Всегда ли прав потребитель?

(Гущина И. А.) ("Российская юстиция", 2008, N 12) Текст документа

ВСЕГДА ЛИ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЬ?

И. А. ГУЩИНА

Гущина И. А., помощник прокурора Арзамасской городской прокуратуры.

Реформы политической и социально-экономической жизни, происходящие в России, затрагивают различные сферы жизнедеятельности людей. В первую очередь, эти процессы оказывают влияние на экономику страны и, в частности, на потребительский рынок, где встречаются интересы продавцов (изготовителей, исполнителей) товаров (работ, услуг), потребителей, а также общества и государства в целом. Развитие экономики с ее жесткими законами конкуренции подталкивает субъектов экономических отношений к применению различных способов извлечения прибыли вне зависимости от характера последствий этой деятельности. В свою очередь, в потребительской сфере появились такие понятия, как "контрафактная продукция", "фальсифицированные товары", "потребительская безопасность" и т. п., что и выдвинуло проблему обеспечения безопасности отдельного гражданина-потребителя на первое место в масштабах всей страны. В настоящее время потребители зачастую становятся жертвами изощренных мошеннических и иных посягательств, основанных на обмане или злоупотреблении доверием граждан. Вместе с тем в защите нуждаются и другие участники потребительского рынка, чьи права и законные интересы также могут нарушаться, в том числе и в результате неправомерных действий самих потребителей. В этой связи особое значение приобретает необходимость организации эффективного противодействия различного рода посягательствам, а также усиления государственного и формирования общественного контроля за реализацией законодательства в анализируемой области. Защита прав потребителей и иных субъектов потребительских отношений - процесс сложный, требующий постоянного совершенствования механизмов его осуществления. Работа по правовому и организационному обеспечению данной деятельности позволяет рассматривать ее как одно из приоритетных направлений социально-экономической политики государства, реализуемой посредством деятельности правоохранительных и контролирующих (надзорных) органов. Важную роль в этом играет уголовно-правовое регулирование, способствующее максимальному упорядочиванию экономических отношений, возникающих между значительным количеством их участников. Это особенно актуально для потребительской сферы, где обманные действия преступников имеют постоянную тенденцию к росту. Так, если в 2003 году правоохранительными органами России было выявлено 45561 преступление, связанное с потребительским рынком, то в 2007 году этот показатель заметно вырос и составил 82369 преступлений <1>. -------------------------------- <1> См.: Состояние преступности в России за январь - декабрь 2003 г. М.: Главный информационный центр МВД России, 2004. С. 15; Состояние преступности в России за 2007 год. М.: Главный информационно-аналитический центр МВД России, 2008. С. 25.

В потребительской сфере совершаются различные по характеру правонарушения: гражданские, административные, уголовные. В середине 90-х годов прошлого века, когда современный потребительский рынок еще только зарождался в России, наши сограждане сталкивались в основном с нарушениями гражданско-правового характера (например, распространенной была продажа товаров с недостатками). Однако уже тогда стали появляться и функционировать так называемые финансовые пирамиды, деятельность которых была основана на обмане ("МММ", "Хопер-Инвест", "Русский Дом "Селенга" и т. д.). Ранее на потребительском рынке большинство правонарушений, в том числе и преступлений, совершали продавцы (изготовители, исполнители) товаров (работ, услуг), однако в настоящее время противоправное поведение отмечается и со стороны потребителей. При этом зачастую совершаются так называемые "мошеннические сделки", когда сами потребители заключают договоры на приобретение товаров, выполнение работ или оказание услуг, стремясь завладеть чужим имуществом и не намереваясь выполнять взятые на себя обязательства. Это можно проиллюстрировать на следующем примере из следственно-судебной практики. Так, 18 марта 2006 г. К., находясь в магазине, действуя умышленно, из корыстных побуждений, с целью хищения чужого имущества путем обмана, используя найденный паспорт и поддельную ксерокопию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе физического лица по месту жительства на территории РФ на имя Ш., заключила кредитный договор от имени последней, по которому приобрела в кредит микроволновую печь, пылесос и стиральную машину на общую сумму 18870 рублей 60 копеек. Внеся первоначальный взнос в размере 10% от стоимости приобретенных товаров и завладев указанным имуществом, К. с места преступления скрылась. Впоследствии выплаты по кредитному договору она не производила вплоть до установления сотрудниками правоохранительных органов ее преступного замысла. Действия К. были квалифицированы судом по ч. 1 ст. 159 УК РФ. Примечательным в этом деле является тот факт, что для достижения сходства с Ш., изображенной на фотографии в найденном паспорте, К. изменила свою внешность. Кроме того, К. является студенткой филологического факультета одного из вузов <2>. Изощренность способа хищения и спланированность действий К. в данном случае очевидны. В приведенном примере выражение "мошенничество - это интеллектуальное хищение" находит свое полное подтверждение. -------------------------------- <2> См.: Архив мировых судей г. Арзамаса и Арзамасского района Нижегородской области за 2007 год.

Преступления в потребительской сфере - это деяния, посягающие на права участников потребительских отношений, создающие угрозу нормальному функционированию и развитию экономики при купле-продаже товаров и продукции, выполнении работ или оказании услуг. При этом деятельность субъектов потребительского рынка зачастую основана на обмане или злоупотреблении доверием своих контрагентов. Обман может касаться различных обстоятельств, закон не содержит в данном случае никаких ограничений. В сфере потребительских отношений он, как правило, выражается в использовании фиктивных документов, подтверждающих соответствие товаров, работ или услуг тем или иным требованиям, реализации фальсифицированной продукции под видом качественной и безопасной, введении потребителей в заблуждение относительно свойств товаров, работ или услуг и т. д. Использование обмана или злоупотребления доверием при совершении указанных преступлений является условием для последующей передачи потребителем или его контрагентом своего имущества. Будучи введенным в заблуждение, потерпевший добровольно передает принадлежащее ему имущество преступнику, не сомневаясь в том, что действует правильно, а последний имеет все законные основания получить его. Однако такая передача имущества является добровольной исключительно с внешней стороны, поскольку потребитель или его контрагент действует под влиянием обмана или злоупотребления доверием, а следовательно, его сознание и воля являются деформированными в юридическом смысле. Данные способы совершения преступных посягательств на потребительском рынке тесно связаны между собой и нередко сочетаются на практике. Вместе с тем, как отмечает С. В. Фомов, механизмы психологического воздействия обмана и злоупотребления доверием различаются. Если при обмане на психологию жертвы оказывается влияние, то при злоупотреблении доверием оно отсутствует. В последнем случае виновный действует в рамках сложившихся у потерпевшего представлений о характере и содержании их отношений, а преступник использует эту ситуацию вопреки интересам потерпевшего <3>. -------------------------------- <3> См.: Фомов С. В. Криминологическая характеристика и профилактика мошенничества в сфере оборота товарно-материальных ценностей: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2000. С. 55 - 56.

Потребительское законодательство, исходя из его наименования, призвано, в первую очередь, защищать потребителей. Однако в охране нуждаются также права и законные интересы других участников потребительского рынка. Нарушения в этой сфере происходят часто, и тогда отношения между субъектами переходят в плоскость привлечения виновных лиц к ответственности. Противоправное поведение в исследуемой области может повлечь гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность. Наиболее эффективной с точки зрения защиты потерпевших является уголовная ответственность, которая наступает при наличии в действиях нарушителей состава преступления. С развитием системы потребительского кредитования появились новые формы преступной деятельности, в первую очередь потребителей. Обманные действия в этой сфере квалифицируются, как правило, по ст. 159 УК РФ, но они имеют общие черты и с таким преступлением, как незаконное получение кредита (ст. 176 УК РФ). Противоправное деяние в последнем случае заключается в получении индивидуальным предпринимателем или руководителем организации кредита либо льготных условий кредитования путем представления банку или иному кредитору заведомо ложных сведений о хозяйственном положении либо финансовом состоянии индивидуального предпринимателя или организации, если это деяние причинило крупный ущерб, а также в незаконном получении государственного целевого кредита, а равно его использовании не по прямому назначению, если эти деяния причинили крупный ущерб гражданам, организациям или государству <4>. Сходство данного преступления с мошенничеством очевидно. Отличие их состоит в направленности умысла и моменте его возникновения. При этом действия лица квалифицируются как мошенничество, если еще до получения кредита у него имелся умысел на хищение имущества, входящего в кредит. -------------------------------- <4> См.: Уголовный кодекс Российской Федерации. М.: Омега-Л, 2008. С. 88.

В последнее время подобные преступные действия все чаще совершаются в сфере реализации приоритетных национальных проектов. В связи с этим характерным является следующее уголовное дело. Так, в период с января по апрель 2007 г. Б., действуя умышленно, с целью хищения чужого имущества оформила в банке льготный кредитный договор на приобретение сельскохозяйственной техники, по которому получила денежные средства в сумме 100000 рублей, сроком на 5 лет. Продолжая реализовывать свой преступный умысел, Б. путем обмана предоставила в Департамент сельского хозяйства администрации Арзамасского района Нижегородской области фиктивный документ, подтверждающий целевое использование полученного ей кредита, - договор купли-продажи сельскохозяйственной техники, которую в действительности она не приобретала. Впоследствии на основании заявления Б. и вышеуказанного договора купли-продажи ей были начислены денежные средства, выделяемые Министерством сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области из средств федерального бюджета по федеральной программе развития агропромышленного комплекса, в виде субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитному договору в размере 1876 рублей. С этого момента она получила реальную возможность распорядиться данными денежными средствами по своему усмотрению. Приговором суда содеянное Б. было квалифицировано по ч. 1 ст. 159 УК РФ. Злоупотребления в названной области нарушают интересы государства и тех отраслей (в приведенном примере это сельское хозяйство), которые в соответствии с федеральными программами должны интенсивно развиваться, поэтому необходимо оказывать противодействие подобным и иным посягательствам. В этом процессе важная роль принадлежит не только правоохранительным органам (которые, как правило, работают по фактам нарушений законов), но и организациям, участвующим в реализации приоритетных национальных проектов, которые, будучи наделенными соответствующими полномочиями, должны своевременно и остро реагировать на любые противоправные проявления. В заключение необходимо отметить, что проблема преступности в потребительской сфере многогранна и неисчерпаема. Современное состояние экономической преступности на потребительском рынке показывает, что в защите своих прав нуждаются не только потребители (как это происходило поначалу), но и их контрагенты (от посягательств так называемых потребителей-"террористов"). При этом наиболее эффективным средством защиты интересов участников потребительских отношений является уголовная ответственность. Однако уголовно-правовая охрана должна осуществляться с учетом реализации в данной области также мер гражданско-правового и административного воздействия. Применение разнообразных видов и форм юридической ответственности к нарушителям со всей очевидностью говорит о том, что законодатели России стремятся защитить субъектов потребительского рынка всеми возможными способами. Это, в свою очередь, свидетельствует о высокой значимости исследуемой проблематики. Несмотря на многочисленные нарушения потребительского законодательства положительные тенденции в анализируемой сфере очевидны. Во-первых, в России создана и постоянно развивается система потребительского просвещения и образования, в этом процессе участвуют учебные заведения, потребительские общества и организации, органы власти всех уровней, а также средства массовой информации. Во-вторых, в последние годы была активизирована работа правоохранительных органов по выявлению, предупреждению и пресечению различных правонарушений на потребительском рынке, чьи усилия в данном направлении невозможно переоценить. Но главное достижение заключается в том, что сами граждане перестали считать действия по защите своих прав "пустой тратой нервов". Устранение последствий правонарушений нередко требует от самих потерпевших значительных усилий, времени, а порой и средств. К счастью, большинство граждан осознало тот факт, что их самостоятельные активные действия во многом способствуют достижению положительных результатов. В целом можно констатировать, что в подобных ситуациях находит подтверждение известное изречение: "закон защищает инициативных людей".

Название документа