Правовое обеспечение оценки безопасной деятельности авиационных компаний в условиях рынка

(Елисеев Б. П., Свиркин В. А.)

("Транспортное право", 2008, N 4)

Текст документа

ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОЦЕНКИ БЕЗОПАСНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

АВИАЦИОННЫХ КОМПАНИЙ В УСЛОВИЯХ РЫНКА

Б. П. ЕЛИСЕЕВ, В. А. СВИРКИН

Елисеев Б. П., доктор юридических наук, профессор, ректор Московского государственного технического университета гражданской авиации (МГТУ ГА).

Свиркин В. А., кандидат технических наук, профессор МГТУ ГА, эксперт ИКАО.

Стремительное развитие международных перевозок тесно связано с ростом числа авиакомпаний, технологическим совершенствованием авиатранспорта. В эксплуатацию вводятся новые модели воздушных судов, спецтехники и различных механизмов, которые обслуживают летный парк.

Несмотря на различные специфические качества, связанные с объектами регулирования, с географическими, национальными, культурными особенностями стран, в основу программ по обеспечению безопасности полетов различных государств положено признание, что единственным Стандартом международного уровня, на основе которого должна проводиться оценка деятельности авиационных компаний, могут быть только Стандарты ИКАО, описанные в приложениях 1 - 18.

Именно поэтому все программы аудита (проверок) безопасности деятельности авиапредприятий, объектов инфраструктуры гражданской авиации (SAFA, LOSA, IOSA и т. д.) должны быть целиком сопряжены с приложениями Чикагской конвенции.

Примером такого подхода является объединение ИАТА всех существующих программ аудита (проверки) безопасности эксплуатационной деятельности авиапредприятий путем создания признанной на международном уровне системы параметров оценки безопасности авиаперевозок (IOSA). Разные страны к решению этого вопроса подходили по-своему, создавая различные системы сертификации, аудита, проверок, лицензирования и т. д. Сегодня в каждой стране, в том числе в Российской Федерации, имеется своя система обеспечения безопасности деятельности авиационных предприятий. IOSA - это программа, составленная из определенных чек-листов, подходов и технологий, которые были обработаны и отобраны из аудиторских программ безопасности множества стран. Был учтен опыт ведущих авиакомпаний США, Европы, России и других стран. После широкого представления программы мировой общественности и получения положительных отзывов ИАТА рекомендовала эту программу в качестве обязательной для всех членов Ассоциации. Были установлены сроки, в которые авиакомпании - члены ИАТА должны были пройти сертификацию, чтобы подтвердить свое членство в Ассоциации.

Стандарт IOSA четко структурирован по видам авиационной деятельности: организация и система управления, производство полетов, организационное обеспечение полетов, техническое обслуживание, кабинный экипаж, наземное обслуживание, грузовые операции и авиационная безопасность.

Стандарт IOSA во многом базируется на общем семействе стандартов системы менеджмента качества ISO 9000:2000.

Стандарты IOSA существенно отличаются от принятой в России системы оценивания уровня безопасности эксплуатанта. Российская система не столь детализирована и формализована, в ней нет четко прописанных обязательных требований по всем направлениям деятельности авиакомпаний на всех уровнях, вплоть до конкретного исполнителя. По сравнению с другими странами в России разработано и принято крайне мало федеральных авиационных правил; нормативная база существует в виде разрозненных документов, которые неоднозначны, а иногда и конфликтуют друг с другом.

Примером того, насколько подробно составлена проверка, служит очень обширный Стандарт медицинских показаний, по которым пилоты могут быть отстранены от полетов. Некоторые пункты содержат по десять подпунктов, и если вы не соответствуете хотя бы одному из них, вы не соответствуете всему Стандарту IOSA.

Очень важным с точки зрения управления безопасностью полетов является то, что практически во всех областях проверки IOSA отражены вопросы, связанные с управлениями рисками.

Огромное внимание уделяется построению системы, которая заранее уменьшает риски от влияния человеческого фактора. На сегодня проверочные листы IOSA насчитывают в общей сложности 755 требований и рекомендаций. Все без исключения требования должны быть реализованы в компании.

Для российских авиакомпаний основные трудности при прохождении аудита IOSA обусловлены отличиями российской системы государственного регулирования гражданской авиации от международной и эксплуатацией парка воздушных судов российского производства. У воздушных судов иностранного производства система организации эксплуатации и поддержания летной годности всем понятна и адаптирована под требования стандартов IOSA, но для российских судов существует много своих особенностей. Эти типы воздушных судов проектировались достаточно давно, поэтому они требуют дооборудования под современные требования. Возникают как технические сложности, поскольку не всегда в кабине пилотов можно найти подходящее место для установки необходимых систем, так и экономические, потому что до конца отработки ресурса этих машин современное дорогостоящее оборудование может не окупиться.

Международная ассоциация воздушного транспорта аккредитовала семь независимых не входящих в структуру ИАТА аудиторских организаций, находящихся в разных регионах мира, которым делегированы полномочия по осуществлению проверок по системе IOSA.

Для получения сертификата IOSA авиакомпания должна подписать трехстороннее соглашение с ИАТА и аккредитованным аудитором. Компания-аудитор сначала должна провести предварительный аудит, на основании которого должен быть сформирован план корректирующих действий. В случае если авиакомпания реализует позиции этого плана, компания-аудитор проводит окончательный аудит и выдает сертификат, который будет действителен на протяжении двух лет.

Предусмотрена процедура отзыва полученного сертификата IOSA. Так, если в течение двухлетнего периода в результате проведения внеплановой проверки будет установлено, что уровень безопасности эксплуатационной деятельности авиапредприятия снижается, может быть инициирована процедура отзыва сертификата.

Сертификат IOSA, полученный в результате проведенного международно признанного процесса аудита, выводит компанию на качественно новый уровень в отношениях с партнерами, дает большие гарантии в части инвестирования и значительно расширяет географию полетов.

Статистика однозначно показывает, что большинство авиационных происшествий происходит вследствие неадекватных действий человека, что означает, что любые улучшения в этой области могут в значительной степени способствовать повышению уровня безопасности полетов.

ИКАО неоднократно на разных уровнях обращалась к этой проблеме. Так, на Ассамблее ИКАО 1986 г. была принята Резолюция А26-9, которая в значительной степени связала безопасность полета и человеческий фактор. Эта Резолюция определила в дальнейшем стратегию решения вопросов безопасности в этом направлении. Так, Аэронавигационная комиссия в контексте этой Резолюции сформулировала четкую цель - "способствовать повышению безопасности авиации, и с этой целью более широко информировать государства о роли человеческого фактора для осознания ими важности его учета при производстве полетов воздушных судов гражданской авиации...".

На уровне ИКАО были предприняты конкретные практические шаги, в том числе были разработаны практические пособия, руководства по различным аспектам человеческого фактора и их влиянию на безопасность полетов. К таким актам в первую очередь можно отнести Doc. 9803 AN/761 "Проведение проверок безопасности полетов при производстве полетов авиакомпаниями (программа LOSA)".

Это руководство представляет собой новейшую информацию по контролированию ошибок, связанных с человеческим фактором, и по разработке мер противодействия им в условиях эксплуатации воздушных судов. Этот акт постоянно обновляется путем внесения изменений и добавлений. В настоящее время в Руководстве сформулирован алгоритм и описана программа контролирования ошибок человека при эксплуатации авиационной техники, которая в мировой практике имеет название "Проведение проверок безопасности полетов при производстве полетов авиакомпаниями (программа LOSA)". Хотя первоначально программа использовалась только для летного состава, в ней нет никаких методологических ограничений для ее распространения на все виды обеспечения полетов включая службу УВД.

Руководство построено следующим образом.

Глава I посвящена изложению современного взгляда на проблемы безопасности полетов и ошибок человека по их контролированию в процессе эксплуатации авиатехники. Здесь представлены сведения о ситуации в этой области, предназначенные для понимания необходимости принятия программы LOSA.

Обсуждение методологии программы LOSA проводится во второй главе, где также предлагается возможный вариант ее реализации в рамках авиакомпаний. В этой же главе описывается модель процесса контролирования ошибок экипажем и представлена действенная и удобная для применения на практике классификация используемых в программе ошибок.

В главе III обсуждается процесс изменения состояния безопасности полетов, который должен стать следствием реализации программы LOSA.

В главе IV излагается вариант начального этапа реализации программы LOSA на примере одной из авиакомпаний.

В приложении A приводятся примеры различных форм бланков для использования в программе LOSA.

В приложении B приведен пример письменного уведомления, направляемого руководству авиакомпании экипажем.

В приложении C дан перечень рекомендуемой литературы и справочных материалов.

Одним из основных достоинств программы LOSA является то, что в основе ее реализации применяется современная концепция обеспечения безопасности полетов.

Указанный подход позволяет заключить, что оценить влияние человеческого фактора на удачи и неудачи в авиации можно гораздо лучше путем мониторинга действий оператора в нормальных условиях, чем путем расследования авиационных происшествий и инцидентов.

Программа проверок безопасности полетов при производстве полетов авиакомпаниями (LOSA) является средством постоянного мониторинга действий членов экипажа в нормальных условиях.

Одним из требований безопасного развития гражданской авиации является требование, чтобы вся деятельность гражданской авиации осуществлялась в соответствии с минимальными эксплуатационными стандартами, процедурами и практикой, получившими международное признание. В 1996 г. Европейская конференция по гражданской авиации (ЕКГА) приступила к реализации программы "Оценка безопасности иностранных воздушных судов (SAFA)", основанной на изложенных выше требованиях.

В рамках выполнения указанной программы все воздушные суда иностранных авиакомпаний, выполняющие полеты в страны Европы, подлежат инспекторской проверке (перронному контролю) на предмет соответствия требованиям обеспечения безопасности полетов, содержащихся в международных стандартах и рекомендуемой практике ИКАО.

Одной из причин появления указанной программы явилось то, что в 90-е годы часто наблюдались случаи, когда в европейские страны выполнялись полеты на гражданских воздушных судах, оборудование и оснащение которых не отвечало современным требованиям в части, касающейся обеспечения безопасности полетов.

Одним из основных принципов инспекторских проверок является принцип возможности проверки любого воздушного судна на перроне по установленной схеме и в соответствии с установленными процедурами, которые являются едиными для государств - членов ЕКГА. Проверке подлежат главным образом: документы членов экипажа, наличие и состояние обязательного оборудования кабины, фактическое состояние воздушного судна, коммерческая загрузка, судовая и полетная документация.

Учитывая огромный объем предстоящей работы, инспекторская проверка может быть проведена или по случайному выбору, или в соответствии с определенными направлениями.

Инспекторские проверки проводит специально обученный инспекторский персонал, имеющий соответствующую подготовку и сертификаты, на основе карт инспекторской проверки воздушного судна на перроне. Результаты проверки и обнаруженного при ее проведении несоответствия международным стандартам должны быть отражены в отчете об инспекторской проверке воздушного судна.

В зависимости от обнаруженных несоответствий и их влияния на безопасность полета может быть принято решение о возможности дальнейшей эксплуатации воздушного судна.

Следует признать, что в настоящее время наиболее предпочтительной для России является Система параметров оценки безопасности перевозок, представленная в программе IOSA, которую можно принять в качестве основы национальной системы сертификации деятельности российских авиакомпаний.

Название документа