К вопросу о вступлении в силу Федерального закона от 30 апреля 2008 г. N 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений"
(Вавулин Д. А.) ("Право и экономика", 2008, N 11) Текст документаК ВОПРОСУ О ВСТУПЛЕНИИ В СИЛУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 30 АПРЕЛЯ 2008 Г. N 56-ФЗ "О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ СТРАХОВЫХ ВЗНОСАХ НА НАКОПИТЕЛЬНУЮ ЧАСТЬ ТРУДОВОЙ ПЕНСИИ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕНСИОННЫХ НАКОПЛЕНИЙ"
Д. А. ВАВУЛИН
Вавулин Денис Александрович, кандидат экономических наук, доцент кафедры государственного управления и финансов Института бизнеса и права ОрелГТУ. Начальник отдела по организации взаимодействия с субъектами Российской Федерации Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Юго-Западном регионе (РО ФСФР России в ЮЗР). Специалист по корпоративному управлению. Родился 5 декабря 1972 г. в г. Орле. В 1995 г. окончил экономический факультет ОрелГТУ. Автор ряда научных статей.
В Российской Федерации уже более восьми лет осуществляется реформа системы пенсионного обеспечения, официально стартовавшая с 1 января 2002 г. Основная цель пенсионной реформы состоит в повышении уровня пенсионного обеспечения всех категорий пенсионеров, а также в обеспечении финансовой устойчивости пенсионной системы для ее устойчивого функционирования в долгосрочной перспективе. Первоначально правовую основу реформы пенсионной системы составляли три законодательных акта, которые вступили в силу в течение третьей декады 2001 г. - июля 2002 г. Одним из них является Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" <1> (далее - Закон N 167-ФЗ), установивший организационные, правовые и финансовые основы обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, другим - Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" <2> (далее - Закон N 173-ФЗ), определивший основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии. Позже к ним добавился Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации" <3> (далее - Закон N 111-ФЗ), установивший правовые основы отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, предназначенных для финансирования накопительной части трудовой пенсии. -------------------------------- <1> СЗ РФ. 2001. N 51. Ст. 4832; Парламентская газета. 2001. N 238 - 239; Российская газета. 2001. N 247. Вступил в силу с 20 декабря 2001 г. <2> Парламентская газета. 2001. N 238 - 239; Российская газета. 2001. N 247; СЗ РФ. 2001. N 52 (ч. 1). Ст. 4920. Вступил в силу с 1 января 2002 г. <3> СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3028; Парламентская газета. 2002. N 142 - 143; Российская газета. 2002. N 138 - 139. Вступил в силу с 30 июля 2002 г.
Помимо указанных законодательных актов, законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит из законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, Федерального закона от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", Федерального закона от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" (далее - Закон N 75-ФЗ), иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации. Суть реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации, регламентируемой указанными законодательными актами, заключается в следующем. Работодатель за каждого работающего гражданина уплачивает взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (далее - ПФР). Эти взносы являются составной частью единого социального налога (ЕСН). В настоящее время его ставка составляет 26% от фонда оплаты труда (ФОТ), из которых 20% направляется в качестве взносов в ПФР. Эти взносы для лиц моложе 1967 г. рождения состоят из трех частей: базовой (6%), страховой (8%), накопительной (6%). Уплаченные взносы отражаются на индивидуальных лицевых счетах каждого гражданина, на которого распространяется действие пенсионной реформы. Подобно уплаченным взносам, будущая пенсия, соответственно, будет также состоять из трех частей: базовой, страховой и накопительной. Базовая часть пенсии является фиксированной, она устанавливается государством, одинакова для всех пенсионеров и не зависит от стажа и зарплаты (сегодня она составляет 1260 руб.). Страховая часть пенсии зависит от суммы уплаченных страховых взносов конкретного человека, отражаемых в его индивидуальном счете. Она учитывается на лицевом счете и индексируется на уровень инфляции. Накопительная часть пенсии зависит от накопленной суммы застрахованного лица <4>, учтенной в специальной части его индивидуального лицевого счета, и ожидаемого периода выплаты пенсии. -------------------------------- <4> Застрахованное лицо - лицо, на которое распространяется обязательное пенсионное страхование и за которое уплачиваются (уплачивались) страховые взносы на финансирование накопительной части трудовой пенсии.
В целях сохранения и прироста средства пенсионных накоплений, предназначенные для финансирования накопительной части трудовой пенсии, подлежат обязательному инвестированию. Застрахованным лицам предоставлена возможность выбора способа управления накопительной частью будущей пенсии, которые вправе выбрать один из трех альтернативных вариантов: оставить в ПФР, который затем осуществляет перевод под управление государственной управляющей компании (ГУК) "Внешэкономбанк" (ВЭБ); перевод под управление частной управляющей компании (одной из 55); перевод в один из негосударственных пенсионных фондов (НПФ). Теоретически в долгосрочной перспективе передача пенсионных накоплений под управление частной управляющей компании или в НПФ должна обеспечить большую доходность пенсионным накоплениям по сравнению с доходностью ВЭБ. Это обеспечивается более широким набором финансовых инструментов, в том числе потенциально высокодоходных, в которые вправе инвестировать переданные им в управление финансовые ресурсы частные управляющие компании и НПФ. ВЭБ вправе инвестировать поступившие к нему пенсионные накопления только высоконадежные, а соответственно, и низкодоходные финансовые активы. На заре пенсионной реформы ее идеологи были настроены оптимистично. Они рассчитывали, что граждане Российской Федерации будут активно переводить накопительную часть пенсионных накоплений под управление частных управляющих компаний (ЧУК) и в НПФ, что в будущем должно обеспечить им достойную пенсию. Однако их оптимистичным прогнозам не было суждено сбыться. Как показали семь лет реализации пенсионной реформы, подавляющее большинство россиян предпочло занять в этом вопросе пассивную позицию, оставив накопительную часть пенсии в ПФР, т. е. передали ее в управление ВЭБ. Свидетельством тому являются данные таблицы, отражающей динамику изменения некоторых показателей пенсионной системы с 31 декабря 2002 г. по 31 марта 2008 г.
На На На На На На На 31 декабря 31 декабря 31 декабря 31 декабря 31 декабря 31 декабря 31 марта 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г.
Сумма пенсионных 47173 95571 98475 183930 286411 401839 403447 накоплений (всего), млн. руб.
Сумма пенсионных 45561 92372 94373 176345 267073 348678 348678 накоплений в ГУК (ВЭБ), млн. руб.
Сумма пенсионных 1612 3200 2967 5578 9373 12209 12209 накоплений в ЧУК, млн. руб.
Сумма пенсионных - - 1135 2007 9965 26757 42560 накоплений в ППФ, млн. руб.
В такой ситуации специалисты на различных уровнях заговорили о фактическом провале пенсионной реформы в Российской Федерации, основная цель которой состояла в обеспечении дополнительного источника для повышения размера пенсии. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, одобренная Правительством РФ в начале октября 2008 г., предусматривает существенное увеличение средней продолжительности жизни в стране, что требует значительного улучшения благосостояния пенсионеров. Вполне очевидно, что обеспечить это при сохранении ситуации, сложившейся сегодня в системе пенсионного обеспечения, невозможно. В этой ситуации Правительство РФ было вынуждено пойти на непопулярную меру, состоящую в повышении социальных налогов. С 2010 г. ЕСН заменяется страховыми взносами, а его регрессивная шкала ликвидируется. При этом базовая ставка страховых взносов увеличивается по сравнению со ставкой ЕСН с 26 до 34% (отчисления в ПФР возрастают с 20 до 26%, а в Фонд обязательного медицинского страхования - с 3,1 до 5,1%; отчисления в Фонд социального страхования не изменяются и составляют 2,9%). Таким образом, с 2010 г. работодатели будут уплачивать взносы на обязательное пенсионное страхование по единой ставке 26% до достижения уровня заработка сотрудника 415 тыс. руб. в год (или около 34500 руб. в месяц), т. е. 415 тыс. руб. - это максимальная налогооблагаемая зарплата, с которой уплачиваются 26% пенсионных взносов. Это означает, что с зарплаты, например, в 50 тыс. руб. в месяц работодатель будет перечислять в пенсионную систему такую же сумму, как с зарплаты в 34500 руб., - остальная часть не подлежит налогообложению. Таким образом, граждане с высоким заработком будут делиться с нынешними пенсионерами меньшей частью своего дохода, чем малооплачиваемые. При этом и страховая, и накопительная части пенсии у них самих будут формироваться из расчета, что они получают 34500 руб. Соответственно, предполагается, что граждане, получающие больше этой суммы, должны сами заботиться о своей пенсии. Вместе с тем вопрос об увеличении размера будущей пенсии все же не станет сугубо частным делом граждан Российской Федерации. Государство будет оказывать поддержку формированию пенсионных накоплений. В частности, это предусмотрено Федеральным законом от 30 апреля 2008 г. N 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений" (далее - Закон N 56-ФЗ), большая часть норм которого вступила в силу с 1 октября 2008 г. Рассмотрим подробнее основополагающие нормы Закона N 56-ФЗ. Как следует из ст. 1 Закона N 56-ФЗ, цель его принятия - стимулирование формирования пенсионных накоплений и повышения уровня пенсионного обеспечения граждан в соответствии с Законом N 167-ФЗ. Для этого Закон N 56-ФЗ: определяет порядок добровольного вступления застрахованных лиц <5> в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию для уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии (далее - правоотношения по уплате дополнительных взносов); -------------------------------- <5> Застрахованное лицо - лицо, добровольно вступившее в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии.
устанавливает порядок и условия уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии (далее - дополнительные взносы) <6>, а также взносов работодателя <7>; -------------------------------- <6> Дополнительный страховой взнос на накопительную часть трудовой пенсии - индивидуально-возмездный платеж, уплачиваемый за счет собственных средств застрахованным лицом, исчисляемый, удерживаемый и перечисляемый работодателем либо уплачиваемый застрахованным лицом самостоятельно на условиях и в порядке, которые установлены Законом N 56-ФЗ. <7> Взнос работодателя - средства работодателя, уплачиваемые им в пользу застрахованного лица на условиях и в порядке, которые установлены Законом N 56-ФЗ.
устанавливает порядок и условия предоставления государственной поддержки формирования пенсионных накоплений. В ч. 1 ст. 3 Закона N 56-ФЗ установлено, что правоотношения по уплате дополнительных взносов возникают на добровольной основе по инициативе застрахованного лица. При этом ч. 2 ст. 3 Закона N 56-ФЗ определяет, что застрахованное лицо вправе прекращать либо возобновлять уплату таких взносов, а также самостоятельно определять их размер. Согласно ч. 3 ст. 3 Закона N 56-ФЗ <8> право на получение накопительной части трудовой пенсии, сформированной за счет дополнительных взносов, взносов работодателя и взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений, реализуется при соблюдении условий, установленных Законом N 173-ФЗ. -------------------------------- <8> Часть 3 ст. 3 Закона N 56-ФЗ вступает в силу с 1 января 2009 г.
Правоотношения по уплате дополнительных взносов возникают на основании заявления застрахованного лица (далее - заявление). Порядок подачи заявления определяет ст. 4 Закона N 56-ФЗ. Согласно ее нормам заявление может подаваться в территориальный орган ПФР лично гражданином по месту его жительства или через своего работодателя. Заявление также может быть подано иным способом (почтовое отправление). Установление личности и проверка подлинности подписи гражданина осуществляются одним из следующих вариантов: нотариусом или в порядке, установленном п. 3 ст. 185 ГК РФ; должностными лицами консульских учреждений Российской Федерации в случаях, если застрахованное лицо находится за пределами Российской Федерации; органом (организацией), с которым у ПФР заключено соглашение о взаимном удостоверении подписей. Заявление должно содержать следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета гражданина; фамилию, имя, отчество гражданина; место жительства гражданина. Форма заявления и Инструкция по ее заполнения установлены Постановлением Правления ПФР от 28 июля 2008 г. N 225п. Гражданин, на которого не открыт индивидуальный лицевой счет, одновременно с подачей заявления представляет сведения, необходимые при начальной регистрации, перечень которых определен Законом N 27-ФЗ. В случае если в заявлении отсутствуют необходимые данные и (или) не представлены необходимые сведения, территориальный орган ПФР дает подавшему заявление гражданину соответствующие разъяснения. Работодатель, получивший заявление в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня получения заявления, направляет его в территориальный орган ПФР по месту регистрации в качестве страхователя по обязательному пенсионному страхованию. Работодатели, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек, а также вновь созданные (в том числе путем реорганизации) организации, численность работников которых превышает указанное количество, представляют полученные заявления в территориальный орган ПФР в электронной форме в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи". Формат представления указанного заявления в электронной форме определяется ПФР. Территориальный орган ПФР, получивший заявление, не позднее 10 рабочих дней со дня получения заявления направляет гражданину уведомление о получении заявления, результатах его рассмотрения и дате вступления в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии. Вступив в правоотношения по уплате дополнительных взносов, застрахованное лицо уплачивает дополнительные взносы, которые включаются в состав пенсионных накоплений застрахованного лица, уплатившего их. Согласно ст. 5 Закона N 56-ФЗ размер уплачиваемого дополнительного взноса определяется застрахованным лицом самостоятельно. Как следует из смысла ст. 5 Закона N 56-ФЗ, застрахованное лицо может уплачивать дополнительные взносы двумя способами: 1. Самостоятельно. Согласно ст. 6 Закона N 56-ФЗ <9>, застрахованное лицо само уплачивает дополнительный взнос путем перечисления денежных средств в бюджет ПФР через кредитную организацию. Не позднее 20 дней со дня окончания квартала застрахованное лицо представляет в территориальный орган ПФР копии платежных документов за истекший квартал с отметками кредитной организации об исполнении лично. Также застрахованное лицо может представить эти документы через орган (организацию), с которым (с которой) у ПФР заключено соглашение о взаимном удостоверении подписей в соответствии с пп. 3 п. 4 ст. 32 Закона N 111-ФЗ. Прием копий платежных документов и их передача в электронной форме в ПФР осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, определяемом соглашением о взаимном удостоверении подписей. -------------------------------- <9> Данная статья вступает в силу с 1 января 2009 г.
2. Через своего работодателя. В соответствии со ст. 5 Закона N 56-ФЗ <10> в этом случае застрахованное лицо подает заявление об уплате дополнительных взносов непосредственно работодателю. В заявлении указывается размер ежемесячно уплачиваемого дополнительного взноса, определенный в твердой сумме или в процентах от базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Размер уплачиваемого застрахованным лицом дополнительного взноса может быть изменен застрахованным лицом также на основании его заявления. При прекращении с застрахованным лицом трудовых правоотношений и (или) правоотношений по соответствующим гражданско-правовым договорам работодатель прекращает исчисление, удержание и перечисление дополнительных взносов без соответствующего заявления застрахованного лица со дня прекращения указанных правоотношений <11>. Согласно ст. 7 Закона N 56-ФЗ дополнительные взносы ежемесячно исчисляются работодателем отдельно в отношении каждого застрахованного лица. Работодатель, получивший заявление об уплате дополнительных взносов либо об изменении размера уплачиваемого взноса, осуществляет исчисление, удержание и перечисление дополнительных взносов начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем получения работодателем соответствующего заявления. Прекращение либо возобновление уплаты дополнительных взносов также осуществляется с 1-го числа месяца, следующего за месяцем подачи соответствующего заявления. -------------------------------- <10> То же. <11> Данная норма вступает в силу с 1 января 2009 г.
В финансировании формирования накопительной части трудовой пенсии своих работников - застрахованных лиц, уплачивающих дополнительные взносы, могут участвовать и работодатели. Нормы ст. 8 Закона N 56-ФЗ предоставляют им право принять решение об уплате в пользу соответствующих застрахованных лиц взносы работодателя, которые также включаются в состав пенсионных накоплений застрахованных лиц <12>. Решение об уплате взносов работодателя оформляется отдельным приказом или путем включения соответствующих положений в коллективный либо трудовой договор. В случае прекращения трудовых правоотношений и (или) правоотношений по соответствующим гражданско-правовым договорам с застрахованным лицом уплата взносов работодателя в пользу данного застрахованного лица прекращается со дня прекращения указанных правоотношений <13>. Размер взносов работодателя рассчитывается (определяется) работодателем ежемесячно в отношении каждого застрахованного лица, в пользу которого уплачиваются эти взносы <14>. -------------------------------- <12> То же. <13> То же. <14> То же.
Согласно ст. 9 Закона N 56-ФЗ <15> дополнительные взносы и взносы работодателя перечисляются работодателем в бюджет ПФР в порядке и сроки, которые установлены Законом N 167-ФЗ в отношении уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (ст. 24). При этом дополнительные взносы и взносы работодателя зачисляются на отдельные банковские счета ПФР, открываемые для зачисления страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии в соответствии с Законом N 111-ФЗ. Перечисление дополнительных взносов и взносов работодателя осуществляется работодателем единым платежом и оформляется отдельным платежным поручением. Одновременно с перечислением дополнительных взносов работодатель формирует реестр застрахованных лиц. -------------------------------- <15> Данная статья вступает в силу с 1 января 2009 г.
В указанном реестре должны содержаться следующие сведения: общая сумма перечисляемых средств (сведения заверяются кредитной организацией, через которую осуществляется перечисление взносов); номер платежного поручения и дата его исполнения; страховой номер индивидуального лицевого счета каждого застрахованного лица; фамилия, имя, отчество каждого застрахованного лица; сумма перечисляемых взносов каждого застрахованного лица; сумма взносов работодателя, уплачиваемых в пользу каждого застрахованного лица (в случае их уплаты). Реестры застрахованных лиц представляются работодателем в территориальный орган ПФР не позднее 20 дней со дня окончания квартала, в течение которого перечислялись дополнительные взносы и уплачивались взносы работодателя (в случае их уплаты). Форма реестра застрахованных лиц и порядок его представления утверждаются ПФР. Работодатели, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек, а также вновь созданные (в том числе путем реорганизации) организации, численность работников которых превышает указанное количество, представляют реестры застрахованных лиц в территориальный орган ПФР в электронной форме в соответствии с Федеральным законом "Об электронной цифровой подписи". Формат представления реестра в электронной форме утверждается ПФР. Работодатель одновременно с представлением в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации расчетного листка представляет застрахованным лицам информацию об исчисленных, удержанных и о перечисленных дополнительных взносах и о взносах работодателя. Дополнительные взносы и взносы работодателя подлежат инвестированию. В ст. 10 Закона N 56-ФЗ <16> установлено, что суммы этих взносов, поступающие в ПФР, до их отражения в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица подлежат инвестированию в порядке, установленном Законом N 111-ФЗ. Дополнительные взносы, взносы работодателя, а также доход от их инвестирования отражаются ПФР в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица и передаются управляющим компаниям и НПФ по основаниям и в порядке, которые установлены Законом N 111-ФЗ и Законом N 75-ФЗ. Указанные средства подлежат отражению в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица и передаче управляющим компаниям и НПФ не позднее трех месяцев со дня получения территориальным органом ПФР реестров застрахованных лиц за истекший квартал либо, в случае самостоятельной уплаты застрахованным лицом дополнительных взносов, копий платежных документов за истекший квартал. Статья 11 Закона N 56-ФЗ наделяет застрахованных лиц правом выбора инвестиционного портфеля (управляющей компании) либо перевода средств пенсионных накоплений в НПФ в порядке, определенном Законом N 111-ФЗ и Законом о негосударственных пенсионных фондах. -------------------------------- <16> Данная норма вступает в силу с 1 января 2009 г.
В целях стимулирования формирования пенсионных накоплений и повышения уровня пенсионного обеспечения граждан в ст. 12 Закона N 56-ФЗ определяются меры государственной поддержки формирования пенсионных накоплений. Такого рода поддержку получают застрахованные лица, вступившие в правоотношения по уплате дополнительных взносов с 1 октября 2008 г. до 1 октября 2013 г. При этом срок государственной поддержки ограничивается 10 годами начиная с года, следующего за годом уплаты застрахованными лицами дополнительных взносов <17>. Государственная поддержка формирования пенсионных накоплений предоставляется в текущем календарном году застрахованным лицам, уплатившим в предыдущем календарном году дополнительные взносы в сумме не менее 2 тыс. руб. <18>. -------------------------------- <17> То же. <18> То же.
Порядок определения размера государственного взноса на софинансирование формирования пенсионных накоплений определяет ст. 13 Закона N 56-ФЗ <19>. Размер этого взноса для застрахованных лиц, не достигших пенсионного возраста (мужчины - 60 лет, женщины - 55 лет), определяется исходя из суммы дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, уплаченной застрахованным лицом за истекший календарный год. Однако он не может составлять более 12 тыс. руб. в год. Размер взноса на софинансирование формирования пенсионных накоплений для застрахованных лиц, достигших пенсионного возраста и не обратившихся за установлением ни одной из частей трудовой пенсии, определяется исходя из увеличенной в 4 раза суммы взносов, уплаченной застрахованным лицом за истекший календарный год. Размер взноса не может составлять более 48 тыс. руб. в год. Размер взноса на софинансирование формирования пенсионных накоплений рассчитывается ПФР в отношении каждого застрахованного лица на основании данных индивидуального персонифицированного учета в системе обязательного пенсионного страхования. Взносы на софинансирование формирования пенсионных накоплений включаются в состав пенсионных накоплений застрахованных лиц. -------------------------------- <19> То же.
Перевод и учет взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений осуществляются в порядке, определенном ст. 14 Закона N 56-ФЗ <20>. ПФР до 20 апреля года, следующего за годом уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, направляет заявку о переводе из федерального бюджета необходимой суммы средств для софинансирования формирования пенсионных накоплений. Форма и правила составления указанной заявки утверждаются Правительством РФ. Средства на софинансирование формирования пенсионных накоплений переводятся в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации из федерального бюджета в бюджет ПФР в порядке, установленном Правительством РФ, в срок, который не может превышать 10 дней со дня получения заявки. Средства на софинансирование формирования пенсионных накоплений, поступившие из федерального бюджета, отражаются в бюджете ПФР на соответствующий финансовый год и плановый период в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации. При этом в бюджете ПФР предусматривается передача указанных средств управляющим компаниям и НПФ. При исполнении бюджета ПФР на соответствующий финансовый год учет операций, связанных со средствами федерального бюджета, направленными на софинансирование формирования пенсионных накоплений, ведется ПФР на соответствующих счетах бюджетного учета в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. -------------------------------- <20> Данная статья вступает в силу с 1 января 2009 г.
Как дополнительные взносы и взносы работодателя, средства федерального бюджета, направленные на софинансирование формирования пенсионных накоплений и поступившие в бюджет ПФР, подлежат инвестированию. Согласно ст. 15 Закона N 56-ФЗ <21> эти средства передаются управляющим компаниям и НПФ не позднее 15 мая года получения средств для софинансирования формирования пенсионных накоплений. -------------------------------- <21> Данная норма вступает в силу с 1 января 2009 г.
Согласно ст. 16 Закона N 56-ФЗ <22> выплаты за счет средств пенсионных накоплений правопреемникам умерших застрахованных лиц, вступивших в правоотношения, регулируемые Законом N 56-ФЗ, осуществляются в порядке, установленном для выплат за счет средств пенсионных накоплений Законом N 173-ФЗ и Законом N 111-ФЗ. -------------------------------- <22> То же.
Таким образом, с 1 октября 2008 г. любой гражданин, изъявивший желание увеличить свою пенсию в будущем, сможет самостоятельно или через своего работодателя перечислять дополнительные платежи на накопительную часть пенсии. Размер этих платежей должен быть не менее 2 тыс. руб. в год. При этом государство обязуется направлять в пользу гражданина, выплачивающего взносы, средства из федеральной казны и таким образом участвовать в формировании пенсионных накоплений. Размер выплат со стороны государства будет напрямую зависеть от суммы взносов застрахованного лица и составлять такую же сумму, т. е. на каждую добровольно перечисленную тысячу рублей гражданина государство добавит свою тысячу рублей. Однако средства, перечисленные государством, не могут составлять более 12 тыс. руб. в год на одного человека. Но в случае с работающими пенсионерами лимит увеличивается в 4 раза и составляет не более 48 тыс. руб. в год на человека. Пример. Застрахованное лицо заключило договор с НПФ. В течение 10 лет ежемесячно дополнительно перечисляет в ПФР по 1000 руб. (всего 120 тыс. руб. за 10 лет). Государство добавит за это время на именной пенсионный счет застрахованного лица еще 120 тыс. руб. Если доход от инвестирования средств будет 15% годовых, то к 2019 г. сумма на пенсионном счете составит 560 тыс. руб. Таким образом, внеся 120 тыс. руб., застрахованное лицо получает 560 тыс. руб.
------------------------------------------------------------------
Название документа