Приобретение выморочного имущества: проблемы теории, практики и официального толкования

(Кароян А. Г.) ("Наследственное право", 2008, N 4) Текст документа

ПРИОБРЕТЕНИЕ ВЫМОРОЧНОГО ИМУЩЕСТВА: ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ, ПРАКТИКИ И ОФИЦИАЛЬНОГО ТОЛКОВАНИЯ

А. Г. КАРОЯН

Федеральным законом от 29 ноября 2007 г. N 281-ФЗ в ст. 1151 (ч. 2) Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) были внесены изменения: "Выморочное имущество в виде расположенного на территории Российской Федерации жилого помещения переходит в порядке наследования по закону в собственность муниципального образования, в котором данное жилое помещение расположено, а если оно расположено в субъекте Российской Федерации - городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге, - в собственность такого субъекта Российской Федерации. Данное жилое помещение включается в соответствующий жилищный фонд социального использования. Иное выморочное имущество переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации". В соответствии с ч. 3 ст. 1151 ГК РФ "порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований определяется законом". Однако указанный закон до настоящего времени не принят, что вызывало в судебной практике многочисленные споры. Так, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заинтересованного лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Ивановской области на решение от 26 декабря 2005 г. по делу N А17-4735/5/2005 Арбитражного суда Ивановской области, принятое судьей Тимошкиным К. А., по заявлению прокурора Ивановской области к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Ивановской области о признании незаконным бездействия налогового органа (третьи лица - Комитет по управлению имуществом администрации города Шуя Ивановской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Ивановской области) и установил следующее. Прокурор Ивановской области (далее - Прокурор) обратился в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Ивановской области (далее - Инспекция) о признании незаконным бездействия Инспекции в виде неосуществления действий по приобретению в порядке наследования в собственность Российской Федерации наследственного имущества умершей Колесовой А. П. в виде доли квартиры в размере 41/100, расположенной по адресу: Ивановская область, город Шуя, площадь Комсомольская, 12, квартира 145, и обязании налогового органа осуществить действия по приобретению данного имущества в собственность Российской Федерации <1>. -------------------------------- <1> См.: Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 24 апреля 2006 г. N А17-4735/5/2005.

Заявленные требования основаны на п. 3 ст. 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации, Положении о порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов, утвержденном Постановлением Совета Министров СССР от 29 июня 1984 г. N 683 (далее - Положение об учете имущества от 29 июня 1984 г.), и Инструкции о порядке учета оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов, утвержденной Министерством финансов СССР от 19 декабря 1984 г. N 185 (далее - Инструкция Минфина от 19 декабря 1984 г.), и мотивированы тем, что бездействие Инспекции нарушает интересы Российской Федерации в сфере экономической деятельности по приобретению выморочного имущества в установленном законом порядке и по дальнейшему распоряжению им. К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Комитет по управлению имуществом администрации города Шуя Ивановской области (далее - Комитет) и Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Ивановской области (далее - Теруправление). Решением от 26 декабря 2005 г. суд удовлетворил заявленные требования, сославшись на ст. 125 (п. 1), 1151 (п. 2) и 1162 (п. 1) Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 4 (абз. 2) Федерального закона от 26 ноября 2001 г. N 147-ФЗ "О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации", Положение об учете имущества от 29 июня 1984 г. и Инструкцию Минфина от 19 декабря 1984 г. При этом суд исходил из того, что налоговые органы выступают от имени Российской Федерации при наследовании имущества, перешедшего в установленном порядке по праву наследования к государству. В апелляционной инстанции дело не рассматривалось. Не согласившись с принятым судебным актом, Инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение в связи с неправильным применением норм материального права. Доводы заявителя сводятся к следующему. У налогового органа нет обязанности по принятию в собственность Российской Федерации выморочного имущества в связи с отсутствием соответствующего федерального закона, ссылка на необходимость наличия которого содержится в ст. 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации. Ни Налоговый кодекс Российской Федерации, ни Закон Российской Федерации от 21 марта 1991 г. N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации", ни Положение о Федеральной налоговой службе, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. N 506, не возлагают на налоговые органы обязанности по ведению учета, оценке и реализации имущества, перешедшего по праву наследования к государству. Осуществление таких функций возможно только при принятии соответствующего закона, нормативного акта Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации. Вывод суда о бездействии Инспекции не основан на материалах дела, поскольку при отсутствии финансирования налоговый орган не может получить определенный пакет документов, выдаваемых на платной основе. При надлежащем извещении о времени и месте судебного разбирательства участвующие в деле лица не обеспечили явку представителей в третью инстанцию. В отзыве на жалобу прокурор указал на правомерность принятого судебного акта и просил оставить его в силе. Законность решения Арбитражного суда Ивановской области проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в ст. 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Изучив материалы дела и доводы, изложенные в жалобе, окружной суд не усмотрел оснований для отмены обжалуемого судебного акта в силу следующего. Как видно из документов и установлено судом, Администрация 24 февраля 2005 г. обратилась в Инспекцию с заявлением о принятии в собственность Российской Федерации выморочного недвижимого имущества - комнаты в коммунальной квартире, расположенной по адресу: Ивановская область, город Шуя, площадь Комсомольская, дом 12, квартира 145. Письмом от 6 апреля 2005 г. Инспекция отказала в проведении этих действий по мотиву отсутствия у налогового органа обязанности по ведению, учету, оценке и реализации имущества, перешедшего по праву наследования к государству. Посчитав, что данным отказом нарушены интересы Российской Федерации в сфере экономической деятельности, прокурор обратился в Арбитражный суд Ивановской области с настоящим иском. В п. 2 и 3 ст. 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что выморочное имущество переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации. Порядок наследования и учета выморочного имущества, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований определяются законом. Такой закон до настоящего времени не принят. В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 26 ноября 2001 г. N 147-ФЗ "О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации" впредь до приведения законов и иных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с частью третьей Кодекса законы и иные правовые акты Российской Федерации, а также акты законодательства Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат части третьей Кодекса. Изданные до введения в действие части третьей Кодекса нормативные акты Верховного Совета РСФСР, Верховного Совета Российской Федерации, не являющиеся законами, и нормативные акты Президиума Верховного Совета РСФСР, Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также применяемые на территории Российской Федерации нормативные акты Верховного Совета СССР, не являющиеся законами, и нормативные акты Президиума Верховного Совета СССР, Президента СССР и Правительства СССР по вопросам, которые согласно части третьей Кодекса могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих законов. Обязанность принимать меры по охране и оценке имущества, перешедшего в установленном порядке по праву наследования к государству, возложена на налоговые органы п. 3 Положения об учете имущества от 29 июня 1984 г. Потому суд правомерно указал на необходимость руководствоваться данным актом. Кроме того, Федеральная налоговая служба Российской Федерации в письме от 10 марта 2005 г. N 1414-15-14/277 "О выморочном имуществе" подтвердила, что работу по учету, оценке и реализации выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, осуществляют налоговые органы в порядке, установленном Положением об учете имущества от 29 июня 1984 г. и Инструкцией Минфина от 19 декабря 1984 г., и сообщила о доведении данной позиции до Управления Федеральной налоговой службы России по Ивановской области. На основании изложенного окружной суд счел правильными выводы суда первой инстанции о том, что в обязанности Инспекции входит принятие в государственную собственность выморочного имущества, что осуществление органом государственной власти возложенных на него обязанностей не может быть поставлено в зависимость от наличия либо отсутствия финансирования соответствующей статьи расходов. В настоящее время для органов налоговой службы обязательно письмо Федеральной налоговой службы от 6 мая 2008 г. N 02-3-04/16, в котором даются ответы на запросы от нижестоящих налоговых органов и организаций об обращении в собственность Российской Федерации выморочного имущества в виде земельных участков, акций акционерных обществ и других видов имущества, порядок работы с которым не определен Положением о порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 29 июня 1984 г. N 683 (далее - Положение), и Инструкцией Минфина СССР от 19 декабря 1984 г. N 185 "О порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов" (далее - Инструкция). В письме указано, что в ст. 1151 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривается, что выморочное имущество, за исключением жилого помещения, переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации. Порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований определяются законом. Поскольку соответствующий федеральный закон до настоящего времени не принят, в соответствии с ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 26 ноября 2001 г. N 147-ФЗ "О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации" изданные до введения в действие части третьей Кодекса нормативные акты Президента Российской Федерации, а также применяемые на территории Российской Федерации нормативные акты Правительства СССР по вопросам, которые согласно части третьей Кодекса могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих законов. В Положении о Государственной налоговой службе Российской Федерации (подп. "к" п. 16 и подп. "к" п. 18), утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 1991 г. N 340, предусматривается в качестве функции налоговых органов осуществление работы по учету, оценке и реализации имущества, перешедшего по праву наследования к государству. Обязанности по учету, оценке и реализации имущества, перешедшего по праву наследования к государству, возложены на налоговые органы Положением о порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 29 июня 1984 г. N 683 (далее - Положение). Непосредственный порядок передачи имущества, перешедшего по праву наследования к государству, налоговым органам, его учет, оценка и реализация определены Инструкцией Минфина СССР от 19 декабря 1984 г. N 185 "О порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов" (далее - Инструкция). Исходя из изложенного, до принятия соответствующего федерального закона работа по учету, оценке и реализации выморочного имущества (кроме жилых помещений), перешедшего по праву наследования по закону к Российской Федерации, осуществляется налоговыми органами в порядке, установленном Положением и Инструкцией (в части, урегулированной Положением и Инструкцией). Однако указанными Положением и Инструкцией на налоговые органы не возложены обязанности и не определен порядок по учету, оценке и реализации земельных участков и ценных бумаг, являющихся выморочным имуществом. Вместе с тем в соответствии с п. 5.30 Положения о Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2004 г. N 691, Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом принимает в установленном порядке имущество, обращенное в собственность Российской Федерации, а также выморочное имущество, включая акции (доли, паи) в уставном (складочном) капитале коммерческих организаций. Согласно п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2004 г. N 691 Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника, в том числе права акционера, в сфере управления имуществом Российской Федерации (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти). Таким образом, по мнению ФНС России, уполномоченным органом по принятию в установленном порядке земельных участков и ценных бумаг, являющихся выморочным имуществом (в том числе получение свидетельств о праве собственности Российской Федерации на указанное имущество), является Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом.

------------------------------------------------------------------

Название документа