О некоторых актуальных правовых вопросах, возникающих при назначении пенсии за выслугу лет с учетом периода службы в правоохранительных органах (по материалам судебной практики)

(Ефремов А. В.) ("Право в Вооруженных Силах", 2014, N 1) Текст документа

О НЕКОТОРЫХ АКТУАЛЬНЫХ ПРАВОВЫХ ВОПРОСАХ, ВОЗНИКАЮЩИХ ПРИ НАЗНАЧЕНИИ ПЕНСИИ ЗА ВЫСЛУГУ ЛЕТ С УЧЕТОМ ПЕРИОДА СЛУЖБЫ В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНАХ (ПО МАТЕРИАЛАМ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ)

А. В. ЕФРЕМОВ

Ефремов А. В., начальник юридического отделения военного комиссариата Чувашской Республики.

В статье рассмотрены правовые вопросы, возникающие на практике при назначении пенсии за выслугу лет.

Ключевые слова: военная служба, военная пенсия, пенсионер, выслуга лет, стаж, правоохранительная служба.

Some topical legal issues arising in practice when assigning retirement pensions based on service in law enforcement A. V. Efremov

The article deals with the legal issues arising in practice, for the purpose of retirement for longevity.

Key words: military service, military pension, pensioner, seniority, experience, law enforcement service.

Статья 6 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" предусматривает приостановление на время службы выплаты пенсии при поступлении пенсионера на военную службу, службу в органы внутренних дел, в Государственную противопожарную службу, в органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ или учреждения и органы уголовно-исполнительной системы (в том числе в любых других государствах). Конституционность данной нормы была подтверждена Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 18 марта 2004 г. N 6-П. Конституционный Суд Российской Федерации указал, что обязанности военной службы и службы в правоохранительных органах связаны с выполнением специфических задач обороны страны и охраны правопорядка в условиях, сопряженных с риском для жизни и здоровья, повышенными физическими и эмоциональными нагрузками, неблагоприятным воздействием различного рода иных факторов. Лица, избравшие своей профессиональной деятельностью военную службу, службу в правоохранительных органах, должны соответствовать ее медицинским и профессионально-психологическим требованиям, иметь необходимую физическую и профессиональную подготовку. Особый характер такой службы не только обусловливает предъявление повышенных требований к допускаемым к ней лицам и установление в связи с этим законодательных ограничений их прав и свобод (в том числе предельного возраста пребывания на службе), но и предопределяет обязанность государства гарантировать им повышенную социальную защиту, включая соответствующее их особому статусу и характеру службы пенсионное обеспечение. Реализуя данную конституционную обязанность государства, федеральный законодатель установил для лиц, несущих военную службу и службу в правоохранительных органах, дополнительные гарантии и льготы по пенсионному обеспечению, в частности право на получение пенсии за выслугу лет, которая назначается независимо от возраста при наличии определенной законом продолжительности полной выслуги на военной или иной правоохранительной службе, а также при отсутствии полной выслуги в связи с достижением предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, либо в связи с организационно-штатными мероприятиями. Пенсия за выслугу лет назначается в целях компенсации гражданам заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением ими службы, а также в целях создания условий для их адаптации к гражданской жизни, способствует переходу в другие сферы занятости, не допуская при этом существенного снижения уровня жизни в связи с изменением рода деятельности и профессии. Предоставляя лицам, проходившим военную и (или) правоохранительную службу, право на получение пенсии за выслугу лет за счет средств федерального бюджета независимо от возраста при прекращении службы и одновременно закрепляя правило о приостановлении выплаты этой пенсии при их возвращении на военную или правоохранительную службу, федеральный законодатель исходил из специфики и характера такой службы, а также преследовал цель не только гарантировать указанным лицам соответствующее материальное обеспечение в случае необходимости оставить службу, но и стимулировать их переход в другие сферы занятости, способствовать своевременной ротации кадров на военной и правоохранительной службе. Пенсионеры, вернувшиеся на военную или правоохранительную службу и вновь приобретшие статус военнослужащего (сотрудника правоохранительных органов), также находятся в равном положении - выплачиваемое им денежное довольствие, иные виды обеспечения устанавливаются, в частности, исходя из имеющейся у них выслуги на военной или правоохранительной службе, причем предусмотренное с учетом выслуги увеличение размера полагающегося денежного довольствия в определенной мере компенсирует приостановление выплаты пенсии за выслугу лет. Таким образом, лицам, имеющим право на получение пенсии за выслугу лет, предоставляется право выбора - продолжать службу по контракту (заново поступить на службу) либо получать пенсию за выслугу лет и продолжать (либо не продолжать) свою трудовую деятельность в других сферах и областях. Следовательно, конституционные права лиц, получающих пенсионное обеспечение в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 и изъявивших желание вернуться на службу, не нарушаются и дискриминационными по своему характеру не являются. В силу этого и нормы оспариваемой статьи полностью соответствуют Конституции Российской Федерации и не ограничивают права лиц на социальное обеспечение <1>. В соответствии со ст. 14 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" в случае повторного определения на военную службу, или на службу в органы внутренних дел, или на Государственную противопожарную службу, или на службу в органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, или на службу в учреждения и органы уголовно-исполнительной системы указанных в названной статье лиц, получавших пенсию, при последующем увольнении их со службы выплата им пенсии возобновляется исходя из выслуги и общего трудового стажа на день последнего увольнения. -------------------------------- <1> Белянинова Ю. В. Комментарий к Закону Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" // Под ред. Т. С. Гусевой. СПС "Гарант".

Однако применение указанной нормы нередко вызывает затруднения у правоприменителей, и часто такие затруднения возникают в повседневной деятельности работников военных комиссариатов, а также их коллег из других пенсионных органов силовых министерств и ведомств. Особенно много вопросов связано с разрешением заявлений о назначении пенсии за выслугу лет лиц, которые были уволены с военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации с выслугой лет, дающей право на пенсию за выслугу лет, но не обратились после увольнения за ее назначением, а поступили на военную или правоохранительную службу в другие войска, воинские формирования и органы. Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" в отношении такой ситуации однозначного ответа не дает, что порождает, в частности, обращения граждан в суды. Так, 6 августа 2013 г. судебная коллегия по гражданским делам Пензенского областного суда рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 33-1952 по апелляционной жалобе представителя военного комиссариата Пензенской области на решение Ленинского районного суда г. Пензы от 25 апреля 2013 г., которым было удовлетворено исковое заявление П. На военный комиссариат Пензенской области возложены обязанности: при возобновлении выплаты истцу пенсии за выслугу лет с 1 ноября 2012 г. включить в выслугу лет период прохождения службы П. в органах МВД России; произвести перерасчет пенсии за период с 1 ноября 2012 г. по 28 февраля 2013 г. с учетом выслуги 25 лет. Проверив материалы дела, заслушав объяснения представителя военного комиссариата Пензенской области, просившей решение суда отменить, принять новое решение - об отказе в иске, представителя П. по доверенности, просившего решение оставить без изменения, судебная коллегия установила: П. обратился в суд с иском к военному комиссариату Пензенской области о перерасчете пенсии, указав, что приказом главнокомандующего войсками ПВО от 31 июля 1997 г. он уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями с выслугой 20 лет, дающей право на получение пенсии по выслуге лет. Пенсия по линии Министерства обороны Российской Федерации назначена ему 20 октября 1997 г., с 22 июля 1998 г. выплата пенсии приостановлена в связи с поступлением на службу в органы МВД России. С 3 июня 2002 г. Приказом УВД МВД России по Пензенской области от 29 мая 2002 г. N... он был уволен из органов МВД России, ему была назначена пенсия за выслугу лет по линии МВД России. 17 октября 2012 г. в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации П. решил возобновить получение пенсии по линии Министерства обороны Российской Федерации, полагая при этом, что пенсия должна быть исчислена ему с учетом выслуги лет, приобретенной им на день последнего увольнения, т. е. всего со службой в МВД России - 25 лет. Однако ответчик при возобновлении выплаты пенсии П. расчет осуществил лишь с учетом выслуги 20 лет. На его заявление о зачете в выслугу лет службы в органах МВД России ответчик ответил отказом. Просил суд обязать ответчика засчитать ему в общую выслугу лет службу в органах МВД России и исчислить пенсию с 1 ноября 2012 г. с учетом выслуги 25 лет; взыскать с ответчика в его пользу сумму недоплаченной ему пенсии за период с 1 ноября 2012 г. по 28 мая 2013 г. В судебном заседании П. уточнил исковые требования, просил суд обязать ответчика засчитать ему в общую выслугу лет службу в органах МВД России и исчислить пенсию с 1 ноября 2012 г. с учетом выслуги 25 лет; произвести перерасчет пенсии за период с 1 ноября 2012 г. по 28 февраля 2013 г. с учетом выслуги 25 лет. Представители военного комиссариата Пензенской области иск не признали, полагая, что в соответствии с действующим законодательством оснований для перерасчета пенсии исходя из выслуги лет с учетом службы в органах МВД России не имеется. Просили в иске отказать. Ленинский районный суд г. Пензы принял вышеуказанное решение. В апелляционной жалобе представитель военного комиссариата Пензенской области решение суда просила отменить как постановленное с существенными нарушениями норм материального права, поскольку выводы суда, изложенные в нем, не соответствуют материалам и обстоятельствам дела, судом неверно истолкован закон. По содержанию ч. 2 ст. 14 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 при увольнении из МВД России П. вправе выбирать наиболее предпочтительный для него вариант: либо оформить пенсию за выслугу лет, полагающуюся ему как сотруднику МВД России с учетом более продолжительной выслуги лет, либо получать ранее назначенную пенсию за выслугу лет от Министерства обороны Российской Федерации. Суд необоснованно признал несостоятельной ссылку стороны ответчика на правовую позицию, изложенную Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 18 марта 2004 г. N 6-П и Определении от 9 ноября 2004 г. N 320-О, которая касается не только таможенной службы, но и в целом службы лиц, получающих пенсию за выслугу лет, во всех силовых ведомствах и приведена в целях аналогии действий в случае повторного поступления на службу данной категории граждан, приобретших вновь статус военнослужащего. Несостоятельным является и вывод суда об удовлетворении требований истца о перерасчете и выплате пенсии. Право на пенсию от Министерства обороны Российской Федерации военнослужащие приобретают со дня увольнения с военной службы и сохраняют до нового поступления на военную службу либо службу в других органах. При повторном поступлении на службу и выходе на пенсию она назначается вновь с учетом ст. 11 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1. Впервые пенсия истцу была назначена Министерством обороны Российской Федерации из расчета выслуги 20 лет в 1997 г., в 1998 г. выплата пенсии была приостановлена в связи с поступлением его на службу в кадры МВД России. Военный комиссариат Пензенской области при возобновлении пенсии истцу учел позицию, изложенную в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 18 марта 2004 г. N 6-П, и возобновил выплату пенсии с 1 ноября 2012 г., ранее приостановленную в связи с поступлением истца на службу в органы МВД России, без учета выслуги лет за службу в органах МВД России. Данная позиция подтверждается судебной практикой. Вывод суда по настоящему делу о том, что в выслугу лет в Министерстве обороны Российской Федерации следует включить период прохождения службы в органах МВД России, из которых истец увольнялся, противоречит ст. 11 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1. Представитель ответчика просила принять новое решение - об отказе в иске. В возражениях на жалобу П. решение суда просил оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя военного комиссариата Пензенской области - без удовлетворения. Обсудив доводы жалобы, возражения на нее, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим отмене, а заявленные П. исковые требования подлежащими оставлению без удовлетворения по следующим основаниям. В соответствии со ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Пунктами 2 и 3 Постановления от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении" Пленум Верховного Суда Российской Федерации разъяснил, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 1 ст. 1, ч. 3 ст. 11 ГПК РФ). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст. ст. 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов. Как видно из материалов дела, приказом главнокомандующего войсками ПВО от 31 июля 1997 г. П. был уволен в звании подполковника с должности начальника штаба - заместителя командира кадров зенитного ракетного полка дивизии ДВО. С 20 октября 1997 г. ему была назначена пенсия за выслугу лет из расчета 20 лет выслуги, выплата которой была приостановлена с 22 июля 1998 г. в связи с поступлением на службу в органы МВД России. В соответствии с Приказом Управления внутренних дел Пензенской области от 29 мая 2002 г. N... подполковник милиции П. - заместитель начальника отдела - начальник штаба отдела внутренних дел Пензенского района уволен со службы с 3 июня 2002 г. Его выслуга на день увольнения составила в календарном исчислении 24 года 3 месяца 5 дней, в льготном - 25 лет 00 месяцев 15 дней. Истцу была назначена пенсия по линии органов МВД России. 17 октября 2012 г. П. обратился в отдел военного комиссариата Пензенской области по Первомайскому и Ленинскому районам с заявлением о возобновлении выплаты пенсии за выслугу лет из расчета выслуги лет в льготном исчислении 25 лет 00 месяцев 15 дней. Выплата пенсии по линии органов МВД России П. прекращена с 1 ноября 2012 г. в связи с переходом на пенсию по линии Министерства обороны Российской Федерации. На указанное заявление истца за подписью военного комиссара Пензенской области в адрес П. было направлено письмо, в соответствии с которым выплата пенсии ему возобновлена. Расчет пенсии был произведен из расчета 20 лет выслуги в календарном исчислении. 29 ноября 2012 г. П. обратился с заявлением к военному комиссару Пензенской области о перерасчете пенсии. 14 декабря 2012 г. в адрес П. ответчиком был направлен отказ, с которым истец не согласился, обратившись в суд с иском, полагая, что на основании положений ч. 2 ст. 14 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 пенсия должна быть исчислена ему с учетом выслуги лет, приобретенной им на день последнего увольнения, т. е. всего со службой в МВД России - 25 лет. Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из того, что требование П. о возобновлении ему выплаты пенсии с учетом включения в выслугу лет периода прохождения службы в органах МВД России основано на нормах Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, а иное противоречило бы принципу единства правовых и организационных основ военной и правоохранительной службы. По мнению судебной коллегии, данный вывод основан на ошибочном толковании норм материального права. В соответствии с ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Как закреплено в ст. 6 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, лицам, указанным в ст. 1 данного Закона, имеющим право на пенсионное обеспечение, пенсии назначаются и выплачиваются после увольнения их со службы. Пенсии по инвалидности этим лицам и пенсии по случаю потери кормильца их семьям назначаются независимо от продолжительности службы. Пенсионерам из числа лиц, указанных в ст. 1 названного Закона, при поступлении их на военную службу или на службу в органы внутренних дел, в Государственную противопожарную службу, в органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, или учреждения и органы уголовно-исполнительной системы (в том числе в любых других государствах) выплата назначенных пенсий на время службы приостанавливается. В силу положений ст. 11 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 пенсионное обеспечение лиц, указанных в ст. 1 данного Закона, и их семей в зависимости от последнего места службы этих лиц осуществляется: а) Министерством обороны Российской Федерации - в отношении военнослужащих, уволенных из Объединенных Вооруженных Сил Содружества Независимых Государств, Вооруженных Сил Российской Федерации, железнодорожных войск и других воинских формирований Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации (кроме формирований, перечисленных в п. п. "б" и "в" ст. 11), лиц, указанных в ч. 1 ст. 3 названного Закона, а также их семей; б) МВД России - в отношении военнослужащих, уволенных из внутренних войск и военизированной пожарной охраны, лиц рядового и начальствующего состава, уволенных из органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы МЧС России, федеральных органов налоговой полиции, а также их семей. Согласно ч. 2 ст. 14 указанного Закона в случае повторного определения на военную службу, или на службу в органы внутренних дел, или в Государственную противопожарную службу, или на службу в органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, или на службу в учреждения и органы уголовно-исполнительной системы указанных в названной статье лиц, получавших пенсию, при последующем увольнении их со службы выплата им пенсии возобновляется исходя из выслуги и общего трудового стажа на день последнего увольнения. Давая толкование указанному положению Закона, суд признал, что в случае продолжения службы соответствующий период также подлежит зачету в выслугу лет и при последующем увольнении выплата пенсии возобновляется исходя из той выслуги, которую они приобрели на день последнего увольнения. Возобновление приостановленной выплаты в соответствии со специальным Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 пенсии истцу с учетом включения в выслугу лет периода прохождения службы в органах МВД России не противоречит и положению ст. 11 данного Закона, регулирующей ведомственную принадлежность пенсионного обеспечения соответствующих категорий уволенных со службы лиц. Вместе с тем согласиться с указанным толкованием положения ч. 2 ст. 14 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 нельзя, поскольку, как следует из содержания указанной нормы, лицам, получавшим пенсию по линии Министерства обороны Российской Федерации, при последующем увольнении со службы выплата пенсии возобновляется исходя из выслуги и общего трудового стажа на день последнего увольнения только в случае повторного определения на военную службу. Данная норма и правовая позиция, отраженная в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 18 марта 2004 г. N 6-П, о том, что "повторное поступление на службу лиц, получающих пенсию за выслугу лет, и приобретение ими вновь статуса военнослужащего (сотрудника правоохранительных органов) не может и не должно иметь своим результатом снижение размера пенсионного обеспечения за выслугу лет по сравнению с тем, которое они имели бы, продолжая находиться на пенсии", закрепляют положение, согласно которому при увольнении со службы таких лиц они вправе выбирать наиболее предпочтительный для них вариант - либо оформить пенсию за выслугу лет по последнему месту службы, либо получать ранее назначенную им пенсию за выслугу лет, если она больше. Приведенные нормы не предусматривают перерасчет выслуги лет и назначенного размера пенсии с учетом полученного в последующем стажа, поскольку возобновление приостановленной выплаты пенсии осуществляется по ранее назначенным нормам, т. е. на момент увольнения из соответствующего ведомства на основании имеющегося расчета выслуги лет на пенсию. Из их содержания следует, что пенсия истцу П., у которого последним местом службы являлось МВД России, должна была быть назначена этим ведомством с включением в выслугу лет на день увольнения со службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, исходя из выслуги 25 лет, а также с учетом ст. 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 и п. 9 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям" из оклада по должности "заместитель начальника отдела - начальник штаба отдела внутренних дел Пензенского района", специального звания "подполковник милиции", присвоенного ко дню увольнения, и процентной надбавки за выслугу лет, исчисленной из этих окладов, что и было сделано органами МВД России в отношении истца. Следовательно, у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения исковых требований П. и признания за ним права на перерасчет пенсии по линии Министерства обороны Российской Федерации с включением в выслугу лет последующего периода прохождения службы в органах МВД России. В соответствии с положениями подп. 4 п. 1, подп. 3 п. 2 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является, в частности, нарушение или неправильное применение норм материального права, а неправильным применением норм материального права является, в частности, неправильное истолкование закона. При таких обстоятельствах решение суда как незаконное и необоснованное подлежит отмене, а заявленные П. исковые требования подлежат оставлению без удовлетворения. Руководствуясь ст. ст. 328, 330 ГПК РФ, судебная коллегия определила: решение Ленинского районного суда г. Пензы от 25 апреля 2013 г. отменить, принять по делу новое решение, которым в иске П. к военному комиссариату Пензенской области о зачете в выслугу лет периода службы в органах МВД России и понуждении ответчика к производству перерасчета пенсии отказать. Апелляционную жалобу представителя военного комиссариата Пензенской области удовлетворить.

Название документа