Субъекты гражданских правоотношений

(Чефранова Е. А., Певницкий С. Г.) ("Бюллетень нотариальной практики", 2008, N 5) Текст документа

СУБЪЕКТЫ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВООТНОШЕНИЙ <*>

Е. А. ЧЕФРАНОВА, С. Г. ПЕВНИЦКИЙ

-------------------------------- <*> Глава из книги: Чефранова Е. А., Певницкий С. Г. Государственный регистратор: Правовые основы. Введение в профессию: Учебное пособие. 2-е изд., испр. и доп. М.: Статут, 2007.

Чефранова Е. А., доктор юридических наук, профессор, проректор по повышению квалификации Российской правовой академии Министерства юстиции РФ.

Певницкий С. Г., кандидат юридических наук, доцент кафедры организационного и правового обеспечения государственной регистрации РПА МЮ РФ.

Правовые основы регистрационной деятельности: - субъекты гражданских правоотношений; - объекты гражданских правоотношений; - сделки; - сделки с недвижимостью; - представительство и доверенность; - право собственности и иные вещные права; - обязательства и договоры; - виды договоров. Государственный регистратор в своей повседневной правоприменительной деятельности обращается к нормативным правовым актам различной отраслевой принадлежности. Чаще других государственный регистратор обращается к нормам гражданского, земельного, конституционного, муниципального, градостроительного, административного, семейного, жилищного законодательства. В ходе изучения общих правовых проблем применения современного права в процессе осуществления профессиональной деятельности по регистрации прав на недвижимость и сделок с ней, а также при освоении конкретных вопросов рекомендуется обратить внимание в первую очередь на ключевые, основополагающие правовые категории, такие, как правоотношение, субъективное право, правосубъектность граждан и юридических лиц, вещные и обязательственные права, объекты прав, основания возникновения, изменения и прекращения прав и обязанностей (юридические факты и их составы), способы защиты прав, юридическая ответственность и ее виды. Затем, переходя от общего к частному, приступить к изучению более конкретных вопросов, например изучить признаки и виды юридических лиц, акцентируя внимание на том, какие учредительные документы характерны для того или иного вида юридических лиц, какими правами на имущество они обладают в зависимости от организационно-правовой формы; провести отграничение договоров от иных сделок, четко уяснить требования, предъявляемые к действительности сделок, изучить основания недействительности сделок, усвоив основания ничтожности и оспоримости сделок, проанализировать признаки, отличающие ничтожную сделку от оспоримой. Далее необходимо приступить к детальному изучению правового режима недвижимого имущества вообще и его отдельных видов (жилых и нежилых помещений, зданий, земельных участков и др.) в частности. Необходимо четко усвоить основания возникновения прав на недвижимость, изучить и классифицировать договоры, заключаемые по поводу объектов недвижимого имущества, уяснить особенности проведения государственной регистрации отдельных вещных прав на недвижимое имущество, сделок с ним, а также (ограничений) обременений.

3.1. Субъекты гражданских правоотношений

3.1.1. Физические лица как субъекты правоотношений. Правоспособность и дееспособность гражданина. Под правоотношением традиционно понимается общественное отношение, урегулированное нормами права. Содержание правоотношения составляют права и обязанности участвующих в нем субъектов (граждан, юридических лиц, публично-правовых образований). Правоотношения складываются между субъектами по поводу объектов. Способность иметь гражданские права и нести обязанности (гражданская правоспособность) признается в равной мере за всеми гражданами. Правоспособность гражданина возникает в момент его рождения и прекращается смертью. Правоспособность есть не что иное, как абстрактная возможность правообладания. Содержание правоспособности граждан составляет возможность: иметь имущество на праве собственности; наследовать и завещать имущество; заниматься предпринимательской и любой иной не запрещенной законом деятельностью; создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами; совершать любые не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах; избирать место жительства; иметь права авторов произведений науки, литературы и искусства, изобретений и иных охраняемых законом результатов интеллектуальной деятельности; иметь иные имущественные и личные неимущественные права. Под дееспособностью гражданина понимается способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. Гражданская дееспособность возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, т. е. по достижении 18-летнего возраста. В случае, когда законом допускается вступление в брак до 18 лет, гражданин, не достигший этого возраста, приобретает дееспособность в полном объеме со времени вступления в брак. Приобретенная в результате заключения брака дееспособность сохраняется в полном объеме и в случае расторжения брака до достижения 18 лет. В отличие от гражданской правоспособности, которая признается за всеми гражданами в равной мере с момента рождения, достижению полной дееспособности, т. е. способности самостоятельно приобретать, изменять и прекращать гражданские права и обязанности и нести обязанности, в том числе и привлекаться к гражданско-правовой ответственности, предшествует наделение малолетнего (от 6 до 14 лет) и несовершеннолетнего (от 14 до 18 лет) способностью приобретать права и нести обязанности в соответствии с достигаемым в том или ином возрасте уровнем психофизического развития личности. Способность понимать значение своих действий, руководить ими и предвидеть последствия формируется постепенно. Поэтому малолетние в возрасте от 6 до 14 лет наделены правом самостоятельно совершать только самые незначительные сделки (п. 2 ст. 28 ГК РФ): 1) мелкие бытовые сделки; 2) сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения либо государственной регистрации; 3) сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или с согласия последнего третьим лицом для определенной цели или для свободного распоряжения. Все прочие сделки, помимо поименованных выше, за малолетних от их имени совершают только их родители, усыновители или опекуны. Объем дееспособности несовершеннолетнего существенно расширен по сравнению с объемом дееспособности малолетнего. Так, несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет на основании п. 2 ст. 26 ГК РФ вправе самостоятельно, без согласия родителей, усыновителей и попечителя: 1) распоряжаться своими заработком, стипендией и иными доходами; 2) осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения или иного охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности; 3) в соответствии с законом вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими; 4) совершать мелкие бытовые сделки и иные сделки, которые вправе заключать малолетние. Остальные сделки несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет совершают с письменного согласия своих законных представителей - родителей, усыновителей или попечителя. Сделка, совершенная таким несовершеннолетним, действительна также при ее последующем письменном одобрении его родителями, усыновителями или попечителем. Несовершеннолетний, достигший 16 лет, может быть объявлен полностью дееспособным (эмансипированным), если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью. Объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация) производится по решению органа опеки и попечительства с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя либо при отсутствии такого согласия - по решению суда. Однако гражданин может оказаться неспособным понимать значение своих действий, руководить ими и предвидеть их последствия не только в силу несовершеннолетнего возраста, но и вследствие устойчивого расстройства психики как результата слабоумия или психического заболевания. Гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значение своих действий или руководить ими, может быть признан судом недееспособным. После вступления решения суда в законную силу о принятом решении информируются органы опеки и попечительства, которые устанавливают над ним опеку. От имени гражданина, признанного недееспособным, сделки совершает его опекун (ст. 29 ГК РФ). Ограничение дееспособности гражданина, достигшего возраста совершеннолетия, возможно вследствие злоупотребления таким гражданином спиртными напитками или наркотическими средствами, чем он ставит свою семью в тяжелое материальное положение. Ограничение в дееспособности производится судом. Над таким лицом орган опеки и попечительства устанавливает попечительство. Гражданин, ограниченный в дееспособности, вправе самостоятельно совершать только мелкие бытовые сделки, в число которых входят договоры, направленные на удовлетворение повседневных потребностей; разумеется, сделки с недвижимостью не могут быть отнесены к числу мелких бытовых. Совершать другие сделки, а также получать заработок, пенсию и иные доходы и распоряжаться ими он может лишь с согласия попечителя. Законодатель в целях защиты имущественных прав и законных интересов наиболее слабых, социально незащищенных вследствие несовершеннолетнего возраста, расстройства психики или болезненной алкогольной или наркотической зависимости граждан предусмотрел дополнительные меры, направленные на предотвращение нарушений прав подопечных, в том числе опекунами, попечителями. В соответствии с п. 2 и 3 ст. 37 ГК РФ опекун не вправе без предварительного разрешения органа опеки и попечительства совершать, а попечитель - давать согласие на совершение сделок по отчуждению, в том числе по обмену или дарению имущества подопечного, сдаче его внаем (в аренду), в безвозмездное пользование или в залог, сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, а также любых других сделок, влекущих уменьшение имущества подопечного <1>. Опекун, попечитель, их супруги и близкие родственники не вправе совершать сделки с подопечным, за исключением передачи имущества подопечному в качестве дара или в безвозмездное пользование, а также представлять подопечного при заключении сделок или ведении судебных дел между подопечным и супругом опекуна или попечителя и их близкими родственниками. -------------------------------- <1> В соответствии с Законом г. Москвы от 4 июня 1997 г. N 16 (ред. от 29.09.2004) "Об организации работы по опеке, попечительству и патронату в городе Москве" органом опеки и попечительства является орган местного самоуправления внутри городского муниципального образования в городе Москве, наделенный уставом муниципального образования полномочиями по опеке и попечительству. К компетенции руководителя органа опеки и попечительства по осуществлению опеки и попечительства в отношении детей относится издание распоряжений: 5) об опеке, попечительстве; 7) о разрешении сделок, требующих нотариального удостоверения или регистрации; о разрешении совершения от имени подопечного сделок в случаях, предусмотренных законом, о порядке управления имуществом подопечного; 8) о разрешении на отчуждение, обмен жилой площади, совершение всех сделок, влекущих отказ от принадлежащих ребенку, нуждающемуся в государственной защите, прав или изменение объема указанных прав; 10) о защите жилищных прав детей, нуждающихся в государственной защите, об их праве на жилое помещение, о выделении им жилого помещения. К компетенции руководителя органа опеки и попечительства по осуществлению опеки и попечительства в отношении лиц, признанных судом недееспособными вследствие психического расстройства, а также лиц, ограниченных судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими веществами, относится издание следующих распоряжений: - разрешение на отчуждение, обмен жилой площади, совершение сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечному прав // Ведомости Московской городской Думы. 1997. N 6. С. 70. В действующей редакции см. КонсультантПлюс.

Не исключая возможности конфликта имущественных интересов родителей и детей, законодатель установил, что к сделкам законных представителей несовершеннолетнего с его имуществом применяются правила, предусмотренные п. 2 и 3 ст. 37 ГК РФ. Следует обратить внимание на вступившую в силу с 1 января 2005 г. редакцию п. 4 ст. 292 ГК РФ. Если ранее отчуждение жилого помещения, в котором проживают несовершеннолетние, недееспособные или ограниченно дееспособные члены семьи собственника, если при этом затрагиваются права или охраняемые законом интересы указанных лиц, допускалось с согласия органа опеки и попечительства, независимо от того, с кем такие лица проживали, то с 1 января 2005 г. согласие органа опеки и попечительства требуется на отчуждение жилого помещения только в случае, если в нем проживают находящиеся под опекой или попечительством члены семьи собственника данного жилого помещения либо оставшиеся без родительского попечения несовершеннолетние члены семьи собственника (о чем известно органу опеки и попечительства), если при этом затрагиваются права или охраняемые законом интересы указанных лиц, допускается с согласия органа опеки и попечительства. Следовательно, в случае проживания детей с родителями, которые не ограничены в родительских правах и не лишены таковых, отчуждение жилища, участником общей собственности на которое несовершеннолетний не является, может быть произведено без согласия органов опеки и попечительства. Однако встает вопрос: как быть с запретом, сформулированным п. 2 ст. 37 ГК РФ? Опекун не вправе без предварительного разрешения органа опеки и попечительства совершать, а попечитель - давать согласие на совершение сделок по отчуждению, сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечному прав. Право пользования жилищем - имущественное право, которого несовершеннолетний не может быть лишен по воле родителей. Просматриваются и расхождения в толковании понятия "оставшиеся без родительского попечения несовершеннолетние члены семьи собственника (о чем известно органу опеки и попечительства)". Так, высказано предложение считать несовершеннолетних детей лишившимися родительского попечения в случаях, когда, во-первых, родители ребенка умерли; во-вторых, временное отсутствие единственного родителя обусловлено его нахождением в местах лишения свободы <2>. -------------------------------- <2> Ярков В. В., Зайцева Т. И. Нотариальный вестник. 2005. N 6. С. 43.

На праве собственности несовершеннолетнему может принадлежать, в том числе вместе с другими лицами, недвижимое имущество, перешедшее в порядке наследования, а также на основании сделок, чаще безвозмездных. Так, несовершеннолетние в обязательном порядке участвуют в приватизации жилого помещения, занимаемого совместно с членами семьи или же того, в котором они остались проживать одни, лишившись родительского попечения. Имущественным правом ребенка семейно-правового характера является право на получение алиментов от родителей, а также в соответствующих случаях - от других членов семьи (п. 1 ст. 60 СК РФ). Так, недвижимое имущество, например, может поступить в собственность несовершеннолетнего в случае, когда по соглашению об уплате алиментов способ их уплаты определен в соответствии с нормой п. 2 ст. 104 СК РФ, допускающей уплату алиментов путем предоставления имущества. Право собственности на недвижимое имущество, переданное несовершеннолетнему по соглашению об уплате алиментов, возникает с момента его государственной регистрации. Регистрации в этом случае подлежит только переход права, но не само соглашение как сделка. В семейном законодательстве закреплен и действует общий принцип раздельности имущества родителей и детей. В соответствии с ним ребенок не имеет права на имущество родителей, а последние не имеют права на имущество ребенка (п. 4 ст. 60 СК РФ). Вместе с тем вещи, приобретенные супругами исключительно для удовлетворения потребностей их несовершеннолетних детей (одежда, обувь, школьные и спортивные принадлежности, музыкальные инструменты, детская библиотека и др.), разделу не подлежат и передаются без компенсации тому из супругов, с которым проживают дети. Вклады, внесенные супругами за счет общего имущества супругов на имя их общих несовершеннолетних детей, считаются принадлежащими этим детям и не учитываются при разделе общего имущества супругов. Принадлежность к одной семье создает реальную предпосылку совместного использования имущества родителями и детьми. Поэтому дети и родители, проживающие совместно, согласно п. 4 ст. 60 СК РФ могут по взаимному согласию владеть и пользоваться имуществом друг друга. В соответствии с п. 1 ст. 292 ГК РФ члены семьи собственника, в том числе несовершеннолетние, проживающие в принадлежащем ему жилом помещении, имеют право пользования этим помещением на условиях, предусмотренных жилищным законодательством. В имущественном обороте за малолетних юридически значимые действия совершают их законные представители - родители, усыновители, опекуны, а несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет лично участвуют в совершении сделок, однако их собственного волеизъявления недостаточно: необходимо одобрение (согласие) родителей, усыновителей или попечителей. Принцип приоритетной защиты прав и законных интересов более слабого участника правоотношений находит проявление в мерах, направленных на недопущение нарушения имущественных прав несовершеннолетнего со стороны контрагентов по сделкам. Так, ст. 172, 175 ГК РФ не только устанавливают, что сделка, совершенная несовершеннолетним, не достигшим возраста 14 лет (малолетним), ничтожна, а сделка, совершенная несовершеннолетним в возрасте от 14 до 18 лет без согласия его родителей, усыновителей или попечителя, в случаях, когда такое согласие требуется, оспорима, но и предусматривают дополнительные последствия недействительности подобных сделок: на дееспособную сторону возлагается обязанность возместить несовершеннолетнему понесенный им реальный ущерб, если дееспособная сторона знала или должна была знать о несовершеннолетии другой. А также в числе мер, направленных на недопущение злоупотреблений со стороны законных представителей несовершеннолетних, можно перечислить следующие законоположения, имеющие целью ограничение свободы усмотрения законных представителей при совершении сделок с имуществом подопечных: - родители не вправе представлять интересы своих детей, если органом опеки и попечительства установлено, что между интересами родителей и детей имеются противоречия; в случае разногласий между родителями и детьми орган опеки и попечительства обязан назначить представителя для защиты интересов детей (п. 2 ст. 64 СК РФ), в том числе представлять подопечного при заключении сделок или ведении судебных дел между подопечным и супругом опекуна или попечителя и их близкими родственниками (п. 3 ст. 37 ГК РФ); - запрещены возмездные сделки между несовершеннолетними и их законными представителями - родителями, усыновителями, опекунами, попечителями, а также их супругами и близкими родственниками, независимо от того, приобретают ли дети имущество или отчуждают его (п. 2 и 3 ст. 37 ГК РФ); - запрещено законным представителям от имени малолетних передавать в дар принадлежащее им имущество, безвозмездно уступать имущественные права ребенка (право требования по обязательствам, в которых малолетний выступает кредитором), а также освобождать третье лицо от имущественной обязанности перед ребенком (п. 1 ст. 572, ст. 575 ГК РФ); - запрещено представителям от имени представляемого совершать сделки в отношении себя лично (п. 3 ст. 182 ГК РФ). Это последнее положение иногда толкуется как запрет на совершение дарения имущества малолетнему его законным представителем (родителем, усыновителем, опекуном). Такое толкование вызывает недоумение, поскольку не учитывает прямого дозволения, содержащегося на этот счет в норме п. 3 ст. 37 ГК РФ: "Опекун, попечитель, их супруги и близкие родственники не вправе совершать сделки с подопечным, за исключением передачи имущества подопечному в качестве дара или в безвозмездное пользование". Кроме вышеперечисленных запретов на совершение сделок с имуществом подопечных, законодатель использует еще один способ оградить интересы подопечного от злоупотреблений со стороны родителей, усыновителей, опекунов и попечителей. Сделки с имуществом подопечных поставлены под контроль органов опеки и попечительства. В соответствии с п. 2 ст. 37 ГК РФ опекун не вправе без предварительного разрешения органа опеки и попечительства совершать, а попечитель - давать согласие на совершение сделок по отчуждению, в том числе обмену или дарению, имущества подопечного, сдаче его внаем (в аренду), в безвозмездное пользование или в залог, сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, а также любых других сделок, влекущих уменьшение имущества подопечного. Таким образом, если производится отчуждение имущества несовершеннолетних лиц, то на совершение сделки необходимо получить предварительное письменное разрешение органа опеки и попечительства. На приобретение имущества несовершеннолетним по возмездной сделке разрешение органа опеки и попечительства не требуется, кроме случаев, когда такое приобретение влечет за собой уменьшение имущества подопечного. Одним из важнейших социально-экономических прав гражданина, в том числе несовершеннолетнего, является гарантируемое ст. 40 Конституции РФ право на жилище. Несовершеннолетние могут реализовывать свое право на жилище посредством приобретения жилья (равно как и любой иной недвижимости) в собственность по возмездным и безвозмездным сделкам либо проживать в жилом помещении на правах члена семьи собственника или члена семьи нанимателя по договору социального найма. Вплоть до 1 марта 2010 года <3> жилые помещения, занимаемые по договору социального найма, в которых остались проживать исключительно несовершеннолетние, подлежат приватизации (абз. 2 и 3 ст. 2 Закона о приватизации жилищного фонда), позднее этой даты, очевидно, с несовершеннолетними будет заключаться договор социального найма, по которому несовершеннолетний будет выступать нанимателем. -------------------------------- <3> Статья 2 Закона о приватизации жилищного фонда утрачивает силу с 1 марта 2010 г. (Федеральный закон от 30 июня 2006 г. N 93-ФЗ) // СЗ РФ. 2006. N 27. Ст. 2881.

Сделки с жилыми помещениями, затрагивающие права несовершеннолетних лиц и нуждающиеся в предварительном одобрении (разрешении, согласии) со стороны органов опеки и попечительства: - распоряжение законным представителем малолетнего (в возрасте до 14 лет) жилым помещением, или долей в праве собственности на жилое помещение, или иной недвижимостью, принадлежащей малолетнему (п. 1 ст. 28 ГК; п. 2 ст. 37 РФ; п. 3 ст. 60 СК РФ); - распоряжение несовершеннолетним (в возрасте от 14 до 18 лет) своим жилым помещением, или долей в праве собственности на жилое помещение, или иной недвижимостью с согласия законного представителя (п. 1 ст. 26; п. 2 ст. 37 ГК РФ; п. 3 ст. 60 СК РФ); - заключение договоров о залоге (ипотеке) жилых помещений, находящихся в собственности несовершеннолетних (п. 5 ст. 74 Закона об ипотеке); - отчуждение жилого помещения, в котором проживают несовершеннолетние члены семьи собственника, которые находятся под опекой или попечительством либо остались без родительского попечения, если при этом затрагиваются права или охраняемые законом интересы указанных лиц (п. 4 ст. 292 ГК РФ, в ред. Федерального закона от 30.12.2004 N 213-ФЗ); - обмен жилыми помещениями, которые предоставлены по договорам социального найма и в которых проживают несовершеннолетние, являющиеся членами семей нанимателей данных жилых помещений (п. 4 ст. 72 ЖК РФ) <4>. -------------------------------- <4> Органы опеки и попечительства отказывают в даче такого согласия, в случае если обмен жилыми помещениями, предоставленными по договорам социального найма, нарушает права или законные интересы детей. Решения органов опеки и попечительства о даче согласия на обмен жилыми помещениями или об отказе в даче такого согласия принимаются в письменной форме и предоставляются заявителям в течение 14 рабочих дней со дня подачи соответствующих заявлений.

При государственной регистрации сделок и прав за малолетнего действует его законный представитель, который, подписав сделку от имени малолетнего ребенка, вправе лично представлять его в процессе государственной регистрации либо выдать доверенность другому лицу на представление и получение документов в органе, осуществляющем государственную регистрацию. При подаче заявления на государственную регистрацию несовершеннолетний в возрасте от 14 до 18 лет действует от собственного имени самостоятельно. В случаях когда сделка с недвижимостью совершена с предварительного согласия законного представителя, а в установленных законом случаях - с предварительного разрешения органов опеки и попечительства, то подача несовершеннолетним лично им подписанного заявления о государственной регистрации права собственности не требует дополнительного согласия родителей, усыновителей или попечителей на проведение государственной регистрации. Вывод основан на том, что государственная регистрация не является элементом формы сделки, нельзя также сказать, что сделка заключается посредством регистрации. Применение ст. 26 ГК РФ как нормы, ограничивающей сделкоспособность несовершеннолетних, при государственной регистрации недопустимо, так как в соответствии с п. 1 ст. 22 ГК РФ никто не может быть ограничен в правоспособности и дееспособности иначе как в случаях и порядке, которые установлены законом. Применение по аналогии ограничительной нормы права не допускается <5>. -------------------------------- <5> Пискунова М. Г. Имущественные права несовершеннолетних при сделках с жилыми помещениями (Маленький человек или право имеет?) // ЭЖ-Юрист. 2001. N 34.

При подаче заявления на государственную регистрацию несовершеннолетний должен предъявить документ, удостоверяющий личность. Свидетельство о рождении таковым не является. Для граждан РФ старше 14 лет, проживающих на территории России, документом, удостоверяющим личность, является паспорт гражданина РФ <6>. -------------------------------- <6> Пункт 1 Указа Президента РФ от 13 марта 1997 г. N 232 "Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина РФ на территории РФ" // СЗ РФ. 1997. N 11. Ст. 1301.

3.1.2. Документы, удостоверяющие личность гражданина. К документам, удостоверяющим личность физического лица, относятся: - паспорт гражданина РФ (для граждан старше 14 лет, проживающих на территории РФ) <7>; -------------------------------- <7> Пункт 1 Указа Президента РФ от 13 марта 1997 г. N 232 "Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина РФ на территории РФ", п. 1 Положения о паспорте гражданина РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 8 июля 1997 г. N 828 "Об утверждении Положения о паспорте гражданина РФ, образца бланка и описания паспорта гражданина РФ" // СЗ РФ. 1997. N 11. Ст. 1301, N 28. Ст. 3444.

- паспорт гражданина СССР (для граждан РФ до замены его в срок до 31 декабря 2003 г. на паспорт гражданина РФ) (п. 3 Указа, п. 2 Постановления); - временное удостоверение личности гражданина РФ по форме N 2П (для утративших паспорт граждан, а также для граждан, в отношении которых до выдачи паспорта проводится дополнительная проверка) <8>; -------------------------------- <8> Пункты 22, 52 Инструкции о порядке выдачи, замены, учета и хранения паспортов гражданина РФ, утвержденной Приказом Министерства внутренних дел РФ от 15 сентября 1997 г. N 605 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 1997. N 22.

- удостоверение личности или военный билет <9>; -------------------------------- <9> Пункт 1 Постановления Совета Министров СССР от 28 августа 1974 г. N 677 "Об утверждении Положения о паспортной системе в СССР" // Собрание постановлений Правительства СССР. 1974. N 19. Ст. 109; 1983. N 6. Ст. 28; 1990. N 24. Ст. 113.

- общегражданский заграничный паспорт (для прибывших на временное жительство в Российскую Федерацию граждан России, постоянно проживающих за границей); - паспорт моряка <10>; -------------------------------- <10> Пункт 1 Положения о паспорте моряка, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 1997 г. N 1508 "Об утверждении Положения о паспорте моряка" // СЗ РФ. 1997. N 49. Ст. 5598.

- удостоверение беженца <11>; -------------------------------- <11> Пункт 7 ст. 7 Закона РФ "О беженцах", в ред. Федерального закона от 28 июня 1997 г. N 95-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О беженцах" // СЗ РФ. 1997. N 26. Ст. 2956.

- свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем <12>. -------------------------------- <12> Пункты 1, 8 Порядка оформления, выдачи и обмена свидетельства о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории РФ по существу, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 мая 1998 г. N 523 "О свидетельстве о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории РФ по существу" // СЗ РФ. 1998. N 22. Ст. 2475.

При осуществлении государственной регистрации следует обратить внимание на то, что Постановлением Правительства РФ от 22 ноября 2006 г. N 710 "О внесении изменений в Правила ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним" п. 18 Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (утв. Постановлением Правительства РФ от 18 февраля 1998 г. N 219) изложен в новой редакции, в соответствии с которой в отношении правообладателя - физического лица (лица, права которого ограничиваются (обременяются) или в пользу которого права ограничиваются (обременяются), стороны сделки) в записях Единого государственного реестра прав указываются фамилия, имя и отчество, дата и место рождения, гражданство, пол, наименование и реквизиты документа, удостоверяющего личность, адрес постоянного места жительства или преимущественного пребывания. Несоответствие паспортных данных арендатора в договоре с фактическими паспортными данными является достаточным основанием для отказа в государственной регистрации прав. Так, индивидуальный предприниматель М. обратился с иском о признании незаконным отказа регистрирующего органа в государственной регистрации договора аренды земельного участка. Истец изменил фамилию, и ему был выдан паспорт, фамилия в котором соответствует фамилии арендатора, указанной в договоре аренды, но в соответствии с п. 3 Описания бланка паспорта гражданина РФ от 8 июля 1997 г. N 828 бланк паспорта гражданина РФ имеет нумерацию, состоящую из трех групп цифр. Паспорт гражданина Российской Федерации является основным документом, удостоверяющим личность гражданина РФ на территории Российской Федерации (п. 1 Положения о паспорте гражданина РФ). Пунктом 4 ст. 16 Закона о государственной регистрации вместе с заявлением о государственной регистрации прав физическое лицо обязано предъявить документ, удостоверяющий его личность, а в соответствии с п. 18 Правил ведения ЕГРП в случае, если правообладателем является физическое лицо, в записях Реестра указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, удостоверяющий личность документ и его реквизиты. Документы, представленные истцом, не соответствовали предъявленным требованиям, так как содержали противоречия. Несоответствие паспортных данных арендатора по договору и фактических паспортных данных предпринимателя является достаточным основанием для отказа в государственной регистрации прав на основании п. 1 ст. 20 Закона о государственной регистрации, поскольку установление личности гражданина регистрирующий орган может осуществлять исключительно на основании данных, указанных в паспорте, а не устных либо письменных заявлений гражданина. Арбитражный суд Челябинской области отказал в удовлетворении исковых требований. Апелляционная коллегия оставила решение суда первой инстанции без изменения <13>. -------------------------------- <13> Судебная защита прав на недвижимое имущество. М., 2004. С. 137.

Если заявителем является иностранный гражданин или лицо без гражданства, рекомендуется принимать во внимание, что согласно ст. 6 и 24 Закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ (с изм. от 30 декабря 2006 г.) "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" <14> иностранные граждане и лица без гражданства могут въезжать в Российскую Федерацию при наличии визы по действительным документам (лицам без гражданства указанные документы выдаются соответствующими органами государства их проживания), удостоверяющим их личность и признаваемым Российской Федерацией в этом качестве, если иное не предусмотрено международными договорами РФ. Если заявителем является иностранный гражданин или лицо без гражданства, получившие вид на жительство в РФ, рекомендуется принимать во внимание, что в соответствии со ст. 24 ФЗ от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" иностранные граждане осуществляют въезд в Российскую Федерацию на основании действительных документов, удостоверяющих их личность и признаваемых Российской Федерацией в этом качестве, и вида на жительство, лица без гражданства осуществляют въезд в Российскую Федерацию на основании вида на жительство. -------------------------------- <14> СЗ РФ. 1996. N 34. Ст. 4029.

3.2. Юридические лица как субъекты гражданских правоотношений

Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (п. 1 ст. 48 ГК РФ). Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету. К признакам юридического лица относятся: организационное единство; имущественная обособленность; самостоятельность участия в гражданском обороте; самостоятельность имущественной ответственности; самостоятельное участие в судопроизводстве. В зависимости от цели деятельности, для достижения которой они созданы, юридические лица делятся на коммерческие и некоммерческие. Коммерческие организации - юридические лица, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий. Перечень коммерческих организаций исчерпывающим образом определен в ГК РФ (п. 2 ст. 50 ГК РФ). Некоммерческие организации - организации, не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками. Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, товариществ собственников жилья, общественных или религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом (п. 3 ст. 50 ГК РФ). Так, соответствующими федеральными законами предусматривается создание таких некоммерческих организаций, как политические партии, профсоюзы <15>. Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям (п. 3 ст. 50 ГК РФ). -------------------------------- <15> См.: Федеральный закон от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях" (с изм. и доп., внесенными Федеральным законом от 30 декабря 2006 г. N 274-ФЗ); Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ (ред. от 09.05.2005) "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" (с изм. и доп., внесенными Федеральным законом от 9 мая 2005 г. N 45-ФЗ).

Юридические лица классифицируются в зависимости от степени имущественной самостоятельности. Хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы, общественные и религиозные объединения, благотворительные и иные фонды обладают имуществом на праве собственности. Государственным и муниципальным унитарным предприятиям, а также финансируемым собственником учреждениям имущество передается (закрепляется) собственником на ограниченном вещном праве. Государственные и муниципальные унитарные предприятия владеют имуществом на праве хозяйственного ведения, а учреждения и казенные предприятия - на праве оперативного управления. В связи с участием в образовании имущества юридического лица его учредители (участники) могут иметь: обязательственные права в отношении этого юридического лица, вещные права на его имущество либо не иметь прав на имущество юридического лица. Обязательственные права на имущество юридического лица имеют учредители (участники) хозяйственных товариществ и обществ, пайщики производственных и потребительских кооперативов. Правом собственности или иным вещным правом на имущество юридического лица обладают учредители государственных и муниципальных унитарных предприятий, а также частных, бюджетных и автономных учреждений <16>. К юридическим лицам, в отношении которых их учредители (участники) не имеют имущественных прав, относятся общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы). -------------------------------- <16> См.: ст. 3 Федерального закона от 3 ноября 2006 г. N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях".

Коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных организаций, предусмотренных законом, наделены общей правоспособностью (ст. 49 ГК РФ) и могут осуществлять любые виды предпринимательской деятельности, не запрещенные законом, если в учредительных документах таких коммерческих организаций не содержится исчерпывающий (законченный) перечень видов деятельности, которыми соответствующая организация вправе заниматься. Унитарные предприятия <17>, а также другие коммерческие организации, в отношении которых законом предусмотрена специальная правоспособность (банки, страховые организации и некоторые другие), не вправе совершать сделки, противоречащие целям и предмету их деятельности, которые определены законом или иными правовыми актами. Такие сделки являются ничтожными на основании ст. 168 ГК РФ. -------------------------------- <17> В соответствии с п. 1 ст. 2 ФЗ от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (СЗ РФ. 2002. N 48. Ст. 4746), с изм., внесенными Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 231-ФЗ, унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту РФ или муниципальному образованию.

Учредительные документы юридических лиц - это уставы, либо учредительные договоры и уставы, либо только учредительные договоры. В случаях, предусмотренных законом, некоммерческие организации могут действовать на основании общего положения об организациях данного вида (п. 1 ст. 52 ГК РФ). Устав является учредительным документом для: 1) открытых и закрытых акционерных обществ; 2) обществ с ограниченной ответственностью и обществ с дополнительной ответственностью, если таковые учреждаются одним лицом; 3) государственных и муниципальных унитарных предприятий; 4) казенных предприятий; 5) учреждений (частных, бюджетных и автономных); 6) производственных кооперативов; 7) потребительских кооперативов (в том числе жилищно-строительных); 8) товариществ собственников жилья; 9) общественных организаций; 10) политических партий. Устав и учредительный договор являются учредительным документом для: 1) обществ с ограниченной ответственностью, если таковые учреждаются двумя и более лицами; 2) обществ с дополнительной ответственностью, если таковые учреждаются двумя и более лицами. Учредительный договор является учредительным документом для: 1) полных товариществ; 2) товариществ на вере; 3) ассоциаций (союзов).

3.3. Государство и другие публично-правовые образования как субъекты гражданского права

Как известно, действующее гражданское законодательство исходит из принципа множественности субъектов, имеющих статус государства. К ним п. 1 ст. 124 ГК РФ отнесены Российская Федерация и ее субъекты: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа (составляющие вместе с муниципальными образованиями категорию публично-правовых образований). Каждый из этих публично-правовых субъектов является самостоятельным собственником своего имущества (п. 2 ст. 212, ст. 214 и 215 ГК РФ), в связи с чем, в частности, исключается и его имущественная ответственность по обязательствам других публично-правовых образований (п. 4 и 5 ст. 126 ГК РФ). Данное положение предопределяет как необходимость участия публично-правовых образований в гражданских правоотношениях, так и выступление в них на равных началах с другими, частными, собственниками - гражданами и юридическими лицами (п. 1 ст. 124 ГК РФ), являющимися обычными субъектами гражданского права. Указанное равенство также составляет один из основополагающих частноправовых принципов, определяющих гражданско-правовой статус государства и других публично-правовых образований (субъектов) в российском правопорядке. Вместе с тем участие Российской Федерации в гражданском обороте характеризуется определенной спецификой, которая проявляется в следующем: - объем правоспособности определяется самим государством посредством принятия соответствующих нормативных правовых актов; - наличием иммунитетов; - правом собственности на природные ресурсы (земли лесного фонда, водные объекты, недра и др.), а также на объекты, изъятые из гражданского оборота, такие, как ракеты, иное оружие, кроме легкого стрелкового и охотничьего; - исключительным правом эмиссии национальной валюты; - особым правовым режимом государственной казны и государственного бюджета. Поскольку собственниками соответствующего имущества и, следовательно, субъектами гражданских правоотношений законом признаются именно публично-правовые образования: Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования как целое, возникает вопрос: кто вправе выступать от их имени в имущественном (гражданском) обороте? Согласно п. 1 ст. 125 ГК РФ от имени этих субъектов в гражданских правоотношениях выступают органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Категория компетенции связана с установлением публично-правового статуса соответствующего органа государственной (публичной) власти и потому не является гражданско-правовой и не определяется актами гражданского законодательства. Она устанавливается нормами публичного (конституционного и административного) права, причем лишь теми его актами, которые специально определяют публично-правовой статус соответствующих органов государства (Законом о Правительстве, Положениями о конкретных министерствах и ведомствах и т. п.) <18>. -------------------------------- <18> Суханов Е. А. Ответственность государства по гражданско-правовым обязательствам // Вестник ВАС РФ. 2001. N 3. С. 116.

Так, в соответствии с ФКЗ от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ <19> "О Правительстве Российской Федерации" (с изм., внесенными ФКЗ от 1 июня 2005 г. N 4-ФКЗ) к полномочиям Правительства РФ в сфере экономики отнесено осуществление управления федеральной собственностью (ст. 14). Программы приватизации федеральной государственной собственности принимаются исключительно на заседаниях Правительства РФ (ст. 28). В свою очередь, Постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2004 г. N 200 (с изменениями от 14 декабря 2006 г.) "Вопросы Федерального агентства по управлению федеральным имуществом" <20> указанному Агентству переданы права по осуществлению полномочий собственника в пределах и в порядке, которые определены федеральным законодательством, в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений (за исключением полномочий собственника, которые в соответствии с законодательством РФ осуществляют иные федеральные агентства), акций (долей) акционерных (хозяйственных) обществ и иного имущества, составляющего казну РФ, а также полномочий по изъятию у учреждений и казенных предприятий излишнего, неиспользуемого либо используемого не по назначению федерального недвижимого имущества, передаче федерального имущества физическим и юридическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества; разграничению государственной собственности, в том числе на землю, на собственность РФ, собственность субъектов РФ и собственность муниципальных образований; защите имущественных и иных прав и законных интересов РФ при управлении федеральным имуществом и его приватизации на территории РФ и за рубежом; осуществлению учета федерального имущества и ведению реестра федерального имущества. Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы. -------------------------------- <19> СЗ РФ. 1997. N 51. Ст. 5712. В действующей редакции см. КонсультантПлюс. <20> СЗ РФ. 2004. N 15. Ст. 1492.

От имени субъектов Федерации выступают органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Система органов государственной власти субъектов Федерации определяется конституциями республик в составе РФ или уставами края, области, другого субъекта РФ. От имени муниципальных образований в рамках своей компетенции выступают органы местного самоуправления. Структура органов местного самоуправления определяется уставом соответствующего муниципального образования. Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование отвечают по своим обязательствам принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности. Обращение взыскания на землю и другие природные ресурсы, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, допускается в случаях, предусмотренных законом. Юридические лица, созданные Российской Федерацией, субъектами РФ, муниципальными образованиями, не отвечают по обязательствам публично-правовых образований. Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования не отвечают по обязательствам созданных ими юридических лиц, кроме случаев, предусмотренных законом. Например, государство принимает на себя субсидиарную ответственность по долгам учреждений и казенных предприятий. Российская Федерация не отвечает по обязательствам субъектов РФ и муниципальных образований. Субъекты РФ, муниципальные образования не отвечают по обязательствам друг друга, а также по обязательствам РФ.

------------------------------------------------------------------

Название документа