Организация договорных связей в отношениях по энергоснабжению

(Вавилин Е. В.) ("Предпринимательское право", 2009, N 1) Текст документа

ОРГАНИЗАЦИЯ ДОГОВОРНЫХ СВЯЗЕЙ В ОТНОШЕНИЯХ ПО ЭНЕРГОСНАБЖЕНИЮ

Е. В. ВАВИЛИН

Вавилин Е. В., кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского права ГОУ ВПО "Саратовская государственная академия права", заведующий сектором отраслевых проблем Саратовского филиала Института государства и права РАН, зав. кафедрой гражданского права филиала Саратовской государственной академии права.

В структуре договорных связей по предоставлению энергии от непосредственного производителя до конечного потребителя энергии, как правило, законодателем установлены несколько стадий промежуточных или дополнительных (обслуживающих, вспомогательных) договоров, договоров оказания сопутствующих услуг, а также соответствующий субъектный состав. Федеральным законом "Об электроэнергетике" предусмотрено два уровня обращения электрической энергии, на основе которого автором исследуется оптовый и розничные рынки электрической энергии. В статье анализируются правовое положение субъектов соответствующих рынков и возникающие между ними связи. Автором также предлагаются классификации энергоснабжающих организаций и других субъектов, выступающих на стороне абонента (потребителя).

The legislator has established several stages of intermediate or additional (servicing, auxiliary) contracts and the relevant subjects' composition in the structure of contract ties in the energy supply sphere. Federal law "On Electric Energy" provides for two levels of electric energy turnover, on this basis the author studies wholesale and retail markets of electric energy. The article analyses legal status of subjects of relevant markets and the ties arising between them. The author also suggests classification of energy supplying organizations and other subjects acting on the side of the customer <*>. -------------------------------- <*> Vavilin E. V. Organization of Contract Ties in Energy Supply Relations.

Учитывая особенности производства, технологического процесса снабжения и потребления энергии, рынок электрической и иной энергии (энергоносителей) функционирует в системах единых энергетических сетей (магистральных газовых и нефтяных трубопроводов, водопроводов), по каждому объекту правоотношений (электрическая энергия, атомная энергия, тепловая энергия, газ, нефть и так далее), образуя единое рыночное пространство. В частности, рынок электроэнергии функционирует в рамках Единой энергетической системы России. Она представляет собой совокупность производственных и иных имущественных объектов электроэнергетики, связанных единым процессом производства (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и передачи электрической энергии в условиях централизованного оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике (ст. 3 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ (ред. от 14.07.2008) "Об электроэнергетике"). Ранее основным его участником и организатором федерального оптового рынка электрической энергии являлось ОАО РАО "Единая энергетическая система России" ("ЕЭС России"). Но в связи с реорганизацией, проведенной по решениям совета директоров общества, с 1 июля 2008 г. прекращена деятельность головного общества ОАО РАО "ЕЭС России". Это событие знаменовало собой завершение реформирования системы электроэнергетики и привело к ее демонополизации, а также созданию новой структуры отрасли. Реорганизация проходила в два этапа. Результатом первого стало выделение из ОАО РАО "ЕЭС России" ОАО "ОГК-5" и ОАО "ТГК-5", он был закончен в сентябре 2007 г., в связи с чем в вышеупомянутый Федеральный закон "Об электроэнергетике" Федеральным законом от 4 ноября 2007 г. N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по реформированию Единой энергетической системы России" были внесены существенные изменения. Второй этап, закончившийся 1 июля 2008 г., имел своим содержанием преобразование активов энергохолдинга и обособление от ОАО РАО "ЕЭС России" всех компаний отрасли <1>. Из вышесказанного можно сделать вывод, что на данный момент сформирована и развивается система конкурентоспособных организаций, имеющих право быть участниками рынка электроэнергии. Постановлением Правительства РФ от 28 октября 2003 г. N 648 (ред. от 07.10.2004) утверждено Положение об отнесении объектов электросетевого хозяйства к единой национальной (общероссийской) электрической сети и о ведении реестра объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, в котором сказано, что органом власти, уполномоченным принимать решения по указанному поводу, является Минпромэнерго России. -------------------------------- <1> http://www. rao-ees. ru/ru/reorg/show. cgi? reorg. htm

Другим примером является система газоснабжения в Российской Федерации, включающая в себя в качестве структурных элементов Единую систему газоснабжения (разделение которой не допускается), региональные системы газоснабжения, газораспределительные системы и независимые организации. Транспортировка и подача газа непосредственно потребителям производится через газораспределительную систему, т. е. с помощью специального имущественного комплекса <2>. -------------------------------- <2> См.: статьи 2, 5 - 7, 14 Федерального закона от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ (ред. от 18.07.2008) "О газоснабжении в Российской Федерации".

В структуре договорных связей по предоставлению энергии от непосредственного производителя до конечного потребителя энергии, как правило, законодателем установлены несколько стадий промежуточных или дополнительных (обслуживающих, вспомогательных) договоров, договоров оказания сопутствующих услуг, а также соответствующий субъектный состав. Так, Федеральным законом "Об электроэнергетике" предусмотрено два уровня обращения электрической энергии: 1) оптовый рынок электрической энергии. Это сфера обращения электрической энергии в рамках Единой энергетической системы России в границах единого экономического пространства РФ с участием крупных производителей и крупных покупателей электрической энергии, получивших статус субъекта оптового рынка и действующих на основе правил оптового рынка. Критерии отнесения производителей и покупателей электрической энергии к категории крупных производителей и крупных покупателей устанавливаются Правительством РФ (ст. 3 ФЗ "Об электроэнергетике"); 2) розничные рынки. Это сфера обращения электроэнергии вне оптового рынка с участием потребителей электроэнергии (ст. 3 ФЗ "Об электроэнергетике").

Субъекты оптового рынка и организация их регулируемых связей

Участниками обращения электрической энергии на оптовом рынке являются: а) поставщики электрической энергии, присоединенные к электрическим сетям и имеющие в собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании генерирующее оборудование, установленная генерирующая мощность которого превышает минимально допустимое значение, устанавливаемое основными положениями функционирования оптового рынка, или обладающие правами продажи электрической энергии, производимой на таком оборудовании (так называемые генерирующие компании); б) потребители электрической энергии, которые присоединены в установленном порядке к электрическим сетям и количественные характеристики заявленного потребления электрической энергии которых превышают минимально допустимые значения, устанавливаемые правилами оптового рынка (крупные потребители электрической энергии); в) энергосбытовые организации, которые приобретают электрическую энергию в целях последующей ее реализации на розничных рынках и количественные характеристики заявленного приобретения электрической энергии которых превышают минимально допустимые значения, устанавливаемые правилами оптового рынка; г) гарантирующие поставщики вне зависимости от количественных характеристик обслуживаемого ими объема потребления электроэнергии; д) территориальные сетевые организации в части оплаты потерь, возникающих в их сетях, в порядке, определяемом Правительством РФ или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти (п. 1 ст. 31, п. 2 ст. 35 Федерального закона "Об электроэнергетике"). Для получения статуса участника обращения электроэнергии на оптовом рынке юридическому лицу необходимо совершить предусмотренные правовыми актами юридические и производственные процедуры. Прежде всего к ним относятся проведение мероприятий технического характера, иных мероприятий, предусмотренных правилами оптового рынка; вступление в члены совета рынка и подписание договора о присоединении к торговой системе оптового рынка (п. 1 ст. 35 названного Федерального закона). Администратором торговой системы оптового рынка признается некоммерческая организация, которая образована в форме некоммерческого партнерства, основана на членстве субъектов оптового рынка и целью создания которой является организация купли-продажи электроэнергии на оптовом рынке. Администратор торговой системы оптового рынка выполняет важные функции. Он предоставляет услуги по организации оптовой торговли электроэнергией; предоставляет услуги по проведению сверки и зачета взаимных встречных обязательств участников торговли; организует систему гарантий и расчетов на оптовом рынке, заключение договоров и осуществление расчетов за электроэнергию и оказываемые услуги; осуществляет регистрацию двусторонних договоров купли-продажи электроэнергии; организует систему измерений и сбора информации о фактическом производстве и потреблении электроэнергии на оптовом рынке; взаимодействует с системным оператором в целях прогнозирования объема производства и потребления электрической энергии, поддержания установленных техническими регламентами параметров качества электроэнергии, устойчивости и надежности энергоснабжения; осуществляет контроль за действиями системного оператора; ведет реестр субъектов оптового рынка; участвует в подготовке проекта правил оптового рынка и предложений о внесении в них изменений; осуществляет контроль за соблюдением правил оптового рынка (п. 1, 3 ст. 33 ФЗ "Об электроэнергетике" <3>). Деятельность администратора торговой системы оптового рынка регулируется уполномоченным государственным органом. -------------------------------- <3> См. также: Правила недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. N 861 (ред. от 26.07.2007).

Субъекты оптового рынка действуют между собой в организованной системе обязательных договоров, перечень, система и порядок заключения которых определяются основными положениями функционирования оптового рынка и правилами оптового рынка. Кроме того, поставщики и покупатели электрической энергии вправе заключать двусторонние договоры купли-продажи электроэнергии. Они представляют собой гражданско-правовые соглашения, в соответствии с которыми поставщики обязуются поставлять покупателям электрическую энергию в определенном количестве и определенного соответствующими техническими регламентами и иными обязательными требованиями качества, а покупатели обязуются принимать и оплачивать электрическую энергию на условиях, заключенных в соответствии с правилами оптового рынка и основными положениями функционирования розничных рынков договоров (ст. 3 Федерального закона "Об электроэнергетике"). Подобные соглашения подлежат регистрации администратором торговой системы оптового рынка. Для технической реализации договоров купли-продажи электроэнергии стороны могут заключать также договоры по оказанию им услуг: а) по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с системным оператором. Субъектами оперативно-диспетчерского управления являются: во-первых, системный оператор Единой энергетической системы России. Это специализированная организация, единолично осуществляющая централизованное оперативно-диспетчерское управление в пределах Единой энергетической системы России и уполномоченная на выдачу оперативных диспетчерских команд и распоряжений, обязательных для субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии, влияющих на электроэнергетический режим работы энергетической системы, в том числе потребителей электрической энергии с управляемой нагрузкой; во-вторых, иные субъекты оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике - организации, осуществляющие оперативно-диспетчерское управление в электроэнергетике в пределах технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем и уполномоченные на выдачу оперативных диспетчерских команд и распоряжений, обязательных для субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии с управляемой нагрузкой в пределах зон диспетчерской ответственности соответствующих субъектов оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике (п. 1 ст. 12 названного ФЗ); б) по передаче электроэнергии с сетевой организацией. Сетевой организацией признается организация, владеющая на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такая организация оказывает услуги по передаче электрической энергии и осуществляет в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям (п. 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг от 27 декабря 2004 г. N 861 (ред. от 26.07.2007)).

Субъекты розничных рынков и организация их договорных связей

Согласно п. 1 ст. 37 Федерального закона от 21 февраля 2003 г. (ред. от 14.07.2008) "Об электроэнергетике", п. 3 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики от 31 августа 2006 г. (ред. от 28.06.2008) субъектами розничных рынков являются: а) потребители электрической энергии; б) поставщики электрической энергии (энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики, производители электрической энергии, не имеющие права на участие в оптовом рынке в соответствии со ст. 35 настоящего Федерального закона); в) территориальные сетевые организации, осуществляющие услуги по передаче электрической энергии; г) субъекты оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, осуществляющие указанное управление на уровне розничных рынков; д) исполнители коммунальных услуг, приобретающие электрическую энергию в целях оказания гражданам коммунальных услуг; е) энергоснабжающие организации, осуществляющие продажу потребителям произведенной или купленной электрической энергии и совмещающие эту деятельность с деятельностью по передаче электрической энергии; ж) производители (поставщики) электрической энергии, продажа которой не осуществляется на оптовом рынке; з) системный оператор и иные субъекты оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах. Между указанными участниками могут формироваться различные договорные связи в зависимости от непосредственной целесообразности в организации функционирования процесса непосредственного снабжения потребителей электроэнергией. Так, поставщики и потребители электрической энергии вправе заключать договоры, в которых содержатся элементы различных договоров (смешанные договоры). Договором купли-продажи, договором поставки электроэнергии может быть предусмотрена обязанность поставщика заключить договор оказания услуг по передаче электроэнергии потребителям с сетевой организацией от имени потребителя или от своего имени, но в интересах потребителя (абз. 1, 2 ст. 37 ФЗ "Об электроэнергетике"). Технологическую инфраструктуру функционирования розничных рынков электрической энергии составляют: а) территориальные сетевые организации, осуществляющие передачу электроэнергии; б) хозяйствующие субъекты, осуществляющие оперативно-диспетчерское управление на розничных рынках электроэнергии. Указанным лицам запрещается заниматься куплей-продажей электрической энергии. Исключение составляют покупки территориальными сетевыми организациями электрической энергии для цели компенсации потерь в электрических сетях, а также в случаях и в порядке, которые определяются Правительством Российской Федерации, при исполнении функций гарантирующего поставщика. Организации, осуществляющие деятельность по передаче электрической энергии (сетевые компании) в пределах исполнения своих обязательств перед потребителями электрической энергии по договору оказания услуг по передаче электрической энергии, а также лица, владеющие объектами электросетевого хозяйства, к которым присоединены энергопринимающие устройства потребителей электрической энергии, и не осуществляющие деятельность по передаче электрической энергии таким потребителям в определяемом Правительством Российской Федерации порядке, обязаны урегулировать отношения, связанные с передачей электрической энергии, с иными сетевыми компаниями, электрические сети которых имеют последовательное взаимное соединение и используются для поставок электрической энергии (мощности) соответствующему потребителю электрической энергии (п. 4 ст. 41 названного ФЗ). С целью надежного обеспечения потребителей электроэнергией на розничных рынках предусмотрена деятельность специализированных организаций, так называемых гарантирующих поставщиков. В свою очередь, гарантирующие поставщики приобретают электрическую энергию на оптовом рынке (и только в некоторых случаях - на розничном рынке). В соответствии с Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики статус гарантирующего поставщика присваивается по результатам открытого конкурса, который проводится один раз в три года или при возникновении оснований, обусловливающих возможность смены гарантирующего поставщика, до истечения 3-летнего периода. Организатором конкурса выступает уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого расположена зона деятельности гарантирующего поставщика, или федеральный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов. Организатор конкурса создает конкурсную комиссию, которая утверждает условия конкурса и определяет его результаты. Решение конкурсной комиссии о победителе конкурса или о присвоении статуса гарантирующего поставщика единственному участнику конкурса утверждается организатором конкурса. Участником конкурса может быть любая коммерческая организация, которая соответствует следующим требованиям: а) организация обеспечивает условия обслуживания покупателей электрической энергии, соответствующие определенным в конкурсной документации условиям. Данные условия не могут быть менее благоприятными, чем условия обслуживания покупателей электрической энергии организацией, осуществляющей функции гарантирующего поставщика в текущий период; б) юридическое лицо имеет лицензию на осуществление деятельности по продаже электроэнергии гражданам; в) собственный капитал организации составляет не менее 5 процентов среднемесячной стоимости электрической энергии, приобретаемой на розничном рынке у гарантирующего поставщика, но не менее размера собственного капитала, установленного в качестве условия для получения лицензии на осуществление деятельности по продаже электроэнергии гражданам, или заключен договор банковской гарантии либо договор страхования предпринимательских рисков организацией на весь срок выполнения функций гарантирующего поставщика с суммой покрытия, аналогичной указанному размеру собственного капитала; г) финансовое состояние организаций соответствует критериям, предусмотренным правилами проведения очередных конкурсов (правилами проведения внеочередных конкурсов). Для определения победителя конкурса конкурсная комиссия сравнивает конкурсные заявки, исходя из критерия минимизации, необходимой для осуществления функций гарантирующего поставщика валовой выручки, указанной в конкурсной заявке участником конкурса, а также из иных критериев, предусмотренных конкурсной документацией. Предпочтение отдается заявке с наименьшей величиной необходимой валовой выручки. В случае одинаковых показателей предпочтение отдается заявке, предусматривающей более благоприятные условия обслуживания потребителей по сравнению с другими представленными заявками. Если в конкурсе участвовал только один участник и его конкурсная заявка соответствует условиям конкурса, то ему присваивается статус гарантирующего поставщика <4>. -------------------------------- <4> Более подробно о порядке присвоения статуса гарантирующего поставщика см.: Правила функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики от 31 августа 2006 г. N 530 (ред. от 28.06.2008).

На территории одного субъекта РФ могут осуществлять свою деятельность несколько гарантирующих поставщиков, однако в зоне функционирования одного гарантирующего поставщика не допускается деятельность аналогичных хозяйствующих субъектов (п. 3 ст. 38 ФЗ). Границы зоны деятельности гарантирующего поставщика определяются в соответствии с п. 54 - 60 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики: а) для акционерных обществ энергетики и электрификации и (или) энергосбытовых организаций, созданных в результате реорганизации акционерных обществ энергетики и электрификации и являющихся правопреемниками таких акционерных обществ по договорам энергоснабжения, - это административные границы субъекта РФ, на территории которого осуществляет свою деятельность соответствующая организация. Если в пределах административных границ субъекта РФ деятельность в качестве гарантирующих поставщиков осуществляют несколько таких организаций, являющихся участниками оптового рынка, то разграничение зон деятельности гарантирующих поставщиков производится по их точкам поставки на оптовом рынке; б) для энергоснабжающих организаций, которые осуществляют поставку электрической энергии в объеме не менее 50 млн. кВт. ч в год для снабжения граждан-потребителей и (или) финансируемых за счет средств бюджетов различных уровней потребителей, энергопринимающие устройства которых присоединены к принадлежащим таким организациям на праве собственности или на ином законном основании электрическим сетям; либо энергосбытовых организаций, которые в порядке правопреемства или на ином законном основании приобретают (приобрели) права и обязанности таких энергоснабжающих организаций по договорам энергоснабжения; либо энергосбытовых организаций, принимающих (принявших) на себя на основании соглашения с единым хозяйствующим субъектом на железнодорожном транспорте обязательства по снабжению электрической энергией потребителей (юридических и физических лиц), энергопринимающие устройства которых технологически присоединены к электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании указанному единому хозяйствующему субъекту; либо хозяйствующих субъектов, эксплуатирующих объекты электросетевого хозяйства или генерирующие объекты, технологически не связанные с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами, если потребители, энергопринимающие устройства которых присоединены к таким объектам, не имеют договоров энергоснабжения, - это границы балансовой принадлежности электрических сетей соответствующей энергоснабжающей организации (сетевой организации, хозяйствующего субъекта), к сетям которой присоединены потребители, подлежащие обслуживанию указанным гарантирующим поставщиком. Если электрические сети расположены на территории более чем одного субъекта РФ, то такие зоны деятельности устанавливаются в каждом из соответствующих субъектов РФ, но не более одной в каждом из субъектов РФ. В соответствии с договором купли-продажи электрической энергии между гарантирующим поставщиком и покупателем электрической энергии гарантирующий поставщик обязуется отпустить электрическую энергию покупателю, а покупатель обязуется оплатить полученную электроэнергию. При этом в указанном договоре не регулируются отношения, связанные с оперативно-диспетчерским управлением и передачей энергии в отношении точек поставки на розничном рынке покупателя электрической энергии. По желанию покупателя электроэнергии в договоре купли-продажи электроэнергии может быть предусмотрено, что до заключения покупателем электрической энергии соответствующих договоров данные отношения регулируются в рамках договоров, заключенных гарантирующим поставщиком. В то же время по желанию покупателя энергии в договоре купли-продажи электроэнергии может быть предусмотрена обязанность гарантирующего поставщика урегулировать отношения, связанные с оперативно-диспетчерским управлением в отношении точек поставки на розничном рынке покупателя (п. 7 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики). Гарантирующий поставщик обязан содействовать потребителю в установлении последним необходимых договорных связей с иными участниками энергоснабжения. Так, согласно п. 5 ст. 38 ФЗ "Об электроэнергетике" в отношении любого обратившегося потребителя гарантирующий поставщик обязан самостоятельно урегулировать отношения, связанные с оперативно-диспетчерским управлением, приобретением и передачей электрической энергии обслуживаемым им потребителям, с иными осуществляющими указанные виды деятельности организациями. В целом в соответствии с договорами энергоснабжения гарантирующий поставщик представляет интересы обслуживаемых им покупателей электроэнергии в отношениях с территориальными сетевыми организациями, иными собственниками объектов электросетевого хозяйства и с системными операторами. Для этого гарантирующему поставщику не требуется специальных полномочий (абз. 3 п. 6 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики). Среди абонентов - потребителей энергии Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ определяются группы потребителей, в отношении которых может предусматриваться особый порядок предоставления обеспечения обязательств по оплате энергии в случае обслуживания указанных потребителей гарантирующим поставщиком в соответствии с бюджетным законодательством РФ. Данный порядок предусматривает: 1) перечень потребителей, в отношении которых применяется указанный порядок предоставления обеспечения обязательств по оплате электрической энергии; 2) способы обеспечения обязательств по оплате электрической энергии в отношении указанных потребителей; 3) срок, на который указанным потребителям предоставляется обеспечение обязательств по оплате электрической энергии; 4) порядок безусловного возмещения убытков субъектов электроэнергетики, вызванных неисполнением обязательств по оплате электрической энергии ее потребителями, которым предоставлено обеспечение исполнения их обязательств. При определении указанного перечня потребителей Правительство Российской Федерации исходит из экономических, экологических или социальных последствий, к которым может привести ограничение режима потребления электрической энергии включенных в перечень потребителей (п. 6 ст. 38 Федерального закона "Об электроэнергетике"). Таким образом, непосредственно сторонами договора энергоснабжения являются энергоснабжающая организация и абонент (потребитель). Продавцом специфического товара энергии выступает энергоснабжающая организация. Это может быть любое коммерческое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, которое осуществляет снабжение абонентов произведенной и (или) купленной электрической, тепловой или иной энергией по установленным тарифам. Ценовое государственное регулирование вызвано тем, что энергоснабжающие организации, как правило, относятся к субъектам естественных монополий. Передача нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, газа - по трубопроводам, а также передача электро - и тепловой энергии относятся к сферам деятельности субъектов естественных монополий <5>. Некоторые из них: ФГУП "Концерн "Росэнергоатом", РАО "Газпром" и др. - включены в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, расположенных на территории соответствующего субъекта РФ. -------------------------------- <5> См.: статья 4 Федерального закона "О естественных монополиях" от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ (ред. от 08.11.2007) // Собрание законодательства РФ. 1995. N 34. Ст. 3426.

Покупателем соответствующего товара является абонент (потребитель): физические, коммерческие и некоммерческие юридические лица, которые осуществляют пользование энергией либо приобретают энергию для последующей ее перепродажи. В соответствии с п. 5 ст. 35 Федерального закона "Об электроэнергетике" потребители электрической энергии могут одновременно являться субъектами как оптового рынка, так и розничных рынков. Они вправе присоединиться к оптовому рынку и участвовать в обороте электроэнергии непосредственно, а также приобретать права и обязанности по договорам, заключаемым энергосбытовой организацией на оптовом рынке от его имени и в его интересах, или участвовать в обороте электроэнергии на розничных рынках (п. 2 ст. 35 названного ФЗ). С согласия энергоснабжающей организации абонент имеет право передавать энергию, принятую им от энергоснабжающей организации через присоединенную сеть, другому лицу, называемому в данном случае субабонентом (ст. 545 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ (ред. от 14.07.2008), далее - ГК РФ). Субабонентом энергоснабжающей организации является "потребитель, непосредственно присоединенный к электрическим сетям абонента и имеющий с ним договор на пользование электрической энергией" <6>. -------------------------------- <6> Шафир А. М. Энергоснабжение предприятий: Правовые вопросы. М.: Юридическая литература, 1990. С. 42.

Фактически пользователями энергии выступают почти все юридические лица, а также граждане, поскольку современные условия производства, хозяйствования и организация быта людей требуют наличия и возможности потребления той или иной энергии. Покупателями-перепродавцами энергии могут быть лишь коммерческие организации, в частности субъекты федерального оптового рынка электроэнергии <7>. Особую роль в энергоснабжении граждан-потребителей играют так называемые исполнители коммунальных услуг. Это субъекты розничного рынка энергии, которые на основании договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии) приобретают электроэнергию у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) для оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме и собственникам жилых домов коммунальной услуги электроснабжения, использования электроэнергии на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме), а также для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электросетях (абз. 1 п. 89 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики). -------------------------------- <7> Согласно приложению N 2 к Постановлению Правительства РФ от 12 июля 1996 г. N 793 (ред. от 30.12.2003, с изм. от 19.06.2006) "О федеральном (общероссийском) оптовом рынке электрической энергии (мощности)" утвержден Перечень коммерческих организаций - субъектов федерального (общероссийского) оптового рынка электрической энергии (мощности), тарифы на электрическую энергию для которых устанавливаются Федеральной энергетической комиссией РФ.

Участниками договора энергоснабжения на стороне как покупателя, так и продавца не могут быть Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования. Энергоснабжающие организации можно классифицировать по следующим основаниям: а) по виду продаваемой ими энергии можно выделить: организации, снабжающие электрической энергией; организации, снабжающие тепловой энергией; организации, снабжающие газом; другие энергоснабжающие организации; б) по уровню обеспечения энергией закрепленного за энергоснабжающей организацией региона: избыточная энергоснабжающая организация, собственное производство электрической энергии которой превышает объем потребления в обслуживаемом регионе, и дефицитная энергоснабжающая организация, собственное производство электроэнергии которой не обеспечивает объем потребления в обслуживаемом регионе. Можно привести и иные основания для классификации энергоснабжающих организаций, например, в зависимости от роли в организации и функционировании общероссийского или региональных топливно-энергетических рынков. В свою очередь, других субъектов, выступающих на стороне абонента (потребителя), можно разделить в зависимости: а) от объема потребления энергии: организации и граждане, использующие электроэнергию в обычных пределах, и энергоемкие организации - потребители электроэнергии со значениями присоединенной мощности и (или) годового потребления электроэнергии, превышающими уровни, устанавливаемые Федеральной энергетической комиссией России. Это позволяет данным организациям-потребителям в соответствии с решением Федеральной энергетической комиссии России о выводе их на оптовый рынок покупать электроэнергию с оптового рынка <8>; -------------------------------- <8> См.: Порядок вывода на федеральный (общероссийский) оптовый рынок электрической энергии (мощности) энергоемких организаций-потребителей, утвержденный Постановлением Федеральной энергетической комиссии РФ от 26 декабря 2003 г. N 110-э/19. Зарегистрирован в Минюсте РФ 29 января 2004 г. Регистрационный N 5504 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 23 февраля 2004 г. N 8.

б) от наличия установленных законодательством льгот: стратегические организации, обеспечивающие безопасность государства и финансируемые за счет федерального бюджета <9>; организации-потребители, прекращение и ограничение подачи топливно-энергетических ресурсов которым может привести к опасности для жизни людей и тяжелым экологическим последствиям, а также медицинские учреждения, организации связи, объекты жилищно-коммунального хозяйства, объекты вентиляции, водоотлива и основные подъемные устройства угольных и горнорудных организаций и метрополитен; граждане-потребители; иные абоненты (потребители); -------------------------------- <9> См.: Постановление Правительства РФ от 29 мая 2002 г. N 364 "Об обеспечении устойчивого газо - и энергоснабжения финансируемых за счет средств федерального бюджета организаций, обеспечивающих безопасность государства" // СЗ РФ. 2002. N 23. Ст. 2171.

в) от целей использования энергии: коммерческие и некоммерческие юридические лица, а также граждане, использующие энергию для коммерческих целей. Среди них можно выделить хозяйствующих субъектов, приобретающих энергию для собственных производственных нужд, и абонентов, выступающих перепродавцами энергии, т. е. реализующими энергию третьим лицам - субабонентам; граждане, использующие энергию для потребления. Приведенные классификации юридически значимы. Например, от того, кто выступает на стороне абонента - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель или гражданин, использующий энергию для бытового потребления, - зависит характер и объем прав и обязанностей, а также гражданско-правовая ответственность абонента.

------------------------------------------------------------------

Название документа