К вопросу о возникновении и развитии авторского права на аудиовизуальные произведения

(Шехавцова А. Ф.) ("Международное публичное и частное право", 2009, N 1) Текст документа

К ВОПРОСУ О ВОЗНИКНОВЕНИИ И РАЗВИТИИ АВТОРСКОГО ПРАВА НА АУДИОВИЗУАЛЬНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

А. Ф. ШЕХАВЦОВА

Шехавцова А. Ф., соискатель кафедры международного права (МГИМО - Университет).

В современном мире движение к информационному обществу происходит и оценивается по-разному. Дело не только в том, что исходные пункты движения для разных стран различаются по уровню развития информационной среды или по возможностям инвестирования в нее. Эти факторы обусловлены неравномерностью мирового экономического развития, и вполне понятно, что лидер мировой экономики США здесь имеет наиболее впечатляющие результаты, прежде всего в предоставлении своим гражданам наиболее широкого спектра информационных услуг и богатейших коммуникационных возможностей. Важнее и интереснее другое - различные стратегии формирования информационного общества, обусловленные общими закономерностями рыночного развития. Например, различные базовые ориентации экономики на потребителя (как в США, Канаде, Великобритании) или на производителя (как в Германии, Франции, Японии) сказываются на разном понимании функций государства в регулировании информационных процессов в обществе вообще и информационного рынка в частности. Страны, находящиеся на разных ступенях демократического развития, имеют и разный уровень информационного законодательства, ориентированного на соблюдение и защиту информационных прав граждан <1>. -------------------------------- <1> См.: Линдси Б. Глобализация: повторение пройденного. М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. С. 374, 380.

Европейские страны на первый план выдвигают социальную и гуманитарную составляющие информационного развития. Здесь информационное общество есть "обучающееся общество". Профессиональное обучение, высшее образование, переподготовка на работе и дома - постоянные процессы в жизни среднего европейца. С другой стороны, развитие информационного общества увеличивает риск незаконного использования информации, нарушения авторских прав. Современные информационные процессы повышают индивидуализированность жизни во всех ее сферах. В том числе это наблюдается в значительном увеличении участия частных лиц в развитии рынка аудиовизуальной продукции. Европейский опыт показывает, что в сфере аудиовизуального бизнеса в связи с новыми возможностями, которые предоставляет информационное общество, и потребностями, которые оно стимулирует, происходит концентрация собственности и ресурсов. Однако нельзя забывать, что кинематограф - это не только самостоятельный сектор экономики, но и одна из форм культурной и политической жизни общества. Проблема государственного контроля за его развитием становится исключительно актуальной в самых разных аспектах: в аспекте интересов общества в целом, в аспекте соблюдения прав потребителя, в аспекте гарантирования прав производителей аудиовизуальной продукции <2>. -------------------------------- <2> См.: Бангеманн А. Европа и мировое информационное сообщество // Рост, конкуренция, занятость, цели и пути в XXI век. Бюллетень Европейской комиссии. Приложение N 6. 1993.

На рубеже XIX - XX вв. развитие техники и установление капиталистического метода хозяйствования в большинстве европейских государств привели к необходимости интенсификации обмена научной и технической информацией между странами. При этом различие национальных законодательств по охране интеллектуальной собственности в процессе обмена достижениями в области научного знания являлось тормозом для развития технического прогресса. Это привело к необходимости унификации законов по защите интеллектуальной собственности. Интеллектуальная собственность - главная составляющая в структуре ресурсов национального богатства страны. Все, что создано и разработано благодаря таланту и способности человека к творчеству, что воплощено в конкретную содержательную форму и защищено авторским правом, должно найти применение и приносить благо как личности, так и государству. Киноискусство изначально развивалось как интернациональный вид искусства. В киноиндустрии отмечался низкий технический уровень ("немое кино"), который только способствовал функции транснационального общения. Отсюда кинопроизведения как комплекс интеллектуальных прав нуждались в международной правовой защите. Именно с этого момента начала складываться неоднозначная трактовка соотношения прав продюсеров и авторов кинофильма. Так, во Франции в 1908 г. в решении гражданского трибунала признавалось, что кинематографическая лента, на которой при помощи фотографии воспроизведены различные эпизоды какого-либо драматического произведения и которая сама по себе без приспособления к какому-либо механизму может быть для всех доступна и читаема, должна рассматриваться как издание, подпадающее под действие Декрета от 19 - 24 июля 1793 г. Кинематографическое произведение изначально представлялось репродукцией ранее созданного художественного произведения, подобной воспроизведению музыки на грампластинке. Однако изменение общественного мнения, формирование представления о кино как самостоятельном виде искусства привели к новым юридическим трактовкам соотношения прав продюсеров и авторов кинофильма. Так, по новелле от 22 мая 1910 г. к германскому Закону о художественном произведении от 9 января 1907 г. авторское право было распространено на кинофильм в целом. Закон США от 1909 г. предусматривал распространение авторского права на кинокартины, распространяемые иным способом, чем фотография (ст. 5). Нидерландский закон 1912 г. в понятие литературных и художественных произведений включил также кинематографическое произведение (п. 9). Важным результатом развития международного сотрудничества в области обеспечения авторских прав стало то, что в 1883 г. в Париже, при участии более 60 стран, была подписана Конвенция (Парижская конвенция) по защите интеллектуальной собственности. Она положила начало образованию международной системы по защите интеллектуальной собственности, что привело к организации региональных союзов по защите интеллектуальной собственности. Необходимость обеспечения единообразия привела к разработке и заключению в сентябре 1886 г. Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений. На Берлинской конференции участников Бернской конвенции в 1908 г. в Конвенцию была включена новая ст. 14, устанавливающая охрану кинопроизведений, носящих оригинальный характер. Бернская конвенция на данный момент является основным международным актом, касающимся интеллектуальной собственности. Одним из принципов Бернской конвенции является принцип минимального объема охраны, что означает, что сама Конвенция устанавливает некоторые нормы авторско-правовой охраны, которые подлежат обязательному применению в странах, участвующих в ней. Долгое время для СССР, а затем и России положения Бернской конвенции не имели правового значения. Первым международно-правовым соглашением, в котором участвовала наша страна, явилась Всемирная Женевская конвенция об авторском праве, к которой СССР (правопреемником которого является Россия) присоединился 27 мая 1973 г. Впоследствии Россия присоединилась к Всемирной конвенции об авторском праве (в редакции 1971 г.). Только с началом перехода к рыночной экономике Российское государство обратило внимание на уровень охраны авторского права, и, доведя его до определенных международных стандартов, Россия присоединилась к Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений с 9 марта 1995 г. (с оговоркой об отсутствии обратной силы), которая вступила в силу с 12 марта 1995 г. В последнее время отрасль киноиндустрии значительно расширила сектор рынка международной торговли кинопродукцией. Одна из причин этого - чрезвычайное ускорение развития новых технических средств для создания и распространения продукции. Телевидение, освоение кабельной и спутниковой связи, видеозапись, компьютерные технологии - всего лишь некоторые примеры. Охрана авторского права в области производства кинопродукции приобрела важное экономическое значение. В полной мере это относится и к защите экономических интересов продюсеров кинофильмов. Складывается тенденция определенного размывания специфики авторского права, особенно в отношении его имущественного содержания. Выделение институтов промышленной, научной, литературной или иной собственности из общего понятия интеллектуальной собственности является в настоящее время теоретически почти невозможным, а практически полностью нецелесообразным, особенно в отношении таких многослойных произведений, как продукты аудиовизуального творчества <3>. Соглашаясь в определенной мере с такой оценкой, считаем, что речь здесь идет скорее не о размывании, а об универсализации авторского права. И связано это обстоятельство с учетом развития вышеперечисленных тенденций информационного общества и с усилением удельного веса технического творчества в сфере производства объектов массовой культуры. -------------------------------- <3> См.: Дорожинская Е. А. Гражданско-правовое регулирование интеллектуальной собственности. Новосибирск, 2004. С. 75.

В Западной Европе в 90-е годы прошлого века развитие правовой базы охраны прав интеллектуальной собственности в области создания аудиовизуальных произведений характеризовалось усилением тенденций к унификации. В значительной мере это было вызвано тенденциями европейской политической и правовой интеграции. Но уровень проблемы давно вышел за границы Европы, поэтому все больше чувствуется потребность в международной интеграции в вопросах обеспечения прав собственника. Особенно ярко эти процессы проявляются именно в сфере защиты интеллектуальной собственности в области аудиовизуального творчества. Мы считаем, что на сегодняшний день складывается положительная тенденция, позволяющая достаточно быстро преодолевать существующие различия в правовых системах отдельных стран Запада, прежде всего США и государств Западной Европы. В законодательстве США традиционно делался больший акцент на защиту прав собственника на отчуждаемый интеллектуальный продукт, прежде всего - на защиту прав продюсера, в Европе - на личных правах автора. В настоящее время в США наблюдается постепенный пересмотр законодательства об авторском праве в целях защиты неимущественных прав создателей. Все чаще признаются личные неимущественные права авторов в качестве предмета правовой охраны на основании многочисленных норм общего права (судебные прецеденты), что соответствует положениям Бернской конвенции. В свою очередь, континентальные государства Европы стали обеспечивать охрану юридическим лицам, осуществляющим финансирование творческой деятельности, признавая необходимость такой охраны для эффективной эксплуатации кинопродукции. Необходимость формирования единого административного центра по управлению союзами по защите интеллектуальной собственности и модернизация структуры этих союзов явились причинами создания ВОИС (Всемирная организация интеллектуальной собственности). Как сказано в преамбуле к Конвенции, учреждающей ВОИС (в редакции от 2 октября 1979 г.), ее учредители "стремятся внести вклад в лучшее взаимопонимание и сотрудничество между государствами в интересах их взаимной выгоды на основе уважения суверенитета и равенства, в целях поощрения творческой деятельности и охране интеллектуальной собственности во всем мире, при полном уважении самостоятельности каждого из Союзов, образованных в целях обеспечения защиты интеллектуальных прав". Технический прогресс инициировал процессы формирования нормативно-правовой базы в области охраны интеллектуальной собственности, что отразилось на терминологии этого правового института. Сегодня в правоприменительной практике стало уже невозможно провести различие между произведениями в зависимости от носителя: пленка, цифровая форма либо же учитывать их первичное назначение к общему доступу (кинозал, телевидение, видеограмма или Интернет). Именно поэтому в законодательство многих стран и в международные правовые документы введено понятие аудиовизуального произведения. Некоторые законодательства рассматривали под одним углом зрения произведения, первичным назначением которых являлся либо кинозал, либо телевидение или видеограмма, в других законодательствах данное разграничение присутствовало, но уточнялось, что все они входят в одну и ту же категорию. Директива ЕЭС от 19 ноября 1992 г. по вопросам охраны прав проката и использования, а также ряда иных прав, смежных с авторским правом, в сфере интеллектуальной собственности (92/100/ЕЭС) (ст. 2) определяет фильм как кинематографическое или аудиовизуальное произведение или эпизод с движущимися изображениями со звуковым или без звукового сопровождения. Развитие права интеллектуальной собственности в странах Запада было связано с потребностями рынка и усилением процессов коммерциализации деятельности по созданию аудиовизуальных произведений. Однако здесь можно усмотреть и определенные негативные тенденции, а именно: тенденции к установлению приоритетности охраны не субъекта творческой деятельности как такового, не создателя аудиовизуального произведения искусства, а охраны инвестиций, деятельности продюсера. Эти тенденции отражают в первую очередь модель американской системы охраны интеллектуальной собственности. С этой проблемой столкнулась и Россия в решении вопроса о возврате авторских прав на продукцию "Союзмультфильм". Эволюция европейского права в сфере авторского права все чаще находит отражение в трансформации принципа "droit ofauteur", когда приоритет отдается прежде всего личности автора, защите его личных неимущественных (моральных) прав, к принципу "copyright", закрепляющему приоритет экономической стороны авторского права, его направленность на "включение" аудиовизуальных произведений в систему рыночных отношений, где произведение творчества есть не более чем объект экономических отношений со всеми вытекающими отсюда последствиями, а субъекты творческой деятельности - это лишь так называемые творческие работники <4>. Мы считаем, что эта тенденция объективна, поскольку отражает реальные процессы интеграции интеллектуального труда, развитие форм полисубъектности творчества. Не случайно в последнее время в Западной Европе в качестве субъекта авторского права все чаще выступает не физическое, а юридическое лицо. -------------------------------- <4> См.: Абдуллин А. И. Унификация правовой охраны интеллектуальной собственности в Европейском союзе: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Казань, 1997. С. 8.

Важным направлением развития информационного общества становится воздействие на массовое сознание, путем управления социальными и экономическими процессами. Поэтому развитие системы правовых гарантий соблюдения авторских прав в сфере аудиовизуального творчества обусловлено не только появлением новых технологий распространения информации, но и изменением самой структуры "социальной ткани", в которой роль киноискусства фокусируется совсем в иных параметрах, в большей степени акцентирующих его роль во воздействии на общественное сознание <5>. Эти тенденции развития информационной сферы и опыт их отражения в законодательстве ведущих стран Запада следует в первую очередь учесть при разработке системы охраны авторского права в сфере аудиовизуального творчества в Российской Федерации. -------------------------------- <5> См.: Энтин М. Л. В поисках партнерских отношений: Россия и Европейский союз в 2004 - 2005 годах. СПб., 2006. С. 4 - 5.

------------------------------------------------------------------

Название документа