Формирование и перспективы развития системы социального обслуживания лиц с ограниченными возможностями здоровья в республике Татарстан

(Разумовская Е. М., Цаликова В. В.) ("Российский юридический журнал", 2013, N 1) Текст документа

ФОРМИРОВАНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН

Е. М. РАЗУМОВСКАЯ, В. В. ЦАЛИКОВА

Разумовская Елена Михайловна, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой менеджмента сферы услуг Института управления и территориального развития Казанского (Приволжского) федерального университета (Казань).

Цаликова Вероника Владимировна, ассистент кафедры менеджмента сферы услуг Института управления и территориального развития Казанского (Приволжского) федерального университета (Казань).

Кратко характеризуются основные этапы становления и развития системы социального обслуживания и перспективы ее развития в Татарстане после вступления в силу нового Федерального закона "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации".

Ключевые слова: социальное обслуживание, реформирование, реабилитация, концепция, система, стандарты, безбарьерная среда, инклюзивное образование.

Formation and possible prospects of development of the system of social services to people with disabilities in the Republic of Tatarstan E. M. Razumovskaya, V. V. Calikova

The main stages in the formation and development of social services system and the prospects for its development in Tatarstan after the entry into force of the Federal law "About the basis of social services to citizens in the Russian Federation" are briefly described.

Key words: social services, reformation, rehabilitation, concept, system, standards, barrier-free environment, inclusive education.

Система социального обслуживания занимает одно из ключевых мест в социально-экономической, правовой и политической жизни Российской Федерации. От ее эффективного функционирования зависит социальное благополучие как работающих, так и неработающих граждан. Право человека на социальное обслуживание реализуется через сложную систему государственных гарантий и негосударственных мер, институтов, органов и учреждений. Социальное обслуживание можно рассматривать как социальную технологию, позволяющую оказать необходимую поддержку гражданам в трудной жизненной ситуации, т. е. в ситуации, нарушающей жизнедеятельность человека. С точки зрения системного подхода социальное обслуживание - это часть социальной сферы и системы социальной защиты, однако оно выступает самостоятельной организационной системой, опирающейся на собственную инфраструктуру, и "отличается от других подсистем социальной защиты тем, что в ней индивид рассматривается и как объект (получатель услуг), и как субъект, реализующий свой личный социализирующий потенциал" <1>. -------------------------------- <1> Воробьева Э. Л. Социальное обслуживание: концептуальные основы и анализ современной практики (на материалах регионального исследования) // Социальное обслуживание. 2006. N 1. С. 8.

Социальное обслуживание - это формализованный институт, созданный государством и специально предназначенный для оказания помощи различных видов как самостоятельно государством, так и вместе с другими структурами гражданского общества <1>. Социальное обслуживание - "социальный институт, обеспечивающий с учетом специфического типа общностей (микросоциальные и профессиональные группы) воспроизводство правил, норм, образцов и стандартов жизни, которые необходимы для усвоения многообразных социальных ролей и определения статусов в процессе сервисной социализации личности, а также регулирующий разного типа и уровня взаимодействия с другими институтами" <2>. -------------------------------- <1> Основы социальной работы: Учеб. пособие / Под ред. Н. Ф. Басова. М., 2004. С. 9. <2> Воробьева Э. Л. Указ. соч. С. 9.

Основная цель социального обслуживания - обеспечить население и каждого человека доступными социальными услугами надлежащего качества, создающими благоприятные условия для развития "человеческого капитала", сохраняющими и изменяющими социальное положение личности, населения, составляющих его слоев, социальных, социально-демографических, социально-профессиональных групп, социальных общностей. Цели социального обслуживания могут реализовываться на уровне государства, его субъектов, отдельных регионов, городов, населенных пунктов, районов, муниципалитетов, на уровне групп населения, семьи и отдельной личности. Цели социального обслуживания определяются потребностями общества в целом и потребностями всех его уровней. Реализация целей социального обслуживания зависит от ряда факторов: социально-экономических, морально-этических, социально-психологических, политических, демографических и др. До начала рыночных преобразований в России отмечалась незначительная дифференциация доходов населения. Воздействие спроса в закрытой экономике сдерживалось с помощью предоставления государством населению бесплатных социально значимых благ и услуг (образование, здравоохранение), нерыночного распределения жилья, субсидирования транспорта, коммунальных услуг <1>. Многие объекты социальной сферы числились на балансе предприятий. В ходе приватизации государство сняло с российских предприятий их социальные функции, что выразилось в передаче части таких объектов в собственность и ведение муниципалитетов, начался процесс реформирования всей системы социального обеспечения. -------------------------------- <1> Лашов Б. В., Спижарская Л. С. Совокупный спрос и экономический рост в России. СПб., 2004. С. 32.

Первым этапом реформирования можно считать принятие законов Российской Федерации о государственных пенсиях и медицинском страховании граждан: пенсионная система страны была приведена в соответствие с современными реалиями, впервые в нашей стране была введена система обязательного медицинского страхования <1>. -------------------------------- <1> Жильцов Е. Н., Казаков В. Н. Экономика социальных отраслей сферы услуг: Учеб. пособие. М., 2007. С. 154.

Вторым этапом реформирования существовавшей системы социального обеспечения стало принятие в 1995 г. ряда законов, регулировавших социально-правовую защиту наиболее уязвимых в социальном отношении граждан. На данном этапе развивались социальное страхование и социальная поддержка граждан, начала формироваться система социального обслуживания. Третий этап связан с принятием рамочных федеральных законов по обязательному социальному страхованию и государственной социальной помощи. Началом четвертого этапа явилось утверждение в рамках пенсионной реформы специального пакета федеральных законов по государственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и трудовым пенсиям, в результате чего произошло разделение пенсионного обеспечения на два самостоятельных блока: пенсии по государственному пенсионному обеспечению и пенсии по обязательному пенсионному страхованию. В настоящее время основанием для социального обслуживания признается трудная жизненная ситуация, разновидностями которой выступают инвалидность, старость, одиночество, сиротство, безнадзорность, конфликты или жестокое обращение в семье и т. п. <1>. При организации социального обслуживания в регионах (поскольку эти функции возложены на них) следует учесть, что виды услуг, деятельность по социальному обслуживанию конкретизированы соответствующими правовыми актами. Перечень видов услуг приобрел четкие легитимные правовые рамки, определенные ст. 1 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации": социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. -------------------------------- <1> Федорова М. Ю. Теоретические вопросы правового регулирования социального страхования. Омск, 2003. С. 15.

Социальное обслуживание строится на принципах доступности, предполагающей возможности бесплатного и частично платного получения социальных услуг, которые включены в федеральный и территориальные перечни гарантированных государством социальных услуг; адресности, т. е. предоставления персонифицированной помощи конкретному лицу; добровольности; гуманности, означающей право граждан, проживающих в стационарных учреждениях, на свободу от наказаний; приоритетности предоставления социальных услуг несовершеннолетним; конфиденциальности, предусматривающей, что сведения личного характера, ставшие известными работникам учреждения социального обслуживания при оказании социальных услуг, составляют профессиональную тайну. С 1 января 2013 г. вступает в силу новый Федеральный закон "Об основах социального обслуживания населения в Российской федерации", обсуждение которого в социальных сетях закончилось в сентябре. Закон устанавливает правовые, организационные и экономические основы социального обслуживания, закрепляет права человека и определенных групп населения на социальное обслуживание, регламентирует критерии для признания граждан нуждающимися, виды социальных услуг и порядок предоставления, права и обязанности организаций, индивидуальных предпринимателей, благотворителей и других субъектов, предоставляющих услуги, полномочия органов государственной власти РФ и субъектов РФ, права и обязанности социальных работников. Следует обратить внимание на то, что в законопроекте нечетко отражено право на получение социальной помощи людьми с ограниченными возможностями здоровья, в частности не предусматривается поддержка больного ребенка как полноценного члена общества, а ведь формирование личности начинается с раннего детства. Думается, что при разработке законопроекта надо было учесть предложения общественных организаций и родителей детей-инвалидов. В 2008 г. Россия присоединилась к международной Конвенции по правам инвалидов, которая предполагает создание безбарьерной среды, полноценное участие в общественной и политической жизни для населения данной категории. Конвенция разработана Организацией Объединенных Наций при участии общественных экспертов. Значительная часть ее положений отражена в российском законодательстве и законодательстве Республики Татарстан. Ратификация Конвенции требует перехода от преимущественно медицинской модели реабилитации к медико-социальной модели интеграции инвалидов в активную общественную жизнь, предусматривающую социальную адаптацию с раннего детского возраста, образование и трудоустройство. Нельзя не отметить, что за рубежом люди с ограниченными возможностями здоровья интегрированы в общество, имеют право на инклюзивное образование, медицинскую помощь, социальную и психологическую реабилитацию, профессиональное обучение в целях трудоустройства. Осуществляются мероприятия в отношении инвалидов главным образом за счет бюджетных средств, средств общественных организаций, благотворительных взносов. Такие люди не изолированы от общества, живут полной, интересной и насыщенной жизнью, не обременены комплексами. В Республике Татарстан, где проживает 329,5 тыс. инвалидов, в том числе 15,6 тыс. детей-инвалидов, в 2010 г. была утверждена Концепция системы профилактики инвалидизации и реабилитации инвалидов в Республике Татарстан, разработчиками которой являются авторы данной статьи. Предварительный анализ состояния системы позволил выявить следующие основные проблемы: система реабилитации при наличии ресурсов (кадровых, материальных, финансовых, информационных и др.) характеризуется низкой эффективностью, тенденция к интеграции инвалидов в активную общественную жизнь не прослеживается; отсутствует благоприятная социальная среда для интеграции инвалидов в общество, включая низкий уровень оснащения быта маломобильных категорий специальными техническими и вспомогательными средствами; отмечается правовой нигилизм в отношении обеспечения инвалидов базовыми социальными гарантиями (предоставление возможности обучения, трудоустройства, обеспечение адекватным потребностям жильем и т. д.); система оплаты труда работников социальных служб несовершенна; отсутствует личная заинтересованность инвалидов в полноценной общественной жизни. Изучение положения детей-инвалидов в Республике Татарстан показало, что в регионе имеется уникальная ресурсная база, кадровый потенциал, достаточный уровень взаимодействия между ведомствами для реализации пилотного проекта "Интеграция детей в социальную среду", включающего инклюзивное дошкольное воспитание и школьное образование; медицинскую, психологическую и социальную реабилитацию, профессиональную ориентацию и профессиональную подготовку. Система должна быть основана на принципах информированности, преемственности и последовательности: от профилактики и восстановительного лечения до подготовки взрослеющего человека к активному участию в общественной жизни. Реализация пилотного проекта началась в Республике в 2011 г. В среднесрочной и долгосрочной перспективе предполагается создание необходимой инфраструктуры (городской и транспортной) для формирования безбарьерной среды для лиц с ограниченными возможностями здоровья, совершенствование нормативно-правовой базы. Кроме того, следует привести основные составляющие системы в соответствие с положениями, нормами и стандартами Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья. Изложенное позволяет сделать вывод о том, что проблемы, существующие в системе социального обслуживания, особенно касающиеся важнейших объектов - инвалидов и детей-инвалидов, носят системный характер и их решение требует программно-целевого подхода.

Bibliography

Fedorova M. Yu. Teoreticheskie voprosy pravovogo regulirovaniya social'nogo strahovaniya. Omsk, 2003. Lashov B. V., Spizharskaya L. S. Sovokupnyj spros i ehkonomicheskij rost v Rossii. SPb., 2004. Osnovy social'noj raboty: Ucheb. posobie / Pod red. N. F. Basova. M., 2004. Vorob'eva E. L. Social'noe obsluzhivanie: konceptual'nye osnovy i analiz sovremennoj praktiki (na materialah regional'nogo issledovaniya) // Social'noe obsluzhivanie. 2006. N 1. Zhil'cov E. N., Kazakov V. N. Ekonomika social'nyh otraslej sfery uslug: Ucheb. posobie. M., 2007.

------------------------------------------------------------------

Название документа