Реабилитационные процедуры по законодательству Англии и возможность применения данных процедур на российской почве

(Московая А. В.) ("Адвокат", 2008, N 12) Текст документа

РЕАБИЛИТАЦИОННЫЕ ПРОЦЕДУРЫ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ АНГЛИИ И ВОЗМОЖНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ДАННЫХ ПРОЦЕДУР НА РОССИЙСКОЙ ПОЧВЕ

А. В. МОСКОВАЯ

Проблемы, связанные с восстановлением платежеспособности и увеличением активов компании до добровольной либо принудительной ликвидации акционерного общества, не получили подробного анализа в доктрине и не нашли своего отражения в российском законодательстве. Необходимость разработки законодательных мер вызвана острыми потребностями практики, когда оперативное вмешательство специалиста по такого рода делам помогает адекватно среагировать на происходящие негативные тенденции в развитии акционерного общества. Для того чтобы понять, каков будет этот набор мер, необходимо обратиться к сравнительно-правовому анализу с целью вскрыть различия и употребить во благо имеющийся позитивный опыт в другой правовой системе. Научное исследование вопроса относительно реабилитационных процедур в Англии нашло отражение в книге В. В. Степанова <1>, но достаточно фрагментарное и краткое, а также в статье Ю. В. Петровичевой <2>, посвященной по большей части описанию (констатации) соответствующих положений закона без подробного многоаспектного анализа. В других работах рассматриваются только законодательные положения относительно ликвидации без упоминания соответствующих реабилитационных процедур. В английской доктрине вопрос о значимости данных процедур представлялся также весьма обсуждаемым в некоторых работах <3> и отдельных статьях, написанных как в русле сравнительного анализа моделей несостоятельности, так и в русле анализа корпоративного права. Поэтому исследование данного вопроса, в частности правовой природы реабилитационных мер, и попытка сконструировать их научное определение представляются весьма значимыми. -------------------------------- <1> Степанов В. В. Несостоятельность (банкротство) в России, США, Франции, Англии, Германии. М.: Статут, 1999. С. 110. <2> Петровичева Ю. В. Ликвидация английских компаний // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 2001. N 8. <3> Wood P. Principles of international Insolvency. L., 1995; Goode R. M. Principles of Corporate Insolvency Law. L., 1990; David L. Preferential claims of government in English Insolvency Proceedings. L., 1991. P. 43; Saving Rose N. A company law. L., 1991. P. 17.

Реабилитационные процедуры по замыслу законодателя Англии концептуально входят в ликвидацию и являют собой комплекс мер, направленных на восстановление платежеспособности должника (реабилитацию компании, как это явствует из названия) и, как следствие этого, на защиту интересов кредиторов компании. Данные меры могут быть применены на любой стадии ликвидации (как до начала, так и в процессе ликвидации). К реабилитационным процедурам согласно Закону Англии "О несостоятельности" 1986 года (с последующими изменениями) относятся: - заключение добровольного соглашения между компанией и кредиторами о погашении долгов компании при условии продолжения деятельности или проведения ликвидации на более приемлемых для сторон соглашения условиях; - система административных приказов, направленных на сохранение компании как юридического лица с одновременным удовлетворением требований кредиторов; - процедура защиты держателей облигационных займов путем назначения специальных лиц, отвечающих за применение данной процедуры <4>. -------------------------------- <4> Петровичева Ю. В. Указ. соч. С. 146.

Последние две процедуры являются новеллами. По своей правовой природе данные процедуры не становятся ликвидационными, поскольку основной их целью выступает восстановление платежеспособности и сохранение компании как юридического лица (т. е. прослеживается идея защиты компании <5> и как имущественного комплекса), что в общем и целом направлено на стабильность в экономической сфере жизнедеятельности общества и государства, хотя основной целью является защита прав кредиторов. Скорее это правовой инструментарий, способствующий прекращению различного рода споров и недопущению исчезновения компании из поля деятельности. -------------------------------- <5> Данная идея характерна для французской системы регулирования несостоятельности и выступает законодательно очерченной целью такого регулирования. Об этом, а также подробный анализ моделей несостоятельности по основным правовым системам см.: Степанов В. В. Указ. соч.

Думается, данные процедуры в умелых руках превращаются в достаточно эффективный и мощный инструмент воздействия на компанию в рамках ликвидационного процесса. Однако рассмотрим их в сравнительном ключе и попробуем выявить сходства и отличия для понимания сущности реабилитационных процедур и оценки их эффективности. Добровольное соглашение между компанией и кредитором заключается на любой стадии ликвидационного процесса, а иногда и до такового (этому посвящены нормы ст. ст. 1 - 8 английского Закона "О несостоятельности"). Соглашение имеет ключевое значение для обеих сторон предполагаемого или совершающегося ликвидационного процесса, облекает достигнутый сторонами консенсус в письменную форму. Консенсус по смыслу законодательства должен быть достигнут и по структуре, и по размеру долга каждой отдельно взятой позиции и относительно включения того или иного юридического лица в кредиторы компании, чистых активов компании. Особую роль играет лицо, осуществляющее содействие компании. Им становится либо ликвидатор в период ликвидации, либо администратор в период действия административных приказов, либо специальное назначаемое лицо при отсутствии первых двух упомянутых лиц (подп. 3 ст. 1 анализируемого Закона Англии). Данное лицо в течение 28 дней представляет суду проект документа с условиями о добровольном соглашении и указывает свое мнение на предмет проведения общего собрания участников, его времени и месте (п. 2 ст. 2 Закона). Проект документа, содержащего основные условия будущего соглашения, представляется на утверждение раздельному собранию кредиторов и участников компании (которое может как утвердить проект с поправками и без поправок по согласованию с лицом, проводящим соответствующую процедуру, так и отказаться от утверждения данного проекта в соответствии со ст. 4 Закона о несостоятельности), впоследствии представляется суду. Апелляция, поданная любым из заинтересованных лиц в течение 28 дней с момента представления докладов председателей собраний (по основаниям, содержащимся в Законе), может побудить суд отменить или приостановить действие решений и направить данный проект соглашения на вторичное утверждение при условии внесения правок. В случае утверждения судом представленного вторично проекта соглашения оно вступает в стадию исполнения (удовлетворения требований кредиторов). Представленная в российском законодательстве конструкция мирового соглашения применяется только в процессе принудительной ликвидации по такому основанию, как банкротство. В статье 2 российского Закона <6> дается дефиниция термина "мировое соглашение": это процедура банкротства, применяемая на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве в целях прекращения производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредиторами. Порядок и способы заключения мирового соглашения регулируются ст. 150 Закона о несостоятельности. Соответствующее решение принимается на общем собранием кредиторов большинством голосов кредиторов и уполномоченных органов в соответствии с реестром требований кредиторов, после чего подлежит утверждению арбитражным судом и является обязательным для всех лиц, участвующих в деле. Для отдельных процедур банкротства (внешнего управления, финансового оздоровления, наблюдения) законодатель предусматривает определенные особенности заключения мирового соглашения (ст. ст. 151 - 154). Существуют особенности и в отношении содержания мирового соглашения, главным в котором выступает порядок и срок выполнения обязательств должника (ст. 156 Закона о несостоятельности). -------------------------------- <6> Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (в ред. ФЗ от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ) // СЗ РФ. 2002. N 43. Ст. 4190; 2008. N 30. Ст. 3616.

При контентном анализе выявляется, что, во-первых, в целом более детальное и подробное регулирование наличествует в законодательстве Англии (это связано с глубинным и функциональным подходом законодательства в целом); во-вторых, сфера применения данного эффективного инструмента по российскому законодательству представляется гораздо более узкой по сравнению с соответствующим регулированием по законодательству Англии, поскольку в российском законодательстве мировое соглашение применяется только к специальному основанию ликвидации (к банкротству); в-третьих, такие процедуры, как утверждение добровольного соглашения отдельно собранием кредиторов и собранием участников соответствующего юридического лица, вторичное утверждение проекта соглашения, а также возможность подачи апелляции заинтересованного лица в отношении утверждаемого проекта - отсутствуют в российском законодательстве. Применение указанных выше категорий на российской почве и расширение законодательной сферы использования добровольного соглашения требуют анализа и внимательной оценки. Прежде всего это сфера применения - на различных этапах добровольной и принудительной ликвидации и до ликвидации. ГК РФ не ограничивает кредиторов и участников ликвидируемого акционерного общества заключить сделку (добровольное соглашение по терминологии английского законодателя) по смыслу ст. 153 ГК РФ, также нашим законодательством признаются договоры, не поименованные в законодательстве, но не противоречащие ему. Отмечу, что данная сделка будет многосторонней по своей правовой природе, во-вторых, она должна содержать в себе сведения относительно состава кредиторов, состава долга, наличия чистых активов, в-третьих, сроки для погашения долгов. Представляется, что контроль за ходом исполнения данного соглашения и за подготовкой его проекта должен осуществлять назначенный общим собранием участников ликвидатор, проект соответствующего добровольного соглашения должен готовиться ликвидатором и утверждаться сначала на общем собрании участников и на общем собрании выявленных кредиторов юридического лица. С какого момента должно будет вступать в силу данное соглашение? Скорее всего, с момента подписания данного документа. Если рассматривать данный вопрос на стыке экономического и юридического анализов, то получится, что данное добровольное соглашение скорее предстает как некая декларация о намерениях, оплата неисполненных обязательств ликвидируемого юридического лица по ряду договоров должна пройти по конкретным хозяйственным договорам. Столь подробное урегулирование вопроса по добровольному соглашению между кредиторами и участниками помогает устранить недопонимание лиц, участвующих в добровольной ликвидации, и возможность произвола вследствие низкой правовой культуры. Отсутствие у нас данной категории именно в том виде, в котором это сформулировано в законодательстве Англии, может быть преодолено путем использования общих конструкций, сформулированных законодателем. Система административных приказов. Английским Законом о несостоятельности 1986 г. была введена система административных приказов, относящихся к реабилитационным процедурам, применяемая до ликвидации компании (ч. 2 Закона, ст. 8 - 20). Данная система направлена на реабилитацию компании (это явствует из ее отношения к реабилитационным процедурам) в финансовом плане для выполнения требования кредиторов. По сути своей это усовершенствованная вариация старой процедуры, существовавшей до принятия анализируемого Закона и часто практически применяемой в отношении юридического лица, испытывающего определенные трудности. Прежде чем проанализировать соответствующий институт, обратимся к нормам Закона. Система административных приказов применяется с санкции суда и может быть инициирована кредитором (группой кредиторов), самой компанией (ее участниками) в форме петиции о принятии приказа. Особую роль играет администратор, назначенный судом. В отличие от полномочий ликвидатора (ликвидационного комитета), круг полномочий администратора законодательно ограничен целями его деятельности, а именно: а) сохранение компании, имеющей значительные финансовые долги, целиком или части как действующей; б) одобрение добровольного соглашения в случае его заключения в период действия административного приказа в порядке, предусмотренном законом; в) санкционирование соглашения между кредиторами и участниками компании при реорганизации по смыслу ст. 425 Закона о компаниях; г) поиск более предпочтительных способов реализации компании при ее ликвидации (п. 3 ст. 8 Закона о несостоятельности). Причем административный приказ не применяется к страховым компаниями и компаниям банковского сектора, а также по отношению к компаниям, вступившим уже в стадию ликвидации, что установлено в этой же статье Закона. Тем не менее полномочия администратора достаточно широкие - согласно ст. 14 ему предоставлено право вести дела "так, как он считает нужным" <7>, управлять компанией, бизнесом и имуществом компании, отстранять от должности генерального директора, созывать общие собрания. Он вправе запрашивать разъяснения у суда относительно порядка исполнения своих обязанностей и имеет иные полномочия, предусмотренные Законом и приложением N 1 к нему. В этой же статье отмечается, что он действует как агент данной компании. В качестве параллели может быть использована ст. 62 ГК РФ, где зафиксировано, что все полномочия по управлению юридического лица переходят к ликвидационной комиссии с момента ее назначения. -------------------------------- <7> Формулировка Закона.

С этой группой прав коррелируют определенные обязанности администратора: взять под свой контроль все имущество компании (ст. 17 Закона) и управлять делами компании в ее интересах. Также он подотчетен в своей деятельности суду и может быть в любое время отстранен от должности по распоряжению суда. Общий срок для осуществления данного вида реабилитационной процедуры составляет чуть более четырех месяцев: три месяца с момента назначения судом административного приказа администратор рассылает всем извещение о созыве собрания кредиторов, которое должно быть произведено в срок не позднее 14 дней с момента такого извещения (подп. 1 ст. 23 Закона). После рассмотрения собранием предложений по восстановлению платежеспособности возможны несколько правовых последствий: одобрение с правками или без таковых предложения администратора либо отклонение предложения (ст. 24). По результатам собрания администратор извещает суд, решение которого уже будет окончательным - отмена судебного приказа либо поиск другого, более справедливого решения. Также возможна подача петиций по отмене (изменению) такого приказа в период его действия. Исходя из сложившейся практики предложения по восстановлению платежеспособности, выдвинутые администратором (который должен быть практиком по такого рода делам и иметь сертификат от специализированной компании), должны предусматривать конкретные меры: указание сферы бизнеса, которым необходимо заняться в силу убыточности имеющегося; показатели предполагаемой прибыли; критерии роста компании, анализ динамики расходов и доходов компании; макроэкономический анализ деятельности; по оптимизации трудовых ресурсов, задействованных в компании (на основании анализа); по увеличению числа возможных контрагентов и имущественной массы компании, могущей быть объявленной несостоятельной. Административный приказ по своей правовой природе не имеет ничего общего ни с судебным приказом в плане понимания норм ГПК РФ, ни с нормами отечественного административного права <8>. Название объясняется сутью процедуры - управлением компании вместо действующих органов управления (administration orders - дословно "административный приказ" или в другом варианте перевода - "процедура временного управления", более употребимым и общепринятым является первый вариант перевода). -------------------------------- <8> Об административно-правовых нормах см.: Петровичева Ю. В. Указ. соч. С. 147.

В Англии это особый порядок, выработанный нормами английского права и направленный на недопущение применения ликвидационных процедур по отношению к компании, своеобразная санкция суда по петициям заинтересованных лиц на введение такой процедуры. Данная система судебных приказов явилась, как было упомянуто, новеллой для законодательства Англии, и новеллой в какой-то мере уникальной. Однако для мирового опыта это не новые установления. Базовой моделью в отношении данной процедуры (так же, как и для других систем несостоятельности, например германской) стал американский Bankruptcy Code. "Эту процедуру можно смело считать одной из версий реорганизации по разделу 11 US Bankruptcy Code". <9> Как тут не вспомнить слова В. П. Мозолина и М. И. Кулагина, отмечавших в свое время тот факт, что "законодателем моды в области акционерного права является США". -------------------------------- <9> Wood R. Principles of international insolvency. London, 1995. P. 12.

В течение всего действия данного Закона в ходе правоприменительной практики выяснилось, что процедуру легко блокировать обладателю плавающего обеспечения на все активы должника, что создает трудности для применения этой процедуры на практике. Правовой инструментарий нашего законодательства небогат - предусмотрена лишь досудебная санация в отношении участников (учредителей) юридического лица, а также собственника имущества должника - унитарного предприятия в виде предоставления финансовой помощи в размере, достаточном для погашения денежных обязательств и обязательных платежей и восстановления платежеспособности должника, которая может сопровождаться и принятием на себя обязательств должником или иными лицами в пользу лиц, такую помощь предоставивших (п. 1 и п. 2 ст. 31 Закона о несостоятельности). Предусмотренные в процессе судебного рассмотрения дела о банкротстве финансовое оздоровление (по ст. 2 - процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности) и внешнее управление (процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности) относятся только к специальному основанию - банкротству (как это видно из определения). Они также употребляются с санкции суда и контролируются специально назначенным лицом (у которого несколько иные функции). Применение на нашей почве системы административных приказов будет иметь успех только в случае учета существующих правовых традиций, продуманности концепции и четких законодательных формулировок, в рамках общего понимания (модели) ликвидации в российской цивилистической доктрине. В целом данная система для России представляется весьма полезной, поскольку позволяет восстановить платежеспособность, сохранить компанию как действующую, нарастить имущественную массу до начала каких-либо ликвидационных процедур с целью их избежать. Система защиты интересов кредиторов по истребованию имущества. Коренное отличие от рассмотренных выше реабилитационных процедур состоит в том, что данная система может быть применена в течение действия самих ликвидационных процедур (а не до введения их в действие) и обусловлена широкими экономическими целями. Введение данной процедуры еще раз иллюстрирует, что главной целью всего блока законодательства является защита интересов кредиторов. Предметом защиты выступает имущество, на которое наложено обременение и в отношении которого необходимо реализовать обеспечительные меры. Юридико-технически нормы, посвященные регулированию данного вопроса, сосредоточены в ч. 3 (главы 1, 2, 3, две последние из которых предусматривают некоторые особенности в отношении использования данной процедуры в Уэльсе и Шотландии). Процедурно данная система совпадает с рассмотренными ранее реабилитационными мерами. Систему действующих лиц при данной реабилитационной процедуре составляют три лица - исполнитель, официальный исполнитель, административный исполнитель. Исполнитель назначается отдельными держателями облигационных займов и действует на договорной основе с такими держателями (по терминологии Закона "менеджер" или "распорядитель", который имеет право распоряжаться частью имущества и все свои действия согласует с судом согласно подп. "б" п. 2 ст. 29 Закона). Административный исполнитель назначается группой таких держателей. Третьей фигурой выступает назначенный судом административный исполнитель, подотчетный суду, ответственный за свою деятельность, имеющий ряд прав и обязанностей и рассматриваемый законодателем как агент компании (ст. ст. 42 - 44 Закона). Основаниями для его назначения становятся случаи, когда долг компании не выплачивается, когда компания ликвидирована и когда существует реальная угроза для реализации обеспечительных мер держателями облигационных займов. К числу важнейших полномочий данных категорий лиц относится контроль за имуществом компании (движимым и недвижимым, оборотными средствами компании) и право истребовать от компании имущество для обращения взыскания держателями облигационных займов. Общий срок - так же, как и в случае с судебным приказом, - три месяца, в течение которых административный исполнитель готовит доклад о состоянии дел в компании с указанием обязательных позиций. Они определены ст. 48 Закона: события, которые связаны с его назначением; информация о распоряжении (возможном распоряжении) имуществом, подконтрольным ему; суммы основных долгов и начисленных на них процентов кредиторам, по инициативе которых он был назначен; денежные средства для уплаты долгов другим кредиторам. Доклад утверждается на собрании кредиторов, которое, в свою очередь, может создать кредиторский комитет. Этот комитет выступает своеобразным надзорным органом по отношению к административному исполнителю, может требовать его присутствия на своих заседаниях с отчетом о производимых им действиях (ст. 49 Закона). Административный исполнитель подотчетен также суду, поскольку направляет по итогам своей деятельности отчет (доклад) по завершении ликвидационных процедур (ст. 48 Закона). Проблемы, связанные с возможностью применения комплекса реабилитационных процедур на российской почве, можно разделить на взаимосвязанные составляющие: 1) проблема разработки концепции по реабилитационным процедурам, применяемым до ликвидации юридического лица, и доктринальное расширение понятия "ликвидация" в этой связи в том виде, в котором оно существует в английском праве; 2) проблема разработки системы законодательных мер для внедрения у нас в уже более-менее сложившийся правовой механизм добровольной и принудительной ликвидации. Возможно введение термина, поясняющего сущность данных процедур, - "доликвидационные". Данный термин подчеркивал бы критерий времени проведения. Целевое предназначение было очерчено ранее - это меры по восстановлению платежеспособности юридического лица, сохранению юридического лица действующим в гражданском обороте, сохранению имущественной массы. Концепция реабилитационных процедур включает в себя: 1) возможность заключения добровольного соглашения между акционерным обществом (его участниками (учредителями)) и группой кредиторов с указанием структурированных долгов, перечнем кредиторов, сроков и порядков погашения, имеющего обязательную юридическую силу, неисполнение которого может повлечь процедуру ликвидации акционерного общества в порядке, установленном законом; 2) возможность издания с санкции суда по инициативе самих участников (акционеров) юридического лица распоряжения о введении в действие административного управления до начала ликвидационных процедур с назначением специально уполномоченного практика-экономиста для восстановления платежеспособности компании и решения финансовых вопросов (задачи, стоящие в финансовом плане, будут многообразными - привлечение дополнительных средств в форме инвестиций, кредитов, смена деятельности компании, открытие новых представительств) в течение срока, определенного законом (предполагается, что это будет три-четыре месяца). Документальным основанием должен стать протокол общего собрания участников (акционеров) юридического лица об использовании данных процедур, после чего участники должны обращаться в суд, который будет выносить ходатайство о применении данной процедуры. Деятельность такого управляющего должна ограничиваться его предназначением, определенным набором прав и обязанностей, быть подотчетна суду и общему собранию акционеров, также он должен нести ответственность, по истечении срока должен представить доклад о своей деятельности и о мерах, предпринятых для восстановления компании в финансовом плане. Разработка законодательных мер для внедрения таких положений должна учитывать сложившуюся российскую правовую традицию. Технически данные нормы помогли бы поместиться в отдельную главу проекта закона о ликвидации либо как блок статей в ГК РФ. С учетом того, что ликвидированных предприятий, часть из которых можно было бы реанимировать, великое множество <10>, прибегнув к таким мерам, задача по включению подобных положений мыслится как фундаментальная. -------------------------------- <10> К сожалению, какой-либо общей статистики по данному вопросу не ведется. Отдельные цифры можно найти в официальных докладах на конференциях и совещаниях, а также в газетных статьях. Например: Анохин В. С. Ликвидация юридических лиц // Арбитражная практика. 2003. N 10. С. 11, 12.

------------------------------------------------------------------

Название документа