Актуальные вопросы пенсионного обеспечения и страхования иностранных граждан и лиц без гражданства

(Чирков С. А.) ("Трудовое право в России и за рубежом", 2012, N 3) Текст документа

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И СТРАХОВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА <*>

С. А. ЧИРКОВ

-------------------------------- <*> Chirkov S. A. Topical issues of pension security and insurance for foreign citizens and stateless persons. Научно-практическая конференция "Труд иностранцев в России: проблемы и перспективы правового регулирования" (19.04.2012, ИГП РАН).

Чирков Сергей Александрович, начальник Департамента Пенсионного фонда РФ по вопросам пенсионного обеспечения лиц, проживающих за границей, старший преподаватель кафедры трудового права и права социального обеспечения юридического факультета Академии труда и социальных отношений, кандидат юридических наук.

Рассматриваются вопросы осуществления обязательного пенсионного страхования и установления пенсий иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе с учетом его изменения с 1 января 2012 г. Особое внимание уделено проблеме права иностранных граждан и апатридов на трудовую пенсию. Выявляется роль международных договоров в порядке пенсионного обеспечения указанной категории лиц.

Ключевые слова: трудовая пенсия, пенсионное страхование, иностранные граждане, лица без гражданства, международный договор, пенсионное обеспечение.

It looks at questions concerning implementation of compulsory pension insurance and calculation of pensions to foreign citizens and stateless persons in accordance with the legislation of the Russian Federation, including its changes from 1 January 2012. Special attention is paid to the rights of foreign citizens and stateless persons to labour pensions. It reveals a role of international agreements in retirement provision for mentioned category of persons.

Key words: labour pension, pension insurance, foreign citizens, stateless persons, international agreement, retirement provision.

Современная действительность характеризуется нарастающим процессом глобализации. На наших глазах происходит интернационализация экономики и создается международный рынок труда. Открытость границ приводит к усилению процессов международной миграции населения. Ежегодно в нашу страну прибывает в целях осуществления трудовой деятельности большое количество иностранцев, также имеет место переселение в нашу страну на место жительства, в первую очередь из стран ближнего зарубежья, соотечественников пенсионного и предпенсионного возраста <1>. В связи с этим вопрос о праве иностранцев и апатридов на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством РФ имеет особую актуальность и практическую значимость. -------------------------------- <1> По данным Глобальной комиссии по международной миграции, Россия настолько активно включена в динамику миграции народонаселения, что за последнее десятилетие вышла на второе место в мире после США среди принимающих стран. См. подробнее: Хабриева Т. Я. Миграционное право России: теория и практика. М.: Юридическая фирма "Контракт", 2008. С. XII.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в РФ" (далее - Закон N 115-ФЗ), иностранным гражданином признается физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства, а лицом без гражданства - такое же лицо, но не имеющее указанного доказательства. Как видим, понятия "иностранный гражданин" и "лицо без гражданства" неидентичны, однако с точки зрения пенсионного законодательства России важен только общий для этих категорий лиц признак - отсутствие гражданства РФ <2>. -------------------------------- <2> В связи с этим в настоящей статье понятие "иностранный гражданин" включает в себя "лицо без гражданства"; лица, не имеющие гражданства РФ, могут именоваться в ней как иностранные граждане или иностранцы.

Базовыми законодательными актами, которые определяют условия пенсионного обеспечения, являются Федеральные законы от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в РФ" и от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" (далее - Закон N 166-ФЗ и Закон N 173-ФЗ). Закон N 173-ФЗ устанавливает основания возникновения и порядок реализации права на трудовые пенсии лиц, застрахованных в системе обязательного пенсионного страхования. Финансируются названные пенсии за счет средств работодателей, уплачиваемых в виде страховых взносов. Под действие данного Закона подпадает преобладающее количество пенсионеров: и нынешних, и будущих. Закон N 166-ФЗ регулирует отношения, связанные с установлением пенсий таким категориям граждан, как: федеральные государственные служащие; лица, пострадавшие от радиационных и техногенных катастроф; военнослужащие; участники Великой Отечественной войны; граждане, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда"; космонавты; работники летно-испытательного состава; нетрудоспособные граждане. Финансирование государственного пенсионного обеспечения производится за счет средств федерального бюджета. В указанных Законах закрепляется общее правило, согласно которому иностранцы и апатриды, постоянно проживающие в РФ, имеют право на пенсионное обеспечение на тех же условиях и основаниях, что и граждане нашей страны, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором. В литературе высказывается мнение о том, что предоставление иностранцам права на пенсионное обеспечение только при условии постоянного проживания не соответствует Конституции РФ. Так, в Комментарии к новому пенсионному законодательству <3> отмечается, что согласно п. 3 ст. 62 Конституции РФ иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в России правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором. На основании этого делается вывод, что право иностранных граждан и лиц без гражданства на пенсию должно связываться с нахождением в РФ, а не с постоянным или временным проживанием в ней. Кроме того, говорится, что в РФ работают на законных основаниях сотни тысяч иностранных граждан, все они подлежат обязательному пенсионному страхованию и за них уплачиваются обязательные пенсионные платежи. Они, как и граждане РФ, подвержены социальным рискам, и наступление страховых случаев для них - реальность. В связи с этим предлагается исправить допущенную ошибку путем внесения в законодательство изменений. И. В. Григорьев, используя ровно те же аргументы, заявляет, что установление в российском законодательстве дополнительного требования (постоянного проживания) для трудящихся мигрантов является недопустимым <4>. -------------------------------- <3> См.: Захаров М. Л., Савостьянова В. Б., Тучкова Э. Г. Комментарий к новому пенсионному законодательству. М.: ТК Велби, 2003. <4> См.: Григорьев И. В. Социальное обеспечение трудящихся мигрантов (правовые вопросы): Дис. ... к. ю.н. Екатеринбург, 2006. С. 123.

Не согласимся с таким мнением по следующим причинам. Во-первых, пенсионные законы предъявляют к иностранцам и апатридам точно такие же требования по соблюдению основных условий для назначения, например, трудовой пенсии по старости, к которым согласно ст. 7 Закона N 173-ФЗ относятся достижение пенсионного возраста и наличие пяти лет страхового стажа, как и к собственным гражданам: никаких повышенных требований к стажу или к возрасту для иностранцев не установлено. Во-вторых, п. 3 ст. 62 Конституции РФ, устанавливая принцип национального режима для иностранцев, определяет лишь самые общие положения их статуса, предоставив законодателю право устанавливать некоторые особенности при реализации данного принципа. В пенсионном законодательстве эта особенность выражается в том, что для назначения иностранцу в России пенсии требуется подтверждение его правовой связи с нашей страной (для гражданина РФ такая связь выражается в гражданстве). В качестве такого подтверждения законодателем определен факт постоянного проживания в России. Как отмечает Ю. В. Воронин, в пенсионном обеспечении реализация принципа национального режима возможна только во взаимосвязи с другим принципом - устойчивости правовой связи иностранца и апатрида с Россией, предоставление права на пенсию всем иностранцам и апатридам было бы полным абсурдом <5>. -------------------------------- <5> См.: Воронин Ю. В. Право иностранных граждан и лиц без гражданства на трудовую пенсию в РФ // Пенсия. 2002. N 11. С. 44.

Кстати, подобный подход применяется не только в пенсионном праве. В соответствии со ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, однако, например, многие иностранные граждане на основании Закона N 115-ФЗ могут осуществлять трудовую деятельность на территории РФ только на основании разрешения на работу. А некоторые виды деятельности являются закрытыми для них (муниципальная и государственная служба, работа в качестве командира воздушного судна гражданской авиации и др.). Иностранный гражданин не может быть нотариусом в РФ (ст. ст. 2 - 3 Основ законодательства РФ о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-1) или патентным поверенным (ст. 1247 Гражданского кодекса РФ). Статья 27 Конституции РФ закрепляет, что каждый, кто законно находится на территории РФ, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Вместе с тем в силу ст. 11 Закона N 115-ФЗ временно проживающий в РФ иностранный гражданин не вправе по собственному желанию изменять место своего проживания в пределах субъекта РФ, на территории которого ему разрешено временное проживание, или избирать место своего проживания вне пределов указанного субъекта РФ. В-третьих, следует учитывать один немаловажный фактор. Наличие требуемого страхового стажа является основополагающим юридическом фактом в сложном юридическом составе, необходимом для возникновения пенсионных правоотношений по поводу предоставления трудовых пенсий. Страховой стаж в ст. 2 Закона N 173-ФЗ определяется как учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в ПФР, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж. Вместе с тем на основании ст. 29 Закона N 173-ФЗ при применении его норм уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 г. приравнивается к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Из этого следует, что периоды работы до указанной даты на территории СССР (в любой республике), по законодательству которого все работники подлежали обязательному государственному социальному страхованию, учитываются при исчислении страхового стажа. Принимая во внимание изложенное, а также низкие стажевые требования, используемые в Законе N 173-ФЗ при назначении трудовой пенсии, предоставление права на пенсионное обеспечение иностранцам без учета их устойчивой правовой связи с нашей страной приведет к тому, что российская пенсия будет установлена огромному количеству лиц, работавших в период СССР хотя бы пять лет, которые при этом могли никогда не проживать на территории РСФСР. Речь может идти о населении целых государств, в отношениях с которыми у России не действуют международные договоры (например, Азербайджан). Понятно, что такая ситуация недопустима с точки зрения не только финансовых затрат, но и здравого смысла. В-четвертых, неясно, как можно осуществить привязку права на пенсию к нахождению на территории России. В законодательстве РФ об обязательном пенсионном страховании не содержатся нормы, определяющие, какой иностранный гражданин может считаться проживающим на территории нашей страны: вопросы определения его статуса относятся к предмету административного законодательства. Тем самым при рассмотрении вопроса о пенсионном обеспечении и страховании иностранных граждан также следует учитывать нормы Закона N 115-ФЗ, согласно которому выделяется три правовых режима законного нахождения иностранных граждан в нашей стране: временное пребывание, временное проживание, постоянное проживание. Временно проживающим в РФ иностранным гражданином признается лицо, получившее разрешение на временное проживание. Это разрешение подтверждает право иностранца или апатрида временно проживать в России до получения вида на жительство. Документом, выданным иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение его права на постоянное проживание в России, является вид на жительство. Временно пребывающим иностранцем является лицо, прибывшее в РФ на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание. Срок временного пребывания определяется сроком действия выданной иностранному гражданину визы. Срок временного пребывания иностранца, прибывшего в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяноста суток, за исключением случаев, предусмотренных названным Законом. Так, срок временного пребывания иностранного гражданина, прибывшего в нашу страну, заключившего трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг) и получившего разрешение на работу с соблюдением требований Закона N 115-ФЗ, может быть продлен на срок действия заключенного договора, но не более чем на один год, исчисляемый со дня въезда иностранца в нашу страну. Эти виды правового статуса заметно отличаются друг от друга по содержанию и не обеспечивают их владельцам одинаковых прав во многих областях. Априори не могут быть идентичными социальные права постоянно проживающего в РФ иностранца и лица, въехавшего по визе. Речь может идти о назначении пенсии иностранцам, приобретшим пенсионные права в РФ, не в связи с их нахождением в стране, а безотносительно их места жительства. Однако, по нашему убеждению, такие вопросы должны решаться посредством заключения международных договоров, а не национальным законодательством. В случае принятия РФ соответствующих международных обязательств по взаимной договоренности с другими государствами при пенсионировании иностранцев место жительства может не иметь значения. При этом в таком случае, учитывая, что международное право - это право равных (jus inter pares), необходимо, чтобы аналогичные обязательства по осуществлению пенсионного обеспечения граждан РФ приняло на себя и государство-контрагент. Примечательно, что с жалобами на ст. 3 Закона N 173-ФЗ как не предусматривающую право на трудовую пенсию для иностранных граждан, постоянно проживающих за пределами РФ, обращались в Конституционный Суд РФ (далее - КС РФ) ряд лиц, проживающих в Израиле. КС РФ в Определениях от 18 декабря 2007 г. N 961-О-О и от 24 июня 2008 г. N 429-О-О не нашел оснований для принятия таких жалоб к рассмотрению и высказал следующую позицию. Нормы ст. 3 Закона N 173-ФЗ направлены на реализацию права граждан РФ на пенсионное обеспечение и не могут рассматриваться как ограничивающие право иностранных граждан на пенсионное обеспечение по нормам российского законодательства. Эта статья носит гарантийный характер и сама по себе не затрагивает права иностранных граждан, проживающих за пределами РФ. Установление различных условий назначения трудовых пенсий для граждан РФ и иностранных граждан, а также лиц без гражданства не означает, что иностранцы и апатриды лишаются права на пенсионное обеспечение по нормам российского законодательства. Также КС РФ, заметив, что разрешение вопроса о предоставлении иностранным гражданам, постоянно проживающим за пределами РФ, права на трудовую пенсию связано с внесением изменений в действующее правовое регулирование, высказал мнение, что порядок их пенсионного обеспечения может быть закреплен в международном договоре между РФ и государством, на территории которого постоянно проживают указанные лица. Таким образом, полагаем, что нормативные положения о назначении пенсии иностранцам при условии постоянного проживания не противоречат Конституции РФ, а граждане РФ имеют оправданное преимущество перед иностранцами в вопросе определения права на пенсионное обеспечение по нормам российского законодательства. Ввиду ограниченного круга лиц, на который распространяется Закон N 166-ФЗ, а также того обстоятельства, что военную службу по призыву и федеральную государственную службу могут проходить исключительно граждане России (соответственно, ст. 2 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" и ст. 13 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе РФ"), данный Закон не может играть существенной роли при осуществлении пенсионного обеспечения иностранцев. В связи с этим уделим внимание праву иностранных граждан на пенсионное страхование и трудовую пенсию. Статья 3 Закона N 173-ФЗ определяет, что право на трудовую пенсию имеют лица, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" (далее - Закон N 167-ФЗ), при соблюдении определенных условий. При этом не конкретизируются виды трудовых пенсий, которые могут быть установлены иностранцам. Следовательно, в случае соответствия требованиям они будут иметь право на установление трудовой пенсии любого вида. Статья 5 Закона N 173-ФЗ закрепляет следующие виды трудовых пенсий: по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца. Также следует выделить досрочные трудовые пенсии по старости, предусмотренные ст. ст. 27 - 28 данного Закона. Учитывая изложенное, по общему правилу для приобретения и реализации права на трудовую пенсию иностранный гражданин должен: - иметь статус постоянно проживающего в РФ; - быть застрахованным в российской системе обязательного пенсионного страхования; - выполнить условия, необходимые для назначения трудовой пенсии конкретного вида и предусмотренные Законом N 173-ФЗ <6>. -------------------------------- <6> Условия приобретения права на трудовую пенсию (в зависимости от ее вида) предусматриваются ст. ст. 7, 8, 9, 27 и 28 Закона N 173-ФЗ.

Пунктом 16 Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в РФ" и "О государственном пенсионном обеспечении в РФ", утвержденного Постановлением Минтруда России и Пенсионного фонда РФ от 27 февраля 2002 г. N 16/19па, устанавливается, что в качестве документа, удостоверяющего личность, возраст, место жительства, принадлежность к гражданству иностранцев, постоянно проживающих на территории России, предъявляется вид на жительство, выданный органами внутренних дел РФ. Заметим, что решением от 1 июля 2003 г. N ГКПИ03-398 Верховный Суд РФ отказал в удовлетворении заявления Х. Л. о признании недействующим и не подлежащим применению абзаца 2 п. 16 указанного Перечня в части возложения обязанности предоставления вида на жительство на апатридов из числа граждан бывшего СССР при установлении пенсии. Кассационная коллегия Верховного Суда РФ Определением от 18 сентября 2003 г. N КАС03-407 оставила это решение без изменения и отметила, что "получение вида на жительство (то есть приобретение статуса постоянно проживающего на территории России) как условия для приобретения права на пенсию для этих лиц является обязательным в силу Закона". Аналогичная норма закреплена в п. 45 нового нормативного правового акта - Административного регламента предоставления Пенсионным фондом РФ государственной услуги по приему и регистрации заявлений граждан об установлении им пенсий в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в РФ" и "О государственном пенсионном обеспечении в РФ", утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 12 декабря 2011 г. N 1521н <7>, с уточнением, что вид на жительство выдается органом ФМС России. -------------------------------- <7> По состоянию на 1 апреля 2012 г. данный акт в силу не вступил.

У временно проживающего или временно пребывающего в РФ иностранного гражданина не может возникнуть право на пенсию вплоть до получения им вида на жительство. Застрахованными в системе обязательного пенсионного страхования признаются лица, подпадающие под действие Закона N 167-ФЗ, за которых или которыми уплачиваются страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, а именно: - работающие по трудовому договору, в том числе руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества, или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг <8>, по договору авторского заказа, а также авторы произведений, получающие выплаты и иные вознаграждения по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства; -------------------------------- <8> Здесь имеется исключение: не подлежат обязательному пенсионному страхованию лица, обучающиеся в образовательных учреждениях среднего профессионального, высшего профессионального образования по очной форме обучения и получающие выплаты за деятельность, осуществляемую в студенческом отряде по трудовым договорам или по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ и (или) оказание услуг.

- самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, адвокаты, занимающиеся частной практикой нотариусы); - являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств; - работающие за пределами территории РФ в случае уплаты страховых взносов в соответствии со ст. 29 Закона N 167-ФЗ, если иное не предусмотрено международным договором; - являющиеся членами семейных (родовых) общин малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования; - священнослужители; - иные категории граждан, у которых отношения по обязательному пенсионному страхованию возникают в соответствии с Законом N 167-ФЗ. В отношении иностранцев в ст. 7 Закона N 167-ФЗ изначально предусматривалось, что обязательному пенсионному страхованию подлежат "проживающие на территории РФ иностранные граждане и лица без гражданства". Следствием такой формулировки были разночтения в вопросе о том, каких именно иностранцев считать застрахованными - только имеющих статус постоянно проживающих в РФ или также и тех, кто временно проживает в нашей стране. С целью урегулирования данного вопроса Федеральным законом от 20 июля 2004 г. N 70-ФЗ в ст. 7 Закона N 167-ФЗ было внесено дополнение, закрепившее, что застрахованными лицами могут являться постоянно или временно проживающие на территории РФ иностранцы. Как отмечалось выше, Законом N 115-ФЗ предусматривается еще один вариант законного нахождения в РФ иностранного гражданина - временное пребывание. В прошедшее десятилетие, с момента вступления в силу Закона N 167-ФЗ, иностранцы, временно пребывающие и осуществляющие на законных основаниях на территории России трудовую деятельность, не подлежали обязательному пенсионному страхованию. Федеральным законом от 3 декабря 2011 г. N 379-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды" (далее - Закон N 379-ФЗ) в ст. 7 Закона N 167-ФЗ внесены поправки, согласно которым с 1 января 2012 г. в круг застрахованных лиц включены иностранцы, временно пребывающие в РФ. Правда, в отличие от постоянно и временно проживающих в нашей стране иностранных граждан, с некоторыми оговорками. Для того чтобы на временно пребывающего иностранца или апатрида распространялся российский режим обязательного пенсионного страхования, он должен: - заключить трудовой договор на неопределенный срок либо срочный трудовой договор на срок не менее шести месяцев (т. е. страхованию ни при каких обстоятельствах не подлежат иностранцы, осуществляющие деятельность на основании договора гражданско-правового характера, или самозанятые лица); - не относиться к категории высококвалифицированных специалистов в соответствии с Законом N 115-ФЗ. Высококвалифицированным специалистом признается иностранный гражданин, имеющий опыт работы, навыки или достижения в конкретной области деятельности, если условия привлечения его к трудовой деятельности в РФ предполагают, как правило, получение им заработной платы (вознаграждения) в определенном высоком размере из расчета за один год (365 календарных дней) <9>. -------------------------------- <9> Например, для лиц, являющихся научными работниками или преподавателями, в случае их приглашения соответствующими организациями для занятия научно-исследовательской или преподавательской деятельностью, этот размер составляет не менее одного миллиона рублей в год, а для иностранцев, участвующих в реализации проекта "Сколково" в соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 г. N 244-ФЗ "Об инновационном центре "Сколково", требования к размеру заработной платы не предъявляются.

Таким образом, в настоящее время иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно или временно проживающие в нашей стране и одновременно относящиеся к одной из перечисленных выше категорий застрахованных лиц (к примеру, работающие по трудовому договору или являющиеся индивидуальными предпринимателями), а также временно пребывающие в РФ иностранцы, заключившие трудовой договор на неопределенный срок либо срочный трудовой договор на срок не менее шести месяцев, подпадают под российский правовой режим обязательного пенсионного страхования, и, следовательно, за них (или ими) должны уплачиваться страховые платежи в Пенсионный фонд РФ. Очевидно, что включение в круг застрахованных лиц иностранцев из числа временно пребывающих в нашей стране и осуществляющих трудовую деятельность не только положительно скажется на их пенсионных правах, но и несколько поправит парадоксальную ситуацию, при которой нанимать на работу мигрантов выгоднее, чем использовать труд собственных граждан, поскольку за первых не надо платить страховые взносы в Пенсионный фонд РФ. Хотя действующая норма Закона N 167-ФЗ оставляет безответственным работодателям лазейку для "оптимизации расходов" на рабочую силу: возможно заключение трудового договора на срок менее шести месяцев или использование гражданско-правовых соглашений. Отметим еще один принципиально важный момент. Закон N 379-ФЗ ввел в Закон N 167-ФЗ новую ст. 22.1, которая дифференцирует правила уплаты страховых взносов за иностранцев исходя из статуса их нахождения на территории РФ. Страхователи в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории РФ, уплачивают страховые взносы по тарифу, установленному законодательством РФ на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии, в зависимости от года рождения соответствующих лиц. В отношении же иностранцев, которые временно проживают или временно пребывают в РФ, страховые взносы уплачиваются по тарифу, установленному на финансирование страховой части пенсии, независимо от года рождения. Тем самым у первой категории могут формироваться права и на страховую, и на накопительную часть трудовой пенсии, а у второй - на страховую часть. Может возникнуть вопрос о том, как быть с тем фактом, что пенсия назначается только иностранцам, постоянно проживающим в нашей стране, а обязательному пенсионному страхованию могут подлежать и временно проживающие, и временно пребывающие в России иностранные граждане. Анализ действующего правового регулирования показывает, что положение Закона N 173-ФЗ, согласно которому иностранные граждане и лица без гражданства имеют право на трудовую пенсию только при условии постоянного проживания в РФ, в данном случае значения не имеет. Оно касается вопросов реализации пенсионных прав, но не их приобретения. Любой временно проживающий иностранец может приобрести статус постоянно проживающего в РФ как до достижения пенсионного возраста, так и после. При неуплате страховых взносов за периоды временного проживания или временного пребывания такой иностранец будет ущемлен в праве на пенсионное обеспечение. При этом увязку решения вопроса об уплате иностранцами страховых взносов с вопросом о возникновении у них права на трудовую пенсию затруднительно осуществить в практическом плане. Ведь даже постоянно проживающие на территории нашей страны на момент уплаты страховых взносов иностранные граждане впоследствии могут утратить этот статус и, следовательно, не приобрести права на трудовую пенсию. Кроме того, правоотношения по обязательному пенсионному страхованию, связанные с регистрацией в территориальных органах страховщика и уплатой страховых взносов, и непосредственно пенсионные правоотношения, связанные с установлением, выплатой и доставкой пенсий, возникают в связи с наступлением различных юридических фактов и, соответственно, отличаются друг от друга. Так, правоотношения по предоставлению трудовых пенсий следуют за правоотношениями по обязательному пенсионному страхованию. Вместе с тем вступление гражданина в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию вовсе не означает автоматического возникновения у него правоотношений по предоставлению трудовых пенсий. Коллизия, при которой проживающие иностранные граждане уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, а в итоге права на трудовую пенсию могут не приобрести, решается путем заключения международных договоров в области пенсионного обеспечения. При помощи международного договора пенсионные права, приобретенные на территории одного государства, могут учитываться при установлении пенсии на территории другой страны. В документах Международной организации труда (далее - МОТ) государствам при подготовке пенсионных соглашений рекомендуется использовать либо метод пропорционального распределения, либо метод интеграции. Эти предложенные МОТ методы обусловили заключение нашей страной международных договоров, именуемых в одних случаях "пропорциональными", в других - территориальными (интеграционными). Международные соглашения играют важнейшую роль в обеспечении равенства граждан и сохранения их прав в пенсионной сфере в случае миграции из одной страны в другую, они являются основной формой сотрудничества государств в пенсионной сфере. Главной содержательной особенностью международных договоров, основанных на пропорциональном принципе, является распределение расходов на выплату пенсий в зависимости от величины пенсионных прав, приобретенных гражданами на территории каждой договаривающейся стороны, с применением правил суммирования стажа для определения права на пенсию. Этот принцип предусматривает так называемый экспорт пенсий. При действии таких соглашений с соответствующими странами граждане этих государств смогут реализовать свои пенсионные права, приобретенные в РФ, независимо от того, проживают они в РФ на момент обращения за пенсией или нет. Специалистами-профессионалами пропорциональные договоры признаются более объективными и равноправными, поскольку они исходят из того, что каждая сторона отвечает только за тот стаж, который был приобретен на ее территории <10>. -------------------------------- <10> См.: Комментарий к пенсионному законодательству Российской Федерации / Под общ. ред. М. Ю. Зурабова; отв. ред. Ю. В. Воронин. М.: Норма, 2007. С. 312.

Интересно, что пропорциональный тип международных пенсионных соглашений получил наибольшее распространение в мире. Например, нормы действующих международных соглашений Германии о пенсионном обеспечении, которые заключены с государствами, не входящими в состав Европейского союза (Австралия, Босния и Герцеговина, Чили, Израиль, Япония, Канада, Южная Корея, США, Марокко, Хорватия, Македония, Черногория, Сербия, Турция, Тунис), основаны на пропорциональном принципе. Отношения в области пенсионного обеспечения между государствами - членами Европейского союза также построены на указанном принципе <11>. -------------------------------- <11> См.: Sozialversicherungsabkommen. Berlin: Deutsche rentenversicherung, 2007; EU Verordnungen N 1408/71 und 574/72 EWG aus der Sicht rentenversicherung. Berlin: Deutsche rentenversicherung, 2007; Rente ohne Grenzen - arbeiten im Ausland. Berlin: Deutsche rentenversicherung, 2008.

В настоящее время действует шесть международных договоров, которые предусматривают выплату российских пенсий за рубеж за стаж, приобретенный на территории нашей страны: с Испанией, Украиной, Белоруссией, Болгарией, Латвией и Эстонией. Например, согласно ст. 6 Договора между Российской Федерацией и Эстонской Республикой о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 14 июля 2011 г. каждая договаривающаяся сторона исчисляет размер пенсии, соответствующий пенсионному стажу, приобретенному на ее территории, согласно положениям своего законодательства. Тем самым гражданин Эстонии, работавший в РФ и являвшийся застрахованным в российской системе обязательного пенсионного страхования, будет иметь право на трудовую пенсию при выполнении всех необходимых условий даже в случае проживания в собственной стране. В данном случае факт постоянного проживания на территории РФ никакого значения не имеет. Изложенный подход и является тем самым предусмотренным в ст. 3 Закона N 173-ФЗ случаем - изъятием из общего правила, устанавливающего, что право на трудовую пенсию имеют только постоянно проживающие в РФ иностранцы. Здесь напомним, что, согласно Конституции РФ, если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Таким образом, международные договоры являются источником внутригосударственного (национального) права РФ, при этом наиболее юридически значимым. Для лица, выехавшего за рубеж, в практическом плане это означает, что если в отношениях между РФ и государством, на территорию которого оно переселилось, действует международное соглашение, то его пенсионное обеспечение будет осуществляться исходя из норм такого договора. Также пенсионные права, приобретенные иностранцами в РФ, могут быть учтены государством, в отношениях с которым действует договор, основанный на территориальном принципе (см. таблицу). Основной особенностью подобных международных соглашений является осуществление пенсионного обеспечения лица по законодательству и за счет средств государства, на территории которого он проживает, с учетом пенсионных прав, приобретенных им в государстве-контрагенте. Можно сказать, что сохранение пенсионных прав граждан, переселившихся в страны, в отношениях с которыми у России действуют территориальные соглашения, происходит посредством передачи обязательств по их пенсионному обеспечению этим государствам. На основании территориальных соглашений осуществляется приравнивание иностранного стажа к собственному. По общему правилу согласно договору, основанному на территориальном принципе, гражданину, например, Молдовы, проживавшему и работавшему в РФ и выехавшему затем на Родину, будет назначена молдавская пенсия с учетом периодов работы в нашей стране.

Перечень действующих международных договоров Российской Федерации, регулирующих вопросы установления трудовых пенсий <12>

-------------------------------- <12> Смешанный территориально-пропорциональный принцип в отношениях с Белоруссией и Латвией (п. п. 11 и 13 таблицы) означает, что за периоды стажа, приобретенные в СССР, пенсию выплачивает государство проживания пенсионера, а за последующий стаж - государство, в котором он был приобретен. В отношениях с Украиной (п. 6) названный принцип заключается в том, что Россия выплачивает часть пенсии за "северный" стаж, имевший место после 1 января 1991 г. в районах Крайнего Севера, только до возникновения права на пенсию по законодательству Украины.

Наименование договора (соглашения) Принцип договора (соглашения)

1. Соглашение между СССР и Чехословацкой территориальный Республикой о социальном обеспечении от 2 декабря 1959 г. (применяется в отношениях со Словакией)

2. Соглашение между СССР и Румынской Народной территориальный Республикой о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24 декабря 1960 г.

3. Соглашение между СССР и Венгерской Народной территориальный Республикой о сотрудничестве в области социального обеспечения от 20 декабря 1962 г.

4. Соглашение между СССР и Монгольской Народной территориальный Республикой о сотрудничестве в области социального обеспечения от 6 апреля 1981 г.

5. Соглашение о гарантиях прав граждан территориальный государств - участников СНГ от 13 марта 1992 г. <13>

6. Временное соглашение между Правительством РФ смешанный и Правительством Украины о гарантиях прав территориально - граждан, работавших в районах Крайнего Севера и пропорциональный в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в области пенсионного обеспечения от 15 января 1993 г.

7. Договор между РФ и Королевством Испания о пропорциональный социальном обеспечении от 11 апреля 1994 г.

8. Соглашение между Правительством РФ и территориальный Правительством Республики Молдова о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 10 февраля 1995 г.

9. Соглашение между Правительством РФ и территориальный Правительством Литовской Республики о пенсионном обеспечении от 29 июня 1999 г.

10. Соглашение между Правительством РФ и территориальный Правительством Грузии о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 16 мая 1997 г.

11. Договор между РФ и Республикой Беларусь о смешанный сотрудничестве в области социального обеспечения территориально - от 24 января 2006 г. пропорциональный

12. Договор между РФ и Республикой Болгария о пропорциональный социальном обеспечении от 27 февраля 2009 г.

13. Договор между РФ и Латвийской Республикой о смешанный сотрудничестве в области социального обеспечения территориально - от 18 декабря 2007 г. пропорциональный

14. Договор между РФ и Эстонской Республикой о пропорциональный сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 14 июля 2011 г.

-------------------------------- <13> Участниками этого Соглашения являются: Российская Федерация, Белоруссия, Казахстан, Украина, Армения, Таджикистан, Туркменистан, Киргизия, Узбекистан.

Важно, что в настоящее время Минздравсоцразвития России как федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального развития, ведется переговорный процесс, направленный на заключение международных договоров, основанных на принципе пропорциональности, с Литвой, Венгрией, Германией, Сербией. 8 декабря 2011 г. был подписан Договор между Российской Федерацией и Чешской Республикой о социальном обеспечении, который подлежит ратификации и вступает в силу в первый день третьего месяца, который следует за днем обмена ратификационными грамотами. В целом представляется, что работа по заключению Россией международных договоров должна являться одним из приоритетов в пенсионной сфере, чтобы наша страна являлась полноценным участником системы сохранения пенсионных прав в мировом масштабе и ни один человек при переселении не мог почувствовать себя ущемленным в этих правах. В заключение отметим, что на основании Федерального закона от 6 марта 2001 г. N 21-ФЗ "О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы РФ" и ст. 24 Закона N 173-ФЗ в случае, если иностранцу в период проживания в РФ была назначена пенсия, он может продолжать ее получать и при выезде из нашей страны (кроме социальной пенсии). Данное положение национального законодательства, гарантирующее сохранение приобретенных пенсионных прав без каких-либо территориальных ограничений, является вторым исключением из общего правила о пенсионном обеспечении иностранцев.

------------------------------------------------------------------

Название документа