Лучше деньги в руках, чем долгое ожидание квартиры (комментарий к Федеральному закону от 16 октября 2012 года N 169-ФЗ)

(Корякин В. М.) ("Право в Вооруженных Силах", 2013, N 2) Текст документа

ЛУЧШЕ ДЕНЬГИ В РУКАХ, ЧЕМ ДОЛГОЕ ОЖИДАНИЕ КВАРТИРЫ (КОММЕНТАРИЙ К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ ОТ 16 ОКТЯБРЯ 2012 ГОДА N 169-ФЗ)

В. М. КОРЯКИН

Корякин В. М., доктор юридических наук.

В статье дается комментарий к Федеральному закону от 16 октября 2012 г. N 169-ФЗ "О внесении дополнений в статью 23.2 Федерального закона "О ветеранах", согласно которому ветеранам боевых действий предоставлена возможность получения денежной выплаты на приобретение жилья.

Ключевые слова: ветеран боевых действий, меры социальной поддержки ветеранов, жилищное обеспечение ветеранов, денежная выплата на приобретение жилья.

Better than money in the hands of, the long wait for an apartment (commentary to the Federal law from October 16, 2012. no. 169-FZ) V. M. Koryakin

The article gives a commentary to the Federal law of October 16, 2012. no. 169-FZ "On amendments to article 23.2 of the Federal law "On veterans", according to which the veterans of military operations given the opportunity to receive cash payments for the purchase of housing.

Key words: a veteran of the fighting, the measures of social support of veterans, housing for veterans, the cash payment for the purchase of housing.

Российское государство в последнее десятилетие достаточно последовательно проводит политику по замене льгот и социальных гарантий, предоставляемых ранее в "натуральном" виде, денежными выплатами. Наиболее радикальная реформа в данной сфере произошла с принятием Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, вошедшего в историю как Закон о монетизации льгот. При этом в одних случаях социальные гарантии в безусловном порядке были заменены денежными выплатами, в других случаях получателям предоставлено право выбора - получать деньги или меры социальной поддержки в натуральном виде. Коснулась данная тенденция и сферы жилищного обеспечения различных категорий граждан, включая военнослужащих и ветеранов. Так, с 1998 г. действует система жилищного обеспечения военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, путем получения и реализации государственных жилищных сертификатов (ГЖС). При этом участие в данной системе является добровольным. С 2005 г. вступила в действие накопительно-ипотечная система жилищного обеспечения, которая для военнослужащих, поступивших на военную службу после 1 января 2005 г., является единственной формой жилищного обеспечения. Права выбора - получить квартиру в готовом виде или путем использования накоплений на именном счете - у данных военнослужащих нет, они могут решать свою жилищную проблему только за счет денежных средств, выделенных им государством. С 1 января 2011 г. право на получение единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения получили граждане, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 г. были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (п. 2.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих"). При этом за указанными гражданами сохранено право выбора - получать данную денежную выплату либо жилое помещение в собственность бесплатно либо по договору социального найма. Коснулась данная тенденция и отдельных категорий ветеранов. Так, согласно п. 3.1 Федерального закона "О ветеранах" ветераны Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на жилищный учет до 1 января 2005 г., имеют право (по их письменному заявлению) на жилищное обеспечение путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (Минрегионом России). Данная практика получила свое дальнейшее развитие в отношении других категорий ветеранов с принятием Федерального закона от 16 октября 2012 г. N 169-ФЗ "О внесении дополнений в статью 23.2 Федерального закона "О ветеранах". Согласно внесенным дополнениям граждане, перечисленные в подп. 3 п. 3 ст. 23.2 Федерального закона "О ветеранах", признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий и вставшие на учет до 1 января 2005 г. (инвалиды и ветераны боевых действий, военнослужащие и лица, к ним приравненные, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), а также члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, члены семей военнослужащих и лиц, к ним приравненных, погибших в плену, признанных в установленном порядке пропавшими без вести в районах боевых действий), могут быть обеспечены жильем путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения. Данная выплата осуществляется при наличии волеизъявления указанных граждан, выраженного в поданном ими письменном заявлении в орган, осуществляющий их жилищный учет. До сих пор указанные граждане, как известно, могли рассчитывать на обеспечение жилыми помещениями только в натуральном выражении за счет денежных средств, выделяемых субъектам Российской Федерации из федерального бюджета. Как показала практика, данный единственный способ жилищного обеспечения оказался малоэффективным. Ветераны годами вынуждены ждать положенного им по закону жилья. С принятием вышеназванного Закона у ветеранов боевых действий появилась альтернатива получить "живые" деньги и с их помощью самостоятельно решить жилищную проблему. Правда, смущает весьма скромный размер единовременной денежной выплаты. Он, согласно указанному Федеральному закону, определяется исходя из общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой Минрегионом России, т. е. государство берет на себя расходы на приобретение лишь 18 квадратных метров общей площади жилого помещения, остальное ветеран должен доплачивать за счет собственных средств. Исходя из средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации, установленной на третий квартал 2012 г. Приказом Минрегиона России от 7 июня 2012 г. N 225, нами произведены соответствующие расчеты размера данной выплаты (см. приложение к настоящей статье). Судя по полученным результатам, бюджетных денежных средств может хватить лишь на однокомнатную квартиру. Но в любом случае вышеназванный Закон заслуживает положительной оценки, поскольку предоставляет ветеранам право выбора варианта решения своей жилищной проблемы.

Приложение

РАЗМЕРЫ единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, предоставляемой отдельным категориям ветеранов (по состоянию на третий квартал 2012 г.)

в рублях

N Наименование субъекта Стоимость Размер единовременной п/п Российской Федерации одного выплаты квадратного метра жилья Для ветеранов Для <1> Великой ветеранов Отечественной боевых войны и действий и приравненных к приравненных ним лиц к ним лиц

Центральный федеральный округ

1 Белгородская область 28350 1020600 510300

2 Брянская область 26850 966600 483300

3 Владимирская область 29900 1076400 538200

4 Воронежская область 28650 1031400 515700

5 Ивановская область 26750 963000 481500

6 Калужская область 35250 1269000 634500

7 Костромская область 27750 999000 499500

8 Курская область 23850 858600 429300

9 Липецкая область 27850 1002600 501300

10 Московская область 46500 1674000 837000

11 Орловская область 25300 910800 455400

12 Рязанская область 30050 1081800 540900

13 Смоленская область 28000 1008000 504000

14 Тамбовская область 24500 882000 441000

15 Тверская область 34850 1254600 627300

16 Тульская область 30250 1089000 544500

17 Ярославская область 32150 1157400 578700

18 г. Москва 88700 3193200 1596600

Северо-Западный федеральный округ

19 Республика Карелия 37200 1339200 669600

20 Республика Коми 33600 1209600 604800

21 Архангельская область 35850 1290600 645300

22 Вологодская область 32250 1161000 580500

23 Калининградская область 31050 1117800 558900

24 Ленинградская область 38750 1395000 697500

25 Мурманская область 32750 1179000 589500

26 Новгородская область 29600 1065600 532800

27 Псковская область 30550 1099800 549900

28 Ненецкий автономный 49450 1780200 890100 округ

29 г. Санкт-Петербург 51950 1870200 935100

Южный федеральный округ

30 Республика Адыгея 23850 858600 429300 (Адыгея)

31 Республика Калмыкия 22550 811800 405900

32 Краснодарский край 33650 1211400 605700

33 Астраханская область 25050 901800 450900

34 Волгоградская область 31100 1116000 558000

35 Ростовская область 33000 1188000 594000

Северо-Кавказский федеральный округ

36 Республика Дагестан 24800 892800 446400

37 Республика Ингушетия 21950 790200 395100

38 Кабардино-Балкарская 26600 957600 478800 Республика

39 Карачаево-Черкесская 20700 745200 372600 Республика

40 Республика Северная 25900 932400 466200 Осетия - Алания

41 Чеченская Республика 21050 757800 378900

42 Ставропольский край 24500 882000 441000

Приволжский федеральный округ

43 Республика Башкортостан 28650 1031400 515700

44 Республика Марий Эл 29000 1044000 522000

45 Республика Мордовия 28700 1033200 516600

46 Республика Татарстан 28150 1013400 506700 (Татарстан)

47 Удмуртская Республика 30450 1096200 548100

48 Чувашская Республика - 27950 1006200 503100 Чувашия

49 Пермский край 30850 1110600 555300

50 Кировская область 28700 1033200 516600

51 Нижегородская область 35450 1276200 638100

52 Оренбургская область 27600 993600 496800

53 Пензенская область 27050 973800 489900

54 Самарская область 28650 1031400 515700

55 Саратовская область 29000 1044000 522000

56 Ульяновская область 28700 1033200 516600

Уральский федеральный округ

57 Курганская область 26850 966600 483300

58 Свердловская область 37500 1350000 675000

59 Тюменская область 34850 1254600 627300

60 Челябинская область 29050 1045800 522900

61 Ханты-Мансийский 38150 1373400 686700 автономный округ - Югра

62 Ямало-Ненецкий 42000 1512000 756000 автономный округ

Сибирский федеральный округ

63 Республика Алтай 31250 1125000 562500

64 Республика Бурятия 28350 1020600 510300

65 Республика Тыва 30550 1099800 549900

66 Республика Хакасия 27250 981000 490500

67 Алтайский край 28150 1013400 506700

68 Забайкальский край 29550 1063800 531900

69 Красноярский край 32600 1173600 586800

70 Иркутская область 33800 1216800 608400

71 Кемеровская область 28650 1031400 515700

72 Новосибирская область 34000 1224000 612000

73 Омская область 28150 1013400 506700

74 Томская область 31850 1146600 573300

Дальневосточный федеральный округ

75 Республика Саха 41700 1501200 750600 (Якутия)

76 Камчатский край 39600 1425600 712800

77 Приморский край 41650 1499400 749700

78 Хабаровский край 40250 1449000 724500

79 Амурская область 35850 1290600 645300

80 Магаданская область 35850 1290600 645300

81 Сахалинская область 46600 1677600 838800

82 Еврейская автономная 27150 977400 488700 область

83 Чукотский автономный 30100 1083600 541800 округ

-------------------------------- <1> Установлена Приказом Минрегиона России от 7 июня 2012 г. N 225.

------------------------------------------------------------------

Название документа