О некоторых правовых вопросах социального обеспечения в странах ЕврАзЭС: проблемы науки и законодательства
(Шайхатдинов В. Ш.) ("Российский юридический журнал", 2012, N 5) Текст документаО НЕКОТОРЫХ ПРАВОВЫХ ВОПРОСАХ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В СТРАНАХ ЕВРАЗЭС: ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
В. Ш. ШАЙХАТДИНОВ
Шайхатдинов Владимир Шамильевич, доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой социального права, государственной и муниципальной службы Уральской государственной юридической академии (Екатеринбург).
Рассмотрены вопросы социального обеспечения в странах ЕврАзЭС: понятия социальной защиты населения и социального обеспечения, системы права социального обеспечения как отрасли национального права, законодательство о социальном обеспечении, опыт стран ЕврАзЭС в рассматриваемой сфере.
Ключевые слова: социальная защита населения, социальное обеспечение, система права социального обеспечения, пособия по временной нетрудоспособности, пособия на детей, прожиточный минимум.
Certain legal matters of social security of the EurAsEC countries: problems of science and legislation V. Sh. Shaihatdinov
Some legal issues of EurAsEC countries' welfare are considered: the concept of social protection and social welfare, system of social security law as a branch of national law, social security legislation, experience of the EurAsEC countries in the sphere under consideration.
Key words: social protection of population, social welfare, system of social security law, temporary disability benefits, child allowances, subsistence minimum.
В юридической литературе стран ЕврАзЭС в последние годы исследовались вопросы права социального обеспечения, в частности понятия социальной защиты населения и социального обеспечения, система социального обеспечения, предмет и система права социального обеспечения. В научной литературе и законодательстве, как в России, так и в некоторых других странах ЕврАзЭС, под социальной защитой населения понимают деятельность государства, органов местного самоуправления и работодателей по созданию условий для нормальной жизнедеятельности населения. При этом социальное обеспечение входит в сферу социальной защиты населения. Именно такой подход характерен для учебника по праву социального обеспечения Республики Казахстан <1> и диссертации А. Х. Маликовой из Республики Таджикистан <2>. В отличие от этих изданий в белорусском учебнике по праву социального обеспечения социальная защита населения даже не упоминается, речь идет лишь о социальном обеспечении <3>. -------------------------------- <1> Жумангулов Г. М., Ахметов А., Ахметова Г. Право социального обеспечения: Учеб. Алматы, 2005. С. 22. <2> Маликова А. Х. Организационно-правовые аспекты функции государства по социальной защите престарелых и инвалидов в Республике Таджикистан: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005. С. 8. <3> Право социального обеспечения: Учеб. / Под ред. И. В. Гущина. Минск, 2002. С. 74 и след.
По поводу природы социального обеспечения также можно найти разнообразные мнения специалистов по нашей отраслевой науке из других стран. Так, в казахстанском учебнике по праву социального обеспечения утверждается, что социальное обеспечение - это форма распределения материальных благ не за труд <4>. Что же касается упомянутого белорусского учебника, то в нем указывается, что социальное обеспечение носит алиментарный характер <5>. При этом под алиментарностью понимается не целевое назначение материальных благ, а юридический способ их распределения. Получается, что они распределяются бесплатно. Как известно, подобные взгляды были характерны для ряда советских ученых в 70-х гг. прошлого века (А. Д. Зайкин, Р. И. Иванова и др.). -------------------------------- <4> Жумагулов Г. М., Ахметов А., Ахметова Г. Указ. соч. С. 15. <5> Право социального обеспечения: Учеб. / Под ред. И. В. Гущина. С. 20 - 22.
Представляет интерес трактовка учеными государств-членов ЕврАзЭС системы права социального обеспечения как отрасли национального права. Воспользуемся имеющимися в нашем распоряжении казахстанским и белорусским учебниками по праву социального обеспечения. Каждый из них имеет достоинства и недостатки. Например, в казахстанском учебнике выделяются общая, особенная и специальная части отрасли, что следует одобрить. Однако при наполнении общей части отрасли не всегда проводятся различия между общей частью отрасли права и общей частью отраслевой науки. Так, к общей части отрасли права отнесены правоотношения в сфере социального обеспечения и источники права социального обеспечения. Среди правовых институтов особенной части перечислены правовые институты пенсий по старости, по инвалидности, за выслугу лет, социальных пенсий, пенсий по случаю потери кормильца, социального обслуживания, пособий по безработице, пособий по временной нетрудоспособности. В то же время здесь отсутствуют правовые институты медицинской помощи, социальной поддержки (льгот), государственной социальной помощи, а также пособий на детей. Трудно признать правильным содержание специальной части отрасли права социального обеспечения по казахстанскому учебнику. В специальную часть отрасли включены международно-правовое регулирование социального обеспечения, а также законодательство зарубежных стран о социальном обеспечении. Таким образом, не проводится различие между отраслью права, отраслью законодательства, отраслевой наукой и учебной дисциплиной. Много внимания вопросам системы права социального обеспечения уделено в белорусском учебнике (с. 55 - 69). Авторы учебника различают основные, генеральные, функциональные, предметные (материально-регулятивные), процессуально-процедурные или ограничительные правовые институты. Также в данном учебнике отмечено, что в составе отрасли права социального обеспечения Республики Беларусь имеются две подотрасли: пенсионное право и право обеспечения граждан пособиями. Кроме того, выделены правовые институты обеспечения граждан бесплатным медицинским и санаторно-курортным лечением, а также услуг, льгот, натуральных материальных благ гражданам при содержании и воспитании детей в дошкольных и внешкольных учреждениях. Что касается общей части отрасли, то ее содержание в белорусском учебнике не определено. Немало полезного по поводу системы права социального обеспечения сказано в украинских учебниках по праву социального обеспечения. В учебнике под редакцией П. Д. Пилипенко <6> предпринята попытка детальной разработки содержания общей части данной отрасли права. По мнению авторов этого учебника, в общую часть отрасли входят следующие правовые институты: 1) институт, который определяет сферу действия и предмет правового регулирования отрасли; 2) институт правосубъектности; 3) институт государственных социальных стандартов и социальных гарантий; 4) институт социальных рисков; 5) институт принципов; 6) институт обязательного государственного страхования; 7) институт реализации права на социальное обеспечение. Соглашаясь в целом с предложенным составом общей части отрасли, хотелось бы высказать несколько соображений. Первый правовой институт целесообразно было бы именовать основным. Наличие шестого правового института сомнительно, так как нормы об обязательном государственном социальном страховании преимущественно относятся к финансовому праву. Наконец, институт реализации права на социальное обеспечение следовало бы включить в специальную часть отрасли. -------------------------------- <6> Право социального обеспечения / Под ред. П. Д. Пилипенко. Киев, 2006.
В данном учебнике особенная часть отрасли именуется специальной. Авторы отнесли к специальной части три правовых института: страховых и нестраховых пенсий с двумя соответствующими подынститутами; страховых и нестраховых пособий; социальных льгот и социального обслуживания. Как видно, в специальной части меньше правовых институтов, чем в общей. Кроме того, в специальной части отсутствуют правовые институты о медицинской помощи, о государственной социальной помощи, а также об обеспечении лиц, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. В то же время нельзя не отметить, что в рассматриваемом украинском учебнике кроме системы отрасли права изучена система законодательства о социальном обеспечении, а также система науки и учебной дисциплины. В учебнике И. М. Сироты к общей части отрасли права отнесены нормы, характеризующие предмет, задачи отрасли, сферу действия норм права и др. <7>. Касаясь группы правовых норм, регулирующих пенсионные отношения, И. М. Сирота отказался от своего же мнения о наличии пенсионного права как подотрасли <8> и заявил о наличии ряда правовых институтов, соответствующих каждому виду пенсий. Кроме того, он считает, что существуют правовые институты: пособий по социальному страхованию; государственных пособий семьям с детьми; социального обслуживания; охраны и защиты прав граждан на социальное обеспечение. -------------------------------- <7> Сирота И. М. Право социального обеспечения. Харьков, 2006. С. 33. <8> Там же. С. 34.
В странах - членах ЕврАзЭС опубликованы и другие учебные и научные издания по праву социального обеспечения, например монографии Б. И. Сташко "Теория права социального обеспечения" (Киев, 2005) и А. Е. Думбаева и Т. В. Поповой "Инвалид, общество и право" (Алматы, 2006), учебное пособие Ж. А. Хамзиной "Социально-обеспечительные правоотношения в Республике Казахстан" (Алматы, 2002), авторефераты кандидатских диссертаций Я. А. Пожого "Источники права социального обеспечения Республики Беларусь" (М., 2003) и М. П. Копыльского "Охрана прав граждан на пенсионное обеспечение в Республике Беларусь" (М., 2003) и др. Какие же нормативные правовые акты стран - членов ЕврАзЭС полезны для российского законодателя, научных работников и преподавателей, занимающихся правом социального обеспечения? По вопросам обеспечения семей, имеющих детей, интерес представляют: 1) Закон Республики Беларусь от 30 октября 1992 г. "О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей"; 2) Закон Республики Казахстан от 28 июня 2005 г. "О государственных пособиях семьям, имеющим детей"; 3) Положение о назначении и выплате пособия семьям с несовершеннолетними детьми, утвержденное Постановлением Кабинета министров Республики Узбекистан от 10 декабря 1996 г. В белорусском Законе важно то, что он предусматривает назначение государственного пособия по уходу за ребенком в возрасте до трех лет, а также по уходу за ребенком до трех лет и ребенком-инвалидом до 18 лет в случае болезни матери либо другого лица, фактически осуществляющего уход за ребенком. Весьма своеобразно в Республике Беларусь определяется размер пособия по беременности и родам. Так, для женщин, работающих на основе трудовых договоров, размер пособия составляет 100% среднедневного заработка, но за каждый календарный месяц не более 3-кратной величины средней заработной платы в Республике и не менее минимального размера этого пособия. Минимальный размер данного пособия составляет 50% наибольшей величины прожиточного минимума на душу населения. Оригинально в Белоруссии устанавливается и размер пособия в связи с рождением ребенка. При рождении первого ребенка он составляет наибольшую величину прожиточного минимума в 5-кратном размере, при рождении второго и последующих детей - в 7-кратном. Исходя из прожиточного минимума исчисляется и размер пособия по уходу за ребенком до трех лет: 80% наибольшей величины прожиточного минимума. Нельзя не сказать и о белорусском пособии на детей старше трех лет. Его размер дифференцируется в зависимости от дохода семьи. В размере 30% наибольшей величины прожиточного минимума пособие назначается, если средний совокупный доход на члена семьи в месяц не превышает 60% прожиточного минимума. Пособие составляет 50% указанного размера, если средний совокупный доход на члена семьи не превышает 80% прожиточного минимума. В Законе Республики Казахстан "О государственных пособиях семьям, имеющим детей" обращает на себя внимание установление размеров пособий при рождении детей, а также пособий по уходу за ребенком в зависимости от того, на какого по счету ребенка назначается пособие. Кроме того, размеры пособия определяются из месячного расчетного показателя. Например, пособие по уходу за первым ребенком составляет 5,5 этого показателя, за вторым - 6,5, за третьим - 7,5, за четвертым и следующими - 8,5. В Узбекистане решение о назначении и выплате семьям пособия на детей принимается сходом граждан (собранием представителей) поселка, кишлака, аула или комиссией, уполномоченной сходом на принятие таких решений. Пособия назначаются лицам, нуждающимся в этом. Размер пособия: на одного ребенка - 50% минимальной оплаты труда, на двух детей - 100%, на трех и более - 140%. Следует упомянуть Законы Республики Узбекистан "Об основах государственной молодежной политики", "О социальной защищенности инвалидов", "Об обязательном государственном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" и Указ Президента Республики Узбекистан "О дополнительных мерах по материальной и моральной поддержке молодых семей". Несколько важных социальных Законов и подзаконных актов приняты в Кыргызской Республике: "О государственном социальном страховании", "О гарантированных государственных минимальных социальных стандартах", Положение о порядке назначения и выплаты пособия по беременности и родам и временной нетрудоспособности. В Республике Таджикистан действуют Законы "О государственном социальном страховании" и "О прожиточном минимуме". Рассмотрение указанных вопросов привело к следующим выводам. 1. Возможна подготовка модельного учебника по праву социального обеспечения для стран ЕврАзЭС. 2. Необходимо проведение научно-практической конференции представителей стран ЕврАзЭС по вопросам права социального обеспечения. 3. Весьма желательно разработать модельные законы "О пособиях по временной нетрудоспособности и по беременности и родам", "О пособиях на детей", "О социальном обеспечении лиц, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, и членов их семей".
Bibliography
Malikova A. X. Organizacionno-pravovye aspekty funkcii gosudarstva po social'noj zashhite prestarelyx i invalidov v Respublike Tadzhikistan: Avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. M., 2005. Pravo social'nogo obespecheniya / Pod red. P. D. Pilipenko. Kiev, 2006. Pravo social'nogo obespecheniya: Ucheb. / Pod red. I. V. Gushhina. Minsk, 2002. Sirota I. M. Pravo social'nogo obespecheniya. Xar'kov, 2006. Zhumangulov G. M., Axmetov A., Axmetova G. Pravo social'nogo obespecheniya: Ucheb. Almaty, 2005.
------------------------------------------------------------------
Название документа