Круглый стол "Участие государства в акционерных обществах: правовые проблемы"
(Говорин В.)
("Предпринимательское право", 2009, N 1)
Текст документа
КРУГЛЫЙ СТОЛ "УЧАСТИЕ ГОСУДАРСТВА В АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВАХ:
ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ"
В. ГОВОРИН
Говорин В., аспирант кафедры предпринимательского права юридического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова.
18 ноября 2008 г. на юридическом факультете Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова состоялось заседание Круглого стола, организаторами которого выступили кафедра предпринимательского права МГУ им. М. В. Ломоносова и консалтинговая группа "АСПЕКТ".
Тема Круглого стола была признана участниками одной из самых актуальных и сложных с теоретической и практической точек зрения, особенно с учетом непростой ситуации в мировой экономике.
В работе Круглого стола приняли участие известные ученые в области корпоративного права, в том числе представители юридического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова: к. ю.н., доц. П. Г. Лахно, д. ю.н., проф. И. С. Шиткина, к. ю.н., доц. Е. Г. Афанасьева, к. ю.н. А. Е. Молотников, к. ю.н., доц. Д. В. Ломакин, а также д. ю.н. Н. И. Михайлов (ИГП РАН), к. ю.н., доц. В. И. Добровольский (МГИМО(У) МИД РФ), к. ю.н., доц. С. А. Чеховская (ГУ - ВШЭ), к. э.н. Р. А. Кокорев (Министерство экономического развития РФ), д. э.н. А. С. Генкин (консалтинговая группа "АСПЕКТ"), к. ю.н. И. Ю. Мухачев (ОАО "ОПК "ОБОРОНПРОМ"), к. ю.н. А. В. Габов (ИЗиСП при Правительстве РФ), представители саморегулируемых организаций независимых директоров.
Открыл заседание д. ю.н., проф. заведующий кафедрой предпринимательского права юридического факультета МГУ Е. П. Губин, который в своем приветственном слове рассказал о той роли, которую играют акционерные общества с участием государства как в экономиках отдельных зарубежных стран, так и в мировой экономике в целом. В его вступительной речи были перечислены те сферы российской экономики, в развитии которых самое активное участие принимает государство, а также дана классификация нормативных актов, регулирующих правоотношения в данной сфере, и подчеркнута необходимость принятия общего нормативного акта, регулирующего участие органов государственной власти и местного самоуправления в деятельности акционерных обществ.
Первым с докладом на тему: "Правовые вопросы совершения сделок акционерными обществами с участием государства" выступил к. ю.н. начальник управления правовых экспертиз и нормативной работы Юридического департамента ОАО "Газпром" В. Ю. Бакшинскас. В своем выступлении В. Ю. Бакшинскас, в частности, остановился на следующих проблемах:
1) реализация функций государства в деятельности акционерных обществ осуществляется с помощью распоряжений Правительства РФ, хотя нигде не закреплено, что это должны быть именно распоряжения Правительства;
2) участие государства в голосовании на советах директоров и общих собраниях акционеров при принятии ими решений о совершении крупных сделок регулируется постановлением Правительства РФ, где говорится, что такого рода голосования должны осуществляться на основании директив, полученных представителями государства. При этом при совершении этими акционерными обществами сделок с заинтересованностью получение директив Правительства РФ его представителями не требуется;
3) при определении цены сделки с заинтересованностью (ее рыночного размера) орган управления акционерного общества с государственным участием должен осуществлять согласование ее проведения в органах Росимущества;
4) необходимость урегулирования участия государства в деятельности акционерных обществ может привести к усложнению функционирования акционерного общества как коммерческой организации, при том, что у государства есть иные способы участия в экономической жизни общества.
Доклад начальника инспекции межотраслевых проектов и программ и использования государственного имущества Счетной палаты РФ А. С. Воробьева был посвящен вопросам эффективности и целесообразности участия государства в деятельности акционерных обществ.
В своем выступлении А. С. Воробьев рассказал о таких способах повышения эффективности управления, находящихся под контролем государства акционерных обществ, как:
1) получение государством дивидендов по итогам хозяйственной деятельности акционерных обществ с участием государства;
2) повышение капитализации вышеупомянутых компаний;
3) получение доходов от их возможной приватизации.
Между тем в Российской Федерации отсутствует институт государственной казны как органа, отвечающего за получение государством доходов, но есть 63 стратегии управления в различных отраслях экономики.
С 2005 г. в России был введен обязательный учет акций на балансах государственных органов, осуществляющих распоряжение ими, что привело к судебному разбирательству между Росимуществом и Минфином по поводу того, кто будет отвечать за учет акций, находящихся в собственности государства, а по итогам исполнения Федерального бюджета 2007 г. Счетной палатой РФ был сделан вывод о его недостоверности, поскольку в нем не были учтены акции, находящиеся в собственности государства.
Также сейчас активно обсуждается вопрос о введении института независимых представителей государства в акционерных обществах с государственным участием.
А. С. Воробьев подчеркнул, что для преодоления вышеперечисленных проблем необходимо использование реестров эффективности представителей государства в акционерных обществах с целью их реального участия в деятельности данных акционерных обществ, а не только голосования на общих собраниях и советах директоров в соответствии с полученными директивами, равно как и повышение компактности и прозрачности хозяйственной деятельности контролируемых государством компаний.
Директор Департамента корпоративных отношений РСПП А. В. Варварин осветил в своем докладе современное состояние и перспективы развития института независимых директоров в компаниях с государственным участием.
В его докладе особое внимание было уделено предложению РСПП включать в состав советов директоров компаний с государственным участием не более двух государственных служащих. Кроме них в состав советов директоров можно было бы избирать независимых директоров, а также государственных (профессиональных) поверенных, т. е. лиц, не являющихся государственными служащими, но действующих от имени государства на основании заключенного с ним договора, получающих от него вознаграждение и отвечающих за вред, причиненный этому акционерному обществу. При этом они должны иметь российское гражданство, высшее образование, трехлетний стаж руководящей работы, не являться работниками данного акционерного общества и не быть признанными несостоятельными.
Информацию о заседаниях Круглого стола можно получить на сайте консалтинговой группы "АСПЕКТ" (www. cg-aspect. ru).
В связи с тем что выступления участников представляют значительный научный и практический интерес и вызвали широкую дискуссию среди участников Круглого стола, редакция журнала "Предпринимательское право" приняла решение опубликовать стенограмму заседания Круглого стола, которая будет представлена вниманию читателей в следующем номере журнала.
------------------------------------------------------------------
Название документа