"Гибрид" путевого листа

(Мошкович М., Терешко Ю., Дарымова Ю.)

("ЭЖ-Юрист", 2008, N 41)

Текст документа

"ГИБРИД" ПУТЕВОГО ЛИСТА

М. МОШКОВИЧ, Ю. ТЕРЕШКО, Ю. ДАРЫМОВА

Мария Мошкович, газета "ЭЖ-Юрист".

Юлия Терешко, газета "ЭЖ-Юрист".

Юлия Дарымова, газета "ЭЖ-Юрист".

Приказом Минтранса России от 18.09.2008 N 152 были утверждены обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов для организаций и индивидуальных предпринимателей. Однако унифицированная форма путевого листа уже существует. Какой же документ применять?

Путевой лист - документ, необходимый для следующих целей:

- налогово-бухгалтерских (подтверждение расходов организаций и предпринимателей по эксплуатации автомобилей, учет труда водителей);

- гражданско-правовых (для осуществления расчетов сторон за перевозки);

- административно-правовых (для обеспечения безопасности дорожного движения).

В целях налогового и бухгалтерского учета организации используют унифицированные формы путевых листов, утвержденные Постановлением Госкомстата России от 28.11.97 N 78.

Как сказано в п. 2 данного Постановления, унифицированные формы должны использовать юридические лица всех видов собственности, осуществляющие деятельность по эксплуатации строительных машин, механизмов, автотранспортных средств и являющиеся отправителями и получателями грузов, перевозимых автомобильным транспортом.

Однако, по мнению Минфина России, такие формы являются обязательными только для автотранспортных организаций (см. письмо от 07.04.2006 N 03-03-04/1/327). Остальные же, использующие автотранспорт, например, для служебных поездок, могут разрабатывать свои образцы путевых листов с условием, что в них будут отражены обязательные реквизиты первичного учетного документа, предусмотренные п. 2 ст. 9 Федерального закона от 21.11.96 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".

Для иных же целей самостоятельной формы путевого листа не существовало.

А для предпринимателей, наоборот, существовали только формы путевых листов, разработанные Минтрансом в административно-правовых целях (Приказ Минтранса России от 30.06.2000 N 68). При этом налоговики разрешали применять эти формы и для подтверждения расходов, даже настаивали на этом (см. письмо ФНС России от 06.11.2007 N 04-2-03/003249).

В прошлом году был принят Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, определивший общие условия перевозок пассажиров, багажа и грузов, согласно которому Минтранс должен был утвердить обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов (что и было сделано комментируемым Приказом). Минтранс также отменил вышеупомянутый Приказ N 68.

Что же произошло в результате?

У предпринимателей остался только один нормативный акт по данному вопросу - следовательно, они, руководствуясь новым Приказом Минтранса, вправе самостоятельно разработать форму путевого листа и применять его для всех целей. С организациями же ситуация сложнее.

Путевой лист Госкомстата является унифицированной формой первичной учетной документации, и применять ее для подтверждения своих автомобильных затрат организации обязаны (по крайней мере автотранспортные, как считает Минфин). Но и путевой лист, разработанный в соответствии с Приказом Минтранса N 152, они также должны иметь. Что же делать - заполнять два? Это, пожалуй, чересчур...

На наш взгляд, оптимальным вариантом будет создание "гибрида" - т. е. внесение в форму Госкомстата дополнительных реквизитов, перечисленных в Приказе Минтранса (это разрешено Постановлением Госкомстата от 24.03.99 N 20). Так, например, любой путевой лист теперь должен содержать сведения о сроке его действия, об организационно-правовой форме юридического лица, о типе и модели транспортного средства (а также прицепа), о пред - и послерейсовом медосмотре водителя и др.

Приказ Минтранса также разрешает размещение на путевом листе дополнительных реквизитов. Правда, это касается только реквизитов, учитывающих особенности осуществления деятельности, связанной с перевозкой грузов, пассажиров и багажа. Но в рассматриваемой ситуации данный пункт, видимо, можно трактовать и шире.

Что же касается организаций, не являющихся автотранспортными, то они свой "гибрид" могут создавать из обязательных реквизитов Минтранса и Закона о бухучете.

Некоторые проблемы могут возникнуть и при заполнении путевых листов. Так, Приказ Минтранса разрешает оформлять любые путевые листы на срок до одного месяца и сразу на нескольких водителей, тогда как формы Госкомстата допускают оформление путевого листа сроком больше чем на день только в случае командировки, а указание нескольких водителей допускается лишь при заполнении путевого листа автобуса.

Представляется, что во избежание недоразумений с налоговиками автотранспортным организациям лучше пока придерживаться указаний по заполнению формы, утвержденной Госкомстатом. Правомерность учета расходов - это серьезно...

------------------------------------------------------------------

Название документа