Особенности преподавания международного частного права
(Поротиков А. И.)
("Международное публичное и частное право", 2009, N 1)
Текст документа
ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ЧАСТНОГО ПРАВА
А. И. ПОРОТИКОВ
Поротиков А. И., доцент кафедры гражданского права и процесса Воронежского государственного университета (г. Воронеж), кандидат юридических наук.
Преподавание международного частного права студентам юридических факультетов традиционно ведется на последнем году обучения, будь то на дневном, заочном или очно-заочном отделении. Его изучение завершает блок частноправовых дисциплин, в начале которого располагаются римское право и общая часть права гражданского.
Подобное расположение не случайно. Вопросы, разбираемые в курсе МЧП, предполагают близкое знакомство обучающихся с основами вещного, обязательственного, наследственного, семейного права, права лиц, некоторыми институтами гражданского процесса. Чтобы овладеть познаниями в сфере частного права, регулирующего отношения, имеющие интернациональный характер, студенту приходится использовать весь накопленный ранее багаж знаний о гражданском, семейном, трудовом и процессуальном праве. Не обладая достаточно полной картиной того, как регулируются частноправовые отношения, трудно усвоить особенности, которые привносит в регулирование так называемый иностранный элемент, проявляющий себя в случаях заграничного наследования, браков с участием иностранцев, внешнеэкономических сделок и т. п.
Самое беглое знакомство с обычной программой курса международного частного права, нашедшей отражение в учебной литературе, методических пособиях, используемых в ходе обучения, позволяет судить, насколько широк круг отношений, затрагиваемых в курсе международного частного права: от правосубъектности государства до транспортного права; от порядка заключения брака до формы международных расчетов.
Вместе с тем время, отводимое на изучение данной дисциплины, существенно ограничено. Обычный курс МЧП читается на протяжении одного семестра, который, учитывая сокращенный период обучения студентов последнего года обучения, занимает не более двух месяцев.
Тем самым сжатые сроки, установленные программой, вступают в явное противоречие с широтой поставленных ею задач. В результате страдает учебный процесс, снижаются качество преподавания и успеваемость студентов, вынужденных за считанные недели осваивать сложный предмет, достойный более внимательного к себе отношения.
Устранить отмеченное противоречие можно двояким образом: либо увеличить количество часов, уделяемых рассматриваемой дисциплине, либо ограничить перечень вопросов, которые в нее включаются.
Первый вариант в сложившихся обстоятельствах представляется недостижимым. Он возможен лишь за счет других дисциплин, лишаемых при перераспределении ощутимой части учебных часов, отводимых на их изучение, либо посредством увеличения и без того немалой нагрузки, падающей на плечи обучающихся. Количественный, экстенсивный способ развития учебного процесса заведомо ограничен жесткими рамками, выход за которые пагубным образом сказывается на эффективности обучения.
К тому же перспектива того, что международное частное право перерастет в полноценный годичный курс, подобный общей части гражданского права, имеет шанс осуществиться лишь в тех редких учебных заведениях, где специализируются в сфере международных, внешнеэкономических отношений. В остальных же МЧП неизбежно будет носить характер вспомогательного курса.
В свете изложенного следует признать второй вариант едва ли не единственно возможным, что потребует пересмотра программы курса, итогом которого должно стать сокращение объема изучаемого предмета, отказ от ряда маловажных аспектов в пользу наиболее значимых.
Очевидно, что ревизия международного частного права как учебной дисциплины должна сопровождаться определением предмета международного частного права как науки и как системы норм.
Как известно, становление МЧП связано с борьбой двух лагерей: универсалистов и партикуляристов, международников и цивилистов. Обе конкурирующие группы заявляли на спорную область давние права. Международники, подобно Цительману и Бару, воспринимали основные принципы и начала международного частного права как априорные, наднациональные нормы, пригодные для всех времен и народов, своего рода ius cogens. Партикуляристы, вслед за Каном, видели в международном частном праве сугубо национальное явление, которое выводится из суверенной воли законодателя. Начиная с "Системы современного римского права" Савиньи, цивилисты неизменно включают в свои компендиумы разделы, где подробно разбирается, как нормы о договорах, деликтах, браках и проч. действуют в пространстве и по кругу лиц.
Тяжба между цивилистами и международниками велась с переменным успехом. И все же в конце концов взгляд на национальный, партикулярный характер международного частного права возобладал. Более того, МЧП все чаще стали придавать статус самостоятельной отрасли, пребывающей, правда, в рамках частноправового сектора. И похоже, что в настоящее время международники оставили явные попытки вернуть себе былую сферу влияния.
Время, когда международное частное право служило спорной, буферной территорией, не прошло бесследно и сказалось на некоторой разнородности норм, объединяемых под этим названием. В попытке обосновать самостоятельный характер, подтвердить регулятивные возможности международного частного права, в него, помимо коллизионных норм, относительно немногочисленных, стали включать материальные нормы конвенций, национальные правила, касающиеся иностранных лиц, и все, что так или иначе касалось присутствия иностранного элемента в гражданском обороте.
Но, как часто бывает, подобное разбавление породило обратный эффект, привело к вымыванию собственного содержания молодой отрасли, поставив под сомнение ее специфику, отличие от иных разделов частного права. Реакцией на это стало движение за чистоту рядов, когда международное частное право стало сводиться преимущественно к системе коллизионных норм, обладающих несомненной спецификой и однородностью. Результатом такого движения в нашей стране стало принятие третьей части ГК РФ, шестой раздел которой ограничен лишь средствами коллизионного регулирования.
Выбранная законодателем позиция неизбежно должна повлиять на содержание международного частного права как дисциплины. Курс МЧП должен строиться прежде всего вокруг коллизионных аспектов регулирования отношений с иностранным элементом. В конце концов определение права, подлежащего применению к заграничным бракам, наследованию за иностранцем, внешнеэкономической сделке, - главная задача МЧП, которое является коллизионным правом по преимуществу.
Кроме того, изучение коллизионных норм, содержащихся в российском законодательстве, должно сопровождаться подробным освещением вопросов так называемого международного гражданского процесса. В самом деле, рассматривать то, как решается коллизионная проблема, возможно лишь в свете правил международной подсудности. Всякому применению коллизионной нормы, говорящей, например, о том, что алиментные отношения подчиняются закону общего места жительства родителей и детей, предшествует вопрос о том, входит ли в компетенцию нашего суда рассматривать требование ребенка о взыскании алиментов с родителя, проживающего в другой стране.
Наконец, лишь уяснив правила и принципы, по которым суды одной страны признают и исполняют акты, принятые властями другой страны, можно уяснить то, ради чего существуют коллизионные нормы, составляющие центральную часть международного частного права.
Подводя итог, можно отметить, что ограничение предмета изучения международного частного права лишь коллизионными вопросами, сопровождаемыми рассмотрением правил международной подсудности, судебных поручений, признания и исполнения иностранных судебных решений, поможет сконцентрироваться на главном, сократив программу обучения без ущерба ее качеству.
Знакомство с положениями международных договоров, содержащих материальные нормы, правил национального законодательства, уделяющих внимание иностранным инвестициям, режиму пребывания иностранцев на территории Российской Федерации, вопросы транспортного права, интеллектуальной собственности и пр. целесообразно вывести за пределы основной дисциплины, отдав их изучение на откуп специальным курсам, представляющим большую свободу выбора как преподавателям, так и обучающимся.
------------------------------------------------------------------
Название документа