Государственно-правовое регулирование положения старообрядцев Забайкалья после провозглашения указа о свободе вероисповедания

(Васильева С. В.) ("История государства и права", 2008, N 23) Текст документа

ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛОЖЕНИЯ СТАРООБРЯДЦЕВ ЗАБАЙКАЛЬЯ ПОСЛЕ ПРОВОЗГЛАШЕНИЯ УКАЗА О СВОБОДЕ ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ

С. В. ВАСИЛЬЕВА

Васильева С. В., кандидат исторических наук, доцент кафедры истории Отечества Бурятского государственного университета.

В статье изучается, какие права старообрядцы получили после издания указов и насколько реальна была возможность их использования. Предполагается исследование гражданского права в двух его проявлениях: во-первых, в виде сформулированных законов, а во-вторых, в виде результатов практического их применения. Проблема определения того, как "работали" та или иная норма и законодательство в целом, может быть решена методом сравнения права, зафиксированного в законах, с реалиями, отраженными в документах.

1905 - 1917 гг. зачастую образно называют "серебряным веком" старообрядчества. В 1905 - 1906 гг. был предпринят ряд шагов для утверждения веротерпимости, в том числе и по отношению к старообрядцам. Источники отмечают, что Манифест 17 апреля 1905 г. и Указ о старообрядческих общинах 17 октября 1906 г. ликвидировали дискриминацию религиозных меньшинств. В предреволюционное десятилетие старообрядцы более свободно, нежели прежде, могли устраивать богослужения, строить часовни, молельные дома и церкви, создавать школы и печатать книги <1>. Практически все исследования, посвященные этому периоду истории старообрядчества, отмечали различные проявления свободы на занятие религиозной деятельностью и обеспечение средств для нее, в то время как почти без внимания остался другой аспект - нарушение провозглашенных свобод. Чтобы определить, какую роль сыграли изменения в законодательстве и эволюции права староверов на свободу вероисповедания, необходимо рассмотреть комплекс следующих документов. Изучение данного комплекса источников позволит выявить основные характеристики реализации религиозных прав старообрядцев после провозглашения в 1905 г. политики веротерпимости: -------------------------------- <1> Щапов Я. Н. Старообрядцы в Москве между двумя революциями (1905 - 1917 гг.). М., 1999; Поздеева И. В. Русское старообрядчество в Москве в начале XX века // Мир старообрядчества. Вып. 2. М., 1995.

1. Законодательные акты: а) Манифест 17 апреля 1905 г. о свободе вероисповедания. Он состоит из Именного указа о свободе вероисповедания и Высочайше утвержденного Положения Комитета Министров об укреплении начал веротерпимости; б) Указ о старообрядческих общинах 17 октября 1906 г. <2>. -------------------------------- <2> СЗ РИ. Кн. 1. Т. 2. СПб., 1912. С. 201 - 206.

2. Изучение юридических источников позволяет установить, какие права предоставлялись старообрядцам, какой была свобода вероисповедания по определению этих законов. 3. Делопроизводственная документация местных государственных органов. В основном это документы, хранящиеся в местных архивах: а) дела губернаторов и губернских правлений, связанные с прошением старообрядцев; б) дела окружных судов, возбужденные по факту нарушения законодательства; в) дела духовной консистории: рапорты священников о нарушении старообрядцами каких-либо законов; документы, разрешающие переход ("отчисление") из православия в старообрядчество. 4. Документы, раскрывающие отношение самих старообрядцев к полученным правам: их прошения в инстанции гражданской власти, материалы местных соборов, статьи в местной старообрядческой периодике. Правовое положение старообрядцев в середине второй половины XIX в. определялось несколькими законодательными актами. Согласно дополнениям, внесенным в Уложение о наказаниях в 1845 г., население страны было разделено по религиозному признаку на четыре неравные перед законом категории: 1) православные; 2) исповедующие другие христианские религии; 3) "отпадшие в ереси и раскол"; 4) приверженцы нехристианских религий. Указ от 19 апреля 1874 г. определял "правила ведения метрических книг раскольников" <3>, затем Указ от 3 мая 1883 г. предоставлял старообрядцам право более свободного, нежели прежде, исповедания своей веры. Так, например, с разрешения властей можно было строить молельные дома (но без крестов и куполов) и проводить богослужения (без устройства крестных ходов и общественных церемоний, чтобы таким образом в староверии не "совращались" православные). Подобная либерализация законодательства создала ситуацию, когда при "гарантированной терпимости" старообрядцы не имели даже тех прав, которые были у исповедующих "иностранные" или языческие религии: кроме запрета "публичного доказательства раскола", им не дозволялось устраивать свои типографии и печатать в них богослужебные книги, иметь особые иконы и священные изображения; вступление старообрядцев в иконописные цеха могло состояться только с разрешения министра внутренних дел, и наконец, у староверов не было даже права приема "лиц неправославных исповеданий", добровольно пожелавших присоединиться к их вере <4>. Дальнейшие изменения в законодательстве, касающиеся религиозных прав, произошли в 1905 - 1906 гг. Указом императора от 17 апреля 1905 г. было отменено употребление термина "раскольник". В церковной периодической печати, например в журнале "Миссионерское обозрение", этот термин после 1905 г. действительно перестал употребляться, однако сохранились все остальные однокоренные слова: один из журналов по-прежнему назывался "Расколоведение", белокриницкую иерархию именовали "австрийским расколом", встречались "клевета раскольничей брошюры" и "раскольничьи деятели" <5>. Положение об укреплении начал веротерпимости и последовавший через полтора года, 17 октября 1906 г., Указ о старообрядческих общинах провозглашали право свободного исповедания. Для того чтобы представить, как трактовалась данными двумя законами свобода вероисповедания, следует обратиться к основным формулировкам провозглашенных прав и данным источников об условии их осуществления. -------------------------------- <3> Там же. Кн. 3. Т. X. С. 34, 73, 108 - 111; Кн. 5. Т. XIV. С. 18, 103. <4> Рейснер М. А. Государство и верующая личность. СПб., 1909. С. 195. <5> Миссионерское обозрение 1907. С. III - IV.

Право свободного перехода в старообрядчество. К середине XIX в. правительство фактически пришло к признанию брака старообрядцев-поповцев. При составлении ревизских сказок в 1850 г. согласно императорскому указу жен и детей старообрядцев, приемлющих священство, признавали таковыми "на основании полицейских свидетельств или обывательских книг, не требуя в сем случае других доказательств о действительности брака" <6>. По отношению к беспоповцам проводилась другая политика - их дети признавались незаконнорожденными, а жены вносились в списки тех семейств, к которым они принадлежали по рождению <7>. В таком неопределенном положении семьи старообрядцев-беспоповцев находились до середины 70-х годов XIX в. Непризнание заключаемого ими брака приводило к появлению не только незаконнорожденных детей, но и к отдельным случаям двоеженства, проблемам с наследованием имущества и т. д. -------------------------------- <6> Собрание постановлений по части раскола. СПб., 1858. С. 337. <7> Там же. С. 338.

Ситуация изменилась с принятием 19 апреля 1847 г. Высочайше утвержденных Правил о метрической записи браков, рождения и смерти раскольников, согласно которым жених и невеста, принадлежащие к раскольничьей среде, имели право с целью зарегистрировать свой брак подать заявление в полицейское или волостное управление. По истечении семи дней заинтересованные лица получали свидетельство о регистрации своего заявления. Затем "для записи брака в метрическую книгу оба супруга должны были лично явиться в полицейское управление... Каждый из супругов должен представить двух поручителей для удостоверения ими, что брак, о котором заявлено полиции, не принадлежит к числу воспрещенных законом" <8>. Таким образом, впервые для значительной части населения Российской империи была введена процедура гражданского брака. Данный порядок заключения брака допускался только для лиц, которые "принадлежат к расколу от рождения и не состоят в браке, совершенном по правилам православной церкви или обрядам другого признанного в государстве исповедания" <9>. Хотя государство и признало право старообрядцев на заключение брака, тем не менее оно не считало его равным православному браку. Сохранялись многочисленные ограничения: 1) старообрядческая церковь не имела права вести метрические книги; 2) старообрядцы не имели права заключать браки с лицами другого вероисповедания; 3) при господстве в стране церковного брака гражданский брак старообрядцев изначально находился в неравном положении с браками представителей всех других существующих в России вероисповеданий. -------------------------------- <8> Там же. С. 654. <9> ПСЗ. Т. 49. Отд. 1. СПб., 1876. С. 654.

Еще более жесткую позицию по отношению к старообрядческому браку занимала православная церковь. Консервативная часть православного духовенства в лице профессора И. Нильского считала, что "брачные союзы не только беспоповцев, заключающих свои супружества по одному взаимному согласию жениха и невесты или по благословлению наставника-мирянина, но и поповцев, венчающих у попов так называемой австрийской лжеиерархии, мы признали незаконными с православной точки зрения" <10>. И поэтому при переходе старообрядцев в православие они должны были вновь совершать обряд венчания. Другая же более либеральная часть православного духовенства считала, что венчание должно было производиться только над перешедшими в православие беспоповцами, которые заключали брак без участия священнослужителей. Браки старообрядцев-поповцев, по мнению этой группы православных иерархов, должны были признаваться равными бракам, заключенным в православной церкви. Они считали, что "браки, венчанные по чину древнеправославному в раскольничьей часовне, могут быть оставлены в полной силе без совершения священнодействия браковенчания - хотя бы они и не были внесены в полицейскую метрическую книгу" <11>. Окончательная ликвидация ограничений права старообрядцев в сфере семейного права произошла лишь 17 апреля 1905 г. после выхода именного Высочайшего указа Правительствующему Сенату "Об укреплении начал веротерпимости". Согласно этому указу старообрядцы и сектанты были уравнены в правах с лицами других исповеданий "в отношении заключения ими с православными смешанных браков" <12>. Кроме этого, было отменено преследование в отношении православных, перешедших в другое христианское вероисповедание <13>. -------------------------------- <10> Нильский И. Несколько слов к вопросу: нужно ли венчать обратившихся к церкви раскольников, вступивших в брачные союзы до присоединения к православию // Церковный вестник. 1888. N 14. <11> Заозерский Н. Что такое раскольничий брак? Сергиев Посад, 1895. С. 34 - 35. <12> Законодательные акты переходного времени 1904 - 1906. СПб., 1906. С. 43. <13> Там же. С. 41.

До издания Указа о старообрядческих общинах 15 октября 1906 г., с которым связано появление метрических книг у старообрядцев, запись актов их гражданского состояния, по Указу 19 апреля 1874 г., фиксировалась губернскими (уездными) полицейскими управлениями или сельскими волостными правлениями. Теперь же согласно п. п. 24, 36, 38 - 58 Указа 17 октября 1906 г. каждая официально зарегистрированная община обязана была вести метрические книги самостоятельно. Заполнение книги возлагалось на лицо, исполнявшее обряды. Записи велись в течение года по трем стандартным разделам "О родившихся", "Об умерших", "О бракосочетавшихся" с указанием сословной принадлежности записываемого лица. Ежемесячно книги должны были проверяться Советом общины или (в случае отсутствия Совета) специально избираемым лицом. В конце года копия книги предоставлялась в губернское правление для проверки. Согласно провозглашенным правам человек мог свободно исповедовать избранную религию, но только по достижении им 21 года, а до этого возраста он должен был, несмотря на свои воззрения, оставаться в той вере, в которой крещен. Однако это условие действовало только в случае с переходом из православия официальной церкви в старообрядчество. Если же, наоборот, появлялись желающие из среды старообрядчества присоединится к православию, то возраст не играл никакой роли, переход совершался вне зависимости от достижения желающим совершеннолетия. Более того, на практике даже совершеннолетний гражданин реализовать свое право свободного перехода в старообрядчество мог не сразу, а лишь после исполнения процедуры, установленной циркуляром МВД от 18 августа 1905 г. N 4628. Сначала каждому желающему необходимо было подать губернатору заявление о переходе с приложением метрической выписки о крещении и возрасте. После получения такого прошения губернатор запрашивал духовную консисторию, не видит ли она препятствий к исключению просителя из списков православных господствующей церкви и причисления его к старообрядчеству. Консистория проверяла правильность информации, представленной в выписке из метрической книги. До отмены Государственным советом 14 марта 1906 г. ст. 56 Устава о предупреждении и пресечении преступлений требовалось еще провести увещевание "уклоняющегося", чтобы убедить его отказаться от заблуждений и остаться в прежней вере. Если возраст был указан правильно, данный человек исключался из списков православных, о чем консистория сообщала губернатору, который в свою очередь в письменном виде извещал просителя. Однако обращение таких, как видно, происходило редко, даже в таком компактно заселенном регионе, как Забайкалье. Согласно данным переписи 1897 г. здесь проживало 36768 человек. Возможно, все дело было в громоздкой и длительной процедуре разрешения перехода. Очень часто заявление с первого раза принималось не всегда. Кроме отсутствия в прошении ряда данных, препятствиями для его приема часто были недоплата или отсутствие гербового сбора. По этим причинам срок рассмотрения дела "об отчислении в старообрядчество" увеличивался иногда на два месяца, а иногда и до полутора лет. Поэтому довольно распространенным явлением был переход в старообрядчество без подачи заявления. Будучи незнакомыми с полным текстом указов, но зная, что этими актами "объявлена свобода старообрядчеству", многие из "формально православных" староверов полагали, что теперь они могут на законных основаниях считать себя старообрядцами. Исходя из таких убеждений, они в дальнейшем обращались за исполнением треб уже не в православную церковь, а к старообрядческому священнику или наставнику. Переход в старообрядчество очень часто был связан с намерением вступить в брак. Хотя законом "смешанные браки не запрещались" <14>, традиционно считалось, что муж и жена должны быть одной веры. Поэтому одному из будущих супругов приходилось менять вероисповедание. Кроме того, существовал законодательно закрепленный вариант неравноправия приверженцев старообрядчества по сравнению с православными официальной церкви. Поскольку право перехода в староверие граждане получали по достижении совершеннолетия, а для перехода в православие возрастных ограничений не существовало, иногда возникали затруднительные ситуации. Например, когда старообрядец выбирал себе в жены девушку из православной семьи, брак не мог быть заключен, если ей не исполнился 21 год, когда она может перейти в его веру. Однако обычно возраст девушки "на выданье" был ниже 21 года <15>. Поэтому следует сделать вывод, что в случае с реализацией права перехода в старообрядчество возникало немало препятствий. Тем не менее, хоть и не в массовом порядке, это право было востребовано. -------------------------------- <14> СЗ РИ. Кн. 4. Т. Х. СПб., 1912. С. 7, 67. <15> Миронов Б. Н. Социальная история России периода империи (XVIII - начало XIX в.). Т. 1. СПб., 1999. С. 168 - 169.

Право образовывать старообрядческие общины <16>. Под "общиной" закон подразумевал общество последователей одного вероучения не менее 25 человек, ставившее целью удовлетворение религиозных, просветительных, нравственных и благотворительных потребностей его членов, собирающихся в храме, молитвенном доме или ином помещении для общей молитвы. Закон определял избрание совета общины, назначение духовного руководителя, ведение документации. Согласно законодательству полномочия по регистрации, проверке деятельности и закрытию старообрядческой общины принадлежали гражданским властям, а именно губернаторской администрации. Действия властей можно было обжаловать только в Сенате. И это не способствовало исчезновению у старообрядцев предубежденного отношения к учреждению официальной общины под контролем государства. Сохранившиеся дела светских и церковных учреждений - губернских статистических комитетов, правлений, окружных судов, духовных консисторий и департамента Духовных дел иностранных исповеданий МВД - свидетельствуют о том, что право регистрации общин также было востребовано. Однако кроме тенденции увеличения числа официально зарегистрированных общин одновременно наблюдается возникновение другого направления - так называемого противообщинного (в Забайкалье в статистических документах их называют "необщинники"). Для обоснования факта появления названия противообщинники старообрядцы приводили следующие доводы: через посредство общин всех старообрядцев обобщат с великороссийской церковью; так как община открывается с разрешения гражданских властей, эти гражданские власти оставляют за собой право контролировать общины, а следовательно, и притеснять; Указ 1906 г. издан не от Евангелия и не согласован с преданием святых отцов; Указ издан не христианами, а неправильно верующими; как можно допускать, чтобы настоятели общины утверждались губернаторами, которые нередко являются протестантами или католиками. Так, по данным Верхнеудинского правления за 1906 г., проходят следующие сведения: общее число старообрядцев - 20736, число общинников - 3885, число необщинников - 16821 <17>. -------------------------------- <16> СЗ РИ. Кн. 3. Т. X. Ч. 1: Законы гражданские. С. 36. СПб., 1912. <17> НАРБ. Ф. 337. Д. 8134. Л. 86.

В действительности во многом опасения противообщинников были верны. Существование зарегистрированных общин было связано с соблюдением множества формальных правил. Избрание нового наставника или изменение состава Совета общины должно было проводиться только согласно установленному порядку. Обычно на старообрядческих соборах решения принимались простым большинством голосов. Указ 1906 г. требовал по ряду принципиальных вопросов закрытого голосования, а в некоторых случаях - одобрения 2/3 присутствующих на собрании. Кроме всего прочего, наставники всех зарегистрированных общин были обязаны вести метрические книги, записывая в них все рождения, браки и смерти в семьях членов общины, и становились звеном в государственной системе учета населения. По всем случаям неправильного исполнения треб проводились расследования, и виновные несли соответствующее проступку наказание. Поэтому неудивительно, что старообрядческие наставники стремились уклониться от подобной работы, к тому же некоторая часть староверов всегда с большим подозрением относилась к записи в какие-либо учетные документы. Можно предположить, что главным образом по этой причине старообрядцы села Бичура Тарбагатайской волости Верхнеудинского уезда игнорировали регистрацию общин и ведение метрических книг, объясняя, что "официальность общины не согласуется с духом их толка и не имеется совершенно никакой надобности в существовании общины" <18>. Очевидно, все эти обстоятельства способствовали тому, что часть старообрядцев вообще не спешила воспользоваться свободами, дарованными Положением 17 октября 1906 г., считая вполне удовлетворительным существование общины и вовсе необязательным - получение юридического статуса. -------------------------------- <18> Там же. Л. 89.

Исследование механизма осуществления права личности на свободу вероисповедания в период 1905 - 1917 гг. на примере старообрядцев Забайкалья свидетельствует о том, что существовало немало препятствий и ограничений для пользования этим правом. Значительную роль в данной ситуации играло несовершенство законодательства, сохраняющего господствующее положение официального православия и неравноправие по сравнению с ним представителей других вер. Через 10 лет после провозглашения веротерпимости старообрядцы восклицали: "Деревцо свободы, посаженное царской властью в 1905 г., не развилось и почти ничуть не выросло за это время, оно зачахло, у него обломали немногочисленные ростки циркуляры и различного рода министерские разъяснения... осталось ободранное голое деревцо, тенью и защитой которого представляется нам пользоваться" <19>. -------------------------------- <19> Старообрядцы и свобода // Слово церкви. 1916. N 19. С. 428 - 429.

------------------------------------------------------------------

Название документа