизации рыбопромысловых судов (в российских судостроительных организациях), реконструкции рыбных терминалов морских портов, обновлению рыбообрабатывающего оборудования рыбоперерабатывающих организаций, а также на мероприятия по научно-технологическому обеспечению рыбохозяйственной отрасли.

Постановление Правительства РФ от 15 августа 2008 г. N 611 "Об утверждении Правил распределения квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов для осуществления прибрежного рыболовства" <32>

Документом регламентирован порядок распределения между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями квот вылова водных биоресурсов (за исключением анадромных видов рыб) для осуществления прибрежного рыболовства. Установлено, что прибрежные квоты распределяются между заявителями путем закрепления за ними на 10 лет долей квот добычи водных биоресурсов. Заявитель, претендующий на закрепление за ним доли, должен представить в Федеральное агентство по рыболовству с 15 августа по 30 сентября расчетного года заявку по утвержденной форме. К заявке необходимо приложить установленный пакет документов, в том числе копии документов, подтверждающих имущественные права заявителя на собственные или арендованные суда, использовавшиеся для промысла водных биоресурсов в течение 4 лет, предшествующих расчетному году, и на момент подачи заявки, зарегистрированные в установленном порядке, а также свидетельство о годности судна к плаванию. На основании заключенных договоров о закреплении долей Росрыболовство ежегодно, до 30 декабря, распределяет прибрежные квоты между заявителями, но не ранее даты их утверждения.

Постановление Правительства РФ от 15 августа 2008 г. N 612 "О подготовке и заключении договора о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов" <33>

Согласно утвержденным данным документом Правилам договорами закрепляются доли квот добычи водных биоресурсов, распределенные между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями Федеральным агентством по рыболовству или органом исполнительной власти субъекта РФ или приобретенные по результатам аукционов по продаже долей в общем объеме квот для осуществления промышленного рыболовства, в том числе прибрежного. Срок заключения договора не может превышать 30 календарных дней. Сведения о договоре после его подписания сторонами подлежат внесению в государственный рыбохозяйственный реестр. Договор о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биоресурсов заключается сроком на 10 лет.

Постановление Правительства РФ от 18 августа 2008 г. N 618 "Об информационном взаимодействии при ведении Государственного кадастра недвижимости" <34>

Документом установлен порядок информационного взаимодействия органов исполнительной власти разных уровней при ведении Государственного кадастра недвижимости. Утвержденное Положение регламентирует порядок информационного взаимодействия между органом кадастрового учета и органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, а также МИДом РФ (по вопросам прохождения Государственной границы РФ). Определены документы, которые предоставляются указанными органами. Установлено также, что документы предоставляются в электронном виде с использованием сетей связи общего пользования, а при отсутствии таких сетей - на электронных носителях.

Постановление Правительства РФ от 18 августа 2008 г. N 625 "Об установлении размера ущерба, который причинен водным биологическим ресурсам и который следует считать крупным" <35>

Документом установлен порядок определения размера ущерба, который причинен водным биологическим ресурсам и который следует считать крупным. В соответствии с Федеральным законом "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" причинение водным биоресурсам крупного ущерба является основанием для принудительного прекращения права на добычу водных биоресурсов, отнесенных к объектам рыболовства. Установлено, что размер ущерба определяется как разница между объемом фактически добытых водных биоресурсов и квотой добычи, указанной в разрешении на их добычу. В случае добычи видов водных биоресурсов, не указанных в разрешении на добычу, размер ущерба исчисляется из всего объема добытых сверх допустимого прилова водных биоресурсов. Установлены конкретные размеры ущерба (в тоннах либо единицах голов) в отношении отдельных биологических видов, который следует считать крупным.

Постановление Правительства РФ от 25 августа 2008 г. N 643 "О подготовке и заключении договора пользования водными биологическими ресурсами, которые отнесены к объектам рыболовства и общий допустимый улов которых не устанавливается" <36>

Утверждены Правила подготовки и заключения договора пользования водными биологическими ресурсами, которые отнесены к объектам рыболовства и общий допустимый улов которых не устанавливается. Документом определены органы, уполномоченные на заключение договора с субъектами предпринимательской деятельности в сфере рыболовства, перечень документов, представляемых претендентами на заключение договора, сроки рассмотрения уполномоченным органом представленных документов и срок, на который заключается договор. Так, в частности, установлено, что объявление о подготовке и заключении договоров публикует на своем официальном сайте в сети Интернет Федеральное агентство по рыболовству, подготовку и заключение договоров в отношении водных биоресурсов внутренних вод РФ (за исключением внутренних морских вод) осуществляют органы исполнительной власти субъектов РФ, во всех остальных случаях (в отношении водных биоресурсов внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны РФ и т. д.) - Федеральное агентство по рыболовству. Договор заключается сроком не более чем на 1 календарный год.

Постановление Правительства РФ от 25 августа 2008 г. N 645 "Об утверждении Правил организации искусственного воспроизводства водных биологических ресурсов в водных объектах рыбохозяйственного значения" <37>

Определен порядок организации искусственного воспроизводства водных биоресурсов в водных объектах рыбохозяйственного назначения. В документе указаны виды работ, которые относятся к искусственному воспроизводству водных биоресурсов, - к ним отнесены добыча водных биоресурсов с целью получения икры, молоки и формирования ремонтно-маточных стад, выращивание водных биоресурсов, а также отлов хищных и малоценных видов водных биоресурсов в целях предотвращения выедания молоди ценных видов. Установлено также, в частности, что искусственное воспроизводство водных биоресурсов в водных объектах рыбохозяйственного значения осуществляется по договорам, заключаемым гражданами и юридическими лицами с Федеральным агентством по рыболовству в порядке, установленном законодательством о размещении госзаказа.

Приказ Минрегиона РФ от 2 июля 2008 г. N 86 "О содержании и форме представления отчетности об осуществлении переданных полномочий в области контроля за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности" <38>

Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 31 июля 2008 г. Регистрационный N 12063. Документом установлены форма и содержание отчета органа исполнительной власти субъекта РФ об исполнении переданных полномочий в области контроля за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности. Отчет состоит из двух частей и включает в себя: общую информацию о градостроительной деятельности (в частности, количество муниципальных образований в субъекте РФ, количество утвержденных градостроительных документов начиная с 1 января 2005 г.); перечень мероприятий по контролю за соблюдением законодательства в данной области (в частности, количество выездных проверок, выявленных нарушений). Отчеты должны представляться в Министерство регионального развития РФ ежеквартально (по итогам работы за первый квартал, полугодие, девять месяцев, год) до 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Приказ Минсельхоза РФ от 2 июля 2008 г. N 301 "О признании утратившими силу Приказов Минсельхоза России от 05.09.2005 N 163, от 22.09.2006 N 299, от 13.06.2006 N 170, от 07.03.2006 N 69" <39>

Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 16 июля 2008 г. Регистрационный N 11993. Минсельхоз РФ привел свою нормативно-правовую базу по вопросам рыболовства в соответствие с законодательством. В частности, признаны утратившими силу приказы, утвердившие порядок проведения аукционов по продаже промышленных квот добычи (вылова) водных биоресурсов для осуществления промышленного рыболовства, порядок заключения и регистрации договора о переходе от одного лица к другому доли в общем объеме квот добычи (вылова) водных биоресурсов для осуществления промышленного рыболовства и порядок осуществления рыболовства в научно-исследовательских и контрольных целях. Ранее в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" были внесены изменения, установившие, что порядок проведения аукционов по продаже промышленных квот и долей в общем объеме квот вылова водных биоресурсов должен устанавливаться Правительством РФ, и отменившие правомочие федерального органа исполнительной власти, осуществляющего нормативно-правовое регулирование в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов, устанавливать порядок рыболовства в научно-исследовательских и контрольных целях.

Приказ Минприроды РФ от 16 июля 2008 г. N 152 "О внесении изменений в Инструкцию о порядке установления факта открытия месторождений полезных ископаемых, утвержденную Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 11 ноября 2004 г. N 689" <40>

Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12 августа 2008 г. Регистрационный N 12107. Документом установлен порядок представления сведений об открытии участков недр федерального значения. Согласно изменениям, внесенным в Инструкцию, регламентирующую порядок установления факта открытия месторождений полезных ископаемых пользователями недр, проводившими работы по их геологическому изучению, при установлении факта открытия месторождения полезных ископаемых, которое позволяет отнести его к участкам недр федерального значения, Федеральное агентство по недропользованию либо его территориальные органы должны представить в Министерство природных ресурсов и экологии РФ сведения об установлении факта открытия такого месторождения. Сведения должны представляться в течение 10 дней с даты выдачи свидетельства по утвержденной в установленном порядке форме. Кроме того, определено, что если заявка на установление факта открытия месторождения полезных ископаемых подана заявителем позднее 60 дней со дня утверждения заключения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, подтверждающего промышленную значимость месторождения, то в этом случае в удовлетворении заявки может быть отказано.

Приказ Росрыболовства от 17 июня 2008 г. N 2 "Об утверждении типов судов, орудий и способов добычи (вылова) водных биоресурсов для осуществления прибрежного рыболовства" <41>

Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 9 июля 2008 г. Регистрационный N 11943. Документом установлено, что при осуществлении прибрежного рыболовства могут использоваться траловый, неводной, ловушечный, сетной и иные способы добычи, а также утверждены типы судов, орудий и способов добычи (вылова) водных биоресурсов для осуществления прибрежного рыболовства в Балтийском, Баренцевом, Белом, Азовском и Черном, Каспийском морях, а также морях Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна.

Письмо ФНС РФ от 28 июля 2008 г. N ШТ-6-3/531@ "О земельном налоге" <42>

ФНС России разъяснен порядок определения ставки земельного налога при изменении вида разрешенного использования земельного участка в течение налогового периода. Сообщено, что если правообладатель земельного участка в налоговом периоде не меняется, то при изменении вида его разрешенного использования и кадастровой стоимости в течение налогового периода кадастровая стоимость и ставка налога должны применяться исходя из данных Государственного земельного кадастра и документов на земельный участок, действующих на 1 января данного налогового периода. Если правообладатель в течение налогового периода меняется, то с даты государственной регистрации прав на приобретенный земельный участок и до конца налогового периода должна применяться кадастровая стоимость и ставка налога в соответствии со сведениями о земельном участке, указанными в Государственном земельном кадастре, документах, представленных на регистрацию, и выданном правообладателю свидетельстве.

Приказ Госсельхознадзора от 30 июля 2008 г. N 218 "О внесении изменений в Приказ Госсельхознадзора от 12 апреля 2005 г. N 138" <43>

Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 августа 2008 г. Регистрационный г. N 12114. В связи с изменением системы федеральных органов исполнительной власти, в т. ч. изменением полномочий Россельхознадзора, перечень административных правонарушений, о совершении которых составлять протоколы вправе должностные лица Россельхознадзора, дополнен административными правонарушениями в сфере лесного хозяйства. К ним относятся, в частности: уничтожение или повреждение знаков особо охраняемых природных территорий, лесоустроительных и лесохозяйственных знаков, нарушение правил использования лесов, нарушения порядка предоставления лесов для их использования, различные нарушения порядка использования земель, совершенные в лесах, и некоторые другие правонарушения.

Приказ Россельхознадзора от 12 августа 2008 г. N 229 "О внесении изменений в Приказ Россельхознадзора от 24 апреля 2008 г. N 145" <44>

Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 августа 2008 г. Регистрационный N 12181. Дополнен новыми кодами перечень кодов бюджетной классификации доходов бюджетов РФ, по которым органы государственной власти субъектов РФ вправе осуществлять полномочия администраторов доходов бюджетов бюджетной системы РФ в области охраны, контроля и использования объектов животного мира и среды их обитания. Кроме того, расширен Перечень органов государственной власти субъектов РФ, осуществляющих полномочия администраторов доходов бюджетов бюджетной системы РФ в данной сфере.

Приказ Росрыболовства от 19 августа 2008 г. N 108 "Об утверждении форм заявок на закрепление долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов" <45>

Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 августа 2008 г. Регистрационный г. N 12157. Документом установлено, что для закрепления долей квот добычи (вылова) водных биоресурсов в Федеральное агентство по рыболовству подается заявка по установленной форме. Определены формы заявок на закрепление долей квот добычи (вылова) водных биоресурсов: для осуществления промышленного рыболовства (за исключением прибрежного рыболовства) на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации; для Российской Федерации в районах действия международных договоров Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов; для осуществления прибрежного рыболовства. Заявки подаются в Росрыболовство юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, претендующими на закрепление за ними доли квот, с 15 августа по 30 сентября расчетного года.

Определение Верховного Суда РФ от 8 июля 2008 г. N КАС08-309 <46>

Кассационная коллегия Верховного Суда РФ оставила без изменения и дополнила решение Верховного Суда РФ, которым была признана недействующей правовая норма, устанавливающая необходимость осуществления государственного строительного надзора в отношении объектов индивидуального жилищного строительства. Решением Верховного Суда РФ был признан недействующим подпункт "а" пункта 2 Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 1 февраля 2006 г. N 54, в части, предусматривающей осуществление государственного строительного надзора в отношении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, являющихся отдельно стоящими жилыми домами с количеством этажей не более чем три, предназначенными для проживания одной семьи (объекты индивидуального жилищного строительства), проектная документация которых не подлежит государственной экспертизе в соответствии со статьей 49 Градостроительного кодекса РФ. Это решение Верховного Суда основано на соответствующих положениях Градостроительного кодекса РФ. Однако Верховный Суд РФ привел не в полном объеме установленные Градостроительным кодексом РФ условия, при которых при строительстве объектов капитального строительства государственный строительный надзор не должен осуществляться, указав в качестве такого условия лишь отсутствие обязательности проведения государственной экспертизы в отношении проектной документации объектов капитального строительства. Между тем Градостроительный кодекс РФ помимо приведенного условия для производства строительства объектов капитального строительства без осуществления государственного строительного надзора устанавливает дополнительное - неиспользование при этом типовой проектной документации или ее модификации. Кассационная коллегия определила дополнить решение Верховного Суда РФ ссылкой на указанную норму Градостроительного кодекса РФ.

Постановление Конституционного Суда РФ от 18 июля 2008 г. N 10-П "По делу о проверке конституционности положений абзаца четырнадцатого статьи 3 и пункта 3 статьи 10 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" в связи с жалобой гражданина В. В. Михайлова" <47>

Конституционным Судом РФ признаны не соответствующими Конституции РФ нормы Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" в части, устанавливающей возможность взыскания с индивидуальных предпринимателей по требованию органа государственного контроля (надзора) расходов, понесенных этим органом на проведение исследований, испытаний и экспертиз, в результате которых были выявлены нарушения предпринимателем обязательных требований. Конституционный Суд РФ установил, что в отличие от процессуальных издержек указанные расходы причинно связаны не с доказыванием факта правонарушения, допущенного конкретным лицом, а с текущей контрольной деятельностью органа публичной власти. Денежные средства, взимаемые с индивидуальных предпринимателей в порядке возмещения расходов органов государственного контроля, в формально-правовом смысле не являются ни налогом или сбором, ни фискальным платежом, ни мерой гражданско-правовой или публично-правовой ответственности, ни разновидностью процессуальных издержек, что свидетельствует о неопределенности как в вопросе о правовой природе, так и в вопросе правомерности установления данного платежа. Вместе с тем возможность взыскания контрольным органом расходов на проведение экспертиз является для индивидуальных предпринимателей дополнительным стимулом к осуществлению самостоятельного контроля за качеством реализуемой продукции. Немедленная отмена оспариваемых норм при отсутствии других правовых механизмов может снизить степень государственной гарантированности законных интересов приобретателей продукции. В связи с этим Конституционный Суд РФ постановил, что указанные законодательные положения утрачивают силу с 1 января 2009 г.

Определение Верховного Суда от 19 августа 2008 г. N КАС008-430 <48>

Кассационная коллегия Верховного Суда РФ признала не противоречащими действующему законодательству положения нормативного акта, устанавливающие исчисление размера ущерба, причиненного уничтожением или повреждением лесоустроительных или лесохозяйственных знаков, в пятикратном размере. По мнению заявителя, пункт 8 приложения N 4 к Постановлению Правительства РФ от 8 мая 2007 г. N 273 "Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства", в части установления таксы для исчисления размера ущерба, составляющего 5-кратный размер затрат, связанных с изготовлением и установкой уничтоженного или поврежденного лесоустроительного или лесохозяйственного знака, противоречит действующему законодательству и нарушает право заявителя на возмещение ущерба в однократном размере. Проверив материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия Верховного Суда РФ не нашла оснований к отмене решения суда и удовлетворению жалобы заявителя, поскольку возмещение вреда, причиненного лесонарушениями, является повышенной имущественной ответственностью, которая устанавливается не только с учетом материального, но и с учетом экологического вреда, причиненного природной среде.

Название документа