Некоторые вопросы получения пенсии, причитавшейся военному пенсионеру и оставшейся недополученной в связи с его смертью, членами его семьи
(Исаев М. М.) ("Право в Вооруженных Силах", 2012, N 12) Текст документаНЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПОЛУЧЕНИЯ ПЕНСИИ, ПРИЧИТАВШЕЙСЯ ВОЕННОМУ ПЕНСИОНЕРУ И ОСТАВШЕЙСЯ НЕДОПОЛУЧЕННОЙ В СВЯЗИ С ЕГО СМЕРТЬЮ, ЧЛЕНАМИ ЕГО СЕМЬИ
М. М. ИСАЕВ
Исаев М. М., кандидат юридических наук.
Анализируются проблемы, с которыми членам семьи умершего военного пенсионера приходится сталкиваться на практике при получении пенсии, причитавшейся военному пенсионеру и оставшейся недополученной в связи с его смертью.
Ключевые слова: военнослужащий, смерть, пенсии, члены семьи.
Some questions a pension owed to retired military personnel and the remainder in lost due to his death, members of his family M. M. Isaev
Analyzes the challenges that family members of the deceased military retiree encountered in practice when receiving pensions owed to retired military personnel and the remainder in lost due to his death.
Key words: soldier, death, retirement, family members.
Указанная тема была выбрана автором не случайно. Поводом к написанию настоящей статьи послужили проблемы, с которыми членам семьи умершего военного пенсионера приходится сталкиваться на практике при получении пенсии, причитавшейся военному пенсионеру и оставшейся недополученной в связи с его смертью. Это связано прежде всего с отсутствием на законодательном уровне четко регламентированного порядка получения указанной пенсии. Вместе с тем неопределенность создают сами нормы, закрепляющие право и условия получения пенсий членами семьи умершего военного пенсионера. 1. Правовое регулирование получения пенсии, причитавшейся пенсионеру и оставшейся недополученной в связи с его смертью. В связи с вышеизложенным, прежде чем говорить о порядке получения пенсии, причитавшейся военному пенсионеру и оставшейся недополученной в связи с его смертью, следует рассмотреть правовые нормы, непосредственно закрепляющие право и условия получения указанной пенсии членами семьи умершего военного пенсионера и лицами, находившимися на его иждивении. Вопрос получения пенсии, причитавшейся военному пенсионеру и оставшейся недополученной в связи с его смертью, членами его семьи и лицами, находившимися на его иждивении, регламентируется, в частности, следующими правовыми нормами: - ст. ст. 58, 63 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее - Закон); - ст. 1183 Гражданского кодекса Российской Федерации. В соответствии со ст. 63 Закона сумма пенсии, причитавшаяся пенсионеру из числа лиц, указанных в ст. 1 Закона, и членам его семьи и оставшаяся недополученной в связи с его смертью, выплачивается членам семьи умершего пенсионера, если они производили его похороны, без включения этих сумм в состав наследства. В других случаях сумма пенсии, недополученная пенсионером в связи со смертью, выплачивается его наследникам на общих основаниях, установленных гражданским законодательством Российской Федерации. Как мы видим, в ст. 63 Закона определены состав получателей пенсии, причитавшейся военному пенсионеру и оставшейся недополученной в связи с его смертью, а также условия получения указанной пенсии. К субъектам, имеющим право на получение указанной пенсии, Закон относит членов семьи умершего пенсионера, но не раскрывает их состав. По мнению автора настоящей статьи, отсутствие регламентированного перечня членов семьи умершего пенсионера, которые имеют право на получение пенсии, причитавшейся военному пенсионеру и оставшейся недополученной в связи с его смертью, не позволяет правоприменителю однозначно установить круг лиц, имеющих право на получение указанной пенсии, так как в различных отраслях законодательства закреплены разные составы членов семьи. Возникает вполне закономерный вопрос: какой нормой права следует руководствоваться при определении состава членов семьи в данном случае? К примеру, Закон четко регламентирует состав членов семьи умерших (погибших) лиц, указанных в ст. 1 Закона, имеющих право на пенсию по случаю потери кормильца (ст. 29 Закона). Такое право имеют нетрудоспособные члены семьи умерших (погибших) лиц, указанных в ст. 1 Закона, состоявшие на их иждивении. Независимо от нахождения на иждивении кормильца пенсия назначается: нетрудоспособным детям; нетрудоспособным родителям и супругу, если они после смерти кормильца утратили источник средств к существованию; нетрудоспособным родителям и супругам лиц, умерших вследствие причин, указанных в п. "а" ст. 21 Закона; супругу или одному из родителей либо дедушке, бабушке, брату или сестре независимо от возраста и трудоспособности, если он (она) занят уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 14-летнего возраста, и не работает. Немного иной перечень членов семьи военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, установлен в п. 5 ст. 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих". К ним относятся: супруга (супруг); несовершеннолетние дети; дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет; дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения; лица, находящиеся на иждивении военнослужащих. Семейный кодекс Российской Федерации определяет следующий субъектный состав семейных правоотношений: супруги, родители, дедушки, бабушки, внуки, родные братья и сестры, отчим, мачеха, пасынок, падчерица, а в отдельных случаях - иные лица, прямо указанные в законодательстве (опекуны, попечители, приемные родители, фактические воспитатели, лица, находящиеся на иждивении, и др.). Жилищный кодекс Российской Федерации к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относит проживающих совместно с ним его супруга (супругу), а также детей и родителей данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке (п. 1 ст. 69 Жилищного кодекса Российской Федерации). По мнению автора, к членам семьи военного пенсионера, имеющим право на получение начисленной ему пенсии, могут быть отнесены лица, указанные в п. 5 ст. 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих". Такая позиция обосновывается тем, что социальные гарантии и компенсации, к которым, по мнению автора статьи, относятся в том числе и социальные гарантии в области пенсионного обеспечения, предусмотренные Федеральным законом "О статусе военнослужащих", федеральными конституционными законами и федеральными законами, устанавливаются членам семей лиц, уволенных с военной службы, указанным в п. 5 ст. 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих" <1>. -------------------------------- <1> При этом согласно положениям п. 5 ст. 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих" социальные гарантии и компенсации, предусмотренные названным Федеральным законом и федеральными законами для военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, могут быть распространены на других лиц и членов их семей указами Президента Российской Федерации.
По общему правилу п. 5 ст. 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих" является специальной нормой в регулировании общественных отношений по реализации социальных гарантий и компенсаций военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей по отношению к п. 1 ст. 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, Семейному кодексу Российской Федерации, п. 1 ст. 1183 Гражданского кодекса Российской Федерации. В этой связи применение понятия состава членов семьи, содержащегося в п. 5 ст. 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих", при реализации на практике положений ст. 63 Закона является вполне логичным, так как иного перечня членов семьи применительно к данной статье Закона, к сожалению, в самом Законе не содержится. В то же время применение понятия состава членов семьи, содержащегося в п. 5 ст. 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих", в процессе реализации положений ст. 63 Закона существенно ограничило бы круг лиц, которые, если бы они производили похороны умершего военного пенсионера, имели бы право на получение причитавшейся ему пенсии, оставшейся недополученной в связи с его смертью. Однако такая ситуация не будет стимулировать указанных выше граждан на то, чтобы производить похороны умершего военного пенсионера. По мнению автора статьи, законодатель ввел положения ст. 63 Закона в такой интерпретации в целях способствования участию в организации и проведении похорон большего числа лиц, имеющих какое-либо отношение к умершему пенсионеру, чтобы надлежащим образом обеспечить его похороны. По указанной выше причине правом на получение пенсии, причитавшейся военному пенсионеру и оставшейся недополученной в связи с его смертью, целесообразно наделить больший круг лиц, производивших его похороны, а именно его супруга (супругу), детей и родителей, лиц, находившихся на его иждивении, других родственников, вне зависимости от того, проживали они совместно с пенсионером или нет, а также иных лиц, если они проживали совместно с пенсионером и являлись членами его семьи. Однако следует сказать, что на практике пенсионные органы и иные лица, принимающие участие в предоставлении пенсии, причитавшейся военному пенсионеру и оставшейся недополученной в связи с его смертью, членам его семьи, руководствуются исключительно положениями ст. 1183 Гражданского кодекса Российской Федерации. Такая ситуация сложилась в связи с отсутствием четко регламентированного порядка получения пенсии членами семьи умершего военного пенсионера в рамках ст. 63 Закона. Согласно п. 1 ст. 1183 Гражданского кодекса Российской Федерации право на получение подлежавших выплате наследодателю, но не полученных им при жизни по какой-либо причине сумм заработной платы и приравненных к ней платежей, пенсий, стипендий, пособий по социальному страхованию, возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью, алиментов и иных денежных сумм, предоставленных гражданину в качестве средств к существованию, принадлежит проживавшим совместно с умершим членам его семьи, а также его нетрудоспособным иждивенцам независимо от того, проживали они совместно с умершим или не проживали. В данном случае основным критерием отнесения лиц к членам семьи умершего пенсионера является факт совместного проживания с ним. Представляется, что состав членов семьи, указанный в п. 1 ст. 1183 Гражданского кодекса Российской Федерации, практически идентичен составу членов семьи, содержащемуся в п. 1 ст. 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, за исключением нетрудоспособных иждивенцев умершего пенсионера, не проживавших совместно с ним до его смерти. Из этого следует, что лица, которые совместно не проживали с умершим пенсионером (не были зарегистрированы по месту жительства в жилом помещении, в котором был зарегистрирован умерший пенсионер), хотя и являются его родственниками, заботились о военном пенсионере и произвели его похороны, не имеют права на получение пенсии, подлежащей выплате умершему пенсионеру, но не полученной им при жизни. Таким образом, по мнению автора статьи, вопросы о том, кого следует считать членами семьи умершего военного пенсионера (наследодателя) в рамках ст. 63 Закона и ст. 1183 Гражданского кодекса Российской Федерации и какой нормой при этом необходимо руководствоваться, остаются открытыми до настоящего времени. Далее необходимо продолжить разбор положений ст. 63 Закона и раскрыть такое условие получения пенсии, причитавшейся военному пенсионеру и оставшейся недополученной в связи с его смертью, как произведение похорон умершего пенсионера. Что законодатель подразумевал под произведением похорон умершего военного пенсионера, остается неясным, однако в рамках ст. 63 Закона только при условии, что члены семьи умершего пенсионера производили его похороны, у них возникает право на получение пенсии, причитавшейся пенсионеру и оставшейся недополученной в связи с его смертью. Согласно Толковому словарю живого великорусского языка В. Даля "производить, произвести или произвесть что-то" означает "творить, созидать, создавать, чинить, делать, совершать, рождать, ждать, быть причиной чего-то" <2>. -------------------------------- <2> Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. СПб., 1863 - 1866.
В Рекомендациях о порядке похорон и содержании кладбищ в Российской Федерации похороны определяются как обряд погребения останков или праха <3>. -------------------------------- <3> Рекомендации о порядке похорон и содержании кладбищ в Российской Федерации МДК 11-01.2002 (рекомендованы Протоколом НТС Госстроя России от 25 декабря 2001 г. N 01-НС-22/1). Текст документа приводится по официальному изданию Госстроя России (Москва, 2002 г.).
Погребение, в свою очередь, - это обрядовые действия по захоронению тела (останков) человека после его смерти. Погребение может осуществляться путем предания тела (останков) умершего земле (захоронение в могилу, склеп), огню (кремация с последующим захоронением урны с прахом), воде (захоронение в воду) <4>. -------------------------------- <4> Там же.
Церемония похорон включает в себя совокупность обрядов омовения и подготовки к похоронам, траурного кортежа, прощания и панихиды, переноса останков к месту погребения, захоронения останков (или праха после кремации), поминовения. Согласно Рекомендациям о порядке похорон и содержании кладбищ под участниками погребения понимается группа лиц, непосредственно участвующая в похоронах и включающая в себя взявших на себя обязанности проведения погребения близких родственников, друзей, сослуживцев, соседей, священников, певчих и др. Таким образом, под произведением похорон в широком смысле понимаются обрядовые действия по захоронению тела (останков) человека после его смерти, которые состоят из обрядов омовения и подготовки к похоронам, траурного кортежа, прощания и панихиды, переноса останков к месту погребения, захоронения останков (или праха после кремации), поминовения. К лицам, производящим похороны, с учетом вышеизложенного, относятся лица, непосредственно участвующие в обряде омовения и подготовки к похоронам, траурном кортеже, прощании и панихиде, переносе останков к месту погребения, захоронении останков (или праха после кремации), поминовении, взявшие на себя обязанности проведения погребения, родственники умершего и иные лица. Сопоставляя вышеизложенное с положениями ст. 63 Закона, можно сделать вывод, что пенсия, причитавшаяся пенсионеру и оставшаяся недополученной в связи с его смертью, выплачивается членам семьи умершего пенсионера, если они принимали непосредственное участие в произведении одного из вышеперечисленных обрядов. В таком случае возникает очередной вопрос: каким образом доказать, что члены семьи умершего (погибшего) пенсионера производили его похороны (принимали непосредственное участие в произведении одного из похоронных обрядов)? Наиболее рациональным решением указанной проблемы, по мнению автора статьи, является представление в пенсионные органы соответствующих документов, подтверждающих произведение похорон пенсионера членами его семьи. К таким документам, в частности, могут относиться квитанции и чеки об оплате ритуальных услуг и расходов на погребение. По мнению Ю. В. Беляниновой, изложенному в комментарии к Закону под редакцией Т. С. Гусевой, "...в том случае, если похороны пенсионера произведены за счет государства или расходы на погребение не подтверждены соответствующими документами либо оплата ритуальных услуг была произведена в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 1994 г. N 460 "О нормах расходов денежных средств на погребение погибших (умерших) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы (службы), а также на изготовление и установку надгробных памятников", то члены семьи умершего не имеют право на получение пособия на погребение, а также на получение сумм пенсии, недополученных пенсионером в связи со смертью" <5>. -------------------------------- <5> Белянинова Ю. В. Комментарий к Закону Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" / Под ред. Т. С. Гусевой // СПС "Гарант".
В данном случае под произведением похорон членами семьи умершего пенсионера понимается оплата ими расходов на погребение либо оплата ритуальных услуг. При этом все расходы должны быть подтверждены соответствующими документами. Автор статьи не совсем согласен с мнением Ю. В. Беляниновой, так как организация и произведение похорон заключаются не только в оплате расходов на погребение либо оплате ритуальных услуг, но и в других действиях, которые были перечислены выше. Однако, с учетом сложности доказывания факта произведения похорон умершего пенсионера членами его семьи, документы, подтверждающие оплату расходов на его погребение либо оплату ритуальных услуг, могут являться единственным подтверждением произведения похорон. 2. Порядок выплаты (получения) пенсии, причитавшейся пенсионеру и оставшейся недополученной в связи с его смертью, членам его семьи и лицам, находившимся на его иждивении. Общий порядок выплаты пенсий лицам, проходившим военную службу, и членам их семей, регламентирован в ст. 56 Закона, где указано, что выплата пенсий производится по месту жительства или месту пребывания пенсионеров в пределах территории Российской Федерации пенсионными органами федеральных органов исполнительной власти через соответствующие учреждения (филиалы) Сберегательного банка Российской Федерации путем зачисления соответствующих сумм во вклады либо перевода соответствующих сумм через организации федеральной почтовой связи. Порядок выплаты пенсий определяется соглашениями, заключаемыми между соответствующими федеральными органами исполнительной власти и Сберегательным банком Российской Федерации. Однако порядок получения пенсии членами семьи умершего пенсионера и лицами, находившимися на его иждивении, в рамках ст. 1183 Гражданского кодекса Российской Федерации и ст. ст. 56, 63 Закона совсем иной и на практике вызывает определенные затруднения, связанные с изложенными выше причинами. По мнению автора статьи, до сих пор остается спорным вопрос о том, относится ли порядок получения пенсии, начисленной умершему пенсионеру, но неполученной в связи с его смертью, членами его семьи до момента включения указанных сумм в состав наследства к наследственным правоотношениям или не относится к таковым, а является специальным порядком перехода имущественных прав умершего гражданина к другим лицам. К примеру, согласно положениям Научно-практического комментария к Гражданскому кодексу Российской Федерации под редакцией Т. Е. Абовой, "...до включения указанных сумм <6> в состав наследства (при соблюдении условий п. 3 ст. 1183 ГК) наследственного правопреемства не возникает. Таким образом, в п. п. 1, 2 ст. 1183 ГК предусмотрены специальные основания перехода имущественных прав умершего гражданина к другим лицам" <7>. -------------------------------- <6> В данном случае имеются в виду суммы, указанные в п. 1 ст. 1183 Гражданского кодекса Российской Федерации. ------------------------------------------------------------------ КонсультантПлюс: примечание. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части третьей (под ред. Т. Е. Абовой, М. М. Богуславского, А. Г. Светланова) включен в информационный банк согласно публикации - Юрайт, 2004. ------------------------------------------------------------------ <7> Научно-практический комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации: В 2 т. / Под ред. Т. Е. Абовой, М. М. Богуславского, А. Г. Светланова. 6-е изд., перераб. и доп. М., 2011. Т. 2. Части III, IV ГК Российской Федерации.
В соответствии с Учебно-практическим комментарием к ст. 1183 Гражданского кодекса Российской Федерации (комментарий под редакцией А. П. Сергеева) "...социальные выплаты не включаются в состав наследства и не наследуются, а потому в отношении их не применяются правила о наследовании по завещанию и по закону. Право на их посмертное получение по самостоятельному (иному, чем наследование) основанию имеют две категории граждан: а) члены семьи умершего, проживавшие с ним совместно; б) нетрудоспособные иждивенцы умершего независимо от места их проживания (п. 1 ст. 1183). Таким образом, в п. 1 ст. 1183 закреплено два альтернативных критерия - принадлежность к числу членов семьи (умершего) и совместность проживания с ним (неважно, как долго), а также наличие факта нетрудоспособности и нахождение на иждивении умершего (независимо от места проживания). Следует подчеркнуть, что речь идет не только о лицах из числа наследников (по завещанию или по закону), но и о иных удовлетворяющих названным критериям лицах; говоря иначе, принадлежность лиц, имеющих право на получение социальных выплат, к числу наследников по завещанию и (или) по закону значения не имеет, так как в п. 1 ст. 1183 речь идет не о наследовании" <8>. -------------------------------- <8> Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть третья: Учебно-практический комментарий / Е. Н. Абрамова [и др.]; под ред. А. П. Сергеева. М., 2011.
В Учебно-практическом комментарии к ст. 1183 Гражданского кодекса Российской Федерации (комментарий под редакцией С. А. Степанова) говорится следующее: "...статья 1183 ГК Российской Федерации ограничивает права наследников, поскольку в силу прямого указания закона допускается возможность исключения из состава наследства права на получение денежных средств, принадлежавших наследодателю" <9>. -------------------------------- ------------------------------------------------------------------ КонсультантПлюс: примечание. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (учебно-практический). Части первая, вторая, третья, четвертая (под ред. С. А. Степанова) включен в информационный банк согласно публикации - Проспект, Институт частного права, 2009 (2-е издание, переработанное и дополненное). ------------------------------------------------------------------ <9> Алексеев С. С., Васильев А. С., Голофаев В. В. и др. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (учебно-практический). Части первая, вторая, третья, четвертая / Под ред. С. А. Степанова. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2010.
В связи с вышеизложенным можно сделать вывод, что все из вышеперечисленных авторов комментариев к ст. 1183 Гражданского кодекса Российской Федерации придерживаются мнения, что до включения сумм, указанных в п. 1 ст. 1183 Гражданского кодекса Российской Федерации, в состав наследства наследственного правопреемства не возникает. Таким образом, в п. п. 1, 2 ст. 1183 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрены специальные основания перехода имущественных прав умершего гражданина к другим лицам, которые находятся вне рамок наследственного правопреемства. Согласно п. 2 ст. 1183 названного Кодекса требования о выплате пенсии, причитавшейся военному пенсионеру и оставшейся недополученной в связи с его смертью, должны быть предъявлены обязанным лицам в течение четырех месяцев со дня открытия наследства (смерти пенсионера). При этом под обязанными лицами понимаются лица, на которых ст. 56 Закона возложены обязанности по выплате пенсии. Порядок получения пенсии, начисленной умершему пенсионеру, но не полученной в связи с его смертью, членами его семьи в порядке наследования аналогичен порядку получения наследственного имущества. Члены семьи умершего пенсионера обращаются с заявлением к нотариусу за получением пенсии, начисленной пенсионеру, но не полученной им в связи со смертью, а также другого имущества, указанного в п. 1 ст. 1183 Гражданского кодекса Российской Федерации, в том числе в случае, если ими в четырехмесячный срок не были предъявлены требования о выплате указанных сумм к обязанным лицам. К заявлению прилагаются документы, подтверждающие: факт родства с умершим пенсионером (свидетельство о рождении, копия паспорта, справки из органов ЗАГС и т. д.); факт проживания с умершим пенсионером до его смерти (выписки из домовой книги, выписки из финансово-лицевого счета, копии паспорта с отметкой о регистрации по месту жительства и т. д.); факт нахождения на иждивении пенсионера до его смерти; факт произведения его похорон (квитанции, чеки и т. д.), хотя для нотариуса последнее не является обязательным. Далее нотариус, руководствуясь положениями гл. XI Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-1, открывает наследство, принимает заявления лиц, обратившихся за получением подлежавших выплате наследодателю, но не полученных им при жизни по какой-либо причине сумм заработной платы и приравненных к ней платежей, пенсий, стипендий, пособий по социальному страхованию, возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью, алиментов и иных денежных сумм, предоставленных гражданину в качестве средств к существованию. Указанные выше денежные суммы зачисляются на депозит нотариуса или остаются на счете в банке. После проверки всех документов, поданных нотариусу, денежные средства, находящиеся на депозите нотариуса или на счете в банке, подлежат перечислению на счет членов семьи умершего наследодателя (пенсионера) или лиц, находившихся на его иждивении, указанных в п. 1 ст. 1183 Гражданского кодекса Российской Федерации и ст. 63 Закона. Таким образом, на первый взгляд достаточно простой порядок получения пенсии, причитавшейся военному пенсионеру и оставшейся недополученной в связи с его смертью, членами его семьи в процессе его реализации на практике вызвал массу вопросов как теоретического, так и практического характера, которые представляют определенный интерес для дальнейшего их исследования.
------------------------------------------------------------------
Название документа