Кризис либерально-цивилистической доктрины и современный этап кодификации российского законодательства
(Дойников И. В.) ("Предпринимательское право", 2009, N 1) Текст документаКРИЗИС ЛИБЕРАЛЬНО-ЦИВИЛИСТИЧЕСКОЙ ДОКТРИНЫ И СОВРЕМЕННЫЙ ЭТАП КОДИФИКАЦИИ РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
И. В. ДОЙНИКОВ
Дойников И. В., доктор юридических наук, профессор.
1. Два подхода совершенствования гражданского и предпринимательского законодательства. Указ Президента РФ "О совершенствовании Гражданского кодекса Российской Федерации" обозначил два подхода решения поставленных в нем задач: либерально-западный и национально-государственный <1>. -------------------------------- <1> О двух подходах в юридической науке подробнее см.: Дойников И. В. Региональное экономическое право: Учебное пособие. М., 2004. С. 6 - 10.
При либерально-западном подходе ученые и политики (Е. Гайдар, С. Алексеев, Е. Ясин, А. Чубайс, Я. Уринсон, А. Лифшиц и др.) исходят из того, что проведение реформ идет в нужном направлении (без обозначения созидаемого строя) <2>, реализация реформ выявила несовершенство правового регулирования и задача юридической науки - выработать предложения по устранению недостатков, пробелов и противоречий. Распад СССР - закономерный итог внутренних противоречий социалистического общества. -------------------------------- <2> Ясин Е. Г. Российская экономика. Истоки и панорама рыночных реформ: Курс лекций. М., 2003; Гайдар Е. Т. Гибель империи. Уроки для современной России. М., 2007.
Используя национально-государственный подход, ученые и политики (А. Зиновьев, А. Панарин, С. Кара-Мурза, Л. Абалкин, С. Глазьев, Д. Львов, Е. Примаков, О. Богомолов и др.) исходят из того, что данные об уровне производства, темпы обновления основных фондов и благосостояние населения свидетельствуют о том, что за период реформ Россию постигла катастрофа <3>, которая является результатом поражения в "холодной войне". Россия утратила суверенитет. Принятое в начале 90-х годов законодательство является, по существу, законодательством "Веймарской республики". -------------------------------- <3> Белая книга. Экономические реформы в России / Автор-составитель С. Кара-Мурза. М., 2002. С. 6 - 7; Меньшиков С. М. Анатомия российского капитализма. М., 2004.
2. Причины системного кризиса <4>. В начале 90-х годов XX в. официальной государственной экономической идеологией России стали фактически либерально-монетаристские взгляды, основанные на "Экономиксе" <5>. -------------------------------- <4> Институциональная экономика: Учеб. пособие / Под рук. акад. Д. С. Львова. М.: ИНФРА-М, 2001. С. 9 - 10. <5> Макконелл К. Р., Брю С. Л. Экономикс. М., 1992. Т. 1, 2.
Руководству страны были навязаны стандартные подходы к реформированию экономики со стороны влиятельных научных и правительственных кругов Запада. Прежде всего речь идет о разработанной в среде международных финансовых организаций и американского экономического истеблишмента доктрине Вашингтонского консенсуса. Идеология Вашингтонского консенсуса отличается крайним упрощением задач экономической политики и сведением ее к трем постулатам: либерализация, приватизация и стабилизация через формальное планирование денежной массы. Изначально принципы Вашингтонского консенсуса разрабатывались для установления элементарного контроля за формированием экономической политики слаборазвитых государств с целью предотвращения разбазаривания предоставляемых им из-за рубежа кредитов. Этим объясняется и ее удивительный примитивизм, сведение всех вопросов макроэкономической политики к либерализации и формальному планированию прироста денежной массы на основе простых регрессивных зависимостей. С точки зрения интересов МВФ, смыслом этой политики было не столько ее содержание, сколько реализуемая на ее основе технология контроля за действиями правительства соответствующих стран. В 1992 г. Россия вступила в Международный валютный фонд (МВФ), и правительство Ельцина - Гайдара подписало с Фондом "Письмо о намерениях", взяв обязательства внедрять программы "переходного периода", законы и кодексы, разработанные только экспертами Фонда. Таким образом, формирование институтов "рыночной экономики" перешло к МВФ, представляющему интересы США и ЕС. В Конституцию РФ 1993 г. включено положение (п. 4 ст. 15): "Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора". Поэтому Президент и Правительство России являются в рамках международного договора - "Письма о намерениях" только исполнителями программ "переходного периода", менеджерами, выбранными субъектом управления <6>. -------------------------------- <6> Дойников И. В. Национальная доктрина хозяйствования и современная либеральная теория гражданского и предпринимательского права // Бизнес в законе. Экономико-правовой журнал. 2007. N 3. С. 168 - 167.
В журнале "Вопросы экономики" N 3 за 1991 г. опубликован доклад 4-х (МВФ, ЕБРР, ОЭСР) "Экономики СССР. Выводы и рекомендации". Доклад утвержден "семеркой" в 1990 г. в Хьюстоне как программа ("Стратегия США") по реформированию экономики СССР, а фактически - демонтажа конкурентоспособной мировой социалистической системы. Летом 1991 г. ряд российских политиков и советников институтов США из "Совместной рабочей группы" (сопредседатели Г. Алисон и Г. Явлинский) предоставили сенатскому комитету по иностранным делам США план реформ: "Окно возможностей. Преобразование Советского Союза в демократию с рыночной экономикой". Тогда запрашивалась помощь от $60 до $250 млрд. Конгресс принял решение о "помощи" в разработке и внедрении программ "переходного периода", но только в виде коммерческих кредитов. Для обеспечения кредитов и гарантии необходимости "курса реформ" правительство Черномырдина передало США и ЕС золотовалютные резервы России. Они фактически инвестированы в экономику Запада, в революции роз, тюльпанов, оранжевых... Ситуация парадоксальна: экономические реформы в России кредитуются США и ЕС из средств России. Ежегодно МВФ в соответствии с договором оценивает результаты реализации программ за прошедший год, доводит Правительству РФ задания по их исполнению на предстоящий год, устанавливает параметры бюджета, величину Стабфонда и отчислений из бюджета для погашения госдолга, процент инфляции. Правительство РФ с учетом указаний формирует проект бюджета, передает его на рассмотрение Федеральному Собранию, на подпись Президенту РФ. Всемирный Русский народный собор 20 августа 2007 г. вынес на обсуждение документ под названием "Русская доктрина", содержащий духовно-нравственные и культурные основы, которые служили и продолжают служить прочным фундаментом Российского государства. Этот документ позволяет дать оценку проводимых в стране "реформ" и оценить существующую систему хозяйствования. Проведенная в начале 90-х годов кодификация российского законодательства (Гражданский кодекс, Земельный кодекс, Налоговый кодекс, Трудовой кодекс и др.) в соответствии с либерально-западной доктриной Вашингтонского консенсуса не привела к установлению в стране экономического публичного правопорядка <7>. -------------------------------- <7> Подр. см.: Хозяйственное право / Под ред. акад. В. К. Мамутова. Киев, 2002. С. 31.
Законодательство 90-х годов, построенное на либеральной философии хозяйствования, не привело и не могло привести к экономическому публичному правопорядку. Под экономическим порядком понимается господствующий в обществе уклад материального производства, основанный на положениях конституции, нормах права, моральных принципах, деловых правилах и обычаях, одобренных высшей законодательной властью в стратегических экономических решениях, обеспечивающий гармонизацию частных и публичных интересов, создающих партнерские и добропорядочные взаимоотношения в хозяйствовании (В. К. Мамутов). 3. Характеристика экономической модели. Курс реформ, как писал академик РАН В. С. Нерсесянц, рассчитанный на переход к современному западному (буржуазному) строю, в реальной действительности привел к установлению весьма неразвитых, во многом добуржуазных, неофеодальных экономических, правовых, государственных отношений и форм. Определенную роль при этом сыграла приватизация, в процессе которой под видом разгосударствления социалистическая собственность была превращена в частную собственность государства (т. е. впервые по-настоящему огосударствлена в экономико-правовом смысле) и весьма узкого круга людей. В условиях развернувшейся борьбы за власть и собственность формирующееся государство предстало как государство новых собственников, отчужденное от общества <8>. -------------------------------- <8> Государство и право на рубеже веков (материалы Всероссийской конференции). Проблемы теории и истории. М., 2001. С. 4.
В настоящее время в России в основном сформировалась капиталистическая система. Однако, как ни стремились ее создатели копировать капиталистические страны Запада, как ни усердствовали они, выполняя указания Международного валютного фонда, в силу специфических условий современный российский капитализм существенно отличается от своих западных собратьев. Во-первых, российский капитализм - капитализм непроизводительный, торгово-ростовщический. Основной источник доходов новоявленных российских капиталистов - не прибыль от производственной деятельности, а доход от коммерческих и финансовых спекуляций. Поэтому господствующей формой эксплуатации трудящихся в современной России является не промышленная эксплуатация, описанная Марксом, а более изощренная и завуалированная торгово-ростовщическая эксплуатация с помощью механизма цен, кредита, финансовых махинаций. Во-вторых, российский капитализм - капитализм олигархический. Основная часть богатства страны и соответственно основная масса доходов попала в руки кучек крупнейших финансовых воротил. Именно они стали сегодня реальными хозяевами страны, в их интересах проводится внутренняя и внешняя политика России. В-третьих, российский капитализм - капитализм криминальный. Значительная часть народного богатства находится под контролем криминальных и полукриминальных структур, которые все более интенсивно сращиваются с государственным аппаратом и оказывают активное воздействие на все стороны общественной жизни. В-четвертых, российский капитализм - капитализм компрадорский. Экономика все в большей мере попадает в прямую или косвенную зависимость от иностранного капитала и функционирует в интересах крупных империалистических государств и транснациональных корпораций. Существующая в стране так называемая патриотически-ориентированная буржуазия состоит в основном из тех, кому пока не удалось выгодно продаться иностранному капиталу <9>. -------------------------------- <9> Путь в XXI век: стратегические проблемы и перспективы российской экономики / Рук. акад. Д. С. Львов. М., 1999. 793 с.; Стратегический ответ России на вызов нового времени / Под ред. акад. Л. И. Абалкина. М., 2004. 606 с.
Возврат России на путь капиталистического развития нанес сокрушительный удар по экономике страны, ее научно-техническому и оборонному потенциалу. По сравнению с 1990 г. объем национального дохода и промышленного производства упал более чем в два раза. Ущерб, нанесенный экономике страны так называемыми рыночными реформами, по абсолютному размеру в 11 раз превышает ущерб, причиненный стране немецко-фашистскими захватчиками в годы Великой Отечественной войны. Наиболее сильный удар нанесен по высокотехнологичным и наукоемким отраслям, продукция которых сократилась в три и более раза. Открытая мировому рынку, полностью подчиняясь требованиям транснациональных корпораций, экономика страны приобретает однобокую топливно-сырьевую ориентацию, характерную для колониальных и полуколониальных стран. Иностранный капитал в явной и скрытой формах все более прибирает к рукам все, что может иметь перспективу <10>. -------------------------------- <10> Подр. см.: Метелев С. Е. Национальная безопасность и приоритеты развития России: социально-экономические и правовые аспекты: Монография. М., 2006. С. 32 - 36.
4. Общая характеристика гражданского и предпринимательского законодательства. А. Гражданский кодекс переходного периода. Гражданский кодекс 1994 г. был назван разработчиками "кодексом переходного периода" <11> (без указания концепции будущего строя, стратегии движения к нему и т. д.). Гражданский кодекс РСФСР 1964 г. содержал преамбулу, где подробно были обозначены черты существующего социалистического строя и указывалось, что СССР вступил в период развернутого строительства коммунистического общества. Преамбула формулировала задачи этого периода, давала характеристику социалистической собственности на средства производства, личной собственности граждан. Определялся порядок использования товарно-денежных отношений, а также применение инструментов развития экономики: хозрасчет, деньги, цена, себестоимость, торговля, кредит, финансы. -------------------------------- <11> Алексеев С. С. Гражданский кодекс. Заметки из истории подготовки проекта. Замечания о содержании Кодекса, его значении и судьбе // Гражданский кодекс России. Проблемы. Теория. Практика: Сборник / Отв. ред. А. Л. Маковский. С. 41.
Гражданский кодекс, а также Налоговый, Земельный и Трудовой кодексы создали, по словам В. Д. Зорькина, "трансцендентное право". Гражданский кодекс РФ 1994 г., по мнению разработчиков, "отвечает идеологии современного рыночного хозяйства" <12>. Здесь нужно заметить, что "единой идеологии современного рыночного хозяйства" не существует. -------------------------------- <12> Алексеев С. С. Гражданский кодекс. Заметки из истории подготовки проекта. Замечания о содержании Кодекса, его значении и судьбе // Гражданский кодекс России. Проблемы. Теория. Практика: Сборник / Отв. ред. А. Л. Маковский. С. 42.
По мнению профессора Д. В. Валового, "когда речь заходит о переходе к рынку, то с научной точки зрения это означает замену планового управления экономикой его стихийным регулированием. Иначе говоря, "внерыночной" экономики никогда не было. Экономика была и будет по своей природе рыночной. Добавление слова "рыночная" к слову "экономика" было сделано лишь после появления на исторической арене плановой экономики. Этим подчеркивалось различие между стихийной экономикой на Западе и плановой в СССР" <13>. -------------------------------- <13> Политэкономия (экономическая теория): Учебник для вузов / Под ред. Д. В. Валового. 3-е изд. М., 2005. С. 14.
Б. Дуализм частного права. В период подготовки Гражданского кодекса РФ, как пишет С. С. Алексеев <14>, в правительственном документе неожиданно был поставлен вопрос о подготовке Торгового кодекса. В начале 1993 г. под эгидой правительственной инстанции в престижном Президент-отеле состоялась конференция сторонников хозяйственно-правовой концепции, и там усиленно пропагандировалась идея двух "частных" правовых сфер - одного частного права для отдельных граждан, другого - для предприятий (т. е., по сути дела, возрождалась идея "двухсекторного права", которая в 1920 - 1930 гг. разрабатывалась сторонниками планово-социалистической экономики). -------------------------------- <14> Алексеев С. С. Гражданский кодекс. Заметки из истории подготовки проекта. Замечания о содержании Кодекса, его значении и судьбе // Гражданский кодекс России. Проблемы. Теория. Практика: Сборник / Отв. ред. А. Л. Маковский. С. 31.
В данном случае С. С. Алексеев умышленно вводит в заблуждение почтеннейшую публику, так как имеет место не возрождение идеи "двухсекторного права 1920 - 1930 гг., а использование западноевропейской доктрины, дуализма частного права". Между тем отдельно от гражданских созданы и работают коммерческие кодексы в десятках стран всех частей света. Только в последнее время такие кодексы были приняты в 1991 г. в Чехословакии (действует теперь и в Чехии, и в Словакии), в 1995 г. в Эстонии (имеется издание по состоянию на 1 января 2007 г.) и в других бывших советских республиках Прибалтики. В 2003 г. принят Хозяйственный кодекс Украины. Академик НАН Украины В. К. Мамутов отмечает: "Неверные сведения в наше информационное пространство вбрасываются постоянно. Неверное информирование наших юристов, экономистов, государственных деятелей совсем не безобидно, как это может показаться. И дело здесь не в расхождении взглядов. Нам рассказывают о "рыночных" нормах, но не рассказывают о публично-правовом регулировании экономики, то есть умалчивают именно о том, чем современное правовое регулирование хозяйственной деятельности отличается от "чисто частного". Такое сознательное умалчивание совершенно искажает общую картину. Восприятие неверной информации о регулировании экономики в экономически развитых странах и основанных на ней "рецептов реформирования" привело к развалу нашей экономики в 90-е годы, что способствовало вытеснению наших экспортеров иностранными корпорациями на внешних рынках". В. Национальная принадлежность Гражданского кодекса Российской Федерации. В книге "Гражданский кодекс России. Проблемы теории и практики" указывается, что Гражданский кодекс (первая и вторая части) - это именно российский, если угодно, русский, законодательный документ <15>. -------------------------------- <15> Политэкономия (экономическая теория): Учебник для вузов / Под ред. Д. В. Валового. 3-е изд. М., 2005. С. 37.
Известная восточная пословица гласит: "Если сказать сто раз халва, то во рту слаще не станет". В Гражданских кодексах ряда стран СНГ прямо говорится о народе как о субъекте права. Так, в ст. 318 Гражданского кодекса Украины говорится, что субъектом права собственности являются украинский народ и другие участники гражданский отношений. Гражданский кодекс Российской Федерации не содержит указаний на национальную принадлежность субъектов правоотношений. В этом смысле Кодекс универсальный, его можно применять к имущественным отношениям и в Уганде, и в Непале. Г. Гражданский кодекс Российской Федерации - синопсис идей иностранного права. О. С. Иоффе, говоря о Гражданском кодексе 1922 г., отмечал, что он является синопсисом французской и германской кодификации, разбавленным некоторыми марксистскими идеями, и концепции французского ученого Дюги <16>. -------------------------------- <16> Иоффе О. С. Россия: досоветская, советская. В сб.: Гражданское законодательство Республики Казахстан. Вып. 15. Алматы: Юрист, 2003. С. 308.
Перефразируя О. С. Иоффе, можно сказать, что наш Кодекс - синопсис нидерландской кодификации, разбавленный идеями "современного рыночного хозяйства", "постиндустриального общества", "потребительского общества" и "социального дарвинизма". Д. Гражданский кодекс Российской Федерации как экономическая конституция. По мнению разработчиков, по ряду сторон ГК не уступает по своему значению Конституции, конституционным законам и обоснованно назван "экономической конституцией" <17>. По нашему мнению, роль и значение ГК в регулировании отношений в сфере экономики преувеличены, так, п. "ж" ст. 71 Конституции Российской Федерации к ведению Российской Федерации относит: установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки. -------------------------------- <17> Алексеев С. С. Гражданский кодекс. Заметки из истории подготовки проекта. Замечания о содержании Кодекса, его значении и судьбе // Гражданский кодекс России. Проблемы. Теория. Практика: Сборник / Отв. ред. А. Л. Маковский. С. 26.
Кроме того, ученые, занимающиеся проблемами предпринимательского (хозяйственное) права, исходят из того, что хозяйственный оборот как совокупность всех актов деятельности в сфере производства, распределения и обмена представляет собой самостоятельную сферу, в которой взаимодействуют производители. Совокупная деятельность производителей представляет для них обычную профессиональную деятельность по производству и реализации товаров, подпадающую под действие хозяйственного права. Гражданское право регулирует в основном отношения в сфере обмена, а предпринимательское (хозяйственное) право - в сфере производства, распределения и обмена. Предметом гражданского права являются отношения микроэкономического характера. Предметом хозяйственного права в основном являются макроэкономические отношения (инвестиции, ценообразование, монополистическая деятельность и т. д.). Большая часть хозяйственных отношений урегулирована специальным законодательством, базирующимся на публично-правовых, а не частноправовых началах (регистрация, лицензирование, сертификация, предписания, запреты, рекомендации) <18>. -------------------------------- <18> Дойников И. В. Введение в хозяйственное (предпринимательское) право: Учеб. пособие. М., 2006. С. 41 - 43.
Е. Проблема соотношения гражданского законодательства и государства. Проблема соотношения гражданского законодательства и государства (В. Ф. Яковлев) <19> решена в Гражданском кодексе с позиции доктрины МВФ и Вашингтонского консенсуса. -------------------------------- <19> Яковлев В. Ф. Гражданский кодекс. Заметки из истории подготовки проекта. Замечания о содержании Кодекса, его значении и судьбе // Гражданский кодекс России. Проблемы. Теория. Практика: Сборник / Отв. ред. А. Л. Маковский. С. 58 - 66.
Речь идет о разработанной в среде международных финансовых организаций и американского экономического истеблишмента доктрине Вашингтонского консенсуса. Идеология Вашингтонского консенсуса отличается кратким упрощением задач экономической политики и сведением ее к трем постулатам - либерализация, приватизация и стабилизация - через жесткое формальное планирование денежной массы. Эта политика направлена на максимальное ограничение роли государства как активного субъекта экономического влияния и ограничение его функций контролем за динамикой показателей денежной массы. Неадекватность доктрины Вашингтонского консенсуса реальным проблемам экономического развития и ее теоретическая несостоятельность хорошо известны специалистам и неоднократно доказаны на практике. Тем не менее, став своего рода символом веры в международных финансовых кругах и удобным инструментом для навязывания ими своих интересов правительствам разных государств, эта доктрина усиленно пропагандируется, и принимаются активные меры по продвижению ее носителей в органы власти и среду общественного сознания через ангажированных "ученых" и журналистов. К сожалению, в связи с огромными деньгами, брошенными на пропаганду американского "mainstream" через издание книг, создание независимых фондов и центров, организацию зарубежных стажировок, международных семинаров и конференций, происходит крупномасштабное опошление и примитивизация научной мысли <20>. -------------------------------- <20> Институциональная экономика: Учеб. пособие / Под рук. акад. Д. С. Львова. М.: Инфра-М, 2001. С. 9 - 11.
Ж. Слабое развитие собственной теоретико-методологической базы современного гражданского права. Как известно, в основе законодательства периода "праворадикальной экономической реформы" 90-х годов лежат идеи либеральной философии хозяйствования. Юридическая наука начала XXI в. переживает глубокий кризис. Суть его состоит в том, что юридическая наука не смогла ответить на актуальные вопросы практики, не предложила эффектных рекомендаций для решения острейших социально-экономических и политико-юридических проблем начала XXI столетия. Несоответствие официальной доктрины и реального положения дел отметил В. В. Путин, мы все ожидали перемен. Перемен к лучшему. Но ко многому, что изменилось в нашей жизни, - оказались абсолютно не подготовленными. Сущность кризиса юридической науки заключается в ее отрыве от насущных проблем и потребностей практики. Кризис проявился в таких формах, как апологетика, демагогия и догматизм, метафизичность исследования и недостаточная их конструктивность. Вне поля зрения ученых-юристов оказались многие экономические, политические и социальные проблемы. Справедливости ради надо отметить, что слабость собственной теоретико-методологической базы характерна для большинства отраслевых юридических наук. Без создания собственной теоретико-методологической базы, как отмечает Д. А. Керимов, наука не может развиваться, обрекая себя на бесплодие, топтание на месте в границах давным-давно известных положений <21>. Как пишет профессор Е. А. Суханов, в последние несколько лет цивилистику захлестнул поток диссертаций. Такое бурное развитие гражданско-правовой науки можно было бы только приветствовать, если бы не удручающе низкий уровень подавляющего большинства таких "исследований". Едва ли не правилом стало вынесение соискателями ученых степеней на защиту таких общих положений, которые без труда можно отыскать в любом приличном учебнике гражданского права, а иногда и непосредственно в гражданском законе <22>. -------------------------------- <21> Керимов Д. А. Проблемы общей теории права и государства: В 3 т. Т. 1. М., 2001. С. 8. <22> Суханов Е. А. О диссертациях по гражданскому праву // Вестник гражданского права. 2006. N 1. С. 242 - 243.
Главные усилия представителей современной цивилистики направляются по-прежнему на разработку проблем, лежащих в области так называемой догмы права <23>. Будучи увлеченными проблемами догмы гражданского права, цивилисты зачастую касаются его фундаментальных, теоретико-методологических проблем лишь вскользь, походя, допускают неправильное использование понятийного аппарата. -------------------------------- <23> Шамба Т. М. Юридические науки. Справочный материал по диссертационным работам за 1994 - 1998 гг. М., 2000. С. 239 - 322.
Слабую развитость собственной теоретико-методологической базы можно объяснить отсутствием в Гражданском кодексе РФ четко выраженной концепции гражданско-правового регулирования, предполагающей законодательное закрепление его социально-правовых целей и задач <24>. -------------------------------- <24> Подр. см.: Гражданское право: Актуальные проблемы теории и практики / Под общ. ред. В. А. Белова. М., 2007. 993 с.
Заключение. Российская социально-экономическая действительность бросила отечественной цивилистики вызов: попытки реформирования нашей экономики натолкнулись на серьезные препятствия, не имеющие прецедентов в других странах, а соответственно, и теоретических обоснований зарубежными теоретиками. Угрозы национальной безопасности Российской Федерации нельзя преодолеть на основе либерально-цивилистических взглядов в юридической науке, тормозящих развитие производительных сил общества <25>. Обеспечению государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации соответствует современная концепция хозяйственного (предпринимательского) права (В. В. Лаптев, В. К. Мамутов), являющаяся основой для проекта Хозяйственного кодекса Российской Федерации <26>. -------------------------------- <25> Бизнес. Менеджмент. Право. Тема номера "Систематизация предпринимательского законодательства". 2006. N 3, 4. <26> Правовое регулирование предпринимательской деятельности в рыночной экономике // Сб. статей / Под ред. Е. П. Губина. М., 2008.
------------------------------------------------------------------
Название документа