К вопросу о местонахождении жилого помещения, предоставляемого военнослужащему по договору социального найма
(Корякин В. М.) ("Право в Вооруженных Силах", 2005, N 5) Текст документаК ВОПРОСУ О МЕСТОНАХОЖДЕНИИ ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМОГО ВОЕННОСЛУЖАЩЕМУ ПО ДОГОВОРУ СОЦИАЛЬНОГО НАЙМА
В. М. КОРЯКИН
В. М. Корякин, начальник юридической службы Главного управления воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации, кандидат юридических наук, полковник юстиции.
Вопрос о местонахождении жилья, предоставляемого военнослужащему, всегда имел важное значение, так как это оказывает существенное влияние на социальное положение его семьи: на возможность получения образования детьми, трудоустройство супруги, отдыха и культурного развития и т. п. Новое звучание и актуальность указанная проблема приобрела с внесением летом 2004 г. ряда изменений в нормы Федерального закона "О статусе военнослужащих", регулирующие данный вопрос. Напомним содержание данных изменений и дополнений. Федеральным законом от 20 июля 2004 г. N 71-ФЗ абз. 2 п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" был дополнен предложением следующего содержания: "Жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах". С учетом данного дополнения указанный абзац стал звучать следующим образом: "Военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации с учетом права на дополнительную жилую площадь за счет государственного или муниципального жилищного фонда, закрепляемого за Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба). Жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах". Специалисты Службы обустройства и расквартирования Министерства обороны Российской Федерации, комментируя указанное нововведение, отмечают, что необходимость корректировки законодательства вызвана главным образом экономическими реалиями сегодняшнего дня. Цены на жилье в различных населенных пунктах различаются очень существенно. Особенно заметно это различие между Москвой и населенными пунктами Московской области. Поэтому для Министерства обороны Российской Федерации гораздо выгоднее строить и приобретать жилье для военнослужащих не в административных центрах субъектов Российской Федерации, а в городах и поселках районного значения. Объем приобретаемого жилья в пределах одной и той же суммы выделенных на эти цели денежных средств существенно возрастает, а значит и число бесквартирных военнослужащих уменьшается быстрее. Отмечая безусловную логику в приведенных суждениях, следует отметить и другую сторону рассматриваемых изменений законодательства. Полугодичная практика применения изложенной выше редакции п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" свидетельствует о многочисленных фактах, когда квартирно-эксплуатационные органы на вполне законной основе стали едва ли не в принудительном порядке требовать от военнослужащих, отстоявших в очередях на получение жилья по 7 - 10 лет и рассчитывавших получить его в областном центре, согласия на получение жилых помещений в небольших поселках пригородной зоны зачастую без развитой инфраструктуры. Особенно болезненно это сказалось на военнослужащих, проходящих военную службу в Москве и Санкт-Петербурге. Во многом такие конфликты обусловлены неопределенностью законодательства. Так, например, очень расплывчатой представляется формулировка "отсутствие возможности предоставления жилого помещения в населенном пункте, где располагается воинская часть". Скажем прямо, эта формулировка создает благодатную почву для злоупотреблений в данной сфере, когда соответствующие должностные лица по своему усмотрению будут определять для конкретного очередника наличие либо отсутствие возможности предоставления жилья в том или ином населенном пункте. Отсутствует в законодательстве и четкое определение "близлежащий населенный пункт". Пожалуй, единственным нормативным правовым актом по данному вопросу является Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 8 июля 1973 г. N 388, которое определяет районы Московской области, входящие в понятие "ближайшее Подмосковье". Напомним для наших читателей эти районы: Красногорский, Химкинский, Мытищинский, Балашихинский, Люберецкий, Ленинский, Одинцовский, Истринский, Солнечногорский, Пушкинский, Щелковский, Ногинский, Раменский, Домодедовский, Подольский, а также часть Наро-Фоминского района до большого кольца Московской железной дороги. Указанные районы Московской области указаны также в директиве Министра обороны Российской Федерации "Об упорядочении работы должностных лиц Вооруженных Сил Российской Федерации по назначению военнослужащих на воинские должности в воинские части, дислоцированные в г. Москве и Московской области" от 4 сентября 1996 г. N Д-21. Как известно, с 1 января 2005 г. вступила в силу новая редакция Федерального закона "О статусе военнослужащих" (с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ). Наряду с другими изменениями подверглась очередной корректировке и рассматриваемая правовая норма, которая теперь звучит в следующей редакции: "Военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь. СЛУЖЕБНЫЕ (выделено мной. - В. К.) жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах". Таким образом, в близлежащих населенных пунктах военнослужащим могут предоставляться только служебные жилые помещения. Что касается жилых помещений, предоставляемых военнослужащим по договору социального найма для постоянного проживания, в том числе при увольнении с военной службы, то данный вопрос четко и недвусмысленно регламентирован п. 5 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, вступившего в силу с 1 марта 2005 г.: по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта). Казалось бы, справедливость восстановлена, поскольку законодатель собственным решением устранил возникшую было неопределенность в вопросе о местонахождении жилых помещений, предоставляемых военнослужащим. Однако, как свидетельствует практика, не все, в том числе, к сожалению, и сами правоприменители, знают либо хотят знать об изменениях в законодательстве. Наглядный пример - опубликованное в феврале 2005 года в газете "Красная звезда" интервью с одним из руководителей Главного квартирно-эксплуатационного управления Министерства обороны Российской Федерации <*>. "Самый авторитетный специалист в этом вопросе", как представляет его газета, подробно комментирует содержание п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" в редакции от 20 июля 2004 г. и пытается доказать преимущества и социальную справедливость обеспечения военнослужащих жильем не по месту дислокации воинских частей, а в близлежащих населенных пунктах. При этом умалчивается, что с 1 января 2005 г. такое положение касается только служебного жилья. -------------------------------- <*> См.: Чтобы жилья стало больше // Красная звезда. 2005. 16 февраля.
Если такая трактовка законодательства дана по незнанию, то это сеет глубокие сомнения в компетентности и профессионализме специалистов ГлавКЭУ Министерства обороны Российской Федерации, что само по себе ненормально. Если же, что гораздо хуже, это сделано умышленно, в целях ввести в заблуждение широкую читательскую аудиторию уважаемого военного издания, то невольно хочется напомнить мудрые слова известного русского мыслителя И. А. Ильина: "Нелеп и опасен такой порядок жизни, при котором народу недоступно знание его права, когда, например, среди народа есть неграмотные люди, или когда право начертано на чуждом языке, или когда текст закона остается недоступным для народа, или же смысл права выражается слишком сложно, запутанно и непонятно. Тогда в лучшем случае между народом и правом выдвигается иерархия корыстных посредников, взимающих особую дань за "отыскание" правоты и обслуживающих народную темноту в свою пользу, им выгодно затемнить ясное дело, а не уяснить темное, спасти "безнадежное" дело и внести кривду в суд, под их "опытными" руками толкование права быстро превращается в профессиональный кривотолк" <*>. -------------------------------- <*> Ильин И. А. О сущности правосознания. М., 1993. С. 24.
Рецепт против такого положения может быть дан только один: не жалеть времени, сил и средств для правового самообразования, чтобы, выражаясь словами того же И. А. Ильина, противопоставить беззаконию и произволу "всю мощь правомерного непокорства".
------------------------------------------------------------------
Название документа