Понятие и виды социального обеспечения военнослужащих

(Антипьева Н. В.) ("Российский юридический журнал", 2013, N 1) Текст документа

ПОНЯТИЕ И ВИДЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

Н. В. АНТИПЬЕВА

Антипьева Наталья Валерьевна, кандидат юридических наук, доцент, советник Управления конституционных основ трудового законодательства и социальной защиты Конституционного Суда Российской Федерации (Санкт-Петербург).

Сформулировано понятие вида социального обеспечения военнослужащих, выявлены критерии разграничения видов социального обеспечения. Кратко охарактеризованы основания и условия предоставления военнослужащим пенсий, пособий, компенсаций, льгот и услуг. Особое внимание уделяется анализу понятия льгот и услуг.

Ключевые слова: социальное обеспечение, пенсия, пособие, компенсация, льгота.

Concept and types of social security of servicemen N. V. Antip'eva

The notion of social security type of servicemen is formulated, criteria of social security types differentiation are identified. The reasons and conditions for granting servicemen pensions, allowances, compensation, benefits and services are summarized. Special attention is given to the analysis of the concept of benefits and services.

Key words: social security, pension, allowance, compensation, benefit.

Российское законодательство предусматривает различные виды социального обеспечения, предназначенные для защиты граждан от социальных рисков. Для трудоспособного населения особенности социального риска нередко обусловлены спецификой профессиональной деятельности. Социальный риск, которому подвержены лица, реализовавшие свое право на труд, имеет социально-экономический характер и связан с возможностью утраты дохода или уменьшения его размера, а также несения повышенных расходов <1>. Поскольку к числу установленных законом форм реализации права на труд относится военная служба, социально-экономический риск распространяется и на военнослужащих. Однако в данном случае его проявление отличается значительной спецификой, обусловленной тем, что военная служба является формой реализации конституционной обязанности по защите Отечества. Военная служба по призыву также выступает одной из форм реализации воинской обязанности, при этом правовое положение военнослужащих из числа призывников и контрактников различается. -------------------------------- <1> См., например: Федорова М. Ю. Теоретические проблемы правового регулирования социального страхования. Омск, 2003. С. 18; Мачульская Е. Е. Право социального обеспечения в условиях рыночной экономики: теория и практика правового регулирования: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2000. С. 10; Рогачев Д. И Метод права социального обеспечения: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002. С. 144.

Правовая природа военной службы нашла отражение в решениях Конституционного Суда РФ <1>, который указал, что военная служба, служба в органах внутренних дел РФ, Государственной противопожарной службе, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, посредством прохождения которой граждане реализуют право на труд, представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства, общественного порядка, законности, прав и свобод граждан и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах. Лица, состоящие на такого рода службе, выполняют конституционно значимые функции, чем обусловливается их правовой статус, а также содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним. Обязанности, возлагаемые на лиц, несущих военную и аналогичную ей службу, предполагают необходимость выполнения ими поставленных задач в любых условиях, в том числе сопряженных со значительным риском для жизни и здоровья, что влечет обязанность государства гарантировать им материальное обеспечение и компенсации в случае причинения вреда жизни или здоровью при прохождении службы. Схожая характеристика специфики военно-служебной деятельности отражена в п. 2 ст. 1 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" <2> (далее - Закон о статусе военнослужащих). -------------------------------- <1> Постановление Конституционного Суда РФ от 26 декабря 2002 г. N 17-П по делу о проверке конституционности положения абзаца 2 пункта 4 статьи 11 Федерального закона "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции" в связи с жалобой гражданина М. А. Будынина // СЗ РФ. 2003. N 1. Ст. 152. <2> СЗ РФ. 1998. N 22. Ст. 2331.

При этом социальный риск, подлежащий компенсации в системе социального обеспечения военнослужащих и членов их семей, можно рассматривать как обусловленную особенностями военной службы вероятность утраты (сокращения, неполучения) трудового дохода военнослужащим (членами его семьи) вследствие повреждения здоровья (смерти) военнослужащего либо изменения или прекращения военно-служебных отношений. Данный риск традиционно рассматривается в качестве основного, тогда как риск несения повышенных социально значимых расходов признается дополнительным. Компенсация социального риска осуществляется посредством предоставления гражданам различных видов социального обеспечения. Однако категория "вид социального обеспечения", несмотря на свою значимость, до настоящего времени остается недостаточно изученной. В имеющихся исследованиях те или иные виды социального обеспечения характеризуются преимущественно как объекты соответствующих правоотношений. Так, В. С. Андреев, разделяя правоотношения, составляющие предмет права социального обеспечения, на две большие группы: правоотношения по поводу отдельных видов обеспечения и процессуальные отношения по установлению фактов и рассмотрению споров <1>, указывал, что "объектами правоотношений, возникающих в связи с предоставлением отдельных видов обеспечения, служат пенсии, пособия и другие виды обеспечения" <2>. Впоследствии была сформулирована точка зрения о разграничении правоотношений, регулируемых правом социального обеспечения, на материальные и процедурные <3>. Но принципиальных изменений подход к характеристике объектов материальных правоотношений с течением времени не претерпел. -------------------------------- <1> Андреев В. С. Социальное обеспечение в СССР. М., 1971. С. 80. <2> Там же. С. 87. <3> См., например: Иванова Р. И. Правоотношения по социальному обеспечению в СССР. М., 1986. С. 54 и след.; Захаров М. Л., Тучкова Э. Г. Право социального обеспечения России. М., 2004. С. 145; Право социального обеспечения: Учеб. / Под ред. М. В. Филипповой. М., 2006. С. 155 (автор раздела - М. В. Филиппова).

М. Л. Захаров и Э. Г. Тучкова констатируют, что "правоотношения материального характера возникают по поводу конкретного материального блага в виде пенсии, пособия, компенсации, медицинской помощи и лечения, бесплатной либо со скидкой лекарственной помощи, той или иной социальной услуги, предоставляемой в порядке социального обеспечения" <1>. Эту точку зрения развивает М. В. Филиппова, отмечая, что "все объекты материальных правоотношений (виды обеспечения) делятся на две большие группы - денежные выплаты и натуральные предоставления" <2>. В. Ш. Шайхатдинов наряду с пенсиями относил к объектам материальных правоотношений пособия различных видов, натуральное обеспечение (протезно-ортопедическую помощь, средства передвижения и средства, облегчающие жизнь инвалидов), услуги (в том числе медицинскую и лекарственную помощь, санаторно-курортное лечение), льготы (например, по проезду в транспорте и оплате коммунальных услуг) <3>. Р. И. Иванова включала в состав услуг льготы, преимущества и привилегии <4>, хотя более распространено мнение о том, что льготы - это особый вид социального обеспечения, представляющий собой "мероприятия, облегчающие материальное положение некоторых категорий лиц в результате того, что часть необходимых денежных трат общество берет на себя" <5>. Изучались виды социального обеспечения и в работах иных ученых <6>. -------------------------------- <1> Захаров М. Л., Тучкова Э. Г. Указ. соч. С. 152. <2> Право социального обеспечения: Учебник. С. 169 (автор раздела - М. В. Филиппова). <3> Шайхатдинов В. Ш. Право социального обеспечения в Российской Федерации: Учеб. пособие. Вып. 2. Екатеринбург, 1996. С. 72. <4> Иванова Р. И. Указ. соч. С. 129. <5> Право социального обеспечения: Учебник. С. 171 (автор раздела - М. В. Филиппова). <6> См., например: Аракчеев В. С. Теоретические и практические вопросы общей части права социального обеспечения. Томск, 2001. С. 96 и след.

Таким образом, к числу видов социального обеспечения можно отнести денежные выплаты, услуги, натуральные предоставления и льготы, причем правовая природа последних видится наиболее сложной. Рассматривая содержание категории "льгота", необходимо отметить, что оно было исследовано не только в науке права социального обеспечения <1>, но и в теории права <2>, так как льгота - явление общего характера, используемое в различных отраслях права. -------------------------------- <1> См., например: Крылатых Е. Г. Льготы в советском праве социального обеспечения: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1989; Пашкова Г. Г. Льготы в праве социального обеспечения: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Томск, 2004. <2> См., например: Малько А. В. Льготная и поощрительная правовая политика. СПб., 2004; Морозова И. С. Теория правовых льгот: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Саратов, 2007.

В теории права анализом правовой природы льгот занимался А. В. Малько, который понимал под льготой "правомерное облегчение положения субъекта, позволяющее ему полнее удовлетворить свои интересы и выражающееся как в предоставлении дополнительных особых прав (преимуществ), так и в освобождении от обязанностей" <1>. Этот подход получил развитие и в работах иных авторов. Так, И. С. Морозова полагает, что льгота - это "разновидность юридических исключений, участвующая в создании специфического правового режима, в рамках которого субъект наделяется дополнительными возможностями юридического характера, связанными как с совершенствованием правомочий (дополнительные преимущества), так и с уменьшением объема различного рода долженствований (нормативные изъятия)" <2>. -------------------------------- <1> Малько А. В. Указ. соч. С. 64. <2> Морозова И. С. Указ. соч. С. 23 - 24.

Дефиниции понятия "льгота", разработанные в науке права социального обеспечения, конкретизируют его содержание применительно к специфике данной отрасли. Так, Е. Г. Крылатых предложила рассматривать льготы как "средство дифференциации правового регулирования, состоящее в наделении отдельных категорий граждан правом на получение вида социального обеспечения или обслуживания на лучших условиях по сравнению с общими основаниями их предоставления, а также правом на особые, только для нетрудоспособных граждан установленные условия предоставления услуг в общей сфере обслуживания населения" <1>. В этом определении отражена особенность льгот, направленных на компенсацию и предупреждение распространяющихся на граждан социально-рисковых ситуаций. Данная особенность выражается в том, что в праве социального обеспечения из двух возможных форм льгот используется, как правило, лишь одна - выражающаяся в предоставлении гражданам каких-либо дополнительных прав. Освобождение от обязанностей при этом обычно не предусматривается, хотя исключением в этом случае можно считать закрепление в законе льготных условий оплаты каких-либо услуг (например, жилищно-коммунальных). Поэтому выглядит недостаточно обоснованным утверждение Г. Г. Пашковой о том, что "под льготами в праве социального обеспечения предлагается понимать юридическое средство создания режима благоприятствования для граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, выражающегося в полном или частичном освобождении от исполнения определенных обязанностей" <2>. -------------------------------- <1> Крылатых Е. Г. Указ. соч. С. 11. <2> Пашкова Г. Г. Указ. соч. Цит. по: URL: http://law. edu. ru/script/cntSource. asp? cntID=100055155.

Логично предположить, что льготы выступают в качестве дополнительных видов социального обеспечения, форма которых может быть различной. Так, если льгота предполагает снижение уровня оплаты каких-либо благ (в частности, водоснабжения, электрической и тепловой энергии), то она является денежной. Льгота, гарантирующая внеочередное оказание медицинской помощи, реализуется посредством специальной процедуры ее предоставления. Специфическим видом социального обеспечения традиционно признаются услуги. Характеризуя данную категорию с точки зрения ее использования для целей предупреждения и компенсации социального риска, нужно учитывать, что услуги широко используются в гражданско-правовой сфере <1>. По этой причине категория "услуга" исследовалась в первую очередь в цивилистической науке. -------------------------------- <1> Следует, впрочем, отметить, что любые предоставления, как и социальные, могут быть выражены в одной из трех форм: денежной, натуральной или в форме услуг. Эти формы универсальны и для гражданско-правовых, и для семейно-правовых отношений.

Согласно ст. 128 Гражданского кодекса РФ услуги относятся к числу объектов гражданских прав. При этом, по мнению Л. В. Санниковой, услуга как объект гражданских прав - это "действия услугодателя по сохранению или изменению состояния невещественных благ (имущественных прав, информации, нематериальных благ), совершаемые им в пользу услугополучателя" <1>. -------------------------------- <1> Санникова Л. В. Услуги в гражданском праве России. М., 2006. С. 114.

Есть и другие определения данного понятия. Так, под услугами понимаются те действия "субъектов гражданского оборота, которые либо вообще не завершаются каким-либо определенным результатом, а заключают полезный эффект в самих себе, либо имеют такой результат, который не воплощается в овеществленной форме" <1>. -------------------------------- <1> Гражданское право: Учебник / Отв. ред. А. П. Сергеев, Ю. К. Толстой. М., 2003. Т. 1. С. 278 (автор главы - А. П. Сергеев).

Услуга может восприниматься не только как правовое, но и как экономическое явление. Е. В. Ким полагает, что "услуга в экономическом смысле - это общественное отношение, опосредующее удовлетворение потребности одного лица (услугополучателя) за счет деятельности другого лица (услугодателя), результат которой не обладает меновой стоимостью и способностью обращаться в качестве товара" <1>, тогда как "действия (деятельность) исполнителя, а в некоторых случаях и воздержание от действия, направленные на удовлетворение определенной потребности, то есть процесс оказания услуги, являются объектом обязательства по оказанию услуг" <2>, что можно рассматривать как оценку категории "услуга" с правовой точки зрения. -------------------------------- <1> Ким Е. В. Вопросы общего учения об обязательствах по оказанию услуг: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2007. С. 10. <2> Ким Е. В. Указ. соч. С. 12.

Бесспорно, что отношения по оказанию услуг, составляющие предмет права социального обеспечения, нуждаются в специальном комплексном исследовании с использованием средств различных отраслевых правовых наук <1>, в первую очередь тех, в рамках которых ранее был предпринят научный анализ разных видов услуг <2>. Однако уже сейчас можно сделать вывод о том, что услуги в сфере социального обеспечения подразделяются на две группы. Первая включает услуги, выступающие видом социального обеспечения и направленные на защиту нематериальных благ (прежде всего жизни и здоровья). Другую группу составляют услуги сопутствующего характера, например информационные, позволяющие гражданам получать сведения об имеющихся у них правах. -------------------------------- <1> Об этом см.: Потапенко В. С. Правовое регулирование социальной услуги в сфере образования: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009; Бесчастнова Л. В. Административно-правовое регулирование государственных услуг: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2008. <2> Иной подход способен привести к не вполне корректным суждениям, к числу которых можно отнести, например, сделанный А. В. Барковым вывод о том, что "социальное обслуживание представляет собой родовое понятие, объединяющее в себе два блока отношений: оказание социальной помощи и удовлетворение потребностей граждан в социальных услугах", при этом социальное обслуживание и социальная помощь признаны элементами одного правового института, что не согласуется с теорией права социального обеспечения. См., например: Барков А. В. Рынок социальных услуг: проблемы правового регулирования: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2008. С. 26, 27.

Подытоживая сказанное, необходимо признать, что особенностью современного законодательства о социальном обеспечении является наличие значительного количества видов социального обеспечения, существенно различающихся между собой и предназначенных для разных групп граждан, что свидетельствует об углублении субъектной дифференциации в рассматриваемой сфере. Однако при отсутствии кодифицированного правового акта, регулирующего отношения по социальному обеспечению граждан, развитие законодательства осуществляется недостаточно последовательно и нуждается в упорядочении на основе научно обоснованной общетеоретической концепции. Разработка такой концепции возможна, в частности, посредством исследования видов социального обеспечения, предоставляемых определенным категориям субъектов-получателей (одной или нескольким), что позволит выделить особенности предусмотренных для них социальных предоставлений. Впоследствии путем обобщения таких особенностей можно сформулировать общие признаки различных видов социального обеспечения, а также обозначить их систему. Одна из категорий граждан, правовое положение которых в сфере социального обеспечения имеет существенные особенности, - военнослужащие и члены их семей. Им предоставлено право на получение социальных предоставлений, отличающихся существенной спецификой. К числу денежных выплат, предусмотренных для лиц, проходящих военную службу, относятся пенсии, пособия и компенсации, установленные законодательными актами как общего, так и специального характера (Законом о статусе военнослужащих, Федеральным законом от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" <1> (далее - Закон о денежном довольствии) и др.). -------------------------------- <1> СЗ РФ. 2011. N 45. Ст. 6336.

Пенсии военнослужащим назначаются и выплачиваются в соответствии с нормами двух законодательных актов. На основании положений Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" <1> (далее - Закон о пенсионном обеспечении военнослужащих) осуществляется пенсионирование граждан, проходивших военную службу по контракту, и членов их семей. Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" <2> (далее - Закон о государственном пенсионном обеспечении) регулируется пенсионное обеспечение военнослужащих из числа призывников. Названные законы устанавливают три вида пенсий: за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца. -------------------------------- <1> Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 9. Ст. 328. <2> СЗ РФ. 2001. N 51. Ст. 4831.

Структура пенсий, предусмотренных для военнослужащих из числа призывников, по общему правилу не включает дополнительных выплат. При этом согласно п. 4 ст. 8 Закона о государственном пенсионном обеспечении, если инвалидность военнослужащего или гибель (смерть) кормильца из числа лиц, проходивших военную службу, наступила вследствие совершения им преступления, назначается социальная пенсия. Закон о пенсионном обеспечении военнослужащих закрепляет надбавки к пенсиям (ст. ст. 17, 24, 38), повышение пенсий (ст. 45) и увеличение пенсий (ст. 16). Пособия лицам, проходящим военную службу, назначаются при наличии различных оснований: в случае повреждения здоровья в результате военной травмы (для членов семьи военнослужащего - в случае смерти кормильца по указанной причине); в связи с рождением и воспитанием детей; при увольнении. К числу пособий, выплачиваемых при повреждении здоровья в результате военной травмы, относится единовременное пособие, предусмотренное ч. 12 ст. 3 Закона о денежном довольствии, при увольнении военнослужащего с военной службы или отчислении с военных сборов гражданина, призванного на военные сборы, в связи с признанием его негодным к военной службе вследствие военной травмы <1>, в размере 2 млн. руб. для лиц, проходящих службу по контракту; 1 млн. руб. - для лиц, призванных на военную службу или военные сборы. Пособие установлено и для членов семьи погибшего вследствие военной травмы военнослужащего. На основании ч. 8 ст. 3 Закона о денежном довольствии в случае гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, либо его смерти, наступившей вследствие военной травмы до истечения одного года со дня увольнения с военной службы (отчисления с военных сборов или окончания военных сборов), членам семьи погибшего (умершего) военнослужащего или гражданина, проходившего военные сборы, выплачивается в равных долях единовременное пособие в размере 3 млн. руб. -------------------------------- <1> В качестве военной травмы рассматривается увечье (ранение, травма, контузия) или заболевание, полученные при исполнении обязанностей военной службы.

Пособия в связи с рождением и воспитанием детей назначаются по нормам Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" <1> (далее - Закон о пособиях гражданам, имеющим детей). Военнослужащим, как и иным гражданам Российской Федерации, при наличии соответствующих оснований выплачиваются пособие по беременности и родам, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; единовременное пособие при рождении ребенка; ежемесячное пособие по уходу за ребенком; ежемесячное пособие на ребенка; единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью. -------------------------------- <1> СЗ РФ. 1995. N 21. Ст. 1929.

Ежемесячное пособие на ребенка, предусмотренное для малоимущих семей, с 1 января 2005 г. назначается и выплачивается на основании нормативных правовых актов субъектов РФ. Это обусловлено ст. 16 Закона о пособиях гражданам, имеющим детей, устанавливающей, что размер, порядок назначения, индексации и выплаты ежемесячного пособия на ребенка определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъекта РФ. В ряде регионов пособие выплачивается в повышенном размере на детей военнослужащих, проходящих службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин <1>. -------------------------------- <1> См., например: п. 4 ст. 55 Закона Омской области от 4 июля 2008 г. N 1061-ОЗ "Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан" // Омский вестник. 2008. 8 июля; ст. 2 Закона Калининградской области от 23 декабря 2004 г. N 487 "О пособиях гражданам, имеющим детей" // Российская газета. (Запад России). 2005. 28 января; п. 2 ст. 2 Закона Забайкальского края от 24 декабря 2008 г. N 101-33К "О ежемесячном пособии на ребенка в Забайкальском крае" // Забайкальский рабочий. 2008. 30 декабря.

Существуют пособия, которые предназначены исключительно для членов семей военнослужащих: это единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, а также ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву. Право на единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего службу по призыву, предоставляется в том случае, если срок беременности супруги военнослужащего-призывника составляет не менее 180 дней. В 2012 г. с учетом индексации размер данного пособия составил 19645 руб. 12 коп. (ст. ст. 4.2, 12.4 Закона о пособиях гражданам, имеющим детей). Матери ребенка военнослужащего-призывника выплачивается ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву. Право на пособие возникает со дня рождения ребенка, но не ранее дня начала его отцом военной службы по призыву. Выплата указанного пособия прекращается по достижении ребенком возраста 3 лет или по окончании его отцом военной службы по призыву. Размер пособия в 2012 г. был равен 8419 руб. 34 коп. (ст. ст. 12.5 - 12.7 Закона о пособиях гражданам, имеющим детей). Аналогичные меры социального обеспечения закреплялись в законодательстве СССР. Например, согласно Постановлению Совета министров СССР от 25 октября 1963 г. N 1108 "О выплате пособий на детей военнослужащих срочной службы" <1> пособия в размере 35 руб. в месяц на ребенка выплачивались на детей солдат, матросов, сержантов и старшин срочной службы по решению комиссии при исполкоме районного (городского) Совета народных депутатов за счет средств, выделяемых из союзного бюджета на выплату пенсий военнослужащим рядового, сержантского и старшинского состава срочной службы и их семьям. -------------------------------- <1> СП СССР. 1963. N 20. Ст. 198.

Пособия предоставляются военнослужащим и в связи с увольнением. Так, военнослужащему-контрактнику, общая продолжительность военной службы которого составляет менее 20 лет, при увольнении с военной службы выплачивается единовременное пособие в размере двух окладов денежного содержания, а военнослужащему, общая продолжительность военной службы которого составляет 20 лет и более, выплачивается единовременное пособие в размере семи окладов денежного содержания (ч. 3 ст. 3 Закона о денежном довольствии). При этом в силу ч. 5 ст. 3 Закона о денежном довольствии для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, удостоенных в период прохождения военной службы государственных наград (государственной награды) СССР или государственных наград (государственной награды) Российской Федерации, в том числе удостоенных почетного звания СССР или почетного звания Российской Федерации, размер единовременных пособий увеличивается на один оклад денежного содержания. Часть 4 ст. 3 Закона о денежном довольствии закрепляет обстоятельства, при которых пособие военнослужащему-контрактнику не выплачивается. Военнослужащим из числа призывников при увольнении с военной службы по общему правилу выплачивается единовременное пособие в размере двух окладов по воинской должности <1>. Если гражданин относится к числу детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, то размер предназначенного ему пособия повышается и составляет пять окладов по воинской должности (ч. 6 ст. 3 Закона о денежном довольствии). -------------------------------- <1> Исключение составляют случаи увольнения в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы, в связи с отчислением из военного образовательного учреждения профессионального образования за недисциплинированность, неуспеваемость или нежелание учиться.

Пособие, выплачиваемое военнослужащим при увольнении с военной службы по льготным основаниям <1>, устанавливалось п. 3 ст. 23 Закона о статусе военнослужащих. Его размер дифференцировался в зависимости от общей продолжительности военной службы. Данная норма определяла и пособия при увольнении для военнослужащих-призывников <2>. Кроме того, согласно действующей редакции п. 4 ст. 23 Закона о статусе военнослужащих гражданам, проходившим военную службу по контракту, имеющим общую продолжительность военной службы менее 20 лет и уволенным с военной службы по льготным основаниям без права на пенсию, в течение одного года после увольнения выплачивается оклад по воинскому званию <3>. -------------------------------- <1> К числу таких оснований относится увольнение по достижении военнослужащим предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями. <2> В настоящее время п. 3 ст. 23 Закона о статусе военнослужащих сохраняет действие, но в отношении военнослужащих Вооруженных сил РФ (за исключением военнослужащих органов военной прокуратуры и военных следственных органов Следственного комитета РФ, оклады по должности которых установлены иными федеральными законами) и внутренних войск Министерства внутренних дел РФ с 1 января 2012 г. не применяется на основании ч. 5 ст. 12 Федерального закона от 8 ноября 2011 г. N 309-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" и Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (СЗ РФ. 2011. N 46. Ст. 6407). <3> С 1 января 2012 г. и до 1 января 2013 г. данная норма применялась без учета изменений, внесенных Федеральным законом от 8 ноября 2011 г. N 309-ФЗ, в отношении военнослужащих инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формирований при федеральных органах исполнительной власти и спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, Службы внешней разведки Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, федеральных органов государственной охраны, федерального органа обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, воинских подразделений федеральной противопожарной службы, а также органов военной прокуратуры и военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации, оклады по должности которых установлены иными федеральными законами (ч. 4 ст. 12 Федерального закона от 8 ноября 2011 г. N 309-ФЗ).

Относительно новым видом социального обеспечения военнослужащих являются ежемесячные денежные компенсации, которые предоставляются им в случае причинения вреда их здоровью при исполнении служебных обязанностей. Члены семей лиц, проходивших военную службу, приобретают право на компенсации в результате гибели (смерти) указанных граждан (ч. ч. 9 и 13 ст. 3 Закона о денежном довольствии). Законодательство, регламентирующее основания и условия назначения перечисленных выплат, закрепляет и механизмы защиты их от инфляции, которые могут быть различными. Так, в силу ч. 16 ст. 3 Закона о денежном довольствии размеры единовременных пособий, выплачиваемых военнослужащему в случае увольнения с военной службы в связи с признанием не годным к ее прохождению вследствие военной травмы либо членам его семьи в случае гибели военнослужащего в результате военной травмы, а также ежемесячных денежных компенсаций, установленных в соответствующих случаях, ежегодно увеличиваются (индексируются) с учетом уровня инфляции (потребительских цен) согласно федеральному закону о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. По ст. 49 Закона о пенсионном обеспечении военнослужащих пересмотр пенсий осуществляется одновременно с увеличением денежного довольствия военнослужащих соответствующих категорий исходя из уровня увеличения денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсий. Вторым основанием для пересмотра пенсий признается ежегодное (с 1 января каждого года) увеличение денежного довольствия, рассматриваемого в качестве базы для их исчисления согласно ст. 43 Закона о пенсионном обеспечении военнослужащих. Данное положение появилось после реформирования системы денежного довольствия военнослужащих и обусловлено установленным в ч. 2 ст. 43 Закона о пенсионном обеспечении военнослужащих правилом о том, что определенное ч. 1 ст. 43 данного Закона денежное довольствие для исчисления пенсий с 1 января 2012 г. учитывается в размере 54%, а с 1 января 2013 г. ежегодно увеличивается на 2% до достижения 100% его размера. С учетом инфляции федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период указанное ежегодное увеличение может быть установлено на очередной финансовый год в размере, превышающем 2%. Как было указано ранее, социальные предоставления имеют не только денежную форму. Законодательство о социальном обеспечении военнослужащих также закрепляет для лиц, проходящих военную службу, право на получение услуг, включающих оказание медицинской помощи (п. 2 ст. 16 Закона о статусе военнослужащих) и санаторно-курортное лечение (п. 4 ст. 16 Закона о статусе военнослужащих). При этом услуги по санаторно-курортному лечению в некоторых случаях могут иметь денежный эквивалент. Например, в п. 4.1 ст. 16 Закона о статусе военнослужащих закреплено правило о том, что лицам, проходящим военную службу по контракту, один раз в год производится выплата для оплаты стоимости путевок их детей в возрасте от шести лет шести месяцев (либо не достигших указанного возраста, но зачисленных в общеобразовательные учреждения для обучения по образовательным программам начального общего образования) до 15 лет включительно в организации отдыха и оздоровления детей, открытые в установленном порядке на территории Российской Федерации, в размере до 10800 руб. на каждого ребенка (с увеличением (индексацией) данной суммы в установленном законодательством порядке) <1>. -------------------------------- <1> В отношении военнослужащих Вооруженных сил РФ (за исключением военнослужащих органов военной прокуратуры и военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации, оклады по должности которых установлены иными федеральными законами) и внутренних войск Министерства внутренних дел РФ приведенные положения не применяются с 1 января 2012 г. (п. 5 ст. 12 Федерального закона от 8 ноября 2011 г. N 309-ФЗ). С 1 января 2013 г. данная норма утратила силу.

Натуральные виды социального обеспечения военнослужащих охватывают бесплатное предоставление лекарств и изделий медицинского назначения по рецептам врачей в медицинских, военно-медицинских подразделениях, частях и учреждениях федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (т. е. в военно-медицинских учреждениях) на основании п. 2 ст. 16 Закона о статусе военнослужащих. Что касается льгот, то законодательством о социальном обеспечении лиц, проходящих военную службу, они закреплены в ограниченном объеме, хотя ранее этот вид предоставлений, предусматривавшихся не только в сфере социального обеспечения, был более распространен. Сокращение обусловлено реформированием денежного довольствия военнослужащих и преобразованием системы льгот, начавшимся в 2002 г. с принятием Федерального закона от 7 мая 2002 г. N 49-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам денежного довольствия военнослужащих и предоставления им отдельных льгот" <1> и продолжившимся в 2005 г. на основании Закона от 22 августа 2004 г. <2>, а также в 2011 г. в связи с принятием Закона о денежном довольствии. -------------------------------- <1> СЗ РФ. 2002. N 19. Ст. 1794. <2> Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2004. N 35. Ст. 3607.

Льготы, в настоящее время сохранившиеся в законодательстве о статусе военнослужащих, немногочисленны и носят преимущественно нематериальный характер. К ним можно отнести установленное для граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей право на предоставление органами государственной службы занятости населения в первоочередном порядке работы с учетом их специальности в государственных организациях; преимущественное право на оставление на работе, на которую они поступили впервые, при сокращении штата работников; предоставление не позднее месячного срока с момента обращения граждан, уволенных с военной службы, мест для их детей в общеобразовательных и дошкольных образовательных учреждениях и летних оздоровительных лагерях независимо от форм собственности (п. 5 ст. 23 Закона о статусе военнослужащих). Большинство из этих льгот нельзя рассматривать в качестве мер социального обеспечения. Изложенное свидетельствует о том, что систему социального обеспечения военнослужащих и лиц, проходивших военную службу, составляют различные виды предоставлений в денежной форме (пенсии, пособия, компенсации), а также в форме услуг (медицинское обслуживание, санаторно-курортное лечение). Натуральные виды социального обеспечения гражданам указанной категории положены только в отдельных случаях. При этом система видов социального обеспечения, предусмотренных для военнослужащих, недостаточно четко отражена в законодательных актах, регламентирующих правовой статус указанных лиц. В п. 2 ст. 3 Закона о статусе военнослужащих лишь отмечено, что правовая защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и требует закрепления в законах и иных нормативных правовых актах прав, социальных гарантий и компенсаций названных лиц и иных мер их социальной защиты, а также правового механизма их реализации. Анализ установленных законом видов социального обеспечения военнослужащих позволяет сделать вывод о том, что их разграничение осуществляется с учетом таких факторов, как: 1) основание предоставления, 2) цель предоставления, 3) размер (объем) обеспечения и наличие возможности его повышения или увеличения (для пенсий и некоторых видов пособий, что было проиллюстрировано выше), 4) правила защиты от инфляции, 5) основание отказа в предоставлении (упомянутые случаи назначения социальных пенсий и невыплаты пособия при увольнении с военной службы). Таким образом, вид социального обеспечения военнослужащих и членов их семей может рассматриваться как социальное предоставление в денежной или натуральной форме, а также в форме услуг либо льгот, осуществляемое за счет средств федерального бюджета с учетом различных социально значимых обстоятельств (продолжительность службы, тяжесть повреждения здоровья и др.) в установленном законодательством размере (объеме) и предназначенное для защиты указанной категории граждан от социального риска и компенсации его последствий.

Bibliography

Andreev V. S. Social'noe obespechenie v SSSR. M., 1971. Arakcheev V. S. Teoreticheskie i prakticheskie voprosy obsh'ej chasti prava social'nogo obespecheniya. Tomsk, 2001. Barkov A. V. Rynok social'nyh uslug: problemy pravovogo regulirovaniya: Avtoref. dis. ... d-ra yurid. nauk. M., 2008. Beschastnova L. V. Administrativno-pravovoe regulirovanie gosudarstvennyh uslug: Avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. Saratov, 2008. Fedorova M. Yu. Teoreticheskie problemy pravovogo regulirovaniya social'nogo strahovaniya. Omsk, 2003. Grazhdanskoe pravo: Uchebnik. T. 1 / Otv. red. A. P. Sergeev, Yu. K. Tolstoj. M., 2003. Ivanova R. I. Pravootnosheniya po social'nomu obespecheniyu v SSSR. M., 1986. Kim E. V. Voprosy obsh'ego ucheniya ob obyazatel'stvah po okazaniyu uslug: Avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. SPb., 2007. Krylatyh E. G. L'goty v sovetskom prave social'nogo obespecheniya: Avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. M., 1989. Machul'skaya E. E. Pravo social'nogo obespecheniya v usloviyah rynochnoj ekonomiki: teoriya i praktika pravovogo regulirovaniya: Avtoref. dis. ... d-ra yurid. nauk. M., 2000. Mal'ko A. V. L'gotnaya i poosh'ritel'naya pravovaya politika. SPb., 2004. Morozova I. S. Teoriya pravovyh l'got: Avtoref. dis. ... d-ra yurid. nauk. Saratov, 2007. Pashkova G. G. L'goty v prave social'nogo obespecheniya: Avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. Tomsk, 2004. Potapenko V. S. Pravovoe regulirovanie social'noj uslugi v sfere obrazovaniya: Avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. M., 2009. Pravo social'nogo obespecheniya: Uchebnik / Pod red. M. V. Filippovoj. M., 2006. Rogachev D. I. Metod prava social'nogo obespecheniya: Dis. ... kand. yurid. nauk. M., 2002. Sannikova L. V. Uslugi v grazhdanskom prave Rossii. M., 2006. Shajhatdinov V. Sh. Pravo social'nogo obespecheniya v Rossijskoj Federacii: Ucheb. posobie. Vyp. 2. Ekaterinburg, 1996. Zaharov M. L., Tuchkova Eh. G. Pravo social'nogo obespecheniya Rossii. M., 2004.

Название документа