Агентство по страхованию вкладов как юридическое лицо публичного права

(Завода Е. А.) ("Банковское право", 2008, N 6) Текст документа

АГЕНТСТВО ПО СТРАХОВАНИЮ ВКЛАДОВ КАК ЮРИДИЧЕСКОЕ ЛИЦО ПУБЛИЧНОГО ПРАВА

Е. А. ЗАВОДА

Завода Е. А., главный юрисконсульт Юридического управления государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов".

В юридической литературе последние несколько лет ведется дискуссия о существовании в России юридических лиц публичного права (или публичных юридических лиц) и об их признаках. Эта дискуссия обострилась с появлением в российском правопорядке новой организационно-правовой формы государственной корпорации, которая в настоящее время получила широкое распространение и используется государством для организационного обособления некоторых из своих функций. Одной из первых государственных корпораций является Агентство по страхованию вкладов (далее также - Агентство), созданное Российской Федерацией на основании Федерального закона от 23 декабря 2003 г. N 177-ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" <1> (далее - Закон о страховании вкладов) для защиты прав и законных интересов вкладчиков несостоятельных банков. -------------------------------- <1> Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. N 52. Ст. 5029.

Указанная дискуссия возникла в связи с тем, что ряд существующих юридических лиц не вписывается в привычные рамки предусмотренной Гражданским кодексом Российской Федерации <2> (далее - ГК РФ) конструкции юридического лица. -------------------------------- <2> Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. N 32. Ст. 3301.

Понятие юридического лица было разработано представителями цивилистической науки несколько столетий назад и уже не может полностью удовлетворить потребности современного общества. Создание такой юридической конструкции изначально было обусловлено необходимостью обеспечить участие в правоотношениях главным образом групповых участников, а в некоторых случаях и индивидуальных, когда нужно было ограничить ответственность индивида за его хозяйственную деятельность <3>. В юридической литературе существует множество подходов к определению сущности юридического лица, однако все они сводятся в основном к двум признакам: -------------------------------- <3> Страшун Б. А. Важная проблема теории права // Журнал российского права. 2007. N 10; Гражданское право: В 2 т. Т. I: Учебник / Под ред. Е. А. Суханова. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: Волтерс Клувер, 2004. С. 169 - 172.

1) функциональное предназначение юридического лица - осуществление хозяйственной (предпринимательской, промышленной, производственной и т. п.) деятельности; 2) цель, ради которой учреждается юридическое лицо. Она выражает функцию такого образования и состоит в участии в хозяйственной деятельности, получении от нее дохода (прибыли) и последующем распределении его (ее) между участниками юридического лица <4>. -------------------------------- <4> См.: Козлова Н. В. Понятие и сущность юридического лица. Очерк истории и теории: Учеб. пособие. М., 2003. С. 107 - 182; Замотаева Е. К. К вопросу о юридическом лице как субъекте публичного права // Конституционное и муниципальное право. 2007. N 15.

К такому же выводу пришел и Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 24 октября 1996 г. N 17-П: юридические лица создаются "гражданами для совместной реализации таких конституционных прав, как право свободно использовать свои способности и имущество для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности... и право иметь в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом как единолично, так и совместно с другими лицами" <5>. -------------------------------- <5> Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 45. Ст. 5202.

Вместе с тем в настоящее время существует ряд организаций, которые по своему правовому статусу не укладываются в рамки гражданско-правовой конструкции юридического лица: Центральный банк Российской Федерации, Пенсионный фонд России, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования, политические партии, общественные и религиозные организации и т. п. Для данных юридических лиц осуществление хозяйственной (производственной) деятельности не является основной целью. В отношении их происходит изменение или видоизменение изначальной функционально-целевой установки юридического лица, в связи с чем применение к ним отдельных положений о традиционных юридических лицах на практике вызывает некоторые сложности. Трудно представить, например, чтобы политическая партия была признана банкротом и на этом основании прекратила свое существование. Еще более сложной является ситуация с такими чисто публично-правовыми образованиями, как государство в целом, территориально-административные образования, муниципальные образования, государственные и муниципальные органы, которые также признаются юридическими лицами. Нормы российского гражданского законодательства о юридических лицах на данную категорию субъектов распространяются не в полной мере. На эту особенность обратил внимание и Конституционный Суд Российской Федерации, подчеркнув, что к публично-правовым образованиям не могут быть применены положения, "относящиеся к образованию юридического лица, его учредительным документам, реорганизации юридического лица и т. д.", в силу специфики данных субъектов, "которая проистекает из особой организации институтов публичной власти" <6>. -------------------------------- <6> Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 5 июля 2005 г. N 297-О // Справочно-правовая система "КонсультантПлюс".

Для устранения указанного противоречия в зарубежной правовой науке и было выработано понятие юридического лица публичного права или публичной корпорации. В российском праве категории, подобной юридическому лицу публичного права, в настоящее время нет. Вместе с тем данный вопрос широко обсуждается и необходимость разработки такого понятия признается большинством юристов. В частности, в январе 2003 г. Фондом развития парламентаризма в России был проведен Круглый стол, посвященный проблемам публично-правовых корпораций в России и за рубежом, с участием представителей Администрации Президента Российской Федерации, Конституционного Суда Российской Федерации, Государственной Думы, Московской государственной юридической академии и ряда других организаций <7>. В ходе обсуждения практически все участники Круглого стола признали необходимость и своевременность введения в российский правопорядок категории юридического лица публичного права. -------------------------------- <7> См.: http://www. legislature. ru/monitor/seminar/korpor. html.

Аналогичной точки зрения придерживается и Министерство экономического развития Российской Федерации в Концепции развития корпоративного законодательства на период до 2008 г. При этом в данном документе были обозначены признаки новой категории юридических лиц: 1) они действуют от имени публично-правовых образований (Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований) и/или в публичных интересах, но не являются органами государственной власти или местного самоуправления; 2) создаются в общественно значимых целях; 3) наделяются хотя бы в некоторой степени властными полномочиями (например, Агентство по страхованию вкладов); 4) обладают строго целевой правоспособностью, а возможность осуществления юридическими лицами публичного права предпринимательской деятельности должна быть специально оговорена соответствующим законом <8>. -------------------------------- <8> Закон. Сентябрь. 2006. С. 9 - 37.

Рассматривая вопрос о публичных юридических лицах в историческом контексте, можно отметить, что впервые данный термин в российской литературе использовал Г. Ф. Шершеневич, заявивший, что на первом месте среди юридических лиц публичного права находится государство - казна <9>. В современной юридической литературе отдельные вопросы юридического лица публичного права освещались в работах таких ученых, как С. И. Архипов <10>, А. В. Кондратьев <11>, Г. А. Кудрявцева <12>, О. Е. Кутафин <13>, А. В. Турбанов <14>, В. Е. Чиркин <15>. -------------------------------- <9> Шершеневич Г. Ф. Учебник русского гражданского права. М., 1911. С. 122. <10> Архипов С. И. Субъект права. Теоретическое исследование. СПб.: Издательство "Юридический центр Пресс", 2004. <11> Кондратьев А. В. Категория юридического лица в праве Европейского союза // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2005. N 3. С. 58, 61; Он же. Категория юридического лица в праве Европейского союза (окончание) // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2006. N 1. С. 50 - 64. <12> Кудрявцева Г. А. Гражданско-правовой статус общественных объединений // Государство и право. 2005. <13> Кутафин О. Е. Субъекты конституционного права Российской Федерации как юридические и приравненные к ним лица. М.: ТК Велби; Изд-во "Проспект", 2007. <14> Турбанов А. В. Финансово-правовые основы российской системы страхования банковских вкладов: Монография. М., 2004. <15> Чиркин В. Е. Юридическое лицо публичного права. М.: Норма, 2007. С. 76 - 94; Он же. Юридическое лицо публичного права // Журнал российского права. 2005. N 5.

Единственное определение юридического лица публичного права было дано В. Е. Чиркиным следующим образом: "Юридическое лицо публичного права - это признанное публичной властью в этом качестве материальное и публично-правовое некоммерческое образование, выступающее в правоотношениях в различных организационно-правовых формах в целях общего блага путем применения публичной власти, сотрудничества с ней, давления на нее, имеющее название, другие идентифицирующие признаки, обладающее имуществом, имеющее права и обязанности и несущее ответственность за свои правовые акты и действия" <16>. -------------------------------- <16> Чиркин В. Е. Юридическое лицо публичного права. М.: Норма, 2007. С. 94.

Большинство российских и зарубежных авторов, рассматривая вопрос о публичном юридическом лице, выделяют следующие признаки такого лица. 1. Публичное юридическое лицо создается государством помимо воли частных лиц. 2. Правовым основанием его формирования и функционирования является публично-правовой акт. 3. Публичное юридическое лицо выступает носителем государственной воли, государственных прав и обязанностей, для чего наделяется государственно-властными полномочиями. Такие полномочия могут иметь нормоустанавливающий, распорядительный или иной характер, но в широком понимании это управленческие полномочия. Они имеют дискреционный характер, то есть решения юридического лица публичного права, принимаемые им по своему усмотрению, но в пределах закона, распространяются на третьих лиц. 4. Правоспособность рассматриваемого вида юридических лиц является специальной, целевой и состоит в реализации не просто общих, а общественных интересов. Публичное юридическое лицо не вправе преследовать частные интересы своих членов. 5. Цели деятельности указанного юридического лица устанавливаются публично-правовым актом, на основании которого оно создается, и носят общественно полезный характер. Рассматривая правовой статус и особенности функционирования Агентства по страхованию вкладов, созданного в форме государственной корпорации, можно сделать вывод, что данная организация, бесспорно, соответствует всем вышеуказанным признакам юридического лица публичного права. Во-первых, учредителем Агентства в соответствии со ст. 7.1 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" <17> (далее - Закон об НКО) являются не частные лица (физические или юридические), а публичный субъект - Российская Федерация. -------------------------------- <17> Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 3. Ст. 145.

Во-вторых, единственным правовым основанием создания и функционирования Агентства является публично-правовой акт - Закон о страховании вкладов. Иных учредительных документов, например устава или учредительного договора, для создания такой организации, в отличие от иных юридических лиц, не требуется (п. 3 ст. 7.1 Закона об НКО). Правоспособность Агентства является специальной, поскольку его деятельность ограничена целями, указанными в ст. 1 Закона о страховании вкладов: защита прав и законных интересов вкладчиков банков Российской Федерации, укрепление доверия к национальной банковской системе и стимулирование привлечения сбережений населения в банковскую систему Российской Федерации. Указанные цели деятельности Агентства, безусловно, носят публичный характер. Так, цель защиты имущественных прав и законных интересов вкладчиков обусловлена социальным назначением Российской Федерации как государства, где человек, его права и свободы признаются высшей ценностью и определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность органов законодательной и исполнительной властей (ст. 7 и 18 Конституции Российской Федерации <18>). -------------------------------- <18> Российская газета. N 237. 25 декабря 1993 г.

В настоящий момент банковские вклады являются самой понятной, привычной, а потому и распространенной формой участия населения в рыночных отношениях. Однако обычные граждане, как правило, не обладают необходимыми знаниями в области экономики и финансов и всей полнотой информации для того, чтобы проанализировать экономическую ситуацию в стране, оценить состояние и надежность участников рынка финансовых услуг и на основе такого анализа принимать своевременные и адекватные инвестиционные решения. Доверчивость и отсутствие необходимых знаний делают рядовых вкладчиков уязвимыми для тех банков, которые ведут рискованную инвестиционную политику, что не раз подтверждалось на практике. Собственно, поэтому граждане признаются наиболее слабой и незащищенной стороной в отношениях с банками и обладающими организационными, материальными, информационными, техническими и иными необходимыми ресурсами <19>. Отказ банка возвратить вкладчикам их сбережения может иметь для них крайне негативные последствия, поскольку может существенно ухудшить условия жизни таких лиц. Такое положение для социального государства недопустимо, в связи с чем в Российской Федерации и была создана государственная система защиты имущественных интересов вкладчиков несостоятельных банков. -------------------------------- <19> Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 3 июля 2001 г. N 10-П // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. N 29. Ст. 3058.

С первой социальной целью системы страхования вкладов неразрывно связана вторая ее цель социально-экономического характера - укрепление доверия населения к российским банкам. Банковская система справедливо считается кровеносной системой всей экономики любого государства, в том числе России. Этим объясняется особая заинтересованность государства в укреплении стабильности и развитии банковского сектора. Как показывает практика, стабильность банковской системы невозможна, если в обществе нет доверия к финансовым институтам. Банковские кризисы 90-х годов наглядно показали, насколько данная система уязвима и насколько она чувствительна к настроению населения. Сбережения населения являются наиболее доступной и постоянной ресурсной базой банков и в последнее время приобретают все большее значение. В условиях кризиса долгового рынка на Западе российские банки вынуждены искать финансовые ресурсы на внутреннем рынке и привлекать все больше денежных средств граждан, за счет которых банки осуществляют финансирование реального сектора экономики. На это обстоятельство обратил внимание Конституционный Суд Российской Федерации, указав в Постановлении от 3 июля 2001 г. N 10-П, что размещение гражданами своих денежных средств в банках "в личных интересах имеет и публичное значение, поскольку сбережения населения являются устойчивым источником ресурсной базы, необходимой для инвестиций и долгосрочного кредитования" <20>. -------------------------------- <20> Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. N 29. Ст. 3058.

Однако в соответствии с действующим гражданским законодательством все вклады физических лиц, в том числе и срочные, являются, по существу, вкладами до востребования и могут быть в любой момент изъяты их владельцами. Если такое изъятие носит массовый характер, это может привести к кризису ликвидности, а затем и неплатежеспособности даже финансово устойчивого банка. Анализ поведения российских вкладчиков в кризисных ситуациях и опыт других стран свидетельствуют о том, что при появлении первых признаков ухудшения экономической ситуации население очень быстро впадает в панику и спешит забрать из банков свои сбережения. Внутренних механизмов сдерживания массового изъятия вкладов из банковской системы в настоящее время нет. С такой задачей, как показывает практика зарубежных стран, успешно стравляется система страхования вкладов, эффективное действие которой приводит к повышению доверия граждан к национальным банкам. Не меньшее значение для общества и государства имеет такая цель системы страхования вкладов экономического характера, как стимулирование привлечения сбережений населения в банковскую систему Российской Федерации. Для обеспечения роста и развития экономики государству требуются средства для их инвестирования в производство. Само государство, как правило, имеет отрицательное сальдо сбережений: его расходы превышают доходы, а разница покрывается приростом государственного долга. Организации могут в целом по балансу иметь положительное сальдо сбережений, поскольку сохраняют нераспределенную прибыль, а также амортизационные отчисления. Но это сальдо не может быть значительным, поскольку они одновременно финансируют инвестиции, выступая заемщиками на рынке капиталов. Только сектор населения обычно является устойчивым источником сбережений, которые в значительной мере через финансовые механизмы выходят на рынок капиталов. Данное обстоятельство было признано Правительством Российской Федерации и Банком России в Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 г. <21>, в соответствии с которой рост вкладов населения является ключевым фактором создания среднесрочной и долгосрочной ресурсной базы в целях развития операций банков с реальным сектором экономики. Таким образом, мобилизация сбережений населения является одним из важнейших факторов, предпосылкой развития экономики. -------------------------------- <21> Заявление Правительства Российской Федерации N 983п-П13, Центрального банка Российской Федерации N 01-01/1617 от 5 апреля 2005 г. "О Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 года" // Вестник Банка России. 2005. N 19.

Анализ целей деятельности Агентства в сфере обязательного страхования вкладов позволяет сделать вывод о том, что Российская Федерация, учредив данную организацию и наделив ее функциями страховщика по указанному виду обязательного страхования, по сути, делегировала Агентству осуществление части своих функций как социального государства. В связи с этим вполне логично, что Агентство было одновременно наделено и некоторыми полномочиями властного характера. К ним исходя из положений Закона о страховании вкладов можно отнести следующие полномочия. 1. Устанавливать размер ставки страховых взносов банков в фонд обязательного страхования вкладов. Данное полномочие относится к компетенции совета директоров Агентства (п. 2 ст. 19 Закона о страховании вкладов). Следует отметить, что право Агентства устанавливать ставку страховых взносов банков ограничено максимальным размером такой ставки (0,15% расчетной базы за расчетный период), предусмотренным ч. 4 ст. 36 Закона о страховании вкладов. 2. Требовать от банков - участников системы страхования вкладов представлять разъяснения по вопросам уплаты ими страховых взносов, ведения учета обязательств банка перед вкладчиками и вкладчиков перед банком, формирования реестра обязательств банка перед вкладчиками, а также исполнения банками иных обязанностей в сфере обязательного страхования вкладов (ч. 3 ст. 30 Закона о страховании вкладов). 3. Принимать акты, обязательные для исполнения всеми банками - участникам системы страхования вкладов. В частности, в целях реализации своей функции по сбору страховых взносов банков и контролю за их поступлением Агентство вправе устанавливать порядок расчета страховых взносов (ч. 2 ст. 15 и ст. 36 Закона о страховании вкладов). Поскольку выплата возмещения по вкладам может осуществляться через уполномоченный банк-агент, Агентство наделено полномочием определять порядок конкурсного отбора банков-агентов (ч. 12 ст. 12 Закона о страховании вкладов), а также порядок взаимодействия банков-агентов с Агентством, включая норму компенсации затрат банка-агента (ч. 12 ст. 12 Закона о страховании вкладов). Кроме того, Агентство непосредственно и активно участвует в принятии Банком России нормативных актов, связанных со страхованием банковских вкладов, путем их согласования. В частности, с участием Агентства были разработаны указание Банка России от 1 апреля 2004 г. N 1417-У "О форме реестра обязательств банка перед вкладчиками" <22> (п. 4 ч. 3 ст. 6 Закона о страховании вкладов), указание Банка России от 13 января 2005 г. N 1542 "Об особенностях проведения проверок банков с участием служащих государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" <23> (далее - указание N 1542-У) (п. 1 ч. 6 ст. 27 Закона о страховании вкладов). -------------------------------- <22> Вестник Банка России. 2004. N 24. <23> Вестник Банка России. 2005. N 7.

Необходимо отметить, что правовой режим актов Агентства не определен и является дискуссионным. В связи с этим предлагается внести соответствующие изменения в Закон о страховании вкладов, прямо определить такие акты, принимаемые на основании Закона в рамках компетенции Агентства, как нормативные и распространить на них процедуру регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации. 4. Инициировать проведение Банком России проверок банков - участников системы страхования вкладов по вопросам соблюдения ими требований законодательства в данной области и участвовать в таких проверках (ч. 6 ст. 27 Закона о страховании вкладов). Данное полномочие позволяет осуществлять постоянный мониторинг финансового положения банков - участников системы страхования вкладов в целях оценки рисков системы страхования вкладов, а также контролировать соблюдение указанными банками требований Закона о страховании вкладов. Вместе с тем проводимая работниками Агентства проверка банка не обладает организационной самостоятельностью, а является составной частью проверки Банка России. В ходе такой проверки работники Агентства включаются в рабочую группу и наделяются такими же правами и обязанностями, что и представители инспекционных подразделений Банка России. Поскольку Агентство не является органом банковского надзора, предмет проверки банка работниками Агентства ограничивается в соответствии с п. 2.1 указания N 1542-У следующими вопросами: - объем и структура обязательств банка перед вкладчиками; - своевременность и полнота уплаты банком страховых взносов в фонд обязательного страхования вкладов; - ведение учета обязательств банка перед вкладчиками; - представление банком вкладчикам информации о своем участии в системе страхования вкладов, о порядке и размерах получения возмещения по вкладам; - размещение банком информации о системе страхования вкладов в доступных для вкладчиков помещениях банка, в которых осуществляется обслуживание вкладчиков; - способность банка подготовить реестр обязательств перед вкладчиками по установленной форме и в установленный срок. 5. Получать информацию, составляющую служебную, коммерческую и банковскую тайну банка (ч. 2 ст. 29 и ч. 1 ст. 31 Закона о страховании вкладов). Следует отметить, что и служебная, и коммерческая, и банковская тайны являются видами конфиденциальной информации, доступ к которым третьих лиц по общему правилу запрещается. Исключение делается для органов государственной власти, обладающих надзорными или контрольными функциями, а также для правоохранительных и судебных органов. Таким образом, наделение Агентства правом получать информацию с ограниченным доступом является еще одним доказательством особого статуса Агентства как публичного образования, наделенного властными полномочиями. В то же время Закон о страховании вкладов содержит некоторое несоответствие: ограничивая, с одной стороны, право Агентства на получение указанной информации днем наступления в отношении банка страхового случая, законодатель, с другой стороны, наделяет Агентство правом участвовать в проверке банка, в ходе которой работники Агентства как члены рабочей группы имеют право запрашивать и получать все необходимые документы, в том числе содержащие информацию с ограниченным доступом. 6. Требовать от банков представления вкладчикам информации о системе страхования вкладов и об участии в ней банка путем размещения ее в помещениях банка, в которых осуществляется обслуживание вкладчиков (ч. 2 ст. 15 Закона о страховании вкладов). С указанным правом Агентства корреспондируют обязанности банков - участников системы страхования вкладов представлять вкладчикам информацию об участии в данной системе, о порядке и размерах получения возмещения по вкладам, а также размещать информацию о системе страхования вкладов в доступных для вкладчиков помещениях банка, в которых осуществляется обслуживание вкладчиков (ч. 3 ст. 6 Закона о страховании вкладов). В целях оказания методического и организационно-технического содействия банкам Агентством были разработаны Рекомендации о порядке информирования банками вкладчиков по вопросам страхования вкладов <24>. -------------------------------- <24> Приняты решением правления Агентства от 30 июня 2005 г. (протокол N 48) // Вестник Банка России. 2005. N 37.

Указанные властные полномочия обеспечиваются возможностью принуждения банка к выполнению требований Агентства. В частности, в случае невыполнения банком требования Агентства об уплате страхового взноса или пени последнее вправе взыскать задолженность в судебном (принудительном) порядке. Кроме того, при выявлении фактов несоблюдения участником системы страхования вкладов требований Закона о страховании вкладов Агентство вправе обратиться в орган банковского надзора, Банк России с просьбой провести внеплановую проверку такого банка либо применить в отношении его одну из мер ответственности, предусмотренную ст. 74 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" <25>. -------------------------------- <25> Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 28. Ст. 2790.

Резюмируя изложенные в настоящей статье особенности правового статуса и деятельности Агентства, можно сделать вывод, что оно соответствует всем признакам публичного юридического лица публичного права и по своей сути таковым и является. Такого же мнения придерживаются и другие авторы, например А. В. Турбанов <26> и А. Я. Курбатов <27>. -------------------------------- <26> Турбанов А. В. Финансово-правовые основы российской системы страхования банковских вкладов. М., 2004. С. 86. <27> Курбатов А. Я. Государственная корпорация как организационно-правовая форма юридического лица // Хозяйство и право. 2008. N 4. С. 105 - 124.

В связи с вышеизложенным для наиболее полного учета указанных особенностей и более эффективного выполнения Агентством возложенных на него государственных функций предлагается внести в Закон о страховании вкладов следующие изменения: 1. Прямо наделить Агентство правами принимать нормативные акты и распространить на них положения, регулирующие порядок принятия, опубликования и вступления в силу нормативных актов федеральных органов исполнительной власти (в частности, положения о регистрации актов Министерством юстиции). 2. Установить на законодательном уровне ответственность банков за невыполнение требований Агентства. 3. Предоставить Агентству право взыскивать с банков задолженность по уплате страховых взносов в фонд обязательного страхования вкладов и пени в бесспорном порядке путем направления соответствующего инкассового поручения в кредитную организацию, в которой должником открыт корреспондентский счет. 4. Закрепить на законодательном уровне право Агентства получать информацию, составляющую служебную, коммерческую или банковскую тайну банка, не только после наступления в отношении данного банка страхового случая, но и в любое иное время по мотивированному запросу Агентства и при наличии определенных Законом о страховании вкладов оснований. 5. Наделить Агентство правом получать непосредственно от банков - участников системы страхования вкладов отчетность, содержащую сведения об объеме и структуре привлеченных ими денежных средств физических лиц, информацию о финансовом положении банков, а также иную информацию, необходимую для реализации Агентством законодательно возложенных на него функций. При этом объем и состав предоставляемой Агентству отчетности представляется необходимым определить в Законе о страховании вкладов. В настоящее время Агентство получает отчетность банков от Банка России.

------------------------------------------------------------------

Название документа