"Исполнения" в четвертой части ГК РФ

(Штенников В. Н., Беляева И. А., Штенников И. В., Зяблова А. Ю.)

("Юрист", 2008, N 12)

Текст документа

"ИСПОЛНЕНИЯ" В ЧЕТВЕРТОЙ ЧАСТИ ГК РФ

В. Н. ШТЕННИКОВ, И. А. БЕЛЯЕВА, И. В. ШТЕННИКОВ, А. Ю. ЗЯБЛОВА

Штенников В. Н., кандидат технических наук, зам. начальника управления по ИС ФГУП УЭМЗ.

Зяблова А. Ю., г. Екатеринбург.

Согласно п. 1 ст. 1225 ГК РФ "результатами интеллектуальной деятельности и приравненными к ним средствами индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана (интеллектуальной собственностью), являются: ...исполнения...".

Напомним содержание ст. 1228 ГК РФ: "Автором результата интеллектуальной деятельности признается гражданин, творческим трудом которого создан такой результат. Не признаются авторами результата интеллектуальной деятельности граждане, не внесшие личного творческого вклада в создание такого результата, в том числе оказавшие его автору только техническое, консультационное, организационное или материальное содействие..."

Во-первых, необходимо разобраться с терминологией.

С одной стороны, согласно ст. 1313 ГК РФ "исполнителем (автором исполнения) признается гражданин, творческим трудом которого создано исполнение, - артист-исполнитель... а также режиссер-постановщик спектакля (лицо, осуществившее постановку театрального, циркового, кукольного, эстрадного или иного театрально-зрелищного представления) и дирижер".

С другой стороны, законодатель в рамках той же четвертой части ГК РФ использует термин "исполнение" в другом, не творческом смысле.

Действительно, в ст. 1237, 1243, 1267, 1289 применяются такие выражения, как: исполнение лицензионного договора; исполнение организациями по управлению правами на коллективной основе договоров с правообладателями; исполнение соответствующих полномочий; неисполнение этой обязанности; срок исполнения договора авторского заказа; срок исполнения договора; если договор к этому времени не исполнен.

Таким образом, использование термина "исполнение" в значении охраняемого результата интеллектуальной деятельности согласно ст. 1225 противоречит смыслу ст. 1237, 1243, 1267, 1289.

Во-вторых, попробуем разобраться, насколько оправданным является включение исполнения в перечень объектов интеллектуальной собственности, исходя из положений ст. 1228, 1270, 1313 ГК РФ.

Действительно, согласно п. 2 ст. 1270 "публичное исполнение произведения - это представление произведения в живом исполнении или с помощью технических средств...". То есть это воспроизведение, а не создание, не творение!

Нетворческий характер термина "исполнение" подтверждают словари [1 - 3].

Исполнить: 1. То же, что выполнить. И. приказ. И. свое обещание. И. свой долг. И. желание. Хорошо исполненный чертеж. 2. Воспроизвести перед слушателями, зрителями (какое-н. произведение искусства). И. романс. И. танец.

И далее.

Выполнить: 1. Осуществить, провести в жизнь (порученное, задуманное). В. работу. В. задание. 2. Создать, сделать. Хорошо выполненный чертеж. / несов. выполнять, - яю, - яешь. / сущ. выполнение, - я, ср. Доложить о выполнении задания.

Воспроизвести: 1. Произвести вновь. Капитал, воспроизведенный в процессе производства. 2. Воссоздать, возобновить, повторить в копии. В. картину. В. что-н. в памяти. / несов. воспроизводить, - ожу, - одишь. / сущ. воспроизведение, - я, ср. и воспроизводство, - а, ср. (к 1 знач.).

Таким образом, по определению ГК РФ и ряда словарей [1 - 3], термин "исполнение" близок по смыслу к терминам "повторение", "копирование", а не "создание", "творение".

Обратим внимание на тот факт, что исполнение по определению п. 2 ст. 1270 ГК РФ является частным случаем использования произведения: "Использованием произведения независимо от того, совершаются ли соответствующие действия в целях извлечения прибыли или без такой цели, считается, в частности...

6) публичное исполнение произведения, то есть представление произведения в живом исполнении или с помощью технических средств (радио, телевидения и иных технических средств)..."

Трудно согласиться с определением режиссера-постановщика как исполнителя произведения. По нашему мнению, режиссер-постановщик не просто воспроизводит, а перерабатывает произведение. Адаптирует, переделывает, но не повторяет в копии. Режиссер-постановщик является автором производного произведения, то есть использует произведение, переделывая, а не представляя в первоначальном виде.

Собственно исполнение, являясь воспроизведением перед слушателем или зрителем, не может быть творческим по определению, даже если в оригинальном произведении режиссером-постановщиком что-то переделано. Только внесение изменений в оригинальное произведение, его переработка, создание производного произведения - творческий процесс. Причем кто переделал, тот и творец.

Исполнитель - тот, кто повторяет, а значит, не творит!

Приведем примеры из других сфер деятельности человека.

Исполнение договора предполагает выполнение всех требований без изменения. Добавление творчества к исполнению договора - это не выполнение требований потребителя. Исполнительность и исполнение - антонимы терминам творчество, новаторство, новизна.

Один из авторов, имея большой опыт работы в качестве музыканта, хотел бы отметить следующее. Музыкальное творчество начинается только там, где начинается аранжировка (переработка оригинального произведения до начала исполнения) или импровизация (переработка во время исполнения). Игра по нотам (записанным или заученным) - это использование ранее созданного произведения без творчества.

Где в аранжировке, импровизации граница между оригинальным и производным произведением - это отдельный вопрос. По мнению автора статьи, любая аранжировка или импровизация - это творчество, это охраняемый результат интеллектуальной (точнее, творческой, художественной [4]) деятельности.

Если приведенные рассуждения распространить на всех артистов, то именно работа режиссера-постановщика, импровизация актера, а не воспроизведение уже придуманного - есть творческий процесс. Сказанное не означает, что актер не может быть одновременно и режиссером, то есть до выступления или в процессе его переделать произведение и воспроизвести "домашнюю заготовку" или вставить импровизацию.

Таким образом, словосочетание, использованное в ст. 1313, "гражданин, творческим трудом которого создано исполнение" (другими словами, творческим трудом которого повторено произведение) некорректно, так как повторение (копирование) не может быть творческим.

Термин "исполнение" необходимо исключить из перечня охраняемых результатов интеллектуальной деятельности, а также откорректировать связанные с этим исключением статьи четвертой части ГК РФ.

По мнению авторов статьи, "исполнения" не могут являться объектами интеллектуальной собственности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Словарь С. И. Ожегова.

2. Словарь Д. Н. Ушакова.

3. Словарь В. И. Даля.

4. Штенников В. Н. Результаты интеллектуальной или творческой деятельности? // Изобретательство. Том VII. 2007. N 2. С. 7 - 8.

------------------------------------------------------------------

Название документа