Правовое регулирование банкротства в Федеративной Республике Германия

(Чистякова Ю. А.) ("Внешнеторговое право", 2008, N 2) Текст документа

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БАНКРОТСТВА В ФЕДЕРАТИВНОЙ РЕСПУБЛИКЕ ГЕРМАНИЯ

Ю. А. ЧИСТЯКОВА

Чистякова Ю. А., Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет.

В настоящее время банкротство представляется одним из наиболее динамично развивающихся институтов. Законодатели различных стран мира уделяют огромное внимание правовому регулированию вопросов несостоятельности и банкротства, происходит постоянное совершенствование и уточнение критериев несостоятельности и процедуры банкротства. В связи с этим важно обратиться к зарубежному опыту правового регулирования банкротства. Четкое и продуманное правовое регулирование института банкротства позволяет обеспечить защиту прав и свобод человека, уменьшить социальную напряженность. В своей работе мы рассматриваем вопросы правового регулирования банкротства в Федеративной Республике Германия. Основным нормативно-правовым актом, регулирующим институт банкротства в ФРГ, является Положение о банкротстве от 5 октября 1994 г., вступившее в силу 1 января 1999 г. <1>. Этот документ стал результатом многолетней кропотливой работы и отразил основные направления реформы института банкротства. Остановимся на истории создания этого нормативно-правового акта. -------------------------------- <1> Insolvenzordung (InsO) vom 05.10.1994.

В 1978 г. по указанию министра юстиции была создана комиссия по правовому регулированию банкротства, состоявшая из научных и практических работников, а также представителей предпринимателей, союзов и ассоциаций. Необходимость создания этой комиссии была обусловлена тем, что существовавшие на тот момент положения законодательства предусматривали очень сложную процедуру банкротства, в результате которой проигравшими становились и кредиторы, и должник. Лишь 3 - 5% дел о банкротстве заканчивались конкурсным производством, остальные прекращались производством по различным причинам, например из-за отсутствия подлежащего взысканию имущества <2>. В 1985 и 1986 гг. комиссией были опубликованы предложения по реформированию правового регулирования банкротства, которые широко обсуждались в научной и практической среде. Работа осложнялась и тем, что в этот период произошло объединение Западной и Восточной Германии и необходимо было учитывать традиции и особенности обеих частей единого государства. В 1994 г. после продолжительных дискуссий был создан проект нормативно-правового акта, переданный на рассмотрение в законодательный орган, где после многочисленных изменений и дополнений он был одобрен и принят 5 октября 1994 г. Вступление в силу данного акта произошло, однако, лишь 1 января 1999 г. С тех пор этот акт является основным в сфере регулирования банкротства в ФРГ. -------------------------------- <2> См.: Bork, Reinhard Insolvenzrdnung. Munchen, 2007. S. IX.

Положение о банкротстве от 5 октября 1994 г. отразило основные направления реформирования института банкротства. Основной целью было сокращение числа лиц, которые будут находиться за чертой бедности в результате банкротства. Для достижения этой цели были введены следующие положения: 1. Статья 18 Положения о банкротстве устанавливает не существовавшие ранее основания для открытия процедуры банкротства: невозможность исполнения обязательства по оплате в момент, когда оплата должна быть произведена. Необходимо обратить внимание на то, что Положение о банкротстве не устанавливает минимальный размер денежного обязательства, т. е. процедуру банкротства можно начать при любом неисполнении денежного обязательства. Важен и момент открытия процедуры банкротства, который может совпадать с моментом неисполнения денежного обязательства. 2. Отсутствует существовавшая ранее возможность приостановления процедуры банкротства, что обеспечивает сохранность имущественной массы, за счет которой удовлетворяются требования кредиторов (ст. 55 Положения о банкротстве). Вместе с тем Положением о банкротстве была введена единая процедура банкротства, объединяющая в единый процесс и судебную процедуру по предотвращению несостоятельности, и другие этапы, включая конкурсное производство. Ранее существовали два различных нормативно-правовых акта, регулировавших эти процедуры: Положение о судебной процедуре по предотвращению несостоятельности 1935 г. и Положение о конкурсном производстве 1935 г. Интересным представляется требование о применении процедур финансового оздоровления за пределами судебного рассмотрения дел о банкротстве. Статья 33 Закона о введении в действие Положения о банкротстве изменяет ряд положений других нормативно-правовых актов, с тем чтобы кредиторы и сам должник предпринимали меры к финансовому оздоровлению до открытия процедуры банкротства. В случае успешного проведения финансового оздоровления необходимость открытия процедуры банкротства может и не возникнуть. Также были расширены возможности участия кредиторов в процедуре банкротства за счет увеличения числа их прав. Основным из них является разработка и утверждение плана процедуры банкротства. Кредиторы, помимо финансового оздоровления, могут предложить любые другие мероприятия, которые помогут должнику выполнить обязательства. Нововведением стала и новая классификация кредиторов, которая подразделяет их на две группы: А) кредиторы, которые имели право требования к должнику в момент открытия процедуры банкротства (ст. 38 Положения о банкротстве); Б) кредиторы, требования которых возникли в связи с осуществлением процедуры банкротства (ст. 53 Положения о банкротстве). С 1994 г. Положение о банкротстве претерпело ряд изменений и дополнений. В настоящее время Положение о банкротстве состоит из двенадцати частей. В первой части даются общие положения: цели процедуры банкротства; подведомственность и подсудность дел о банкротстве; публикация сведений об открытии процедуры банкротства. Вторая часть посвящена регулированию вопросов об открытии процедуры банкротства; определении имущественной массы должника; создании объединения кредиторов и определении управляющего. Третья часть содержит положения о правовых последствиях открытия процедуры банкротства. Четвертая часть определяет идентификацию и оценку имущественной массы должника. Нормы пятой части регулируют создание перечня кредиторов и определение их требований. В шестой части описывается создание, утверждение и проверка выполнения плана проведения процедуры банкротства. В седьмой части предусматривается возможность передачи полномочий по управлению делами самому должнику. В восьмой части говорится об основаниях освобождения должника от обязательств перед кредиторами. В девятой и десятой частях описывается процедура банкротства потребителя и другие специфические процедуры банкротства. Одиннадцатая часть посвящена особенностям правового регулирования банкротства с иностранным элементом. Двенадцатая часть содержит положения о вступлении данного нормативно-правового акта в силу. Помимо Положения о банкротстве от 5 октября 1994 г. существуют и другие нормативно-правовые акты, регулирующие институт банкротства в Федеративной Республике Германия. Прежде всего к ним относится Положение о вознаграждении при осуществлении процедуры банкротства от 19 августа 1998 г., которое регулирует порядок расчета и выплаты вознаграждения управляющему. В 2002 г. было принято Положение об опубликовании сведений о процедурах банкротства в сети Интернет от 12 февраля 2002 г. Продолжает действовать Закон об обжаловании действий должника за пределами процедуры банкротства от 5 октября 1994 г. Огромное влияние на законодательство Федеративной Республики Германия оказывают акты, принятые Европейскими сообществами. ФРГ как участник Европейских сообществ обязана приводить национальное законодательство в соответствие с актами Сообществ. Это правило распространяется и на законодательство в сфере банкротства. Так, 29 мая 2000 г. Советом Европейских сообществ был принят Регламент <3> N 1346/2000 о процедуре банкротства, который имеет значение для понимания процедуры банкротства. -------------------------------- <3> Регламент - акт Европейских сообществ, имеющий прямое действие в странах - участницах Сообществ.

------------------------------------------------------------------

Название документа