Автономные учреждения: создание, реорганизация и ликвидация

(Григорьева Н. С.) ("Гражданское право", 2008, N 4) Текст документа

АВТОНОМНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ: СОЗДАНИЕ, РЕОРГАНИЗАЦИЯ И ЛИКВИДАЦИЯ

Н. С. ГРИГОРЬЕВА

Григорьева Н. С., соискатель кафедры гражданского права и процесса юридического факультета Коломенского государственного педагогического института.

Автором рассматривается конструкция новой для российской системы юридических лиц организационно-правовой формы - автономного учреждения. В статье определяются особенности создания автономного учреждения путем его учреждения или путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения, а также практические аспекты реорганизации и ликвидации автономных учреждений.

The author of the article reviews autonomous institution - a new legal and organizational form in the Russian system of legal entity structures. The article covers the peculiarities of the autonomous institution's creation through institution or reorganization of an existing governmental or municipal institution, as well as the practical aspect of the reorganization and liquidation of the autonomous institutions <*>. -------------------------------- <*> Grigoreva N. S. Autonomous in stitutions: creation, reorganization, liquidation.

Автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 3 ноября 2006 г. N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (в ред. Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 215-ФЗ) (далее - Закон)). Автономное учреждение является юридическим лицом и от своего имени может приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, открывать счета в кредитных организациях. Автономное учреждение может иметь только одного учредителя. Учредителем автономного учреждения является: 1) Российская Федерация в отношении автономного учреждения, которое создано на базе имущества, находящегося в федеральной собственности; 2) субъект Российской Федерации в отношении автономного учреждения, которое создано на базе имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации; 3) муниципальное образование в отношении автономного учреждения, которое создано на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности. В случае если иное не установлено федеральными законами или нормативным правовым актом Президента Российской Федерации, функции и полномочия учредителя автономного учреждения, предусмотренные настоящим Федеральным законом, осуществляются: 1) федеральным органом исполнительной власти в отношении автономного учреждения, созданного на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации; 2) исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении автономного учреждения, созданного на базе имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации, в порядке, определяемом высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации; 3) органом местного самоуправления в отношении автономного учреждения, созданного на базе имущества, находящегося в собственности муниципального образования, в порядке, определяемом местной администрацией (ст. 6 Закона). Учредительным документом автономного учреждения является устав, утверждаемый его учредителем, который должен содержать следующие сведения: 1) наименование автономного учреждения, включающее в себя слова "автономное учреждение" и содержащее указание на характер его деятельности, а также на собственника его имущества; 2) место нахождения автономного учреждения; 3) сведения об органе, осуществляющем функции и полномочия учредителя автономного учреждения; 4) предмет и цели деятельности автономного учреждения; 5) исчерпывающий перечень видов деятельности, которые автономное учреждение вправе осуществлять в соответствии с целями, для достижения которых оно создано; 6) сведения о филиалах, представительствах автономного учреждения; 7) структура, компетенция органов автономного учреждения, порядок их формирования, сроки полномочий и порядок деятельности таких органов; 8) иные предусмотренные федеральными законами сведения. Автономное учреждение может быть создано путем его учреждения или путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения (п. 1 ст. 5 Закона). Решение о создании автономного учреждения на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, принимается Правительством Российской Федерации на основании предложений федеральных органов исполнительной власти, если иное не предусмотрено нормативным правовым актом Президента Российской Федерации. Решение о создании автономного учреждения на базе имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации или в муниципальной собственности, принимается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или местной администрацией муниципального образования. Следует отметить, что решение о создании автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения принимается по инициативе либо с согласия государственного или муниципального учреждения, если такое решение не повлечет за собой нарушение конституционных прав граждан, в том числе права на получение бесплатного образования, права на участие в культурной жизни. Правительством Российской Федерации могут быть установлены дополнительные условия для принятия решения о создании федерального автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного учреждения. Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или местной администрацией муниципального образования могут определяться перечни государственных или муниципальных учреждений, тип которых не подлежит изменению. Предложение о создании автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения, представленное в предусмотренной Правительством Российской Федерации форме, должно содержать: 1) обоснование создания автономного учреждения, в том числе с учетом возможных социально-экономических последствий его создания, доступности такого учреждения для населения и качества выполняемых им работ, оказываемых им услуг; 2) сведения об одобрении изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения высшим коллегиальным органом этого учреждения при наличии такого органа; 3) сведения об имуществе, находящемся в оперативном управлении соответствующего государственного или муниципального учреждения; 4) сведения об ином имуществе, подлежащем передаче в оперативное управление создаваемого автономного учреждения; 5) иные сведения. Порядок подготовки предложений о создании автономных учреждений путем изменения типа существующих государственных или муниципальных учреждений определяется Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или местной администрацией муниципального образования. Решение о создании автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения должно содержать: 1) сведения об органе, наделяемом полномочиями учредителя создаваемого автономного учреждения и ответственном за проведение мероприятий по созданию автономного учреждения; 2) сведения об имуществе, закрепляемом за автономным учреждением, в том числе перечень объектов недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества; 3) перечень мероприятий по созданию автономного учреждения с указанием сроков их проведения. В соответствии с ч. 8 ст. 5 Федерального закона "Об автономных учреждениях" Правительство Российской Федерации Постановлением от 24 декабря 2007 г. N 924 утвердило Правила подготовки предложений о создании федеральных автономных учреждений путем изменения типа существующих федеральных государственных учреждений (далее - Правила), которые прямо касаются изменения типа существующих федеральных государственных учреждений, но применяются и для изменения типа существующих государственных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Согласно Правилам предложение об изменении типа учреждения и проект решения об этом подготавливаются органом исполнительной власти публичного собственника имущества учреждения, в ведении которого оно находится. Инициатива изменения типа может исходить как от самого учреждения, так и от органа исполнительной власти, в ведении которого находится учреждение, но в последнем случае требуется согласие самого учреждения. Следует отметить, что независимо от того, от кого исходит инициатива, изменение типа требует согласования с органом исполнительной власти, на который возложено управление публичным имуществом. В случае принятия публичным учреждением решения о целесообразности создания автономного учреждения путем изменения типа существующего учреждения оно представляет в соответствующий орган исполнительной власти предложение, содержащее обоснование необходимости создания автономного учреждения, с приложением копии решения об одобрении изменения типа существующего публичного учреждения высшим коллегиальным органом этого учреждения (при наличии такого органа) или руководителем такого учреждения (при отсутствии коллегиального органа). Орган же исполнительной власти в месячный срок со дня поступления предложения информирует публичное учреждение о принятом решении. Если решение о целесообразности создания автономного учреждения путем изменения типа принимает орган исполнительной власти, в ведении которого находится публичное учреждение (при отсутствии инициативы со стороны этого учреждения), указанный орган направляет такому учреждению соответствующее предложение. Публичное учреждение информирует в срок, не превышающий двух месяцев со дня поступления предложения, орган исполнительной власти о принятом высшим коллегиальным органом этого учреждения (при наличии такого органа) или руководителем такого учреждения (при отсутствии коллегиального органа) решении. В случае принятия органом исполнительной власти решения о целесообразности создания автономного учреждения путем изменения типа находящегося в его ведении публичного учреждения по инициативе этого учреждения или с его согласия данный орган исполнительной власти в течение двух месяцев после принятия такого решения или получения решения публичного учреждения о его согласии подготавливает предложение по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 2007 г. N 325, и проект решения Правительства Российской Федерации. Предложение и проект решения направляются органом исполнительной власти на согласование в орган исполнительной власти, на который возложено управление публичным имуществом, и рассматриваются им в срок не более двух недель со дня поступления. Согласованные органом исполнительной власти, на который возложено управление публичным имуществом, предложение и проект решения направляются на рассмотрение в орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере, в целях дальнейшего внесения в высший орган исполнительной власти соответствующего публично-правового образования и рассматриваются им в срок не более двух недель со дня поступления. В случае если подготовивший предложение и проект решения орган исполнительной власти осуществляет функции по выработке политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере, он вносит указанные документы в высший орган исполнительной власти самостоятельно. Рассмотрение органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере, представленных предложений и проектов решений, определение оснований для отказа во внесении их в высший орган исполнительной власти, возвращение документов на доработку, урегулирование разногласий осуществляются в порядке, утверждаемом указанным органом. Например, основанием для возвращения документов на доработку могут являться в том числе нарушения при заполнении формы предложения, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 2007 г. N 325, а также представление не в полном объеме документов, предусмотренных указанной формой. Порядок рассмотрения предложения и проекта решения высшего органа исполнительной власти включает оценку показателей текущей деятельности публичного учреждения и будущей деятельности автономного учреждения (с учетом показателей укомплектованности штата публичного учреждения специалистами соответствующей квалификации), а также достаточности имущества, которое планируется закрепить за автономным учреждением. В случае выявления органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере, оснований для отказа во внесении в высший орган исполнительной власти представленных предложения и проекта решения или возвращения документов на доработку документы направляются в орган исполнительной власти, подготовивший предложение и проект решения высшего органа исполнительной власти, с мотивированным отказом или замечаниями по заполнению формы. Доработанные документы после устранения замечаний подлежат повторному внесению в орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере, и рассматриваются в установленный Правилами срок. Имущество (в том числе денежные средства), закрепляемое за автономным учреждением при его создании, должно быть достаточным для обеспечения возможности осуществлять им предусмотренную его уставом деятельность и нести ответственность по обязательствам, возникшим у государственного или муниципального учреждения до изменения его типа (п. 10 ст. 5 Закона). Следует особо отметить, что при создании автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения не допускается изъятие или уменьшение имущества (в том числе денежных средств), закрепленного за государственным или муниципальным учреждением. Более того, созданное путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения автономное учреждение вправе осуществлять предусмотренные его уставом виды деятельности на основании лицензии, а также свидетельства о государственной аккредитации, иных разрешительных документов, выданных соответствующему государственному или муниципальному учреждению, до окончания срока действия таких документов. При этом не требуется переоформления документов, подтверждающих наличие лицензий, в соответствии со ст. 11 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и переоформления иных разрешительных документов. Последнее объясняется в том числе тем, что создание автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения не является его реорганизацией. При изменении типа существующего государственного или муниципального учреждения в его устав вносятся соответствующие изменения (п. 14 ст. 5 Закона). Автономное учреждение может быть реорганизовано в случаях и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом и иными федеральными законами, причем реорганизация возможна в следующих формах: 1) слияние двух или нескольких автономных учреждений, если они созданы на базе имущества одного и того же собственника; 2) присоединение к автономному учреждению одного учреждения или нескольких учреждений соответствующей формы собственности; 3) разделение автономного учреждения на два учреждения или несколько учреждений соответствующей формы собственности; 4) выделение из автономного учреждения одного учреждения или нескольких учреждений соответствующей формы собственности. Автономное учреждение может быть реорганизовано, если это не повлечет за собой нарушение конституционных прав граждан в социально-культурной сфере, в том числе прав граждан на получение бесплатной медицинской помощи и бесплатного образования или права на участие в культурной жизни. Как было указано выше, автономные учреждения могут создаваться путем изменения типа бюджетного учреждения, но и бюджетное учреждение может быть создано по решению учредителя автономного учреждения путем изменения его типа в порядке, устанавливаемом: 1) Правительством Российской Федерации в отношении автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в федеральной собственности; 2) органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации; 3) органом местного самоуправления в отношении автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности (ст. 18 Закона). Ликвидация же автономного учреждения возможна по общим основаниям и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации. Имущество автономного учреждения, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, а также имущество, на которое в соответствии с федеральными законами не может быть обращено взыскание по обязательствам автономного учреждения, передается ликвидационной комиссией учредителю автономного учреждения.

------------------------------------------------------------------

Название документа